ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки
УДК 391:008
Зиновьева Лилия Евгеньевна
старший преподаватель кафедры философии и общественных наук
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия
614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-64-44, e-mail: [email protected]
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Liliya E. Zinovieva
Senior Lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
Perm, Russia, 614990, 24, Sibirskaja, (342) 238-64-44, e-mail: [email protected]
COMPARATIVE APPROACH: SOME METHODOLOGICAL SPECIFICITIES, ANALYTICAL PRACTICES AND THEIR EDUCATIONAL POTENTIAL
Аннотация: Статья посвящена проблеме определения образовательных возможностей таких особенностей компаративного подхода, как формирующая контекстное межпредметное мышление и многоаспектное видение предмета междисциплинарность, способность проблематизации действительности, ценностный анализ теоретических моделей и аналитических практик.
Ключевые слова: компаративный анализ, междисциплинарность, про-блематизация, ценности, высшее образование.
© Зиновьева Л.Е., 2014
18
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш
Abstract: The paper deals with the problem of defining educational opportunities of such distinctions of the comparative approach as: interdisciplinarity which forms context intersubject thinking, ability to problematize reality and the value analysis of theoretical models and analytical practices.
Keywords: comparative analysis, interdisciplinarity, problematization, values, higher education.
Компаративный анализ восходит к методам сравнительных исследований, традиционно применяемых в рамках различных гуманитарных дисциплин. Так, компаративистикой в языкознании называется сравнительное изучение родственных языков с целью восстановления более древнего их состояния. В юриспруденции под сравнительным правоведением, или компаративистикой, понимается метод изучения правовых систем различных государств путем сопоставления правовых институтов, систем права и их основных принципов. В философии область историко-философских изысканий, известная как философская компаративистика, или сравнительная философия, выросла из сопоставления философского наследия Востока и Запада, сравнительного анализа их философских понятий и систем.
Если еще в недалеком прошлом компаративистика представляла собой, главным образом, анализ, построенный на предметном сопоставлении, обнаружении общих оснований и сравнении в рамках этого единства, то в последние десятилетия исследователи обратили внимание на иные методологические возможности, заложенные в ней. Можно согласиться с мыслью В.И. Тюпы о том, что сегодня компаративный подход - «это больше, чем метод». Исследуя использование компаративистики в истории, он отмечает, что последняя не сводится к сравнительному анализу отдельных фактов: «По существу это особая стратегия научного понимания истории, избегающая крайностей идиографиче-ской нарративности и номотетической декларативности. Эта стратегия преодоления суммативного эмпиризма разрозненных национальных историй, с одной
19
ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки
стороны, и нормативного универсализма (европоцентризма, в частности) -с другой, предполагает рассмотрение всякого значимого факта во всемирноисторическом контексте» [2, с. 99-100].
Вывод о преодолении суммативного эмпиризма и нормативного универсализма можно отнести не только собственно к истории, но и ко всякому контекстному знанию, составляющему основу современной гуманитарики вообще. Это делает современную компаративистику важнейшей методологией междисциплинарных исследований.
Ученые, работающие в различных гуманитарных областях, все чаще обращают внимание на то, что в современных условиях компаративистика больше и больше захватывает сферы межпредметных исследований. В современном научном дискурсе компаративный анализ играет роль своего рода универсального междисциплинарного метода. Это соответствует общегуманитарной тенденции последнего времени в целом и связано не только с взаимодействием различных дисциплин между собой, но и с повышенным интересом к проблемам, возникающим на стыке наук. Можно говорить о том, что социокультурные перемены, вызванные информационной революцией второй половины ХХ века, перестали «укладываться» в проблематику предметного набора классических научных дисциплин с их четко обозначенными границами, потребовали иного типа их осознания, нового типа рациональности. «В последние десятилетия в сфере науки доминируют интегративные тенденции. Интеллектуальная направленность исследований все чаще определяется не вопросом о предмете познания, доминировавшим в эпистемологии первой половины ХХ столетия, а наличием междисциплинарной проблемы и проектов ее решения» [1, с. 13].
Представляется, что компаративистика способна не только отвечать на потребность в интегративном междисциплинарном знании, но и выявлять проблемы, возникающие на стыках наук, так как ее эвристические возможности далеко не исчерпываются лишь прямым сравнительным анализом. Специфика компаративного сравнения достаточно точно охарактеризована М.А. Кукарце-
20
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш
вой. Рассматривая методологию философии истории ХХ века, она обращает внимание на то, что «компаративистский анализ как дифференцирующая операция предполагает существование “экстенсивной” формы сравнения, ограничивающейся выявлением различных вариантов внутри определенной структуры, и “интенсивной”, дающей возможность модификации понятий при смене аспектов анализа предмета» [3, с. 56].
