Научная статья на тему 'Пермский край: проблемы пространственного развития'

Пермский край: проблемы пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2171
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ КРАЙ / PERM REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-ECONOMIC SPACE / МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ / LOCATION / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / POSITIONING / ОПОРНЫЙ КАРКАС / SUPPORTING FRAMEWORK / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шарыгин Михаил Дмитриевич

Рассматриваются актуальные проблемы пространственного развития Пермского края. Раскрываются позитивные и негативные стороны местоположения региона в глубине материка на стыке Европы и Азии. Край позиционирует себя как территория трансформации имиджа от ресурсно-промышленного к инновационно-информационному с приоритетом культурного и интеллектуального развития. Особое внимание уделено проблемам сжатия социально-экономического пространства и его функциональной организации в форме внутрикраевых территориально локализованных пространств. Для повышения уровня сбалансированности пространственного развития края важную роль играет опорный каркас расселения, который нуждается в укреплении и современном коммуникационном обеспечении. В системе «ядер» каркаса предлагается усилить роль центров поляризованного развития, что будет способствовать эффективному развитию социоэкономики и повышению качества жизни населения края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERM REGION: PROBLEMS OF SPATIAL DEVELOPMENT

The paper considers current problems of the Perm Krai spatial development. Positive and negative aspects of the region's location on the continent, at the junction of Europe and Asia, are revealed. The region positions itself as the territory of transformation from the resource-industrial to innovative-informational image with the priority of cultural and intellectual development. Particular attention is paid to the problems of compression of the socio-economic space and its functional organization in the form of intraregional territorially localized spaces. An important role in increasing the level of the spatial development balance of the region is played by the supporting framework of resettlement, which needs strengthening and modern communication support. In the system of the framework "cores", it is proposed to strengthen the role of polarized development centers, which will contribute to the effective development of socioeconomics and improve the quality of the population's life in the region.

Текст научной работы на тему «Пермский край: проблемы пространственного развития»

2018 Географический вестник 2(45)

Экономическая, социальная и политическая география

20. Ustavshchikova, S.V. (2015), Sovremennye processy urbanizacii v Saratovoskoj oblasti [Modern Urbanization in the Saratov Region], Izvestija Saratovskogo universiteta, Nov. ser. Ser.nauki o Zemle, T. 15, vol. 2, pp. 27-31.

21. Fattakhov, R.V., Abdulova, L.R. (2015), Jekonomiko-demograficheskie faktory formirovanie gorodskogo rasselenija na primere CFO [Economic and Demographic Factors Shaping Urban Settlement (the Central Federal District Case Study)], Regionalnaja jekonomika: teorija i praktika, 11(386), pp. 2-15.

22. Federalnaja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service], available at: http://www.gks.ru/ (Accessed 20 November 2016).

23. Chislennost naselenija Altajskogo kraja [Population of Altai Krai]. Upravlenie Federalnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Altajskomu kraju i Respubliki Altaj, available at: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/altayRegionStat/population/ (Accessed: 12 January 2017).

24. Chislennost naselenija po municipalnym obrazovanijam Altajskogo kraja na 1 janvarja 2015 goda [Population by Municipalities of Altai Krai January 1, 2015] (2015), Stat. bjul. Territorialnyj organ Federalnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Altajskomu kraju, Barnaul.

25. Coffey, W.J. (1998), Urban systems research: an overview, Canadian Journal of Regional Science, XXI: 3(Autumn1998), pp. 327-364.

26. Pumain, D. (2004), Scaling laws and urban systems, available at: http://samoa.santafe.edu/ media/workingpapers/04-02-002.pdf (Accessed 18 February 2015).

Поступила в редакцию: 05.03.2018 Сведение об авторе About the author

Борисенко Максим Александрович Maxim A. Borisenko

ассистент кафедры физической географии и ГИС, Assistant, Department of Physical Geography and Алтайский государственный университет; GIS, Altai State University;

Россия, 656049, г. Барнаул, 61, Lenina st., Barnaul, 656049, Russia

ул. Ленина, 61

e-mail: maxi.borisenko@mail.ru

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Борисенко М.А. Современные особенности урбанизационных процессов в Алтайском крае! // Географический вестник = Geographical bulletin. 2018. №2(45). С. 40-50. doi 10.17072/2079-7877-20182-40-50

Please cite this article in English as:

Borisenko M.A. Dynamics of Altai krai urban population in the post-Soviet period // Geographical bulletin. 2018. №2(45). P. 40-50. doi 10.17072/2079-7877-2018-2-40-50

УДК 911.37 (470.53) DOI 10.17072/2079-7877-2018-2-50-62

ПЕРМСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Михаил Дмитриевич Шарыгин

Scopus ID: 6506814793, ORCID ID: 0000-0001-5824-5500, SPIN-код: 8196-7894, Author ID: 118821

e-mail: seg@psu.ru

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

Рассматриваются актуальные проблемы пространственного развития Пермского края. Раскрываются позитивные и негативные стороны местоположения региона в глубине материка на стыке Европы и Азии. Край позиционирует себя как территория трансформации имиджа от ресурсно-промышленного к инновационно-информационному с приоритетом культурного и интеллектуального развития. Особое внимание уделено проблемам сжатия социально-экономического пространства и его функциональной организации в форме внутрикраевых территориально локализованных пространств.

