Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

324
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивная эффективность обучения / влияние цифровизации на когнитивную сферу школьников / цифровизация / гаджетизация / когнитивная педагогическая психология / cognitive effectiveness of learning / the impact of digitalization on the cognitive sphere of schoolchildren / digitalization / gadgetization / cognitive educational psychology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елшанский Сергей Петрович

В работе обсуждаются возможные методологические подходы для разработки технологий повышения когнитивной эффективности обучения и снижения негативного влияния цифровизации на такую эффективность в условиях современной школы. Цифровизация образования рассматривается как неизбежное; сообщается об интенсивном внедрении цифровизации в школы; высказываются идеи о педагогическом потенциале гаджетов; сообщается о разработке специальных приложений для смартфонов для развития у детей мышления, концентрации внимания, памяти. Cовременные дети отличаются от детей предыдущих поколений активностью применения цифровых средств, возраст приобщения детей к гаджетам стремительно понижается, большинство детей приходит в школу как активные пользователи гаджетов. В современных условиях перед школой стоит новая задача – научить ребенка эффективному поиску информации, правильно использовать информационный фонд, который возник благодаря появлению Интернета, в минимальные сроки находить нужные знания, фильтровать их, классифицировать и грамотно применять. Представлен обзор исследований влияния цифровизации на когнитивную сферу школьников. Описаны возможные методологические подходы для разработки технологий снижения этого негативного влияния (цифровизации и гаджетизации) на когнитивную эффективность обучения. Сделан вывод о важности понимания методологических подходов для повышения когнитивной эффективности обучения и разработки технологий снижения негативного влияния цифровизации на такую эффективность в условиях современной школы. Обеспечение такого понимания, особенно со стороны руководства школ и организаторов образования, поможет значительно повысить продуктивность образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ognitive effectiveness of learning and reduce the negative impact of digitalization on such effectiveness in modern schools. Digitalization of education is considered as inevitable; it is reported about the intensive introduction of digitalization in schools; ideas are expressed about the pedagogical potential of gadgets; it is reported about the development of special applications for smartphones for the development of children's thinking, concentration, memory. Modern children differ from the children of previous generations by the active use of digital means and the age at which the children are introduced to gadgets is rapidly decreasing, so the majority of children come to school as active users of gadgets. Modern school faces new tasks: to teach a child to effectively find information, to effectively use the information fund, which has appeared thanks to the emergence of the Internet. They are to find the necessary information in the shortest possible time, filter it, classify and use it correctly. The article gives a review of researches on the impact of digitalization on the cognitive sphere of schoolchildren. It also describes the possible methodological approaches for the development of technologies to mitigate the negative impact of digitalization and gadgetization on the cognitive learning efficiency. It is important to understand methodological approaches in order to improve the cognitive effectiveness of learning and develop technologies to reduce the negative impact of digitalization on such effectiveness in modern schools. Ensuring this understanding, especially by school leaders and educational staff, will help to significantly increase the productivity of education on the whole.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 37.015.3 UDC 37.015.3

DOI 10.24412/2712-827Х-2021 -5-98-107

Елшанский Сергей Петрович

Доктор психологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Россия, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6, тел.: +7 (495) 6074186, e-mail: [email protected]

Elshansky Sergey Petrovich

Grand Ph.D. (Psychology), Professor, Moscow State Pedagogical University,

Moscow, Russia

Elshansky Sergey Petrovich

Grand Ph.D. (Psychology), Professor, Moscow State Pedagogical University,

Moscow, Russia

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPING TECHNOLOGIES

IN ORDER TO IMPROVE THE COGNITIVE EFFECTIVENESS OF LEARNING AND REDUCE THE NEGATIVE IMPACT OF DIGITALIZATION

Аннотация

В работе обсуждаются возможные методологические подходы для разработки технологий повышения когнитивной эффективности обучения и снижения негативного влияния цифровизации на такую эффективность в условиях современной школы. Цифровизация образования рассматривается как неизбежное; сообщается об интенсивном внедрении цифровизации в школы; высказываются идеи о педагогическом потенциале гаджетов; сообщается о разработке специальных приложений для смартфонов для развития у детей мышления, концентрации внимания, памяти. Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений активностью применения цифровых средств, возраст приобщения детей к гаджетам стремительно понижается, большинство детей приходит в школу как активные пользователи гаджетов. В современных условиях перед школой стоит новая задача -научить ребенка эффективному поиску информации, правильно использовать информационный фонд, который возник благодаря появлению Интернета, в минимальные сроки находить нужные знания, фильтровать их, классифицировать и грамотно применять. Представлен обзор исследований влияния цифровизации на когнитивную сферу школьников. Описаны возможные методологические подходы для разработки технологий снижения этого негативного влияния (цифровизации и гаджетизации) на когнитивную эффективность обучения. Сделан вывод о важности понимания методологических подходов для повышения когнитивной эффективности обучения и разработки технологий снижения негативного влияния цифровизации на такую эффективность в условиях современной школы. Обеспечение такого понимания, особенно со стороны руководства школ и организаторов образования, поможет значительно повысить продуктивность образования в целом.

