УДК 336.74
И.Б. Ромашова, О.В. Хохлова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Рассматриваются различные приемы инновационного менеджмента с позиции управления преобразованиями в хлебопекарном производстве. В основу статьи положен обобщенный опыт научных разработок в этой сфере. Авторы излагают инструментарий и суть приемов и видов инноваций, актуальных для небольшого хлебопекарного производства.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, рефрейминг, бенчмаркинг, инжиниринг, реинжиниринг, метод «точно во время», методология всеобщего управления качеством, методы управления знаниями.
Все в нашем мире подвержено переменам, и идти в ногу с ними - основная задача современного человека, от способности которого создавать и внедрять новые идеи и новые технологии во всех сферах человеческой деятельности зависит развитие экономики в целом. Инновационная составляющая бизнеса является ключевым фактором выживания в глобальной конкуренции, помогая обеспечить стратегическое преимущество конкретного предприятия.
Как известно, под инновационной деятельностью понимается комплекс мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации различных новшеств [1].
Для изучаемого авторами хлебопекарного производства, расположенного в Богородском районе Нижегородской области, инновационная деятельность - это, прежде всего, средство обеспечения стратегического преимущества, а не основной вид деятельности. Посредством инноваций компания стремится обеспечить себе не только удержание существующего рынка, но и расширение его, а также охват новых рынков и новых для себя клиентов.
В последние три года авторами статьи рекомендованы, а богородским предприятием «Хлеб» использованы следующие практические приемы инновационного менеджмента:
1. Рефрейминг - прием, позволяющий изменить точку зрения и, соответственно, восприятие, что особенно важно с точки зрения преобразования бизнеса [3].
В основе рефрейминга заложены постулаты:
• Любые симптомы, поведение, коммуникации предприятия становятся проблемными, т.е. приводящими к кризису только в том случае, когда они неверно используются или ложно воспринимаются менеджментом.
• Предприятие обладает всеми необходимыми ресурсами, позволяющими добиться целесообразного преобразования.
Данный прием инновационного менеджмента был использован для постановки диагноза и разработки инновационной стратегии предприятия «Хлеб». При этом применялось несколько фреймов (точек зрения):
• структурный - настройка структуры на новые задачи, прогрессивные технологии;
• человеческий - уравнение нужд организации и потребностей сотрудников, создание системы сбалансированных показателей для планирования и мониторинга деятельности;
• политический - обеспечение базы поддержки через политическое лобби в местных органах власти и СМИ;
• символический - культивирование красоты, смысла, веры и других общечеловеческих ценностей в коллективе.
Опыт внедрения показал, что рефрейминг - простая, удобная и адаптированная к рос-
© Ромашова И.Б., Хохлова О.В., 2012.
сийским условиям концепция по управлению предприятием, применение которой существенно укрепляет позиции фирмы на рынке и позволяет:
• давать оценку бизнесу с нескольких основных позиций, а не только с финансовой, что исключает субъективизм и неадекватность в оценке деятельности предприятия;
• иметь возможность постоянного мониторинга бизнеса в условиях быстро меняющейся внешней среды, т.е. отслеживать функционирование предприятия в динамике;
• выявить параметры, определяющие эффективность или неэффективность работы предприятия и постоянно поддерживать высокие смыслы жизне- и бизнес-деятельности сотрудников.
2. Бенчмаркинг. Это понятие является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Термин произошел от англ. «bench» - место, «marking» - отметить [5].
В бизнес-среде существует множество трактовок бенчмаркингу. Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода Роберта Кэмпа: «Бенчар-кинг - это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности». Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: «Бенчмаркинг - это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности».
Следовательно, бенчмаркинг - это не шпионаж, не копирование чужих идей, а эффективный метод улучшения бизнеса, при помощи которого организация обучается, приобретая способность делать то, чего раньше не умела. В основе его лежит креативное отношение к опыту компаний-конкурентов, а также признанных лидеров по тем вопросам ведения бизнеса, которые представляют стратегический интерес [2].
Применяя идеи бенчмаркинга на предприятии «Хлеб», мы предложили руководству предприятия изучить широкий круг вопросов, начиная с технологий выработки стратегии ведения бизнеса, изучения возможностей, которые позволят компании отстроиться от конкурентов, и заканчивая распределением имеющихся ресурсов и схемами мотивации персонала. Было организовано обучение топ-менеджеров предприятия путем обзора лучшего практического опыта в хлебопекарной отрасли по вопросам:
• структуры управления предприятием;
• стратегии ведения бизнеса и распределения ресурсов;
• позиционирование предприятий на рынке и сопровождение новых линий продукции;
• внедрение новых технологий управления изменениями на основе применения системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9000, а также методологии всеобщего управления качеством (TQM) или «Шесть сигм».
