Научная статья на тему 'Направления оптимизации пространственного развития региона'

Направления оптимизации пространственного развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
716
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / ОПОРНЫЙ КАРКАС / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПОЛЮСА РОСТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Субботина Татьяна Васильевна

Рассматриваются актуальные вопросы пространственной организации региона, определяются проблемы, обусловленные несовершенством опорного каркаса территории. Предлагаются направления оптимизации территориального развития: выявление, корректирование и стимулирование ядер тяготения, или полюсов роста; социально-экономическая интеграция микрорайонов (округов) на основе выделенных полюсов роста с последующим созданием условий для развития центра и периферии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления оптимизации пространственного развития региона»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 574 (075.8)

Т.В. Субботина

НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА1

Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева,15, e-mail: seg@psu.ru

Рассматриваются актуальные вопросы пространственной организации региона, определяются проблемы, обусловленные несовершенством опорного каркаса территории. Предлагаются направления оптимизации территориального развития: выявление, корректирование и стимулирование ядер тяготения, или полюсов роста; социально-экономическая интеграция микрорайонов (округов) на основе выделенных полюсов роста с последующим созданием условий для развития центра и периферии.

К л ю ч е в ы е с л о в а: пространственная организация; регион; опорный каркас; оптимизация; полюса роста.

Любой регион представляет собой сложную целостную природно-общественную систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и пространственно организованных компонентов, приуроченных к конкретной территории. В общественном развитии большую роль играет территориальная организация всех его составляющих, их оптимальное размещение на территории региона.

Из всех характеристик пространственной организации территориальных систем в настоящее время в наибольшей степени изучены географией структурные компоненты (В. Кристаллер, А.Леш, В. Бунге, П. Хаггет, Д. Харвей и др). Модели, предложенные названными авторами, отражают попытки найти абсолютные закономерности в «идеальных» пространственных структурах без учета многомерности и мозаичности пространства. В то же время на их основе можно представить морфологическую организацию пространства жизнеобитания человека и территориальной общности людей.

Так, В.Кристаллер разработал «идеальную» модель расселения на равнине, которая представляет собой сочетание «центральных мест» разных иерархических уровней с зонами тяготения [6]. По его мнению, полный и наиболее компактный (с точки зрения «центральных мест») охват территории возможен только тогда, когда она покрыта шестиугольниками, являющимися последними из правильных многоугольников, которыми можно заместить пространство без разрывов и наложений. Своими свойствами шестиугольник максимально приближен к кругу (компактность, равнодоступность всех точек границ).

Элементы пространственной организации региона различного иерархического уровня могут носить точечный, площадной и линейный характер и характеризоваться размером, протяженностью и качеством. Их морфологический рисунок предполагает «игру» с пространством, его масштабированием, районированием, таксонированием и зонированием.

Существует два варианта «решетки»: города (центры обслуживания) находятся либо в узлах «решетки», либо в середине её ребер. В первом случае обслуживание территории обеспечивается минимальным количеством «центральных мест», во втором - минимизируется расстояние между ними.

Тем не менее использование гексогональной схемы размещения объектов (элементов) человеческой деятельности применительно к Пермскому региону может быть только частичным. Во-

© Субботина Т.В., 2010

'Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка и составление атласа социальной ситуации в Пермском крае», проект № 09-02-82205а/У

первых, помимо равнинных у нас есть горные (предгорные) территории. Во-вторых, данную модель В. Кристаллер разработал для Германии, где относительно одинаковый уровень освоения и использования территории.

Примером пространственного размещения объектов системы может служить опорный каркас территории (ОКТ), который должен основываться на экологическом каркасе территории. Основы учения об ОКТ заложил Н. Н. Баранский, подчеркивая: «Города плюс дорожная сеть - это каркас, это остов, на котором все остальное держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию» [1, с. 207]. Учение об ОКТ получило дальнейшее развитие. Пространственной системе каждого иерархического уровня должен соответствовать свой каркас территории [5]. ОКР региональных центров и городских агломераций имеют внешние выходы в виде магистралей и полимагистралей и консолидируют всю социально-экономическую деятельность населения регионов и межрегиональных территорий. Конфигурация, развитие и функционирование транспортной сети подчиняются закономерности линейной концентрации. Транспортная сеть не только соединяет опорные центры разного иерархического уровня, но и притягивает население к средствам передвижения и коммуникации.

