Научная статья на тему 'Об исследовании предпосылок междисциплинарности социально-гуманитарных наук'

Об исследовании предпосылок междисциплинарности социально-гуманитарных наук Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
994
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / CОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ВНУТРИНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / INTERDISCIPLINARITY / SOCIOCULTURAL PRECONDITIONS / PHILOSOPHICAL PRECONDITIONS / INTRASCIENTIFIC PRECONDITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Останина О. А.

Междисциплинарность стала характерной чертой современной науки. Вопросы, связанные с междисциплинарностью, в том числе социально-гуманитарных наук, широко обсуждаются в философии; их актуальность объясняется потребностью теоретического осмысления трансформации науки и обоснования объективности социально-гуманитарного знания, а также тех социальных процессов, к которым наука имеет непосредственное отношение образование, технологические инновации. Проблема заключается в том, что для понимания сути и всех аспектов междисцплинарности недостаточно исследования только внешних и формальных сторон ее проявления. Важно выяснить основания, предпосылки междисциплинарности, чтобы раскрыть содержание и сущность происходящих в науке процессов. В таком выяснении и заключается цель статьи; для достижения цели применяются социально-эпистемологический и системно-диалектический подходы. Предпосылки междисциплинарности, можно разделить на две группы: первая группа включает внутренние закономерности развития научного познания и знания, а вторая контекстуальные, куда относятся и философские предпосылки. Междисциплинарность формировалась в процессе обоснования статуса конкретно-научного знания и в ходе дискуссии о «науках о природе» и «науках о культуре», с одной стороны, и о социальных и гуманитарных науках с другой. Междисциплинарность социогуманитарного знания связана с эволюцией содержания и формы деятельности людей, характера труда, социальных отношений, усилением взаимосвязи сфер общественной жизни. Повороты в философии и науке лингвистический, культурный эксплицировали разнообразные факторы в обществе и истории, что поставило вопрос о комплексном применении методов, взаимосвязи познавательных процедур, объяснения и понимания. Учет экологического контекста деятельности людей создает предпосылку для междисциплинарных связей между естественными и гуманитарными науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the investigation of preconditions of the interdisciplinarity of social sciences and humanities

The interdisciplinarity became the characteristic feature of the contemporary science. Questions, сonnected with the interdisciplinarity, social sciences and humanities as well, are widely discussed in philosophy; their actuality is explained by the necessity of the theoretical comprehension of the transformation of the science and of the substantiation of objectivity if the socio-humanitarian knowledge, as so of such social processes which are directly related to the science education, technological innovations. The problem is that it is not enough to investigate only superficial and formal manifestations of the interdisciplinarity in order to understand its essence and all aspects. It is important to elucidate foundations, preconditions of the interdisciplinarity to reveal the content and the essence of processes going in the science. The purpose of the article consists in such elucidation; social-epistemological and system-dialectical approaches are used to achieve this purpose. Preconditions of the interdisciplinarity may be divided in two groups: the first group includes inner regularities of the development of the scientific cognition and knowledge, and the second contextual where philosophical preconditions are related. The interdisciplinarity was formed in the process of justification of the status of the concrete scientific knowledge and during the discussion about «sciences on nature» and «sciences on culture», on the one side, and social sciences and humanities, on the other side. The interdisciplinarity of the socio-humanitarian knowledge is connected with the evolution of the content and the form of people’s activities, the character of the labor, of social relations, of strengthening of the mutual connection of societal spheres. Turns in philosophy and science linguistic, cultural explicated various factors in society and history, thus the question on the complex using of methods, interrelation of cognitive procedures, of explanation and understanding was put. The consideration of the ecological context of people’s activities makes a precondition for interdisciplinary connects between natural sciences and humanities.

Текст научной работы на тему «Об исследовании предпосылок междисциплинарности социально-гуманитарных наук»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 001.2/168.52

Об исследовании предпосылок междисциплинарности социально-гуманитарных наук

Останина О. А.