В свое время руководитель Новозеландского исследовательского центра организационного совершенствования (COEP) Робин Манн предложил разделять два вида бенчмаркин-га: сравнительный и процессный. Сравнительный бенчамаркинг по своей сути близок к конкурентному анализу и представляет собой процесс измерения результатов, оценки и сравнения показателей деятельности организации и уровня ее развития с показателями развития бизнеса компаний- лидеров в своей области.
Процессный же бенчмаркинг представляет собой изучение механизма функционирования отдельных процессов, приемов, операций и т.п. лучших предприятий, работающих в похожих условиях, с целью их адаптации и внедрения в собственные процессы организации.
Комплексное использование сравнительного и процессного подходов на исследуемом предприятии проводилось нами по методике бенчмаркинга, состоящей из следующих этапов:
1) оценка организации и определение областей для улучшения;
2) выбор параметров сравнения;
3) поиск и выбор эталонной компании для сопоставления;
4) сбор необходимой информации;
5) анализ полученной информации;
6) разработка проекта внедрения изменений с технико-экономическим обоснованием;
7) внедрение изменений в практику организации данного бизнеса;
8) контроль процесса осуществления данного бизнеса и анализ внесенных улучшений. Освоение этого приема инновационного менеджмента, способствующего повышению
эффективности бизнеса, позволит и в будущем нашему предприятию идти в ногу со временем.
3. Инжиниринг - прием инновационного менеджмента, применяемый для повышения организационно-технического уровня производства.
Сам термин «Инжиниринг» произошел от англ. «еngmeering» - изобретательность, знание и означает комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению непосредственно процесса производства, обслуживанию сооружений, эксплуатации хозяйственных объектов и реализации продукции [6]. Можно отметить специфические особенности инжиниринга:
• Инжиниринг воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте - на материальном носителе в виде документов (чертежей, диаграмм и т.п.), без нематериального носителя, например, в виде консультаций.
• Инжиниринг, в отличие от ноу-хау и франчайзинга, связанных с реализацией новых знаний, принадлежащих ограниченному количеству продавцов, имеет дело с воспроизводимыми знаниями, имеющими множество продавцов.
Инжиниринг базируется на двух подходах:
• усовершенствование - улучшение показателей на 10 - 50%;
• реинжиниринг - рост показателей на 100%.
Как отмечает американский ученый М. Хамлер: «Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов (бизнес-процессов) для достижения резких, скачкообразных улучшений в таких решающих показателях деятельности предприятий, как стоимость, качество, сервис и темпы» [4]. Используется этот прием в качестве комплексного средства реорганизации предприятия в целом или его отдельных организационных единиц. После чего компания может стать объектом для дальнейшего усовершенствования.
Таким образом, цель реинжиниринга - достижение качественно иного, более высокого уровня показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия путем создания принципиально новых бизнес-процессов.
На исследуемом нами предприятии пришлось применять следующие подвиды инжиниринга:
• усовершенствование делового документооборота, маршрутизация внутренних носителей информации;
• кризисный реинжиниринг, предпосылкой которого стало развитие кризисных явлений в стране и ухудшение условий предоставления кредитных ресурсов;
• рыночный реинжиниринг, вызванный падением объема продаж хлебопродуктов в связи со снижением спроса на хлебобулочные изделия;
• реинжиниринг развития, обусловленный снижением эффективности действующей организационной структуры управления предприятием.
В результате реинжиниринга была проведена перестройка основных бизнес-процессов предприятия, внедрены современные информационные и рекламные технологии, исключено функциональное дублирование ряда служб, расширена самостоятельность в принятии решений владельцев основных бизнес-процессов, что позволило минимизировать количество вертикальных взаимодействий в системе управления и сэкономить время вышестоящего руководителя. Были перераспределены некоторые функции управления - в зависимости от эффективности процесса, а не от некогда закрепленных обязанностей. При этом в рамках методики «точно во время» найдены новые методы работы с поставщиками сырья и материалов, найдены гибкие схемы оплаты кредиторской задолженности.
В дальнейшем в рамках направления реинжиниринга планируется снижение доли работ по проверке и контролю, которые, как известно, не добавляют стоимости к продукту и
увеличивают время операционного цикла. Предполагается также минимизация работ по согласованию контрактов и договоров путем налаживания долгосрочных устойчивых связей с торговыми комплексами.
4. В дополнение к перечисленным ранее, считаем также необходимым использовать для исследуемого предприятия следующие приемы инновационного менеджмента, предназначенные для трансформации экономических систем [7-10]:
• АВС/АВМ - методология (Activity Based Costing / Activity Based Management) - совокупность методов стоимостного анализа бизнес-процессов, цепочек создания стоимости, отдельных организационно-структурных единиц, а также методов повышения экономической эффективности процессов управления. Используется как аналитическое средство, а также средство повышения эффективности бизнес-процессов и организационных единиц.
