ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки
УДК 371.315
Шаяхметова Венера Рюзальевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия
614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-64-44, e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-КОМПАРАТИВИСТСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Venera R. Shayakhmetova
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Department of Philosophy and Social Sciences
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
Perm, Russia, 614990, 24, Sibirskaja, (342) 238-64-44, e-mail:
perm_venera@mail. ru
METHODOLOGICAL POTENTIAL OF THE HISTORICAL AND COMPARATIVE APPROACH IN SENIOR SCHOOL
Аннотация: Статья посвящена методологическим возможностям использования историко-компаративистского подхода в процессе обучения истории в старшей школе. Автор представляет данный подход в качестве одного из доступных инструментов научного знания, позволяющего педагогам направить учащихся на осмысление многообразия и уникальности исторических процессов, на обнаружение сходства в рамках этого многообразия.
© Шаяхметова В.Р., 2014
42
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш
Ключевые слова: историко-компаративистский подход, методология, сравнительный анализ, индикаторы, универсалии.
Abstract: The article is devoted to methodological possibilities of using the historical and comparative approach in the teaching of history in senior school. The author presents this approach as one of the available tools of scientific knowledge, which allows teachers to lead their students in the process of reflecting on the diversity and uniqueness of historic processes for the detection of similarities within the manifold.
Keywords: the historical and comparative approach, methodology, benchmarking, indicators, universals.
Историческое образование в процессе становления человека и гражданина занимает особое место, поскольку не только направлено на осмысление явлений действительности с помощью исторического анализа, но и призвано формировать ценностные ориентации и убеждения, основанные на идее гуманизма и патриотизма.
В современных условиях, при наличии федеральных государственных образовательных стандартов по истории и расширенного учебно-методического обеспечения, учитель истории, тем не менее, сталкивается со сложнейшими вопросами педагогической практики: как проанализировать и представить учащимся всю сложность исторического процесса, включающего культурные нормы, ценности, стереотипы в качестве элементов мотивации поведения и деятельности? как показать учащимся уникальность исторического развития в его конкретности и многообразии? как донести до учащихся нелинейность исторического развития при сохранении линеарных схем в учебной литературе?
Учебная литература старшей школы освободилась от излишней идеологизации содержания, но при этом сохраняет подходы очевидности и непротиворечивости исторических процессов. Подобные «монологизм» или непро-блемность в содержании учебника можно принять в условиях базового изучения истории, когда учащийся заинтересован в получении необходимого для за-
43
ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки
вершения школы объема учебной информации, но данная ситуация представляется абсолютно недопустимой в условиях профильного или углубленного изучения истории.
Подросток, ориентированный на познание законов исторического развития как платформы своей будущей профессиональной деятельности, нуждается в преодолении традиционной логики понимания, устоявшихся подходов и стереотипов. Он востребует учебную литературу и учителя-наставника, организующих дискуссионный, проблемный вариант рассмотрения трудных вопросов истории. Такой ученик заинтересован в максимально полном представлении исторической картины развития, которая может сложиться только при наличии у учителя критериев адекватности описания и универсальных оснований, способных «объять необъятное», т.е. процессы, события всемирной истории и действия субъектов истории.
Наряду с другими методами преподавания истории в старшей школе определенную роль может сыграть историко-компаративистский подход, который в настоящее время исследователями представляется не столько как метод, сколько как стратегия или инструмент научного знания, широко использующийся в социально-гуманитарных науках. Сравнительная методология, или компаративистика, в исторической науке, как известно, направлена на осмысление природы многообразия и уникальности исторических процессов и явлений, с одной стороны, и на обнаружение сходства в рамках этого многообразия, с другой стороны.
Исследование, основанное на компаративистском подходе, предполагает наличие сопоставимых данных (индикаторы сравнения источников или явлений) и объяснение их сравнительных сходств или различий в исторических явлениях (обозначение тенденций их развития). Для фиксации взаимовлияния различных явлений историко-компаративистский подход выступает в сравнительно-сопоставительной, историко-типологической, историко-генетической и других формах.
44
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш
Компаративистский подход отражает сложности и противоречия развития, становясь обязательным элементом современной мысли и универсальным подходом на всех уровнях обобщения и оценки. При использовании данного подхода речь идет не о конкретности содержания, а о культурной вариативности исторического процесса. Компаративистский анализ может производиться в горизонтальной плоскости, когда предметом исследования являются события и факты, исторические сочинения, биографии или воспоминания одного исторического периода, и в вертикальной плоскости - в этом случае анализу подвергаются явления разных временных периодов для обнаружения общих тенденций развития или причинно-следственных связей.