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: [email protected]

Аннотация: Междисциплинарность стала характерной чертой современной науки. Вопросы, связанные с междисциплинарностью, в том числе социально-гуманитарных наук, широко обсуждаются в философии; их актуальность объясняется потребностью теоретического осмысления трансформации науки и обоснования объективности социально-гуманитарного знания, а также тех социальных процессов, к которым наука имеет непосредственное отношение - образование, технологические инновации. Проблема заключается в том, что для понимания сути и всех аспектов междисцплинарности недостаточно исследования только внешних и формальных сторон ее проявления. Важно выяснить основания, предпосылки междисциплинарности, чтобы раскрыть содержание и сущность происходящих в науке процессов. В таком выяснении и заключается цель статьи; для достижения цели применяются социально-эпистемологический и системно-диалектический подходы. Предпосылки междисциплинарности, можно разделить на две группы: первая группа включает внутренние закономерности развития научного познания и знания, а вторая - контекстуальные, куда относятся и философские предпосылки. Междисциплинарность формировалась в процессе обоснования статуса конкретно-научного знания и в ходе дискуссии о «науках о природе» и «науках о культуре», с одной стороны, и о социальных и гуманитарных науках - с другой. Междисциплинарность социогумани-тарного знания связана с эволюцией содержания и формы деятельности людей, характера труда, социальных отношений, усилением взаимосвязи сфер общественной жизни. Повороты в философии и науке - лингвистический, культурный - эксплицировали разнообразные факторы в обществе и истории, что поставило вопрос о комплексном применении методов, взаимосвязи познавательных процедур, объяснения и понимания. Учет экологического контекста деятельности людей создает предпосылку для междисциплинарных связей между естественными и гуманитарными науками.

Ключевые слова: междисциплинарность, социокультурные предпосылки, философские предпосылки, внутринаучные предпосылки.

On the investigation of preconditions of the interdisciplinarity of social sciences and humanities

Ostanina O. A.

doctor of philosophical sciences, professor, head of Department of philosophy, Vyatka State University.

36 Moskovskaya str., 610002, Kirov. E-mail: [email protected]

Abstract: The interdisciplinarity became the characteristic feature of the contemporary science. Questions, ^nnected with the interdisciplinarity, social sciences and humanities as well, are widely discussed in philosophy; their actuality is explained by the necessity of the theoretical comprehension of the transformation of the science and of the substantiation of objectivity if the socio-humanitarian knowledge, as so of such social processes which are directly related to the science - education, technological innovations. The problem is that it is not enough to investigate only superficial and formal manifestations of the interdisciplinarity in order to understand its essence and all aspects. It is important to elucidate foundations, preconditions of the interdisciplinarity to reveal the content and the essence of processes going in the science. The purpose of the article consists in such elucidation; social-epistemological and system-dialectical approaches are used to achieve this purpose. Preconditions of the interdisciplinarity may be divided in two groups: the first group includes inner regularities of the development of the scientific cognition and knowledge, and the second - contextual where philosophical preconditions are related. The interdisciplinarity was formed in the process of justification of the status of the concrete scientific knowledge and during the discussion about «sciences on nature» and «sciences on culture», on the one side, and social sciences and humanities, on the other side. The interdisciplinarity of the socio-humanitarian knowledge is connected with

the evolution of the content and the form of people's activities, the character of the labor, of social relations, of strengthening of the mutual connection of societal spheres. Turns in philosophy and science - linguistic, cultural -explicated various factors in society and history, thus the question on the complex using of methods, interrelation of cognitive procedures, of explanation and understanding was put. The consideration of the ecological context of people's activities makes a precondition for interdisciplinary connects between natural sciences and humanities.

Keywords: interdisciplinarity, sociocultural preconditions, philosophical preconditions, intrascientific preconditions.

