Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / мотивы / фортепиано / обучение / обучающиеся / музыка / motivation / motives / piano / learning / students / music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Д. Смит

В статье представлен анализ проблемы мотивации к обучению в классе фортепиано. Внимание фокусируется на организации обучения в условиях активизации мотивационных механизмов в структуре личности обучающегося. В настоящее время проблема формирования у детей интереса к обучению игре на фортепиано стоит очень остро. Особенные трудности возникают у педагогов в случае принятия ими решения формировать данный интерес посредством классической музыки в процессе изучения мирового культурного наследия. Высокий интеллектуальный потенциал музыкальной классики требует выработки особых психолого-педагогических стратегий, которые обеспечат максимальные результаты взаимодействия с обучающимися, их обучения, достигаемые в условиях свободного самостоятельного проявления ими желания, интереса, склонности и воли к освоению сокровищ национальной и мировой музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF MOTIVATION TO LEARN IN THE PIANO CLASS

The article presents an analysis of the problem of motivation to study in the piano class. Attention is focused on the organization of training in conditions of activation of motivational mechanisms in the structure of the student’s personality. Currently, the problem of forming children’s interest in learning to play the piano is very acute. Special difficulties arise for teachers if they decide to form this interest through classical music in the process of studying the world cultural heritage. The high intellectual potential of classical music requires the development of special psychological and pedagogical strategies that will ensure the maximum results of interaction with students, their training, achieved in the conditions of free independent manifestation of their desire, interest, inclination and will to master the treasures of national and world musical culture.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

нога, как политика (как утверждает Карл Шмитт в работе «Понятие политического» [16]). Получается, что политическое вычищено из дискурса, для которого оно является внутренне присущим.

Говоря о корпорации как референтной группе, нужно учитывать следующее наблюдение: в условиях атомизации общества, разобщения граждан как открыто декларируемой цели государственных органов с помощью информационных технологий, режимов готовности к ЧС, различных форсайт-проектов и программ, люди всё меньше склонны выделять для себя реальные референтные группы в принципе, тем более позитивные. Люди ни на кого не равняются, никому не доверяют, не творят себе кумиров, замыкаются. Как показал Стивен Льюкс [17], благосклонное отношение властей к проявлениям нонконформизма уже давно является одним из способов отвадить человека от склонности к идентификации себя с какими-либо группами, погружения его в социальную апатию. Если активная молодёжь «всегда против», если считает, что никому вокруг нельзя верить, то она гарантировано не сможет создать сколько-нибудь серьёзную оппозиционную

Библиографический список

группу Но также она не сможет полноценно участвовать в принятии, освоении корпоративной культуры, не говоря о её созидании, не сможет идентифицироваться с ней. Переломить такую установку среди персонала - нетривиальная задача для HR-отдела корпорации.

Мы живём в мире, названном «открытым». Он полон проблем и несовершенства. Но, как сказал Уинстон Черчилль, цитируя неизвестного автора: «Демократия - худшая форма правления, не считая всех остальных». Мы здесь, в этом мире, чтобы решать проблемы, воплощать свои идеалы. Для этого необходимо понимание. А понимание приходит по мере выделения базовых феноменов в окружающей действительности, фокусировке на них. Корпорации и идентичность - одни из таких базовых феноменов. Их глубина таит опасность и надежду. Как всегда в таких случаях, она сокрыта под обыденностью. В данной статье мы только начали открывать завесу, и первое, что привлекает внимание - опасность. Следующий шаг - понять, какие варианты действий существуют для нейтрализации этой опасности.

1. Поппер К. Открытое общество и его враги. Москва: Культурная инициатива; Феникс, 1992; Т. 1.

2. Платон Диалоги. Москва: Эксмо, 2008.

3. Генон Р Царство количества и знамения времени. Москва: Беловодье, 2011.

4. Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской «расе господ». Санкт-Петербург: Академический проспект, 2003.

5. Мильнер Б. Теория организации. Москва: ИНФРА-М, 2007.

6. Бауман З. Текучая современность. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

7. Albert S., Whetten D.A. Organizational identity. Research in organizational behavior. 1985; Т. 7: 263 - 295.

8. Духина Т.Н. Интерпретация корпоративной идентичности в современной западной социологии управления. Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2016; Т. 8: 98 - 102.

