Научная статья на тему 'Компаративистский подход в обучении студентов на примере философии'

Компаративистский подход в обучении студентов на примере философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД / "ПОНИМАНИЕ" / "СРАВНЕНИЕ" / "UNDERSTANDING" / "COMPARISON" / COMPARATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краузе Александра Анатольевна

В данной работе рассматриваются место и роль компаративистского подхода в образовательном процессе. Даются теоретические и практические характеристики для построения компаративистской образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE APPROACH TO TEACHING STUDENTS EXEMPLIFIED WITH LESSONS OF PHILOSOPHY

The paper considers the place and the role of the comparative approach in the educational process. Theoretical and practical characteristics to construct the comparative educational paradigm are given.

Текст научной работы на тему «Компаративистский подход в обучении студентов на примере философии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 378. 147+101(07)

Краузе Александра Анатольевна

кандидат философских наук, доцент заведующая кафедрой философии и общественных наук

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия

614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-64-44, e-mail: krauze@pspu.ru

КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

НА ПРИМЕРЕ ФИЛОСОФИИ

Alexandra A. Krauze

Ph.D., Associate Professor

Head of the Department of Philosophy and Social Sciences

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

Perm, Russia, 614990, 24, Sibirskaja, (342) 238-64-44, e-mail: krauze@pspu.ru

THE COMPARATIVE APPROACH TO TEACHING STUDENTS EXEMPLIFIED WITH LESSONS OF PHILOSOPHY

Аннотация: В данной работе рассматриваются место и роль компаративистского подхода в образовательном процессе. Даются теоретические и практические характеристики для построения компаративистской образовательной парадигмы.

Ключевые слова: компаративистский подход, «понимание», «сравнение».

© Краузе А.А., 2014

37

ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

Abstract: The paper considers the place and the role of the comparative approach in the educational process. Theoretical and practical characteristics to construct the comparative educational paradigm are given.

Keywords: comparative approach, «understanding», «comparison».

Компаративистика как образовательная модель еще не сложилась и уступает во многом традиционной парадигме образования, однако опыт использования сравнительного подхода в обучении имеет глубокие исторические корни. Большую роль компаративистика играет в области гуманитарного знания, в частности философии, предполагающей проведение сравнительного анализа мировоззренческих парадигм, различных типов рациональности, исторических форм философствования, способов мышления, понятийного аппарата в различных философских культурах и т.д.

Необходимость использования компаративистского метода в учебном процессе обусловлена рядом факторов: во-первых, компаративистика позволяет определить закономерности, детерминанты и трансформации отдельных философских парадигм; во-вторых, она обеспечивает целостность философской науки в условиях нелинейного построения знаний; в-третьих, моделирование различных философских типов с позиций компаративистского подхода обеспечивается совокупностью фундаментальных характеристик представлением существенных связей.

Компаративистский подход в общем виде заключается в сравнении изучаемых объектов с целью выявления в них неких общих, универсальных принципов и установок, а также с целью нахождения различий. Использование компаративистского метода способствует формированию у студентов целостного представления о том или ином типе философии и о социальных коммуникациях. Изучение философии невозможно также без учета роли исторических, экономических факторов. В процессе системного включения в обучение студентов компаративистских заданий ими приобретаются навыки сопоставления второ-

38

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш

степенных и существенных признаков, определения причинно-следственных связей анализируемых явлений.

Компаративистский подход может быть актуален в различных формах работы со студентами, как в аудиторной, так и в самостоятельной ее организации. Последней принадлежит особая роль. Организация самостоятельной работы студентов способствует воспитанию культуры мышления, формирует навыки проектно-исследовательской деятельности.

В построении компаративистской модели обучения важное значение имеет ее методологическая составляющая. Компаративистика имеет два методологических уровня, которые согласуются между собой. Первый уровень может быть представлен как «понимание», детерминированное герменевтическим методом. «Понимание» обусловлено приобщением к языку эпохи, историческому времени, особенностям традиций, что является не поверхностным сканированием изучаемого явления, а показателем более глубокого его анализа, при котором осуществляется связь прошлого, настоящего и будущего. В системе организации работы со студентами по дисциплине «Философия» первый уровень компаративистики - «понимание» - весьма актуален при изучении философских текстов. Специфический философский текст позволяет приобщиться к тем или иным философским традициям как объектам исторического и научного познания. Знакомство с оригинальными философскими текстами при их сравнительном изучении дает возможность установить сходство/различие методологических оснований философских концепций авторов, степень влияния исторических предпосылок и социальных условий на развитие научного знания, а также обеспечивает преемственность методологических принципов.

Значение исследования философского текста в преподавании философии обусловлено и тем, что данная форма организации работы студентов является инструментом формирования умения сопоставлять различные варианты постановки и решения философских и других дисциплинарных проблем, что определяется ФГОС как необходимая компетенция будущего специалиста. Сопостав-

39

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

ление и «сравнение» можно рассматривать как второй уровень компаративистского подхода. Сравнительный анализ является базовым методологическим ресурсом научной программы исследования и обучения. В теоретическом курсе философии, при условии сокращения аудиторной нагрузки и необходимости сохранения полного объема концептуального материала по дисциплине, использование приема сравнительного анализа методически более чем оправданно. «Сравнение» позволяет адекватно структурировать как дисциплинарные, так и междисциплинарные темы и научные проблемы.

К примеру, при изучении темы «Наука в ее историческом развитии» ис-

пользование «сравнения» позволяет не только произвести анализ истории науки, но и показать функциональное значение науки в жизни общества, а также

раскрыть саму динамику общественных процессов (см. таблицу).

Таблица

Сравнительный анализ этапов развития науки

Этапы развития науки Исторические предпосылки, обусловливающие смену парадигмы науки Формы организации науки Парадигмы научного познания Сферы философско- методоло- гической рефлексии

Классический Прогресс от мануфактурной организации к машинной индустрии Дисципли- нарная Объективно- созерца- тельная Объективная реальность в независимости от субъекта

Неклассиче- ский Революционные перемены в физике Дисципли- нарная Деятельно- стная Учет связей между самим объектом и средствами его познания

Постклассиче- ский Революция в самом характере научной деятельности, связанная с радикальным изменением в средствах и методах получения, хранения, трансляции и оценки знаний Междис- циплинар- ная Деятельно- стная Учет связи между самим объектом, средствами его познания и социокультурны-ми факторами

40

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш

Как уже отмечалось, «сравнению» неизбежно предшествует «понимание» исследуемого материала, что служит условием адекватного соотнесения различных традиций научного знания. На уровне «понимания» происходит первое приближение к изучаемому объекту, тогда как на уровне «сравнения» -формирование проблемного поля, в котором в ходе поиска и проверки знания раскрываются сущностные характеристики познаваемого объекта, что позволяет рассмотреть его изнутри. Кроме того, компаративистика обеспечивает статус общезначимости всего научного, в частности философского, знания вне зависимости от принятой на сегодняшний день научной парадигмы. В процессе сопоставления происходит приобщение исследователя, обучаемого к знанию различных научных и культурных контекстов.

Выявление как тождественных, так и различных явлений, обусловливающих научные концепции, способствует формированию определенных тенденций в научных исследованиях и построению той или иной философской парадигмы. Таким образом, «сравнение» может быть условием выведения исследования на типологический уровень обобщения.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.