Междисцилинарность означает взаимодействие (по методам, целям) между научными дисциплинами, позволяющее получить новое знание о предмете; она выражает интегративный характер научного познания и рассматривается как одна из характерных черт постнеклассиче-ской науки. Проблематика междисциплинарности как дискуссионна, так и актуальна: она непосредственно связана с изучением и пониманием сущности протекающих в современной науке процессов, переходом науки от дисциплинарной структуры к междисциплинарной. Для социально-гуманитарных наук междисциплинарность значима, с точки зрения обоснования их объективности, достоверности. И в последние десятилетия междисциплинарность активно формировалась в социогуманитарном знании: структурализм сделал возможным применение методов точных наук в лингвистике, литературоведении; достижения логики были применены в гуманитарных науках; сменяли друг друга экономическая история, социальная история, культурная история, пока не был поставлен вопрос об их синтезе. Кроме того, общеизвестна взаимосвязь науки и образования, и компетентностный подход, в своем идеале, ориентирован на формирование целостной, социально адаптированной личности, что достигается благодаря междисциплинарному обучению, где важна роль социально-гуманитарного знания.

Одним из недостаточно исследованных вопросов является, если можно так сказать, природа междисциплинарности социально-гуманитарных наук. Чаще обращается внимание на конкретные формы проявления междисциплинарности, на междисциплинарные подходы (синергетика, глобальный эволюционизм), нас же интересуют ее объективные основания, предпосылки, которые могут быть выявлены и раскрыты в контексте социальной эпистемологии и на основе системно-диалектического подхода. Предпосылки, о которых идет речь, могут быть разделены на две группы - вненаучные (контекстуальные) и внутринаучные предпосылки.

Прежде всего, заметим, что проблема междисциплинарности, так или иначе, была поставлена в философии XIX-XX вв. Так, Н. Г. Чернышевский обосновывал интегрирующее значение антропологического принципа, говоря, что «принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру» [1]. Это значит, с одной стороны, науки «сходятся» в проблеме человека, естественные науки изучают физические, химические, биологические явления и процессы не внешней по отношению к человеку природы, а имеющие место в нем самом. С другой стороны, указанные процессы лежат в основе духовно-нравственных сторон жизни человека. Таким образом, естественные и «нравственные» науки образуют единство, имеют общий исток и некий общий закон, лежащий в их основе. О синтезирующей роли антропологии говорил и М. Хайдеггер, правда, выражая критическое отношение к ней [2].

Ф. Ницше в работе «К генеалогии морали» писал о необходимости «привлечь к этой проблеме (о ценности существовавших доселе расценок ценности) (то есть к изучению истории развития моральных понятий. - О. О.) физиологов и врачей» [3], при этом Ф. Ницше подчеркивал роль философов в обеспечении плодотворного диалога между представителями разных наук.

Э. Сепир, рассматривая статус лингвистики как науки, подчеркивал ее междисциплинарный характер [4], а П. Рикер обосновывал значение герменевтического метода, распространенного в гуманитарных науках, для социальных наук [5]. Данный перечень может быть продолжен. Для нас важно то, что постановка проблемы междисциплинарности не является новой, что осмысление направлений и закономерностей развития науки приводило философов к выводу о формировании нового качества науки.

Но именно сейчас междисциплинарность исследуется специально и в разных направлениях. Во-первых, выясняется содержание понятия междисциплинарности, сама суть этого феномена; работы Ф. Е. Ажимова, В. А. Бажанова, И. Т. Касавина, Е. Н. Князевой, А. Н. Книгина, В. М. Розина, А. Рузера посвящены анализу соотношения понятий «междисциплинарность», «полидисципли-нарность», «трансдисциплинарность» [6]. В них раскрываются различные аспекты междисцип-линарности: одним из них является выражение тенденции к единству науки, с точки зрения, главным образом, методологической. А. Рузер, в частности, видит в этом угрозу редукционизма, когда единство понимается как распространение «успешного» метода на разные области познания, например методов естественных наук или синергетики на социально-гуманитарное позна-

ние. Более того, подчеркивает А. Рузер, наука сохраняет дисциплинарную структуру, предметность, специфичный для конкретной науки язык, благодаря чему она достигает определенных результатов. Возражая А. Рузеру, заметим, что единство науки ни в коей мере не означает ее единообразие, предметное или методологическое, и дисциплинарная структура науки не противоречит ее глубинному единству, о чем пойдет речь ниже.

Другим аспектом междисциплинарности является ее понимание в контексте формирования нового научного идеала, нового стиля мышления, постнеклассической научной рациональности, о чем говорят В. А. Бажанов, И. Т. Касавин, А. Н. Книгин [7]. Междисциплинарность здесь выступает как содержательный компонент научной революции.

