ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.3 UDG 37.015.3
Елшанский Сергей Петрович*
Доктор психологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Россия, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., дом 6, тел.: +7 (495) 6074186, e-mail: [email protected]
Elshansky Sergey Petrovich
Grand Ph.D. (Psychology), Professor, Moscow State Pedagogical University,
Moscow, Russia
КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ2
COGNITIVE MECHANISMS OF SCHOOLCHILDREN UNDER THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION
Аннотация
В статье обсуждается вопрос влияния цифровизации на когнитивные механизмы современных школьников; представлен анализ значимых в аспекте обучения когнитивных механизмов; показано, что наиболее значимыми для обеспечения когнитивной эффективности обучения являются механизмы долговременной памяти и учебного внимания. Обсуждаются уровень исследованности проблемы и специфика научных работ в обозначенной сфере; сделан вывод, что научный интерес к когнитивным механизмам в обучении школьников в современной науке присутствует, но исследования при этом имеют эклектичный и несистемный характер, при этом когнитивные механизмы часто рассматриваются в аспектах возможности формирования какой-то специфической учебной компетенции или появления какой-то специфической трудности обучения. Проанализировано позитивное и негативное влияние цифровизации на когнитивную сферу школьников и когнитивную эффективность их обучения; отмечено, что перестройка современного среднего образования очевидно не успевает за развитием цифровизации, не всегда учитываются реалии современного информационного мира, часто процесс обучения опирается на устоявшиеся годами стереотипы и нормы; при этом отмечено, что влияние цифровизации на когнитивные механизмы школьников можно разделить на два направления: влияние неучебного использования гаджетов, в том числе и во время учебы, и влияние цифровых технологий образования, используемых в учебном процессе; описаны возможные пути снижения влияния негативных факторов цифровизации на когнитивные механизмы школьников; сделан вывод о необходимости научных исследований в обозначенной сфере; отмечено, что необходимы системные междисциплинарные исследования влияния цифровизации на учебный процесс и, в частности, на значимые для учебы когнитивные механизмы.
Abstract
The article deals with a number of issues. It discusses the question of the influence of digitalization on the cognitive mechanisms of modern schoolchildren, presents the analysis of cognitive mechanisms that are significant in the aspect of learning, shows that the mechanisms of long-term
© Елшанский С. П., 2020
2 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-29-14059.
memory and learning attention are the most important for ensuring cognitive effectiveness of learning. The level of research of the problem and the specifics of scientific works in this area are discussed. It is concluded that scientific interest in cognitive mechanisms in teaching schoolchildren is present in modern science, but research is eclectic and non-systematic, while cognitive mechanisms are often considered in terms of the possibility of forming a specific educational competence or the appearance of a specific learning difficulty. The author analyzes the positive and negative effects of digitization on cognitive sphere of school students and the cognitive effectiveness of their learning. It is noted that the restructuring of modern secondary education obviously doesn't keep up the development of digitalization, the realities of the modern information world are not always taken into account, and often the learning process is based on the longstanding, conventional stereotypes and norms. It is also noted that the impact of digitalization on the cognitive mechanisms of schoolchildren can be divided into two areas: the impact of non-academic use of gadgets, including during school, and the impact of digital education technologies used in the educational process. The author describs possible ways to reduce the impact of negative factors of digitalization on the cognitive mechanisms of schoolchildren. The conclusion is made about the need for scientific research in the designated area. It is pointed out that systematic interdisciplinary research is needed on the impact of digitalization on the educational process and, in particular, on cognitive mechanisms that are important for learning.
Ключевые слова: когнитивные механизмы, когнитивная эффективность обучения, влияние цифровизации на когнитивную сферу, гаджетизация, трудности обучения, среднее образование.
Key words: cognitive mechanisms, cognitive effectiveness of learning, the impact of digitalization on the cognitive sphere, gadgetization, learning difficulties, secondary education.