Для исследования вопроса о пространственной организации природно-общественных систем обратимся к учению «центр и периферия» [2]. В регионах, функционирующих в границах субъектов РФ, формируется пространственная структура в форме центра, полупериферии и периферии. Центры представляют собой территориальную концентрацию и локализацию человеческой деятельности. На небольшой территории локализуются поселения, в которых протекает повседневная жизнедеятельность населения и создается соответствующая окружающая среда. В зависимости от численности населения и выполняемых функций центры характеризуются иерархией.

Периферия - это обычно менее урбанизированная сельская местность с пониженной плотностью населения и специфическим образом жизни. Для Пермского края при уровне урбанизации 73% периферия должна быть менее представительной, хотя по занимаемой площади (более 60%) и численности населённых пунктов (более 3 тыс.) она превосходит центр. Основные «каналы» формируются от центра к периферии, дополнительные (второстепенные) - между поселениями периферийной части региона. В его пространственной организации важную роль играют «каналы» коммуникации. Локализация населения в населенных пунктах приводит к аккумулированию социомассы, информации и энергии, в результате чего населенные пункты превращаются в ядра тяготения (ядра социально-географического поля), вокруг которых формируется тяготеющая к ним периферия. Причем, чем больше численность населенного пункта, тем большую периферийную территорию он может притянуть[3] .

Пространственная организация Пермского края отражена на рис.1.

Так, в Пермском регионе центром первого порядка является г. Пермь. Помимо краевых административных, экономических, социально-демографических и других функций он выполняет и государственные, выступает центром второго порядка России (центром субъекта РФ). Центрами второго порядка в регионе являются города Березники и Соликамск, осуществляющие функции организационно-обслуживающего межрегионального (межсубъектного) центра. Центрами третьего порядка, выполняющими функции межрегионального значения, можно назвать города Кудымкар, Верещагино, Чусовой, Чайковский, Чернушку. Правда, их удельный вес в межрегиональном развитии неодинаков.

Внутрирегиональные функции приходятся на центры четвёртого порядка - это имеющиеся и формирующиеся центры муниципальных образований. Именно для этих центров присущи различного рода диспропорции (в размещении, количественных и качественных параметрах).

Пермский край был и остается регионом со значительной дифференциацией муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, условиям и качеству жизни людей. Тенденция резкого сокращения сельскохозяйственного производства в северных, горнозаводских районах сопровождается усиленной концентрацией сельскохозяйственного производства в центральных районах края.

Наблюдается чрезмерная концентрация инвестиций в краевом центре и в некоторых районах и городах края. Наименьший объем инвестиций в основной капитал приходится на муниципальные образования Коми-Пермяцкого округа, наибольший - на муниципальные образования, выпускающие экспортоориентированную конкурентоспособную промышленную продукцию.

Весьма резко выражены на территории края демографические диспропорции - наиболее сложная демографическая ситуация сложилась на севере края, в Коми-Пермяцком округе и в пределах горнозаводского Урала.

Система расселения Пермского края отличается мелкоселенностью (более 70% населенных пунктов имеют среднюю численность поселений менее 100 чел.), высокой концентрацией населения в Пермской агломерации, отсутствием в регионе второго крупного города.

Рис. 1. Пространственный каркас Пермского края (по В.В. Резвых, А.М. Коробейникову)

Очевидны значительные диспропорции в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Большая часть этих объектов приходится на краевой центр, Березники, Соликамск, Чайковский, а в 80% муниципальных образований эти показатели ниже среднекраевого уровня.

Отмечаются существенные диспропорции и относительно качества жизни. Благоприятные условия характерны лишь для 10% муниципальных образований (50% населения). В худших условиях находятся сельские и северные территории края, где на фоне низких доходов населения

и малой обеспеченности объектами инфраструктуры существует сложная демографическая ситуация, наблюдаются повышенная заболеваемость, безработица и высокий уровень преступности.

Старение основных производственных фондов и недостаточное финансирование профилактических мероприятий обусловливают возникновение чрезвычайных ситуаций. Несвоевременный и некачественный ремонт оборудования, недостаточный контроль за состоянием оборудования и трубопроводов, систем пожарной безопасности в зданиях жилищнобытового и социально-культурного назначения, нарушения системы управления производством приводят к увеличению количества чрезвычайных ситуаций.

