Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / специалисты государственного и муниципального управления / педагогическая система / профессиональная готовность / инновационная деятельность / инновационно-деятельностный подход / высшее образование / professional training / state and municipal administration specialists / pedagogical system / professional readiness / innovative activity / innovation-activity approach / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Викторовна Провоторова, Марина Геннадьевна Синякова

В условиях изменяющейся геополитической и социально-экономической ситуации возникает необходимость в формировании новой когорты специалистов публичного управления РФ. С помощью метода моделирования педагогической системы дается обоснование методологии подготовки специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности с позиций традиционных для системы высшего образования системного, аксиологического, акмеологического и модульного подходов. Кроме того, применены культурноисторический и предложенный авторами инновационно-деятельностный подходы. Представленный комплекс методологических подходов ориентирован на формирование и развитие основных компонентов профессиональной готовности будущих специалистов публичного управления к инновационной деятельности: мотивационноценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталия Викторовна Провоторова, Марина Геннадьевна Синякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION FOR INNOVATIVE ACTIVITY

The changing geopolitical and socio-economic necessitates the creation of a new cohort of specialists in public administration of the Russian Federation. With the help of the method of modelling the pedagogical system, substantiation of the methodology of training of specialists of state and municipal administration to innovation activity from the perspective of the traditional for the system of higher education system, axiological, acmeological and modular approaches. In addition to the generally accepted, cultural and historical, as well as the innovative and activity approaches proposed by the authors were applied. The presented set of methodological approaches is focused on the formation and development of the main components of professional readiness of future public administration specialists to innovative activity: motivational and value, cognitive, action and reflexive.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья

УДК 378.011.33:35.08 йО!: 10.17853/2686-8970-2024-2-34-46

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наталия Викторовна Провоторова

кандидат психологических наук, доцент

Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия,

provotorova.natalija@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4597-0903

Марина Геннадьевна Синякова

доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой государственной службы и кадровой политики

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

msinykova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5847-7499

Аннотация. В условиях изменяющейся геополитической и социально-экономической ситуации возникает необходимость в формировании новой когорты специалистов публичного управления РФ. С помощью метода моделирования педагогической системы дается обоснование методологии подготовки специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности с позиций традиционных для системы высшего образования системного, аксиологического, акмеологического и модульного подходов. Кроме того, применены культурно-исторический и предложенный авторами инновационно-деятельностный подходы. Представленный комплекс методологических подходов ориентирован на формирование и развитие основных компонентов профессиональной готовности будущих специалистов публичного управления к инновационной деятельности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.

© Провоторова Н. В., Синякова М. Г., 2024 34

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалисты государственного и муниципального управления, педагогическая система, профессиональная готовность, инновационная деятельность, инновационно-деятельностный подход, высшее образование

Для цитирования: Провоторова Н. В., Синякова М. Г. Методологические подходы к подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления к инновационной деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 34-46. https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-34-46.

Original article

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION FOR INNOVATIVE ACTIVITY

Nataliia V. Provorotova

Candidate of sciences in Psychology, Associate Professor

Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia

provotorova.natalija@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4597-0903

Marina G. Siniakova

Holder of an Advanced Doctorate (Doctor of Science) In Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Public Administration and Personnel Policy

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Ekaterinburg, Russia

msinykova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5847-7499

Abstract. The changing geopolitical and socio-economic necessitates the creation of a new cohort of specialists in public administration of the Russian Federation. With the help of the method of modelling the pedagogical system, substantiation of the methodology of training of specialists of state and municipal administration to innovation activity from the perspective of the traditional for the system of higher education system, axiolo-gical, acmeological and modular approaches. In addition to the generally accepted, cultural and historical, as well as the innovative and activity approaches proposed by the authors were applied. The presented set of methodological approaches is focused on the formation and development of the main components of professional readiness of future public administration specialists to innovative activity: motivational and value, cognitive, action and reflexive.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

35

Keywords: professional training, state and municipal administration specialists, pedagogical system, professional readiness, innovative activity, innovation-activity approach, higher education

For citation: Provorotova N. V., Siniakova M. G. Methodological approaches to the training specialists in the field of state and municipal administration for innovative activity // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 34-46. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-34-46.