«Интенсивная» (по точному определению М.А. Кукарцевой) форма сравнения с ее модифицирующей возможностью как раз и является методологией постановки и решения междисциплинарных проблем. Она позволяет модифицировать понятия в соответствии с сутью исследуемой пограничной проблемы, согласуя тем самым взгляды на нее различных дисциплин. При этом формируется некий качественно новый взгляд на проблему, не сводящийся к сумме частнодисциплинарных подходов. В то же время такая интенсивная форма сравнения позволяет выработать адекватную проблеме категориальную систему, гибко объединяя и видоизменяя соответствующие понятия исходных дисциплин, обогащая их наполнение, при этом не искажая смысл. Таким образом, именно компаративистика способна обеспечить точное и многоаспектное видение предмета исследования, не противоречащее методологии и категориальной системе тех наук, на границах которых этот предмет возник.
Вместе с тем междисциплинарные потенции компаративистики не сводятся только к ее возможностям в области синтеза наук. Важнейшей ее особенностью является противоположная способность: сталкивать типы видения и понимания предмета разными дисциплинами. Такое столкновение позволяет компаративному анализу создать возможность видения реальности как проблемы. Там, где в рамках отдельной дисциплины реальность представляется уже предметно препарированной и логически объясненной, уложенной в готовую аналитическую структуру, пути ее проблематизации оказываются также жестко заданы готовыми процедурными схемами. Это создает значительные сложности для непосредственного восприятия проблемности действительности. В этом
21
ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки
плане как раз компаративный анализ, сталкивающий разные дисциплинарные типы видения, открывает непосредственно в реальности те проблемные стороны, которые узкодисциплинарный подход не замечает, так как они ускользают от его готовых аналитических схем.
В основе такого видения лежит выход за узкие предметнокатегориальные рамки. Это позволяет занять иную по отношению к реальности позицию. То есть в данном случае можно говорить не о синтезе или согласовании взглядов отдельных наук или теоретических позиций, а, напротив, об обнаружении теоретической недостаточности каждой из них для отражения реальной проблемы во всей ее специфике и полноте. Благодаря этим когнитивным процедурам реальность, повседневность перестает представать как нечто очевидное и не нуждающееся в объяснении. Таким образом, современная гумани-тарика перестает быть лишь набором классических объяснительных теорий, «задним числом» предписывающим реальности готовые логические схемы. Возможность воспринимать реальность как то, что в своей проблемности выходит за рамки готовых узкопредметных подходов и должно быть выявлено и схвачено сообразно своей сложной и многоуровневой природе, придает гуманитарным наукам статус аналитики. В таком качестве компаративный подход использует междисциплинарность как основу постнеоклассического взгляда на реальность и, соединяя его с логикой классического рационального анализа, формирует аналитические когнитивные практики.
Дополнительная теоретическая напряженность в отношении междисциплинарных исследований в рамках гуманитарной сферы возникает в связи с ценностной окрашенностью входящих в нее дисциплин. В этом аспекте компаративный подход может рассматриваться как основание для обострения или разрешения не междисциплинарных, а парадигмальных столкновений. При ценностном совпадении теоретических позиций междисциплинарный подход может формироваться даже проще, чем внутридисциплинарный. В этом случае компаративный подход будет касаться, в первую очередь, сравнения и согласования
22
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш
ценностных позиций, а затем - на этой базе - выработки соответствующей междисциплинарной теоретической модели. Либо, в противоположном случае, именно ценностный конфликт может стать фундаментом проблематизации реальности, о которой шла речь выше.
Все рассмотренные особенности компаративного анализа выводят его за пределы чисто теоретических исследовательских методологий. Компаративистика оказывается важнейшим средством стимулирования и формирования аналогичных вышеупомянутым когнитивных структур и аналитических практик у студентов в процессе обучения. Контекстное междисциплинарное мышление, многоаспектное видение предмета, проблематизация действительности, так же как ценностный анализ теоретических моделей и аналитических практик, - все это составляет важнейшую часть аналитических профессиональных компетенций, прежде всего, студентов гуманитарных специальностей.
Компаративный анализ в силу мощного междисциплинарного потенциала может стать формой обобщения всего содержания изучаемых в вузе гуманитарных дисциплин. Рассмотренные выше синтетические и аналитические возможности компаративистики могут быть реализованы в вузе в форме специального синтетического курса, в котором принцип компаративности может быть осуществлен через рассмотрение философских, религиозных, моральных, социальных, экономических и политических аспектов ценностной структуры в историческом контексте.
Введение компаративистики в практику современного высшего образования не только в качестве абстрактно изучаемой методологии гуманитарных исследований, но и как собственно образовательного принципа, организующего содержание и структуру такого курса, позволит реализовать практическую направленность и применимость знания даже для достаточно абстрактных гуманитарных дисциплин.
23
ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки
Список литературы
1. Тюпа В.И. Актуальность новой риторики для современной гуманитарной науки // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: научно-методические материалы. - СПб.: Книжный дом, 2007. - 524 с.
2. Тюпа В.И. Компаративизм как научная стратегия гуманитарного познания // Филологические науки. - 2004. - № 6. - С. 98-106.
3. Кукарцева М.А. Современная философия истории США. - Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1998. - 215 с.
24