Научная статья Original article УДК 338.436
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_194
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE
BAKERY ENTERPRISE
b /ft московский щщтттпт ктм
Асташова Екатерина Анатольевна,
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Менеджмента и маркетинга» ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», E-mail: [email protected]
Погребцова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедра «Менеджмента и маркетинга» ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», E-mail: ea.pogrebtsova@omgau. org
Дурнев Сергей Иванович, директор ОАО «Сибирский хлеб», E-mail: [email protected]
Astashova Ekaterina Anatolyevna, сandidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, E-mail: [email protected]
Pogrebtsova Elena Alexandrovna, сandidate of Economic Sciences, head of the department, Department of Management and Marketing, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, E-mail: ea.pogrebtsova@omgau. org
Durnev Sergey Ivanovich, Director of JSC «Siberian bread», E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приведены результаты исследований по методике выработки механизма управления инновационной активностью хлебопекарного предприятия. В эпоху цифровизации основой развития хлебопекарных предприятий являются инновации. Предприятия, которые не уделяют должного внимание инновационному потенциалу, уступают в конкурентоспособности инновационным субъектам. Внедрение инноваций способствуют снижению издержек, увеличению прибыль, удержанию доли рынка. Результативное функционирования предприятия на длительный период времени, стабильность развития и усиление конкурентных преимуществ в существенной мере характеризуется индикаторами его инновационной активности. Однако, в научной литературе среди исследователей отсутствует единство понимания содержания механизма управления инновационной активностью предприятия.
В статье рассмотрены ступени определения оценки инновационной деятельности на примере ОАО «Сибирский хлеб». Сделаны рекомендации по совершенствованию инновационной активности предприятия.
Abstract. The article presents the results of research on the methodology of developing a mechanism for managing innovation activity of the bakery enterprise. In the era of digitalization the basis for the development of bakery enterprises is innovation. Enterprises that do not pay proper attention to the innovation potential, are inferior in competitiveness to innovative subjects. Implementation of innovations contributes to reducing costs, increasing profits, retaining market share. The effective functioning of the enterprise for a long period of time, stability of development and strengthening of competitive advantages are essentially characterized by indicators of its innovative activity. However, in the scientific literature among researchers there is no unity in understanding the content of the mechanism of innovation activity management of the enterprise.
The article considers the stages of determining the assessment of innovation activity on the example of JSC «Siberian bread». Recommendations for improving the innovation activity of the enterprise are made.
Ключевые слова: хлебопекарное предприятие, инновация, инновационная деятельность механизм управления, инновационный потенциал
Keywords: bakery enterprise, innovation, innovative activity management mechanism, innovative potential
В скалывающихся условиях увеличение прибыли и удержание конкурентных позиций хлебопекарным предприятием возможно через развитие инновационной деятельности.
Инновационный потенциал отражается через способность, и готовность руководства хлебопекарного предприятия проводить результативную инновационную деятельность. Способность отражает состав и согласованность структуры ресурсов, а готовность - это степень развития потенциала и существующих ресурсов для данной деятельности. Таким образом, необходимо создавать оптимальный механизм управлением инновационной активностью предприятия.
Инновационную деятельность хлебопекарного предприятия возможно улучшить через выявление резервов инновационного потенциала и применение инноваций в технологии, введение в ассортимент оригинальной продукции. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых, научные статьи, современные подходы в области организационно-экономического механизма инновационной активности предприятия послужили методологической основой. В процессе изучения использовались методы системного, статистического и сравнительного анализа. В истолковании понятий авторы опирались на выводы и обобщения, рассмотренные в научных работах. Проблемам управления инновационной деятельностью посвящены труды Имайкина О.П., Захаркин А.А., Стрижкова Л., Завлина П.Н., Мухамедьярова А.М., Елохова И.В, Ивасенко А.Г. и др. В научной литературе встречаются исследование по инновационной активности предприятия, однако не учитываются особенности для хлебопекарных предприятий. Это обуславливает необходимость исследования по данной проблематике.
Цель исследования заключается в выработке организационно-экономического механизма управления инновационной активностью хлебопекарного предприятия.
К области высоких рисков относят инновационную деятельность предприятия, под которой понимается процесс создания, освоения, распространения и использования инноваций (таблица 1). Управление инновационной деятельностью направление на совершенствование активности предприятия и его инновационного потенциала. Данный организационно-экономический механизм должен обеспечить эффективное осуществление целенаправленного, систематического планирования, разработки, внедрения и использования инноваций [1].