© Шарыгин М.Д., 2018

Для повышения уровня сбалансированности пространственного развития края важную роль играет опорный каркас расселения, который нуждается в укреплении и современном коммуникационном обеспечении. В системе «ядер» каркаса предлагается усилить роль центров поляризованного развития, что будет способствовать эффективному развитию социоэкономики и повышению качества жизни населения края.

Ключевые слова: Пермский край, социально-экономическое пространство, местоположение, позиционирование, опорный каркас, организация, проблемы развития.

PERM REGION: PROBLEMS OF SPATIAL DEVELOPMENT

Michael D. Sharygin

Scopus ID: 6506814793, ORCID ID: 0000-0001-5824-5500, SPIN-code: 8196-7894, Author ID:

118821

e-mail: seg@psu.ru

Perm State University, Perm

The paper considers current problems of the Perm Krai spatial development. Positive and negative aspects of the region's location on the continent, at the junction of Europe and Asia, are revealed. The region positions itself as the territory of transformation from the resource-industrial to innovative-informational image with the priority of cultural and intellectual development. Particular attention is paid to the problems of compression of the socio-economic space and its functional organization in the form of intraregional territorially localized spaces. An important role in increasing the level of the spatial development balance of the region is played by the supporting framework of resettlement, which needs strengthening and modern communication support. In the system of the framework "cores", it is proposed to strengthen the role of polarized development centers, which will contribute to the effective development of socioeconomics and improve the quality of the population's life in the region.

Keywords: Perm Region, socio-economic space, location, positioning, supporting framework, organization, development problems.

Пермский край традиционно считался успешным регионом-донором, одним из локомотивов социально-экономического развития страны. В последние годы он начал «терять» преимущества и сдавать позиции во многих сферах жизнедеятельности людей. Существенно ухудшился рейтинг Пермского края среди регионов РФ. Так, по индексу промышленного производства он уже занимает 59-е место, по инвестициям в основной капитал - 48-е, вводу в действие жилых домов - 56-е, продукции сельского хозяйства - 33-е, площади жилищ на одного жителя - 62-е, плотности автомобильных дорог - 49-е, среднемесячной зарплате - 37-е место [4]. Заметно снизился уровень жизни населения, расширился слой бедных людей. В то же время край имеет мощный природно-ресурсный, человеческий, промышленный, культурный и интеллектуальный потенциал.

Социально-экономическое развитие региона во многом сдерживается отсутствием стратегических планов и целевых программ пространственного развития, специальных проектов территориального функционирования. Для их разработки необходимо раскрытие проблемной ситуации, выявление территориальных структур приоритетного развития, диагностирование стимулирующих и сдерживающих условий пространственной организации жизнедеятельности людей.

Пространственное развитие Пермского края происходит в двух плоскостях: экзогенной и эндогенной. Экзогенное развитие края реализуется в структуре социально-экономического пространства страны. Оно проявляется в уникальности местоположения региона и особенностях его позиционирования в пространстве Российской Федерации. Эндогенное развитие - это пространственное развитие самого Пермского края. Оно выражается в функциональной организации краевого пространства, процессах его сжатия и расширения.

Местоположение Пермского края. При разработке пространственных проектов и программ необходимо учитывать позитивные и негативные стороны местоположения региона. Характерными чертами местоположения края являются внутриконтинуальность, северность, ландшафтное разнообразие, индустриальный профиль территории и полиэтничность населения.

Пермский край как субъект Российской Федерации концентрирует значительную часть пространства, населения, капитала и ресурсов страны. Край занимает площадь в 160,6 тыс. км2 в пространстве следующих координат: 61о33 и 56о06' с.ш., 51о47' и 59о29' в.д. Протяжённость края с

севера на юг равна 645 км, а с запада на восток - 417,5 км [9]. В регионе проживает 2,63 млн чел., что составляет около 2% населения страны. Административным центром края является миллионный город Пермь, расположенный почти в центре региона в 1438 км от Москвы.

Пермский край размещается в глубине материка Евразия на значительном удалении от морей и океанов, что существенно увеличивают расходы на транспортировку экспортной продукции. В то же время внутриматериковость местоположения края заметно повышает безопасность жизнедеятельности людей в случае военных действий.

Территория края расположена на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Уральских гор, на стыке Европы и Азии. Для края характерно сочетание горных и равнинно-возвышенных ландшафтов, разнообразие которых влияет на формирование региональной системы расселения и многочисленных форм хозяйствования. Территория Пермского края расположена в зоне средней и южной тайги в бассейне р. Камы. Бассейновое местоположение придаёт целостность социально-экономической системе региона, благоприятно влияет на экономическую ситуацию, обеспечивает водный путь к пяти морям.

Климат края умеренно-континентальный и заметно меняется в направлении с юго-запада на северо-восток. Температурный режим и скудность почв северной и северо-восточной части края позволяют относить её к зоне Севера России, где эффективное земледелие крайне затруднено. Остальная часть края относится к зоне рискованного земледелия со сложными условиями для жизни населения.

Пермский край входит в состав Приволжского федерального округа, занимая его северовосточную часть, и традиционно остаётся в составе Уральского экономического района. Край является своеобразным полигоном, соединяющим европейскую и азиатскую территории, северные и южные регионы страны.