В обеспеченности транспортной инфраструктурой в крае явно выражены территориальные диспропорции: наилучшие показатели характерны для 10% центральных муниципальных образований (центральная и восточная части Прикамья), где проживает около 40% населения края; худшая обеспеченность в Коми-Пермяцком округе и северной части региона. Здесь представлен в большей части лишь автомобильный транспорт, причем 50% сельского населения не имеют выхода к дорогам с твердым покрытием. Все это приводит к отсутствию прямых транспортных связей с рядом соседних субъектов, затрудняет доступ к ресурсной базе северных территорий края, что существенно ограничивает возможности их экономического развития.

Большая протяженность и густота транспортной сети характерна для центральной части края. Существующие межрегиональные транспортные коридоры не обладают достаточной пропускной способностью, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Отсутствие меридиональных дорог и неразвитость водного транспорта также ухудшают инфраструктурный потенциал Пермского края.

Нельзя не отметить и высокую степень износа и материального устаревания объектов инфраструктуры: жилищно-коммунальной, социальной, транспортной. Средний износ жилищного фонда составляет 43%, доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда -4,4% (в т.ч. в Коми-Пермяцком округе - 25,5%). В коммунальной инфраструктуре износ водопроводных сетей - 65%, канализационных сетей - 59%. Более 50% школьников края занимаются в зданиях, нуждающихся в капитальном ремонте, 40% дорог не соответствуют стандартам и нормам.

Для Пермского края характерна гипертрофичность пространства. При наличии мощного центра, в котором сосредоточено более 30% населения и социально-экономического потенциала, практически отсутствуют крупные и средние города. Из 25 краевых городов свыше 70% имеют численность населения менее 50 тыс. чел.

Для пространственной организации Пермского края свойствен ряд проблем, обусловленных несовершенством опорного каркаса территории:

- отсутствие оптимальных полюсов роста;

- отсутствие оптимальной системы расселения;

- несовершенство транспортного рисунка;

- несовершенство административно-территориального деления и отсутствие

территориальных органов управления;

- наличие территориальных диспропорций в развитии регионов.

Между тем в существующих региональных природно-общественных системах возможна оптимизация пространственного размещения элементов жизнедеятельности людей в нескольких направлениях.

Для сбалансированного развития территории, ликвидации чрезмерных территориальных диспропорций необходима целенаправленная деятельность в двух главных направлениях: во-первых, создание условий для конкуренции муниципальных образований, а также создание самодостаточных социально-экономических микрорайонов - округов и развитие полюсов роста, способных повести за собой территорию, сглаживать противоречия внутри данных территориальных образований, во-вторых.

Это всё обусловливает необходимость совершенствования отраслевой и территориальной структуры хозяйственной деятельности, оптимизации инфраструктурного обслуживания, системы расселения и опорного каркаса в пределах выделенных территориальных образований. Если в этих территориальных рамках появляется несколько подобных ядер, то следует предусмотреть распределение функций между ними с наибольшей эффективностью для развития территории.

Выявление потенциальных полюсов роста на территории Пермского края предполагает последовательное решение двух взаимосвязанных задач: нахождение точек роста и оценку их состояния.

Выявление, корректирование и стимулирование ядер тяготения, или полюсов роста

Для Пермского края прежде всего необходимо выделить полюса роста республиканского значения, определяющие место и роль края в международном разделении труда, обеспечивающие реализацию общекраевых функций.

Пермь выступает в качестве полюса роста общероссийского и международного масштаба по ряду функций: международные инновационно-образовательные, инновационно-информационные, инновационно-культурные, инновационно-оздоровительные, транспортно-логистические и др. Здесь расположен ряд межотраслевых комплексов, осуществляющих функции организационнообслуживающего межрегионального (межсубъектного) центра:

- машиностроительный, в первую очередь авиационно-космический, и ВПК;

- химико-фармацевтический, ориентированный на выпуск малотоннажной наукоемкой продукции (фармацевтические препараты животного и растительного происхождения);

- транспортно-коммуникационный, обеспечивающий перемещение населения и грузов автомобильным, железнодорожным, авиационным и водным транспортом;

- инновационно-образовательный и культурно-инновационный (подготовка кадров всех уровней квалификации для ведущих межотраслевых комплексов и распространение инноваций в сфере культуры и искусства).

Развитие всех этих комплексов предполагается в контексте оптимизации структуры и функций Пермской агломерации и должно осуществляться по следующим направлениям:

- сдерживание роста г. Перми;

- «разгрузка» г. Перми путем выноса за его пределы непрофильных предприятий и производств и формирование системы городов - спутников;

- передача части «столичных» инфраструктурных функций (транспортных, образовательных, культурных, финансовых, медицинских, управленческих и пр.) другим полюсам роста (центрам -дублерам).

