Научная статья на тему 'Роль музыкальной составляющей культурных инноваций в функциональной трансформации муниципальных образований'

Роль музыкальной составляющей культурных инноваций в функциональной трансформации муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
468
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СФЕРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лядова А. А., Меркушев С. А.

На основе концепции «центр периферия» была осуществлена оценка потенциала развития музыкальной сферы муниципальных образований Пермского края. На основе полученных данных и анализе культурных программ и проектов была дана оценка функциональной трансформации территорий. Авторы выделили 5 групп муниципалитетов в зависимости от восприятия музыкальной составляющей культурной инновации. Наибольшим потенциалом обладает г. Чайковский. Недостаточность музыкальной составляющей инновационного потенциала отмечена в следующих городах и районах Пермского края: г. Березники, г. Верещагино, г. Добрянка, г. Лысьва, г. Нытва, г. Чусовой, Чусовском районе и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музыкальной составляющей культурных инноваций в функциональной трансформации муниципальных образований»

УДК 78:352.075 А.А. ЛЯДОВА, ассистент кафедры социально-экономической географии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: geografizpermi@yandex.ru

С.А. МЕРКУШЕВ, к.геогр.н., доцент кафедры социально-экономической географии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15

доцент кафедры экономики и менеджмента

Пермский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Пермь, бул. Гагарина, 10 Электронный адрес: merck.sergey@yandex.ru

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КУЛЬТУРНЫХ ИННОВАЦИЙ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Под музыкальной составляющей культурных инноваций мы понимаем весь спектр музыкального искусства с присущими признаками новизны, которые могут проявляться в тематике, формах подачи музыкального материала и воздействия на аудиторию. Говоря об инновационной составляющей, мы считаем необходимым подчеркнуть, что любые инновации должны опираться на прочный классический фундамент. Для того чтобы оценить потенциал городов и муниципальных районов с точки зрения использования музыкальных инноваций в их функ-

На основе концепции «центр - периферия» была осуществлена оценка потенциала развития музыкальной сферы муниципальных образований Пермского края. На основе полученных данных и анализе культурных программ и проектов была дана оценка функциональной трансформации территорий. Авторы выделили 5 групп муниципалитетов в зависимости от восприятия музыкальной составляющей культурной инновации. Наибольшим потенциалом обладает г. Чайковский. Недостаточность музыкальной составляющей инновационного потенциала отмечена в следующих городах и районах Пермского края: г. Березники, г. Верещагино, г. Добрянка, г. Лысь-ва, г. Нытва, г. Чусовой, Чусовском районе и др.

Ключевые слова: культурные инновации; музыкальная сфера; трансформация функциональной структуры территории; социально-культурные программы и проекты; Пермский край

циональной трансформации,

была разработана методика. В ее основе -методика, предложенная М.В. Пана-сюком, А.В. Руденко для анализа кредитно-банковской системы Татарстана по критерию «центр - периферия» [18].

Определение и анализ системы «центр - периферия» региона являются новым и перспективным направлением исследований, позволяющим дать более глубокую оценку структурно-функциональных особенностей региональной системы, ее территориальной организации и перспектив развития, способствующим повышению качества мониторинга и анализа

© Лядова А.А., Меркушев С.А., 2015

95

социально-экономической системы региона, направлений региональной политики.

Авторами предложена довольна простая и понятная методика выявления модальности любого региона, что в дальнейшем позволяет использовать ее для исследования других структурных и функциональных составляющих любой территориальной общественной системы.

На предварительном этапе выделения системы «центр - периферия» в музыкальной сфере Пермского края мы отобрали в 25 городах и всех муниципальных районах Пермского края (без учета городов) все объекты, так или иначе формирующие инфраструктуру музыкального искусства. К ним были отнесены оперные и балетные театры, музыкальные театры, объекты всех ступеней музыкального образования, дома культуры и клубы, центры дополнительного образования, отдельные коллективы (оркестры), общественные организации и союзы в музыкальной сфере, музыкальные магазины и магазины специализированной одежды и обуви, музеи, галереи, библиотеки, церкви, городские парки.

При этом сразу возник вопрос об оценке статуса, концентрации и масштабах связей объекта. Такая задача гораздо проще решается в системах с четко сложившейся функциональной иерархией, с фиксированным статусом единиц в единой сети, деятельность которых характеризуется стандартными статистическими показателями. Но в отношении объектов культуры, чья деятельность менее формализована и многокомпонентна и, как следствие, сложнее поддается анализу на основе обычных показателей, выполнить данное требование затруднительно.

На первом этапе проводилась оценка ситуационного статуса. Рассматривались только те объекты, которые могут влиять на развитие музыкальной сферы. Каждый из этих объектов был оценен в зависимости от важности в развитии музыкальной сферы (рис. 1). Баллы распределялись в пределах от 0 до 5 по следующим правилам:

0 - отсутствие данного объекта в городе, районе;

1 - наличие домов народного творчества, домов культуры и клубов, самодеятельных коллективов и оркестров, церковных хоров и хоров воскресных школ, библиотек, где существуют музыкальные клубы и объединения, городские парки;

2 - наличие детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ) районов (без районных центров), культурных и общественных центров, не симфонических оркестров, курортов;

3 - наличие ДШИ и ДМШ в центре района и субъекта, средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов в сфере музыки, джазовых и духовых оркестров, а также музыкальных магазинов и специализированных магазинов одежды и обуви, музеев, выставочных залов и галерей;

4 - наличие музыкальных вузов, музыкальных театров, концертных залов, академических и академических народных хоров, посольств и консульств;

5 - наличие оперного театра, органного зала, филармонии, капеллы, консерватории, симфонического оркестра, продюсерских центров, музыкальных издательств.

