К 50 -ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
- -
УДК 614.2:362.7](47):92 Ленин
В. И. ЛЕНИН И ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
Канд. мед. наук В. Н. Кардашенко
Кафедра гигиены детей и подростков I Московского медицинского института
им. И. М. Сеченова
Вопросы воспитания подрастающего поколения и охраны его здоровья занимали видное место в трудах Владимира Ильича Ленина, в его выступлениях и практической деятельности. Тесно связывая вопросы воспитания с революционной борьбой трудящихся, В. И. Ленин рассматривал их как составную часть учения о революции, о диктатуре пролетариата. В работе «К вопросу о политике Министерства народного просвещения» (1913)1 он писал, что единственный выход из тяжелого положения с народным образованием в России (в 1910 г. было 79% неграмотных, 4/б детей и подростков лишены образования) — революционная борьба рабочего класса за власть, ибо только рабочий класс, захватив власть в свои руки, может действительно обеспечить народное образование. В. И. Ленин с большим вниманием изучал наследие К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросам воспитания молодого поколения. Положение К- Маркса о том, что одной из главных задач коммунистического общества будет воспитание всесторонне развитых людей, которое следует начинать с детей путем соединения общего образования с умением работать, физического воспитания с умственным,— разделялось В. И. Лениным и получило развитие в его трудах и практической деятельности. В.'И. Ленин в статье «Перлы народнического прожектерства», резко критикуя утопический план народника Южакова о создании так называемых земледельческих гимназий, указывал: «...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания»2.
Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической ре-
1 В. И. Лени н. Сочинения. Изд. 5-е, т. 23.
2 В. И.Ленин. Сочинения. Изд. 5-е, т. 2, с. 485.
волюции Коммунистическая партия и Советское правительство под руководством В. И. Ленина широко развернули работу по воспитанию и образованию подрастающего поколения. Декретом Совета Народных Комиссаров 9/Х1 1917 г. за подписью В. И. Ленина и А. В. Луначарского была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению, на которую возложили разработку положения о советской школе. В октябре 1918 г. опубликовано положение и декларация о единой трудовой школе, призванной умело сочетать общее и политехническое образование с физическим воспитанием. Путь, который прошла наша школа, был труден, не лишен ошибок, но она неустанно шла вперед по пути, указанному В. И. Лениным.
Проблему народного образования В. И. Ленин неразрывно связывал с проблемой охраны здоровья молодого поколения, придавая им глубокое социальное содержание. В Программах Коммунистической партии Советского Союза — от первой до последней — нашли отражение вопросы охраны здоровья детей и подростков. Разработанная В. И. Лениным Программа партии, принятая на II съезде РСДРП в 1903 г., требовала наряду с обязательным и бесплатным общим и профессиональным образованием снабжения бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства, запрещения труда детей до 16 лет, ограничения рабочего времени подростков (16—-18 лет) 6 часами1.
Охране здоровья молодого поколения много внимания уделял В. И. Ленин в повседневной практической деятельности. Об этом свидетельствует ряд декретов и постановлений Совнаркома, подписанных им в первые годы советской власти и направленных на охрану здоровья матери и ребенка, на охрану здоровья школьников и беспризорных детей, на усиление их питания, лечения и оздоровления. Государственная комиссия по народному просвещению имела в своем составе отдел школьной медицины и гигиены, перед которым стояла задача охраны здоровья школьников. В обращении от 24/Х1 1917 г. говорилось: «В школах должны производиться наблюдения за физическим и умственным развитием детей и должны проводиться гимнастика, спорт, игры, купанье, прогулки...»2. В последующем, на основании положения, утвержденного Совнаркомом, при Наркомпросе был организован школьно-санитар-ный отдел, основной задачей которого являлась организация наблюдения за «физическим развитием и физическим образованием детей». Главный школьно-санитарный совет, руководимый В. М. Величкиной (Бонч-Бруевич), был первым научно-методическим центром по школьной гигиене, который осуществлял руководство постановкой физического воспитания в школах, разрабатывал мероприятия по охране здоровья учащихся и учителей, занимался вопросами подготовки кадров школьных врачей и учителей физической культуры и труда. В сентябре 1918 г. этот отдел был переведен в ведение Наркомздрава, и решением наркома здравоохранения Н. С. Семашко созданы аналогичные отделы при губернских и уездных здравотделах и медико-санитарных советах, призванных на местах проводить оздоровительные мероприятия по укреплению здоровья учащихся.
