Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМСИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА'

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМСИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМНО-КРЕАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов А. А., Савина М. В., Морозова Н. В.

В статье предложена авторская концепция анализа инновационной деятельности предприятий с позиций системно-креативного подхода. Предложены этапы и показатели, а также раскрыты особенности использования методов системно-креативного анализа в процессе изучения инновационной деятельности. Особое внимание уделено анализу когнитивно-интеллектуального потенциала предприятия как ключевого фактора активизации инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанов А. А., Савина М. В., Морозова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМСИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА»

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА

Степанов А.А., Савина М.В., Морозова Н.В.

СТЕПАНОВ Александр Аннаярович - доктор экономических наук, профессор кафедры управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД России, Одинцово, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

САВИНА Маргарита Витальевна - доктор экономических наук, профессор экономического факультета Российского государственного социального университета, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

МОРОЗОВА Надежда Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье предложена авторская концепция анализа инновационной деятельности предприятий с позиций системно-креативного подхода. Предложены этапы и показатели, а также раскрыты особенности использования методов системно-креативного анализа в процессе изучения инновационной деятельности. Особое внимание уделено анализу когнитивно-интеллектуального потенциала предприятия как ключевого фактора активизации инновационных процессов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, анализ, предприятие, инновационный потенциал, системно-креативный анализ, когнитивно-интеллектуальный потенциал.

Для цитирования: СтепановА.А., СавинаМ.В., МорозоваН.В. Методологияанализаиннова-ционной деятельности предприятия с использованием системно-креативного подхода // Экономические системы. 2020. Том 13. № 3 (50). С. 12-21. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-3-12-21.

Введение. Повышение эффективности общественного производства в первой четверти XXI в. неразрывно связано с активизацией процессов внедрения новейших достижений научно-технического прогресса на основе реализации политики инноватизации. Основная цель такой политики - существенное сокращение в уровне технологического развития между передовыми и отстающими в научно-техническом плане предприятиями. Решение этой задачи возможно на основе разработки и успешного внедрения системы мер по инновационному развитию предприятий. Важная роль в этом процессе принадлежит анализу инновационной деятельности предприятий.

Проблемам анализа инновационной деятельности предприятий посвящены публикации ряда отечественных и зарубежных авторов. В них раскрываются базовые положения проведения анализа инновационной деятельности [1. С. 123-158],

вопросы анализа информационных и инвестиционных источников и рисков [12. С. 189-195], оценки эффективности инновационной деятельности [6. С. 50-55], изучения процессов креативно-инновационного развития предприятий [7. С. 33-41] и др.

Вместе с тем большинство авторов, анализируя инновационную деятельность, ее структуру и особенности организации, недостаточно, на наш взгляд, уделяют внимания анализу ключевого элемента инновационной деятельности современного предприятия в информационно-цифровую эпоху - креативно-инновационному и когнитивно-интеллектуальному потенциалам как ведущей движущей силе инновационного развития. Не используются в процессе анализа инновационной деятельности предприятий новейшие теории и методологии, в частности системно-креативный анализ.

Цель и научная новизна статьи состоят в развитии теоретико-методологического аппарата исследования инновационной деятельности предприятий применительно к условиям информационно-цифровой экономики, в частности в определении особенностей применения системно-креативного анализа в процессе изучения инновационной деятельности.

Авторская гипотеза состоит в том, что на этапе перехода к информационно-цифровому обществу ведущим элементом развития инновационной деятельности предприятий становится когнитивно-интеллектуальный потенциал, анализ которого служит базой для объединения и трансформации инновационных идей, опыта, информации.

Методологией исследования является системно-креативный анализ. Он представляет собой комплексное изучение инновационной деятельности, основанное на особенностях исследования специфики творческого, креативно-инновационного потенциала предприятия.

Системно-креативный анализ обеспечивает, с одной стороны, мониторинг и выявление способов системной организации инновационной деятельности, системную оценку существующих взаимозависимостей и связей. С другой стороны, он открывает широкие перспективы использования специфических инструментов и методов системно-креативного анализа в целях поиска высокоэффективных творческих решений.

Основная часть. Объектом системно-креативного анализа выступают его структурные подразделения, инновационные процессы, инновационные продукты или направления инновационной деятельности.