Полюса межрегионального значения в крае находятся в стадии формирования.

Березники. В городе расположен ряд межотраслевых комплексов, осуществляющих функции организационно-обслуживающего межрегионального (межсубъектного) центра:

- горно-химический, объединяющий ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»;

- металлургический, представленный ВСМПО - «Ависма»;

- химическая промышленность, представленная такими предприятиями, как «Сода», «Бератон», «Азот» и «Урал». Среди них значительным экспортным потенциалом обладает только «Азот».

Соликамск. В городе расположен ряд межотраслевых комплексов, осуществляющих функции организационно-обслуживающего межрегионального (межсубъектного) центра:

- горно-химический, объединяющий ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»;

- металлургический, представленный Соликамским магниевым заводом;

- лесопромышленный комплекс, который содержит в пределах региона все основные стадии: лесовосстановительная (лесхозы краевого управления лесного хозяйства), лесозаготовительная (леспромхозы промышленного объединения «Пермлеспром»), первичной обработкой и переработки древесины, сплав (лесосплоточные рейды, сплавная контора «Камлесосплав»), деревообработка (деревообрабатывающие и домостроительные заводы и комбинаты), производство бумаги (Соликамский целлюлозно-бумажный комбинат).

Перспективы развития данного полюса роста могут быть связаны со следующими направлениями:

- целенаправленное формирование из городов Березники и Соликамск второго краевого центра, района концентрации столичных функций для северных регионов края. В реализации этого проекта может быть заинтересован широкий круг лиц: от успешных субъектов хозяйствования до местных жителей, готовых платить за качественное образование, культуру, искусство, медицину, жилье, рекреацию. Развитие таких крупных городов неизбежно будет способствовать развитию

прилегающих регионов, в том числе и депрессивных территорий, ресурсы которых сразу будут востребованы;

- формирование отраслей промышленности, ориентированных на местный потребительский рынок. Они будут использовать местные ресурсы с учетом запросов внутрирегионального рынка. Это предприятия и производства агропромышленного комплекса (сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность), производство строительных и отделочных материалов, отдых и рекреация.

Кудымкар следует формировать как центр Коми-Пермяцкой национальной культуры и один из опорных международных центров финно-угорских народов. Для этого здесь должны быть приняты во внимание культурно-инновационные сферы жизнедеятельности. С одной стороны, он должен знакомить мировое сообщество с культурой финно-угорских народов в целом и культурой народа коми, адаптировать мировые инновации к данной культурной среде. С другой - наряду с этими специфичными функциями в городе необходимо развивать машиностроительный, лесной и деревоперерабатывающий межотраслевые комплексы и наладить производство продуктов питания, имеющих межрегиональное значение (консервирование грибов и ягод).

Верещагино - районный центр и крупная железнодорожная станция, поэтому одной из главных функций здесь должна быть транспортная. Кроме того, может быть развито транспортное машиностроение, «работающее» на железнодорожный транспорт. Дальнейшее развитие должна получить легкая промышленность (производство трикотажных изделий) и переработка сельскохозяйственной продукции. Возможно размещение центра по перевалке и обработке (доработке) грузов, многофункциональных автобаз.

Чайковский - центр одноименного муниципального района, через который проходит автотрасса Казань - Ижевск - Екатеринбург, входящая в состав южного широтного коридора. Особенность зоны - приграничное положение с Республикой Удмуртия, близость к ее основным экономическим центрам, ориентированность на межрегиональные интеграционные связи. Всё это создаёт предпосылки для развития его как важного транспортного центра (транспортная функция).

Здесь представлены нефтехимический (производятся синтетический каучук, другие полимеры, формовые резинотехнические изделия) и энергетический кластеры, которые необходимо развивать. В городе есть все возможности для развития точного машиностроения. Кроме того, производятся шелковые ткани и штапельная пряжа (производственная функция). Чайковский - научный и культурный центр, в связи с чем здесь может быть развит инновационнообразовательный и туристский кластеры.

Чернушка в условиях развития транспортного коридора возьмет на себя транспортные функции. Экономический подъем здесь может быть связан с размещением предприятий машиностроительного профиля (например, транспортное, энергетическое, оборудование для химической и нефтехимической промышленности). При отсутствии крупных инвестиций развитие промышленности возможно по пути создания небольших предприятий лесопромышленного кластера (деревообработка, производство мебели). Существенным толчком к развитию зоны может быть строительство нефтеперерабатывающего завода на основе пролегающих здесь нефте-и газопроводов.