Absctract

The article gives possible methodological approaches for developing technologies in order to improve the cognitive effectiveness of learning and reduce the negative impact of digitalization on such effectiveness in modern schools. Digitalization of education is considered as inevitable; it is reported about the intensive

introduction of digitalization in schools; ideas are expressed about the pedagogical potential of gadgets; it is reported about the development of special applications for smartphones for the development of children's thinking, concentration, memory. Modern children differ from the children of previous generations by the active use of digital means and the age at which the children are introduced to gadgets is rapidly decreasing, so the majority of children come to school as active users of gadgets. Modern school faces new tasks: to teach a child to effectively find information, to effectively use the information fund, which has appeared thanks to the emergence of the Internet. They are to find the necessary information in the shortest possible time, filter it, classify and use it correctly. The article gives a review of researches on the impact of digitalization on the cognitive sphere of schoolchildren. It also describes the possible methodological approaches for the development of technologies to mitigate the negative impact of digitalization and gadgetization on the cognitive learning efficiency. It is important to understand methodological approaches in order to improve the cognitive effectiveness of learning and develop technologies to reduce the negative impact of digitalization on such effectiveness in modern schools. Ensuring this understanding, especially by school leaders and educational staff, will help to significantly increase the productivity of education on the whole.

Ключевые слова: когнитивная эффективность обучения, влияние цифровизации на когнитивную сферу школьников, цифровизация, гаджетизация, когнитивная педагогическая психология.

Keywords: cognitive effectiveness of learning, the impact of digitalization on the cognitive sphere of schoolchildren, digitalization, gadgetization, cognitive educational psychology.

Введение

Исследования влияния цифровизации на обучение, в частности, на когнитивные процессы и механизмы школьников, представляются сегодня крайне актуальными и важными [Жеребненко и др. 2018]. При этом в научной литературе отмечается, что современные дети отличаются от детей предыдущих поколений активностью применения цифровых средств, возраст приобщения детей к гаджетам стремительно понижается, большинство детей приходит в школу как активные пользователи гаджетов, большинство маленьких детей (до 8 лет) дома имеют доступ к планшетам и смартфонам [Денисенкова 2017; Смирнова, Матушкина 2017; Смирнова др. 2018; Duch et al. 2013; Kabali et al. 2015; Barr 2013; Zack et al. 2013].

Цифровизация образования рассматривается как неизбежное; сообщается об интенсивном внедрении цифровизации в школы; высказываются идеи о педагогическом потенциале гаджетов; сообщается о разработке специальных приложений для смартфонов для развития у детей мышления, концентрации внимания, памяти [Ганичева 2019; Трушникова 2019; Галустов и др. 2019; Тюхова 2018; Голицына, Половникова 2011; Киселева 2005; Goggin 2012].

И утверждается, что в современных условиях перед школой стоит новая задача -научить ребенка эффективному поиску информации, правильно использовать информационный фонд, который возник благодаря появлению Интернета, в минимальные сроки находить нужные знания, фильтровать их, классифицировать и грамотно применять [Безукладников и др. 2018].

Основная часть

Высказываются идеи и о позитивном [Frohlich-Gildhoff 2017; Hoffman 2014; Lee 2015; Kiefer et al. 2015; Toktarbaiuly, Sharipkhanov 2019; Spitzer 2015] влиянии гаджетов на когнитивную сферу школьников.