Предметом системно-креативного анализа инновационной деятельности предприятий служат организационно-управленческие отношения, которые формируются в процессе инновационной деятельности, начиная от разработки и завершая освоением, а в дальнейшем - утилизацией результатов инновационной деятельности.

Анализ проводится непосредственно руководителями организаций, предприятий и учреждений в отделах, секторах, группах, общественных организациях, кружках качества и др.

В целях обеспечения системности и комплексности проведения системно-креативного анализа инновационных процессов на предприятии разрабатывается методика применительно к особенностям его деятельности. Подобная методика представляет собой совокупность специфических алгоритмов, приемов, критериев, показателей исследования информации о происходящих на предприятии инновационных процессах и их результатах.

Перечислим четыре этапа выполнения системно-креативного анализа инновационной деятельности предприятия:

I. Анализ инновационного потенциала предприятия (оценка места собственных финансовых и иных средств в создании и развитии инновационного потенциала предприятия; определение внутрикорпоративных возможностей увеличения инновационного потенциала и др.).

II. Анализ инновационной активности (динамика затрат инновационной деятельности, количества инновационных разработок и проектов за анализируемый период; оценка влияния факторов на инновационную активность; определение резервов роста инновационной активности и т. п.).

III. Итоговая оценка результатов инновационной деятельности (итоги реализации предприятием инновационных продуктов; влияние инновационной деятельности на эффективность работы предприятия; выявление резервов повышения эффективности инновационной деятельности предприятия).

IV. Разработка предложений по повышению эффективности и устойчивости опережающего инновационного развития предприятия.

На начальных этапах анализа изучается и оценивается инновационный потенциал. Проводится оценка роли и влияния инновационного потенциала на уровень развития и результаты инновационной деятельности, выявляются резервы развития и эффективного использования инновационного потенциала предприятия.

На последующих этапах анализируется инновационная активность предприятия (изменение затрат на инновационную деятельность, количество инновационных проектов и т. п.), выявляются потенциальные возможности повышения инновационной активности.

Затем оцениваются результаты инновационной деятельности предприятия, даются оценки эффективности реализации инновационных проектов, эффективности реализованных инноваций, влияния инновационной деятельности на эффективность функционирования предприятия в целом. Выявляются потенциальные возможности повышения эффективности инновационной деятельности предприятия.

Поэтапность проведения системно-креативного анализа инновационной деятельности предприятия, а также содержание этих этапов в значительной степени определяются целями, задачами и особенностями инновационных процессов.

С помощью методики в процессе анализа инновационной деятельности предприятия изучаются все ее основные составляющие: проведение НИОКР; управление разработкой и реализацией проектов; система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров; маркетинг инноваций и др.

Особое внимание в процессе анализа следует уделять методам системно-креативного анализа инновационной деятельности. Такие методы представляют собой способы проведения анализа комплексных системных исследований инновационных процессов и его результатов.

Ключевыми методами системно-креативного анализа являются методы, позволяющие изучать инновационные процессы с учетом их взаимосвязей и взаимовлияния на деятельность предприятия. Они обеспечивают комплексное изучение всех блоков и элементов системы инновационной деятельности предприятия, влияния каждого ее отдельного компонента на эффективность, устойчивость и качество инновационных процессов.

К таким методам относятся прежде всего абстрактно-логические, интуитивные, эвристические и каузальные методы, а также традиционные методы моделирования, статистического и корреляционного анализа и др.

В процессе системно-креативного анализа инновационной деятельности предприятия прежде всего анализируется обобщающие показатели такой деятельности.

К основным обобщающим показателям анализа инновационной деятельности предприятия относятся индикаторы, отражающие:

A. Экономические цели инновационной деятельности (замена устаревших видов производимой продукции; расширение области применения производимой инновационной продукции; увеличение производства экологичных видов производимой инновационной продукции; освоение новых отечественных и зарубежных рынков; снижение ресурсных затрат на производство инновационной продукции и др.).

Б. Уровень соответствия результатов инновационной деятельности новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники (применение новейших материалов, техники и технологий, производственных процессов, новых форм и методов организации и управления).

B. Условия и факторы, определяющие эффективность инновационных процессов (ресурсный потенциал инновационной деятельности; состояние рынка инноваций; образовательные и научно-исследовательские возможности; собственные и приобретенные лицензии и патенты и др.).