Геоэкономическое положение края по отношению к соседним и более удалённым регионам; центрам науки, культуры и инноваций; ресурсным базам и транспортно-логистическим системам можно оценить как благополучное и способствующее социально-экономическому развитию. Пермский край пересекают широтные железнодорожные и автомобильные магистрали, несколько нефте- и газопроводов, меридиональная автомобильная трасса и р. Кама. Важным событием стал выход Пермского края в северный широтный коридор: Пермь - Ханты - Мансийск - Сургут -Нижневартовск - Томск. Транспортное положение края ещё более улучшится после завершения строительства автомобильной дороги Кудымкар-Сыктывкар и реализации проекта «Белкомур».

Благоприятность геоэкономического положения Пермского края определяется относительной близостью к европейским регионам с высокоиндустриальной экономикой, развитыми наукой, образованием культурой, искусством и одновременно к азиатским регионам с богатой природно-ресурсной базой и ёмким рынком для пермской продукции [1-3, 9, 10].

В то же время сопряжённое развитие с мощными соседями имеет и негативные последствия. Так, республики Татарстан и Башкортостан, Нижегородская и Свердловская области более активны и успешны в конкурентной борьбе за государственные заказы, новационные проекты, инвестиционные вложения, культурные и спортивные мероприятия. Для повышения конкурентной результативности в Пермском крае необходимо повысить конструктивность региональной политики, политическую волю руководителей, гражданскую активность населения, эффективность позиционирования.

Проблемы позиционирования Пермского края. Пермский край занимает значительную территорию и позиционирует себя в структуре географического и особенно социально -экономического пространства страны и даже мира. Процесс позиционирования играет важную роль не только в активизации функционирования региона, но и в выборе приоритетов пространственного развития. Позиция края отражает его имидж, неповторимый образ и индивидуальность местоположения. Позиционирование придаёт региону известность и привлекательность для инвесторов, квалифицированных кадров, меценатов, туристов, социально-культурных и спортивных мероприятий. Одновременно оно вызывает позитивные эмоции у жителей края, укрепляет пространственно-этические устои, стимулирует патриотические настроения [8].

Территория Уральского Прикамья получила известность с давних времён как Пермь Великая. После вхождения Прикамья в состав Московского государства Пермь Великая стала форпостом хозяйственного освоения Восточного Урала и Сибири. Со второй половины XVI в. Прикамье стало широко известным под названием «соляного края» и вотчины Строгановых. В XVИ-XVШ вв. в Уральском Прикамье, как и в целом на Урале, бурно развивалось металлургическое производство.

Урал получил мировую известность как край качественного металла, которая не меркнет до настоящего времени.

В XX столетии в Уральском Прикамье было организовано производство всех видов минеральных удобрений. Особую славу региону принёс выпуск калийных удобрений, основанный на базе Верхнекамского калийно-магниево-натриевого месторождения. Следует напомнить, что в эти годы в регионе был создан мощный военно-промышленный комплекс, функционирование которого сопровождалось резким сокращением информации о хозяйственном развитии и закрытием территории от иностранных «гостей». Информация о регионе ограничивалась общими сведениями о развитии многоотраслевой экономики, использовании природно-ресурсного потенциала, функционировании отдельных производств топливно-энергетического, лесопромышленного, агропромышленного и других комплексов.

Современное «открытие» Пермского края и его позиционирование происходят в сложной ситуации преодоления негативных последствий длительного умолчания. Ещё в конце прошлого столетия Пермская область была малоизвестным регионом, который часто путали с Пензенской областью, а г. Пермь с Пензой. Обострилась проблема позиционирования и вывода региона из тени забвения. Важными событиями, способствующими повышению известности Прикамья, стали процессы объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и конверсии военно-промышленного комплекса. После объединения Прикамье приобрело имидж пионерного региона административно-территориальных преобразований и высокой политической активности населения при проведении референдума.

В структуре социально-экономического пространства страны появились новые позиции региона в оборонной и гражданской промышленности, в частности по производству авиационных и ракетных двигателей, приборов навигации, средств связи, газотурбинных установок и электростанций, генераторов и т.д. Сдерживающим фактором позиционирования краевой экономики является низкий процент выхода «конечной» брендовой продукции. Производство полуфабрикатов и отдельных изделий к машинам (самолётам, ракетам, автомобилям и др.) ведёт к потере не только добавочной стоимости, но и экономического имиджа региона. К этому следует добавить, что свыше 80% владельцев-хозяев крупных предприятий края проживают за его пределами, что отражается на имидже и аттрактивности территории.

Проблему активизации социально-экономического позиционирования края наиболее целесообразно и эффективно нужно решать путём трансформации имиджа региона от ресурсно-промышленного к инновационно-информационному. В XXI столетии усилился процесс формирования научно-образовательного комплекса, научно-исследовательских университетов, технопарков, туристско-рекреационных центров. Наиболее приоритетными становятся авиационно-космический, ракетно-оборонный, фотоника, информационно-коммуникационный кластеры.

Новый имидж Пермского края согласуется с представлениями о нём как территории культурного и конкурентного развития. Регион позиционирует себя сочетанием традиционной и новой культуры, становясь мощным культурным «очагом» Приволжского федерального округа. Уральского экономического района и всей Российской Федерации. Этому содействуют горнозаводская цивилизация и культурно-историческое наследие, выраженное в пермской деревянной скульптуре, театральном искусстве, «строгановской» живописи, архитектурно-исторических памятниках и «исторических» городах. Достижением Пермского края является сохранение исторического наследия, которое часто отражается в брендах городов и районов. Общеизвестными стали бренды г. Перми -царь-молот и царь-пушка, Юрятин; г. Кунгура - ледяная пещера и фестиваль «Небесная ярмарка»; Кишертского района - Молёбская аномальная зона; Ординского района - крупнейшая в мире подводная пещера, а также лысьвенская каска, суксунский самовар, нытвенскяа ложка и др. [8]. Славу Уральскому Прикамью придают Пермская геологическая система, памятники природы, горнолыжные комплексы, храмы и монастыри. В совокупности они придают неповторимый облик региону, занимающему определённую «нишу» в географическом и социально-экономическом пространстве страны.