9. Патутина Н.А., Кривошеин Н.В. Методологические вопросы изучения организационной культуры. Вестник Евразийской науки. 2018; № 5.

10. Половникова О.В. Человек в пространстве корпоративной культуры. Человек. Культура. Образование. 2013; № 3 (9): 84 - 94.

11. Болмэн Л., Терренс Д., Дил Е. Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

12. Kilmann R.H. Five steps for closing culture-gaps in Gaining control of the corporate culture. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.

13. Schein E.H. Organizational Culture. Sloan School of Management, 1988.

14. Кошарный А.В. Проблема организационной идентичности персонала. Available at: http://kosharny.com/index.html/organizational-identity/

15. Тренева Т.В. Организационная и корпоративная идентичность работника в контексте теории референтных групп. Социологические исследования. 2010; № 1: 7 - 27.

16. Tajfel Н. Social identity and intergroup relations. Paris, Cambridge, 1984.

17. Шмитт К. Понятие политического. Вопросы социологии. 1992; № 1: 35 - 67.

18. Льюкс С. Власть: Радикальный взгляд. Москва: Издательский дом государственного университета Высшей школы экономики, 2010. References

1. Popper K. Otkrytoe obschestvo i ego vragi. Moskva: Kul'turnaya iniciativa; Feniks, 1992; T. 1.

2. Platon Dialogi. Moskva: 'Eksmo, 2008.

3. Genon R. Carstvo kolichestva iznameniya vremeni. Moskva: Belovod'e, 2011.

4. Sarkisyanc M. Anglijskie korni nemeckogo fashizma. Ot britanskoj k avstrobavarskoj «rase gospod». Sankt-Peterburg: Akademicheskij prospekt, 2003.

5. Mil'ner B. Teoriya organizacii. Moskva: INFRA-M, 2007.

6. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

7. Albert S., Whetten D.A. Organizational identity. Research in organizational behavior. 1985; T. 7: 263 - 295.

8. Duhina T.N. Interpretaciya korporativnoj identichnosti v sovremennoj zapadnoj sociologii upravleniya. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. Krasnodar, 2016; T. 8: 98 - 102.

9. Patutina N.A., Krivoshein N.V. Metodologicheskie voprosy izucheniya organizacionnoj kul'tury. VestnikEvrazijskojnauki. 2018; № 5.

10. Polovnikova O.V. Chelovek v prostranstve korporativnoj kul'tury. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. 2013; № 3 (9): 84 - 94.

11. Bolm'en L., Terrens D., Dil E. Refrejming organizacij. Artistizm, vybor i liderstvo. Sankt-Peterburg: Stokgol'mskaya shkola 'ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2005.

12. Kilmann R.H. Five steps for closing culture-gaps in Gaining control of the corporate culture. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.

13. Schein E.H. Organizational Culture. Sloan School of Management, 1988.

14. Kosharnyj A.V. Problema organizacionnoj identichnosti personala. Available at: http://kosharny.com/index.html/organizational-identity/

15. Treneva T.V. Organizacionnaya i korporativnaya identichnost' rabotnika v kontekste teorii referentnyh grupp. Sociologicheskie issledovaniya. 2010; № 1: 7 - 27.

16. Tajfel N. Social identity and intergroup relations. Paris, Cambridge, 1984.

17. Shmitt K. Ponyatie politicheskogo. Voprosy sociologii. 1992; № 1: 35 - 67.

18. L'yuks S. Vlast': Radikal'nyj vzglyad. Moskva: Izdatel'skij dom gosudarstvennogo universiteta Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2010.

Статья поступила в редакцию 14.04.21

УДК 78

Smith E.D., postgraduate, Department of Music Education, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: Amelia-73@mail.ru

METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF MOTIVATION TO LEARN IN THE PIANO CLASS. The article presents an analysis of the problem of motivation to study in the piano class. Attention is focused on the organization of training in conditions of activation of motivational mechanisms in the structure of the student's personality. Currently, the problem of forming children's interest in learning to play the piano is very acute. Special difficulties arise for teachers if they decide to form this interest through classical music in the process of studying the world cultural heritage. The high intellectual potential of classical music requires the development of special psychological and pedagogical strategies that will ensure the maximum results of interaction with students, their training, achieved in the conditions of free independent manifestation of their desire, interest, inclination and will to master the treasures of national and world musical culture.