Например, негативные идеи, что цифровизация ведет к формированию так называемого клипового мышления и неспособности к длительному вниманию (клиповое мышление - особенность функционирования познавательной сферы, характеризующийся

фрагментарностью информационного потока и алогичностью, когнитивный стиль, при котором человек оперирует ограниченным объемом информации, которую быстро забывает, проявляя сниженные способности к сосредоточению и анализу, человек с клиповым мышлением способен быстро переключаться между различными информационными фрагментами, но не способен к восприятию длительной информационной последовательности, особенно однородной, при клиповом мышлении затруднено понимание контекста, существует также близкое понятие клипового сознания) [Фельдман 2020], что цифровизация губительна для детей, так как вызывает так называемую «цифровую деменцию» - снижение когнитивных способностей, в первую очередь, ухудшение памяти, утрату в той или иной степени ранее усвоенных знаний при затруднении приобретения новых, рассеянность, причиной таких последствий называют делегирование значительной части умственных действий компьютеру, когда собственные умственные способности становятся не нужны и деградируют [Шпитцер 2014], что у детей, активно играющих в компьютерные игры, особенно в квесты и аркады, происходит снижение развития воображения, что электронные средства коммуникации дезорганизуют внимание ребенка, затрудняют развитие письма (в классическом понимании - ручкой) [Fröhlich-Gildhoff 2017; Kiefer et al. 2015]. И позитивные - что обучение с помощью гаджетов развивает пространственное, интуитивно-логическое мышление, понимание формул, построение схем и непроизвольное внимание, способствует «активации» умственной деятельности, повышает показатели «умственной» работоспособности, стимулирует познавательный интерес, повышает самостоятельность в приобретении знаний [Hoffman 2014; Lee 2015], что происходит повышение способности к распределению внимания при выполнении нескольких заданий одновременно в результате тренировки при взаимодействии с компьютером в процессе компьютерных игр, что существует положительное влияние опыта компьютерных игр на академическую успеваемость, что игровая деятельность с использованием гаджетов положительно влияет на развитие процессов памяти у детей, сообщается об обнаружении «отчетливо проявляющейся» тенденции к увеличению «продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы» у школьников 11 и 16 лет со стажем интернет-активности свыше трех лет, использование гаджетов с сенсорным экраном при определенных условиях (участии взрослых) развивает активный словарь детей и положительно влияет на развитие их когнитивной сферы в целом [Teepe et al. 2016].

Многие исследования носят очень узкий характер и касаются какого-то конкретного аспекта влияния гаджетов на познавательную сферу. Так, есть данные о том, что:

- цифровизация меняет структуру познавательных интересов школьников, изменяет характеристики восприятия, памяти и внимания детей, интеллекта, вызывает трудности при формировании понятийного мышления;

- дети, пользующиеся планшетами, более продуктивны при выполнении задач, которые требуют переключения внимания [Alzahabi, Becker 2013];

- частота использования смартфона у детей связана более со степенью развития интуитивного, чем аналитического мышления, также обнаружено, что запрет на использование мобильных телефонов учениками в школе повышает академическую успешность этих учащихся [Beland, Murphy 2014];

- использование мобильных устройств у школьников развивает пространственные навыки [Boari et al. 2012];

- для часто использующих гаджеты школьников характерна более низкая продуктивность рабочей памяти и более низкие результаты при выполнения стандартизованных тестов интеллекта [Cain et al. 2016];

- дети, особенно девочки, при обучении использующие планшеты, обнаруживают более развитые навыки чтения, письма и печати, лучшие базовые показатели грамотности, а также более уверенно отвечают на уроках [Fox et al. 2009];

- при этом интенсивное использование навигационных систем ухудшает формирование когнитивной карты (образа знакомого пространства) [Ibid.];

- использование электронных средств обучения может приводить к снижению академической успешности [Ibid.];

- обнаружены положительные корреляции обнаружены между частотой использования школьниками гаджетов и развитием у них навыков печати [Haßler et al. 2016];

- обучаемые с применением гаджетов школьники обнаруживают худшие показатели внимания при длительной концентрации в условиях отвлекающих раздражителей [Moisala et al. 2016];

- интенсивное регулярное использование гаджетов ребенком может стать причиной нарушений когнитивных процессов, в частности, чрезмерное использование гаджетов подростками ведет к «уменьшению резервов» памяти [Ли 2015];

- использование планшетов и мобильных телефонов может привести к нарушениям процессов восприятия, ощущений, воображения, памяти и мышления [Чертовских 2018];

- применение гаджетов в процессах обучения влияет на тактильную и двигательную память детей, снижает концентрацию внимания [Филь 2018].