Чусовой - узел пересечения двух транспортных коридоров, что предопределяет развитие транспортных функций. В то же время на базе имеющегося металлургического производства возможны металлообработка, а также размещение новых машиностроительных предприятий, в том числе транспортного профиля. Чусовской район располагает высоким туристским потенциалом. Развитие данного полюса роста должно втянуть в свою орбиту соседние территории, в первую очередь Горнозаводск, обладающий потенциалом для развития элементов металлургического, лесопромышленного и туристского кластеров.

Полюса внутрирегионального значения - центры муниципальных образований - в настоящее время находятся на разной стадии развития. Они имеют различный статус - города, посёлка, центра сельских поселений. Их численность, значимость и функции обусловливаются зоной влияния межрегиональных центров.

Гайны - транспортный центр (транзитная функция). Кроме того, здесь повышение эффективности работы лесоперерабатывающих предприятий возможно за счет усиления их связи

с основными лесопромышленными холдингами края. В качестве перспективы предполагается освоение месторождений полезных ископаемых: нефти и алмазов. Со временем п. Гайны может взять на себя функции социального обслуживания населения севера.

Очёр может усилить свои позиции благодаря развитию машиностроения (производство оборудования для нефтяной и пищевой промышленности, транспортного машиностроения), рекреационно-туристского комплекса.

Оса. Занимая южную часть края, город располагает высоким агроприродным потенциалом, что способствует развитию пищевой промышленности. Имеет выгодное транспортное положение и со временем может стать транспортным центром. Здесь есть все условия для развития туристского кластера. Основные объекты туристского показа: Осинский филиал регионального краеведческого

музея, памятники архитектуры и археологии; обширные водные пространства Воткинского водохранилища используются для сплава на байдарках, водных прогулок. Оса включена во многие круизные маршруты по Волжско-Камской системе.

Октябрьский - при условии развития транспортного коридора может превратиться в транспортный центр.

Лысьва - исторический город, в котором находятся предприятия металлургии и машиностроения, перспективен в качестве образовательного и культурного центра. Производственный профиль города может быть дополнен туристским кластером. Потенциал имеющихся предприятий может способствовать усилению роли города в краевом финансовоинвестиционном кластере.

Социально-экономическая интеграция микрорайонов (округов) на основе выделенных полюсов роста

Выделенные полюса роста являются важными элементами социально-экономических микрорайонов (округов). Для оптимизации пространственной организации региона необходимо создание системы более эффективных территориальных единиц. По сути такая единица является целостным территориальным образованием, имеющим природно-территориальный комплекс с характерным сочетанием природных ресурсов, на основе которого объективно формируется локальный территориально-производственный комплекс. Исходя из теории «центральных мест» на территории края выделено несколько социально-экономических округов, в каждом из которых выделяется центр (ядро) и прилегающие периферийные районы [5]; в число последних, как правило, входят депрессивные территории. В пределах округов могут быть созданы наиболее благоприятные условия для устранения территориальных диспропорций и обеспечения сбалансированного регионального развития.

В округах предлагается сформировать территориальные органы управления как связующие звенья между региональным (государственным) управлением и местным самоуправлением.

Каждый округ будет включать несколько муниципальных районов с тесными хозяйственными и социальными связями, стимулирующими саморазвитие территории. Объединение слаборазвитых и депрессивных территорий с самодостаточными районами и обеспечение межбюджетных отношений позволят повысить уровень и качество жизни проживающего здесь населения. Эти территориальные образования должны быть самодостаточными с точки зрения замкнутых жизненных циклов и социально-экономической эффективности, тогда они будут способствовать снижению диспропорций в крае в целом. Это не означает, что внутри этих образований диспропорции будут полностью устранены. Однако при конкуренции территорий в сфере производства, потребления и обслуживания населения эти диспропорции будут минимальными.

В качестве возможного варианта в Пермском крае предлагаются следующие округа (см. рис.

2).