Введение
Понятие когнитивного механизма достаточно широкое и используется в различных отраслях науки. В когнитивной грамматике [Langacker 2000] когнитивные механизмы - это способы мысленной модификации и моделирования, которые участвуют в формировании значений единиц языка [Маслова, Попова 2015] при этом задачей когнитивных механизмов является формирование смысла [Там же], похожее значение имеет это понятие и в когнитивной лингвистике [Голубева 2010]. В когнитивной психологии это механизмы переработки или продуцирования знания [Когнитивная психология 2002], которое происходит в рамках мышления, памяти, восприятия и воображения.
Фактически, когда мы говорим о когнитивных, механизмах, когнитивных функциях и когнитивных процессах, мы говорим о разных аспектах одного и того же (или об одном и том же, но с разными акцентами). Слово «функция» подразумевает акцент на деятельности, обязанности, работе. С помощью когнитивных или познавательных функций осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.
Слово «процесс» подразумевает акцент на последовательной смене явлений, состояний в развитии чего-нибудь, подчеркивает, что существует совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Слово «механизм» делает акцент на совокупности состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. При этом термин «когнитивные механизмы» (как и фактически являющийся его синонимом термин «познавательные механизмы», который встречается в научной литературе очень редко) используется существенно реже, чем «когнитивные процессы» и «когнитивные функции», однако, представляется, что если речь идет о специфических когнитивных явлениях (в частности, происходящих в рамках обучения), то его применение вполне уместно, так как подчеркивается, что речь идет в первую очередь о наблюдаемом или регистрируемом в результате исследовательских процедур когнитивном явлении как совокупности связанных состояний и процессов, а не о функциональной соотнесенности или алгоритме и последовательности.
Понятие же «когнитивное явление» или «когнитивный феномен» делает акцент на фиксации наблюдаемого или регистрируемого, оно по своей коннотации больше обозначает внешнее наблюдаемое, чем внутреннее и структурное. Хотя, конечно, использование термина «когнитивный феномен» как наблюдаемой, регистрируемой, явной исследователю сразу стороны «когнитивного механизма» представляется вполне уместным.
Основная часть
Когнитивные механизмы мы можем рассматривать в рамках известных когнитивных процессов, таким образом, это когнитивные механизмы памяти, мышления, воображения, внимания и восприятия. Использование терминов «механизмы внимания», «механизмы памяти», «механизмы воображения», «механизмы восприятия», «механизмы мышления» и других подобных, обычно конкретизирующих определенную специфичность, -например, терминов «механизмы кратковременной памяти» или «механизмы непроизвольного внимания», встречается довольно широко, при этом часто акцентируется физиологический аспект, однако и вне привязки к физиологии эти термины широко распространены.
В рамках обсуждения вопросов обеспечения когнитивной эффективности обучения мы можем использовать понятие «учебные когнитивные механизмы», это когнитивные механизмы, значимые в рамках учебной деятельности. Учеба очевидно затрагивает все когнитивные функции, просто невозможна без них, без необходимого функционирования всей когнитивной сферы. Мы может говорить, соответственно, о когнитивных механизмах учебного внимания, учебной памяти и т. п.
Какие когнитивные механизмы нужны для учебы в первую очередь и почему. Целью обучения является получение знания, необходимого школьнику в будущей жизни, формирование нужных компетенций, навыков и умений. При этом когнитивные механизмы, задействованные в процессе обучения и обеспечивающие его когнитивную эффективность, необходимые для нормального обучения, можно условно разделить на два класса.
Во-первых, - это механизмы, необходимые для получения учебной информации, обеспечивающие учебный процесс. Это механизмы учебного внимания, восприятия, запоминания, операционального мышления, кратковременной памяти и воображения.