Key words: motivation, motives, piano, learning, students, music.

Е.Д. Смит, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: Amelia-73@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В статье представлен анализ проблемы мотивации к обучению в классе фортепиано. Внимание фокусируется на организации обучения в условиях активизации мотивационных механизмов в структуре личности обучающегося. В настоящее время проблема формирования у детей интереса к обучению игре на фортепиано стоит очень остро. Особенные трудности возникают у педагогов в случае принятия ими решения формировать данный интерес посред-

ством классической музыки в процессе изучения мирового культурного наследия. Высокий интеллектуальный потенциал музыкальной классики требует выработки особых психолого-педагогических стратегий, которые обеспечат максимальные результаты взаимодействия с обучающимися, их обучения, достигаемые в условиях свободного самостоятельного проявления ими желания, интереса, склонности и воли к освоению сокровищ национальной и мировой музыкальной культуры.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, фортепиано, обучение, обучающиеся, музыка.

На протяжении всей истории развития педагогики, в зависимости от особенностей социально-экономического и социально-культурного развития того или иного общества, в системах национального образования в разное время выдвигались различные концептуальные положения, приобретавшие инструктивно-целевой характер требования, обязательного к выполнению. В настоящее время подобную функцию выполняет положение о главной задаче каждого педагога - «научить детей учиться самостоятельно». Данное положение, возведённое сегодня в ранг ключевого дидактического принципа, в соответствии с которым должен быть организован учебно-воспитательный процесс в любой научной области и практической деятельности, обусловливает необходимость реализации индивидуального, личностно ориентированного подхода при выборе методического и технологического инструментария [1; 2].

Это подтверждает и современная нормативно-правовая база образования как международного, так и национального уровней. Например, и в Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, и в разработанных на основе данных требований примерных основных образовательных программах для начальной и основной школы индивидуальные возможности, особенности, потребности и склонности личности обучающегося утверждаются в качестве основной цели организации любого учебно-воспитательного процесса [3; 4].

Рассматривая сегодня проблему выявления и развития индивидуальности личности в процессе образования, современные исследователи обращаются к трудам известного теоретика российского образования, одного из основоположников компетентностного подхода в отечественной педагогике И.А. Зимней, разрабатывавшей проблему мотивации личности на основе апеллирования к её уникальным индивидуальным характеристикам [5]. Очевидно, что задача мотивировать, психологически поддерживать, организовывать мотивирующую эмоциональную среду сегодня всецело располагается в компетентностном поле педагогов.

В настоящее время проблема формирования у детей интереса к обучению игре на фортепиано стоит очень остро. Особенные трудности возникают у педагогов в случае принятия ими решения формировать данный интерес посредством классической музыки в процессе изучения мирового культурного наследия. Высокий интеллектуальный потенциал музыкальной классики требует выработки особых психолого-педагогических стратегий, которые обеспечат максимальные результаты взаимодействия с обучающимися, их обучения, достигаемые в условиях свободного самостоятельного проявления ими желания, интереса, склонности и воли к освоению сокровищ национальной и мировой музыкальной культуры [6].

В связи с этим очевидна необходимость более подробного рассмотрения методологических аспектов организации обучения в условиях активизации моти-вационных механизмов в структуре личности обучающегося.

Процесс обучения в современной научно-педагогической парадигме позиционируется как активная деятельность учащихся, структура и содержание которой обусловливается поставленными целями и задачами в контексте программы и плана изучения определенного предмета, дисциплины. Именно регламентируемый активный характер деятельности обучающихся во многом определяет содержание процесса обучения и требует учета личностного психологического настроя самих учащихся, обусловливая формирование и развитие мотивации как ключевого условия и основы для успешной реализации данного учебного процесса и достижения поставленных образовательных целей. Вполне очевидно (и практика лучших педагогов, ориентирующихся на индивидуальность личности обучающихся, доказывает), что образовательный процесс протекает намного эффективнее и достигает более качественных результатов при условии проявления позитивных мотивов в познавательной заинтересованности личности учащегося, что, в свою очередь, активно подталкивает его к динамичным продуктивным действиям. Причина успеха в учебной деятельности учащихся прослеживается, на наш взгляд, в обновлении содержания обучения, а также применении определенных педагогических технологий, форм, методов и приемов, специально направленных на формирование у учеников навыков самостоятельного приобретения знаний и развитие познавательной активности.