Проблемы сжатия социально-экономического пространства Пермского края. Пермский край является неотъемлемыми территориальным компонентом географического пространства страны и одновременно обладает своим краевым пространством. В данном случае проявляется свойство дискретности в едином континуальном пространстве. Таким образом, следует различать два взаимосвязанных процесса: развитие края в пространстве и развитие краевого пространства.

Географическое (околоземное) пространство является сложно-структурированным образованием, включающим природно-географическое и общественное-географическое подпространства (пространства). Природно-географическое пространство объединяет ландшафтное, биогеографическое, гидрологическое, геоморфологическое и другие естественные пространства. Общественно-географическое пространство синтезирует социально-экономическое, культурно-географическое, демографическое, геополитическое, конфессиональное и другие общественные пространства. «Стержень» общественно-географического пространства образует социально-экономическое пространство, в котором протекает повседневная жизнедеятельность людей.

Социально-экономическое пространство края сформировалось в процессе многолетней деятельности региональной общности людей. Многоаспектная деятельность населения послужила причиной полиструктурности пространства. Хозяйственная специализация территории, плотность и подвижность населения непосредственно влияют на функциональный профиль, толщину и разреженность пространства.

Наибольшее влияние на параметрические, топологические и качественные характеристики социально-экономического пространства оказывает развитие «территориальных» отраслей. Среди них выделяются сельское и лесное хозяйство, горнодобывающая и лесозаготовительная промышленность, туризм и рекреация. Отрасли обрабатывающей промышленности и сферы услуг создают условия для формирования интеллектуального и виртуального пространства. Социально-экономическое пространство края испытывает также воздействие континуальных сил единого российского пространства и влияние пространств смежных регионов.

Одной из важных проблем современности стало сжатие социально-экономического пространства. Оно обычно происходит в двух направлениях. Первое - путём роста его проницаемости, связности, доступности. Второе - путём сокращения обжитых, освоенных, экономически активных земель [6].

Сжатие краевого пространства в первом направлении имеет позитивные последствия, так как сокращает время на перемещение населения, товаров, услуг, информации, повышает пассажиро- и грузооборот. Возрастает транспортная доступность не только краевой столицы, но и центров муниципальных образований. Этому способствуют строительство и плотность автомобильных дорог, которые за последние пять лет возросли на 34%. Так, введены в эксплуатацию трассы восточного и западного обхода г. Перми, ведётся ремонт федеральной трассы Р242 и региональной трассы Пермь-Оса-Чайковский, заканчивается строительство федеральной дороги Пермь-Кудымкар-Сыктывкар, обновление региональной дороги Березники-Юсьва-Кудымкар.

Социально-экономическое пространство края становится более целостным и ёмким. Одновременно укрепляются «коридоры» его проникновения в структуру пространства страны.

Сжатие социально-экономического пространства по второму направлению имеет негативные последствия, так как приводит к его физическому сокращению. Проявляется тенденция возрастания контрастности между центром и периферией, исторгания отдельных ареалов и повышения мощности Пермской городской агломерации. Это происходит за счёт роста территориальной концентрации и периферийной деконцентрации, опустынивания сельской местности и депопуляции сельского населения. Особенно тревожная ситуация сложилась с использованием ограниченных в крае сельскохозяйственных земель. Так, за период с 1992 г. выбыло из эксплуатации около 65% сельскохозяйственных земель, в том числе с 2000 г. - около 24%. «Опустынивание» сельской местности сопровождается образованием в краевом пространстве своеобразных лакун и разрывов. Эти лакуны постепенно выбывают из структуры социально-экономического пространства, заполняются природными компонентами и становятся звеньями природно-географического пространства.

Одновременно происходит чрезмерная территориальная и отраслевая концентрация производства и населения в Пермской городской агломерации и особенно в её ядре - г. Перми. Наблюдается нарастание контрастов между растущим ядром и деградирующей периферией. Этому способствует слабое инновационное воздействие краевого центра на периферию и даже полуперфиерию. Современная ситуация складывается таким образом, что пермское ядро больше вбирает в себя ресурсов, чем отдаёт [10].

Для решения проблем сохранения социально-экономического пространства, оживления сельской местности и развития сельскохозяйственного производства необходимы действенные решения о передаче пустующей земли в собственность или долгосрочную аренду желающим жить на селе, об инфраструктурном обустройстве территории, статусе крестьянина - хозяина земли и его

2018 Географический вестник 2(45)

Экономическая, социальная и политическая география

полномочиях. Желательно бесплатный гектар земли предоставлять не только на Дальнем Востоке, но и в регионах Европейской России, в том числе и в Пермском крае.

Определённое влияние на развитие сельской местности могут оказать дачно-садоводческие сообщества, коттеджные поселения, рекреационные и туристские центры. Сохранению социально-экономического пространства может способствовать перемещение в сельскую местность фрилансеров, работающих на дому с использованием прогрессивных средств коммуникации.

