С. В. Соколова1
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
Экономическое возрождение России следует увязывать не только с материальным производством, но и с развитием сферы услуг, в которой возрастает значение туристических услуг [2, 7, 9]. Эффективное развитие туризма в России сдерживают не только политические и экономические факторы, но и отсутствие проработанной методологической базы управления рисками. Переход отечественных предпринимателей к рассмотрению риска как позитивной категории станет важным шагом на пути к цивилизованному управлению бизнесом. Задача управления рисками актуальна при формировании туристических услуг. Способность обнаруживать и измерять риск, понимать его суть и создавать инструменты управления риском дает предпринимателю конкурентные преимущества. Одна из важнейших задач состоит в развитиии теории риск-менеджмента применительно к деятельности субъектов всех сфер экономики [11]. В настоящей статье проработаны вопросы управления рисками при формировании туристского продукта, включающего комплекс услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» формированием, продвижением и реализацией туристского продукта занимаются турфирмы. Туристский продукт включает комплекс услуг, обязательными из которых считаются размещение и перевозка, реализуемые туристам за общую цену. Рассмотрим факторы риска турфирм при формировании турпродукта. Проблема рисков в деятельности турфирм как самостоятельная тема недостаточно исследована в отечественной экономической литературе, имеются работы, посвященные лишь некоторым аспектам риск-менеджмента. В то же время многие виды деятельности в туризме не получили распространения из-за недостатка у бизнесменов специфических знаний; они избегают риска в тех сферах, которые им незнакомы. Практики туристского бизнеса констатируют, что наибольший ущерб проявляется через риски, сущность которых не проработана научно. Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть его последствий - открытые вопросы в экономике туризма.
С недостаточной проработанностью теории риск-менеджмента [1, 4, 5, 6, 10] связаны многие проблемы развития туризма в России, в частности, существенное преобладание выездного туризма над въездным. По данным Федерального агентства по туризму, в 2010 г. поездки российских граждан за границу в туристических целях составили 12 605 тыс., а поездки иностранных граждан в Россию - всего 2134
тыс2. Такие диспропорции можно объяснить в том числе значительным отличием уровня и видов риска при организации въездного и выездного туризма. Выездной туризм чаще всего предполагает ситуацию, когда российская компания обеспечивает только визовую поддержку, бронирование гостиницы и билетов на транспорт, страхование и перевозку туристов; иностранная компания в свою очередь обеспечивает встречу, проводы, проживание, питание, экскурсионное обслуживание, медицинскую помощь в случае необходимости и другие услуги. Построение взаимоотношений иностранными партнерами, форма заключаемых с обязательств. Такое поведение можно рассматривать как способ снижения степени туристами договоров и взаимодействие с местными транспортными компаниями обычно направлены на минимизацию внешних контактов и
1 Светлана Владимировна Соколова, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета, д-р экон. наук, e-mail: svsokolova57@yandex.ru
2 Туризм в цифрах. 2011: стат. сб./ИИЦ «Статистика России»; Федеральное агентство по туризму. - М., 2011. - 39 с.
собственных риска в основном путем его передачи другим участникам туристского бизнеса.
Классификация рисков конкретной организации может проводиться различными способами. Как правило, выделяют два сектора - макро- и микросоциальный. Нам представляется более целесообразной классификация рисков турфирм по иерархическим уровням: мега-, макро-, мезо- и микроэкономические [8]. Мегаэкономические риски связаны с процессами глобализации и интеграции экономик, в результате которых экономические единицы могут иметь интересы во многих странах, а от активности главных финансовых рынков зависит состояние национальных экономик. Макроэкономические риски - это риски макросреды, которая состоит из международноых, политических, законодательных, экономических и социальных систем, способных повлиять на судьбу организации. Макроэкономические риски характерны для любой организации. Все микроэкономические риски идентичны для большинства компаний независимо от рода их деятельности. Например, любая организация может терпеть убытки от несогласованных действий отделов или некомпетентности работника. Мезоэкономические риски объединяет только вид экономической деятельности. Они значительно хуже изучены, чем макро- и микроэкономические, хотя являются не менее важными. Это первая причина, почему эти риски требуют отдельного рассмотрения и особого внимания. Вторая причина состоит в том, что выделение рискового потока каждого конкретного вида экономической деятельности приближает теорию к практике, делает исследование полезным для реальных экономических единиц.
На уровне мезосреды на турфирму влияют следующие основные факторы: действия конкурентов; возможность появления новых конкурентов; появление и влияние субститутов; поведение компаний-партнеров и потребителей. При формировании туристических услуг туроператор контактирует с транспортными компаниями и компаниями, занятыми размещением и организацией питания, досуговыми учреждениями и экскурсионными бюро, турагентами, государственными органами, страховыми компаниями, консульствами, кредитными учреждениями и др. Каждый контакт является фактором риска, так как несет в себе угрозу срыва деятельности организации, опасность материальных и прочих потерь. На уровне микросреды выделяются операционно-технологические, административно-управленческие, социально-психологические, информационные факторы.
