УДК. 338.45 РАМАЗАНОВА ЛЮДМИЛА РАМАЗАНОВНА
магистр 2 года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]
МАГОМЕДБЕКОВ ГАМЗАТУХУМААЛИЕВИЧ
к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
МАГОМЕДОВА ДЖАГО МАГОМЕДОВНА
к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]
РАМ АЗАНОВ МАГОМЕД ГАДЖИЯВОВИЧ
студент 4 курса экономического факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. Целью данной работы является изучение инновационного потенциала как одного из важнейших факторов повышения конкурентоспособности предприятий, а также изучение проблемы повышения конкурентоспособности предприятий Российской Федерации. Методология исследования основана на теоретических и эмпирических методах исследования. В ходе работы использованы аналитический, абстрактно-логический и экономико-статистический методы анализа. Исходной теоретической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов в области изучения конкурентоспособности и инновационного потенциала. Результаты работы. Раскрыта структура и сущность инновационного потенциала, который определяет характер соответствующей деятельности предприятий, дается характеристика его теоретических аспектов, методов и приемов формирования. Обоснована необходимость повышения уровня инновационного потенциала предприятия для повышения его конкурентоспособности. Отмечено, что в отечественной экономической литературе не существует четкой трактовки понятия инновационного потенциала. Следовательно, отсутствуют единые подходы к выделению элементов и структуры, а также факторов, влияющих на его состояние, уровень использования в коммерческой и производственной деятельности предприятия, а также возможностей его развития и совершенствования. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены местными предприятиями при разработке планов и стратегий инновационного развития. Выводы. Инновации в современном мире являются главным двигателем экономического и социального роста. Инновационный потенциал предприятия приобретает значимость одного из важнейших системных факторов обеспечения его экономического роста и конкурентоспособности. Посредством объединения всех элементов сложной многоуровневой системы инновационного потенциала предприятия приобретают конкурентные преимущества. В то же время наличие инновационного потенциала не является гарантией эффективности предприятия, но при его отсутствии невозможна реализация стратегий, ориентированных на инновации, инвестиции и развитие.
Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, конкурентоспособность, экономика.
RAMAZANOVA LYUDMILA RAMAZANOVNA
master 2 years of STUDY fgbou VO «Dagestan state University», e-mail: [email protected]
MA GOMEDBEKO V GAMZA THUMILIA VIT
Ph. D., associate Professor of the Department of "Management" fgbou VO
«Dagestan state University», e-mail: [email protected]
MAGOMEDOVA J AGO MAGOMEDOVNA
Ph. D., associate Professor of "Management" Department, fgbou VO
«Dagestan state University», e-mail: [email protected]
RAMAZANOVMAGOMED GADZHIEVICH
4th year student of the faculty of Economics fgbou VO
«Dagestan state University», e-mail: [email protected]
INNOVATIVE POTENTIAL AS A FACTOR OF INCREASE ENTERPRISE COMPETITIVENESS
Abstract. The purpose of this work is to study the innovative potential as one of the most important factors in improving the competitiveness of enterprises, as well as the study of the problem of improving the competitiveness of enterprises of the Russian Federation. The research methodology is based on theoretical and empirical research methods. Analytical, abstract-logical and economic-statistical methods of analysis were used in the course of the work. The initial theoretical basis of the study was the work of domestic and foreign authors in the study of competitiveness and innovation potential. Result of work. The structure and essence of innovative potential, which determines the nature of the relevant activities of enterprises, is disclosed, its theoretical aspects, methods and techniques of formation are characterized. The necessity of increasing the level of innovative potential of the enterprise to increase its competitiveness is substantiated. It is noted that in the domestic economic literature there is no clear interpretation of the concept of innovative potential. Therefore, there are no common approaches to the allocation of elements and structure, as well as factors affecting its condition, the level of use in commercial and industrial activities of the enterprise, as well as opportunities for its development and improvement. The scope of the results. The results of the study can be applied by local enterprises in the development of plans and strategies for innovative development. Summary. Innovation in the modern world is the main engine of economic and social growth. The innovative potential of the enterprise acquires the importance of one of the most important system factors of ensuring its economic growth and competitiveness. By combining all elements of a complex multi-level system of innovative potential, enterprises gain competitive advantages. At the same time, the presence of innovative potential is not a guarantee of the efficiency of the enterprise, but in its absence it is impossible to implement strategies focused on innovation, investment and development. Keywords: innovation, innovation potential, competitiveness, economy.
