Научная статья на тему 'Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма'

Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1748
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / TOURISM / WORLD ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Л. М.

Исследуются статистические данные об изменении туристских потоков, факторах, связанных с финансовым кризисом и влияющих на развитие туризма в мире и в РФ, банкротство российских турфирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Global Economic Crisis: Impact on Tourism

The author studies the statistical data on the evolution of tourist flows, factors related to the financial crisis and tourism development in the world and in Russia. In addition, the article examines the bankruptcy of travel agents in Russia.

Текст научной работы на тему «Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма»

УДК 338.1

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Максимова Л.М.., ассистент кафедры, management-itig@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва),

филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва.

The author studies the statistical data on the evolution of tourist flows, factors related to the financial crisis and tourism development in the world and in Russia. In addition, the article examines the bankruptcy of travel agents in Russia.

Keywords: Tourism, World Economic Crisis

Исследуются статистические данные об изменении туристских потоков, факторах, связанных с финансовым кризисом и влияющих на развитие туризма в мире и в РФ, банкротство российских турфирм.

Ключевые слова: туризм, мировой финансовый кризис.

Масштабный кризис, разразившийся на международном финансовом рынке в конце лета 2008 года, затронул экономики большинства стран мира. По мнению экспертов, он был обусловлен ипотечным кризисом в США, начавшимся еще осенью 2007 года. Банкротство одного из крупнейших банков Америки Lehman Brothers и продажа банка Merrill Lynch повлекли за собой цепь быстро развивающихся событий по всему миру. Состояние фондовых рынков мира и падение большинства биржевых индексов позволили специалистам говорить о дефиците банковской ликвидности, т.е. о неспособности банков своевременно и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам. Нарушение ликвидности банка может привести к серьезным последствиям — краху самого банка либо к банкротству его клиентов.

Российский фондовый рынок не остался в стороне от мировых волнений и отреагировал значительным снижением стоимости акций российских компаний, падением биржевых индексов до 19% в день, сворачиванием межбанковских отношений и резким снижением цен на нефть. Пессимистично настроенные специалисты говорят о повторении кризиса 1998 года. Правительство страны заявляет, что российская экономика за прошедшие годы сильно окрепла и способна справиться с нынешним кризисом. В качестве основных мер для нормализации ситуации на рынке государство использует временное прекращение торгов при больших темпах падения индексов и субординированные кредиты банкам.

Мировой финансовый кризис не мог не затронуть сферу туризма. Еще в феврале

2008 года Всемирная туристическая организация давала оптимистический прогноз развития мирового туризма в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Особо

отмечалось, что финансовые проблемы в США не сильно повлияют на туризм в остальном мире. Но уже в июле ЮНВТО пришлось корректировать свои прогнозы, снизив предполагаемые темпы роста отрасли.

Крупнейшие европейские туристские компании в связи с общей финансовой нестабильностью подняли цены, что сопровождалось спадом продаж. В Великобритании, по данным Ассоциации британских туроператоров, средняя стоимость туров за 2008 год увеличилась на 18%, а продажи снизились на 10%. Ведущие британские туроператоры TUI Travel и Thomas Cook прогнозируют рост цен на летние туры 2009 года на 12—15%, а снижение объема продаж в 2009 году - не менее чем на 20%. Однако этим ухудшение ситуации в отрасли не ограничивается.

В середине сентября крупнейший перевозчик Великобритании XL Leisure Group объявил себя банкротом, в результате чего пострадало около 90 тыс. чел. Основной причиной своего банкротства компания объявила высокие цены на топливо и кредитный кризис. Вскоре после первого банкротства о несостоятельности объявил британский туроператор K&S Travel. Пострадало еще около 500 чел. Этот сбой в работе туристской индустрии считают самым большим за последние 20 лет. По мнению специалистов, он серьезно подорвал доверие западных потребителей к туристическим компаниям.

Британские авиакомпании не были единственными. За первое полугодие 2008 года, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, более 20 компаний обанкротилось из-за высокой стоимости аэротоплива. На грани банкротства находится итальянская компания Alitalia. Руководитель компании British Airways Уильям Уолш в своем интервью газете The Independent прогнозирует до конца года банкротство еще около 30 компаний.

Топливный кризис также отразился на российской туриндустрии. В августе 2008 года из-за большой задолженности перед топливо-заправочными компаниями авиационный альянс AiRUnion был вынужден приостановить полеты своих авиакомпаний. Когда стало понятно, что авиакомпании не смогут самостоятельно справиться с долгами, последовало государственное вмешательство. Указом премьер-министра В.В. Путина были выделены средства для заправки самолетов альянса за государственный счет. И все же эти меры не смогли мгновенно разрешить сложившуюся кризисную ситуацию. У нескольких компаний альянса - «Самара», «Домодедовские авиалинии» и «КрасЭйр» — отозваны лицензии. Они продолжат свою деятельность до конца октября. Далее обслуживанием рейсов этих компаний займутся такие авиаперевозчики, как Атлант-Союз. Вслед за авиаперевозчиками альянса в кризисном

стр. 98 из 194

положении оказалась компания «Дальавиа». Компании Sky Express Росавиация объявила о возможном отзыве лицензии за долги.

Не обошлось без банкротств и среди российских туроператоров. Несостоятельным был признан туроператор «Детур», внезапно прекративший свою деятельность в начале июля 2008 года. Оператор работал на российском рынке достаточно давно и считался надежным партнером. Банкротство компании было вызвано несостоятельностью турецкоавстрийского туроператора «Vasco», дочерней фирмой которого являлась фирма «Детур». В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» страховая компания РОСНО производила выплаты пострадавшим туристам. Но долги туроператора составили около 20 млн руб., тогда как предусмотренные законом компенсации обеспечивают лишь 10 млн руб. В связи с этим прецедентом на рассмотрение Госдумы было вынесено предложение поднять сумму финансового обеспечения для туроператоров, занимающихся международным туризмом, до 100 млн руб. Это предложение вызвало протест у некоторых туроператоров, считающих, что вместо усиления защиты прав потребителей такие меры приведут к сокращению числа операторов, неспособных обеспечить такую сумму страхового покрытия.