Гааиша 1 Цодгоды к оарммишю понятия -шииов л
1*«1Г1ЬН1Н(Ь» прудярптм
Автор | Определение
Вил деятельности
к.ир!ии АА ие.лый юмплсас вяммосаииших мевл>' собой финансовых производственных, техиолотааческнх. на\-чных органииннонных и коммерческих мер. совокупность которых приводит к инновациям в виде нового или V совершенствованного прологи или технологии его производства [2]
квлин П Ы . Варю I ни Л С . Валдайпев А В »ф деятельность, напражзезяную на использование результатов научаяых исследований и разработок для расширенна и обновления номенклатуры и члу-чтениа качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реалн заиней на вил трением и зарубежном рынках [3]
Стрнжкоаа Л А вид деятельности сказанный с трансформацией идей в новый или у совершенствованный продукт внесенный на рынке. а новый или ч совершенствованный техиологагчеезнй процесс, использованный в практической деательиостн [4]
М\-хджлиров А М рактнчные виды работ по создании» новшеств в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектио конструкторские н технологические разработала. опытно эксперимента чкиые и производственно эксплуатационные работы [3]
См слова ТА и ел еналрая л еиная и организовазеная творческая деятельность, состоящая из соаокуттиостн рагпсашл видов работ, взаимоч-вязаиных в единый процесс по создании» и производству инноваций [б]
Грибов В Д. Н яки гама Л .Н деятельность, направленная на поиск н реклнзапзезо инноваций в целях расширения ассортимента н повышения качества продукции и услуг, совершенствования технологии н организации их производства [7]
Елохова ИВ. Намроы Л А желательная форма новой идеи, осу-щестжлеаяная в ходе реализации целенаправленного на ее потребление процесса н шггетрировазшых а него алпаапшх технологий, при этом форма здесь может быть как материктьиой. так и нематериальное [8]
Процессный подход
Нвасеико АГ. Някомом Я И направленна а иа реализацию накопленных научно -технических достижений с пельао получезяаяя новых товаров (услуг) с новыми качествами [9]
Морозова ЮП практическое использование научного. на учи о-технологического результата и интеллектуального потеихшала с пельао получезаяа новой ил* ради* а та. и о ч.тучшеииой производимой продукции технология ее производства и удовлетворения платежеспособного спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах, совершенствования социальною обслукивания [10]
ФаТХУТДИИОВ РА процесс. направленный иа воплощение результатов нау-часых исследований н разработок в новый зктэа ч совершенствованный продукт ректитчемый иа рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [11]
Дмитриев Ю А , Иинячии А Е процесс реализаиаш оошнх и специфических '•'пркалеических фмшш! в их единстве, осутаествлягмый через базовые фчикииоикты с учетом их взаимосвязи и в матмо зависимости, результатами которого являются обоснованные эффективные управленческие решеннк направленные иа создание и внесение иа рынке новых или усовершенствованных продуктов, обеспечнвааоших удовлетворение новых или более высокий уровень ч до влета оренн я счшествчюшнх потребностей клиентов, техно логических процессов, нспользчемых в практической деятельности, новых подходов к ведению бизнеса [12]
Скрипке Т О процесс. иапраклениый на реалаязапнао результатов маершензиох нау-часых исследований и разработок зали других иач-чно-техинческих достижений в новый или '■совершенствованный продукт, ректитчемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый а практической деятельности, а также сокгч-тствуаотие научные н с следования н разработки [13)
С истемный подход
Гамидов Г С , Колосов В.Г. Османов Н О системный вил деятельности коллектзтва людей, направленный иа реклнзаиию в обшествениузо практику инноваций «под ключ» на базе испо лкзоаазеив и ипелренна новых научных засаний, идей открьгпкй и нзооретений, а также сушествуюшаях н проверенных начкоемкзах технологий, систем и оборудования [14]
Ьаранчеев В П , Масленникова Н П . Миишм В М сфера разраоотки и практического освоеина техничеекзех технологических. организационно-экономических нововведений которая включает не только нниовапзаоиные процессы. но и маркетинговые нсследоаанзса рынков сбыта товаров, асх потребительскнх свойств а также новый полк од в организации информационных, консалтинговых, сошактьиых и других видов услуг [15]
Поэтому, под нововведением понимается планируемая деятельность всех субъектов инновационного процесса (рисунок 1). Успешное управление этапами нововведений дает возможность в значительной степени снизить инновационные риски [16].