Во-вторых, - это механизмы сохранения в применения накопленных учебных знаний, навыков и умений. Это механизмы долговременной памяти, вспоминания, операционального мышления в аспекте применения сформированных паттернов мышления, восприятия и воображения. Существуют и когнитивные процессы, препятствующие когнитивной эффективности обучения. Это, например, процессы забывания, переключения внимания, в случаях, когда речь идет о потере фокуса учебного внимания и его переключении на неучебные явления или объекты. Очевидно, что все эти механизмы очень важны. Но наиболее значимыми, как представляется, фундаментальными, являются механизмы долговременной памяти и учебного внимания. Без сохранения знаний и навыков в долговременной памяти учеба превращается практически в бессмысленное занятие, хотя она очевидно выполняет развивающие функции и решает задачи воспитания, все-таки именно получение знаний для успешности в будущей жизни можно рассматривать как основную учебную цель, иначе можно было бы свести все школьные занятия к тренингам личностного роста и усвоению социальных норм. Именно механизмы долговременной памяти позволяют сохранять полученные в школе знания, при этом декларируется, что эти знания сохраняются надолго, фактически на всю жизнь, к сожалению, на практике это совсем не так.
Учебное внимание обеспечивает способность концентрироваться на восприятии учебного материала, на учебной деятельности, без необходимого фокуса внимания на учебной деятельности знания и навыки не будут усваиваться, ученик будет отвлекаться и переключаться на неучебную деятельность, и в результате пребывание в школе станет для него бессмысленным занятием, отсиживанием. Научный интерес к когнитивным механизмам в обучении школьников в современной науке присутствует, но исследования при этом имеют достаточно эклектичный, несистемный характер, очень часто когнитивные механизмы рассматриваются применительно к возможности формирования какой-то специфической учебной компетенции [Борисенко, Валышева 2017] или появления какой-то специфической трудности обучения [Каипбергенова 2016].
Как влияет на когнитивные механизмы школьников цифровизация. Сегодня цифровизация жизни становится все более и более тотальной, затрагивает все новые сферы, жизнь современного человека без цифровых устройств уже не представляется нормальной. При этом цифровизация остается сравнительно новым явлением, и исследований ее влияния когнитивную сферу человека, в частности, на когнитивные механизмы школьников и когнитивную эффективность их обучения пока не так много. Трансформация, перестройка обучения (причем, как в школе, так и в вузе) очевидно не успевает за развитием цифровизации, не всегда учитываются реалии современного информационного мира, часто процесс обучения опирается на устоявшиеся годами стереотипы и нормы, которые однако сегодня уже выглядят устаревшими, поэтому в аспекте возможностей цифровых технологий обучение часто выглядит ретроградным и представляется неэффективным. Учет влияния цифровизации на когнитивные механизмы школьников и новых специфических феноменов когнитивной сферы, вызванных цифровизацией и гаджетизацией, также практически не производится. При этом любые исследования влияния цифровизации на когнитивные механизмы учащихся представляются очень актуальными, а необходимость их проведения становится очевидной.
Многочисленные исследования показывают, что дети современного поколения отличаются по активности и масштабности использования цифровых устройств очень сильно отличаются от детей предыдущих поколений [Денисенко 2017; Собкин, Скобельцина 2014; Смирнова, Матушкина 2017; Смирнова Е., Матушкина, Смирнова С. 2018; Смирнова, Радева 2000; Barr 2013; Duch, Fisher, Ensari 2013; Kabali, Irigoyen, Nunez-Davi 2015; Zack, Gerhardstein, Meltzoff, Barr 2013]. Возраст, в котором дети начинают приобщаться к применению гаджетов становится все меньше [Mifsud, Petrova 2017], подавляющее большинство школьников начинают учебу уже будучи активными пользователями цифровых устройств (в первую очередь, смартфонов и планшетов, хотя и компьютер активно используют уже к концу дошкольного возраста).