Г. Результаты инновационной деятельности (количество инновационной продукции, произведенной по прогрессивным технологиям, влияние применяемых инноваций на производственную деятельность инноваций и др.).

Показателями, отражающими динамику инновационных процессов на предприятиях, являются показатели использования времени, затраченного на разработку инновационных продуктов, подготовку опытных производств инновационного продукта, производственных циклов инновационных продуктов.

К показателям обновляемости инноваций можно отнести показатели, характеризующие количество внедрений инновационной техники, технологии, продуктов; количество заимствованных, приобретенных или переданных другим организациям инноваций; объемы предоставляемых инновационных услуг и продуктов; экспортные объемы производимой инновационной продукции.

Структурные характеристики отражаются в показателях 1) количества и состава подразделений предприятия, занимающихся инновационной деятельностью и прежде всего опытно-конструкторскими и исследовательскими работами; 2) количества и направления деятельности подразделений предприятия, которые занимаются адаптацией и внедрением инновационных продуктов, техники и технологий; 3) численности и структуры персонала, занятого в инновационной деятельности.

Особенностью проведения системно-креативного анализа инновационной деятельности предприятия являются анализ и оценка его инновационного потенциала, которые представляют собой ключевые инструменты в процессе управления инновационной деятельностью.

Именно оценка уровня инновационного потенциала предприятий позволяет определить реальные возможности реализации стратегий инновационного развития в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Один из важнейших моментов анализа - анализ креативно-инновационного потенциала предприятия, представляющий собой совокупность имеющихся ресурсов для реализации его творческих инновационных возможностей и осуществления инновационной деятельности. Он прежде всего включает в себя, помимо материально-производственных, финансовых, информационных и других ресурсов, потенциальные интеллектуальные и научно-технические возможности.

К ключевым характеристикам креативно-инновационного потенциала предприятий относятся инновационные цели его развития, интеллектуальные, информационные, инвестиционные ресурсы, необходимые для обеспечения основных направлений деятельности, а также другие возможности для эффективного использования ресурсов инновационного развития.

Необходимо отметить, что креативно-инновационный потенциал предприятия содержит в себе такие скрытые характеристики, как недостаточно используемые резервы предприятия, которые по тем или иным причинам оказались не приведенными в действие для достижения поставленных инновационных целей.

Структура креативно-инновационного потенциала предприятия содержит в себе такие элементы, как:

- когнитивно-интеллектуальный потенциал;

- научно-исследовательский потенциал;

- инновационно-производственный потенциал;

- финансовый потенциал;

- организационно-управленческий потенциал и др.

Все эти элементы инновационного потенциала предприятия взаимосвязаны. Расскажем подробнее о каждом из них.

Когнитивно-интеллектуальный потенциал - потенциал сотрудников, задействованных в процессах НИОКР; прежде всего, это творческий потенциал персонала, его предрасположенность к саморазвитию, обучению, желание повышать квалификацию, постоянно осуществлять профессиональную подготовку и др.

Когнитивно-интеллектуальный потенциал раскрывается в возможностях персонала творчески подходить к участию в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.

Важным специфическим элементом когнитивно-интеллектуального потенциала служит так называемое периферийное, неявное знание. Оно неформально, невербально, скрыто, характеризуется как некоторая изменчивая «смесь» личностных ценностей, опыта, интуиции и др., что является базой для объединения, трансформации новых идей, опыта, информации [3. С. 253-256].

В процессе анализа когнитивно-интеллектуального потенциала предприятия оцениваются инновационные возможности персонала, занимающегося НИОКР: уровень квалификации работников, их опыт работы, способность и готовность к инновационной деятельности, обучению и повышению квалификации.

Также оценивается уровень обладания компетенциями персонала, а именно:

• владение методами системно-креативного анализа - методологией стратегического управления инновационным развитием, а также основами хаос-менеджмента;

• способность к креативному (творческому), критическому и аналитическому мышлению;

• восприимчивость к инновационным идеям и принятию точек зрения оппонентов, отличающихся от собственных;

• инициативность, потребность в саморазвитии, готовность самостоятельно генерировать инновационные идеи и осуществлять их превращение в прибыльный инновационный продукт;

• заинтересованность и мотивация к творческому саморазвитию;

• владение навыками применения инструментов, технологий и методов принятия эффективных инновационных решений в условиях неопределенности;

• умение слаженно работать в команде, владение коммуникативными навыками;

• владение современными технологиями и методами формирования, организации деятельности и управления работой инновационных проектных команд и др. [10. С. 47-66].