Проблемы функционирования организации краевого пространства. Социально-экономическое пространство Пермского края обладает свойством дискретности, проявляющимся по функциональным признакам. В процессе дискретизации происходят структурное разграничение и локация функционально ориентированных внутрикраевых пространств. В них ярко отражается специфика хозяйственной деятельности населения. В пределах социально-экономического пространства края явно выделяются индустриально развитый центр, горнохимический и лесопромышленный северо-восток, горнопромышленный восток, аграрный юго-восток, сельскохозяйственный в сочетании с промышленным производством юго-запад, агропромышленный запад и лесопромышленный с элементами сельского хозяйства северо-запад. Сочетание функционально разнородных пространств формирует пространственную структуру края, которую можно представить в формализованном виде (рис. 1). На картоиде раскрыты взаиморасположение и пространственные отношения между функционально разнородными территориями, принимающими шестиугольную форму. Пространственное строение Пермского края основано на единстве многообразия территориально локализованных социально-экономических систем, объединённых транспортными сетями и «коридорами» коммуникаций, а также тяготением к краевому центру.

Рис. 1. Картоид пространственной структуры Пермского края

Центральное пространство края занимает Пермская городская агломерация, для которой характерен высокоиндустриальный тип хозяйствования, сочетающий традиционные промышленные предприятия с новыми наукоёмкими производствами. Пермь характеризуется концентрацией экологической, социальной, культурной и управленческой деятельности.

В агломерации сложилось сочетание разнообразных объектов промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, культуры, науки, информатики. Хозяйственный профиль агломерации определяют машиностроение и металлообработка, химическая индустрия и нефтехимия, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, лёгкая и пищевая промышленность. Расширяется сеть предприятий малого бизнеса и объектов рыночной инфраструктуры, продолжается транспортное обустройство территории. В сельской местности расширяется дачное строительство, формируются рекреационные зоны, обновляется сеть санаториев, детских и спортивных лагерей.

Для Пермской городской агломерации как ядра пространственной структуры региона важно сочетать внутренние и внешние консолидирующие функции. Суть внутренних функций, нацеленных на повышение качества жизни людей, сводится к созданию комфортной среды и обеспечению населения жильём, сферой бытовых, социальных, культурных и транспортных услуг, престижной работой и активным отдыхом. Внешние функции распространяются на периферийные территории и осуществляются в направлении их пространственной сбалансированности и решения обострившихся социально-экономических проблем, накопившихся в конкретных городах и районах.

Актуальной проблемой центрального пространства края является необходимость формирования пространственно-планировочных осей Пермской агломерации, повышения комплексности развития Перми и городов-спутников, улучшения экономической среды жизни людей.

Северо-восточное пространство Пермского края характеризуется сочетанием разнородных территорий горнохимического и лесопромышленного профилей. На севере пространства размещаются Красновишерский и Чердынский районы с низким уровнем освоенности, сырьевой ориентацией хозяйства, очаговым характером расселения. Основной отраслью хозяйства является лесная промышленность, дополняемая добычей нефти.

Для освоения природно-ресурсного потенциала территории деятельность двух городов (Красновишерск и Чердынь) явно недостаточна. Поэтому необходима инвестиционная, инновационная и кадровая помощь всего края и, в первую очередь, Березниковско-Соликамского промышленного узла, который должен стать опорной базой освоения территории. Он, оставаясь центром калийной промышленности России, начинает приобретать организационно-хозяйственные функции по освоению северных районов края. При этом обнажается ряд острых проблем, связанных с повышенной территориальной концентрацией предприятий тяжёлой индустрии и экологически опасных производств. Назрела необходимость социальной ориентации экономики, интенсивного развития малого предпринимательства, реализации транспортного проекта «Белкомур», который обеспечит вывоз экспортоориентированной продукции. Существенно изменится позиция узла в пространстве региона в результате строительства автомобильного коридора в направлении г. Чайковского и автодороги, примыкающей к трассе Кудымкар-Сыктывкар.

Восточное пространство края включает территории депрессивного Кизеловского промышленного района и территорию Лысьвенско-Чусовского промышленного узла. Кризис угольной промышленности и закрытие шахт привели к депрессии Кизельского монопромышленного района за исключением г. Губаха, перешедшего на производство продукции химической промышленности.

Лысьвенско-Чусовская территория с трудом преодолевает последствия кризиса путём присвоения Чусовскому району статуса территории опережающего развития. Позитивными моментами являются улучшение транспортно-географического положения территории, связанное со строительством автодороги Полазна-Чусовой-Качканар, и модернизация градообразующих предприятий Лысьвенского городского округа.

В пространственно-временной структуре Пермского края особое место занимает агропромышленное Предуралье, размещённое на территории Кунгурской лесостепи. Это уникальная территория сельскохозяйственной специализации, рекреации, пищевой и лёгкой промышленности. Мощный аграрный сектор включает молочно-мясное животноводство, птицеводство, зерноводство и картофелеводство. Сельская местность с относительно высокой плотностью сельского населения отличается равномерной освоенностью территории с разнообразными формами ведения сельского хозяйства. Промышленность представлена предприятиями в центрах муниципальных районов, осуществляющими переработку природных ресурсов: сельскохозяйственной продукции, лесных богатств, строительных материалов.

Центром территории является г. Кунгур, выполняющий организационные, культурные, туристско-рекреационные, транспортно-логистические и другие функции. Он становится фокусом роста и интенсификации периферийных территорий, формирования сети агропромышленно-торговых фирм.