Сегодня очень распространены идеи о негативном влиянии цифровизации на когнитивную сферу детей и подростков. Так, высказывается мнение, что процессы цифровизации, причем как в обыденной жизни, так и в рамках образования ведут к формированию специфического когнитивного механизма «клиповое мышление» [Ефременко 2018; Toktarbaiuly, Sharipkhanov 2019] (также встречается близкое понятие «клиповое сознание» [Азаренок 2009]), который отличается постоянным переключением внимания, низким уровнем сосредоточения и концентрации, фрагментированием информационного потока, ограничением объема информации, которой человек оперирует, быстрым забыванием полученной информации, упрощением аналитических процедур, неспособностью к длительному восприятию однородной информации, непониманием контекста [Брыксин 2011; Пудалов 2011; Семеновских 2013, 2014; Фельдман 2014; Фрумкин 2010].
Известный немецкий психиатр и психолог М. Шпитцер полагает, что цифровизация вызывает у детей «цифровую деменцию», заключающуюся в значительном снижении когнитивных способностей в целом, при этом особенно страдают память, причем не только процессы сохранения и вопроизведения информации, но и ее запечатление, запоминание, и внимание, снижение которого ведет к хронической рассеянности, постулируется что современные цифровые средства мешают приобретению новых знаний и развитию [Шпитцер 2014].
Другие авторы отмечают, что цифровизация у детей изменяет характеристики восприятия, внимания, памяти [Занина, Ли 2019] и интеллекта [Водяха С.. Водяха Ю., Минюрова 2019], негативно влияет на процесс формирования понятийного мышления [Там же], а интенсивное использование гаджетов понижает продуктивность рабочей памяти [Cain, Leonard, Gabrieli, Finn 2016]. При этом обучающиеся с применением гаджетов школьники демонстрируют более развитое пространственное и интуитивно-логическое мышление, у них лучшее понимание формул и более развитая способность к построению схем, хорошее непроизвольное внимание [Водяха С.. Водяха Ю., Минюрова 2019].
Можно разделить влияние цифровизации на когнитивные механизмы школьников на два направления. Первое направление - это влияние неучебного использования гаджетов, в том числе и во время учебы. В целом такое влияние обычно оценивается как негативное. Гаджеты отвлекают во время уроков, дома ребенок вместо того, чтобы заниматься, выполнять домашнее задание, играет с помощью гаджетов, общается в соцсетях или мессенджерах, смотрит телевизор или «сидит» в Интернете. Даже если отобрать у школьника гаджет на время урока, то само наличие гаджета может выступать отвлекающим фактором, в сознании школьника будет присутствовать «фактор гаджета» -мысли, что ему нужно завершить игру, написать кому-то сообщение, посмотреть что-то в Интернете и т. п.
Другое направление - влияние цифровых технологий образования, используемых в учебном процессе. Несмотря на определенную ригидность внедрения цифровых методов в образование, цифровые технологии занимают в нем все больше и больше места. Электронные доски и электронные дневники сегодня массово используются даже в сельских школах, в перспективе - внедрение обучающих тьюторов в виде, например, приложения на смартфоне, и интеллектуальных платформ, полностью контролирующих как собственно учебный процесс, так и эмоциональное и функциональное состояния школьников во время урока, их эмоции, поведение, внимание, использующих технологии психофизиологических измерений и анализа видео- и аудиопотоков с расположенных в классе камер и микрофонов.
Что можно предпринять, чтобы цифровизация не влияла негативно на когнитивные механизмы школьников.
Во-первых, очевидно, что необходимы системные междисциплинарные (с привлечением психологов, педагогов, социологов, возможно даже врачей) исследования влияния цифровизации на учебный процесс и, в частности, на значимые для учебы когнитивные механизмы. Такие исследования позволят понять как степень влияния цифровизации, так и то, является это влияние положительным или негативным, понять, какие именно факторы цифровизации и гаджетизации наносят вред когнитивный сфере, а какие способствуют ее развитию, понять, как можно обратить цифровизацию на пользу образованию, как повысить когнитивную эффективность обучения с помощью современных информационных технологий, как уменьшить вред от неучебного использования гаджетов и т. п.