На сегодняшний день самые острые проблемы в области обучения игре на фортепиано связывают с отсутствием мотивации у учеников, что приводит к снижению показателей обучения. Анализируя научные библиографические источники, мы можем констатировать, что данные вопросы становятся наиболее актуальными в настоящее время, так как они не имеют достаточного теоретико-методического и дидактического обеспечения для их практического решения. Преподавателям фортепианных классов еще предстоит решить много вопросов не только в экспериментальном эмпирическом, но и в теоретическом плане, чтобы накопленные психологическими науками знания о природе, принципах, условиях и механизмах формирования, коррекции и педагогическом сопровождении интересов, потребностей, мотивов обучающихся довести до уровня методиче-

ского обобщения и адаптированного применения в индивидуальном и групповом форматах организации учебно-воспитательного процесса в области музыкального искусства [7].

На наш взгляд, научно-методологический уровень готовности педагогов фортепиано к обучению начинающих музыкантов в инструментальном классе не соответствует требованиям современности [8; 9], так как на данном уровне не имеется осознанного системно-целостного представления о типологии мотива-ционных стратегий, а также о значении и оптимальных путях оптимизации субъективной мотивации к учебной деятельности.

Поиски решений проблемы формирования у учеников интереса к музыке и устойчивой мотивации к регулярным занятиям на фортепиано до настоящего времени не привели к универсальному результату из-за недостаточно развитых научно-теоретических основ преподавания курсов «Фортепиано», «Методика обучения игре на инструменте» и других аналогичных дисциплин в программах подготовки педагогов-пианистов, в которых были бы представлены системные практико-ориентированные решения проблемы формирования, развития и сохранения мотивации. Несмотря на данный тематический пробел в педагогике фортепианного исполнительства, проблемы мотивации изучаются в целом ряде научных направлений, связанных с психологией, педагогикой, а также социальными исследованиями (социологией, теорией управления и др.).

Если обратиться к трудам отечественных психологов ХХ века (Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), в определенной мере являющихся основоположниками теории мотивации в вопросах обучения, воспитания и развития детей, то можно прийти к педагогически значимому выводу о том, что среди имеющихся видов мотивации самыми важными являются внутренние мотивы, которые непосредственно связаны с познавательной деятельностью обучающихся. Высокий уровень сформированности внутренних мотивов характеризуется тем, что проявление интереса, потребности в получении знаний, приобретении умений и навыков базируется на результатах целенаправленного воспитания чувства собственного достоинства и долга, ответственности при преодолении трудностей и других личностных характеристиках духовно-нравственной, регулятивно-волевой природы.

Если проложить исследовательский путь к историческим истокам зарождения идей о приоритете нравственных, духовных и волевых факторов формирования намерений и действий личности, то первые попытки оформления концепции мотивации в данном аспекте можно обнаружить в культуре древних греков времен Сократа, Платона и Аристотеля.

Платон верил в организованную иерархию психологической системы личности, в которой значимые позиции занимают диетическая, эмоциональная и рациональная составляющая. Аристотель более двадцати лет разрабатывал и утверждал в качестве приоритетной для формирования и реализации мотивов духовную иерархию. Однако в то же время он не отрицал того факта, что диетические и эмоциональные компоненты имеют непосредственное отношение к развитию человека и являются неотъемлемой частью мотивационных мер.

Мотивация в процессуально-функциональном плане представляется в виде определенных поведенческих моделей; это не вещь или особое событие, которое можно наблюдать непосредственно. Понятие «мотивация» апеллирует к сугубо психологическому феномену, который можно описать и объяснить, опираясь на представления о типичном и специфическом индивидуальном поведении, то есть о возможных, встречающихся типах взаимодействия индивида с окружающей средой, в котором действия человека обычно обусловлены экзогенными и эндогенными факторами.

К настоящему времени на стыке психологии, теории управления и других наук социальной и естественнонаучной направленности сформировалось несколько подходов к рассмотрению и интерпретации взаимосвязей в понятийной паре «мотивация - поведение».

1. В аспекте доминирования внешних факторов мотивация представляет собой совокупность этих факторов, которые вынуждают человека выполнять определенные действия в рамках конкретного коллектива.