Во-вторых, междисциплинарность исследуется в рамках отдельных наук, например истории [8], где обращается внимание на сближение и взаимодополнение методов разных наук, образование новых областей научного знания в процессе интеграции и дифференциации наук, на взаимодействие наук вокруг конкретного предмета. Так, особенностью истории как дисциплины является ее междисциплинарность; в качестве своей теоретической основы она использовала социологию, психологию, антропологию, экономику, семиотику, акцентируя ту или иную сторону исторической реальности. Таким образом, шел процесс ее становления и вырабатывался стандарт научности. «Многочисленные "повороты", в которые историческая дисциплина вписывалась легко и непринужденно, всегда... приводили к выигрышу истории - разнообразные инодис-циплинарные "вызовы" способствовали тому, что историки заимствовали и адаптировали "под себя" детали языка, некоторые категории, особенности методологической рефлексии других дисциплин так, что в результате. происходила модификация и оптимизация своей дисциплинарной матрицы», - пишет М. А. Кукарцева [9], с чем нельзя не согласиться.

Междисциплинарность истории обнаруживается и в ее предмете, который менялся: он мог включать в себя политическую деятельность, деятельность выдающихся личностей, социальные отношения и др. Реальность, которую стремится исследовать история, изучается разными дисциплинами, это создает предпосылку для обмена результатами исследований. В то же время в ходе формирования исторической науки разные дисциплины (социология, психология, география, семиотика, нарратология и другие) объединялись для изучения онтологической реальности, определяемой как историческое бытие. В историческом бытии происходит сложное взаимодействие и переплетение объективных и субъективных, материальных и духовных, коллективных и индивидуальных, структурированных и неструктурированных, рациональных и иррациональных моментов. Такая сложность и создает предпосылку для применения неисторических дисциплин, благодаря чему обнаруживаются новые факты, расширяющие, уточняющие понимание предмета истории. Как верно замечает К. В. Хвостова, «междисциплинарный характер исторического знания предполагает, что историк, изучающий не только недавнее, но и отдаленное прошлое, должен обращаться к опыту других общественных и гуманитарных наук» [10]. При этом речь идет не только о применении методов иных наук, а о сопоставлении выводов историков с выводами социологов, экономистов, психологов и других исследователей при изучении ими аналогичных явлений современного общества, что повышает степень объективности и истинности исторического знания [11].

На примере истории были рассмотрены некоторые внутринаучные предпосылки междис-циплинарности. Обратим внимание еще на следующие моменты. Первый из них относится к проблеме соотношения гуманитарных и социальных наук, имеющей три решения. Первое решение отождествляет данные науки (В. С. Степин), второе - разводит их (Л. А. Микешина), третье - говорит о ситуационном подходе, когда в зависимости от цели исследования конкретного процесса и явления применяются методы социальных или гуманитарных наук (В. Г. Федотова). На наш взгляд, наиболее оптимально и соответствует междисциплинарности третье решение. Различные уровни изучаемого явления могут быть исследованы разными методами, что приводит к целостному, истинному знанию, как это, например, показывает В. М. Розин [12].

Второй момент касается обсуждения особенностей «наук о природе» и «наук о культуре (духе)» и отношения между ними. Данное обсуждение показало не только различия между группами наук (и по предмету, и по методу), но и общее между ними: например, наличие социокультурного и исторического контекста естественных наук, применимость исторического метода в разных науках, наличие единой логической модели объяснения и др. Указанные моменты взаимосвязаны, поскольку утверждение о несводимости гуманитарных наук к социальным основано на явном или неявном признании тождественности социальных наук естественным наукам. То есть обвинение историка в социологизме было равнозначно его обвинению в натурализме, редукционизме и т. п.

Внутринаучные предпосылки междисциплинарности связаны с вненаучными предпосылками, основаны на них. Обратимся к выступлению М. Хайдеггера «Время картины мира», где раскрываются глубинные предпосылки своеобразия европейской науки. Вненаучные предпосылки можно разделить на социокультурные и философские предпосылки. Философские предпосылки выделяются в силу их специфической значимости.