Конкретные характеристики округов (состав, величина территории, численность населения, объем промышленного и сельскохозяйственного производства, параметры бюджета и прочее) обусловливаются зоной влияния полюса роста. Как идеальный вариант в каждом микрорайоне помимо ядра - полюса роста - должно быть по 6 муниципальных образований, причём в некоторых случаях с учетом внутрирегиональных связей их границы могут меняться. Реальная же картина на настоящий момент такова:

На севере края сложился Березниковско-Соликамский социально-экономический микрорайон. К нему в производственно-экономическом и транспортно-географическом отношениях тяготеет почти половина территории современного Пермского края. Микрорайон объединяет Чердынское, Красновишерское, Соликамское, Усольское, Александровское (Яйвинское) муниципальные образования и г. Березники.

Объединение двух субъектов РФ в Пермский край дает дополнительные возможности для развития северных территорий. Строительство дорог федерального и регионального значения обеспечит выход на Европейскую часть России, а развитие транспортных связей позволит вовлекать в экономику ресурсы, остающиеся невостребованными ввиду недоступности или ограниченности рынка. Всё это даст возможность сформировать Гайнско-Кудымкарский (Коми-пермяцкий) социально-экономический микрорайон, объединяющий Гайнское, Кочевское, Косинское, Кудымкарское, Юрлинское и Юсьвинское муниципальные образования и г. Кудымкар.

Очерско-Верещагинский социально-экономический микрорайон включает западную индустриально-аграрную территорию края: Сивинское, Очёрское, Верещагинское, Больше-Сосновское, Карагайское, Ильинское (Чёрмозское), Частинское муниципальные образования.

Рис.2. Пространственная организация Пермского края

Чайковско-Чернушинский социально-экономический микрорайон формируется на юго-западе края и включает в свой состав Чайковское, Осинское, Еловское, Чернушинское, Бардымское, Куединское, Октябрьское муниципальные образования.

В юго-восточной части края межрегиональное значение придается Кунгурскому социальноэкономическому району, расположенному в юго-восточной части края и объединяющему г. Кунгур, Кунгурское, Суксунское, Берёзовское, Кишертское, Уинское, Ордынское муниципальные образования.

Лысьвенско-Чусовской социально-экономический микрорайон сложился в восточной части края. Он объединяет Лысьвенское, Чусовское, Горнозаводское, Кизеловское, Гремячинское, Губахинское, Александровское (южная часть) муниципальные образования.

Пермско-Краснокамский социально-экономический микрорайон занимает центральное положение и объединяет Пермское, Краснокамское, Нытвенское, Оханское, Добрянское, Ильинское (южная часть) муниципальные образования и г. Пермь.

Следующим направлением совершенствования пространственной организации территории Пермского края является:

- создание условий для развития центра и периферии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обустройство объектов производственной, инженерной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры;

- расширение внутри- и межрегиональных связей;

- повышение качества жизни населения.

В процессе формирования данных социально-экономических образований при условии обеспечения территориального управления и регулирования общественной жизни в соответствии с природными предпосылками возможна оптимальная организация структурных блоков социальноэкологического пространства.

Библиографический список

1. Баранский Н. Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. М., 1980.

2. Грицай О.В. Иоффе Г.В., Трейвиш М. МЦентр и периферия в территориальном развитии. М.,

1991.

3. Зырянов А.И. Регион: пространственные отношения природы и общества. Пермь, 2006.

4. Шарыгин МД. и др. Опорный каркас устойчивого развития региона (теоретический аспект) // Геогр. вест. Пермь, 2005. №1- 2. С.15 - 22.

5. Шарыгин М.Д. и др. Проблемы формирования межмуниципальных образований Пермского края // Материалы межрегион. науч.-практ. конф. «Административно- территориальные реформы в России. К 225-летию Пермского наместничества». Пермь, 2006. С.131 - 134.

6. Christaller W. Di zentralen Orte in Suddeutschland. Jena, 1933.

T.V. Subbotina

THE OPTIMIZATION'S WAY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE REGION

There are actual questions that are being disclosed regarding the vast organization of the region. The problems are being revealed, caused by non perfective supported frame of the territories: lack of the optimal pole rise, lack of optimal system of settling, non proficiency of transportation picture, non perfective administrative-territory division and absence of the territory committee organizations; and disproportions within the region’s development.

There are certain propositions for optimization the territory development: exposing, correcting and stimulating the core gravitations or pole rises; the socio-economic integration of micro-regions (districts) on the basis of highlighted pole rises with the subsequent condition’s establishment in order to develop the centers and peripheries; provision of the industrial, engineer, housing and communal services and social infrastructure objects, that assists the expansion of internal and international relations and increases the quality of living conditions.

K e y w o r d s: the vast organization of the region; pole rises; optimization of the territory development; integration of micro-regions;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.