В целом, вопросы влияния цифровизации и гаджетизации на когнитивную сферу школьников сегодня достаточно часто попадают в фокус внимания исследователей как за рубежом, так и в нашей стране. Мы привели лишь малую долю таких работ. При этом высказываются идеи как о негативном, так и о позитивном характере такого влияния. Однако, в целом, исследования носят эклектичный характер, изучают только отдельные грани проблемы, попыток рассмотреть вопрос системно не представлено (нет системных и комплексных фундаментальных исследований с охватом большого числа потенциально связанных с цифровизацией когнитивных факторов обучения и в отношении обучения в целом, без привязки к обучению по конкретным дисциплинам), результаты схожих по задачам исследований часто противоречат друг другу, некоторые популяционные группы не попадали в фокус исследований или попадали редко (например, студенты), тогда как другие исследовались интенсивно и часто (школьники), интересно, принципиальных различий во взглядах на влияние цифровизации на школьников и дошкольников не отмечается (возможно, из-за еще недостаточной исследованности этого вопроса), исследования влияния цифровизации и гаджетизации на когнитивную сферу школьников в основном носят прикладной или узко специализированный характер, с позиции когнитивной эффективности обучения проблема практически не рассматривается.

Если предполагать, что цифровизация определенным образом (отрицательно) влияет на когнитивную эффективность обучения школьников, то возникает вопрос о возможных методологических подходах для разработки технологий снижения этого негативного влияния (цифровизации и гаджетизации) на когнитивную эффективность обучения в условиях современной школы. Ниже мы представим ряд таких подходов, использование которых представляется нам перспективным.

Внедрение психофизиологического контроля внимания и поведения с использованием технологий искусственного интеллекта. С помощью психофизиологических датчиков, измеряющих изменения температуры отдельных участков кожи (происходит при определенных эмоциональных реакциях и функциональных состояниях), показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (с их помощью можно квалифицировать эмоциональные реакции и состояния, например, усталости или возбуждения), картину мышц лица (позволяет квалифицировать различные эмоции), движения глаз и расширение/сужение

зрачков (можно контролировать эмоциональные реакции и внимание) и др., а также с помощью систем видео- и аудиоконтроля, позволяющих отслеживать изменения в поведении и коммуникациях, можно получать необходимые для организации с помощью автоматических или автоматизированных интеллектуальных платформ (к которым подключены видео- аудио- и психофизиологические приборы) эффективного когнитивного обучения данные. Такой контроль также поможет отследить влияние гаджетизации (например, использования смартфонов) на эмоции, внимание, память и мышление школьников и, соответственно, на когнитивную эффективность их обучения.

Внедрение систематического повторения с применением специальных приложений (тьюторов, чатботов) для смартфонов. Сегодня повторение изученного в предыдущем периоде обычно сводится к изучению отдельной темы в начале следующего периода (учебного года) и на этом заканчивается (так, например, построено повторение в учебнике информатики за 4 класс [Матвеева и др. 2017]). Этого определенно недостаточно для эффективного сохранения знаний в долговременной памяти учащегося. Если при изучении последующего знания оно не опирается на ранее изученное (как это происходит, например, при изучении математики или иностранного языка), не происходит укрупнения пройденного, то ранее изучавшееся быстро забывается. Приложение также сможет отслеживать особенности использования смартфонов школьником, что даст возможность определить деструктивные с позиции когнитивной эффективности обучения стили такого использования и разработать методы нивелирования негативного влияния использования смартфонов на обучение. Таким образом, использование тьюторов поможет сделать из смартфона «друга» обучения.

Введение занятий по когнитивной тренировке. Специальная тренировка когнитивной сферы школьников, их когнитивное обучение, позволит, как представляется, значительно улучшить учебное внимание, долговременную учебную память и навыки мышления. Такая тренировка поможет противостоять тем негативным возможным изменениям в когнитивной сфере, которое вызывает цифровизация (развитие клипового мышления и т. п.). Регулярный контроль сохранения ранее изучавшихся знаний. Реорганизация системы повторения изучавшегося в предыдущие годы. Организация учебного материала по принципу укрупнения ранее изучавшегося. Формирование необходимого семантического ядра (ядра знаний) по предмету (информационно-когнитивной базы дисциплины) и контроль ее сохранения. При этом представляются интересным исследования влияния цифровизации на сохранность знаний, изучаемых по принципу укрупнения или без.

Обязательное измерение когнитивной и информационной (основанной на сохранности ранее изученного материала, необходимого для понимания новой дисциплины) готовности учеников к изучению предмета. В случае низкого уровня такой готовности - наличие методов ее повышения (в рамках индивидуальных занятий - самостоятельных или с преподавателем, наставничества - «прикрепления» «неготового» ученика к хорошо подготовленному и т. п.). Необходимы также исследования влияния цифровизации на обозначенную готовность.