Изменения в познании и знании обусловлены видоизменением практики [13], прежде всего, в Новое время это появление и развитие промышленного производства. Наука оказывается обусловленной производством и сама приобретает характер производства. «Под производством прежде всего понимают то явление, что наука, будь то естественная или гуманитарная, сегодня только тогда почитается настоящей наукой, когда становится способна институировать себя. Однако исследование не потому производство, что исследовательская работа проводится в институтах, а наоборот, институты необходимы потому, что сама по себе наука как исследование носит характер производства» [14]. Следовательно, производственным характером обладают все науки, в том числе социально-гуманитарные, что и создает предпосылку для их единства и для междисциплинарности; и дело не в самом редукционизме, а в его более глубоких, объективных основаниях. Как и подчеркивает М. Хайдеггер, «на основе своего производственного характера науки достигают необходимой взаимосвязи и единства» [15]. Благодаря своему производственному характеру наука организована как исследование, в котором познание учреждает себя в природе или истории в качестве предприятия, обязательно включающего в себя метод [16]. И это опять-таки справедливо и для естественных, и для гуманитарных наук. В естественных науках ведущую роль играет эксперимент, которому в социально-гуманитарных науках соответствует критика источников. «В исторических науках не меньше, чем в естественных, - говорит М. Хайдеггер, - метод имеет целью представить постоянное и сделать его предметом... В постоянном сравнении всего со всеми самопонятное выходит в общий знаменатель, утверждаясь и закрепляясь в качестве единой схемы истории» [17]. Поэтому постулирование фундаментальных различий между науками о природе и науками о культуре, на самом деле, принимает во внимание то, что находится на поверхности. Более того, тенденция к междисциплинарности вполне вписывается в науку как вид производства.

Превращение науки в исследование, по М. Хайдеггеру, обосновано определенным восприятием сущего и пониманием истины; речь идет о философских предпосылках научного познания. Существует схема природных явлений, схема истории (картина мира), которая предписывает, каким образом «предприятие познания» должно быть привязано к раскрываемой сфере, изучаемому объекту. Данная привязка гарантирует строгость научного исследования; и если в естественных науках строгость обеспечивается математикой, в гуманитарных науках требование строгости оборачивается неточностью, именно она обеспечивает соответствие предмету. В наше время и в социально-гуманитарных науках широко распространено применение математических методов, имеющее, тем не менее, свой предел, когда речь идет о понимании ценностей, мотивов и т. п. По М. Хайдеггеру, основной чертой понимания мира в Новое время, определяющей характер науки, становится превращение его в картину и стремление человека эту картину покорить, заняв в мире центральное место. Такое миропонимание сохраняется и по сей день, несмотря тенденции формирования постнеклассической картины мира, меняющей место человека в мире и схему природы и истории.

Говоря о социокультурных предпосылках, нужно, конечно, сказать об изменении содержания и формы деятельности людей, характера труда, социальных отношений. Они предполагают «целостного» человека, действительно разносторонне развитого. Это тоже своего рода предпосылка междисциплинарности. Поэтому прогрессивной тенденцией развития образования и является его междисциплинарность, трансдисциплинарность. Кроме того, усиливается взаимосвязь сфер общественной жизни, причем речь идет не только об экономике и политике, но и сфере морали, искусства, религии, личного общения; меняются коммуникационные процессы. Вместе с тем важно иметь в виду, что изменения в обществе неравномерны и неоднородны, новый тип цивилизационного развития находится в стадии становления и связан с множеством противоречий; разные сегменты общества находятся на разных уровнях и разных стадиях развития. Поэтому сложно сказать, какой именно будет наука будущего и ее структура.

Важной предпосылкой междисциплинарности является объединение наук, прежде всего, социогуманитарных в проблеме человека: раскрывая разные стороны данной проблемы, науки формируют целостное знание о человеке. И как в реальной жизни переплетены ипостаси человека, так и переплетены знания о нем и способы получения этого знания.

