Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ТРУДАХ В.И. ЛЕНИНА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА)'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ТРУДАХ В.И. ЛЕНИНА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ТРУДАХ В.И. ЛЕНИНА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА)»

УДК 614 (092 Ленин)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ТРУДАХ В. И. ЛЕНИНА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА)

А. М. Изуткин Кафедра философии Горьковского медицинского института

Социально-гигиенические исследования внутренне связаны с теоретическим анализом экономической и политической структуры общества, с изучением наиболее общих законов исторического развития. Подлинно научное решение гигиенических проблем, определение законов социального познания в медицине возможны лишь с позиций марксистской социологии. Особенно важное значение для развития основ социальной гигиены имеют труды В. И. Ленина, учение которого о диалектико-материалистическом понимании истории общества и человека является исходным пунктом методологически правильного изучения социально-гигиенических проблем. Разрабатывая проблему «человеческой природы», он не отрицал биологической основы человеческого рода. Марксизм, отмечал Владимир Ильич, не прерывает общей нити, «проходящей через всю органическую природу вплоть до человека»1. Вместе с тем, следуя К. Марксу, он убедительно показал, что сущность человека представляет собой «совокупность» (определенных конкретно-исторически) «всех общественных отношений» 2. При этом В. И. Ленин подчеркивал, что сами общественные отношения есть «продукт деятельности живых личностей», «из действий которых и слагаются эти отношения» 3.

Эти указания В. И. Ленина очень важны в методологическом отношении для определения места и роли социальных условий в охране здоровья и воспроизводстве населения. Разумеется, мысль о том, что здоровье людей зависит не только от природных, но и социальных условий их жизни, давно пробивала себе дорогу и преобладает сейчас в медицинских исследованиях. Но одно дело признавать влияние социальной среды на биологию человека, а другое дело научно понимать внутренний механизм такого влияния, его направленность и результаты с учетом преобразующей и активной роли самого человека.

Материалистическое понимание общественной сущности человека показало, что здоровье людей формируется в конечном счете не в надыстори-ческой сфере, а в самом общественном развитии. Когда современные гигиенисты на Западе ставят цель добиться укрепления здоровья человечества только силами здравоохранения, то это явно не выполнимая задача, поскольку основу физического и психического совершенства людей составляет совершенство общественных отношений. Исходя из существа ленинских работ, важно отметить, что познание общего социального механизма в гигиене неотделимо от изучения микросоциальных связей, в которые вступают люди в зависимости от особенностей производства, быта, культуры и национальных отношений.

1 В. И. Ленин. Сочинения, т. 1, с. 477.

2 Т а м ж е, т. 26, с. 53.

3 Т а м ж е, т. 1, с. 427, 424.

1*

3

Какова же самая глубокая социальная основа, определяющая природное развитие человека? В многочисленных работах (особенно в произведениях послеоктябрьского периода) В. И. Ленин подчеркивал, что физические и психические способности человека совершенствуются и развиваются прежде всего в процессе труда. Вот почему, определяя пути укрепления здоровья людей, он большое внимание уделял гигиеническим условиям труда. Владимир Ильич писал: «...Формулы настоящего коммунизма отличаются от пышного, ухищренного, торжественного фразерства... именно тем, что они сводят все к условиям труда» 4. С учетом гигиенических условий должна строиться, по мысли В. И. Ленина, и научная организация труда. Труд, говорил он, должен быть организован «без всякого вреда для рабочей силы трудящегося населения» б.

В узком и непосредственном значении В. И. Ленин относил к гигиеническим условиям труда окружающую человека производственную среду, тяжесть труда, степень опасности и вредности для организма человека выполняемой им работы, ее режим и длительность. Вместе с тем Владимир Ильич не ограничивал понимание гигиенических условий труда лишь тех-нико-организационной и санитарно-нормативной стороной. Гигиену труда он рассматривал в связи с общественными отношениями, считая, что социальное бытие человека, материальные и духовные связи, которыми обрастает труд, оказывают разностороннее воздействие на гигиенические условия труда, функционирование и развитие человека как организма и личности.