Рис. 1. Ситуационный статус территорий Пермского края

В итоге мера ситуационного статуса объекта в пределах региональной системы определялась по формуле

^ 1

1

где аф1, - узловое соединение города а в региональной системе, определенной как п объектов (городов, районов) /, и т организаций j, с V как балл офиса.

Оценка развитости музыкальной сферы /-го объекта вычислялась как

Рассчитываются три системы индексов:

1. Индексы центральности, Кс. Данные индексы дают возможность предположить, без наличия других данных, состояние системы «центр - периферия» и оценить ее структуру.

2. Индексы периферийности, Кр. Величина их значения показывает силу активности периферии.

3. Итоговые индексы уровня развития объекта относительно анализируемой системы «центр - периферия». Итоговые индексы рассчитываются по формуле

Кр(с) -

(£, X 100)

I

р(г)

где Ь - промежуточный индекс, определяемый формулой

¿, = > *ч

1

где х. - балльная оценка /-го показателя для .-го объекта, Ьс - значение индекса для центра.

Индексы подсчитываются для разных уровней системы:

- все объекты периферии по отношению к центру;

- все объекты периферии первого порядка по отношению к соответствующему центру второго порядка и все объекты периферии второго порядка по отношению к тому же центру второго порядка (полупериферии);

- центры второго порядка (полупериферии) по отношению к главному центру.

На втором этапе анализировалась степень развитости системы связей рассматриваемых объектов с помощью формализованной оценки локализации их функций. Для каждого объекта определены все его возможные функции, после чего каждой из функций присваивались баллы по следующим критериям:

1 - выполнение функции ограничивается пределами соответствующего города или района;

2 - выполнение функции ограничивается пределами другого города или района в пределах региона;

3 - выполнение функции распространяется за пределы анализируемого региона.

Далее по каждому объекту был подсчитан набор функций.

На третьем этапе составлялась таблица, показывающая, каким статусом обладала та или иная функция, строились карты (рис. 2, 3). Затем определялся статус города (района) путем деления суммы функций с учетом связей объ-

ектов на общее количество функций по всем рассматриваемым объектам той или иной территории. Статус в данном случае показывает потенциал возможностей территории для внедрения музыкальной составляющей культурных инноваций и их использования, в том числе с точки зрения функциональной трансформации территории.

Jr

1;

7

Чердынь

Красновишерск

I

/

■1

с

V.

' . Юрла; :

: ::: ......./

Г

У

Соликамск

Статус, баллы

□ городские округа

□ отсутствует ¿Большая : Ш менее 1,12 Хренова : : -у:

от 1,12 до 1,24 ■■У-'-' ■)[

^.'лЛЙСТЫр: ф •

ГП: Коса:: . I

Кочево:' :::f*: ::

ц.. Соликамск •

.'::Вероники j 1] Усолье | .........

; ' ; ; ; .^^АлеКСЭНДрОВСК

/ ,Юсьва_ Кудымкар Г- - •' •' ^ •

{ i«¿Ш ' ИПЬ-ИНСЧЙ Добрянка Ж • .

(:::: Ста у :::::: :::::::I :: ......... Д^Др^.-Горнозаводск^

у ::::*: :4<арагай

/-Ч • ; ;iiiiffUvrnpri"l

\ Вёрещагино • ; > «■ таашиюта»» I . . ;кра_, _ ^ ^

Оханск -(3;: ■ • х^Береэовк^/---^ ■ S Г- V

Губаха..

$ Очер* V "ПЕРМЬ .

к

Ш от 1,24 до 1,36

Число функций отсутствует

— тип<;(7 14/ iV^ ' ; У*;

О от 10 до 25 1, Чайковский-;

# от 25 до 50 "й ■: ■: ^:::::

ф от 50 до 75 "\7 . К

*

75 и более

Кунгур

Рис. 2. Оценка статуса муниципальных районов Пермского края

Примечание: в Лысьвенском городском округе рассматривались отдельно г. Лысьва и другие поселения округа, в Губахинском городском округе - только г. Губаха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считая, что инновации успешны лишь в том случае, когда они опираются на высокий потенциал, мы оценили готовность городов и муниципальных районов Пермского края к восприятию музыкальной составляющей культурной инновации и ее использованию в преобразовании функциональной структуры. Но оценка только ситуационного статуса не позволяет определить причины и содержание роли и значения модальности территории. Исходя из значений статуса нами выделены 5 групп. Одновременно характеристика проводилась относительно одной из крупных региональных культурных программ («Перм-

Рис. 3. Оценка статуса городских округов и городских поселений Пермского края

ский край - территория культуры», далее Программа) [20] и муниципальных конкурсов социально-культурных проектов (далее - Конкурс) [7].

В первую группу с очень высоким потенциалом (свыше 1.48 балла) вошел единственный город Пермского края - Чайковский (1.71 балла). Он выделяется на фоне других городов региона самым высоким статусом, свидетельствующим о значительном потенциале сферы музыкального искусства города с точки зрения трансформации его функциональной структуры. Этот потенциал прежде всего определяется всесторонней вовлеченностью объектов городской

музыкальной сферы в систему национальных связей, которая формировалась на протяжении длительного времени. Именно с Чайковского в 1970-е гг. начинается становление детского фестивального движения при деятельном участии одного из самых известных советских композиторов Д.Б. Кабалевского. Здесь создается третье в крае музыкальное училище, город вовлекается в развитие музыкального искусства. С самого первого Фестиваля музыкального искусства детей и юношества (2 октября 1977 г. - 19 июня 1978 г.) в нем принимали участие почти все районы и города Пермского края, а также коллективы из других регионов страны [19]. Фактически это позволило Чайковскому стать главным музыкальным центром Пермского края, получить общенациональную известность.