На деятельность российской коммерческой организации воздействуют как общеэкономические, так и специфические, характерные только для российской экономики, факторы риска. К последним относятся: нечеткость и изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, неустойчивое налоговое законодательство; необязательность и низкий уровень мотивации хозяйствующих субъектов всех видов; отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности; зависимость предпринимателей от криминального мира, неспособность правоохранительной системы обезопасить бизнес; недобросовестная конкуренция; низкий уровень образования предпринимателей в сфере экономики и управления. Российские условия характеризуются крайней нестабильностью внешней среды (частая смена государственной политики в области налогов и финансов, резкие изменения рыночной конъюнктуры, наличие множества предприятий, находящихся на грани банкротства, дефицит информации) и отсутствием реальных механизмов финансовой государственной поддержки коммерческой организации в кризисных ситуациях.
В современной отечественной хозяйственной практике понятия «риск», «нестабильность», «неопределенность», «анализ рисков», «управление рисками», «риск-менеджмент» появились недавно и чаще применяются в приложении к финансовому рынку [3, с. 53]. Проводя демонополизацию и приватизацию, государство правомерно отказалось от роли единоличного носителя рисков, переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. В «наследство» социалистический режим оставил и методы управления субъектами
хозяйствования, создающие уникальные, присущие только российскому бизнесу разновидности рисков. В административно-командной экономике предприятия имели дело с риском невыполнения государственного плана, нарушения договорных обязательств, недопоставок продукции и пр., риски были обусловлены чаще всего несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности. Многие предпринимательские риски в рыночной экономике России также обусловлены неэкономическими факторами.
Сегодня управление рисками является одним из важнейших условий обеспечения безопасности любой коммерческой организации, ориентированной на эффективную работу и получение стабильных прибылей. Традиционно риск-менеджмент считался обособленной деятельностью в рамках производственно-хозяйственной единицы. Новый подход заключается в ориентировании всех звеньев служащих и всех уровней руководства коммерческой организации на риск-менеджмент, который становится ежедневной обязанностью каждого. Согласно новой концепции, объектом управления в современном риск-менеджменте являются все возможные риски коммерческой организации (см. таблицу). Управление риском - процесс комплексный и многоступенчатый. Некоторые аспекты этой проблемы, в частности этап диагностики рисков, рассмотрены в работе [5].
Основные черты новой и старой парадигм риск-менеджмента турфирм*
Старая парадигма Новая парадигма
Фрагментированный риск-менеджмент: каждый отдел самостоятельно управляет рисками в соответствии со своими функциями. Прежде всего, то касается бухгалтерии, финансового и ревизионного отделов. Эпизодический риск-менеджмент: управление рисками осуществляется, когда менеджеры считают это необходимым. Ограниченный риск-менеджмент: касается, прежде всего, страхуемых и финансовых рисков. Интегрированный, объединенный риск-менеджмент: управление рисками координируется высшим руководством; каждый сотрудник организации рассматривает риск-менеджмент как часть своей работы. Непрерывный риск-менеджмент: процесс управления рисками непрерывен. Расширенный риск-менеджмент: рассматриваются все риски и возможности управления ими.
Нам представляется возможным сформулировать систему принципов управления рисками применительно к туристским компаниям:
■ профессионализм. Риск-менеджмент, как и менеджмент в целом, является наукой и искусством, где необходимы профессионализм, мудрость, интуиция и чувство меры. Здесь требуется умение балансировать, так как избегать риска, равно как и игнорировать его, - значит, снижать уровень прибыли;
■ соответствие. Технологии западного риск-менеджмента недостаточно адаптированы к российским условиям, поэтому турфирмам следует, руководствуясь известными методиками, создавать собственную систему риск-менеджмента;
■ своевременность. Очевидно, что только очень богатый туроператор может иметь специальную службу по управлению рисками. Средний и малый бизнес, по нашему мнению, должен прибегать к помощи таких специалистов как минимум в трех
^Источник: Бартон, Т. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься / Т. Бартон, У. Шенкир, П. Уокер; пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. - С. 14.
ситуациях: а) турфирма на стадии проекта; б) этап разработки рыночной стратегии; в) освоение нового туристского направления;
■ достоверность. Для принятия решений в области риск-менеджмента следует пользоваться только достоверной информацией. Если процесс подготовки информации плохо организован, то его результат может вводить в заблуждение и привести к принятию ошибочного решения;
■ полнота информации. На наш взгляд, точность конечного результата прямо пропорциональна количеству изначально рассматриваемых рисков, а при правильном подходе к системе их структурирования наличие большого массива информации не усложняет работу;
■ иерархия информационной среды. Все выявленные потенциальные риски структурируются следующим образом: а) вся среда турфирмы (и риски соответственно) распределяются по макро-, мезо- и микроуровням; б) на каждом уровне выделяются факторы риска, по которым распределяются все потенциальные риски турфирмы.
