Научная статья на тему 'Основные тенденции развития и управления в сфере отечественного гостиничного бизнеса'

Основные тенденции развития и управления в сфере отечественного гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЕ СЕТИ / НОМЕРНОЙ ФОНД / РЫНОК УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / HOTEL CHAINS / ROOM STOCK / SERVICE MARKET / OPERATION MANAGEMENT EFFICIENCY / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Константин Борисович

Представлен анализ основных направлений развития и управления в сфере современного гостиничного бизнеса в России. Исследуются особенности функционирования существующих в стране гостиничных комплексов и факторы, влияющие на создание и развитие отечественных гостиничных сетей; обсуждаются перспективы развития национального гостиничного бизнеса с учетом условий российского рынка услуг. Показано, что эффективный профессиональный менеджмент с учетом местных экономических условий хозяйствования, ценовой политики в сочетании с комплексным подходом к формированию стратегий развития может дать важные конкурентные преимущества российским сетевым операторам, развивающимся не по стандартным западным сценариям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major trends and management in domestic hotel business

The paper presents a comprehensive analysis of the main development and management trends in the modern hospitality industry in Russia. Special operation conditions of the present hotel complexes in the country are investigated as well as the factors that influence the establishment and development of Russian hotel chains; the future and perspectives of national hotel business, considering the conditions of the Russian market is discussed. It is shown that effective professional management, which accounts for the local economic conditions, pricing combined with comprehensive approach to strategy development, can create ample competitive advantages for Russian hotel chains, which follow their own roadmap and not the standard path of the international hotel chains.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития и управления в сфере отечественного гостиничного бизнеса»

К.Б. Костин1

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Мировой гостиничный бизнес - это наиболее динамично развивающийся вид экономической деятельности, приносящий многомиллионные прибыли экономикам многих государств. Главными тенденциями развития современного гостиничного бизнеса являются его глобализация и интеграция, приводящие к созданию крупных корпораций (гостиничных консорциумов) и сетевых гостиничных комплексов. Объединение отелей в гостиничную сеть с созданием собственного сетевого бренда представляет собой наиболее распространенную форму управления гостиничным хозяйством. Гостиничная сеть - это долгосрочное взаимовыгодное объединение гостиничных компаний в единую структуру с единой стратегией сотрудничества на основе общей системы информационного взаимодействия [7, 11]. Наряду с развитием и укрупнением международных гостиничных корпораций все больше стран создают собственные национальные гостиничные сети, весьма успешно конкурирующие с международными гостиничными монополиями.

Российский гостиничный рынок в течение последних нескольких лет развивается особенно бурно (рис. 1). Мировой номерной гостиничный фонд растет в среднем на 25% каждые 5 лет. По итогам прошлого года, темпы роста российского гостиничного рынка составит 20...25%, а его денежная емкость - 1,7-2 млрд. долл. США2

J s

X S I-

о о

о ш

I-

о ф

т S

ц

о

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

4512 4 197 0 538 0

4 4000 4 36 9

326 2

2005 2006 2007 2008 2009 2010 Годы

Рис. 1. Количество гостиниц в России3

К ключевым направлениям развития российского гостиничного рынка в 2010-2011 гг. можно отнести строительство крупных многофункциональных комплексов, возведение типовых гостиниц в регионах, строительство мини-гостиниц и реконструкцию советских гостиниц2 [5].

1 Константин Борисович Костин, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», канд. техн. наук,е-таП: kost_kos@mail.ru

2 Режим доступа: www.hotelmag.com

3 Режим доступа: www.cityhotel.ru

Всего за 5 лет количество гостиниц в нашей стране увеличилось более чем в полтора раза. При этом номерной фонд с конца 2007 г. по состоянию на конец 2010 г. вырос с 370 тыс. мест до 4 970 тыс. мест. На данный момент в стране насчитывается 13 тысяч гостиничных номеров, которые полностью соответствуют международным стандартам.

Активное развитие отечественного гостиничного бизнеса в течение последних двух десятилетий началось с сотрудничества с крупными международными управляющими компаниями. Одна из характерных особенностей мирового гостиничного сектора заключается в экспансии крупнейших гостиничных комплексов по всем странам и континентам. В России около 10% гостиниц находится под управлением международных гостиничных сетей (рис. 2, 3). В стране появились хорошо известные во всем мире гостиничные сети: «Марриотт» (включает 17 брендов), «Резидор», IHG, «Accor». Лидером является группа «Резидор», владеющая 400 отелями в 64 странах Европы, Ближнего Востока и Африки. Руководство компании планирует объединить в 2012 г. под своей маркой около 50 объектов на территории России и СНГ. «Марриот» - сеть, объединяющая более 2700 отелей, размещенных по всему миру, в том числе в Москве, Петербурге и Самаре. Замыкает тройку иностранных лидеров «Интерконтиненталь Хотел Груп» c основным брендом «Холидей Инн»4. Сводные данные по количеству гостиниц и номеров данной тройки на конец 2011 г. в России представлены в табл. 1.