Организация занятий с учетом специфики фокуса внимания школьников при восприятии однородного по содержанию материала. В частности, обязательная смена видов учебной деятельности в рамках отдельного урока через необходимые промежутки времени (их точный размер требует специальных исследований). Исключение отвлекающего внимание фактора смартфона на уроке. Обязательная персонификация и персонализация обучения. Сегодня современные технологии позволяют организовать персональный подход к обучению каждого отдельного школьника, подобрать ему нужную образовательную траекторию, адаптировать под его когнитивные особенности (например, стиль учения) образовательный контент и т. д. Реализация персонализации обучения может осуществляться с помощью интеллектуальных обучающих тьюторов, о которых говорилось выше. Очевидно,

что для таких разработок необходимы специальные исследования, в том числе изучающие и возможное влияние цифровизации на значимые в аспекте обучения индивидуальные когнитивные особенности школьников.

Заключение

Представляется, что понимание методологических подходов для повышения когнитивной эффективности обучения и разработки технологий снижения негативного влияния цифровизации на такую эффективность в условиях современной школы является очень важным, обеспечение такого понимания, особенно со стороны руководства школ и организаторов образования, поможет значительно повысить продуктивность образования в целом.

Список литературы

Безукладников К. Э., Крузе Б. А., Жигалев Б. А., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психологическая безопасность в школьном и вузовском лингвистическом образовании // Язык и культура. 2018. No 44. С. 134-151.

Галустов Р. А., Зеленко Н. В., Зеленко Г. Н. Подготовка учителя технологии к ознакомлению школьников с цифровыми технологиями // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 26-29.

Ганичева Е.М. Освоение школьниками основ современных цифровых технологий // Проблемы теории и практики обучения математике. Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию "72 Герценовские чтения". СПБ.: Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», 2019. С. 84-86.

Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Educational Technology & Society (Образовательные технологии и общество). 2011. Т. 14. No 1. С. 241-252.

Денисенкова Н. С. Эррозия норм развития современного ребенка // Материалы международного симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство». М.: Изд-во «Высшая школа экономики», 2017. С. 37-40.

Ефременко И. О. Влияние цифровых образовательных технологий на процессы формирования высших психических функций // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л. А. Цветковой, Е. Н. Волковой, А. В. Микляевой. 2018. С. 307-313.

Жеребненко О. А., Кузнецова Л. Б., Москаленко С. В., Балыков В. В. Исследование отношения младших школьников к современным цифровым технологиям посредством зоометафор // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 2-1. С. 37-54.

Занина Л. В., Ли Н. Психолого-педагогические особенности формирования познавательной самооценки младших школьников в условиях цифровизации // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции : приурочена к 45-летию образования факультета начальных классов. Махачкала: Изд-во «Дагестанский государственный педагогический университет», 2019. С. 194-198.

Зеленко Н. В., Штейнгардт Н. С., Зеленко Г. Н., Болдырева Л. М. Ознакомление школьников с цифровыми технологиями в летних технических кружках // Методический поиск: проблемы и решения. 2018. № 2 (26). С. 53-58.

Киселева М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах // Информатика и образование. 2005. No 8. С. 27-37.

Ли А. В. Влияние мобильных и мультимедийных устройств на когнитивные функции подростков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 760.

Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Наурова Н. А. Информатика. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. М.: БИНОМ, 2017. 104 с.

Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю. Семинар «Виртуальная реальностью современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. No 2. С. 71-76.

Трушникова Н. Е. Применение цифровых технологий для развития интереса к чтению у младших школьников (на примере занятий внеурочной деятельности) // Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2019. С. 79-85.

Тюхова П. Ю. Использование цифровых технологий для улучшения коммуникативных навыков школьников в овладении иностранным языком (на примере английского языка) // Ученые записки ИУО РАО. 2018. No 3 (67). С. 162-165.

Фельдман А. Б. Клиповое мышление. URL: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (дата обращения: 04.09.2020).

Филь М. А. Влияние электронных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста // Молодой исследователь: вопросы науки и практики Материалы региональной научно-практической конференции. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 141-147.

Чертовских А.Ю. Влияние современной мобильной техники на психику человека // Современные инновации в экономике, технике и обществе Сборник материалов I Ежегодной научной конференции магистрантов технологического университета. 2018. С. 312-321.

Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ. 2014. 284 с.

Alzahabi R., Becker M. W. The association between media multitasking, task-switching, and dual-task performance // J. Exp. Psychol. Hum. Percept. Perform. 2013. V. 39. Р. 1485-1495.

Barr R. Memory constraints on infant learning from picture books, television, and touchscreens. // Child Dev Perspect. 2013. No 7(4). P. 205-210.

Beland L., Murphy R. J. Ill Communication: Mobile Phones & Student Performance. London: London School of Economics and Political Science, 2014. 240 p.