Современный период развития характеризуется тем, что город не утратил своих позиций. Фактически все культурные объекты города функционируют в музыкальном контексте города, являясь организаторами (Чайковское музыкальное училище, ДШИ № 1 и Чайковская ДМШ) [25] или местом проведения мероприятий (постоянно проходят концерты в Чайковской художественной галерее, Чайковском краеведческом музее, Чайковском городском парке, Чайковской городской библиотеке) самого различного уровня. Созданный районный центр развития культуры [25] координирует и продвигает все культурные проекты города: от программ работы с детьми на тему поведения на дороге до Международного конкурса молодых композиторов «Посвящение Чайковскому» и Всероссийского конкурса пианистов, посвященного П.И. Чайковскому. Деятельность Центра еще более активизировалась в 2014 г. благодаря Году культуры, особенно в продвижении таких уникальных проектов, как Международная Академия композиторов (в субъекте, где нет консерватории!). Единственным направлением, пока слабо проявляемым в сфере культуры Чайковского, остается хореографическая и танцевальная деятельность.

Несмотря на такую масштабную деятельность в области музыкального искусства, город не является активным участником Конкурса и Программы, хотя самостоятельно создает новые проекты, и не только в музыкальной сфере. Не проявляется музыкальная направленность в социально-культурном проектировании, осуществляемом за счет бюджета Чайковского муниципального района.

Вероятно, это связано с тем, что усиление централизации на всех иерархических уровнях власти приводит к усилению диспропорций «центр - периферия». И даже центры общенационального масштаба в региональных проектах участвуют слабо. Кроме того, сложившаяся ситуация, на наш взгляд, является негативным следствием чрезмерного увлечения концепцией «конкуренции регионов». В результате не используется шанс получить мощный пропульсивный эффект от взаимодействия двух центров, расположенных в соседних регионах - Чайковского и Воткинска, хотя оба входят в Ассоциацию «Галактика городов П.И. Чайковского». Воткинск, который долгое время был закрытым городом и в котором расположена усадьба, где родился композитор, привлекает тысячи туристов со всего мира; здесь проходят различные мероприятия. Но совместные усилия по развитию фестивального движения, связанные с именем гениального композитора, могли бы, по нашему мнению,

привести к культурному событию общенационального масштаба, сопоставимого с Савонлиннским оперным фестивалем в Финляндии или фестивалем в Олдборо (Великобритания). Добавим, что отсутствие должного взаимодействия привело к тому, что из 1,498 млрд руб., выделенных из федерального бюджета на мероприятия, связанные со 175-летним юбилеем П.И. Чайковского, Пермский край не получил ничего [3]. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что в условиях усиления централизованной модели управления на федеральном уровне необходимо уделить особое внимание городам, расположенным на периферии регионов, но обладающим потенциалом общенационального масштаба. Именно такой подход, в том числе, позволит стать Чайковскому музыкальным центром национального масштаба, хотя мы не умаляем возможностей этого города как спортивного центра страны и важного промышленного центра.

Во вторую группу с высоким статусом (1.36 - 1.48 балла) попал г. Пермь (1.46 балла). Региональный центр в любом случае будет обладать большим потенциалом связей и возможностей. Его оценку стоит проводить в ряду подобных городов на уровне страны, поэтому в нашей статье он не рассматривается.

В третью группу со статусом выше среднего (1.24 - 1.36 балла) попали г. Губаха (1.33 балла), Краснокамск (1.25), Очер (1.31), Чернушка (1.25) и Чусовской район (1.25 балла).

Из всех городов группы Краснокамск и единственный район - Чусовской входят в Пермскую агломерацию. Очер находится у западной границы Пермской агломерации, Губаха у восточной, Чернушка расположена у южных границ региона.

С точки зрения реализации проектов в рамках Программы и Конкурса Краснокамск использует свой потенциал наиболее полно.

Участвуя в Программе, Краснокамск выделялся среди всех победителей своим разнообразием и большим количеством проведенных мероприятий, в том числе с ярко выраженной музыкальной составляющей, что говорит об успешном использовании имеющегося музыкального потенциала.

В 2008 году Краснокамск победил с программой «Рожденный в СССР», благодаря одному из пяти направлений которой в городе прошли такие мероприятия фестивальной и концертной тематики, как творческий вечер, посвященный памяти талантливого педагога, балетмейстера, художника Г. А. Штейн-берг, межрегиональный фестиваль исполнителей авторской песни «Правый берег» [20].

В 2013 году Краснокамск победил в Программе с проектом «Краснокамск: модель будущего», яркой составляющей которого стал V фестиваль-конкурс церемониальной культуры, барабанщиков и мажореток «Прикамские звезды». Сам фестиваль возник еще в 2008 г., когда город выиграл региональный грант на его проведение и привлек в свои ряды группы из других городов края, возродив тем самым в крае традиции церемониальной культуры [2]. При этом городу удалось привлечь спонсоров из г. Перми (сеть музыкальных магазинов «МузТорг»). Позже организаторы решили изменить формат фестиваля и он переродился в Международный фестиваль «Барабан +».

Основными участниками всех музыкальных направлений в рамках фестиваля становились ДШИ, ДМШ. Координируют и продвигают все культурные проекты города местные организации - дом культуры Гознак и Ресурсный центр.

Активно проявляется реализованный музыкальный потенциал города и в Конкурсе. Город фактически является единственным в крае, где претворяются в жизнь музыкальные проекты. В 2013 году «Музыкальный салон "Музыка души - в каждой семье"» объединил разнообразные мероприятия. В их числе: «Музыкальные предпочтения в семье», мастер-классы, концерты учащихся музыкальной школы и школы искусств г. Краснокамска, «Домашний концерт» для семей с детьми с ограниченными возможностями, концерт-марафон под открытым небом. Проект был создан структурным подразделением средней общеобразовательной школы № 5 и детским садом № 44 [7].