Компания Accor Hotels (Франция), насчитывающая в общей сложности 4000 отелей в 90 странах мира, открыла в России 8 отелей (1840 номеров) и планирует в ближайшем будущем довести их количество до 30. Два отеля (в Москве и Санкт-Петербурге) сегодня работают под маркой бренда Kempinski. Всего сеть насчитывает 57 отелей в мире, еще 41 находится в стадии строительства. Мировой оператор Hyatt International планирует строительство новых гостиниц в 15 российских городах-миллионниках. Британская сеть объединяет на мировом гостиничном рынке более 3600 отелей. Американская

Таблица 1.

Главные международные бренды гостиничных услуг на российском рынке5

Название гостиницы Количество гостиниц Количество номеров

Резидор (Rezidor) 17 7000

Марриот (Marriott) 12 3524

Интерконтиненталь Хотел Груп (Intercontinental Hotel Group) 11 3397

сеть Hilton (более 2500 отелей по всему миру) после нескольких неудачных попыток успешно развивается на российском рынке. Компания Sokotel OY, входящая в финскую S-Group, также объявила о намерении построить 10...15 новых гостиниц в России. На настоящий момент номерной фонд компании в России приближается к 1000 номеров.

4 Режим доступа: http://www.mstourismnews.com/?p=13589

5 Там же.

□ Rezior SAS

□ Sokotel

□ Acojr

□ Rocco Forte

□ Orient Express

□ Coninthia

□ Kempinski

□ Best western

□ Marriott

Рис.2. Доли различных международных гостиничных операторов в структуре гостиничного хозяйства России

Появление на российском рынке международных гостиничных сетей послужило толчком к модернизации гостиничной отрасли России и возникновению отечественных сетей. Национальный сетевой гостиничный бизнес в стране начал развиваться примерно с 2000 г. и, по мировым стандартам, находится на начальном этапе формирования [1]. Преобладают гостиницы старого советского образца (порядка 60%), в то время как полностью реконструированных отелей не более 8%6.

Показатель обеспеченности составляет около 4,5 гостиничных мест на 1 тыс. жителей (в Европе - 13.35 мест7). Переход к сетевой системе управления осуществляется по мере перестройки гостиниц советского периода в современные гостиничные комплексы, удовлетворяющие мировым стандартам. Появление национальных гостиничных сетей нельзя назвать массовым, отечественные гостиничные бренды пока не имеют такого веса, как иностранные. Тем не менее уже можно говорить о серьезных успехах операторов таких сетей, как «Амакс», «Азимут» и «Хелиопарк» (табл. 2).

Таблица 2.

Данные по основным Российским сетевым гостиничным комплексам8.

13%

Название гостиницы Количество гостиниц Количество номеров

Амакс 14 2000

Азимут 8 3000

Хелиопарк 11 940 номеров и 8 коттеджей

6 Режим доступа: http://www.rezidor.com

7 Режим доступа: www.hotel.ru

8 Режим доступа: http://www.rustourismnews.com/?p=13589

RE 2 OOP

RlHil. i 'IS £ Tili! Haitis

Cweifcii* L»»1 rvi inwnBl«fiai Hoiei Ыеп»о4<»#лг Gcnpe<->*4 "--CIS, 4 BaHifi IhUhatan J-h-ril'

■ ——

_

■ ■нам—

PTtí.K* Pi Jt^ ^ a mm 1-,.

Рис. 3. Международные гостиничные сети на Российском рынке гостиничных услуг (данные компании "Резидор", июль 2011 года) 9.