Во-вторых, очевидно, что необходима реорганизация учебного процесса с учетом факторов цифровизации и гаджетизации, а также тех изменений в когнитивной сфере
школьников, которые происходят под их влиянием. Так, если современные школьники не могут так длительно удерживать фокус внимания, например, на рассказе учителя, как это могли делать их предки, то необходимо разбить этот рассказ на короткие части, перемежающиеся какой-то другой учебной деятельностью, если в условиях сверх интенсивного информационного потока учебные знания плохо сохраняются в долговременной памяти, то необходимо значительно учебного времени больше уделять регулярному систематическому повторению, особенно того, что изучалось в прошлые годы, организовывать учебный процесс по принципу укрупнения пройденного, чтобы ранее усвоенные знания использовались («всплывали») при изучении новых, очевидно, что эти вопросы нуждаются в специальных исследованиях. В-третьих, представляется, что значительный прогресс в обозначенной сфере может быть достигнут за счет специального дополнительного образования учителей, обеспечение понимания ими значимости действий и мероприятий по нивелированию негативного влияния цифровизации на когнитивные процессы и механизмы. В-четвертых, возникшие в результате влияния цифровизации и информационных изменений в современной жизни когнитивные особенности школьников, потенциально значимые для обеспечения когнитивной эффективности обучения, мешающие эффективной учебе, могут быть трансформированы или компенсированы за счет специальных тренировок когнитивной сферы, когнитивного обучения. В-пятых, меры по снижению возможного стресса, связанного с использованием гаджетов и негативно влияющего на обучение (возникающего, в частности, из-за интенсивной игровой гаджет-деятельности), как представляется, могут обеспечить нахождение школьников в оптимальном для обучения функциональном состоянии и поэтому обязательно должны предприниматься. Данный вопрос также нуждается в специальных исследованиях.
Заключение
Итак, очевидно, когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации перестраиваются, трансформируются адаптируясь под реалии современного цифрового мира. Поэтому организация учебного процесса с учетом этих изменений просто необходима. Мы обозначили только отдельные возможности снижения негативного влияния цифровизации на когнитивные механизмы, полный и подробный их анализ - дело будущих исследований. При этом проблематика когнитивных механизмов школьников в условиях цифровизации и обеспечения когнитивной эффективности обучения в этих условиях представляется не просто актуальной и значимой, а жизненно важной, ведь не получив необходимых для будущей жизни знаний и навыков из-за вредоносных факторов цифровизации современный школьник может всю последующую жизнь испытывать из-за этого трудности и проблемы. Исследования данной проблематики должны быть в фокусе внимания научной общественности, причем не только психологов, но и педагогов, социологов, медиков и многих других специалистов.
Список литературы
Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений / Отв. Ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С.110-112.
Борисенко Т. И., Валышева Ж. В., Сыроватская, Г. И. Использование трансязыкового подхода в формировании профессионально-лингвистической компетентности специалиста // Российская пиарология - 4: тренды и драйверы. Сборник научных трудов в честь профессора Л. В. Минаевой.
СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. С. 20-26.
Брыксин В. Г. Клиповое мышление. URL: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (Дата обращения: 04.01.2020).
Водяха С. А, Водяха Ю. Е, Минюрова С. А. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С.133-140.
Голубева Н. А. Когнитивные принципы, механизмы и операции в грамматике // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1. С. 32-35.
Денисенкова Н. С. Эррозия норм развития современного ребенка // Материалы международного симпозиума «Л. С. Выготский и современное детство». М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2017. С.37-40.
Ефременко И. О. Влияние цифровых образовательных технологий на процессы формирования высших психических функций // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л. А. Цветковой, Е. Н. Волковой, А. В. Микляевой. 2018. С. 307-313.
Занина Л. В., Ли Н. Психолого-педагогические особенности формирования познавательной самооценки младших школьников в условиях цифровизации // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции: приурочена к 45-летию образования факультета начальных классов. 2019. С. 194-198.