Как пишет Д. Ла Капра, происходившие в XX в. повороты - культурный, лингвистический -позволили обнаружить разнообразные силы и факторы в истории, продемонстрировали значение как социально-экономической детерминации, так и культурных и осмысляющих практик [18]. Это создавало предпосылки для комплексного применения методов, для взаимосвязи процедур отражения, репрезентации, интерпретации, конвенции, для взаимодополнения объяснения и понимания, реконструкции и нарратива.

Важным моментом современных социогуманитарных исследований становится принятие во внимание экологического контекста жизнедеятельности человека и общества. Здесь акцентируется аспект коэволюции, единства человека, культуры и природы; говорится об «общем» поле исследования для разных наук, подчеркивается значимость природных факторов и знания о них для социогуманитарных наук. В то же время известно экологическое значение духовных факторов, что создает предпосылку для взаимодополнения гуманизма и научного объективизма.

Известно, какое значение в философии науки имеет решение проблемы языка научных высказываний. Язык связан с междисциплинарностью. С одной стороны, существует вопрос о том, возможен ли язык междисциплинарности [19], ведь каждая наука отличается своим «языковым каркасом». Одним из вариантов ответа на данный вопрос является указание на математику как универсальный язык науки, но в социально-гуманитарных науках применение математики ограничено. В то же время разные социально-гуманитарные науки могут пользоваться одним языком, не являющимся строго терминологическим. С другой стороны, научный язык укоренен в обычном, повседневном, литературном языке, который, и это в философии хорошо исследовано, используется и в естественных науках, и в математике. Язык, если придерживаться позиции К.-О. Апеля, является неметафизической предпосылкой познания, своего рода apriori, включая в себя все возможные ситуации коммуникации, в том числе и в научном сообществе. Любая наука опирается на данную предпосылку, что также создает основание для междисциплинарности.

Следовательно, междисциплинарность социально-гуманитарных наук имеет как внутренние, так и вненаучные, контекстуальные предпосылки развития, которые, несомненно, взаимосвязаны. Междисциплинарность формировалась в процессе обоснования статуса конкретно-научного знания и в ходе дискуссии о «науках о природе» и «науках о культуре», с одной стороны, и о социальных и гуманитарных науках - с другой. Она связана с формированием нового научного идеала и стиля мышления, с образованием новых областей научного знания, взаимодополнением методов научного исследования, с изучением одного предмета разными отраслями знания. Глубинные основания междисциплинарности определены деятельностью людей и ее изменением, языком, пониманием мира, выраженным в философии. Междисциплинарность закономерна, она коррелирует с определенными социокультурными процессами. Дисциплинарная структура науки и междисциплинарность - две стороны современной науки, адекватные контексту современного типа общества, как бы его ни называли (позднекапиталистическое, посткапиталистическое, постиндустриальное). Вместе с тем междисциплинарность социально-гуманитарных наук позволяет выявить новые тенденции в развитии науки, ее структуре, оставляя открытым вопрос об образе науки будущего.

Примечания и список литературы

1. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Сочинения : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1987. С. 226.

2. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. С. 41-62.

3. Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1990. С. 438.

4. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. : Изд. гр. «Прогресс», 1993. С. 259-265.

5. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // Герменевтика. Этика. Политика. М. : Изд. центр Academia, 1995. С. 3-18.

6. См.: Ажимов Ф. Е. Что такое междисциплинарность сегодня (Опыт культурно-исторической интерпретации зарубежных исследований) // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 70-77; Касавин И. Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии // Вопросы философии. 2010. № 4. С. 61-74; Книгин А. Н. Междисциплинарность: основная проблема // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4). С. 14-20; Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 (112). С. 193-201; Междисциплинарность в науках и философии / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. И. Т. Касавин. М. : ИФРАН, 2010. 205 с.; Розин В. М. Обсуждение феномена трансдисциплинарности - событие новой научной революции // Вопросы философии. 2016. № 5. С. 106-116; Розин В. М. Методология познания и конституирование реальности в междисциплинарных исследованиях // Эпистемология и философия

науки. 2016. Т. 48. № 2. С. 141-158; Рузер А. Назад к единству науки? Редукционистское мышление и его следствие для социальной философии науки // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 49. № 3. С. 5569; Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. А. Бажа-нова, В. В. Шольца. М. : Изд. дом «Навигатор», 2015. 564 с.