2. В аспекте доминирования внутренних факторов «мотивация - это процесс, который начинается с потребности, физиологического или психологического дефицита и приводит к активизации поведения для достижения цели» [10], удовлетворения потребности, решения проблемы недостатка чего-либо.

3. Существует также интегративная исследовательская позиция, при которой мотивация рассматривается как совокупность процессов экзогенного и эндогенного характера, которые стимулируют, направляют и поддерживают поведение человека на его пути достижения цели.

4. В первой половине ХХ столетия на стыке психологии и менеджмента сформировался новый взгляд на мотивацию в контексте понятия «интерес». Мотивирующие механизмы сквозь призму какого-либо доминирующего интереса приводят человека к склонности чувствовать себя более преданным работе и коллективу.

Независимо от генезиса преобладающих мотивов основной принцип мотивации опирается на наличие у человека способности и готовности к действию, активной деятельности. Если человек не обладает достаточной способностью и готовностью действовать, прилагать усилия по осуществлению самостоятельной деятельности, то вряд ли он сможет выполнить задуманное.

Рассмотренные выше вариантные пути возникновения, формирования и развития мотивации личности во всей совокупности психологических, физических и социальных проявлений и характеристик личности позволяют составить исчерпывающее представление о наиболее оптимальных, потенциально успешных методах, формах, приемах, средствах организации педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося в инструментальном классе на начальном этапе обучения музыке, когда мотивация к регулярным занятиям за инструментом еще не отличается устойчивостью, не подкреплена психоэмоциональными и социальными успехами. Именно на этом этапе преподавателю необходимо максимально тщательно продумывать, какие мотивы представить перед начинающими музыкантами с тем, чтобы заинтересовать, увлечь, убедить и наладить процесс самостоятельной активизации мотивирующих механизмов, необходимых для успешного продолжения инструментального обучения.

Если обобщить основные, наиболее типичные формулировки понятия мотивации, а именно «мотивацию как побуждение, которое вызывает активность организма, определяя ее направленность» и «мотивацию как совокупность мотивов, которые активно подталкивают к достижению цели» [10], можно сделать следующий вывод: мотивация - это психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов, побуждающих личность к действию, достижению определенных целей и определяющих ее поведение.

Анализируя все данные выше определения мотивации, можно резюмировать, что их объединяет наличие в мотивационно-деятельностной системе двух составляющих, а именно:

- совокупности побуждений человека, которые вызывают активность на психологическом и деятельностном уровнях, определяя его поведение;

- динамичной совокупности мотивов, возникающих и развивающихся в условиях меняющейся окружающей действительности и внутреннего мира личности, являющихся в то же время показателем качества процесса, стимулирующего и направляющего деятельностную активность и поведение личности.

В такой исчерпывающей совокупности мотивов, имеющих отношение к обучению начинающего музыканта в инструментальном классе, все мотивы могут быть дифференцированы на две группы. В первую группу следует отнести

Библиографический список

мотивы, влияющие непосредственно на образовательный процесс, выражающиеся в проявлении потребности в познании, саморазвитии. Вторую группу могут сформировать мотивы, связанные с социально-коммуникативными проблемами и возможностями, то есть адаптацией и социализацией ребенка в учебном коллективе, формировании его поведенческих моделей, обеспечивающих взаимоотношения в обществе, в более крупных социальных группах и коллективах, чем указанный выше. Таким образом, во вторую группу входят социальные мотивы (осознание необходимости обучения, желание быть полезным в обществе, выполнить свои обязанности). В некоторых научных работах мотивы первой группы относят к внутренним мотивам, мотивы из второй группы - к внешним. Сравнение всех актуальных мотивов позволяет также сформулировать определение: мотив обучения - это элемент внешнего или внутреннего мира, выступающий для конкретного обучающегося в статусе стимулирующего средства, побуждающего к активности, к деятельности, а также в соответствии со своим содержанием, определяющего направленность, характер, интенсивность, содержание деятельности обучающегося, конечной целью которого является результат, непосредственно или опосредованно связанный с обучением, познанием, освоением учебных видов деятельности, взаимодействием в коллективе, личностным раскрытием и развитием.