Сеть «Хелиопарк», принадлежащая компании «Heliopark Group» и динамично развивающаяся с 2000 г. по трем основным направлениям (бизнес-отели, клубные и курортные), является первым российским сетевым оператором, вышедшим на международный рынок: в 2008 г. она открыла «Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch» в Баден-Бадене (Германия). Приоритетом компании, предлагающей 2...4-звездные гостиницы, является продажа сопутствующих услуг, число которых возрастает: спа-салоны, фитнес-центры, конференц-залы, рестораны. Группа «Азимут», созданная в 2004 г., является лидером среди российских гостиничных комплексов по количеству номеров. В октябре 2008 г. «Азимут» открыл отели в Мюнхене и Кельне [16]. Сеть «Амакс» «Amaks Grand Hotels», основанная в 2004 г., ориентируется на приобретение проблемных гостиниц старого образца. Проводя реконструкцию с ориентацией на средний ценовой сегмент, изменив систему управления и создав широкий спектр дополнительных услуг класса 4 звезды, компания стремится сделать отели доступными для массового потребителя в регионах, где она уже сейчас объединяет 15 гостинично-развлекательных комплексов. В последние годы появились национальные управляющие компании «Accord Management Group», «Интурист Хотел Групп» (на базе ВАО «Интурист), «Алросо», «Русские отели», «Евразия», «Форстон» и др.

По прогнозам Российской гостиничной ассоциации (РГА), в ближайшие годы количество отечественных гостиничных сетей будет расти. Наличие на российском рынке международных сетевых операторов, предлагающих высокий уровень услуг, стимулирует повышение эффективности управления сетевыми гостиницами и развитие отечественного гостиничного хозяйства в целом. При этом российские сетевые компании, формируя свою нишу в сфере гостеприимства, должны учитывать местную специфику, законодательство и т. п. В условиях неизбежной конкуренции учет местных экономических условий хозяйствования, ценовой политики, географической репрезентативности в сочетании с комплексным подходом к формированию стратегий развития и эффективным профессиональным менеджментом может дать конкурентные преимущества именно российским сетевым операторам.

Сильное влияние на состояние гостиничной отрасли страны оказывают рынки Москвы и Санкт-Петербурга. По данным РГА, на эти города приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России (рис. 4, 5). Так, из упомянутых выше 13 тысяч гостиничных номеров класса премиум, соответствующих международным стандартам, 10 тысяч находятся в Москве; 1,5 тысячи - в Санкт-Петербурге и 1,5 тысячи - в других городах России [16]. Московский гостиничный комплекс является наиболее развитым и экономически эффективным. На конец 2010 г., в Москве насчитывалось 247 гостиниц (сюда входят все гостиницы независимо от качества предлагаемых услуг) на 35 000 номеров. В Санкт-Петербурге сейчас действует 371 гостиница на 22 457 номеров, включая небольшие

9 Режим доступа: http://www.rezidor. com

ведомственные гостиницы, общежития гостиничного типа при учебных заведениях, научных и проектных организациях. Причем в центральных районах города располагается около 92% номерного фонда, это 137 объектов размещения на 15 тыс. номеров. На каждую 1000 жителей Москвы приходится 10 мест в гостиницах, Санкт-Петербурга - 7,2 места. Здесь же, в основном, сконцентрированы западные гостиничные сети: в Москве - «Арарат Парк Хайятт», «Балчуг Кемпински», «Националь», три отеля сети «Мариотт», «Ренессанс Москва», «Ирис Конгресс Отель», «Рэдиссон САС Славянская», «Катерина Сити» и др.; в Санкт-Петербурге - «Астория», «Гранд Отель Европа», «Коринтия Невский Палас», «Рэдиссон САС», «Гранд Отель Эмеральд», «Елисеев Палас Отель», «Балтийская Звезда». Все они ориентированы на клиентский сегмент премиум (4 и 5 звезд).

доля гостиниц

имеющи категории 33%

дол

пятизвёздочны хгостиниц;7%

доля

четырёхзвёздочных гостиниц; 20%

дол трёхзвёздочны гостиниц;40%

Рис. 4. Доли гостиниц на рынке Москвы по категориям классности10.

Как видим, доля пятизвездочных отелей в обоих городах составляет всего (7...7,6)%, при этом наибольшим спросом пользуются 2...3-звездочные отели и отели, не имеющие категорий, в которых загрузка достигает 80% в год. Тем не менее оба мегаполиса делают ставку на наращивание числа гостиниц класса премиум, т. е. на создание отелей для путешественников с высоким достатком. Причина в том, что большинство постояльцев московских и петербургских гостиниц - это иностранцы и весьма обеспеченные россияне, совмещающие деловые поездки с туризмом. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (цит. по [12, с. 130]. Зарубежные и отечественные бизнесмены, посещающие мегаполисы, предпочитают отели 4.5 звезд с несколькими конференц-залами и современным оборудованием, в которых можно не только отдохнуть, но и провести деловые переговоры. Структура делового туризма хорошо развита в обоих городах. Среднегодовая заполняемость гостиниц первого класса в Москве приближается к максимальным показателям европейских отелей того же класса - в среднем 57%; заполняемость в летний период достигает 95%. Похожая ситуация наблюдается в ведущих отелях Петербурга среднего класса, наиболее соответствующих по уровню сервиса и обслуживанию европейским стандартам. Нацеленность западных гостиничных сетей на создание многочисленных гостиничных комплексов в Москве и Санкт-Петербурге объясняется их высокой доходностью в этих городах, являющейся в первую очередь следствием завышения цен из-за практического отсутствия гостиничного сегмента эконом-класса.

