Научная статья на тему 'Методологические подходы к проектированию нового туристического продукта и качество услуг туристической компании'

Методологические подходы к проектированию нового туристического продукта и качество услуг туристической компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИЗМА / СПЕЦИФИКА ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / РЫНОЧНЫЕ АГРЕГАТЫ ТУРИЗМА / ТУРПРОДУКТ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / TOURISM MARKET / THE SPECIFICS OF THE TOURIST MARKET / THE DESTINATION / THE MARKET UNITS OF TOURISM / TOURIST PRODUCT / THE QUALITY OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Месропян Леонид(эрик) Мамиконович, Агаджанян Ара Сергеевич

В последние годы туризм сформировался в гигантскую отрасль, в основном благодаря применению современных систем маркетинга и менеджмента. Исследуя системный классификатор специфических рыночных агрегатов сферы туризма в целом, авторы предлагают общий отраслевой блок сформировать из 7 агрегатов в соответствии с их функциональной принадлежностью. Для правильной организации расчетов стоимости туристического пакета предлагается структура последовательных методологических подходов проектированию нового туристического продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches new design-go tourism product and service quality tourism company

. In recent years, tourism has formed a gigantic industry, mainly due to the use of modern marketing and management systems. Exploring the classifier system specific market units of tourism in general, the authors propose a general industrial unit to form aggregates of 7 in accordance with their functional identity. In order to organize the calculations of tourist package cost the authors give the structure of the methodological approach for designing a new tourism product, where the great place is to be given to the following functions (steps). Market research, planning and analysis of company resources, choice of providers, the preliminary calculations, the data-preparation period calculate the final cost of the tourist product. Measures to promote the tourism product quality control and tourist voyage security organizations.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к проектированию нового туристического продукта и качество услуг туристической компании»

Л.(Э)М. Месропян1, А.С.Агаджанян2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ НОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И КАЧЕСТВО УСЛУГ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

С точки зрения макроэкономической структуры доля сферы услуг (относительно производственной сферы) в мире увеличивается. Современное общество все больше становится производителем услуг, а не продуктов. Потребление все больше не является лишь способом поддержания и воспроизводства жизни, оно приобретает новое содержание и возможности [5, 11, 14, 16, 17, 18]. В качестве примера рассмотрим наиболее быстро и успешно развивающуюся сферу туризма.

Туризм является сложной социально-экономической системой, которой иммаментно присущи некоторые свойства самоорганизации и самоуправления [1]. В научной литературе доказывается факт появления синергетического эффекта, обусловленного свойствами туризма как большой системы. Возникновение синергетического эффекта связано с воздействием мощных внешних факторов естественной или антропогенной природы, а также с функционированием системы регионального туризма или отдельных ее элементов в предельных режимах, с переходом количественных изменений в качественные. Как показывает опыт, эффект синергии возникает скачкообразно вследствие эмерджентности системы. Синергетический эффект проявляется в качественно новых свойствах и/или элементах системы. В условиях современной экономики рынок туризма, как и рынок недвижимости, характеризуется двумя позициями [3, с. 45]. Синергия в области управления обусловлена нелинейными зависимостями и проявляется в том, что управленческое решение, принятое относительно одной сферы туризма в регионе, может вызвать неожиданно сильные эффекты в других сферах. Во всех измерениях синергия является важным элементом выбора и доводки стратегии, поэтому выявление и использование синергетических эффектов - это важнейший фактор обеспечения эффективности стратегического (и иного) планирования устойчивого развития туризма в регионе [15, с. 135]. В этих целях разрабатывается стратегия развития туристско-рекреационных кластеров [2, 6, 15, 17] интеллектуально-игрового и зеленого туризма [4, 9]. В последние годы благодаря применению современных систем маркетинга и менеджмента туризм сформировался в гигантскую отрасль.

На эффективность функционирования системы туризма оказывают влияние развитие туристической услуги и разработка туристической политики. В частности, изучение рынка туризма и туристической услуги как товара особого рода; выявление специфики их производства и потребления; анализ новых тенденций в структуре общественного воспроизводства необходимы для применения оптимальных моделей организации и управления данным рынком [7, с. 14].

Исследуя системный классификатор специфических рыночных агрегатов сферы туризма, авторы предложили разделить отраслевой блок на четыре части. Группируя по четырем блокам 7 сформированных агрегатов в соответствии с их функциональной принадлежностью, получаем структуру, представленную схематично на рисунке.

1 Леонид(Эрик) Мамиконович Месропян, доцент кафедры Экономики сервиса в Ереванском филиале ФГБОУ ВПО «Российский Государственный университет туризма и сервиса), Председатель Научно информационного Центра Недвижимости Армении, канд.экон.наук, , e-mail: ericmes@yandex.ru

2 Ара Сергеевич Агаджанян. аспирант кафедры управления Армянского государственного экономического университета, e-mail: ara.aghajanyan@yahoo.com

Туризм как объект управления не похож на другие отрасли, поэтому механический перенос наработок или моделей управления из других макроэкономических сегментов в сферу туризма невозможен. В связи с этим анализ применения разработанной системы специфических рыночных агрегатов сферы туризма необходим при формировании пакета нового туристического продукта.