Boari D., Fraser M., Stanton Fraser D., Cater K. "Augmenting spatial skills with mobile devices", in Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI2012): Mobile Computing and Interaction. NY: Association for Computing Machinery, 2012. Р. 1611-1620.

Cain M. S., Leonard J. A., Gabrieli J. D. E., Finn A.S. Media multitasking in adolescence. Psychon // Bull. Rev. 2016.V. 23. Р. 1932-1941.

Duch H., Fisher E. M., Ensari I., et al. Association of screen time use and language development in Hispanic toddlers: a cross-sectional and longitudinal study // Clin Pediatr (Phila). 2013. V. 52(9), P. 857-865.

Fox A. B., Rosen J., Crawford M. Distractions, distractions: does instant messaging affect college students' performance on a concurrent reading comprehension task? //Cyberpsychol. Behav. 2009. No 12. Р. 51-53.

Fröhlich-Gildhoff K. Digitale Medien in der Kita - die Risiken werden unterschaetzt // Frühe Bildung, 2017. Vol. 6 (4). P. 225-228.

Goggin G. Cell Phone Culture: Mobile Technology in Everyday Life // Routledge, 2012. V. 3. 271 p.

Haßler B., Major L., Hennessy S. Tablet use in schools: A critical review of the evidence for learning outcomes // Journal of Computer Assisted Learning. 2016. V. 32 (No 2). Р. 139-156.

Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences 146, 2014. P. 15-21.

Kabali H.K., Irigoyen M.M., Nunez-Davis R., et al. Exposure and use of mobile devices by young children // Pediatrics. 2015. V. 136(6). P. 1044-1050.

Kiefer M., Schzuler S., Mayer C., Trumpp N., Hille K. & Sachse S. Handwriting or Typewriting? The Influence of Pen- or Keyboard-Based Writing Training on Reading and Writing Performance in Preschool Children // Advances in Cognitive Psychology, 2015. No 11. Р. 136-146.

Lee L. Digital Media and Young Children's Learning: A Case Study of Using iPads in American Preschools // International Journal of Information and Education Technology, Vol. 5, No. 12, December 2015. P. 947-950.

Moisala M., Salmela V., Hietajärvi L., Salo E., Carlson S., Salonen O., et al. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults // Neuroimage. 2016. V. 134. Р. 113-121.

Spitzer M. Cyberkrank! Wie das digitalisierte Leben unsere Gesundheit runiniert. Droemer, München, 2015. 432 S.

Teepe R.C., Molenaar I., Verhoeven L. Technology-enhanced storytelling stimulating parent-Child interaction and preschool children's vocabulary knowledge // Journal of Computer Assisted Learning. 2016. V. 33 (No 2). Р. 123-136.

Toktarbaiuly O., Sharipkhanov Ye. Digitalization and education // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. No 6-3 (50). Р. 128-135.

Zack E., Gerhardstein P., Meltzoff A.N., Barr R. 15-month-olds' transfer of learning between touch screen and real-world displays: language cues and cognitive loads // Scand. J. Psychol. 2013. V. 54(1). P. 20-25.

References

Bezukladnikov K. E., Kruze B. A., Zhigalev B. A., Sorokoumova S. N., Egorova P. A. Psihologicheskaya bezopasnost' v shkol'nom i vuzovskom lingvisticheskom obrazovanii [Psychological safety in school and university linguistic education] // Yazyk i kul'tura [Language and culture]. 2018. No 44, pp. 134-151. (In Russ.)

Galustov R. A., Zelenko N. V., Zelenko G. N. Podgotovka uchitelya tekhnologii k oznakomleniyu shkol'nikov s cifrovymi tekhnologiyami [Preparing a technology teacher to familiarize students with digital technology] // Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie: Dostizheniya, innovacii, perspektivy [Technological and economic education: achievements, innovations, prospects]. Materials of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. 2019, pp. 26-29. (In Russ.)

Ganicheva E. M. Osvoenie shkol'nikami osnov sovremennyh cifrovyh tekhnologij [Mastering the basics of modern digital technologies by schoolchildren] // Problemy teorii i praktiki obucheniya matematike. Sbornik nauchnyh rabot, predstavlennyh na Mezhdunarodnuyu nauchnuyu konferenciyu "72 Gercenovskie chteniya" [Collection of scientific papers presented at the International Scientific Conference "72 Herzen Readings"]. St. Petersburg, Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, 2019, pp. 84-86. (In Russ.)