Введение. Решение задач экономического развития страны напрямую связано с развитием инновационного потенциала, который должен обеспечивать повышение конкурентоспособности отечественных субъектов экономической деятельности.
Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросу о выборе эффективных механизмов формирования и использования инновационного потенциала. Поэтому все больше и больше внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли инноваций в развитии компаний.
Вопросам определения понятия и сущности инновационного потенциала уделено достаточно много внимания. На сегодняшний день отдельные вопросы формирования инновационного потенциала и повышения конкурентоспособности раскрыты в трудах Фатхутдинова Р. А., Юданова А. Ю., Бармуцкого Р. И., Дежкиной И. П., Завьялова П. С., Трухляевой А. А., Коку-рина Д. И., Азоева Г. Л. и других авторов.
Методы исследования. Практический аспект концепции «инновационного потенциала» отражен в работах Питера Друкера, где он исследует источники развития современной промышленности. П. Друкер отмечает, что инновация начинается с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования.
По мысли П. Друкера: «Будущее не делается завтра, оно делается сегодня при решении текущих задач бизнеса. Менеджер, который не осуществляет необходимых изменений, диктуемых внешней средой, как и предприниматель, который не умеет управлять своим бизнесом, неизбежно приведут предприятие к краху» [4, с. 17].
Н. С. Яшин считает, что инновационный потенциал включает в себя совокупность, с одной стороны, характеристик самой организации, определяющейся уровнем использования производственного, кадрового, научно-технического потенциала, а также потенциала маркетинговых служб, а с другой стороны - внешних организационных и социально-экономических факторов, позволяющих организации создавать более привлекательную по ценовым и неценовым характеристикам продукцию по сравнению с конкурентами [10, с. 42].
Как существует значительное количество определений категории «инновационный потенциал», так и подходы авторов к определению его структуры различны [8, с. 106].
Фияксель Э. А. рассматривает структуру инновационного потенциала предприятия как совокупность располагаемого потенциала (материально-техническая база, объекты интеллектуальной собственности, кадры, финансовые ресурсы) и перспективного (инвестиционные ресурсы, научно-технический задел, информационные ресурсы, человеческий капитал) [16, с. 3].
Структура инновационного потенциала также рассматривается как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые существуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность (рис. 1) [9, с. 9].
Рис 1. Структура инновационного потенциала.
Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода базой для его формирования, включающая в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: человеческие, материально-технические, финансовые, информационные и другие виды ресурсов.
Внутренняя составляющая представляет собой «рычаг», который обеспечивает эффективность и дееспособность функционирования всех предыдущих элементов. Внутреннюю составляющую можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового инновацион-
ного продукта, обеспечение взаимосвязи новатора как с наукой, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также через методы и способы управления инновационным процессом [1, с. 36].
Результативная составляющая является отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей [9, с. 10]. То есть она выступает своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала.
Достоинства данного подхода к определению структуры инновационного потенциала предприятия заключаются в том, что он позволяет:
1. Характеризовать инновационный потенциал комплексно как сложную категорию, которая включает в себя ресурсы организации и условия, обеспечивающие возможность их использования, как внутренние, так и внешние.
2. Характеризовать инновационный потенциал как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой посредством учета в его составе компонента внешней готовности к осуществлению инновационной деятельности.
3. Отражать значимость интеллектуального капитала как основного источника наращивания мощи предприятия в настоящее время.
Д. И. Кокурин определил, что инновационный потенциал содержит скрытые, неиспользованные возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов [6, с. 111].
На сегодняшний день резервы инновационного потенциала - различные «ноу-хау», научные заделы, разработки и ориентация на инновационную деятельность - в целом могут вывести предприятие на лидирующие позиции за счет формирования у него конкурентных преимуществ [15].
Актуальной проблемой устойчивого функционирования предприятий на современном этапе является активизация инновационного потенциала, от эффективности использования которого в решающей мере будет зависеть динамика их развития [2, с. 94].
В российской экономике существует диспропорция между наличием инновационных возможностей и их воплощением в действиях. России необходимо стремиться занимать сильную конкурентную позицию по всем отраслям промышленности. На текущий момент на мировом рынке многие позиции промышленности нашей страны достаточно слабы [5, с. 15].
В настоящее время в России внедряются лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых странах - 30 % и более [13, с. 3].
В итоговом Глобальном инновационном индексе 2018 года (ГИИ - 2018) Россия заняла 46-е место [17], опустившись на 1 позицию по сравнению с предыдущим годом [18].