Актуальность. В настоящее время особое значение приобретает подготовка специалистов в области государственного и муниципального управления (ГМУ). Это связано с тем, что современные социально-экономические и политические преобразования требуют от них высокого уровня профессионализма. Кроме того, приведение функционирования системы государственного управления в соответствие с современной концепцией публичного управления, где государственные и муниципальные властные структуры являются важной составляющей политико-административной системы управления, определяет необходимость внедрения инновационных форм управления, которые появляются и реализуются благодаря инновационной деятельности.

Данная деятельность имеет особую специфику, поскольку направлена на выбор наиболее перспективных, эффективных и актуальных проектов инноваций (продуктов, которых еще не было в реальной практике) и может продуцировать как технологические, так и социально-культурные прорывы в развитии общества [1].

В этом контексте специалисты считают, что процесс профессионального обучения следует строить по принципу «опережающего обогащения, давать знания с запасом, впрок», т. е. готовить специалистов к тем требованиям, которые профессия предъявит к ним только через несколько лет [2].

Профессиональная подготовка специалистов сферы государственного управления понимается нами как целостная система со свойственными ей составляющими и структурно-функциональными связями, построенная на основе соответствующих методологических подходов.

Отметим, что на научно-методологическом уровне современной педагогики высшего образования наблюдается противоречие между необходимостью формирования новой когорты специалистов публичного управления РФ, способных эффективно действовать в условиях

36

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

новой геополитической и социально-экономической ситуации в национальных интересах, и существующей теоретико-методологической основой подготовки таких специалистов. Вследствие этого, а также в соответствии с требованиями времени возникает потребность в переосмыслении методологической и технологической составляющих подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления [3, 4].

Целью данной статьи является обоснование методологических подходов к подготовке специалистов сферы государственного и муниципального управления, способных к инновационной деятельности в изменяющихся условиях.

Методология и методы исследования. Основанием для реализации поставленной цели выступает системный подход, в соответствии с которым категория «подготовка» в образовательной теории и практике определяется как система [5]. Таким образом, подготовку будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления целесообразно рассматривать как педагогическую систему.

Несмотря на множество существующих педагогических подходов к толкованию термина «педагогическая система», в настоящей работе мы используем данный термин в обобщенном варианте, как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющих общую цель функционирования, направленную на развитие субъектов педагогического процесса [6].

Применение такого метода теоретического исследования, как моделирование, позволяет нам рассматривать педагогические системы как развивающиеся [7]. Также были использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, метод обобщения научных исследований.

Обзор литературы. За последние 30 лет появилось достаточно много социально-педагогических и психолого-педагогических исследований готовности к профессиональной деятельности в контексте различных методологических подходов [см., например, 8]. В фокусе нашего внимания находятся работы, посвященные выявлению ценностно-содержательной и научно-методической основ подготовки специалистов ГМУ. Однако, как правило, исследователи выделяют актуальный для них аспект этого процесса, не рассматривая его как целостную педагогическую систему.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

37

В. Г. Горб определяет, что процесс подготовки будущих государственных служащих должен строиться на основе научно-методологических положений системно-деятельностного подхода, с помощью которого достигаются профессиональные цели подготовки государственных служащих, формирование и развитие их профессиональной компетентности [9].

А. Н. Позднышов рассматривает профессиональную подготовку в системе государственной службы как процесс профессионализации государственных служащих (резервистов), научно обосновывает принципы подготовки таких специалистов применительно к сфере обеспечения общественной безопасности [10].

Большое внимание стало уделяться применению акмеологиче-ских технологий развития специалистов в области государственного и муниципального управления [11].

Как на теоретическом [12], так и практическом уровне1 происходит переоценка ценностно-смысловой основы подготовки будущих чиновников в условиях новой геополитической и социально-экономической ситуации, возвращения к таким идеалам служения Отечеству, как государственность, духовность, патриотизм.

Таким образом, существует потребность в более тщательном исследовании теоретико-методологических и методических основ профессиональной подготовки специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности именно как целостной педагогической системы.