Golicyna I. N., Polovnikova N. L. Mobil'noe obuchenie kak novaya tekhnologiya v obrazovanii [Mobile learning as a new technology in education] // Educational Technology & Society (Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo) [Educational Technology & Society (Educational Technology and Society)]. 2011. T. 14. No 1, pp. 241-252. (In Russ.)

Denisenkova N. S. Erroziya norm razvitiya sovremennogo rebenka [Erosion of the developmental norms of the modern child] // Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma «L.S. Vygotskij i sovremennoe detstvo» [Materials of the international symposium "L. S. Vygotsky and modern childhood"]. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2017, pp. 37-40. (In Russ.)

Efremenko I. O. Vliyanie cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij na processy formirovaniya vysshih psihicheskih funkcij [Influence of digital educational technologies on the processes of formation of higher mental functions] // Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii [Herzen's Readings: Psychological Research in Education]. Ed. L. A. Cvetkovoj, E. N. Volkovoj, A. V. Miklyaevoj. 2018, pp. 307-313. (In Russ.)

Zherebnenko O. A., Kuznecova L. B., Moskalenko S. V., Balykov V. V. Issledovanie otnosheniya mladshih shkol'nikov k sovremennym cifrovym tekhnologiyam posredstvom zoometafor [Study of the attitude of younger schoolchildren to modern digital technologies through zoometaphors] // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Contemporary research on social problems]. 2018. Vol. 9. No 2-1, pp. 37-54. (In Russ.)

Zanina L. V., Li N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya poznavatel'noj samoocenki mladshih shkol'nikov v usloviyah cifrovizacii [Psychological and pedagogical features of the formation of cognitive self-esteem of primary schoolchildren in the context of digitalization] // Sovershenstvovanie professional'nyh umenij i navykov v usloviyah pedagogicheskojpraktiki [Improvement of professional skills and abilities in the conditions of pedagogical practice]. Makhachkala: Dagestanskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2019, pp. 194-198. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zelenko N. V., Shtejngardt N. S., Zelenko G. N., Boldyreva L. M. Oznakomlenie shkol'nikov s cifrovymi tekhnologiyami v letnih tekhnicheskih kruzhkah [Familiarization of schoolchildren with digital technologies in summer technical circles] // Metodicheskij poisk: problemy i resheniya [Methodical search: problems and solutions]. 2018. No 2 (26), pp. 53-58. (In Russ.)

Kiseleva M. M. Ispol'zovanie komp'yuternyh tekhnologij v mezhpredmetnyh proektah [The use of computer technology in interdisciplinary projects] // Informatika i obrazovanie [Computer science and education]. 2005. No 8, pp. 27-37. (In Russ.)

Li A. V. Vliyanie mobil'nyh i mul'timedijnyh ustrojstv na kognitivnye funkcii podrostkov [Impact of mobile and multimedia devices on the cognitive functions of adolescents] // Byulleten' medicinskih internet-konferencij [Internet Medical Bulletin]. 2015. Vol. 5. No 5, pp. 760. (In Russ.)

Matveeva N. V., CHelak E.N., Konopatova N. K., Pankratova L. P., Naurova N. A. Informatika [Informatics]. 4 th grade. In 2 hours, Part 1. Moscow, BINOM, 2017, 104 p. (In Russ.)

Smirnova E. O., Matushkina N. YU. Seminar «Virtual'naya real'nost'yu sovremennogo detstva» [Seminar "Virtual reality of modern childhood"] // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-Historical Psychology]. 2017. Vol. 13. No 2, pp. 71-76. (In Russ.)

Trushnikova N. E. Primenenie cifrovyh tekhnologij dlya razvitiya interesa k chteniyu u mladshih shkol'nikov (na primere zanyatij vneurochnoj deyatel'nosti) [The use of digital technologies to develop interest in reading among younger students (for example, extracurricular activities)] // Nauchnye issledovaniya v sovremennom mire: opyt, problemy i perspektivy razvitiya [Scientific research in the modern world: experience, problems and development prospects]. Ufa: OOO «Nauchno-izdatel'skij centr «Vestnik nauki», 2019, pp. 79-85. (In Russ.)

Tyuhova P. YU. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij dlya uluchsheniya kommunikativnyh navykov shkol'nikov v ovladenii inostrannym yazykom (na primere anglij skogo yazyka) [Using digital technologies to improve the communication skills of schoolchildren in mastering a foreign language (using the example of English)] // Uchenye zapiski IUO RAO [Scientific notes of IUO RAO]. 2018. No 3 (67), pp. 162-165.