Эта ситуация поднимает вопрос о необходимости активизации потенциала всех элементов инновационной отрасли для решения задач по улучшению финансово-экономических показателей их деятельности и делает их более конкурентоспособными как на национальном, так и международном рынках, так как успех государственной экономической политики во многом зависит от состояния и уровня развития бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта технологий и знаний [14, с. 13].
Современные тенденции и вызовы глобализации требуют находить новые и новые способы повышения конкурентоспособности. Конкуренция является важнейшей чертой рыночной экономики и одним из показателей эффективного функционирования предприятия [12, с. 105]. Все предприятия работают в условиях конкуренции, которая становится все более и более острой. Именно поэтому практически все предприятия находятся в состоянии поиска и создания конкурентных преимуществ по отношению к своим конкурентам. При этом каждое из этих предприятий находится в поисках такого новшества, отличного от других или того же самого, но кардинально отличающегося по качеству, цене или по другим характеристикам. Неоспоримым остается факт исключительной значимости уровня конкурентоспособности при производстве и сбыте продукции [7, с. 135].
В российскую экономику понятие «конкурентоспособность» пришло вместе с развитием рыночных отношений, сменив понятие «социалистическое соревнование», использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной борьбы [3, с.72].
В июне 2018 года швейцарская бизнес-школа IMD опубликовала новую редакцию между-
народного рейтинга конкурентоспособности в цифровой среде. По сравнению с прошлогодней версией рейтинга наша страна поднялась на две строчки и заняла 40-ю позицию из 63 [19]. Российская Федерация оказалась впереди Италии и Саудовской Аравии, которые в 2017 году располагались на 39-м и 36-м местах соответственно [20].
Рейтинг IMD World Digital Competitiveness Ranking составляется по трем направлениям: «Будущая готовность», «Знания» и «Технологии». В категории «Будущая готовность» Россия расположилась на 51-й позиции. По «Знаниям» России заняла 24-ю строчку, по «Технологиям» - 43-ю.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности экономик Россия поднялась на две позиции по сравнению с прошлым годом и заняла 43-е место, [21] показав лучший результат среди стран Евразии. Об этом свидетельствуют данные Global Competitiveness Index (GCI), выпущенные Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и Евразийским институтом конкурентоспособности.
На нынешнем этапе экономического развития конкурентоспособность во многом определяется степенью инновационности. Единственно правильный путь к повышению конкурентоспособности заключается в применении инновационного подхода как наиболее универсального и наиболее подходящего инструмента в современных реалиях.
Конкурентоспособность любого предприятия определяется качеством и характером внедрения последних достижений инновационной деятельности. Инновации позволяют предприятиям «выйти» на те рынки, которые еще не заняты другими предприятиями. Именно инновационно ориентированные предприятия демонстрируют устойчивость и выживаемость в рыночной среде, высокую динамику развития производства и значительную конкурентоспособность. Компания повышает качество продукции и привлекает внимание новых покупателей и, следовательно, увеличивает свои прибыли. Для эффективного функционирования на рынке недостаточно только оценить конкурентоспособность предприятия, необходимо быть готовым к различным ситуациям, и только внося постоянные улучшенные изменения и управляя процессами, можно обеспечивать свое конкурентное преимущество и тем самым обеспечить успех предприятия.
Результаты. Немногие российские предприятия имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Даже несмотря на то, что инновации в экономике являются важнейшим фактором повышения эффективности производства, которое играет ключевую роль в расширении производства и увеличении объемов продаж. Инновационное развитие отечественных предприятий остается на недопустимо низком уровне по сравнению с требованиями глобальных тенденций и задач социально-экономического развития, определенных в его правилах.
В условиях рыночной экономики выживает лишь то предприятие, которое грамотно и умело изучает требования рынка, предлагает товары и услуги, нужные людям. Центр экономической деятельности перемещается в основное звено экономики - на предприятие. Именно на предприятиях применяются современные технологии получения высококачественных услуг и товаров, пользующихся спросом, именно на предприятиях сосредоточены квалифицированные кадры, именно здесь производится нужная обществу продукция.
Выводы. Инновационный потенциал является той составляющей, которая позволяет предприятию стать конкурентоспособным, используя умение действовать быстрее всех, с воплощением уникальных идей.