Инвестор — участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества
Новатор— участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей н разработку новшества на их основе
И нноватор —участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке
Рисунок 1. Субъекты инновационной деятельности
По мнению Скинина Н.А., эффективное управление инновационным потенциалом предприятия позволяет достичь следующих целей:
— максимизировать ценность инновационного потенциала;
— сбалансировать состав потенциала по степени новизны, риска и ожидаемой доходности инновационных проектов, их длительности;
— определить стратегическое направление проектов и осуществить своевременное решение первоочередных задач;
— оптимизировать количество проектов с учетом ограниченности финансовых ресурсов и возможностей предприятия по их реализации (наличие персонала, научно-технической базы, знаний, опыта и т.д.) [17].
Но для этого необходимо правильно разработать механизм управления инновационной деятельностью предприятия. В научной литературе [18; 19; 20] выделяются основные этапы оценки инновационной активности предприятия.
На первом этапе необходимо провести диагностику оценки инновационного потенциала хлебопекарного предприятия. Предлагаемая в статье методика оценки инновационного потенциала хлебопекарной промышленности включает в себя качественные и количественные показатели (табл. 2). Она характеризует состояние отдельных структурных компонентов и интегрального уровня инновационного потенциала ОАО «Сибирский хлеб».
Гклнш Г Пштиш чпиопл ннпышмакг» Duinfloui-i i-iri(i№upn>ro предприятия (Xnué Áuav
Показатель Формула определения Значение ОАО «Сибирский хлеб»
Кадровый потенциал
Уровень квихфныинм персонала Удельный вес численности персонала с высшим и среди есп ел иальным образованием к оошей численности 0.64
Уровень переподготовки персонала Удельный вес численности персонала. проходящего переподготовку к оошей численности 0.41
Научнотехнологнческнй потенциал
Уровень использования нематериальных аьхнвов Удельный вес количества внедренных объектов интеллектуальной собственности в общему количеству объектов интеллектуальной собственности 0
Договора с научными Количество договоров с научными ерг анизацнями 0
Финансово экономический потенциал
Концентрация собственного капитала Собственный капитал предприятия к обшей сумме источников средств 1.03
Коэффициент поьрьггая Прибыль до вычета процентов и налогов к процентам уплате 40.3
Абсолютная ликвидность предприятия Денежные средства к краткосрочным пассивам предприятия 0.06
Текущая лнкв иди ость предприятия Фл = ВЛ где. В • собственные оборотные средства предприятия. Л • оборотные активы предприятия 0.42
Рентабельность капитала ф, = ПС где, П - прибыль предприятия от реализации продукции, С совокупный капитал предприятия 0.87
Рентабельность продаж • П ВР где. П прибыль предприятия от реализации продукции. ВР - выручка от реализации 0.03
Деловая активность предприятия Ф. -ВР Л& где. ВР выручка от реаликасши ЛСГ средняя стоимость активов 3.14
Прибыльность инноваций Фх =пнп тж. ПИ - прибыль предприятия, полученная от внедрения инноваций и применения новых технологий. П -общая сумма прибыли, полученная от реализации продукции 0
Производственно-технологический потенциал
Коэффициент обновления производственны х фондов где. О - стоимость вновь введенных основных фондов на предприятии О - - оош стоимость основных фондов 0.46
К о эффипи ент с-оновлення про л мал ии а где. - количество новых видов продукции М а - общее количество производимых видов продукции 0
Производительно сть тр>*да П>-В дхр П ду а _ где. - ооъем произведенной продукции за определенный период. шя - среднесписочное число работающих в том же периоде 1096
Органнзациокно-\ттравлснческнй потенциал
Опыт и навыки \37равленчесхого персонала ОУ. 0.6
Эффективность менеджмента предприятия ОУ>- использование современных программных продуктов в \лравленнн предприятием, наличие системы качества, стимулирующая организационная cipvBlvpa предприятия, использование современных маркетинговых стратег нв 0.82
Таким образом, инновационная активность ОАО «Сибирский хлеб» является умеренной, и ввиду определенных причин оно использует только некоторые технологии. Расширение ассортимента осуществляется в соответствии с потребностями рынка (хлебные изделия для торговой сети «Лента», хлеб на сыворотке, деревенский, бублик, слойка с клубникой, булочка Лакомка с наполнителем и пр.). Так же установлены новые производственные линии и оборудование для производства новой продукции. Инновационный потенциал составил 1,7, что позволяет утверждать, что предприятие имеет возможность в той или иной мере приобретать и внедрять инновационные технологии и производства.