• Метод «точно во время» (Just-In-Time) - совокупность методов повышения качества работ и обслуживания. Применяется для повышения качества и эффективности производственной деятельности и оптимизации взаимодействия с поставщиками, подрядчиками и заказчиками.
• Методология всеобщего управления качеством (Total Quality Management) - совокупность методов управления предприятием, основным рычагом которых является качество. Методы управления знаниями (Knowledge Management) - междисциплинарное направление науки и практики, реализующееся в конкретных бизнес-приложениях, направленных на повышение эффективности процессов приобретения и использования знаний. Применяется на стыке информационных технологий, управления персоналом, управления бизнес-процессами.
Одной из задач стратегического менеджмента является управление инновациями, прежде всего, посредством принятия решений по отбору нововведений и распределению между ними ограниченных ресурсов компании. Учитывая инновационный потенциал рассматриваемого хлебопекарного производства и стоящие перед ним цели, авторы рекомендуют акцентировать внимания руководства на перечисленных далее видах инноваций, распределенных по определенным признакам:
A. Если рассматривать предприятие как систему:
• Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
• Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);
• Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
B. По сферам приложения:
• Товарно-продуктовые инновации - связанны с изменениями, вносимыми в реализуемый товар для удовлетворения новой структуры потребностей, и изменениями, вносимыми в производимый продукт для снижения производственных затрат;
• Технолого-технические инновации - связаны с изменениями в используемой техники и технологии производства на предприятии в основном с целью снижения издержек, а, следовательно, осуществления ценовой конкуренции;
• Организационно-управленческие инновации - разновидность нетехнологических инноваций, направленных на повышение эффективности аппарата и системы управления, совершенствование организационных структур предприятия для достижения целей его функционирования и развития.
C. По источнику инновационной идеи: нисходящие - инновационные предложения, вызванные потребностями улучшения рыночного положения организации и развития технико-технологической базы производства.
D. По степени новизны:
• Модифицирующие (развивающие, дополняющие, дифференцирующие, модернизирующие) инновации. Их разработка и внедрение связаны с существенно более низкими затратами, осуществляемыми в условиях сравнительно низкой неопределенности и рисков.
• Псевдоинновации - новшества, являющимися таковыми только для внедряющего их предприятия (заимствованные, имитационные).
E. По отношению к разработке:
инновации, разработанные силами данного предприятия, или инновации, разработанные в отрасли.
F. По характеру удовлетворяемых потребностей:
• Ориентированные на существующие потребности, которые не удовлетворены частично или полностью;
• Создающие новые потребности.
Очевидно, что в условиях увеличивающейся глобальной конкуренции особую актуальность приобретает стратегическое планирование инноваций, основной целью которого является создание долгосрочного конкурентного преимущества посредством постоянной адаптации к быстро изменяющейся внешней среде. Главная задача стратегического планирования инновационной деятельности состоит в построении схемы инновационного поведения компании на рынке. Однако необходимо заметить, что инновации являются источником развития лишь в случае их эффективного и оперативного использования, а также создания благоприятной среды для их инициирования.
Библиографический список
1. Аньшина, В.М. Инновационный менеджмент: Концепции многоуровневых стратегий и механизмов инновационного развития: учеб. пособие / В.М. Аньшина, А.А. Дагаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2006.
2. Афонин, И.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И.В. Афонин. - М.: Гардарики, 2005.
3. Балабанов, В.С. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.:АП «Наука и образование», 2008.
4. Бараненко, С.П. Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс / С.П. Бара-ненко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
5. Вертакова, Ю.В. Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие / Ю.В. Верта-кова, Е.С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008.
6. Виханский, В.С. Стратегическое управление / В.С. Виханский. - М.: Экономистъ, 2008.
7. Дудин, М.Н. Инновации на предприятиях малого бизнеса // Креативная экономика. 2007. № 7.
8. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова. - М.: Юнити, 2005.
9. Маренков, Н.Л. Инноватика: учеб. пособие / Н.Л. Маренков. - М.: КомКнига, 2005.
10. Оголева, Л.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Л.Н. Оголева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
Дата поступления в редакцию 30.01.2012
I.B. Romashova, O.V. Khokhlova INNOVATION ACTIVITY AS A MEANS OF CONTROL OF STRATEGIC ADVANTAGE
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
Authors investigate different techniques of innovation management from the point of view of control of transformations at a baking manufacture. The aggregate scientific work experience in this sphere is assumed as a basis for this article. Authors expound instruments and the essence of the techniques and types of innovations urgent for a small baking manufacture and underline their point of view with the help of original quotations.
Key words: innovations, innovation activity, reframing, benchmarking, engineering, reengineering, "just-in-time" technique, methodology of the total quality management, knowledge management techniques.