Благодаря методологической особенности компаративистского подхода, а именно возможности удержания тождественного и различного в исторических явлениях, можно выделить несколько групп индикаторов сравнения в процессе решения дискуссионных вопросов курса «История» в старшей школе:
- соотнесение истории как науки с другими гуманитарными, общественными науками для последующего выявления ее общего и уникального содержания (определение предмета, объекта исследования, сопоставление методологии и т.д.);
- решение проблем исторического прогресса, основанное на формационном и цивилизационном подходах. В условиях современного кризиса самосознания отмечается обостренный интерес к цивилизационным традициям, этнической и ментальной самоидентификации. Формационный подход отходит на второй план, что приводит к неоднозначному взгляду на всемирную историю;
- сопоставление оседлых и кочевых культур как обществ с историей и обществ без истории (позиция А. Тойнби), предполагающее сравнение большинства признаков (государственность, монументальная архитектура погребальных сооружений, письменность и искусство, регулярные торговые связи, идеология, культ и религия, эпос) с последующим определением самобытности и общих черт развития;
45
ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки
- представление вопроса о роли личности в истории через историкобиографическую реконструкцию, предполагающее изучение уникальности их внутреннего мира и воззрений (социальное и интеллектуальное окружение) и выявление общих черт исторического процесса, «востребующего» на отдельных этапах своего развития лидеров, деятелей для осуществления того или иного события (реформы, революции, гражданской войны и т.д.);
- решение вопроса о месте России в мировой истории с позиций исторической науки и геополитики;
- решение спора западников и славянофилов как выявление элементов национальной самобытности в рамках евразийства, основанного на концепции «Евро-Азии» Маккиндера и учения Н.С. Трубецкого; определение точек соприкосновения российской и зарубежных форм государственности;
- сопоставление отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов с последующим выделением форм единства, материальных или духовных принципов общества, общего смысла всех культурологических феноменов того или иного периода;
- решение проблемы противостояния Востока и Запада (исходя из позиций учения К. Шмитта) как цивилизационного дуализма, постоянно «порождающего планетарное напряжение и стимулирующего весь процесс истории» с позиций социально-экономического и политического развития, качественного различия правящих элит и «несовместимости интеллектуальных установок»;
- определение условий и результатов промышленной (индустриальной) революции для решения вопроса о причинах опережающего техникоэкономического развития стран Европы.
Компаративистский подход повышает познавательную ценность учебной деятельности учащихся на уроке истории, позволяя не только решать самые трудные познавательные задачи, но и вводить и осваивать на осознанном уровне любые универсальные понятия.
46
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш
Современные участники образовательного процесса - учителя, учащиеся, их родители - заинтересованы в том, чтобы учебный процесс перестал быть обезличенным обменом информацией. Сами учащиеся не видят смысла в беспроблемной деятельности по освоению понятий, способов выполнения учебных действий, поэтому ключом к изменению ситуации может стать такая организация процесса учения (а не обучения, где главную роль играет учитель), в которой учитель и ученик связаны активным интеллектуальным поиском. Данная деятельность понимается как динамически структурированная система умственных действий (сравнения, анализа, синтеза, аналогии и т.д.).
Учащиеся, используя в числе прочих компаративистский подход в изучении истории, формируют целостные представления о прошлом, осознают закономерности общественного развития, оценивают уникальность и своеобразие каждого факта истории. Учитель, также используя компаративистский подход в обучении истории, последовательно организует несколько уровней познавательной деятельности учащихся: во-первых, восприятие, изложение и воспроизведение учебной информации в соответствующей источнику форме; во-вторых, преобразование полученной учебной информации в личностно значимую для учащихся; в-третьих, реконструкцию образов прошлого на основании знаний о закономерностях исторического развития.
Таким образом, невозможность рассматривать историю человечества с линеарной позиции и как непрерывный процесс, определяемый единой закономерностью, востребует активное использование сравнительного, компаративистского подхода. Историко-компаративистский подход в преподавании нацелен на осмысление всех культурологических феноменов, всего истинно ценного (результатов философского, научно-технического развития) для дальнейшего развития цивилизации. Данный подход выявляет эталоны, образцы общей политической, социально-экономической и духовной жизни при признании уникальности и самобытности культур, языков и традиций отдельных народов.
47