Южную часть пространства Пермского края занимают муниципальные образования агропромышленного и нефтедобывающего хозяйственного профиля. Это одна из самых обеспеченных термическими ресурсами и влагой территорий с умеренно-континентальным климатом и относительно плодородными почвами. Сельское хозяйство специализируется на мясомолочном животноводстве и растениеводстве. Имеется широкая сеть малых предприятий на переработке сельскохозяйственного сырья.

Особый хозяйственный профиль территории придаёт нефтедобывающая промышленность. Здесь функционируют предприятия объединений «Чернушканефть» и «Осанефть», ведущие добычу нефти и попутного газа.

Организационно-хозяйственными центрами являются города Чайковский и Чернушка. Здесь работают предприятия машиностроения, химической индустрии, лёгкой и пищевой промышленности. Чайковский выполняет также функции межрегионального взаимодействия между Пермским краем и Удмуртией.

На западном пространстве края функционируют муниципальные районы аграрного направления с малыми и средними предприятиями пищевой и лёгкой промышленности, а также объектами

машиностроения. Здесь развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство, производство картофеля, зерновых и технических культур. Центром этого пространства является г. Верещагино, выполняющий организационные, социально-экономические и транспортно-логистические функции.

Неотъемлемым компонентом пространственно-временной структуры Пермского края является северо-западное пространство, включающее слаборазвитый Коми-Пермяцкий округ. Округ имеет узкую производственную специализацию, связанную с лесозаготовками и сельским хозяйством. Центр округа г. Кудымкар выполняет организационные, хозяйственные и социально-культурные функции. На территории округа наметилась тенденция формирования лесопромышленного и агропромышленного кластеров.

Функциональная разнородность пространства Пермского края инициирует поиск критериев и принципов социально-экономического районирования с выделением межмуниципальных управленческих округов. При организации округов необходимо руководствоваться следующими принципами [7]:

- территориальная контактность муниципальных образований с учётом их взаимодополнения по уровню жизни, самодостаточности и межбюджетных отношений;

- наличие современных и перспективных социально-экономических связей по линии формирования производственных кластеров и энергопроизводственных цепочек производств;

- сохранение муниципальных образований, этнонациональной культуры населения, экономических и социальных интересов территорий;

- инфраструктурное обустройство округа с учётом иерархического взаимодополнения и социально-экономического тяготения к центрам;

- совершенствование территориального управления на компромиссной основе регионального сочетания краевого управления и местного самоуправления;

- открытость окружных границ и контактирование муниципальных образований в области решения конкретных вопросов в других округах;

- традиционность исторического развития хозяйства, населения и природопользования на контактной территории.

В результате районирования на территории Пермского края выделены следующие управленческие округа: Центральный (Пермский), Северный (Верхнекамский), Горнозаводской, Юго-Восточный (Кунгурский), Южный (Чайковско-Чернушинский), Западный (Верещагинский) и Коми-Пермяцкий [7, 11] (рис. 2).

Формирование округов позволит не только повысить сбалансированность социально -экономического пространства Пермского края, но и решить проблемы межмуниципальных хозяйственных и бюджетных отношений, а также совершенствовать систему территориального управления путём синтеза регионального (государственного) управления и местного самоуправления.

Проблемы укрепления опорного каркаса пространственного развития. Пространственно-временная структура Пермского края отражает многообразие форм хозяйствования, разную степень освоения территории, пространственное одновременное сосуществование успешных высокоиндустриальных, слабоосвоенных и депрессивных территорий, пространственные диспропорции в уровне и качестве жизни населения. Для сглаживания диспропорций и придания устойчивых свойств пространственного развития краю необходимо создание опорного каркаса расселения, представляющего собой пространственное сочетание городов, соединённых «коридорами» транспортных коммуникаций. Основным компонентом каркаса являются города, в которых локализованы жизненные функции населения. Они соединены между собой транспортными путями - линейными структурами. Структурный каркас Уральского Прикамья изначально формировался под влиянием р. Камы и её притоков. Кама была главной транспортной артерией и ведущим фактором расселения населения. Она исторически является планировочной осью организации каркаса и представляет собой своеобразное «дерево», обросшее «гирляндой» городских и сельских поселений.

Роль реки в образовании пространственной структуры не ограничивается только транспортной и планировочной функциями. Кама стала главным экологическим коридором и индикатором экологического благополучия в регионе. На Каме располагаются региональное ядро каркаса - г. Пермь и Пермская городская агломерация, а также формирующаяся Березниковско-Соликамская агломерация (на северо-востоке края) и г. Чайковский (на юго-западе края). Пермь занимает центральное положение в пространстве региона и от него лучами исходят планировочные оси и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическая, социальная и политическая география полимагистрали федерального и регионального значения, вдоль которых сконцентрированы сети

городских поселении - составные компоненты опорного каркаса.

Рис. 2. Управленческие округа Пермского края

Наряду с камской речной сетью городских и сельских поселений в крае сформировалась вторая ось поселений в Горнозаводском Прикамье, объединяемая сухопутными путями (железными и автомобильными дорогами). Опорный каркас Пермского края в форме камской и горнозаводской осей дополняется двумя широтными коридорами вдоль железных дорог Москва-Пермь-Владивосток и Казань-Чернушка-Екатеринбург.