О том, какое большое внимание уделяли В. И. Ленин и Коммунистическая партия охране материнства и младенчества, свидетельствуют многие факты. Так, в декабре 1917 г. декретом Комиссариата государственного призрения (социального обеспечения) создана специальная коллегия для разработки и проведения мероприятий по охране материнства и детства. В декретах Совета Народных Комиссаров от 26/ХП
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1. Госполитиздат, 1954.
2 Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта. 1917—1957, 1959, с. 40.
1917 г. и 31/1 1918 г. определены задачи и мероприятия по охране материнства и младенчества; в этих документах подчеркивалось, что сохранение жизни ребенка и матери, а также воспитание детей здоровыми является главной государственной задачей.
В трудные годы гражданской войны и иностранной военной интервенции с особой остротой стоял вопрос о питании детей. От решения его в то время зависело не только здоровье детей, но и сохранение их жизни. В 1918 г. (14/1Х был принят декрет Совета Народных Комиссаров «Об усилении детского питания», в котором указывалось: «Каждая школа обязана питать своих детей бесплатно без различия имущественного и классового положения их родителей. Средства на это питание могут собираться тем или иным налогом, но дети должны получать его бесплатно. Каждый ребенок, появившийся на свет, имеет право на жизнь и воспитание»). Этим декретом предписывалось: выдавать матерям трудящегося населения и кормящим грудью паек I категории, ввести особые продовольственные карточки для детей до 1 года, а для детей от 1 года до 5 лет — дополнительный паек, обеспечить все школьные столовые продуктами и организовать горячее питание в школе. Декрет Совнаркома «О фонде детского питания», опубликованный 26/1Х 1918 г. за подписью В. И. Ленина, предусматривал создание на местах специального фонда детского питания путем обложения населения, а также выделения из средств Государственного казначейства 50 млн. руб. на питание детей.
Забота В. И. Ленина об охране здоровья подрастающего поколения проявлялась не только в изданных им декретах, не только в его огромной практической работе, но и в том удивительном внимании к детям, которое он проявлял постоянно. Общеизвестно, что в годы гражданской войны крестьяне не раз посылали Владимиру Ильичу продукты. Однако в доме у В. И. Ленина ничего не оставалось, эти продукты он отправлял в детские учреждения и больницы. Когда совхоз «Лесные поляны» начал снабжать Москву молоком, В. И. Ленин распорядился: в первую очередь дать молоко детям. Чуткость и внимательность В. И. Ленина к детям, его жизнерадостность и непосредственность всегда вызывали у них искренность и любовь, они чувствовали себя в присутствии Владимира Ильича свободно и непринужденно. Уже будучи тяжелобольным, незадолго до смерти В. И. Ленин посетил елку, устроенную в Горках для детей, и был счастлив видеть их жезнерадостными и здоровыми.
Специальным постановлением Совнаркома, подписанным В. И. Лениным в 1919 г., был учрежден Совет защиты детей во главе с наркомом просвещения. В состав этого совета входили представители Наркомздра-ва, Наркомата социального обеспечения, Наркомата продовольствия и труда. Совету предоставлялась полнота власти в деле охраны здоровья детей, организации их питания и снабжения. Позднее В. И. Ленин предложил создать при Президиуме ВЦИК Комиссию по улучшению жизни детей во главе с Ф. Э. Дзержинским. Созданная вскоре детская Комиссия Центрального Комитета партии и Президиума ВЦИК обратилась к местным организациям с призывом принять все возможные меры для оказания помощи детям. Эта комиссия в тесном контакте с Нарком-здравом многое сделала для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, улучшения питания и внедрения гигиенических навыков в быт детей. Сеть детских домов и специальных школ-коммун для беспризорников обеспечила воспитание детей здоровыми и всесторонне развитыми. Комиссия существовала до 1939 г. (после смерти Ф. Э. Дзержинского ее возглавил Н. А. Семашко).