В отличие от Краснокамска Чусовской район не принимал участие в Программе и не заявлял проекты на Конкурс. Его статус выше среднего при отсутствии профессиональных музыкальных объектов формируется благодаря близости к центру и деятельности только двух музейных объектов - Этнографический парк истории реки Чусовой и Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» [11; 27]. Многосторонняя деятельность этих объектов формирует музыкальную составляющую потенциала района, предлагая подготовленную «площадку» для внешних инноваторов.

Музей «Пермь-36» создан в 1993 г. и является бывшим лагерем ГУЛАГа ВС-389\12 (Пермь-36). Он уникален, поскольку является единственным хорошо сохранившимся на всем пространстве бывшего СССР от огромного множества лагерей сталинского ГУЛАГа. Одним из видов деятельности музея стало проведение международного гражданского форума «Пилорама», собирающего в палаточном городке несколько тысяч участников, в том числе из-за рубежа. В программе форума фестивали авторской песни, театральные спектакли, документальное кино, в мае 2010 г. на территории музея Пермским театром оперы и балета осуществлена уникальная постановка оперы Бетховена «Фиделио». Отметим, что в настоящее время складывается проблемная ситуация вокруг деятельности музея из-за скандала с финансированием [11].

В Этнографическом парке истории реки Чусовой не проводится постоянных фестивалей или организованных выступлений. Парк посещает и выступает в нем бард Олег Митяев, приезжают знакомые музыканты создателя музея - Леонарда Постникова. Интересен музей и тем, что здесь собрана уникальная коллекция гармоней [24].

Чернушка является административным центром района, где проживают представители пяти национальностей - русские, татары, башкиры, удмурты и чуваши. Нахождение на периферии Прикамья, вдали от крупных музыкальным центров (до г. Чайковского - 154 км, до Перми - 228 км) создало условия для развития музыкальной сферы в этнокультурном направлении, даже при наличии среднего музыкального «фундамента».

Этническая составляющая стала одним из основных направлений программы «Чернушка на вырост», с которой в 2014 г. город победил в конкурсе «Центры культуры Пермского края» Программы. В рамках этого проекта

наряду с выставками этнических культур, открытием этноцентра в краеведческом музее, ярмарками изделий мастеров народных промыслов проходили выступления всех народных музыкальных и танцевальных коллективов города и района. В том же ключе проходили другие фестивали Чернушки в рамках Программы - «Праздник Земли», «Купально воскресенье». В систему мероприятий Программы вошел молодежный рок-фестиваль «Южная зона», который проводится с 2004 г. в единственном месте проведения подобных фестивалей на юге края [20].

Из всех городов данной группы богатым историко-культурным и природным потенциалом, связанным с деятельностью рода Строгановых на Урале, а также с пермским периодом истории развития Земли, является Очер. Но его «воплощение» в проектах-победителях Программы было реализовано в 2009 г., но без музыкальной составляющей, хотя в 2007 г. благодаря региональному гранту Очерский краеведческий музей им. А.В. Нецветаева получил возможность реализовать проект экспозиции «Ожившее наследие», посвященной 200-летнему юбилею Очерского театра - одного из первых на Урале. Этот народный любительский театр, возникший в строгановских владениях, стал зачинателем оперного искусства в крае. Сама экспозиция, включающая музыкальные инструменты, документы, фотографии, устроена так, что позволяет давать концерты и спектакли [17; 20].

Город Губаха, находясь на периферии, в окружении депрессивных районов востока края, фактически является консолидирующим центром, в том числе и в области культуры. Город стал центром культуры края в 2014 г., но не в сфере музыки. Тем не менее, Губаха сохраняет свой «классический фундамент» благодаря активной деятельности ДМШ и ДШИ, где проходят мастер-классы и концерты преподавателей Московской консерватории, а сами учащиеся школ постоянно выступают в Кизеле и Гремячинске. Дом культуры «Северный» проводит на территории городского парка краевой фестиваль дискотек «Чистые танцы» [4]. Статус города повышается благодаря выступлениям артистов балета Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского у подножия г. Крестовой в рамках проекта «Балет на закате». Данный проект ориентирован на гармонизацию восприятия природы горных районов края, мастерства артистов и деятельности единственного в этом районе драматического театра «Доминанта», отвечающего за организацию и творческую поддержку проекта [13].

Четвертую группу со средним потенциалом (1.12 - 1.24) образуют города Березники (1.20 балла), Верещагино (1.19 балла), Добрянка (1.20 балла), Кудымкар (1.23 балла), Кунгур (1.20 балла), Лысьва (1.23 балла), Нытва (1.29 балла), Чусовой (1.18 балла), а также Краснокамский район (1.14 балла).

Большинство территорий группы расположены в пределах Пермской агломерации или на ближайших подступах к ней. Березники являются центром второй, пока формирующейся агломерации Пермского края. Статус (потенциал) Кудымкара определен длительным периодом его функционирования как центра субъекта РФ. Таким образом, на статус этих городов (средний) повлияло то, что в их географическом положении центральных черт больше, чем периферийных.

Рассмотрим, как средний потенциал музыкальной составляющей культурных инноваций используется в социально-экономическом развитии территорий группы.

Такие центры, как Нытва, Верещагино, Чусовой, выделяются тем, что не только не позиционируют себя как музыкальные центры региона, но даже ни разу не становились победителями Программы. Единственное, что объединяет эти центры - это активная деятельность их детских школ искусств по развитию музыкальной культуры. Например, Верещагино является центром проведения межмуниципальных конкурсов и выступлений не только для горожан, но и для жителей соседних территорий, поскольку ближайшие музыкальные центры расположены далеко [11; 20; 26].