Результаты исследования. Как было отмечено ранее, профессиональная деятельность специалистов сферы ГМУ в новых условиях требует от них готовности к инновационной деятельности. Подчеркнем, что эффективность данной деятельности зависит не только от уровня образования, квалификации, профессиональных умений государственного служащего, но и в большей мере от его личностных особенностей и способностей, которые определяют стратегию и тактику успешной реализации своих профессиональных функций и государственного управления в целом.

1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809. URL: http://kremlin.ru>acts/bank/48502.

38

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

На основании этого в качестве целевой направленности подготовки специалистов ГМУ мы определили формирование их профессиональной готовности к инновационной деятельности, что понимается как целостное состояние личности, выражающееся в сформирован-ности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов. Специалист ГМУ, обладающий профессиональной готовностью к инновационной деятельности, способен принимать и внедрять в управленческую практику интеллектуальные решения и нести за них ответственность, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и обеспечивать свое профессиональное развитие.

Мотивационно-ценностный компонент профессиональной готовности специалиста ГМУ к инновационной деятельности представлен совокупностью мотивов, ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих осознанное отношение будущего государственного служащего к инновационной деятельности и понимание ее роли в решении актуальных проблем системы государственной службы.

Когнитивный компонент рассматриваемого состояния отражает степень овладения обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, равно как и уровень готовности к реализации инновационной деятельности в профессии.

Деятельностный компонент определяется спецификой видов профессиональной деятельности будущего государственного служащего и необходимостью выполнения работы в государственном управлении, а также технологиями принятия рациональных решений, умением адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной рабочей ситуации, используя инновационные подходы, методы и приемы.

Рефлексивный компонент отражает уровень осознания будущими специалистами в сфере ГМУ профессиональной ответственности, собственной способности к самосовершенствованию, профессиональному росту.

Применение системного подхода в моделировании и реализации профессиональной подготовки специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности как педагогической системы [13] позволяет выделить не только ее структурно-функциональные компоненты, но и спо-

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

39

собствует созданию модели новой педагогической системы, обеспечивающей формирование данной готовности.

Применяемый в нашем исследовании аксиологический подход акцентирует направленность моделирования подготовки специалистов ГМУ на реализацию норм и ценностей, принятых в современном российском обществе, приоритетов и требований образовательной парадигмы, а также на развитие системы наличных ценностей у самих обучающихся [14]. Использование данного подхода позволяет выстроить педагогическую модель подготовки специалистов ГМУ к инновационной деятельности как некое ценностно-образовательное пространство, опирающееся на морально-правовые и этические нормы государственной и муниципальной службы в процессе становления у обучающихся ценностей профессиональной деятельности как ее регуляторного и мо-тивационного механизма. Таким образом, аксиологический подход является основой формирования мотивационно-ценностного компонента профессиональной готовности к инновационной деятельности специалиста ГМУ.

Для формирования когнитивного компонента профессиональной готовности к инновационной деятельности специалиста ГМУ мы используем модульный подход, определяющий процесс конструирования содержания подготовки государственных чиновников в соответствии с интересами и потребностями субъектов образовательной деятельности [15]. Реализация данного подхода позволяет выделить законченные блоки информации о направлениях инновационных изменений в публичном управлении, технологий их внедрения, привлечения к их реализации и качеству использования широкого круга общественности. Такой подход обеспечивает последовательное и междисциплинарное освоение теории и технологии инновационного менеджмента в государственном и муниципальном управлении как на теоретическом (через аудиторные занятия), так и на практическом уровне (учебная практика, формы внеаудиторной работы).

Кроме модульного, при формировании когнитивного компонента применим и культурно-исторический подход, направленный на создание культурологического контекста профессиональной деятельности: осознание культурно-исторического опыта, его адаптации к современным условиям и формирование системы культурологического

40

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

знания у студентов. Для нашего исследования важность культурно-исторического подхода определяется тем, что профессиональная деятельность специалистов сферы государственного и муниципального управления является феноменом отечественной культуры, в основе которой лежат традиции нравственного отношения к управлению, обществу, народу страны [16]. Культурно-исторический подход в образовании предполагает целевую направленность образовательного процесса на осознание студентами социальной и профессиональной значимости профессии госслужащего для современной России и готовности к выполнению социокультурных и профессиональных функций для развития государства и общества.

