Научная статья на тему 'Влияние социально-экономической ситуации в регионе на профориентацию молодежи (на примере Пермского края)'

Влияние социально-экономической ситуации в регионе на профориентацию молодежи (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
355
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СИЛЫ РЕГИОНА / ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ / МОБИЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИЗВАНИЕ / THE YOUNG FORCES OF THE REGION / CHANGING THE SOCIAL STRUCTURE / MOBILITY / PROFESSION / ORGANIZATION / CALLING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парамонова Светлана Павловна

Социальная ситуация в обществе и мобильности. Стратегии молодежи на рынке труда и образования. Дифференциация ценностных ориентаций на три сферы: индустрию, науку и образование, сферу обслуживания. Роль образования. Индустриальная среда как фактор выбора профессии. Глобализм общество потребления рост сферы обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN A REGION ON vocational guidance of youth (Evidence from Perm Krai)

The social situation in the society and mobility. Strategy of youth in the labour market and education. Differentiation of value orientations to work in three areas: industry, science and education and in the service sector. The role of education. Industrial environment as a factor in choice of profession. Globalism is a consumer society-the growth of the service sector.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономической ситуации в регионе на профориентацию молодежи (на примере Пермского края)»

3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПАРАТИВИСТСКОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ

УДК 37.013.42

Парамонова Светлана Павловна

доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Комсомольский просп., 29, (342) 238-63-44

e-mail: spp45@mail. ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ МОЛОДЕЖИ (на примере Пермского края)

Svetlana P. Paramonova

Ph.D., Professor, Department of Sociology and Political Science

«Perm National Research Polytechnical University»

Perm, Russia, 614990, 29, Komsomolsky prospect, (342) 238-63-44

e-mail: spp45@mail. ru

EFFECT OF SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN A REGION ON VOCATIONAL GUIDANCE OF YOUTH (Evidence from Perm Krai)

Аннотация: Социальная ситуация в обществе и мобильности. Стратегии молодежи на рынке труда и образования. Дифференциация ценностных ориентаций на три сферы: индустрию, науку и образование, сферу обслуживания.

© Парамонова С.П., 2014

48

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш

Роль образования. Индустриальная среда как фактор выбора профессии. Глобализм — общество потребления — рост сферы обслуживания.

Ключевые слова: молодые силы региона, изменение социальной структуры, мобильности, профессия, организация, призвание.

Abstract: The social situation in the society and mobility. Strategy of youth in the labour market and education. Differentiation of value orientations to work in three areas: industry, science and education and in the service sector. The role of education. Industrial environment as a factor in choice of profession. Globalism is a consumer society-the growth of the service sector.

Keeword: the young forces of the region, changing the social structure, mobility, profession, organization, the calling.

Социальная ситуация в регионе - это соотношение объективных условий и степени зрелости субъективного фактора. Социально-экономическая ситуация, соответственно, - соотношение организационно-управленческого и хозяйственного состояния региона, с одной стороны, и культурно-технического (квалификационного) ландшафта имеющейся рабочей силы, с другой стороны. К сфере объективных условий мы отнесем наличную производственнотехническую базу, а к субъективному фактору - квалификационные характеристики молодого поколения, вступающего в трудовую жизнь.

Структура стратегий поведения (предпочтений и занятости) молодежи на рынке труда определяется не только потребностями, стимулами и мотивами молодежных групп, т.е. прагматическими ориентациями, но и высшими мотивами: призванием, наследованием семейных традиций, протестным уходом из сфер, рекомендуемых окружением. Хотя профессии, овеянные романтикой морской, воздушной и космической стихии, несколько отошли на второй план, из сферы предпочтений они не исчезли. Характеристики престижа текучи так же, как мобильны оценки состояния социальной ситуации в стране. Например, на Западе одни в порядке сатисфакции за исторический рывок России (в сфере образования, культуры, науки и техники, здравоохранения, политического

49

ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

влияния в мире, ядерного паритета) утверждают представление о России как «исчезающей державе», чья собственность «прибирается к рукам» мелкими дельцами [1, с. 271] и транснациональными корпорациями; другие, в противовес этому, отмечают, что Россия развивается неравномерно, но местами довольно сильно. В данной статье предпринимается попытка определить в потоке социального времени сильные и слабые стороны социальной ситуации для профессиональной ориентации и складывающихся стратегий молодежи на рынке труда.