Fel'dman A. B. Klipovoe myshlenie [Clip thinking]. Available at: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (accessed: 04 september 2020). (In Russ.)

Fil' M. A. Vliyanie elektronnyh gadzhetov na razvitie detej doshkol'nogo vozrasta [Influence of electronic gadgets on the development of preschool children] // Molodoj issledovatel': voprosy nauki i praktiki [Young researcher: issues of science and practice]. Kirov: Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tekhnologij v obrazovanii, 2018, pp. 141-147. (In Russ.)

Chertovskih A.YU. Vliyanie sovremennoj mobil'noj tekhniki na psihiku cheloveka [The influence of modern mobile technology on the human psyche] // Sovremennye innovacii v ekonomike, tekhnike i obshchestve [Modern innovations in economy, technology and society]. 2018, pp. 312-321. (In Russ.)

Shpitcer M. Antimozg: cifrovye tekhnologii i mozg [Anti-brain: digital technology and the brain]. Moscow, AST. 2014, 284 p. (In Russ.)

Alzahabi R., Becker M. W. The association between media multitasking, task-switching, and dual-task performance // J. Exp. Psychol. Hum. Percept. Perform. 2013. V. 39, pp. 1485-1495.

Barr R. Memory constraints on infant learning from picture books, television, and touchscreens. // Child Dev Perspect. 2013. No 7(4), pp. 205-210.

Beland L., Murphy R. J. Ill Communication: Mobile Phones & Student Performance. London: London School of Economics and Political Science, 2014, 240 p.

Boari D., Fraser M., Stanton Fraser D., Cater K. "Augmenting spatial skills with mobile devices", in Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI2012): Mobile Computing and Interaction. NY: Association for Computing Machinery, 2012, pp. 1611-1620.

Cain M. S., Leonard J. A., Gabrieli J. D. E., Finn A.S. Media multitasking in adolescence. Psychon // Bull. Rev. 2016.V. 23, pp. 1932-1941.

Duch H., Fisher E. M., Ensari I., et al. Association of screen time use and language development in Hispanic toddlers: a cross-sectional and longitudinal study // Clin Pediatr (Phila). 2013. V. 52(9), pp. 857-865.

Fox A. B., Rosen J., Crawford M. Distractions, distractions: does instant messaging affect college students' performance on a concurrent reading comprehension task? //Cyberpsychol. Behav. 2009. No 12, pp. 51-53.

Fröhlich-Gildhoff K. Digitale Medien in der Kita - die Risiken werden unterschaetzt // Frühe Bildung, 2017. Vol. 6 (4), pp. 225-228.

Goggin G. Cell Phone Culture: Mobile Technology in Everyday Life // Routledge, 2012. V. 3, 271 p.

Haßler B., Major L., Hennessy S. Tablet use in schools: A critical review of the evidence for learning outcomes // Journal of Computer Assisted Learning. 2016. V. 32 (No 2), pp. 139-156.

Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences 146, 2014, pp. 15-21.

Kabali H.K., Irigoyen M.M., Nunez-Davis R., et al. Exposure and use of mobile devices by young children // Pediatrics. 2015. V. 136(6), pp. 1044-1050.

Kiefer M., Schzuler S., Mayer C., Trumpp N., Hille K. & Sachse S. Handwriting or Typewriting? The Influence of Pen- or Keyboard-Based Writing Training on Reading and Writing Performance in Preschool Children // Advances in Cognitive Psychology, 2015. No 11, pp. 136-146.

Lee L. Digital Media and Young Children's Learning: A Case Study of Using iPads in American Preschools // International Journal of Information and Education Technology, Vol. 5, No. 12, December 2015, pp.947-950.

Moisala M., Salmela V., Hietajärvi L., Salo E., Carlson S., Salonen O., et al. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults // Neuroimage. 2016. V. 134, pp. 113-121.

Spitzer M. Cyberkrank! Wie das digitalisierte Leben unsere Gesundheit runiniert. Droemer, München, 2015, 432 S.

Teepe R.C., Molenaar I., Verhoeven L. Technology-enhanced storytelling stimulating parent-Child interaction and preschool children's vocabulary knowledge // Journal of Computer Assisted Learning. 2016. V. 33 (No 2), pp. 123-136.

Toktarbaiuly O., Sharipkhanov Ye. Digitalization and education // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2019. No 6-3 (50), pp. 128-135.

Zack E., Gerhardstein P., Meltzoff A.N., Barr R. 15-month-olds' transfer of learning between touch screen and real-world displays: language cues and cognitive loads // Scand. J. Psychol. 2013. V. 54(1), pp. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.