7. См.: Касавин И. Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии // Вопросы философии. 2010. № 4. С. 61-74; Книгин А. Н. Междисциплинарность: основная проблема // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4). С. 14-20; Трансдис-циплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. А. Бажанова, В. В. Шо-льца. М. : Изд. дом «Навигатор», 2015. 564 с.

8. См.: Кукарцева М. А. Междисциплинарность и историческая дисциплина: особенности отношений // Проблемы исторического познания : сб. ст. / отв. редактор К. В. Хвостова. М. : ИВИ РАН, 2013. С. 2334; Хвостова К. В. Междисциплинарный характер исторического знания и его роль в конструировании истинных исторических высказываний / / Проблемы исторического познания : сб. ст. / отв. ред. К. В. Хвостова. М. : ИВИ РАН, 2013. С. 5-22; La Capra Dominick. What is History? What is Literature? // History and Theory. 2017. Vol. 56. Issue 1. P. 98-113. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ hith.12007/full (дата обращения: 16.09.2017)

9. Кукарцева М. А. Указ. соч. С. 28.

10. Хвостова К. В. Междисциплинарный характер исторического знания и его роль в конструировании истинных исторических высказываний // Проблемы исторического познания : сб. ст. / отв. ред. К. В. Хвостова. М. : ИВИ РАН, 2013. С. 6.

11. Там же. С. 7.

12. Розин В. М. Методология познания и конституирование реальности в междисциплинарных исследованиях / / Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 48. № 2. С. 141-158.

13. Хайдеггер М. Указ. соч. С. 41.

14. Там же. С. 46.

15. Там же. С. 47.

16. Там же. С. 42.

17. Там же. С. 45.

18. La Capra Dominick. Op. cit.

19. См.: Книгин А. Н. Указ. соч.

Notes and References

1. CHernyshevskij N. G. Antropologicheskij princip v filosofii [Anthropological principle in philosophy] // Sochineniya - Works: in 2 vol. Vol. 2. M. Mysl'. 1987. P. 226.

2. Heidegger M. Vremya kartiny mira [Time of the world picture] // Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya - Time and being: Articles and speeches. M. Respublika. 1993. Pp. 41-62.

3. Nietzsche F. Kgenealogii morali [To the genealogy of morality] // Sochineniya - Works: in 2 vol. Vol. 2. M. Mysl'. 1990. P. 438.

4. Sepir EH. Status lingvistiki kak nauki [Status of linguistics as a science] // Izbrannye trudy poyazykoznaniyu i kul'turologii - Selected works on linguistics and cultural studies. M. Publ. gr. "Progress". 1993. Pp. 259-265.

5. Ricoeur P. Germenevtika i metod social'nyh nauk [Hermeneutics and the method of social science] // Germenevtika. EHtika. Politika - Hermeneutics. Ethics. Policy. M. Publ. center Academia. 1995. Pp. 3-18.