Близость Нытвы и Чусового к городу Перми создает возможности для постоянных контактов коллективов школ с высшими учебными заведениями (Пермская государственная академия искусства и культуры дает концерты в Нытве) и известными коллективами Перми (MusicAeterna приезжает в Чусовой). Тем самым повышается статус этих школ [5; 24].

В отличие от Чусового и Верещагино на повышение культурного статуса Нытвы повлиял фактор выполнения функций концертных площадок на базе Нытвенского краеведческого музея и Музея ложки, которые приняли участие в проекте Пермской краевой филармонии «Камских вод звезда». Концерты рассчитаны и на местных жителей, и на ту часть слушателей, которые проводят лето за городом [9]. Особый колорит такой деятельности придают экспозиция уникальных музыкальных инструментов (ложек) в Музее ложки и мастер-классы по игре на них, в том числе и гостями из других регионов России.

Более ярким примером влияния Пермского центра является Добрянка (1.20 балла). Город, так же как и Нытва, стал постоянным партнером Пермской краевой филармонии. В стенах Добрянской ДМШ проводятся выступления и мастер-классы коллективов Перми (Академический хор «Млада»), музыкантов из России и зарубежья, проходят мероприятия в рамках Международного фестиваля органной музыки. Концертной площадкой для таких мероприятий стал Культурно-досуговый центр «Орфей» [6]. Свой вклад в потенциал города вносит муниципальное учреждение культуры «Ансамбль песни и танца народов Урала "Прикамье"» - единственный в крае профессиональный танцевальный коллектив. Его деятельность широко известна за пределами региона [10].

Краснокамский район развивает свой потенциал также под влиянием культурных центров. Музыкальная школа пос. Майский принимает участие в конкурсах Пермской краевой филармонии [9]. Дом культуры этого поселка в перспективе можно рассматривать как еще один культурный и музыкальный центр Краснокамского района и края в целом. Здесь в 1978 г. был образован народный ансамбль песни и танца «Узоры Прикамья», о котором знают далеко за пределами края. В 2009 году поселок стал единственным в России, у которого есть город-побратим - город Марли во Франции. Во многом это произошло благодаря совместным выступлениям ансамбля с коллективами г. Марли в Европе [14].

Кудымкар получил относительно высокую оценку в силу того, что долгое время являлся административным центром Коми-Пермяцкого автономного

округа. Город дважды побеждал в Программе (в 2007 и 2011 гг.), но основные его проекты были нацелены на сохранение коми-пермяцкого культурного наследия (создание пешего маршрута по Красной Горке, скульптуры прародителя коми-пермяцкого народа Кудым-Оша, экспозиции в музее имени П.И. Субботина-Пермяка и т.д.) [20]. «Столичность» Кудымкара позволяет ему брать на себя эти проекты, однако они в основном являются привнесенными извне «готовыми культурными продуктами».

Говоря о Березниках, можно отметить, что его музыкальный статус (выше среднего) лишь частично учтен в рамках Программы и городских социально-культурных проектов.

В 2013 году одним из победителей Программы стал березниковский проект «Березники. Город-авангард», в рамках которого существовало направление «Музыка парков и скверов», где учащиеся ДШИ, ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского, ДМШ № 2 «Камертон», ДШИ им. Л.А. Старкова, Школы-балета давали совместные концерт на открытом воздухе [20].

Однако музыкальная составляющая «затерялась» в мероприятиях социальной и экологической направленности, хотя инновационный потенциал города далеко не исчерпан [7]. Хотелось обратить внимание на то, что Березники -второй хореографический центр края, но его школа-балет мало известна жителям региона. Все специализированные музыкальные учебные заведения -крупные центры проведения методических или концертных мероприятий не только для г. Березники, но и для соседних районов. Дома культуры города являются крупными концертными площадками. Почти все центры дополнительного образования детей предлагают обучение по различным музыкальным направлениям. В городе действует второе в крае музыкальное училище, где студенты могут обучаться по направлению, которого нет даже в музыкальных вузах Перми - музыкальное звукооператорское мастерство [1]. В 1961 году здесь был создан единственный в крае профессиональный джазовый оркестр, который до сих пор известен в основном березниковцам и любителям джаза в Перми. Фактически в г. Березники складывается ситуация, когда большой музыкальный потенциал работает только на «обслуживание» местного населения второго крупного промышленного центра края.

Относительная сбалансированность статуса (музыкального потенциала) и его использование в рамках региональных конкурсов проектов характерны для Лысьвы и Кунгура.

Лысьва пока не позиционирует себя как музыкальный центр. Хотя город уже зарекомендовал себя как место проведения краевых рок-фестивалей ТРИ-НИТИ и ЕдиноROCK, который на территории Парка культуры и отдыха имени А.С. Пушкина объединил в одно музыкальное действо танцоров, диджеев и рок-музыкантов [22]. Также в Лысьве, которая является центром благочиния, была открыта школа звонарей [19] при участии создателя первой в России профессиональной школы звонарей старшего звонаря Успенского собора в Архангельске Владимира Петровского.

Город дважды становился победителем Программы (в 2009 и 2014 гг.), в рамках которой начинает заявлять о себе имеющийся музыкальный потенциал инноваций. Так, появился детский интерактивный арт-объект «Крылатые

качели», что связано с именем знаменитого уроженца Лысьвы популярного советского композитора Е. Крылатова. Его юбилей и юбилей музыкальной школы, которую он закончил, отмечались в 2014 г. В рамках празднования благодаря Программе состоялся показ мюзикла на музыку композитора [20; 23].