Раскрывая социальное содержание гигиены труда, В. И. Ленин вместе с тем указывал на ее физиологические характеристики. Именно'этим объясняется внимание, уделяемое им исследованиям в области психофизиологии труда. В рецензии на книгу русского экономиста О. А. Ерманского «Научная организация труда в системе Тейлора» Владимир Ильич одним из положительных моментов ее считал изложение основных научных данных о физиологии человеческого организма в процессе труда в.

Следовательно, проблема «труд и здоровье» рассматривалась В. И. Лениным как проблема комплексная, связанная с рациональным совершенствованием социальных и психофизиологических сторон жизни и деятельности производственных коллективов с целью создания наиболее оптимальных условий для воспитания «всестороннее развитых и всесторонне подготовленных людей» 7. При этом формирование всесторонне развитой, физически и психически здоровой личности он связывал с победой социализма, с наступлением такого периода исторического развития, когда труд будет свободным и не человек будет служить производству, а производство человеку . В этом находило свое выражение конкретно-практическое, действенное толкование гуманизма, наиболее полно соответствующее развитию социальной гигиены как важнейшего раздела человековедения.

Историко-материалистический анализ развития общества и человека позволяет определить социальные функции гигиены как важнейшего фактора экономического, культурного и нравственного прогресса. В самом деле, было бы серьезной ошибкой считать, что В. И. Ленин ограничивался показом лишь социальной детерминации здоровья и заболеваемости населения. Раскрывая социальную обусловленность патологии людей, он наряду с этим всесторонне показал, что здоровье человека, как и практическое использование принципов социальной гигиены, имеет огромное значение для развития и совершенствования различных сторон общественной жизни.

4 В. И. Ленин. Сочинения, т. 39, с. 22.

5 Там ж е, т. 36, с. 141.

8 Т а м ж е, т. 45, с. 206.

7 Т а м ж е, т. 41, с. 33.

Известно, например, высказывание В. И. Ленина о том,' что человек есть главная производительная сила. В большинстве случаев оно рассматривается в чисто социологическом плане. Однако было бы неправильно игнорировать психофизиологические возможности и способности человека в процессе труда. Человек как производительная сила должен обладать не только суммой определенных знаний и опытом, но и здоровьем. Можно с полным основанием сказать, что здоровье человека выступает как важный фактор воспроизводства производительных сил и повышения производительности труда. Технологическое применение гигиены, экономное расходование живого и овеществленного труда есть по существу процесс превращения человека в иного производителя, способного выполнять трудовую деятельность более эффективно. Вместе с тем заболевания, подрывающие физические и духовные способности человека, приводят, по словам В. И. Ленина, к падению «производительности труда»8.

Особенности развития производства, науки и самого человека на современном этапе определяют возрастание экономической роли здравоохранения. Научно-техническая революция, превращение науки в непосредственную производительную силу и изменение роли человека на производстве требуют от физиологов, психологов и гигиенистов самым серьезным образом изучать подвижность нервно-психических процессов, формирование у людей, как говорил В. И. Ленин, внутренней потребности «уметь все делать».

Большое внимание уделял В. И. Ленин культурно-воспитательной функции гигиены. Внедрение гигиенических норм и правил поведения на производстве и в быту, совершенствование естественных основ жизни и деятельности человека он рассматривал как важнейший фактор преодоления отсталых взглядов и привычек в сознании людей и формирования у них научного мировоззрения. В связи с этим Владимир Ильич придавал огромное значение санитарному просвещению, рассматривая его как составную часть коммунистического воспитания. Пропаганда гигиенического образа жизни на предприятиях, в рабочих кварталах, в быту должна быть, говорил В. И. Ленин, предметом «заботы как нашей прессы, так и каждой рабочей и крестьянской организации» 9. Улучшение санитарных условий наряду с коммунистическими субботниками он рассматривал как ростки коммунизма. «Уход за этими ростками,— говорил Владимир Ильич,— наша общая и первейшая обязанность»10.