6. See: Azhimov F. E. CHto takoe mezhdisciplinarnost' segodnya (Opyt kul'turno-istoricheskoj interpretacii zarubezhnyh issledovanij) [What is interdisciplinarity today (the experience of the cultural-historical interpretation of foreign studies)] // Voprosy filosofii - Questions of philosophy. 2016, No. 11, pp. 70-77; Kasavin I. T. Mezhdisciplinarnoe issledovanie: k ponyatiyu i tipologii [Interdisciplinary research: concept and typology] // Voprosy filosofii - Questions of philosophy. 2010, No. 4, pp. 61-74; Knigin A. N. Mezhdisciplinarnost': osnovnaya problema [Interdisciplinarity: the main problem] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya - Herald of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2008, No. 3 (4), pp. 14-20; Knyazeva E. N. Transdisciplinarnye strategii issledovanij [Transdisciplinary research strategy] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Tomsk State Pedagogical University. 2011, No. 10 (112), pp. 193-201; Mezhdisciplinarnost' v naukah i filosofii - Interdisciplinarity in the sciences and philosophy / Rus. Acad. of Sciences, In-t of philosophy; resp. ed. I. T. Kasavin. M. IFRAS. 2010. 205 p.; Rozin V. M. Obsuzhdenie fenomena transdisciplinarnosti - sobytie novoj nauchnoj revolyucii [Discussion of the phenomenon of transdisciplinarity - the event of the new scientific revolution] // Voprosy filosofii - Questions of philosophy. 2016, No. 5, pp. 106-116; Rozin V. M. Metodologiya poznaniya i konstituirovanie real'nosti v mezhdisciplinarnyh issledovaniyah [Methodology of cognition and constitution of reality in interdisciplinary studies] // EHpistemologiya i filosofiya nauki Epistemology and philosophy of science. 2016, vol. 48, No. 2, pp. 141-158; Ruzer A. Nazad k edinstvu nauki?Redukcionistskoe myshlenie i ego sledstvie dlya social'nojfilosofii nauki [Back to the unity of science? Reductionist thinking and its consequence for the social philosophy of science] // EHpistemologiya i filosofiya nauki - Epistemology and philosophy of science. 2016, vol. 49, No. 3, pp. 55-69; Transdisciplinarnost' v filosofii i nauke: podhody, problemy, perspektivy - Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects / edited by V. A. Bazhanov, V. V. Scholz. M. Publ. house "Navigator". 2015. 564 p.

7. See: Kasavin I. T. Mezhdisciplinarnoe issledovanie: k ponyatiyu i tipologii [Interdisciplinary research: concept and typology] // Voprosy filosofii- Questions of philosophy. 2010, No. 4, pp. 61-74; Knigin A. N. Mezhdisciplinarnost': osnovnaya problema [Interdisciplinarity: the main problem] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya - Herald of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2008, No. 3 (4), pp. 14-20; Transdisciplinarnost' v filosofii i nauke: podhody, problemy, perspektivy - Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects / edited by V. A. Baz-hanov, V. V. Scholz. M. Publ. house "Navigator". 2015. 564 p.

8. See: Kukarceva M. A. Mezhdisciplinarnost' i istoricheskaya disciplina: osobennosti otnoshenij [Interdisciplinary approach and the historical discipline: relations] // Problemy istoricheskogo poznaniya : sb. st. -Problems of historical knowledge : collection of articles / ed. K. V. Khvostova. M. IVI RAS. 2013. Pp. 23-34; Hvostova K. V. Mezhdisciplinarnyj harakter istoricheskogo znaniya i ego rol' v konstruirovanii istinnyh istoricheskih vyskazyvanij [Interdisciplinary nature of historical knowledge and its role in the construction of true historical statements] // Problemy istoricheskogo poznaniya : sb. st.- Problems of historical knowledge : collection of articles / ed. by K. V. Khvostova. M. IVI RAS. 2013. Pp. 5-22; La Capra Dominick. What is History? What is Literature? // History and Theory. 2017. Vol. 56. Issue 1. P. 98-113. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ hith.12007/ full (accessed: 16.09.2017)

9. Kukartseva M. A. Op. cit. P. 28.

10. Hvostova K. V. Mezhdisciplinarnyj harakter istoricheskogo znaniya i ego rol' v konstruirovanii istinnyh istoricheskih vyskazyvanij [Interdisciplinary nature of historical knowledge and its role in the construction of true historical statements] // Problemy istoricheskogo poznaniya : sb. st. - Problems of historical knowledge: collection of articles / ed. by K. V. Khvostova. M. IVI RAS. 2013. P. 6.

11. Ibid. P.7.

12. Rozin V. M. Metodologiya poznaniya i konstituirovanie real'nosti v mezhdisciplinarnyh issledovaniyah [Methodology of cognition and the constitution of reality in interdisciplinary studies] // EHpistemologiya i filosofiya nauki - Epistemology and philosophy of science. 2016, vol. 48, No. 2, pp. 141-158.

13. Heidegger M. Op. cit. P. 41.

14. Ibid. P. 46.

15. Ibid. P. 47.

16. Ibid. P. 42.

17. Ibid. P. 45.

18. La Capra Dominick Op. cit.

19. See: Knigin A. N. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.