Современные социологические теории настроены рассматривать общество не столько в статике структурных единиц, сколько в динамике социальных процессов. Эти посылки реальности - куда и как движется социум и вокруг чего развиваются новые структуры труда - в плане глобализма приоткрывает теория мобильностей Дж. Урри. Британский социолог предлагает изучать время, масштаб, диапазон мобильностей, которые оказывают влияние на людей, будь то мобильность ради работы, ради удовольствия, перемещения в связи с родственными обязанностями, бытовыми потребностями, в том числе и ежедневные поездки из пригорода в город [7, с. 76-77, 80]. Обобщая представление о текучей современности, Дж. Урри показывает, что мир находится в движении, железные дороги связывают разные точки регионов, нередко заканчиваясь в курортных зонах и зрительно привлекательных местах для туризма - речных и морских здравницах, у архитектурных изысков. Движение самолетов сформировало инфраструктуру, подобную городам: внушительных размеров с пунктами питания, залами ожидания, зонами отдыха, игровыми автоматами, кинотеатрами, конференц-залами. Самым распространенным видом транспорта, дающим индивидуальную свободу, является индивидуальный автомобиль (до тех пор, пока не исчерпаны запасы нефти и не созданы иные типы двигателей). Непременным дополнением к человеку становится мобильная связь. Сам капитализм, все мобильности которого зависят от углеродных носителей, Дж. Урри называет карбонным капитализмом. На фоне мировых процессов глобализма

50

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш

разворачивается жизнь молодого поколения, вступающего в ситуацию самоидентификации своих сил, реализации потенций, исходя из местных условий, возможности самореализации, достижения того или иного уровня образования.

Подвержен ли Пермский край глобализации? Безусловно. Об этом свидетельствует наличие сети торговых и других фирм почти со всех континентов: из Японии, Южной Кореи (автомобили), Германии (автомобили, лекарства, обувь), Италии (бытовая техника, сантехника, мебель, отделочные материалы), Турции (ткани, изделия из кожи и меха, бытовая техника), Финляндии (мобильные телефоны), Индии (нанотехнологический комплекс в ПНИПУ, текстиль, ювелирные изделия из металла, кости, камней), Китая (ширпотреб, продукты питания), Франции (автомобили, косметика, бытовая техника, одежда), США (кинопрокат, сети быстрого питания, присутствие в качестве совладельцев на моторостроительном заводе, авиадвигатели, двигатели по перекачке нефти и газа, совместное владение акциями ЛУКОЙЛа), Швейцарии (владение основным пакетом акций предприятий калийных и магниевых солей соликам-ско-березниковского добывающего комплекса, продажа часов), Англии (изделия из фарфора, обувь). Разрастается глобальная сфера потребления, извлекающая природный невозобновляемый продукт РФ в обмен на возобновляемую продукцию иностранного производства.

В регионе 83 иностранных банка, контролирующих предприятия промышленного комплекса и одновременно получающих прибыль от кредитования, в том числе ипотечного, населения. Цены на жилье исчисляются десятками тысяч рублей за один квадратный метр при зарплате молодого работника 10-15 тыс. руб. Работать в шахте, например, за такую зарплату молодые рабочие отказываются, это не обеспечивает возможности выживания. Молодежь ищет условий существования и самореализации, вступая в потоки внешней миграции. Однако весь народ не выедет из страны (выезжают самые образованные, энергичные). Молодые и зрелые жители глубинки вынуждены идти на внутренние миграции; тем самым из-за нехватки рабочей силы разрушается либо сокраща-

51

ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

ется производство в сельском хозяйстве и промышленности. А между тем И. Валлерстайн отмечает, что центр мир-системы характеризуется шестью модусами: сильным государством, сильной армией, развитой промышленностью и сельским хозяйством, торговлей и финансами [3, с. 218].