Этот остов (каркас), на котором держалась система расселения, экономики и вся жизнедеятельность людей, в последние годы стал заметно деформироваться и разрушаться. Депрессивная ситуация в Кизеловском угольном бассейне способствовала деградации Кизела и Гремячинска, закрытие градообразующих предприятий негативно отразилось на развитии таких моногородов, как Красновишерск, Нытва, Чусовой и др. Появилась острая потребность укрепления опорного каркаса края. Одним из способов укрепления может стать сеть центров поляризованного развития (рис. 3).

В первую очередь, необходимо оживить развитие городов-спутников в системе Пермской городской агломерации. Центрами поляризованного развития могут стать Добрянка, Верещагино, Кунгур и Оханск. Каждый из них может «взять» предприятия непрофильных функций Перми [7].

Наиболее перспективным полюсом роста может стать г. Добрянка с энергетическим кластером, высокотехнологичным машиностроением, деревообработкой, строительной и пищевой промышленностью. Центр имеет благоприятный потенциал для развития энергоёмких производств и сферы услуг.

Достаточно перспективным представляется развитие г. Верещагино, который возьмёт на себя часть хозяйственных и транспортных функций Перми. Оживлению социально-экономического функционирования города могут способствовать автомобильная трасса на Кудымкар и Сыктывкар и железная дорога Верещагино-Оханск-Кукуштан в обход г. Перми.

Функциональная структура Кунгурского полюса роста должна обогатиться туристско-рекреационной деятельностью. Здесь будет гармонично сочетаться природные резерваты с разнообразными видами туризма: спелеологическим, водным, конным, религиозным, экологическим, познавательным и др. От Кунгура расширится сеть транспортных маршрутов к соседним центрам муниципальных районов: Берёзовка, Суксун, Усть-Кишерть, Орда, Октябрьский и др.

Развитие Оханска как полюса роста возможно при строительстве обходной железной дороги и совмещении железнодорожного и автомобильного моста через Каму. Функциональным профилем центра роста станут сфера услуг, машиностроение, лёгкая и пищевая промышленность.

В перспективе активизируется развитие Березниковско-Соликамской городской агломерации, организованной на базе горнохимической промышленности. Здесь строится Усольский калийный комбинат мощностью в 2,9 млн т калийных удобрений. Березники и Соликамск становятся центрами поляризованного развития, взяв на себя функции опорной базы хозяйственного освоения Красновишерского и Чердынского районов.

В Горнозаводском Прикамье полюсами развития становятся Губаха с химическим кластером, Лысьва с машиностроительным кластером и Чусовой как территория опережающего развития. Эта территория включает создание трёх индустриальных парков: завод по восстановлению труб «Золотой лес» и агрофирму. Налоговые послабления стимулируют транспортное строительство и развитие сети малых предприятий.

На юго-западе региона формируется новая городская Чайковско-Воткинская агломерация, интегрируя Пермское и Удмуртское социально-экономические пространства. Чайковский как центр поляризованного развития существенно расширит диапазон прогрессивных отраслей экономики (строится фитинговый завод) и усилит финансово-экономические, образовательные и рекреационные функции. Чайковский станет функционировать как спортивный и культурный центр национального масштаба.

Особое внимание нужно уделить модернизации развития Коми-Пермяцкого округа и его центра -г. Кудымкара. Приоритетом в его развитии должны стать верхние стадии лесопромышленного и агропромышленного кластеров. В Кудымкаре заметно усилятся социально-культурные и образовательные функции с сохранением национально-этнических традиций коми-пермяцкого народа.

Ч У

Рис. 3. Сеть центров поляризованного развития Пермского края

Обновляемый каркас пространственного развития Пермского края предполагает интенсификацию и модернизацию функционирования всей городской системы в сочетании с расширением транспортно-коммуникационного обслуживания. Ведущее место в структуре транспортной сети сохраняет автомобильный транспорт с усилением роли железнодорожного, речного и воздушного видов транспорта.

Пространственная структура Пермского края в виде укреплённого опорного каркаса дополняется экологическим каркасом территории, формируемой сетью особо охраняемых природных территорий. В крае организованы два заповедника «Вишерский» и Басеги» и целая система заказников (Верхнеяйвинский, Косьвинский, Вороновский, Предуарлье, Сылвенский и др.).

Укреплённый опорный каркас в сочетании с экономическим каркасом объединяет социально-экономическое и природно-географическое пространства в единое пространство края, в единую природно-общественную систему Уральского Прикамья.

Заключение

Развитие Пермского края происходит в структуре единого пространства страны и мира. Одновременно край имеет собственное географическое, в том числе и социально-экономическое пространство, в котором осуществляются многоаспектные процессы жизнедеятельности людей. Пространственный аспект деятельности населения становится главным в территориальной организации социума, хозяйства, инфраструктуры, природопользования. В связи с этим возрастает потребность познания процессов пространственного развития с целью повышения качества жизни населения края и улучшения комфортности окружающей среды. В ходе познания были выявлены проблемы пространственного развития, которые нуждаются в скорейшем решении. Наиболее актуальными являются проблемы позиционирования края, проблемы сжатия и функциональной организации социально-экономического пространства, проблемы укрепления опорного каркаса расселения. Варианты решения этих проблем должны найти отражение в проектах и программах пространственного развития Пермского края. Возникла необходимость социально-экономического районирования края, разработки схемы развития и управления межмуниципальных округов, обоснования концепций пространственной организации жизнедеятельности людей, целевых программ территориального развития краевой социоэкономики и расселения населения.