В таких странах, как Армения, где туризм развивается стабильно и въездной туризм превалирует над выездным, важную роль в развитии туристического рынка играет формирование новых туристических направлений. Многие компании начинают искать новые ниши, открывают новые маршруты. Для правильного расчета стоимости туристического пакета нами разработаны методологические подходы к проектированию нового туристического продукта, где важное место отводится:

• маркетинговым исследованиям рынка с целью планирования вида и объема скомпонованного туристического продукта, определения его цены, распределения турпродуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта в соответствии с запросами потребителей. Не изучив рынок, не рассчитав все компоненты, связанные с внедрением нового продукта - маршрута - нельзя начинать работу;

• планированию и анализу ресурсов компании для определения ее материальных возможностей. Планирование маркетинга в разных компаниях осуществляется по-разному.

Это касается структуры плана, длительности и др. Некоторые компании, особенно небольшие, могут вообще не иметь плана маркетинга, ограничиваясь разработкой бизнес-плана. При нехватке собственных ресурсов возможно привлечение банковских кредитов;

• выбору поставщиков услуг. Сюда должны быть включены организации, участвующие в компоновке туристического маршрута (авиаперевозчики, гостиницы, страховые компании и др.), без которых туристический пакет не может быть сформирован;

• анализу качественных и количественных показателей услуг (в первую очередь стоимостных характеристик), предлагаемых потенциальными поставщиками. Это позволит сделать окончательный выбор поставщиков и заключить с ними соответствующие договора;

• подготовке информационного обеспечения - справочных материалов о стране посещения, обычаях, направленности конкретного маршрута, об оформлении виз, страховки, брони на гостиницы, о трансферах и подготовке гидов;

• расчету окончательной стоимости туристического продукта. Здесь могут формироваться соответствующие скидки, зависящие в первую очередь от эксклюзивности (инклюзивности) продукта или других факторов;

• продвижению туристического продукта - доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию у них желания его купить. Современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов с посредниками, клиентами, различными общественными организациями и пр. В этом плане понятия «маркетинговые коммуникации» и «методы продвижения продукта» в существенной мере являются идентичными [8, с. 44]. Для продвижения продукта целесообразно использовать в определенной пропорции рекламу, методы стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и связи с общественностью;

• последовательному контролю качества и организации безопасности туристического путешествия. Компании делают это по-разному, однако обязательным является постоянный контакт с группой, гидом или непосредственно туристом на протяжении всего срока путевки. Качество складывается из уровня предоставляемого сервиса и полезности услуг для потребителя. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность туристической компании.

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество характеризует эффективность разработки стратегии, организации маршрута, маркетинга и др. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось в условиях рыночной экономики. Такой подход к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу, разработавшим квалиметрию. Чтобы судить о качестве продукта недостаточно данных о его свойствах, необходимо учитывать и условия, в которых продукт (услуга) создавался и будет использован [13, с. 31].

В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000.

Показатели качества туристической компании - это в первую очередь жесткая ориентация на комплекс услуг, предоставляемых потребителям. При этом речь идет в основном о культуре предоставления услуг, сроках и надежности (безопасности) сделки. Алгоритм качества туристической компании Q можно представить в виде формулы

Q = О + О. + я,

где & - качество менеджмента (применение оптимальных моделей управления, система планирования и контроля, высокое качество работы управленческого звена, в том числе внедрение современного технического обеспечения, передовых методов труда работников, включая систему поощрения); & - качество работ (обоснованность и профессионализм

принимаемых решений на уровне отдельных работников компании); Rc - надежность сделки (безрисковость (безопасность) сделки и предоставление гарантий клиентам) [12,с.123].

Деятельность по организации туризма обеспечивает загрузку перевозчиков, гостиниц, ресторанов - всей инфраструктуры туризма, приток денежной массы, а в случае иностранного туризма - валюты. Прием туристов приводит к интенсивному созданию рабочих мест в туристском регионе или центре, способствует развитию экономики региона.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Особенности трансформации экономики при переходе к постиндустриальному строю/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - №1(14). - С. 71-73.

2. Асаул, А. Н. Особые экономические зоны в России/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1 (11). - С. 3-7.

3. Боголюбов, В. С. Самоорганизация в системе управления туризмом в регионе/ В. С. Боголюбов, С. А. Севастьянова // Экономическое возрождение России. - 2005. - №4 (6). - С. 43-52.

4. Галица, И. А. Качественные скачки и интеллектуально-игровой туризм/ И. А. Галица // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1 (27). - С. 47-51.

5. Дмитриченко, О. П. Анализ и оценка конкурентоспособности коммерческих организаций сферы гостиничных услуг/ О. П. Дмитриченко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4 (26). - С. 140-145.

6. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. А. Владимирский, Д. А. Гордеев, Е. Г. Гужва, А. А. Петров, Р. А. Фалтинский. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.

7. Исмаев, Д. К Основы стратегии планирования и маркетинга в иностранном туризме/ Д. К. Исмаев. - М.: ТОО «Луч», 1993. - 225 с.

8. Кириллов, А. Т. Маркетинг в туризме/ А. Т. Кириллов, Л. А. Волкова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 320 с.

9. Коробейников, М. А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как эффективный механизм политики государства по развитию сельских территорий: правовой аспект/ М. А. Коробейников // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 18-24.

10. Костин, К. Б. Инновационный подход к подготовке специалистов высшей школы для сферы туризма и гостиничного бизнеса/ К. Б. Костин // Экономическое возрождение России. - 2011. -№3(29). - С. 108-113.

11. Кроливецкий, Э. Н. Целевая ориентация стратегического управления на достижение экономических результатов в сфере услуг/ Э. Н. Кроливецкий, Е. С. Шлёнскова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1 (27). - С. 51-54.

12. Месропян, Э. М. Организация управления туристическим рынком/ Э. М. Месропян. -Ереван: РАУ, 2011. - 243 с.

13. Месропян, Э. М. Управление риелторской деятельностью/ Э. М. Месропян, А. А. Багдасарян. - Ереван: Гракан Айреник, 2006. - 180 с.

14. Сажнева, Л. П. Экстраполяция как фактор обоснования долгосрочного экономического развития организаций сферы услуг / Л. П. Сажнева // Экономическое возрождение России. - 2011. -№2 (28). - С. 75-80.

15. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства/ Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. -2010. - №4 (26). - С. 130-139.

16. Севек, Р. М. Управление взаимодействием на региональном рынке образовательных услуг /Р. М. Севек // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3 (25). - С. 156-161.

17. Якутин, Ю. В. Доверие и ответственность власти и бизнеса в зоне экономических интересов/ Ю. В. Якутин // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1 (11). - С. 49-56.

18. Ярковой, В. А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации/ В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3 (25). - С. 56-61.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Peculiarities of transformation of the economy during the transition to the ranks in a postindustrial/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (14). - P. 71-73.

2. Asaul, A. N. Special economic zones in Russia/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2007. -№ 1 (11). - P. 3-7.

3. Bogolyubov, V. S. Self-organization in the governance of tourism in the region/ V. S. Bogolyubov, S. A. Sevastyanova / / Economic revival of Russia. - 2005. - № 4 (6). - P. 43-52.

4. Galicia, I. A. Quality racing and gaming intellectual Tourism / I. A. Galicia / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (27). - P. 47-51.

5. Dmitrichenko O. P. Analysis and evaluation of the competitiveness of commercial organizations in the fields of hotel services/ O. P. Dmitrichenko // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 140-145.

6. Patterns and trends in the development of modern entrepreneurship / A. N. Asaul, E. A. Vladimirovskij, D. A. Gordeev, E. G. Guzhva, A. A. Petrov, R. A. Faltinsky. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. -280 p.

7. Ismaev, D. K Fundamentals of planning and marketing strategies in foreign-dimensional tourism/ D. K. Ismaev. - Moscow: TOO «Ray», 1993. - 225 p.

8. Kirillov, A. T. Marketing in tourism/ A. T. Kirillov, L. A. Volkova. - SPb.: SPbGU, 1996. - 320 p.

9. Korobeinikov, M. A. Tourism and recreation special economic zones as an effective mechanism of state policy for rural development: legal aspects/ M. A. Korobeinikov // Economic revival of Russia. -2008. - № 2 (16). - P. 18-24.

10. Kostin, K. B. Innovative approach to training higher-necks schools for tourism and hospitality industry/ K. B. Kostin / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 108-113.

11. Krolivetsky, E. N. Targeting of strategic management of the first to achieve economic results in services/ E. N. Krolivetsky, E. S. Shlenskova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 51-54.

12. Mesropian E. M. Organization Management tourist mar-com/ E. M. Mesropian. - Erevan: RAU, 2011. - 243 p.

13. Mesrobian, E. M. Management real estate activities, Stu/ E. M. Mesrobian, A. A. Bagdasarian. -Erevan: Literary Hayrenik, 2006. - 180 p.

14. Sazhneva, L. P. Extrapolation as a factor in studies of long-term economic development organizations, service/ L. P. Sazhneva // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 75-80.

15. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the republic of Buryatia on the basis of public-private partnership/ B. B. Sanzhin // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 130-139.

16. Sevek, R. M. Managing interaction in the regional market formation service / R. M. Sevek // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 156-161.

17. Jakutin, V. V. Trust and responsibility of government and business in the area of economic interests/ V. V. Jakutin // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 49-56.

18. Yarkovoj, V. A. Main directions of development of information industry in the Russian Federation/ V. A. Yarkovoj // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.