В современном мире инновации стали основой конкуренции во всех областях бизнеса [11, с. 189]. Посредством внедрения инноваций предприятие может занять лидирующее положение на рынке, пока на этот рынок не придут другие «инновационно подкованные» конкуренты. Инновации необходимы в современном бизнесе, так как они защищают конкурентные позиции предприятия от наступления новых конкурентов.
Литература
1. Антоненко И. В. Типология и классификация инновационного потенциала экономической системы / И. В. Антоненко //Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. - С. 33-37.
2. Бармуцкий Р. И. Методология выявления скрытых резервов инновационного потенциала предприятия [Текст] // Вестник БНТУ. - № 4, 2010. - 94-98 с.
3. Белоусова Д. С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкуренто-
способность [Текст] // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. -№ 15-2. - С. 72-76.
4. Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров [Текст]. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 168 с.
5. Золотова Е. В. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе мо-тивационного механизма. [Текст]. - Москва: 2014. - 158 с.
6. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность [Текст] //Д. И. Кокурин. -М.: Экзамен, 2001. - 567 с.
7. Куприянов С. В., Столярова З. В. Совершенствование управления конкурентоспособностью продукции на стадии НИОКР. [Текст] // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2015. - № 5. - С. 135-137.
8. Лукьянова Е. И. О структуре инновационного потенциала промышленного предприятия / Е. И. Лукьянова //Экономика и управление. - 2014. - № 1 (37). - С. 106-110.
9. Матвейкин В. Г. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В. Г. Матвейкин [и др.]: под ред. В. Г. Ярцевой. - М.: Издательство «Машиностроение-1». 2007. - 284 с.
10. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие [Текст] //А. Г. Мокроно-сов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194, [2] с.
11. Павлова Н. Ю. Инновации как основа конкурентоспособности малого предприятия. [Электронный журнал] / Н. Ю. Павлова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права): электрон. журн. - 2010. - №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsii-kak-osnova-konkurentosposobnosti-malogo-predpriyatiya, свободный. - Загл. с экрана.
12. Похилько А. Т. Конкурентоспособность предприятия как один из показателей эффективной деятельности предприятия. [Текст] // Заметки ученого. Южный университет (ИУБиП). - 2015. - № 12. - С. 105-107.
13. Сергеева Е. А. Инновационный и производственный менеджмент в условиях глобализации экономики: учебное пособие [Текст] // Е. А. Сергеева, А. С. Брысаев; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. - 216 с.
14. Сергеева Е. А. Формирование модели инновационного развития: монография [Текст] //Е. А. Сергеева, Л. А. Ельшин, А. С. Брысаев. М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2016. - 172 с.
15. Смирнова Л. А., Павлова Е. А. Оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе анализа его инновационного потенциала // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.rU/pdf/2015/1/652.pdf (дата обращения: 20.03.2015), свободный. - Загл. с экрана.
16. Фияксель Э. А. Инновационный потенциал российской промышленности и механизмы его роста / Э. А. Фияксель //Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 13. - С. 2-6.
17. Cornell University, INSEAD, WIPO. Global Innovation Index 2018 «Energizing the World with Innovation» 11th Edition. [An electronic resource]. Access mode: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo _pub_gii_2018.pdf, free. Heading from the screen.
18. Cornell University, INSEAD, WIPO. Global Innovation Index 2017 «Innovation Feeding the World» 10th Edition. [An electronic resource]. Access mode: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo _pub_gii_2017.pdf, free. Heading from the screen.
19. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2018. [An electronic resource]. Access mode: https:// www.imd.org/globalassets/wcc/docs/imd_world_digital_competitiveness_ranking_2018.pdf, free. Heading from the screen.
20. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2017. [An electronic resource]. Access mode: https:// www. imd. org/globalassets/wcc/docs/release-2017/world_digital_competitiveness_yearbook_2017.pdf, free. Heading from the screen.
21. The Global Competitiveness Report 2018. [An electronic resource]. Access mode: http:// www3.weforum.org/docs/GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf, free. Heading from the screen.
References:
1. Antonenko I. V. Tipologiya i klassifikaciya innovacionnogo potenciala ekonomicheskoj sistemy /1. V. An-tonenko //Problemy sovremennoj ekonomiki. - 2010. - № 2. - S. 33-37.
2. Barmuckij R. I. Metodologiya vyyavleniya skrytyh rezervov innovacionnogo potenciala predpriyatiya [Tekst] // Vestnik BNTU. - № 4, 2010. - 94-98 s.
3. Belousova D. S. Ponyatie i sushchnost' konkurentosposobnosti. Faktory, vliyayushchie na konkurentosposob-nost' [Tekst] // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. - 2016. - № 15-2. - S. 7276.