Научно-исследовательский потенциал представляет собой наличие у предприятия лицензионных соглашений, интеллектуальной собственности, исследовательско-лабораторной базы, связей и соглашений в сфере инновационного сотрудничества с университетской наукой и научно-исследовательскими учреждениями как внутри страны, так и за рубежом.

Инновационно-производственный потенциал - это возможности для инновационного совершенствования предприятия, который характеризуется уровнем применяемой техники и технологий, соответствия их новейшим достижениям научно-технического прогресса.

Финансовый потенциал - это финансовые возможности предприятия для развития инновационной деятельности (возможности источников финансирования, величина прибыли, финансовых ресурсов и т. п.);

Организационно-управленческий потенциал представляет собой совокупность имеющихся у предприятий стратегий инновационного развития системы ценностей и традиций. Он характеризуется особенностями организационной структуры, наличием высококвалифицированных управленческих кадров и соответствующей корпоративной инновационной культуры.

Все элементы, составляющие креативно-инновационный потенциал предприятия, тесно взаимосвязаны. Их эффективное взаимодействие - объективная предпосылка качественного осуществления инновационной деятельности предприятия.

Главная цель и результат использования креативно-инновационного потенциала предприятия - создание принципиально новых некопируемых, нестандартных, оригинальных инноваций или усовершенствование (модернизация) техники, технологии, производимого продукта, а также создание благоприятной внутренней среды для эффективной инновационной деятельности.

Заключение. Применение системно-креативного подхода к анализу инновационной деятельности предприятия убедительно свидетельствует о том, что в условиях цифровой трансформации и широкого использования искусственного интеллекта главной составляющей креативно-инновационного потенциала предприятия выступают люди: руководители, управленческий персонал, менеджмент.

От уровня их компетентности, умений, навыков, знаний и опыта напрямую зависят успехи или неудачи инновационного развития предприятия. Такой персонал должен характеризоваться 1) не только общими, но и специфическими компетенциями, свойственными работникам, занимающимся инновационной деятельностью; 2) не только специфическими знаниями, но и личностными чертами характера, которые должны быть постоянно направлены на разработку и реализацию инновационных решений. Это прежде всего способности генерировать инновационные идеи, вдохновлять работников на поиск новых нестандартных решений, создавать в коллективе особую творческую обстановку, мотивировать работников на достижение намеченных целей и повышение эффективности инновационной деятельности.

Профессиональные компетенции персонала, занимающегося анализом инновационной деятельности, в определенной степени отличаются от компетенций работников, занятых в линейных подразделениях. Если одной из главных компетенций персонала, работающего на промышленных производствах, где технологии характеризуются жесткой исполнительской и технологической дисциплиной, было умение точно, до автоматизма выполнять различные указания, нормативы и инструкции, то для работников, занимающихся анализом и совершенствованием инновационной деятельности, в первую очередь важны такие компетенции, как креативность мышления, инициативность, самостоятельность, нестандартность действий.

В связи с этим в процессе анализа и оценки интеллектуального потенциала необходимо оценивать уровень интеллекта, рефлексивности, обучаемости, креативности сотрудников.

Таким образом, в процессе системно-креативного анализа и прежде всего анализа когнитивно-интеллектуального потенциала установлено, что решающими качествами персонала в современных условиях, обеспечивающими активизацию и повышение эффективности инновационной деятельности, становятся: уровень интеллекта, инициативность, способность персонала к самообновлению, нешаблонному творческому мышлению, поиску нестандартных инновационных идей и решений, поддержанию этого уровня высоким.

Очевидно, что для осуществления качественного и эффективного анализа инновационной деятельности в дальнейшем необходимо, чтобы такими профессиональными компетенциями обладал персонал инновационных команд всех предприятий. Решение этой важной задачи должно осуществляться на основе разработки и реализации специальных образовательных программ повышения квалификации по инновационному менеджменту.

Источники

1. Алексеева М.Б., Ветренко П.П. Анализ инновационной деятельности: Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. С. 123-158. URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/450657 (дата обращения: 15.08.2020).