Трудно согласиться с Б. Латуром в том, что не существует особого рода явлений, называемых по-разному: «обществом», социальным порядком, социальной практикой, социальным измерением или социальной структурой. Он утверждает, что нет никакого социального измерения, никакого социального контекста, никакой отдельной области реальности, которую можно было бы определить как общество [4, с. 23-45, 234]. Эти идеи разрабатывались полвека назад Н. Луманом, который считал, что в структурах языка содержатся категории, обозначающие конкретные связи - коммуникации. Эти категории и составляют «общества общества» [5, с. 97-127].

На эмпирическом уровне динамика социальных стратегий выпускников средних учебных заведений в Перми и малых промышленных городах региона представлена нами в исследовании «“Перекос” на рынке труда: потребность в “рабочих специальностях” у работодателей и невостребованность “рабочих профессий” учащейся молодежью», проведенном согласно распоряжению Президента РФ от 14 апреля 2008 г. № 192-рп, N = 2200 [6, с. 48].

С целью характеризовать объективную сторону социальной ситуации с позиций социальной географии в исследовании представлено шесть городов Пермского края: Пермь, Чайковский, Кудымкар, Кунгур, Лысьва и Чернушка. Лысьва является городом с развитым металлургическим производством. В Чернушке ведется добыча нефти. Чайковский известен комбинатом шелковых тканей, функционируют Воткинская ГЭС и сфера строительства. Северо-западный регион области, исходя из природных условий, удобен для традиционных сельскохозяйственного и лесодобывающего производств, определяющих организационно-хозяйственную сферу Кудымкара. Кунгур известен вековыми традициями торговли, а в «доперестроечный» период в городе пущен в строй машза-

52

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш

вод. Расположение Кунгура на месте развитых транспортных развязок (железной дороги и автомагистралей), а также наличие автодорожного колледжа позволяют широко применять труд по обслуживанию соответствующих видов транспорта. Кунгур - крупный производитель сувениров из уральских камней. В его окрестностях развито сельское хозяйство. В центре туризма Пермского края - Кунгурская ледяная пещера.

Пермь - скорее носитель глобальных, постиндустриальных процессов в сфере обменов, мобильностей, переструктурирования наследованной индустриальной базы, обслуживающих видов деятельности. Г ород располагает развитой инфраструктурой культурно-образовательных учреждений. Пермь - узел четырех возможных средств мобильности: авиационных, железнодорожных, автотранспортных и водных путей сообщения. Характеризуя социальную мобильность региональной общности, отметим, что две трети молодых респондентов - представители коренного населения, треть - внутренние мигранты. Больше всего приезжих из близлежащих деревень, а также работающих вахтовым методом на лесоразработках в Кудымкаре.

Следует заметить, что в промышленном регионе знания являются условием дальнейшего развития производства: перехода на новые ступени автоматизации и компьютеризации производства, нанотехнологий, становления информационного общества, того процесса, который З. Бауман называет «легкой мо-дернити» (в отличие от «тяжелой модернизации» - индустриализации) [2, с. 218]. Лишь два из представленных городов - Чайковский и Лысьва - имеют филиалы учреждений высшего профессионального образования, в частности, ПНИПУ. Другие малые города представлены в исследовании учреждениями среднего и начального профессионального образования.

53

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

Диаграмма 1

Оценка уровня знаний молодежью рассматриваемых городов (б % от числа опрошенных в каждом городе).

Чернушка

Чайковский

Кунгур

Кудымкар

Лысьва

■ Позволяетуспешно самореализоваться

■ Ориентирует на поступление в вуз

■ Средний

■ Низкий

В индустриальных городах очевиден более строгий подход выпускников к собственному уровню знаний, чем в городах, население которых ориентировано на лесопромышленное хозяйство и переработку продукции сельскохозяйственного производства (см. диагр. 1). Молодыми людьми индустриальных городов образование понимается как исходный старт к предстоящему определению своего места в жизни. Вместе с тем строгая оценка своего уровня образования выпускниками школ и учреждений среднего профессионального образования индустриальных городов говорит о том, что и уровень притязаний повышается с нарастанием доли индустриальной дисциплины труда в том или ином городе, увеличением плотности населения, более жестким сопоставлением своих способностей со способностями окружающих и усилением состязательности. При этом молодые люди видят возможность продвижения лишь при наличии социального порядка на крупных промышленных предприятиях, где работают их родители.

