Научная статья на тему 'Высшие органы власти и подрастающее поколение: молодежная политика ВКП(б). (20-е годы XX века)'

Высшие органы власти и подрастающее поколение: молодежная политика ВКП(б). (20-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оконов Б. А.

Статья посвящена политике Советского государства в отношении подрастающего поколения. Основы молодежной политики начали формироваться с октября 1917 года. Так, был принят ряд декретов, направленных на улучшение жизни несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшие органы власти и подрастающее поколение: молодежная политика ВКП(б). (20-е годы XX века)»

ОКОНОВ Б. А.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ: МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ВКП(Б). (20-Е ГОДЫ XX ВЕКА)

Аннотация: Статья посвящена политике Советского государства в отношении подрастающего поколения. Основы молодежной политики начали формироваться с октября 1917 года. Так, был принят ряд декретов, направленных на улучшение жизни несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, молодежная политика Советского государства, образование молодежи.

Важным вектором развития России на современном этапе является формирование гражданского общества. Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. «Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче с возраста, когда формируется собственно личность. Начинать нужно с молодого поколения, которому завтра жить в государстве, формировать его политику и жизнедеятельность.

Именно поэтому сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики является принятие богатого опыта Советского государства по воспитанию подрастающего поколения.

В Советской России государственная политика в отношении молодежи на законодательном уровне стала складываться после установления новой государственной системы. Так, 29 октября 1917 года был принят декрет Совета народных комиссаров (СНК) о восьмичасовом рабочем дне, в котором предусматривалось, что дети в возрасте до 14 лет к работе по найму не допускаются, а рабочее время подростков, не достигших 18-лет, ограничивалось 6-ю часами. Запрещалось использование подростков до 18 лет на подземных и сверхурочных работах. [1]

Также в декабре 1917 года было принято постановление Правительственного комиссариата по просвещению «О реформе средней школы», согласно которому устанавливалось, что решение всех вопросов должно быть коллегиальным, а высшим органом учебного заведения является совет или комитет. В его состав с правом решающего голоса включался представитель учащихся старших классов. Таким образом, на государственном уровне подрастающему молодому поколению предоставлялось право активного участия в делах своих учебных заведений.

Нужно отметить, что проблемы с подрастающим поколением были настолько существенны, что повсеместно создавались специальные комиссии по делам несовершеннолетних. В январе 1918 года был принят декрет СНК о комиссиях для несовершеннолетних. Так, были упразднены суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних. Устанавливалось, что комиссии «находятся в исключительном ведении Народного комиссариата общественного призрения», декларировался и их состав: представители ведомств общественного призрения, народного просвещения и юстиции. Комиссиям было предоставлено право либо освобождать от наказания подростков, либо направлять их «в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения».

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 13 июля 1918 года «О национальных школах и взаимоотношениях между Народными комиссариатами просвещения и по делам национальностей» при Наркомпросе образовалась национальная секция. В нее входили с правом решающего голоса по одному представителю от всех национальных комиссариатов и отделов при Наркомнаце. Наркомнац имел право контроля по всем вопросам, касающихся образования среди национальных меньшинств.

Национальная секция должна была заниматься организацией дошкольного и школьного дела среди всех национальностей РСФСР. В Наркомпросе был создан также отдел просвещения национальных меньшинств, который руководил всеми культурно-просветительными учреждениями национальных меньшинств. В докладе от 27 октября 1918 года по данным А. Г. Мещеряковым в Наркомнац определялись основные задачи Калмыцкого отдела: распространение среди калмыцкого народа идей социализма; культурно-просветительское развитие; подъем экономического благосостояния народа; урегулирование землепользования внутри калмыцкого общества с русским крестьянским населением; разработка положения о национально-территориальной автономии. [2]

На расширение доступности образования широким массам был направлен декрет СНК о правилах приема в высшие учебные заведения, принятый в августе 1918 года. Устанавливалось, что каждый молодой человек по достижении 16 лет мог поступить «в число слушателей любого высшего учебного заведения без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней школы». Запрещалось требовать от поступающих предоставления каких-либо удостоверений, кроме документа, устанавливающего личность и возраст. Отменялась плата за обучение в высших учебных заведениях. Одновременно Совет Народных Комиссаров принял постановление о преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. Предлагалось принять самые экстренные меры для того, чтобы дать «возможность учиться для всех желающих, и никаких не только юридических, но и фактических привилегий для имущих классов» не должно быть. Прежде всего на учебу должны приниматься молодые люди из числа пролетариата и беднейшего крестьянства.