Каипбергенова Д.О. Cognitive factors: systematically forgetting in second language learning // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 832-834. URL: https://moluch.ru/archive/107/25242/ (дата обращения: 02.01.2020).
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
Маслова Ж. Н., Попова Е. А. Проблема разграничения когнитивных процессов, механизмов, операций // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов VII Международной конференции. Саратов, 25-27 февраля, 2015. Саратов: ИЦ "Наука", 2015. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/
2015/02/18/maslova_zh._n._popova_e ._a._problema_razgranicheniya_kognitivnyh_processov_mehanizmov _operaciy.pdf (Дата обращения: 04.01.2020).
Пудалов А. Д. Клиповое мышление - современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т. 1. № 1. С. 36.
Семеновских Т. В. "Клиповое мышление" - феномен современности / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. 2013. URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 04.01.2020).
Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». - Выпуск 5 (24), сентябрь-октябрь 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede/viewer (дата обращения 04.02.2020).
Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника // Дитя человеческое. 2014. № 2. С. 20-24.
Смирнова Е. О., Матушкина Н.Ю. Семинар «Виртуальная реальностью современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 71-76.
Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 42-53.
Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / под ред. В. С. Собкина. М., 2000. С. 330-369.
Фельдман А. Б. Клиповое мышление // Интернет-телевидение Новокузнецка. Опубликовано 04.05.2014. URL: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (дата обращения: 04.01.2020).
Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский журнал. 2010. № 9. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (Дата обращения: 04.01.2020).
Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2014. 284 с.
Barr R. Memory constraints on infant learning from picture books, television, and touchscreens // Child Dev Perspect. 2013. No 7(4). P. 205-210.
Cain M. S., Leonard J. A., Gabrieli J. D. E., Finn A. S. Media multitasking in adolescence. Psychon // Bull. Rev. 2016. V. 23. Р. 1932-1941.
Duch H., Fisher E. M., Ensari I., et al. Association of screen time use and language development in Hispanic toddlers: a cross-sectional and longitudinal study // Clin Pediatr (Phila). 2013. V. 52(9). P. 857-865.
Kabali H. K., Irigoyen M. M., Nunez-Davi R., et al. Exposure and use of mobile devices by young children // Pediatrics. 2015. V. 136(6). P. 1044-1050.
Langacker R.W. Grammar and Conceptualization. Berlin, N.Y. : Mouton de Gruyter, 2000. 427 p.
Mifsud C. L., Petrova R. Young children (0-8) and digital technology: The national report for Malta // University of Malta. EU Joint Research Centre, 2017. URL:
http://www.um.edu.mt/data/assets/pdf_file/0012/314400/YoungChildren and DigitalTechnology-TheNationalReportforMalta.pdf (дата обращения: 04.01.2020).
Toktarbaiuly O., Sharipkhanov Y. Digitalization and education // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-3 (50). Р. 128-135.
Zack E., Gerhardstein P., Meltzoff A. N., Barr R. 15-month-olds' transfer of learning between touch screen and real-world displays: language cues and cognitive loads // Scand. J. Psychol. 2013. V. 54(1). P. 20-25.
References
Azarenok N. V. Klipovoe soznanie i ego vliianie na psikhologiiu cheloveka v sovremennom mire [Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world]. Psikhologiia cheloveka v sovremennom mire. Materialy Vserossiiskoi iubileinoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 120-letiiu so dnia rozhdeniia S. L. Rubinshteina. Vol. 5. Lichnost' i gruppa v usloviiakh sotsial'nykh izmenenii. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2009, pp. 110-112. (In Russ.)
Borisenko T. I., Valysheva Zh. V., Syrovatskaia G. I. Ispol'zovanie transiazykovogo podkhoda v formirovanii professional'no-lingvisticheskoi kompetentnosti spetsialista [The use of a translingual approach in the formation of a professional linguistic competence of a specialist]. Rossiiskaia piarologiia - 4: trendy i draivery. Sbornik nauchnykh trudov v chest' professora L. V. Minaevoi. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2017, pp. 20-26. (In Russ.)