Второй этап заключается в проведении SWOT-анализа. В ходе исследования были выявлены сильные стороны инновационного развития ОАО «Сибирский хлеб», а также, найдены возможности во внешней среде (таблица 3).
Таблица 3. Влияние внешних и внутренних факторов на деятельность ОАО «Сибирский хлеб»
Сильные стороны Слабые стороны
Предприятие давно существует и создало себе положительную репутацию: - Наличие собственной торговой марки, способствующей лугчшей узнаваемости: - Выход в интернет-аудиторию: - Собственная разветвленная розничная сеть: Высокая расчетная мощность о боруд ов ания: - Широкий ассортимент выпускаемой продукции: Повышенный технологический контроль производства продукции. Техника и оборудование морально устарели: Высокие затраты (на содержание оборудования, персонала, энергозатраты, ГСМ автомобилей): - Низкая заинтересованность сотрудников в развитии предприятия: - Высокая текучесть кадров: Слабо развитая инновационная деятельность.
Возможности Угрозы
- Совершенствование в сфере инноваций: - Государственная политика и поддержка инновационной деятельности: - Изменение предпочтений клиентов. Ограничительная политика государственных органов (увеличение обязательных пошлин и сборов, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли): - Нестабильная экономическая ситуация на рынке.
В совокупности в сутки хлебозаводы Омска производят свыше 170 тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Продукция ОАО «Сибирский хлеб» продается более чем в 1 000 торговых точках Омска и Омской области. Хлеб и хлебобулочные изделия представлены, как в самых крупных магазинах города (Лента, Ашан, Окей, сети супермаркетов Магнит, Пятерочка, ТЦ «Омский», Триумф и других), так и в небольших сельских магазинах. Кроме того, покупателями продукции ОАО «Сибирский хлеб» являются крупные
государственные заказчики Омска и области (медицинские учреждения, детские сады, школы, интернаты и др.). Основными конкурентами ОАО «Сибирский хлеб» являются крупные предприятия (рисунок 2).
□ ОАО "ХлЕбс^эр" ■ АО "У.ЛЕЙНИК"
□ АО "Сн&нрскнн кле&" □ АО"Форнаюс" ■ Прочие
Рисунок 2. Доли рынка хлебопекарных предприятий Омской области
К политическим факторам, влияющим на деятельность ОАО «Сибирский хлеб», относятся свод законов, нормативов, регламентов регулирующих хлебобулочную отрасль. Экономические факторы включают регулирование деятельности предприятия по уплате налогов и иных экономических сборов. К экологическим факторам относятся - степень загрязнения воздуха выделением паров хлебопекарных печей.
На третьем этапе проводиться разработка мероприятий для нейтрализации угроз во внешней среде и устранения слабых сторон ОАО «Сибирский хлеб». Например, рекомендует рассмотреть введение проекта «Кондитерская продукция». По социально-демографическому профилю на рынке хлеба и хлебобулочных изделий для ОАО «Сибирский хлеб» были выделены сегменты: пожилых людей (старше 60 лет) и многодетные семьи, семьи безработных; семей с двумя и более работающими, с повышенной покупательской способностью, но с ограниченным свободным временем; семей с одним работающим (муж или жена); неполных семей; холостяков, студентов, проживающих вне семьи. Следовательно, при производств кондитерских изделий будем ориентироваться именно на них. При расчете эффективности данного проекта получим результаты, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4. Финансовый результат реализации проекта «Кондитерская продукция» для ОАО «Сибирский хлеб» за месяц
Показатель Величина
Капитальные вложения, тыс. руб. 15,205
Выручка.тыс. руб. 5.651
Прямые расходы с доставкой, тыс. руб./т 0.344
Накладные расходы, тыс. руб. 0.346
Маржинальный доход, тыс. руб, 1.667
Прибыль.тыс. руб 1.321
Рентабельность. °/о 32
На четвертом этапе принимается управленческое решение о целесообразности внедрения инноваций. Данный проект окупается за 12 месяц, следовательно, руководству организации необходимо принять решение о его внедрении. Положительное управление инновационной деятельностью ОАО «Сибирский хлеб» должно выражаться, на наш взгляд, в принятии обоснованных управленческих решений, генерирование высокой инновационной активности, открытие новых рынков сбыта, повышение эффективности использования производственных фондов и наращивание инвестиций.