4. Darmilova ZH. D. Innovacionnyj menedzhment: Uchebnoe posobie dlya bakalavrov [Tekst]. - M.: Iz-datel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2013. - 168 s.
5. Zolotova E. V. Povyshenie konkurentosposobnosti predprinimatel'skih struktur na osnove motivacionnogo mekhanizma. [Tekst]. - Moskva: 2014. - 158 s.
6. Kokurin D. I. Innovacionnaya deyatel'nost' [Tekst] //D. I. Kokurin. - M.: Ekzamen, 2001. - 567 s.
7. Kupriyanov S. V., Stolyarova Z. V. Sovershenstvovanie upravleniya konkurentosposobnost'yu produkcii na stadii NIOKR. [Tekst] //Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2015. - № 5. - S. 135-137.
8. Luk'yanova E. I. O strukture innovacionnogo potenciala promyshlennogo predpriyatiya / E. I. Luk'yanova // Ekonomika i upravlenie. - 2014. - № 1 (37). - S. 106-110.
9. Matvejkin V. G. Innovacionnyj potencial: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: monografiya / V. G. Matvejkin [i dr.]: pod red. V. G. YArcevoj. - M.: Izdatel'stvo «Mashinostroenie-1». 2007. - 284 s.
10. Mokronosov A. G. Konkurenciya i konkurentosposobnost': uchebnoe posobie [Tekst] //A. G. Mokronosov, I. N. Mavrina. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural un-ta, 2014. - 194, [2] s.
11. Pavlova N. YU. Innovacii kak osnova konkurentosposobnosti malogo predpriyatiya. [Elektronnyj zhurnal] / N. YU. Pavlova // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii (Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i prava): elektron. zhurn. - 2010. - № 5. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/v/innovatsii-kak-osnova-konkurentosposobnosti-malogo-predpriyatiya, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
12. Pohil'ko A. T. Konkurentosposobnost' predpriyatiya kak odin iz pokazatelej effektivnoj deyatel'nosti predpriyatiya. [Tekst] //Zametki uchenogo. YUzhnyj universitet (IUBiP). - 2015. - № 1-2. - S. 105-107.
13. Sergeeva E. A. Innovacionnyj i proizvodstvennyj menedzhment v usloviyah globalizacii ekonomiki: uchebnoe posobie [Tekst] // E. A. Sergeeva, A. S. Brysaev; M-vo obraz. i nauki Rossii, Kazan. nac. issled. tekhnol. un-t. - Kazan': Izd-vo KNITU, 2013. - 216 s.
14. Sergeeva E. A. Formirovanie modeli innovacionnogo razvitiya: monografiya [Tekst] // E. A. Sergeeva, L. A. El'shin, A. S. Brysaev. M-vo obraz. i nauki Rossii, Kazan. nac. issled. tekhnol. un-t. - Kazan': Izd-vo KNITU, 2016. - 172 s.
15. Smirnova L. A., Pavlova E. A. Ocenka konkurentnyh preimushchestv predpriyatiya na osnove analiza ego innovacionnogo potenciala // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.science-education.ru/pdf/2015/1/652.pdf (data obrashcheniya: 20.03.2015), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
16. Fiyaksel' E. A. Innovacionnyj potencial rossijskoj promyshlennosti i mekhanizmy ego rosta / E. A. Fi-yaksel' //Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2009. - № 13. - S. 2-6.
17. Cornell University, INSEAD, WIPO. Global Innovation Index 2018 «Energizing the World with Innovation» 11th Edition. [An electronic resource]. Access mode: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo _pub_gii_2018.pdf free. Heading from the screen.
18. Cornell University, INSEAD, WIPO. Global Innovation Index 2017 «Innovation Feeding the World» 10th Edition. [An electronic resource]. Access mode: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo _pub_gii_2017.pdf, free. Heading from the screen.
19. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2018. [An electronic resource]. Access mode: https:// www.imd.org/globalassets/wcc/docs/imd_world_digital_competitiveness_ranking_2018.pdf, free. Heading from the screen.
20. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2017. [An electronic resource]. Access mode: https:// www. imd. org/globalassets/wcc/docs/release-2017/world_digital_competitiveness_yearbook_2017.pdf, free. Heading from the screen.
21. The Global Competitiveness Report 2018. [An electronic resource]. Access mode: http:// www3.weforum.org/docs/GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf free. Heading from the screen.