Не меньше внимания уделял В. И. Ленин детям с отклонениями здоровья и дефектами развития. Так, 10/ХИ 1919 г. он подписал декрет
1 Школьно-санитарный надзор в РСФСР. М., 1919.
4 Гигиена и санитария, № 10 49
Л
Совнаркома «О согласовании функций народных комиссаров просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей», после чего для этих детей стали открываться школы-санатории, вспомогательные школы, оздоровительные площадки и лесные школы. В. И. Ленин неоднократно бывал в лесной школе в Сокольниках, где учились и жили дети с ослабленным здоровьем, и очень высоко оценивал работу этого учреждения, основным принципом деятельности которого было максимальное пребывание детей на свежем воздухе и полноценное питание. Для устройства лесных школ по распоряжению В. И. Ленина выделялись лучшие особняки, расположенные в красивой загородной местности. В. И. Ленин проявлял большую заботу и о физическом воспитании молодого поколения. Как-то беседуя с А. В. Луначарским о школе, Владимир Ильич подал мысль о необходимости введения уроков физической культуры как обязательного предмета. В декларации о единой трудовой школе (1918) физическому воспитанию детей отведено видное место. В Программе РКП (б), принятой VIII съездом партии в 1919 г., в разделе «В области народного просвещения» подчеркивалось, что перед школой стоит задача воспитания всесторонне развитых членов коммунистического общества. В свою очередь это ставило задачу правильной физической подготовки детей в школе. В «Положении по охране здоровья детей и подростков РСФСР» 15/IX 1921 г., подписанном В. И. Лениным, указывалось на огромное государственное значение охраны здоровья подрастающего поколения. Отмечалось, в частности, что практическое руководство физическим воспитанием детей дошкольного и школьного возраста должен осуществлять нарком здравоохранения. Более того, в Положении было сказано: «В области физической культуры ведению Наркомздрава подлежит научная разработка и вра-чебно-контрольное наблюдение за проведением физической культуры в жизнь»1. Для разработки научных основ и методики физического воспитания детей была организована опытная школа при Московском институте физической культуры, где изучалось влияние различных видов физических упражнений на состояние здоровья и физическое развитие детей и в основном была определена программа физического воспитания школьников.
Положительную оценку В. И. Лениным первых успехов в постановке физического воспитания в школе отмечала Н. К. Крупская в речи на совещании по физическому воспитанию школьников в массовой школе. Ленинским декретом 1921 г. вводилась должность врача по охране здоровья детей в детских учреждениях Наркомпроса (детских садах и школах) и тем самым еще раз подчеркивалось, что вопросы образования и воспитания здорового молодого поколения должны решаться неразрывно.
С первых дней советской власти под непосредственным руководством и при участии В. И. Ленина проводились важные мероприятия по охране и укреплению здоровья детей и подростков. Н. А. Семашко отмечал, что в лице Владимира Ильича органы здравоохранения и народного образования имели постоянную опору, «величайшего защитника, который так чутко прислушивался ко всему новому в работе»2.
Коммунистическая партия и Советское правительство на протяжении 50-летнего существования нашего государства, неизменно следуя указаниям великого Ленина, проявляют постоянную заботу о воспитании всесторонне развитого и здорового молодого поколения.
Поступила 4/V 1966 г.
1 Санитарное законодательство. Сборник важнейших законов и распоряжений по вопросам санитарнонпрофилактического дела. М., 1926, с. 278.
2 Известия физической культуры, 1924, № 8.