Таким образом, для успешной деятельности предприятию необходим действующий механизм управления инновационной активностью, способный генерировать инновации технологии, продукции и услуг в долгосрочном периоде. Данный механизм управления основан на системном подходе, включающем в себя этапы учета, анализа и контроля введение инноваций на предприятии.
Список источников
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 319-р. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 15.02.2022].
2. Захаркин А.А. Инновационная деятельность предприятия: теоретический аспект // Проблемы экономики (Харьков). - 2013. - № 4. - С. 274-280.
3. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учебное пособие для вузов / Барютин Л.С., Валдайцев А.В. и др.; Под редакцией Завлина П.Н. и др. — М.: Экономика, 2000. - 475 с.
4. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленной политики // Экономист. - 2004. - № 11. - С. 14-29
5. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 137 с.
6. Смехова Т.А. Инновационная деятельность и инновационный процесс: в чем отличие? / Т. А. Смехова // Инновации. - 2004. - № 2. - С. 34-36.
7. Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2019. — 311 с.
8. Елохова И.В., Назарова Л.А. Управление нематериальными результатами инновационной деятельности предприятия с учетом рисков // Наука Красноярья. - 2019. -Т. 8, № 4. - С. 49-68.
9. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Инновационное развитие транспортных организаций как фактор повышения эффективности сферы товарного обращения / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова // Эффективность сферы товарного обращения и труда : Сборник научных статей VII Писаренковских чтений, Гомель, 09-10 ноября 2021 года / Редколлегия: С.Н. Лебедева [и др.]. Под научной редакцией Т.В. Гасановой. - Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2021. - С. 36-39.
10. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Ю. П. Морозов; Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. - Москва : ЮНИТИ, 2003. - 471 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
12. Дмитриев Ю.А., Иваницкая А.Е. Функциональный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Известия ВУЗов ЭФиУП. — 2014. — №3 (21). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnyy-podhod-k-upravleniyu-mnovatsionnoy-deyatelnostyu-predpriyatiya (дата обращения: 13.02.2022).
13. Скрипко Т.О. 1нновацшний менеджмент: тдручник. - К.: Знання. -2011. - 423 с.
14. Гамидов Г.С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г.С. Гамидов, В.Г. Колосов, Н.О. Османов ; под ред. Г.С. Гамидова. - СПб. : Политехника, 2000. - 323 с.
15. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 747 с
16. Мастеров А.Г. Основы инновационного менеджмента: учеб. Пособие. - Волгоград, ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 164 с.
17. Скипина Н. А. Инновационный потенциал предприятия и его составляющие // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2013. - № 15. - С. 92-96.
18. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Концептуальный подход к формированию к развитию инновационного потенциала предприятия // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20909263_50867440.pdf. (дата обращения: 15.02.2022)
19. Коршунова Е.Д., Ильичёва Е.С. Методологический подход к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2012. — № 4 (36). -С. 200-202.
20. Шамина, Л. К. Управление инновационным потенциалом интегрированных экономических систем / Л. К. Шамина // Глобализация экономики и российские производственные предприятия : Материалы 15-ой Международной научно-практической конференции, Новочеркасск, 16-21 мая 2017 года. - Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова, 2017. - С. 31-35.
References
1. Prognoz dolgosrochnogo social no-e konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel stva RF ot 07.03.2013 № 319-r. - Rezhim dostupa: www.consultant.ru (data obrashheniya 15.02.2022].
2. Zaxarkin A.A. Innovacionnaya deyateFnosf predpriyatiya: teoreticheskij aspekt // Problemy ekonomiki (Xarkov). - 2013. - № 4. - S. 274-280.
3. Zavlin P.N. Osnovy' innovacionnogo menedzhmenta: Teoriya i praktika: uchebnoe posobie dlya vuzov / Baryutin L.S., Valdajcev A.V. i dr.; Pod redakciej Zavlina P.N. i dr. — M.: E konomika, 2000. - 475 s.