Bryksin V. G. Klipovoe myshlenie [Clip thinking], available: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (accessed: 04 January 2020). (In Russ.)
Vodiakha S. A., Vodiakha Iu. E., Miniurova S. A. Osobennosti struktury intellekta mladshikh shkol'nikov, obuchaemykh posredstvom gadzhetov [Features of the structure of the intellect of junior schoolchildren trained by means of gadgets]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2019, no. 7, pp. 133140. (In Russ.)
Golubeva N. A. Kognitivnye printsipy, mekhanizmy i operatsii v grammatike [Cognitive principles, mechanisms and operations in grammar]. Vestnik VGU. Seriia: lingvistika i mezhkul'turnaia kommunikatsiia, 2010, no. 1, pp. 32-35. (In Russ.)
Denisenkova N. S. Erroziia norm razvitiia sovremennogo rebenka [Erosion of the developmental norms of the modern child]. L. S. Vygotskii i sovremennoe detstvo. Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma. Moscow, Izd-vo Vysshei shkoly ekonomiki, 2017, pp. 37-40. (In Russ.)
Efremenko I. O. Vliianie tsifrovykh obrazovatel'nykh tekhnologii na protsessy formirovaniia vysshikh psikhicheskikh funktsii [Influence of digital educational technologies on the formation of higher mental functions]. Gertsenovskie chteniia: psikhologicheskie issledovaniia v obrazovanii. Materialy I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ed. L. A. Tsvetkova, E. N. Volkova, A. V. Mikliaeva, 2018, pp. 307-313. (In Russ.)
Zanina L. V., Li N. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniia poznavatel'noi samootsenki mladshikh shkol'nikov v usloviiakh tsifrovizatsii [Psychological and pedagogical features of the formation of cognitive self-esteem of primary schoolchildren in the context of digitalization]. Sovershenstvovanie professional'nykh umenii i navykov v usloviiakh pedagogicheskoi praktiki. Materialy
Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: priurochena k 45-letiiu obrazovaniia fakul'teta nachal'nykh klassov, 2019, pp. 194-198. (In Russ.)
Kaipbergenova D.O. Cognitive factors: systematically forgetting in second language learning. Molodoi uchenyi, 2016, no. 3, pp. 832-834, available at: https://moluch.ru/archive/107/25242/ (accessed: 02 January 2020). (In Russ.)
Kognitivnaia psikhologiia [Cognitive psychology]: uchebnik dlia vuzov. Ed. V. N. Druzhinin, D. V. Ushakov. Moscow, PER SE, 2002, 480 p. (In Russ.)
Maslova Zh. N., Popova E. A. Problema razgranicheniia kognitivnykh protsessov, mekhanizmov, operatsii [The problem of delimiting cognitive processes, mechanisms, operations], available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/ 2015/02/18/maslova_zh.
_n._popova_e._a._problema_razgranicheniya_kognitivnyh_processov_mehanizmov_operaciy.pdf (accessed: 04 January 2020). (In Russ.)
Pudalov A. D. Klipovoe myshlenie - sovremennyi podkhod k poznaniiu [Clip thinking as a modern approach to cognition]. Sovremennye tekhnologii i nauchno-tekhnicheskii progress, 2011, vol. 1, no. 1, pp. 36. (In Russ.)
Semenovskikh T. V. «Klipovoe myshlenie» - fenomen sovremennosti ["Clip thinking" as a modern phenomenon]. Optimal'nye kommunikatsii: epistemicheskii resurs Akademii mediaindustrii i kafedry teorii i praktiki obshchestvennoi sviaznosti RGGU, 2013, available at: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (accessed: 04 January 2020). (In Russ.)