В Кудымкаре, вполне вероятно, действует известный в социологии фактор более высокой удовлетворенности образованием и социальной ситуацией

54

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ W

традиционных народов, сколь бы сложным ни было их жизненное положение. И напротив, там, где плотность населения больше, уровень обеспечения квалифицированными учителями и преподавателями выше, возможность мобильности в сфере труда и социального продвижения больше, но и конкуренция выше, -там самооценка своего образовательного уровня производится значительно строже.

Фактор наличия в малом индустриальном городе крупного предприятия влияет на выбор именно последнего. Больше половины лысьвенцев, не сомневаясь, выбирают крупное предприятие как фактор жизненного успеха. В остальных же городах половине выпускников легче устроиться на предприятие среднего уровня, чаще всего в филиалы крупных предприятий (см. диагр. 2).

Диаграмма 2

Распределение ответов на вопрос о выборе типа предприятия для трудовой деятельности (в % от числа опрошенных в каздомгороде).

Чернушка

Кудымкар

Кунгур

Лысьва

Чайковский

23 32,2 18,4 19,1 2|

1

31,3 1 : 29,3 17,3 173 0J

1

40, 3 | 18,9 14,5 ] 13,8 1,9.

[ '

І 4оїГ^^НІ 24,8 13,3 1 13,40,6

1 41,4 f" 20,4 14,5 ; 13,2 2,бі

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ Крупное промышленное

■ Государственное учреждение

■ Среднее промышленное

■ Среднее сферы обслуживания

■ Малое промышленное

Подводя итоги, следует отметить, что в стратегиях молодежи малых городов сказалась привлекательность работы на крупном промышленном предприятии и уровень своего образования респонденты оценивают как вполне достаточный. Вместе с тем молодежь нуждается в основательной информированности по имеющимся в малых промышленных городах специальностям. В це-

55

ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

лом в исследованных малых городах оценка своего уровня образования выпускников школ и учреждений СПО более самокритична, чем в городах с традиционным лесным и сельскохозяйственным производством. Социальногеографическая ситуация Кунгура, находящегося в более выгодном положении с точки зрения пересечения транспортных сетей, хотя и не позволяет реализовать жизненные планы «высокого полета», но обеспечивает устойчивое материальное положение. Социально-географическая обособленность Лысьвы и традиционно высокий уровень педагогических коллективов в школах детерминируют энергично проявившуюся ориентацию молодежи на получение высшего образования, миграции и повышение социального статуса. Стремление трудоустроиться на крупное предприятие, где упорядоченность требований и возможность продвижения выше, чем на предприятиях среднего и малого производства, а также в сфере обслуживания, явно выражено у молодежи промышленных городов. Неравномерность развития требует предотвращения дисфункций, связанных с безработицей молодежи, неэффективным управлением.

Глобализация - сложно организованный социальный феномен, «прорастающий» во множественных направлениях и масштабах одновременно, изменяющий практики взаимодействия между людьми. Мир мобильностей требует оптимальной занятости выпускников и студентов. Организовать и узаконить сетевую систему «образование - кадры - труд» для подготовки деятельности во внутренней перспективе технопарков, нанотехнологических комплексов с вовлечением усложняющихся индустриальных технологий - сегодняшняя задача управления на пути приведения в соответствие социальной ситуации в регионе и степени зрелости субъективного фактора.

Список литературы

1. Бадью А. Тайная катастрофа: [Электронный ресурс] // Sociologos. - 2009. -5 июня (дата обращения 21.09. 2014).

2. Бауман З. Индивидуализированный труд. - М.: Логос, 2002. - 325 с.

56

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. -СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с.

4. Латур Б. Наука в действии. - М.; СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб., 2013. -414 с.

5. Луман Н. Общество общества. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2011. - Кн. 1. - С. 9-202.

6. Парамонова С.П. Современное общество. Молодежь, образование, труд. -Пермь: ПГТУ, 2011. - 350 с.

7. УрриДж. Мобильности. - М.: Праксис, 2012. - 576 с.

57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.