Формирование деятельностного компонента профессиональной готовности к инновационной деятельности специалиста ГМУ, на наш взгляд, должно строиться в соответствии с новым, инновационно-дея-тельностным подходом.

Традиционно освоение профессиональной деятельности связывают с реализацией положений деятельностного подхода в образовании. Как подчеркивают специалисты, данный подход направлен на то, чтобы в учебном процессе обучающийся осваивал содержание обобщенных образцов научного знания и других образцов, уже известных человеческой культуре [17]. Другими словами, для освоения инновационной деятельности необходимо прежде изучить систему знаний и способов действия, полученных человечеством в ходе его развития, что и осуществляется в рамках деятельностного подхода в образовании.

Однако психологи подчеркивают, что применение этого подхода создает условия для развития обучающегося в большей степени как субъекта деятельности, способствуя совершенствованию преимущественно социальных, нежели индивидуально-личностных качеств [18].

При этом инновационный потенциал работников, который в основном и определяет успешность инновационной деятельности, относится к категории личностного ресурса [19]. Инновационный потенциал личности в целом представляет собой совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работника, которые могут быть сформированы в рамках специально организованного образовательного процесса [20].

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

41

Н. Г. Бухарцева отмечает, что при развитии интеллектуального потенциала необходимо учитывать три его важнейших составляющих [21, с. 31-32]:

• когнитивную - теоретические знания, практический опыт, профессиональные компетенции;

• креативную - способности осуществлять работы по созданию инноваций, решать сложные проблемы;

• личностную - свойства личности, психофизические и профессиональные личные качества.

Для того чтобы учесть специфику инновационной деятельности, требуется разработка соответствующих принципов и методов проектирования и организации образовательного процесса. В целом эта методологическая база должна стать основой образовательной системы, обеспечивающей освоение будущими специалистами ГМУ инновационной деятельности.

Инновационную деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ мы рассматриваем как составляющую профессионального взаимодействия государственных и муниципальных служащих, направленную на внедрение управленческих инноваций в целях социально-экономического развития государства и общества в рамках действующих должностных полномочий. Четкая регламентация инновационной деятельности государственного служащего является ее специфической особенностью, которую необходимо учитывать как в теоретической модели подготовки государственных служащих, так и в ее практической реализации.

Вышеизложенные позиции позволяют нам говорить о том, что инновационно-деятельностный подход как методологическая база будет способствовать формированию готовности будущего специалиста ГМУ к инновационной деятельности посредством развития деятель-ностного компонента этого целостного состояния личности.

Таким образом, мы определяем инновационно-деятельностный подход как методологическое обоснование, включающее в себя набор принципов и методов проектирования и реализации подготовки специалистов ГМУ к инновационной деятельности, имеющей свои специфические черты.

42

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

Развитие рефлексивного компонента профессиональной готовности к инновационной деятельности специалиста ГМУ должно стимулировать использование положений акмеологического подхода в образовании, прежде всего связанных с необходимостью целостного изучения человека в образовательной среде как индивида, личность, индивидуальность и субъекта жизнедеятельности [22]. Именно рефлексия рассматривается сегодня в акмеологии и как профессионально важное качество, формируемое при освоении профессии [23], и как условие развития профессионализма, что выводит субъекта деятельности на уровень творческой деятельности [24].

Применение данного подхода позволяет сфокусировать внимание на формировании профессиональной субъектности будущего специалиста сферы ГМУ через постепенное освоение нормированной деятельности с адекватной рефлексией к полной рефлексивной самоорганизации. По мнению специалистов, первоначальные рефлексивные умения, позволяющие оценивать учебную деятельность, должны стимулировать и развитие рефлексивности в деятельности специалиста государственной службы [25].

Заключение. В целом методология построения процесса подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности представляет собой совокупность методологических подходов:

• системного, аксиологического, акмеологического, модульного - традиционных для системы высшего профессионального образования подходов;

• культурно-исторического, в рамках реализации которого деятельность специалистов сферы государственного и муниципального управления рассматривается в контексте исторически сложившейся управленческой культуры, учитывающей традиции и особенности, но ориентированной на решение современных задач развития российского общества и государственности;

• инновационно-деятельностного, определяемого как методологическое обоснование модели подготовки будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, имеющее свои специфические черты.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

43

Представленный комплекс методологических подходов к подготовке является наиболее полным, поскольку ориентирован на формирование и развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, деятель-ностного и рефлексивного компонентов профессиональной готовности будущих специалистов публичного управления к инновационной деятельности.