В данном контексте учебная мотивация соединяется в своих социальных мотивах с мотивацией производительной. При её активизации преподавателю следует помнить о необходимости формирования у каждого участника образовательного процесса чувства причастности к учебному коллективу, что позволяет усилить эффект социальных мотивов. Ощущение и восприятие себя как главного участника образовательного процесса, неотъемлемого элемента учебного коллектива, от которого зависят личностные и коллективные показатели успеха обучения, актуализируют чувство ответственности, долга и стимулируют раскрытие и развитие внутренних психологических, регуляционно-волевых и духовно-нравственных механизмов.

Полученные в ходе теоретико-методологического анализа данные позволяют сформировать целостное многоаспектное представление о специфике проектирования, моделирования и реализации образовательного процесса в классе фортепиано, ориентированного на достижение максимальных учебно-воспитательных результатов при работе с начинающими музыкантами, не имеющими в силу объективных причин устойчивой мотивации к самостоятельной работе, нацеленной на успешное обучение и достижение высоких учебных результатов.

1. Климай Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании. Высшее образование в России. 2009; № 7: 169 - 173.

2. Майковская Л.С., Мансурова А.П., Корина В.С. Современные профессиональные перспективы педагога-музыканта: к вопросу реализации национального проекта «Образование». Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2020; № 5: 8 - 12.

3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (1 - 4 классы). Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. Сайт Национальной ассоциации развития образования и науки «Федеральные государственные образовательные стандарты». Available at: https://fgos.ru/

4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5 - 9 классы). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Сайт Национальной ассоциации развития образования и науки «Федеральные государственные образовательные стандарты». Available at: https://fgos.ru/

5. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013; № 4: 16 - 31.

6. Климай Е.В. Роль активного осязания в работе пианиста. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020; № 4. Available at: http://www.art-in-school.ru/bul/index. php?page=202004

7. Майковская Л.С., Черватюк П.А., Мансурова А.П. К вопросу о современном понятийно-категориальном аппарате теории и методологии высшего образования: компетенции и квалификации. Теория и методика профессионального образования в социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности. Москва, 2018: 99 - 105.

8. Корина В.С. Специфика профессионального музыкального мышления пианиста в контексте современной методологии, теории и практики. Искусство и образование. 2018; № 5 (115): 108 - 114.

9. Корина В.С. Об отечественном опыте развития и популяризации фортепианного искусства и исполнительства: к истории вопроса. Искусство и образование. 2019; № 1 (117): 9 - 16.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

References

1. Klimaj E.V. Sovremennye tendencii v muzykal'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 7: 169 - 173.

2. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P., Korina V.S. Sovremennye professional'nye perspektivy pedagoga-muzykanta: k voprosu realizacii nacional'nogo proekta «Obrazovanie». Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. 2020; № 5: 8 - 12.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (1 - 4 klassy). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 № 373. Sajt Nacional'noj associacii razvitiya obrazovaniya i nauki «Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty». Available at: https://fgos.ru/

4. Federal'nyj gosudarstvennyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya (5 - 9 klassy). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897. Sajt Nacional'noj associacii razvitiya obrazovaniya i nauki «Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty». Available at: https://fgos.ru/

5. Zimnyaya I.A. Kompetenciya i kompetentnosf v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Uchenye zapiski nacional'nogo obschestva prikladnoj lingvistiki. 2013; № 4: 16 - 31.

6. Klimaj E.V. Rol' aktivnogo osyazaniya v rabote pianista. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020; № 4. Available at: http://www.art-in-school.ru/bul/index. php?page=202004

7. Majkovskaya L.S., Chervatyuk P.A., Mansurova A.P. K voprosu o sovremennom ponyatijno-kategorial'nom apparate teorii i metodologii vysshego obrazovaniya: kompetencii i kvalifikacii. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya v social'no-kul'turnoj i muzykal'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva, 2018: 99 - 105.

8. Korina V.S. Specifika professional'nogo muzykal'nogo myshleniya pianista v kontekste sovremennoj metodologii, teorii i praktiki. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 5 (115): 108 - 114.

9. Korina V.S. Ob otechestvennom opyte razvitiya i populyarizacii fortepiannogo iskusstva i ispolnitel'stva: k istorii voprosa. Iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 1 (117): 9 - 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

Статья поступила в редакцию 01.05.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.