4. Strizhkova L. Innovacionnaya sostavlyayushhaya promy'shlennoj politiki // Economist. -2004. - № 11. - S. 14-29
5. Muxamed'yarov A.M. Innovacionny'j menedzhment : ucheb. posobie. - M. : INFRA-M, 2019. - 137 s.
6. Smexova T.A. Innovacionnaya deyatel'nosf i innovacionny'j process: v chem otlichie? / T. A. Smexova // Innovacii. - 2004. - № 2. - S. 34-36.
7. Gribov V.D., Nikitina L.P. Innovacionny'j menedzhment : ucheb. posobie. - M. : INFRA-M, 2019. — 311 s.
8. Eloxova I.V., Nazarova L.A. Upravlenie nematerial'ny'mi rezul'tatami innovacionnoj deyatel'nosti predpriyatiya s uchetom riskov // Nauka Krasnoyar'ya. - 2019. - T. 8, № 4. - S. 49-68.
9. Ivasenko A.G., Nikonova Ya.I. Innovacionnoe razvitie transportny'x organizacij kak faktor povy'sheniya e'ffektivnosti sfery' tovarnogo obrashheniya / A. G. Ivasenko, Ya. I. Nikonova // E'ffektivnost' sfery' tovarnogo obrashheniya i truda : Sbornik nauchny'x statej VII Pisarenkovskix chtenij, Gomel', 09-10 noyabrya 2021 goda / Redkollegiya: S.N. Lebedeva [i dr.]. Pod nauchnoj redakciej T.V. Gasanovoj. - Gomel': Belorusskij torgovo-e'konomicheskij universitet potrebitel'skoj kooperacii, 2021. - S. 36-39.
10. Morozov Yu. P. Innovacionny'j menedzhment : ucheb. posobie / Yu. P. Morozov; Yu.P. Morozov, A.I. Gavrilov, A G. Gorodnov. - Moskva : YuNITI, 2003. - 471 s.
11. Fatxutdinov R.A. Innovacionny'j menedzhment: uchebnik. — SPb.: Piter, 2011. — 448 s.
12. Dmitriev Yu.A., Ivaniczkaya A.E. Funkcional'ny'j podxod k upravleniyu innovacionnoj deyatel'nost'yu predpriyatiya // Izvestiya VUZov E'FiUP. — 2014. — №3 (21). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnyy-podhod-k-upravleniyu-innovatsionnoy-deyatelnostyu-predpriyatiya (data obrashheniya: 13.02.2022).
13. Skripko T.O. Innovaczijnij menedzhment: pidruchnik. - K.: Znannya. -2011. - 423 s.
14. Gamidov G.S. Osnovy' innovatiki i innovacionnoj deyatel'nosti / G.S. Gamidov, V.G. Kolosov, N.O. Osmanov ; pod red. G.S. Gamidova. - SPb. : Politexnika, 2000. - 323 s.
15. Barancheev V.P., Maslennikova N.P., Mishin V.M. Upravlenie innovaciyami: uchebnik. -M.: Yurajt, 2019. - 747 s
16. Masterov A.G. Osnovy' innovacionnogo menedzhmenta: ucheb. Posobie. - Volgograd, FGBOU VPO «VGAFK», 2012. - 164 s.
17. Skipina N. A. Innovacionny'j potencial predpriyatiya i ego sostavlyayushhie // Problemy' sovremennoj e'konomiki (Novosibirsk). - 2013. - № 15. - S. 92-96.
18. Vasyuxin O.V., Pavlova E.A. Konceptual'ny'j podxod k formirovaniyu k razvitiyu innovacionnogo potenciala predpriyatiya // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya. — 2013. — № 3. — Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/download/elibrary_20909263_50867440.pdf. (data obrashheniya: 15.02.2022)
19. Korshunova E.D., Il'ichyova E.S. Metodologicheskij podxod k ocenke innovacionnogo potenciala promy'shlennogo predpriyatiya // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2012. — № 4 (36). -S. 200-202.
20. Shamina, L. K. Upravlenie innovacionny'm potencialom integrirovanny'x ekonomicheskix sistem / L. K. Shamina // Globalizaciya ekonomiki i rossijskie proizvodstvenny'e predpriyatiya : Materialy' 15-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novocherkassk, 16-21 maya 2017 goda. - Novocherkassk: Yuzhno-Rossijskij gosudarstvenny'j politexnicheskij universitet (NPI) imeni M.I. Platova, 2017. - S. 31-35.
Для цитирования: Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И. Механизм управления инновационной деятельностью хлебопекарного предприятия // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-62/
© Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И., 2022. Московский экономический
журнал, 2022, № 3.