Список источников

1. Ларичева Е. А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 3. С. 22-26.

2. Асмолов А. О полимотивации и лидерах XXI века: интервью Благотворительному фонду им. В. Потанина. 2019. URL: https://youtu.be/ InP1c9gDhHQ?si=5rrMqY6dsTWm57rz.

3. Altbach P. Doctoral education: Present realities and future trends // College and University Journal. 2004. Vol. 80, iss. 2. P. 3-10. URL: https:// www.questia.com/library/journal/1P3-795412741/doctoral-education-present-realities-and-future-trends.

4. Environmental education in the system of global and additional education / M. R. Arpentieva [et al.] // Вестник Национальной академии наук республики Казахстан. 2019. Vol. 3. P. 158-168. https://doi.org/ 10.32014/2019.2518-1467.82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Павлова Н. В. Понятие подготовки как педагогической категории в рамках понятийно-терминологического аппарата, применяемого в системе высших учебных заведений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 8. С. 307-312.

6. Головлева С. М. Развитие представлений о педагогических системах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2. С. 62-77.

7. Писаренко В. И. Моделирование в современной педагогике // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 146-154. http://doi.org/10.24158/spp.2019.12.24.

8. Бычкова Е. Ю. Готовность к профессиональной деятельности как социально-педагогическая категория // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 2 (89). С. 43-49. https://doi.org/ 10.51904/2306-8329 2023 89 2 43.

44

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

9. Горб В. Г. Профессиональные и образовательные цели подготовки государственных служащих // Государственная служба. 2021. Т. 23, № 2. С. 55-62. http://doi.org/10.22394/2070-8378-2021-23-2-55-62.

10. Позднышов А. Н. Развитие системы профессиональной подготовки государственных служащих // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 2. С. 94-100.

11. Степнова Л. А. Акмеологические технологии развития ауто-психологической компетентности государственных служащих // Акмео-логия. 2004. № 3. С. 82-86.

12. Резер Т. М., Невский Г. А. Служение государству - новая социально-ценностная ориентация подготовки будущих чиновников // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 433-440. http://doi.org/10.15350/2409-7616. 2020.1.39.

13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

14. Pierzchala K. The axiological contexts of resocialization education // Lubelski Rocznik Pedagogiczny. 2020. T. 39, z. 2. P. 91-101. http:// doi.org/10.17951/lrp.2020.39.2.91-101.

15. Цуркан Н. В., Шведов Д. В. Модульные технологии обучения как составляющая современных педагогических технологий // The Scientific Heritage. 2020. № 45. С. 24-27.

16. Фролов О. В. Магистр государственного управления: культура, компетентность, профессионализм. М.: Флинта, 2021. 202 с.

17. Медведев А. М., Жуланова И. В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf.

18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

19. Коваленко А. А. Управление инновациями: формирование модели механизма мотивации к инновационной деятельности предприятия // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 72. С. 248-274. http://doi.org/10.24411/2070-1381-2019-00027.

20. Ларин С. Н., Омельченко А. Н., Соколов Н. А. Структура интеллектуального потенциала предприятий: анализ существующих под-

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

45

ходов и современные новации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1, ч. 1. С. 48-57. http://doi.org/10.17513/vaael.938.

21. Бухарцева, Н. Г. Интеллектуальный потенциал современного человека: структура и пути формирования // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 30-35.

22. Деркач А. А. Развитие акмеологии: достижения, проблемы, перспективы // Народное образование. 2020. № 3. С. 57-64.

23. Тарасова Е. В. Рефлексия и смысложизненные ориентации как компоненты жизнеспособности психолога // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3, № 1. С. 109-128.

24. Журко В. Н. Профессиональная рефлексия, ее сущностные и формальные характеристики // Вестник университета. 2012. № 1. С.127-129.

25. Соболев Н. А. Модель эффективности государственной службы в России: проблема рефлексии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012.№ 4. С. 177-193.

Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 29.04.2024.

The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 29.04.2024.

46

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.