Имея картину текущего и перспективного «рискового» состояния компании, менеджер принимает решение о передаче (либо принятии на себя) того или иного риска, создании и размере резервного фонда, выборе или смене страховой компании и корректировке текущего управления организацией в целом и ее отдельными элементами. В современном риск-менеджменте выделяют следующие способы воздействия на риски: снижение, сохранение и передачу рисков. Снижение рисков для турфирмы может состоять в диверсификации, выборе и разработке различных туристских направлений и программ. Среди методов передачи рисков наиболее распространенным является страхование. По нашему мнению, требует дальнейшего развития страхование риска туркомпаний. Страховые компании должны расширить спектр услуг и подбирать для туроператоров индивидуальные портфели рисков. Перспективы рынка страхования в туризме связаны со страхованием всех без исключения видов профессиональной ответственности: турфирмы - перед клиентами, оператора - перед агентами, сотрудника турфирмы (сопровождающего или проводника) - перед клиентами и ответственности в цепочке авиаперевозчик - оператор - агент - клиент и др.
Турфирма постоянно находится под угрозой риска из-за возможных «проколов» партнеров и
ли недобросовестности своих сотрудников. Страховой бизнес при гармоничных отношениях с туристическим в состоянии стабилизировать этот сегмент рынка, подверженный всевозможным нештатным ситуациям при организации чартерных программ, бронировании гостиниц, оформлении виз и др. По определению, страховая компания берет на себя риски субъектов рынка, у нее есть резервы на все случаи жизни, и эта система при четкой, отлаженной работе способна укрепить и подстраховать турбизнес в целом.
Список литературы
1. Барсукова, Т. В. Алгоритм построения системы риск-менеджмента в российской компании / Т. В. Барсукова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. - С. 100103.
2. Боголюбов, В. С. Самоорганизация в системе управления туризмом в регионе / В. С. Боголюбов, С. А. Севастьянова // Экономическое возрождение России. - 2005. - №4 (6). - С. 43-52.
3. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. А. Владимирский, Д. А. Гордеев, Е. Г. Гужва, А. А. Петров, Р. А. Фалтинский. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.
4. Капустина, Н. В. Принципы исследования системы управления рисками / Н. В. Капустина, Ю. В. Кузнецов // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2010. - Т. 13, № 1. - С. 15-21.
5. Каточков, Е. В. Основные концептуальные подходы в развитии риск-менеджмента организации / Е. В. Каточков, Г. Л. Багиев // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - С. 384-387.
6. Кузнецов, Ю. В. Методологические аспекты исследования системы управления рисками / Ю. В. Кузнецов, Н. В. Капустина // Проблемы современной экономики. - 2008. -№ 3. - С. 324-327.
7. Песоцкая, Е. В. Формирование системы продвижения туристских услуг / Е. В. Песоцкая // Экономическое возрождение России. - 2012. - №1 (31). - С. 12-17.
8. Райская, Т. Ю. Разработка методов диагностирования рисков турфирм в сфере въездного международного туризма: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т. Ю. Райская. -СПб., 2005.
9. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства / Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 4 (26). - С. 130-139.
10. Соколов, Б. И. Финансовый менеджмент: теория и практика / Б. И. Соколов, И. В. Топровер // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 21. - С. 66-68.
11. Управление устойчивостью предпринимательских структур / М. А. Асаул. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 285 с.
The list of the literature
1. Barsukova, T. V. An algorithm for constructing a system of risk management in Russian companies / T. V. Barsukova // Problems of Modern Economics. - 2011. - № 3 - P. 100-103.
2. Bogolyubov, V. S. Self-organization in the management of tourism in the region / V. S. Bogolyubov, S. A. Sevastyanova // Economic revival of Russia. - 2005. - № 4 (6). - P. 43-52.
3. Patterns and trends of modern business / A. N. Asaul, E. A. Vladimirsky, D. A. Gordeev, E. G. Guzhva, A. A. Petrov, R. A. Faltinsky. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 280 p.
4. Kapustina, N. V. Principles of risk management studies / N. V. Kapustina, Yu. V. Kuznetsov // Journal of the Murmansk State Technical University. - 2010. - T.13, № 1. - P. 1521.
5. Katochkov, E. V. The main conceptual approaches in the development of risk management organization / E. V. Katochkov, G. L. Bagiev // Problems of Modern Economics. -2011. - № 2. - P. 384-387.
6. Kuznetsov, Ju. V. Methodological aspects of the research system of risk management themes / Ju. V. Kuznetsov, N. V. Kapustina // Problems of the modern economy. - 2008. - № 3.
- P. 324-327.
7. Pesotskaya, E. V. Formation of promotion of tourism services / E. V. Pesotskaya // Economic revival of Russia. - 2012. - № 1 (31). - P. 12-17.
8. Rajskaja, T. Ju. Development of methods for diagnosing risk of inbound travel agencies in the field of international tourism. Thesis. thesis. Candidate. Econ. Sciences / T. Ju. Rajskaja. -SPb., 2005.
9. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the republic of Buryatia on the basis of public-private partnership / B. B. Sanzhin // Economic revival of Russia.
- 2010. - № 4 (26). - P. 130-139.
10. Sokolov, B. I. Financial Management: Theory and Practice / B. I. Sokolov, I. V. Toprover // Economic Analysis: Theory and Practice. - 2006. - №21. - P. 66-68.
11. Resistance Management business structures / M. A. Asaul. - SPb.: ANO «IPEV», 2008.
- 285 p.