Semenovskikh T. V. Fenomen «klipovogo myshleniia» v obrazovatel'noi vuzovskoi srede [The phenomenon of "clip thinking" in the educational environment of higher school]. Naukovedenie, 2014, iss. 5 (24), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7fenomen-klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede/viewer (accessed: 04 February 2020). (In Russ.)
Sobkin V. S., Skobel'tsina K. N. Komp'iuter v zhizni rebenka doshkol'nika [The computer in the life of a preschooler]. Ditia chelovecheskoe, 2014, no. 2, pp. 20-24. (In Russ.)
Smirnova E. O., Matushkina N.Iu. Seminar «Virtual'naia real'nost'iu sovremennogo detstva» [Seminar "Virtual reality of modern childhood"]. Kul'turno-istoricheskaiapsikhologiia, 2017, vol. 13, no 2, pp. 71-76. (In Russ.)
Smirnova E. O., Matushkina N. Iu., Smirnova S. Iu. Virtual'naia real'nost' v rannem i doshkol'nom detstve [Virtual reality in early and preschool childhood]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 2018, vol. 23, no. 3, pp. 42-53. (In Russ.)
Smirnova E.O., Radeva R.E. Psikhologicheskie osobennosti komp'iuternykh igr: novyi kontekst detskoi subkul'tury [Psychological features of computer games: a new context of children's subculture]. Obrazovanie i informatsionnaia kul'tura. Sotsiologicheskie aspekty. Trudy po sotsiologii obrazovaniia. Ed. V. S. Sobkin. Moscow, 2000, vol. V, iss. VII, pp. 330-369. (In Russ.)
Fel'dman A. B. Klipovoe myshlenie [Clip thinking]. Internet TV Novokuznetsk. Published on 05/04/2014, available at: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (accessed: 04 January 2020). (In Russ.)
Frumkin K. G. Klipovoe myshlenie i sud'ba lineinogo teksta [Clip thinking and the fate of linear text]. Topos: literaturno-filosofskii zhurnal, 2010, no. 9, available at: http://www.topos.ru/article/7371 (accessed: 04 January 2020). (In Russ.)
Shpittser M. Antimozg: tsifrovye tekhnologii i mozg [Anti-brain: digital technology and the brain]. Moscow, AST, 2014, 284 p. (In Russ.)
Barr R. Memory constraints on infant learning from picture books, television, and touchscreens. Child Dev Perspect, 2013, no 7(4), pp. 205-210.
Cain M. S., Leonard J. A., Gabrieli J. D. E., Finn A. S. Media multitasking in adolescence. Psychon. Bull. Rev, 2016, Vol. 23, pp. 1932-1941.
Duch H., Fisher E. M., Ensari I., et al. Association of screen time use and language development in Hispanic toddlers: a cross-sectional and longitudinal study. Clin Pediatr (Phila), 2013, vol. 52(9), pp. 857865.
Kabali H. K., Irigoyen M. M., Nunez-Davi R., et al. Exposure and use of mobile devices by young children. Pediatrics, 2015, vol. 136(6), pp. 1044-1050.
Langacker R.W. Grammar and Conceptualization. Berlin, N.Y., Mouton de Gruyter, 2000, 427 p.
Mifsud C. L., Petrova R. Young children (0-8) and digital technology: The national report for Malta. University of Malta, 2017, available at: http://www.um.edu.mt/data/assets/pdf_ file/0012/314400/YoungChildren and DigitalTechnology-TheNationalReportforMalta.pdf (accessed: 04 January 2020).
Toktarbaiuly O., Sharipkhanov Y. Digitalization and education. Aktual'nye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire, 2019, no. 6-3 (50), pp. 128-135.
Zack E., Gerhardstein P., Meltzoff A. N., Barr R. 15-month-olds' transfer of learning between touch screen and real-world displays: language cues and cognitive loads. Scand. J. Psychol., 2013, vol. 54(1), pp.20-25.