Кунгур является городом, развитие которого в наибольшей степени осмысленно с точки зрения особенностей его экономико-географического положения и наиболее вероятных направлений перспективного пространственного развития Пермского края [12]. Культурное наследие Кунгура и современные проекты сегодня активно востребованы. Так, старейший в крае муниципальный народный эстрадно-духовой оркестр «Геликон» (1910 г.), хотя и не представлен как визитная карточка города, но всегда участвует во всех знаковых мероприятиях, в том числе в «Небесной ярмарке» (концерты в парке культуры и отдыха). Также являясь центром благочиния, Кунгур проводит краевые пасхальные фестивали, фестивали детских хоровых и вокальных коллективов «Хвалите Господа с небес!» для церковных воскресных школ, коллективов музыкальных и художественных школ городов всех районов благочиния [19].

Соразмерно музыкальному статусу города и его участие в инновационной Программе. Город дважды становился победителем. На выделенные финансовые средства проведены музыкальный фестиваль «Кунгурский разгуляй» и фестиваль-конкурс гармонистов и частушечников «Мы за чаем не скучаем!» [20]. В то же время обращает на себя внимание слабая представленность музыкальной составляющей в рамках Конкурса [7].

Пятую группу образуют города и районы с низким статусом (1.0 - 1.12). Оценка участия данных территорий в Конкурсе не производилась по причине отсутствия такого мероприятия или отсутствия в них музыкальной составляющей. Эту группу можно разделить на 4 подгруппы:

- принимали участие, есть музыкальная составляющая: Александровский район (1.09 балла), Бардымский район (1.1 балла), г. Горнозаводск (1.0 балл), пос. Ильинский (1.03 балл), Октябрьский район (1.0 балл), г. Оса (1.07).

Из всех территорий подгруппы пос. Ильинский входит в Пермскую агломерацию. Поселок дважды побеждал в Программе (2007 и 2014 гг.), и в обоих случаях половина всех проектов была музыкальной. Прошли концерты ансамбля «Духовный сад», детского музыкального театра «Отражение», фестиваль детской эстрады «Звездный дождь». Ввиду своего низкого потенциала данное поселение должно предпринять шаги в направлении его повышения, иначе все усилия в рамках культурных программ не будут иметь должного эффекта [20].

Остальные районы подгруппы - это периферия края, причины проведения здесь музыкальных мероприятий разные.

Концерт «Симфония на воде» и фестиваль «Rock-line над Вильвой» прошли в п. Всеволодо-Вильва (Александровский район), но данное событие можно оценить как привнесенный продукт, так как основным местом проведения фестиваля является Пермь. Благодаря победе в 2013 г. в Программе проекты г. Горнозаводска - хореографическое световое шоу «Бал минералов» и фестиваль-марафон «На Тельманштрассе» [20] - стали известными.

Мероприятия с выраженной этнокультурной музыкальной составляющей прошли в Бардымском и Октябрьском районах (оба района побеждали в 2009 и 2010 гг. соответственно). В последнем был проведен традиционный VI краевой праздник «Играй, гармонь! Звени, частушка!», а Барда принимала VI краевой фестиваль народного творчества татар и башкир «Туган ягым мон-нары» (Мелодии родного края). Тематика данных фестивалей в определенной степени связана с главной задачей периферии - сохранением и передачей традиционной культуры [20].

Только в г. Осе проводимое мероприятие поддержало Всероссийский детский джазовый фестиваль «Свежий ветер», который теперь проводится ежегодно;

- принимали участие, нет музыкальной составляющей: Чердынь (1.0 балл) и Чердынский район (1.0 балл), Лысьвенский городской округ без г. Лысьвы (1.0 балл), Нытвенский район, Пермский район (1.1 балла);

- не принимали участие, но есть музыкальный потенциал: Юсьвинский район (1.07 балла), Ординский район (1.06 балла), г. Усолье (1.0 балл). Периферийные Ординский район и г. Усолье объединяет наличие базы для развития музыкальной сферы. В Орде был создан духовой оркестр, в Усолье с 2014 г. проводится Фестиваль колокольных звонов и духовной музыки «Звоны России» [8; 16]. Юсьвинский район является самым «потенциально» развитым районом Коми-Пермяцкого округа, обладающим большим количеством музыкальных объектов и старейшим в округе оркестром народных инструментов им. И. Ивановой Пожвинского Дома культуры (возник в 1932 г. в пос. Пожва), который известен за пределами региона [15];

- не принимали участие, нет музыкального потенциала (у всех территорий статус равен 1.0 балл, кроме указанных в скобках): Березовский, Больше-сосновский, Верещагинский, Еловский, Гайнский, Гремячинский (0 баллов), Добрянский, Кизеловский (0 баллов) и г. Кизел, Карагайский, Кишертский район, Косинский, Кочевский, г. Красновиишерск и Красновишерский район (0 баллов), Кудымкарский, Кунгурский район, Сивинкий, Осинский, Оханск и Оханский район, Очерский, Соликамский (1.1 балла), Суксунский, Чердын-ский, Чернушинский, Юрлинский.

Подводя итог, можно рекомендовать организаторам культурной политики в крае обратить внимание на недостаточность музыкальной составляющей инновационного потенциала в следующих городах и районах края: г. Березники, г. Верещагино, г. Добрянка, г. Лысьва, г. Нытва, г. Чусовой, Чусовском районе и на территориях, относящихся к пятой группе.

Список литературы

1. Березниковское музыкальное училище (колледж) [Электронный ресурс]. URL: http://bereznikibmu.ru (дата обращения: 20.07.2014).

2. В ритме забытого жанра [Электронный ресурс] // Мы - земляки. 2013. 10 сент. URL: http://www.mizemlyaki.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=732:2013-09-10-20-11-43&catid=1:latest-news&Itemid (дата обращения: 20.07.2014).