Ленинские положения о роли санитарно-гигиенических знаний в коммунистическом воспитании людей особенно актуальны теперь, когда перед санитарным просвещением возникли новые неотложные задачи, нашедшие отражение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (август 1968 г.). В постановлении подчеркнута важность воспитания всего населения с тем, чтобы оно хорошо понимало общественную значимость охраны и улучшения личного, коллективного и общественного здоровья, укрепления здоровья подрастающего поколения, рационального использования свободного времени, всестороннего развития физической культуры и спорта.Так, руководствуясь идеями В. И. Ленина, наша партия в соответствии с новыми условиями выдвигает перед здравоохранением новые санитарно-гигиенические и культурно-воспитательные задачи.

Развитие социальной гигиены неотделимо от идеологической борьбы, которая выражает противоположные методологические подходы к пониманию человека как объекта труда, общения и познания. Проявление этой борьбы в социальной гигиене намного возрасло и углубилось в наши дни. Идеалистические антропологические концепции в буржуазной социальной гигиене являются следствием одностороннего метафизического понимания

8 В. И. Ленин. Сочинения, т. 39, с. 20,

•Там ж е, с. 25.

10 Т а м же.

общества и человека, которое закрепляется классовым интересом, посредством проникновения в область здравоохранения буржуазной философии и эмпирической социологии. Поэтому антинаучное толкование ряда социально-гигиенических проблем в буржуазном здравоохранении (соотношение социального и биологического, психического и соматического в человеке, гигиенические противоречия в системе «человек — машина», причины морального кризиса в медицине и др.) вызвано не только гносеологическими, но и социальными причинами. В свое время Ф. Энгельс характеризовал современную ему буржуазную гигиену как «... жалкое извлечение...которому посредством громких и пышных фраз мошеннически придают видимость высшего понимания» 11. Подобное гигиеническое мошенничество мы встречаем и в настоящее время.

В. И. Ленин, обогативший марксову критику буржуазной идеологии новыми научными положениями, указывал, что буржуазная идеология оперирует ненаучными абстракциями общества и человека, прогресса вообще, игнорируя конкретно-исторические условия. Исходя из заимствованного у буржуазных социологов абстрактно-психологического толкования человека и общества, западные гигиенисты обходят стороной вопрос о социальном освобождении человечества. В лучшем случае они говорят о приспособлении индивида к существующей социальной среде, но отнюдь не об изменении ее. Принцип такого приспособления лежит и в основе так называемой теории болезней цивилизации, сторонники которой, пессимистически истолковывая социальные и психофизиологические последствия научно-технического прогресса, утверждают, что этот прогресс стал неуправляемым и неотвратимо несет людям массовые болезни.

Конечно, было бы неправильно отрицать социально-гигиенические противоречия, которые заключены в научно-техническом прогрессе. Но в отличие от буржуазных социологов и гигиенистов марксизм не ограничивается лишь констатацией этих противоречий, а показывает их конкретно-исторический характер, вскрывает социально-экономическую основу такого рода противоположностей, намечает пути их преодоления.

При оценке взглядов буржуазных гигиенистов огромное значение имеют ленинские принципы научной критики идеализма в науке, его положения о естественноисторическом материализме, учет особенностей гносеологических причин идеалистических течений в конкретных областях научного знания. Опираясь на ленинское теоретическое наследие, необходимо четко разграничивать в буржуазной социальной гигиене достоверные знания от ошибок теоретического и фактического порядка и ошибок, порожденных порочными философскими принципами. В. И. Ленин призывал ученых «...суметь усвоить себе и переработать те завоевания» науки, которые делаются буржуазной профессурой, и «...уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов» 12. Таковы ленинская позиция и ленинская оценка идеологической борьбы в науке.

Естественно, что рассмотренные нами некоторые вопросы методологии социальной гигиены в свете работ Владимира Ильича не дают полного представления об огромном значении ленинского теоретического наследия для развития гигиенической науки. Вместес тем даже краткий их анализ говорит о том, что труды В. И. Ленина представляют собой фундаментальную основу для решения теоретических проблем общественной медицины, важнейший методологический ориентир в построении общей социологической теории здравоохранения.

Поступила 24/1 1969 г.

"К.Маркс иФ.Энгельс. Сочикения, т. 18, с. 229.

12 В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 18, с. 364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.