Руководители и менеджеры туроператоров прогнозируют общий подъем цен на российском туристическом рынке. Уже сейчас можно наблюдать 20—30% подорожание зимних туров по сравнению с прошлогодним уровнем. Это связано с увеличением цен на энергоносители. На фоне значительного падения цен на нефть, цены на авиатопливо снизились только на 10%. На цене авиабилетов это отразилось еще меньше. Так, «Аэрофлот» снизил свои тарифы только на 3,5%.

На спрос на дорогие туры рост стоимости путевок окажет слабое влияние, тогда как в средней ценовой категории спрос может сильно упасть, а в нижней ценовой категории вообще приблизиться к нулю. Кроме того, в связи с общим ухудшением финансовой обстановки в стране специалисты прогнозируют волну сокращений штатов российских компаний и соответственное снижение потребительской активности среднего класса в целом и спроса на отдых за границей, в частности.

Руководители российских туроператоров отмечают и другой аспект влияния финансового кризиса на деятельность турфирм. Летний сезон 2008 года не был для туроператоров особо удачным. Спрос в августе был сильно переоценен, осталось много непроданных туров. Специалисты туристических компаний объясняют низкий спрос тем, что российские туристы ожидали наступления финансового кризиса в России уже в августе и решили отложить свой отдых. Кроме того, сыграли свою роль в снижении доверия к туристской отрасли авиационный кризис и волна банкротств. В результате

стр. 99 из 194

операторы не успели накопить достаточно средств для обеспечения деятельности в зимний сезон, а некоторые даже остались в убытке.

Обычно в преддверии зимнего сезона операторы брали банковские кредиты для закупки блоков мест у авиаперевозчиков и отелей. Но сейчас банковский кредит получить очень сложно. Инвестиции в туристическую отрасль обладают высокой степенью риска, что не желательно при сложившейся обстановке на фондовом рынке. Конечно, не все туроператоры сильно зависимы от заемных средств. Но общий объем предложения сократится. При сохраняющемся уровне спроса на дорогие зимние туры возможно превышение спроса над предложением и очередное поднятие цен на турподукт.

Снижение спроса наблюдается и на рынке въездного туризма. После небольшого увеличения въездного турпотока в 2006 году, в последующий период наблюдается снижение интереса к турпоездкам в Россию со стороны иностранцев. Из статистики Ростуризма, впрочем, видно, что количество иностранных туристов, посетивших Россию в первой половине 2008 года, на 7,6% больше прошлогодних показателей того же периода. Туристические компании, напротив, говорят о снижении продаж въездных туров, а увеличение въездного потока объясняют большим количеством деловых поездок, осуществляемых по туристическим визам.

Основные причины низкой туристской привлекательности год от года не меняются. В числе причин, названных большинством компаний критическими, следующие: рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов, недостаточность рекламы туристических возможностей России за рубежом, дефицит современных гостиниц туркласса в регионах, Москве и Санкт-Петербурге, дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в самой России (карт, буклетов, уличных указателей), дефицит современных туристических автобусов и круизных судов и т.д.

Одной из мер, предпринимаемых государством для устранения этих препятствий, является формирование особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Результатом их создания должно стать социально-экономическое развитие данных регионов, повышение конкурентоспособности отечественных санаторно-курортных услуг на мировом рынке и улучшение имиджа страны в целом.

Одна из основных помех в развитии въездного туризма заключается в низком уровне бюджетного финансирования, который не дает возможности активизировать некоммерческую рекламу туристических возможностей России. Необходимо упрощение визового режима, правил регистрации туристов на территории Российской Федерации и таможенных правил для ввоза туристических автобусов и круизных судов. Без

государственной поддержки не представляется возможным уменьшение стоимости турпродукта, т.к. в первую очередь растут те цены, которые контролируются государством.

Помимо проблем въездного туризма, которые влияют на поток иностранных туристов из года в год, в летнем сезоне 2008 года добавились новые. В первую очередь, это война с Грузией, которая, скорее всего, надолго снизит приток туристов из стран, поддержавших грузинскую сторону. Кроме того, внимание путешественников со всего мира было приковано к чемпионату Европы по футболу и Олимпийским играм, что также вызвало перераспределение турпотоков. Улучшению ситуации на въездном рынке при соответствующем уровне организации может способствовать проведение Евровидения-

2009 в Москве и Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Таким образом, мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное негативное влияние на состояние туризма как в России, так и во всем мире. Основной прогноз развития туротрасли в равной степени можно отнести и к другим отраслям мировой экономики, попавшим по влияние финансового кризиса. Ожидается смена ведущих игроков на туристических рынках, прекращение существования большого количества компаний отрасли, укрупнение и слияние компаний и концентрация основного объема продаж у нескольких наиболее крупных компаний. Изменения коснутся и потребителей туруслуг. Поменяются географические пристрастия российских туристов, их сегментация по уровню дохода. Для въездного туризма произойдет смена географии стран - основных источников иностранных туристов. Все эти процессы и так происходили на российском туристическом рынке, но финансовый кризис значительно их ускорил и добавил фактор неопределенности и риска.

Литература

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.. Экономика туризма. М.Финансы и статистика, 2002.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. С-Пб, Невский фонд, 2007.

3. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.

4. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. М. Экономика, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.