2. Управление инновационным развитием: сущность, содержание, эффективность / Ю. Антонова [и др.]; Лаборатория прикладных экономический исследований им. Кейнса // Наука в России. Угрозы и возможности: Материалы III научно-практической конференции. Москва, 30 мая 2017 г. М.: Научный консультант, 2017. С. 69-74.

3. Губанова Е.О. Неявное знание: сущность и виды // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 253-256. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neyavnoe-znanie-suschnost-i-vidy (дата обращения: 15.05.2020).

4. Гущина О.М., Морозова Н.В., Степанов А.А. Управление инновационным развитием в муниципальных образованиях: стратегии и приоритетные направления. URL: http://uecs.ru/ marketing/item/5315-2018-12-20-08-19-31 (дата обращения: 15.08.2020).

5. Красюкова Н.Л., Степанов А.А. Особенности контента стратегий инновационного развития в иерархии национальной социально-экономической системы // Научный подход к общественному развитию: Сборник статей по материалам участников XXVII Международной научно-практической конференции. Москва, МГТА, 27 октября 2017 г М.: Научный консультант, 2017. С. 12-15.

6. Кузнецова Е.Ю., Иода Е.В. Оценка эффективности инновационной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 4. С. 50-55. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/otsenka-effektivnosti-innovatsionnoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 15.08.2020).

7. Манджиева Д.А. Креативно-инновационное развитие предприятия // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки. 2010. № 4. С. 33-41. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kreativno-innovatsionnoe-razvitie-predpriyatiya (дата обращения: 15.08.2020).

8. Недялкова А., Степанов А. Государственная политика инноватизации социально-экономического развития в эпоху информатизации // Теория и практика инновационной деятельности в эпоху информатизации: Сборник научных трудов. М.: Научный консультант, 2018. С. 6-11.

9. Человеческие ресурсы в инновационной экономике: Ретроспектива и перспектива развития: Монография / М.В. Савина [и др.]. М.: Научный консультант, 2018.

10. Креативный менеджмент: Учебник / М.В. Савина [и др.]. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019.

11. Степанов А.А., Щербакова М.А. Инновационное развитие региона: проблемы и особенности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. № 10. С. 64-73.

12. ЦурканА.Г., ПерчинскаяН.П. Риски в инновационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. № 10-2. С. 189-195. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ riski-v-innovatsionnoy-deyatelnosti-2 (дата обращения: 15.08.2020).

13. Rybin M.V., StepanovA.A., Morozova N.V. The System of Key Performance Indicators of Innovative Activity as Management Innovation in Oil and Gas Companies // Industry Competitiveness: Digitalization, Management and Integration. 2019. Vol. 1. P. 606-613.

METHODOLOGY FOR ANALYZING THE INNOVATIVE ACTIVITY OF AN ENTERPRISE USING A SYSTEM-CREATIVE APPROACH

Stepanov A.A., Savina M.V., Morozova N.V.

STEPANOV Alexander Annayarovich - doctor of economics sciences, professor of the Department of Innovation Management, Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of Russia (Odintsovo), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

SAVINA Margarita Vitalyevna - doctor of economics sciences, professor of the Faculty of economics, Russian State Social University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

MOROZOVA Nadezhda Vladimirovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor of the Department of industrial management of the Russian state Gubkin University of Oil and Gas. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article proposes the author's concept of analyzing the innovative activity of enterprises from the standpoint of a systemic and creative approach. The stages and indicators are proposed, as well as the features of using the methods of systemic-creative analysis in the process of studying innovative activities are disclosed. Particular attention is paid to the analysis of the cognitive and intellectual potential of the enterprise as a key factor in the activation of innovative processes.

Keywords: innovation activity, analysis, enterprise, innovation potential, system-creative analysis, cognitive-intellectual potential.

For citation: Stepanov A.A., Savina M.V., Morozova N.V. Methodology for analyzing the innovative activity of an enterprise using a system-creative approach. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 3 (50). P. 12-21. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-3-12-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Alekseeva M.B., Vetrenko P.P. Analiz innovacionnoj deyatel'nosti: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Analysis of innovative activity: Textbook and workshop for universities]. Moscow: YURAYT, 2020. P. 123-158. URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/450657 (accessed: 15.08.2020).