[3]

После Октябрьской революции в марте 1919 года VIII съезд принял новую Программу, в которой получили отражение вопросы экономического, политического и правового положения молодежи в государстве. В Советском государстве провозглашалось бесплатное и обязательное общее политехническое образование для всех детей до 17 лет. Ставилась задача снабжения государством всех учащихся пищей, одеждой, обувью, учебными пособиями.. Предусматривалось открытие широкого доступа в высшие учебные заведения всем желающим, предоставление материального обеспечения учащимся с целью дать возможность молодежи из рабочих крестьян получить высшее образование. [4]

Для страны с невысоким уровнем образования огромное значение имел декрет Совнаркома «Об учебной профессионально-технической повинности», принятый 29 июля 1920 года. Это решение направлялось на ликвидацию технической безграмотности населения, вызывалось потребностью страны в квалифицированной рабочей силе. Все рабочие в возрасте от 14 до 40 лет объявлялись «подлежащими учебной профессионально-технической повинности». Предписывалось, чтобы каждый гражданин прошел краткосрочные курсы по профессиональному обучению. директивно устанавливалось число учебных часов, на период учебы рабочий день обучавшихся сокращался до 6 часов при сохранении общего заработка. [5]

В сентябре 1921 года Совнарком принял «Положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР». В Народном комиссариате здравоохранения РСФСР и во всех губернских и уездных отделах здравоохранения директивно учреждались отделы или подотделы охраны здоровья детей и подростков, тем самым создавалась единая государственная централизованная система по охране здоровья подрастающего поколения. Примечательно, что Совнарком придал всем постановлениям Совета охраны здоровья детей и подростков статус обязательных для повсеместного осуществления. В целях действенности мер устанавливалось, что врачи по охране здоровья детей должны отчитываться перед отделами органов здравоохранения о своей работе, и соответствующие отчеты должны предоставляться в органы народного образования.

Совнарком создал в стране систему по охране здоровья детей и подростков и одновременно определил организационные меры контроля за реализацией этой работы.

В том же месяце было принято и подписано Председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Ульяновым (Лениным) «Положение о детской социальной инспекции». В задачи Инспекции вменялась борьба с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, с эксплуатацией детей и дурным с ними обращением на предприятиях, в учреждениях, семье. Устанавливалось, что в детской социальной инспекции должны работать инспектора - «братья и сестры социальной помощи». К ним предъявлялись определенные требования, прежде всего в области педагогической подготовки. Предусматривалось создание детских приемных пунктов, в которые помещались задержанные подростки. В них должны были работать педагоги, воспитатели и врачи, по возможности прослушавшие курсы по педагогической психоневрологии (детской дефективности) и прочее. Эти пункты находились в ведении отдела правовой защиты несовершеннолетних Народного комиссариата просвещения, детская социальная инспекция была своего рода прообразом нынешних социальных служб для детей и молодежи.

В мае 1922 года ВЦИК утвердил декрет «Об установлении предельного минимума количества подростков на предприятиях». Принятие его вызвалось сокращением штатов на предприятиях, усилением безработицы, в том числе подростков, которые в большей мере попадали в число безработных. Определялись решительные меры по защите подростков, сохранении их на производстве. для каждой отрасли промышленности устанавливался обязательный процент рабочих мест, которые могли бы заполняться только подростками 15-17 лет. В зависимости от отрасли этот норматив был в пределах от 3% до 13%. Предельная минимальная норма числа подростков была обязательной как для государственных, так и частных предприятий. Поощрялись предприятия, которые принимали подростков свыше установленных норм. Все это имело исключительное значение для сокращения безработицы подростковой молодежи. [6]

В августе 1922 года ВЦИК принял постановление «О Международном Юношеском дне», установленном Бернской конференцией Интернационала молодежи в 1915 году. ВЦИК объявил МЮД «рабоче-крестьянским государственным праздником трудящейся молодежи РСФСР».

Этими и другими правительственными решениями формировалась молодежная политика Советского государства, государственная политика по отношению к молодому поколению, то есть государственная молодежная политика. Советская Россия находилась в крайне тяжелом экономическом положении, она не только не могла рассчитывать на помощь извне, но была вынуждена защищаться, бороться с иностранной интервенцией, экономической и политической блокадой, со всевозможными провокациями «буржуазного мира», который всячески сопротивлялся установлению новой политико-экономической системы. И, несмотря на такое затруднительное положение, молодое Советское государство делало все возможное и невозможное для защиты интересов детей, подростков и молодежи. В этот начальный период становления советской системы были решены многие вопросы представительства молодежи в государственных органах, в органах исполнительной власти. Опыт 20-х годов красноречиво и убедительно говорит о действенности государственной молодежной политики.

В Советском Союзе оформление законодательно-правовой основы молодежной социальной политики началось сразу после Октябрьской революции. Уровни этой работы на разных этапах советского общества не одинаковы.

Советское государство являлось политической организацией всех граждан, значительную часть которых составляли молодые люди. Без молодежи нет ни настоящего, ни будущего, эта аксиома формирует обязанность государства проявлять внимание ко всем сторонам жизни и деятельности молодежи, то есть иметь свою цельную молодежную политику.

1. Декрет Совнаркома о восьмичасовом рабочем дне, 29 октября 1917 года // В. И. Ленин о молодежи. М., 1974. С. 464.

2. Максимов, К. Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVII-XX вв.). М. «Наука». 2002. С. 258.

3. Декрет Совнаркома о правилах приема в высшее учебное заведения, 2 августа 1918 года // В. И. Ленин о молодежи. - М. 1974. С. 477.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-изд. М. 1983. Т. 2. С. 90-91.

5. Декрет Совнаркома об учебно-профессиональной технической повинности, 29 июля 1920 г. // В. И. Ленин о молодежи. - М. 1974. С. 497.

6. Декрет ВЦИК об установлении предельного минимума количества подростков на предприятиях, 2 мая 1922 года // В. И. Ленин о молодежи. М. 1974. С. 511.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.