3. Великому сыну Удмуртии. Началась подготовка к 175-летию П.И. Чайковского // Музыкальное обозрение. 2013. № 7-8 (358-359). С. 2-3.

4. Дворец культуры «Северный» администрации городского округа «Город Губаха» [Электронный ресурс]. URL: http://dvorez-sever.nethouse.ru/ (дата обращения: 20.07.2014).

5. Детская школа искусств г. Нытва [Электронный ресурс]. URL: http:// dshi.nytvasc2.ru (дата обращения: 20.07.2014).

6. Добрянская детская школа искусств [Электронный ресурс]. URL: http://cool-septima.narod.ru/ (дата обращения: 20.07.2014).

7. Ежегодный доклад Совета муниципальных образований Пермского края «О состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований в Пермском крае в 2013 году»: принято 25 апр. 2014 г. VIII Съездом Совета муницип. образований Пермского края.

8. Звоны над Камой [Электронный ресурс] // Мы - земляки. 2014. 11 февр. URL: http://www.mizemlyaki.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=835:2014-02-11-13-34-59&catid=1:latest-news&Itemid=18 (дата обращения: 15.10.2014).

9. «Камских вод звезда» взойдет над Прикамьем [Электронный ресурс] // Независимый гор. портал «prm.ru». 2010. 21 июля. URL: http://afisha.prm.ru/ news/kamVodZvezda (дата обращения: 21.07.2014).

10. Концертная организация «Ансамбль песни и танца народов Урала «Прикамье» [Электронный ресурс]. URL: http://zsr-perm.ru/mbuk-ansambl-pesni-i-tanca-narodov-urala-prikame-koncertnaya-organizaciya (дата обращения: 20.07.2014).

11. Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» [Электронный ресурс]. URL: http://www.perm36.ru/ (дата обращения: 20.07.2014).

12. Меркушев С.А. Среда как ограничитель и стимулятор реализации туристского потенциала территории // Геогр. вестник. 2010. № 1 (12).

13. Молодежная театр-студия «Доминанта» [Электронный ресурс]. URL: http://www.teatrd.ru/ (дата обращения: 20.09.2014).

14. Народный ансамбль песни и танца «Узоры Прикамья» отметил свое 35-летие [Электронный ресурс]. URL: http://krasnokamskiy.com/in/md/ news2?mode=news&news=1002231 (дата обращения: 20.07.2014).

15. Оркестр народных инструментов пос. Пожва [Электронный ресурс]. URL: http://enc.permculture.ru/show0bject.do?object=1803805184 (дата обращения: 20.07.2014).

16. Отчет о деятельности муниципального автономного учреждения Ординского муниципального района МАУ «Ординский духовой оркестр» [Электронный ресурс]. URL: http://orda.permarea.ru/upload/pages/22430/ dat_137171766078.dochttp://rock-line.ru/ (дата обращения: 20.07.2014).

17. Очерский краеведческий музей им. А.В. Нецветаева [Электронный ресурс]. URL: http://nezvmuseum.ucoz.ru/ (дата обращения: 14.09.2014).

18. Панасюк М.В., Руденко А.В. Определение системы «центр - периферия» региона // Устойчивое развитие территорий: теория ГИС и практ. опыт: материалы Междунар. конф. (Калининград, Берлин 25-31 авг. 2006 г.). Калининград: Изд-во Рос. гос. ун-та им. И. Канта, 2006. С. 90-96.

19. Пермская епархия [Электронный ресурс]. URL: http:// pravperm.ru/ (дата обращения: 20.07.2014).

20. Программа «Пермский край - территория культуры» [Электронный ресурс]. URL: http://tk.permkrai.ru/ (дата обращения: 20.07.2014).

21. Пряжникова В.М. Чайковский - город музыкальный // Город Чайковский от древности до наших дней: материалы краеведческой конф., посвященной 45-летию г. Чайковского (Чайковский, 7 апр. 2001 г.). Пермь, 2002. С. 59-63.

22. Рок-фестиваль ЕДИН0R0CK 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lysva.ru/forum/music/subject5548 (дата обращения: 18.09.2014).

23. Старт «зеленого человечка» // Новый компаньон. 2014. № 9 (778). С. 2-3.

24. Чайковский районный центр развития культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.culturechaik.ru/ (дата обращения: 20.07.2014).

25. Чусовская детская школа искусств имени Балабан [Электронный ресурс]. URL: http://planeta-muz.ru (дата обращения: 20.07.2014).

26. Школа искусств Верещагинского муниципального района [Электронный ресурс]. URL: http://verdmsh.perm.muzkult.ru/ (дата обращения: 10.10.2014).

27. Этнографический парк истории реки Чусовой [Электронный ресурс]. URL: http://etnopark.com/ (дата обращения: 20.07.2014).

Получено 03.12.2014

References

1. The site of the Berezniki music school (college) (2014), available at: http:// bereznikibmu.ru (Accessed 20 July 2014).

2. The official site of the journal "Mi zemlyaki" (2013), "In the rhythm of forgotten genre", 10 September, available at: http://www.mizemlyaki.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=732:2013-09-10-20-11-43&catid=1:latest-news&Itemid (Accessed 20 July 2014).

3. "For the great son of Udmurtia. Preparations for the 175 th anniversary of P.I. Tchaikovsky" (2013),Muzykal'noe obozrenie, no. № 7-8 (358-359), pp. 2-3.

4. The site of the Palace of culture "Severnyj" city district administration "City Gubakha" (2014), available at: http://dvorez-sever.nethouse.ru/ (Accessed 20 July 2014).

5. The site of the Nytva children's art school (2014), available at: http://dshi. nytvasc2.ru (Accessed 20 July 2014).

6. The site of the Dobryanka children's music school (2014), available at: http://cool-septima.narod.ru/ (Accessed 20 July 2014).