2. Upravlenie innovacionnym razvitiem: sushchnost', soderzhanie, effektivnost' [Management of innovative development: essence, content, and effectiveness] / Yu. Antonova [et al.]; Laboratoriya prikladnyh ekonomicheskij issledovanij im. Kejnsa [Laboratory of applied economic research. Keynes]. Nauka v Rossii. Ugrozy i vozmozhnosti: Stat'i i doklady uchastnikov III Ezhegodnoj nauchno-

prakticheskoj konferencii [Science in Russia. Threats and opportunities: Materials for the III scientific and practical conference]. Moscow, May 30, 2017. Moscow: Scientific consultant, 2017. P. 69-74.

3. Gubanova E.O. Neyavnoe znanie: sushchnost' i vidy [Implicit knowledge: essence and types]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2010. No. 4. P. 253-256. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/neyavnoe-znanie-suschnost-i-vidy (accessed: 15.05.2020).

4. Gushchina O.M., Morozova N.V., Stepanov A.A. Upravlenie innovacionnym razvitiem v municipal'nyh obrazovaniyah: strategii i prioritetnye napravleniya [Management of innovative development in municipalities: strategies and priority directions]. URL: http://uecs.ru/marketing/ item/5315-2018-12-20-08-19-31 (accessed: 15.08.2020).

5. Krasyukova N.L., Stepanov A.A. Osobennosti kontenta strategij innovacionnogo razvitiya v ierarhii nacional'noj social'no-ekonomicheskoj sistemy [Content Features of innovative development strategies in the hierarchy of the national socio-economic system]. Nauchnyj podhod k obshchestvennomu razvitiyu: Sbornik statej po materialam uchastnikov XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, MGTA, 27 oktyabrya 2017 g. [Scientific approach to social development: a collection of articles based on the materials of participants of the XXVII International scientific and practical conference. Moscow, MGTA, October 27, 2017]. Moscow: Scientific consultant, 2017. P. 12-15.

6. Kuznetsova E.Yu., Ioda E.V. Ocenka effektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti [Evaluation of the effectiveness of innovation activities]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya iprocessy [Socioeconomic phenomena and processes]. 2016. No. 4. P. 50-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-effektivnosti-innovatsionnoy-deyatelnosti-1 (accessed: 15.08.2020).

7. Mandzhieva D.A. Kreativno-innovacionnoe razvitie predpriyatiya [Creative and innovative development of the enterprise]. Gosudarstvennoeimunicipal'noeupravlenie. Uchenyezapiski [State and municipal management: Scientific notes]. 2010. No. 4. P. 33-41. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kreativno-innovatsionnoe-razvitie-predpriyatiya (accessed: 15.08.2020).

8. Nedyalkova A., Stepanov A. Gosudarstvennaya politika innovatizacii social'no-ekonomicheskogo razvitiya v epohu informatizacii [State policy of innovatization of socio-economic development in the era of Informatization]. Teoriya i praktika innovacionnoj deyatel'nosti v epohu informatizacii: Sbornik nauchnyh trudov [Theory and practice of innovative activity in the era of Informatization: Collection of scientific papers]. Moscow: Scientific consultant, 2018. P. 6-11.

9. Chelovecheskie resursy v innovacionnoj ekonomike: retrospektiva i perspektiva razvitiya: Monografiya [Human resources in the innovative economy: Retrospective and development perspective: Monograph] / M.V. Savina [et al.]. M.: Scientific consultant, 2018.

10. Kreativnyj menedzhment: Uchebnik. 3-e izd. [Creative management: Textbook. 3rd ed.]. Moscow: РТС "Dashkov & Co.", 2019.

11. Stepanov A.A., Shcherbakova M.A. Innovacionnoe razvitie regiona: problemy i osobennosti [Innovative development of the region: problems and features]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and management: problems and solutions]. 2018. No. 10. Р 64-73.

12. Curkan A.G., Perchinskaya N.P. Riski v innovacionnoj deyatel'nosti [Risks in innovation activity]. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects of development]. 2015. No. 10-2. P. 189-195. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-v-innovatsionnoy-deyatelnosti-2 (accessed: 15.08.2020).

13. Rybin M.V., Stepanov A.A., Morozova N.V. The System of Key Performance Indicators of Innovative Activity as Management Innovation in Oil and Gas Companies. Industry Competitiveness: Digitalization, Management and Integration. 2019. Vol. 1. P. 606-613.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.