Библиографический список

1. Зырянов А.И. Своеобразие Пермского региона // Проблемы и перспективы географических исследований. Пермь, 2001. С. 48-52.

2. Пермский край - территория конкурентного развития / под ред. О.А. Чиркунова. Пермь, 2011. 152 с.

3. Регион в социально-экономическом пространстве России: анализ, динамика, механизм управления / под ред. А.И. Татаркина. М., 2008. 278 с.

4. Статистический ежегодник Пермского края. 2014. Пермь, 2014. 444 с.

5. Столбов В.А. Опыт проблемного районирования Пермской области // Территория и общество. Пермь, 1998. С. 23-54.

6. Трейвиш А.И. «Сжатие» пространства: трактовки и модели // Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практике его государственного регулирования. М., 2010. С. 16-30.

7. Шарыгин М.Д. Концептуальные аспекты пространственного развития Пермского края // Концепция программы социально-экономического развития Пермского края. Пермь, 2006. С. 8-13.

8. Шарыгин М.Д. Позиционирование Пермского края в социально-экономическом пространстве Российской Федерации // Географический вестник. 2014. №4(31). С. 22-28.

9. Шарыгин М.Д., Гагарский М.Д., Меркушев С.А., Резвых В.В. Города и районы Пермского края. Пермь, 2011. 401 с.

10. Шарыгин М.Д., Лучников А.С. Пермский край: социально-экономические последствия объединения // География в школе. 2016. №2. С. 3-17.

11. Шарыгин М.Д., Резвых В.В. География Пермского края. Часть II. Социально-экономическая география. Пермь, 2008. 207 с.

References

1. Ziryanov, A.I. (2001), "Originality of Perm Region", Problemy i perspektivy geograficheskih issledovanij, Problems and Perspectives of Geographical Research, pp. 48-52.

2. Chirkunov, A. (Eds.) (2011), Perm Region - the Territory of Competitive development. Perm: IP Osipenko, I. M.

3. Tatarkin, A. (Eds.) (2008), Region in a Socio-Economic Space of Russia: analysis, dynamics, control mechanism. Perm: Perm State University.

4. Statistical Yearbook of the Perm region (2014), Perm: Territorially) organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Permskomu kraju.

5. Stolbov, V.A. (1998), "Experience of Problem Zoning of Perm Region", Territorija i obshhestvo [Territory and Society], pp. 23-54.

6. Trejvish, A.I. (2010), "Compression of Space: Interpretation and Models", Szhatie social'no-jekonomicheskogo prostranstva: novoe v teorii regional'nogo razvitija i praktike ego gosudarstvennogo regulirovanija [The Compression of Socio-Economic Space: new in the Theory of Regional Development and the Practice of its State Regulation], pp. 16-30.

7. Sharygin, M.D. (2006), Konceptual'nye aspekty prostranstvennogo razvitija Permskogo kraja [Conceptual Aspects of Spatial Development of Perm Region], Koncepcija programmy social'no-jekonomicheskogo razvitija Permskogo kraja - The Concept of the Program of Socio-Economic development of Perm Region, pp. 8-13

8. Sharygin, M.D. (2014), "Positioning of the Perm Region in the Socio-Economic Space of the Russian Federation", Geograficheskij vestnik - Geographical Bulletin, no.4 (31), pp. 22-28.

9. Sharygin M.D., Gagarskij, M.D., Merkushev, S.A. and Rezvyh, V.V. (2011), Goroda i rajony Permskogo kraja [Cities and Districts of Perm Region], Perm State University, Perm, Russia.

10. Sharygin, M.D., & Luchnikov, A.S. (2016), "Perm Region: Socio-Economic Consequences of Unification", Geografja v shkole. - Geography in School, no. 2, pp. 3-17.

11. Sharygin, M.D., & Rezvyh, V.V. (2008), Geografja Permskogo kraja. Chast' II. Social'no-jekonomicheskaja geografja [Geography of Perm Region. Vol. II. Socio-Economic Geograpjhy]. Perm State University, Perm, Russia.

Поступила в редакцию: 09.11.2017 Сведения об авторе About the author

Шарыгин Михаил Дмитриевич

доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

e-mail: seg@psu.ru

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Шарыгин М.Д. Пермский край: проблемы пространственного развития // Географический вестник = Geographical bulletin. 2018. №2(45). С. 50-62. doi 10.17072/2079-7877-2018-2-50-62 Please cite this article in English as:

Sharygin M.D. Perm region: problems of spatial development // Geographical bulletin. 2018. №2(45). P. 50-62. doi 10.17072/2079-7877-2018-2-50-62

Michael D. Sharygin

Doctor of Geographical Sciences, Professor, Department of Socio-Economic Geography, Perm State University;

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

УДК 911, 711 DOI 10.17072/2079-7877-2018-2-62-71

ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТЬ ГОРОДА КАЗАНЬ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ

Юлия Александровна Закирова

ORCID ID: 0000-0003-0143-2502, SPIN-код: 9597-9511

e-mail: jzakirova@gmail.com

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань

Светлана Рустемовна Хуснутдинова

ORCID ID: 0000-0002-9003-9341, SPIN-код: 7525-8491

e-mail: hsvr@yandex.ru

Казанский федеральный университет, Казань Александр Алексеевич Дембич ORCID ID: 0000-0001-8078-309X, SPIN-код: 3017-6097 e-mail: grado@kgasu.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань

© Закирова Ю.А., Хуснутдинова С.Р., Дембич А.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.