10 Режим доступа: http://www.naibecar.ru/ NAI Becar. Коммерческая недвижимость.

доля гостиниц, не имеющих категории 19,80%

доля

о

эконом. класс

23 %

доля

среднего класса 49,60

доля

первого класса 7,60

Рис.5. Доли гостиниц на рынке Санкт-Петербурга по категориям классности

11

Отечественный гостиничный комплекс в условиях жесткой конкуренции с международными гостиничными сетями позиционирует себя, главным образом, в среднем ценовом диапазоне в различных регионах страны. Гостиничный рынок российских регионов на 80% формируется гостиницами советской эпохи и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями, в основном класса 3 звезды. Их клиентскую базу на 87% составляют командировочные и путешествующие внутри страны. Занимая сегменты рынка, свободные от конкуренции с международными сетями, отечественные гостиничные операторы прежде всего стремятся к внедрению гибких форм управления, открывающих возможности совершенствования гостиничного продукта, повышения потребительского спроса, продвижения торговой марки и т. п.

В Санкт-Петербурге в последнее время возникли гостиницы с различным уровнем комфорта, дополнительными услугами, ценами и целевой группой клиентов. Гостиничный бизнес все больше привлекает к себе внимание не только крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких компаний и даже частных предпринимателей. Количественная оценка способов и результатов реализации программ создания малых гостиниц в регионе на основе методов прогнозирования и моделирования социально-экономических процессов представлена в работе [10]. Одной из альтернатив сетевому гостиничному сектору является организация мини-гостиниц. Этот бизнес, рассчитанный на массовый недорогой туризм, не требует решения сложных стратегических задач и не является слишком трудоемким в управлении и исполнении. Положительную роль в развитии гостиничного рынка в больших городах, в частности в Санкт-Петербурге, играет сектор малых гостиниц на базе квартир в домах, расположенных в центре. Объем ввода малых отелей в стране увеличивается ежегодно почти на 50%12. Высок интерес к строительству малых гостиниц в курортных регионах: Краснодарском крае, Ставрополье, Ростовской области. По данным London Consulting & Management Company, если 5-звездный отель окупается за 10 лет при средней доходности 10.12%, 4-звездный — за 8.10 лет с доходностью 11.13%, то 3-звездный - за 7.8 лет при доходности 15.17%.

11 Режим доступа: http://www.naibecar.ru/ NAI Becar. Коммерческая недвижимость.

12 Режим доступа: http://www.rustourismnews.com/?p=13589

Многие специалисты и эксперты уверены, что ситуация на российском рынке гостиничной недвижимости рано или поздно начнет меняться в пользу регионов. В частности,

уже сейчас российская сеть «Азимут» в Самаре, Уфе, Костроме, Владивостоке, Мурманске, Астрахани предлагает доступные 3-4-звездные гостиницы; сеть «Амакс» - 2-4-звездные гостиницы в Белгороде, Воронеже, Владимире, Великом Новгороде, Тамбове и т. д. Активно обсуждаются проекты развития гостиничного сервиса в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону13.

Создание туристско-рекреационных особых экономических зон [3, 8, 12, 15] стимулирует развитие гостиничных услуг.

На состояние отечественной гостиничной отрасли влияют, прежде всего экономические факторы [14]. В частности, обусловленные мировым экономическим кризисом снижение уровня инвестиций, уменьшение заполняемости номеров, падение востребованности дорогостоящих гостиниц и т. п. привели к пересмотру объемов и сроков реализации многих проектов, а в некоторых случаях даже к продаже гостиничных активов. Тем не менее компании и гостиницы с правильно выбранной моделью управления, грамотно подобранными кадрами и оптимальным сочетанием цена - качество продолжают функционировать. Одной из самых острых проблем в отрасли является дефицит квалифицированных кадров, подготовке которых посвящено много работ [2, 4, 9, 13, 16]. Тем не менее, уже сейчас в стране успешно работают более 260 гостиниц, принадлежащих российским национальным сетям14. Национальные сети, заняв свою нишу в регионах с ориентацией на деловой и рекреационный туризм и творчески используя мировой опыт организации гостиничного бизнеса, смогут в обозримом будущем достичь максимальных финансовых результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Аванусова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент/Г. А. Аванусова. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 318 с.

2. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2 (20). - С. 70-81.

3. Асаул, А. Н. Особые экономические зоны в России/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1 (11). - С. 3-7.

4. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями — залог успешного развития компании/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №1 (19). - С. 3-8.

5. Балашова, Е. А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса/ Е. А. Балашова. -М.: Вершина, 2007. - 175 с.

6. Дмитриченко, О. П. Анализ и оценка конкурентоспособности коммерческих организаций сферы гостиничных услуг/ О. П. Дмитриченко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4 (26). - С. 140-146.

7. Иванов, В. В. Гостиничный менеджмент/ В. В. Иванов, А. Б. Волов. - М.: Инфра-М, 2009. -

384 с.

8. Коробейников, М. А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как эффективный механизм политики государства по развитию сельских территорий: правовой аспект/ М. А. Коробейников // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2 (16). - С. 18-23.

9. Костин, К. Б. Инновационный подход к подготовке специалистов высшей школы для сферы туризма и гостиничного бизнеса/ К. Б. Костин // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3(29). - С. 108-113.

10. Погодина, А. С. Прогнозирование и моделирование процесса развития малого гостиничного бизнеса в регионе / А. С. Погодина // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 167-179.

11. Путилина, Е. Л. Понятие гостиничной сети: анализ и классификация/ Е. Л. Путилина // Инновации и инвестиции. - 2010. - № 10.

13 Режим доступа: www.fooder.ru

14 Там же.

12. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства/ Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. -2010. - №4 (26). - С. 130-140.

13. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.

14. Филипповский, Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства/ Е. Е. Филипповский, Л. В. Шмарова. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 34 с.

15. Якутин, Ю. В. Доверие и ответственность власти и бизнеса в зоне экономических интересов/ Ю. В. Якутин // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1 (11). - С. 49-57.

16. Discovery Research Group: Гостиничный бизнес в России под влиянием кризиса (текущее состояние и перспективы развития): отчет. - 2009. - 164 с.

The list of the literature

1. Avanusova, G. A. Service activities: Historical and Contemporary Practice, entrepreneurship and management/ G. A. Avanusova. - Moscow: Aspect Press, 2007. - 318 p.

2. Asaul, A. N. Internal crisis of the university management education / A. N. Asaul, L. F. Manakov / / Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.

3. Asaul, A. N. Special economic zones in Russia/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2007. -№ 1 (11). - P 3-7.

4. Asaul, A. N. Training of managers on management of innovations - the key to successful development of the company/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 3-8.

5. Balashova, E. A. The hotel business. How to achieve flawless service/ E. A. Balashova. - Moscow: Top, 2007. - 175 p.

6. Dmitrichenko, O. P. Analysis and evaluation of the competitiveness of commercial organizations in the fields of hotel services/ O. P. Dmitrichenko / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 140-146.

7. Ivanov, V. V. Hotel management/ V. V. Ivanov, A. B. Volov. - Moscow: INFRA-M, 2009. - 384 p.

8. Korobeinikov, M. A. Tourism and recreation special economic zones as an effective mechanism of state policy for rural development: legal aspects/ M. A. Korobeinikov// Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 18-23.

9. Kostin, K. B. Innovative approach to training high school for tourism and hospitality industry/ K. B. Kostin // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 108-113.

10. Pogodina, A. S. Prediction and simulation of the development of ma-logo hotel business in the region/ A. S. Pogodina // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 167-179.

11. Putilina, E. L. The concept of the hotel chain: analysis and classification/ E. L. Putilina // Innovation and investment. - 2010. - № 10.

12. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the Republic of Buryatia, based on public-private partnership/ B. B. Sanzhin // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 130-140.

13. Managing higher education institution in the innovation economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. -SPb.: Humanistika, 2007. - 280 p.

14. Filippovskiy, E. E. Economics and Organization of the hotel and the economy/ E. E. Filippovskiy, L. V. Shmarov. - Moscow: Finances and Statistics, 2008. - 34 p.

15. Jakutin, Ju. V. Trust and responsibility of government and business in the area of economic interests/ Ju. V. Jakutin // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 49-57.

16. Discovery Research Group: The hotel business in Russia under the influence of the crisis (the current state and development prospects): Report, 2009. - 164 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.