7. The official site of the Council of Municipalities of Perm Krai (2014), "Annual report of the Council of Municipalities of Perm Krai "On the status of local government and community development in Perm Krai in 2013", adopted 25 April 2014 by the VIII Congress of the Council of Municipalities of Perm Krai, available at: permarea.ru/upload/pages/6021/dat_1405311714458.doc (Accessed 20 July 2014).

8. The official site of the journal "Mi zemlyaki" (2014), "Chimes over the Kama river", available at: http://www.mizemlyaki.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=835:2014-02-11-13-34-59&catid=1:latest-news&Itemid=18 (Accessed 15 October 2014).

9. Prm.ru (2010), "Kama water star" will rise above the Kama area", available at: http://afisha.prm.ru/news/kamVodZvezda (Accessed 21 July 2014).

10. The site of the innovation project "Zolotye stranicy Rossii. Perm i Permskij kraj" (2014), "Concert organization "Song and dance ensemble of the Urals peoples "Prikam'e", available at: http://zsr-perm.ru/mbuk-ansambl-pesni-i-tanca-narodov-urala-prikame-koncertnaya-organizaciya (Accessed 20 July 2014).

11. The official site of the Memorial center of the history of political repression "Perm-36", available at: http://www.perm36.ru/ (Accessed 20 July 2014).

12. Merkushev, S.A. (2010), "Environment as a limiter and a stimulant implementation of tourist potential of the territory", Geograficheskij vestnik, no. 1 (12), pp. 14-24.

13. The site of the Youth theatre-studio "Dominanta" (2014), available at: http://www.teatrd.ru/ (Accessed 20 September 2014).

14. The official site of the Krasnokamsk municipal district (2013), "Folk song and dance ensemble "Uzory Prikam'ya" celebrated 35-th birthday anniversary", available at: http://krasnokamskiy.com/in/md/news2?mode=news&news=1002231 (Accessed 20 July 2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Perm Krai. Encyclopedia (2014) "Russian folk orchestra of town Pozhva", available at: http://enc.permculture.ru/show0bject.do?object=1803805184 (Accessed 20 July 2014).

16. The official site of the Orda municipal district (2013), "The report of the municipal autonomous organization of the Orda municipal district "The Orda brass band" from 1 January 2013 to 31 December 2013", available at: http://orda. permarea.ru/upload/pages/22430/dat_137171766078.doc (Accessed 20 July 2014).

17. The official site of the Ocher local history museum n.a. A.V. Necvetaeva (2014), available at: http://nezvmuseum.ucoz.ru/ (Accessed 14 September 2014).

18. Panasyuk, M.V. and Rudenko, A.V. (2006), "The definition of the system "center - periphery" in the region", Ustoichivoe razvitie territory: teoriya GIS i prakticheskij opyt. Materialy konferencii [Sustainable development of territories: GIS theory and practical experience: proceedings of the International conference], Kaliningrad, Berlin, 25-31 August 2006, Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni I. Kanta, Kaliningrad, Russia, pp. 90-96.

19. The official site of the Perm eparchy (2014), available at: http:// pravperm. ru/ (Accessed 20 July 2014).

20. The official site of the project "Permskij krai - territoriya kul'tury" (2014), available at: http://tk.permkrai.ru/ (Accessed 20 July 2014).

21. Pryzhnikova, V.M. (2002), "Tchaikovsky is a music city", Gorod Chajk-ovskij ot drevnosti do nashix dnej: Materialy kraevedcheskoj konferencii, posvyash-hennoj 45-letiyu g. Chajkovskogo, [Tchaikovsky city from antiquity to the present day: proceedings of the local history conference, dedicated to the 45th anniversary of Tchaikovsky], Chajkovskij, 7 April 2001, Perm, Russia, pp. 59-63.

22. The official site of Lysva town (2011), "The rock festival EDINOROCK 2011", available at: http://www.lysva.ru/forum/music/subject5548 (Accessed 18 September 2014).

23. "Start a "green man" (2014), Novyj kompan'on, no. 9 (778), pp. 2-3.

24. The official site of the Tchaikovsky district center of culture development (2014), available at: http://www.culturechaik.ru/ (Accessed 20 July 2014).

25. The site of the Chusovoy children's art school n.a. Balaban (2014), available at: http://planeta-muz.ru (Accessed 20 July 2014).

26. The site of the art school of Vereschagino municipal district (2014), available at: http://verdmsh.perm.muzkult.ru/ (Accessed 10 October 2014).

27. The official site of the ethnographic park of Chusovaya river history (2014), available at: http://etnopark.com/ (Accessed 20 July 2014).

MUSiCAL CULTURAL iNNOVATiON AS AN iNNOVATiON OF MUNiCiPAL DiSTRiCTS' FUNCTiONAL TRANSFORMATiON

Anisya A. Lyadova

Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990, Russia E-mail: geografizpermi@yandex.ru

Sergey A. Merkushev

Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990, Russia

Perm Affiliate of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 10 Gagarin bul., Perm, 614060, Russia E-mail: merck.sergey@yandex.ru

The evaluation of musical sphere development in municipal districts of Perm Krai is based on the «center-periphery» conception. The evaluation of functional transformation of regions was given on the basis of obtained data and analysis of local cultural programs and projects. The authors identified five groups of municipalities, depending on the perception of the musical component of cultural innovation. Tchaikovsky city has the greatest potential. Lack of musical component of innovative potential was noted in the following towns and districts of Perm Krai: Berezniki, Vereshhagino, Dobryanka, Lysva, Nytva, Chusovoy, Chusovoy district and others.

Key words: cultural innovation; music; territorial functional organization; sociocultural programs and projects; Perm Krai

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.