Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Провоторова Н.В.

Статья посвящена исследованию теоретических основ концепции формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности. Цель статьи : рассмотреть сущность педагогической концепции формирования данного вида готовности, представленной системой ключевых дефиниций, основных идей, закономерностей, принципов, ведущих положений. В публикации рассмотрены существующие подходы к пониманию педагогической концепции, еѐ структуры, даны основные определения, предложенные современными учеными, исследовавшими данное явление. Основное внимание уделено обоснованию разработанной концепции формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности. Сформулированы идея, миссия, цель концепции. Акцентируется внимание на том, что предложенная концепция основывается на совокупности методологических подходов (акмеологическом, аксиологическом, системном, деятельностном, компетентностном), позволивших выделить ряд закономерностей формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности и соответствующих им принципов. Представлена понятийно-категориальная идентификация и структурно-содержательная разработка дефиниций, основывающихся на совокупности описанных в статье ведущих положений. В заключении подчеркивается, что представленная педагогическая концепция является основой модели формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Провоторова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FORMING THE READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR INNOVATION: THEORETICAL ASPECT

The article is devoted to the study of the theoretical foundations of the concept of formation of readiness of future specialists in the field of public administration for innovation. The purpose of the article: to consider the essence of the pedagogical concept of the formation of this type of readiness, represented by a system of key definitions, basic ideas, patterns,principles, leading provisions. The publication examines the existing approaches to understanding the pedagogical concept, its structure, and gives the main definitions proposed by modern scientists who have studied this phenomenon. The main attention is paid to the substantiation of the developed concept of forming the readiness of future specialists in the field of public administration for innovation. The idea, mission, and purpose of the concept are formulated. Attention is focused on the fact that the proposed concept is based on a set of methodological approaches (acmeological, axiological, systemic, activity, competence), which allowed us to identify a number of patterns of formation of professional readiness of future specialists in the field of public administration for innovation and their corresponding principles. Conceptual and categorical identification and structural and substantive development of definitions based on the totality of the leading provisions described in the article are presented. In conclusion, it is emphasized that the pedagogical concept presented in the article is the basis of a conceptual model for the formation of the readiness of future specialists in the field of public administration for innovation.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

216

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского. Серия : Социальные науки, 2022, № 3 (67), с. 216-222

УДК [(378.011.3-051:35.08):005.59.6]:001.891.3 DOI 10.52452/18115942_2022_3_216

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2022 г. Н.В. Провоторова

Провоторова Наталия Викторовна, к.психол.н.; доц.; доцент кафедры психологии Луганского государственного педагогического университета provotorova.natalij a@yandex. т

Статья поступила в редакцию 25.04.2022 Статья принята к публикации 21.07.2022

Статья посвящена исследованию теоретических основ концепции формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности. Цель статьи: рассмотреть сущность педагогической концепции формирования данного вида готовности, представленной системой ключевых дефиниций, основных идей, закономерностей, принципов, ведущих положений. В публикации рассмотрены существующие подходы к пониманию педагогической концепции, её структуры, даны основные определения, предложенные современными учеными, исследовавшими данное явление. Основное внимание уделено обоснованию разработанной концепции формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности. Сформулированы идея, миссия, цель концепции. Акцентируется внимание на том, что предложенная концепция основывается на совокупности методологических подходов (акмеологическом, аксиологическом, системном, деятельностном, компетент-ностном), позволивших выделить ряд закономерностей формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности и соответствующих им принципов. Представлена понятийно-категориальная идентификация и структурно-содержательная разработка дефиниций, основывающихся на совокупности описанных в статье ведущих положений. В заключении подчеркивается, что представленная педагогическая концепция является основой модели формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

Ключевые слова: будущие специалисты сферы государственного управления, профессиональная готовность к инновационной деятельности, педагогическая концепция, структура педагогической концепции, концепция формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности, закономерности и принципы формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности.

Введение

Внедрение в систему государственной власти инновационных форм и методов управления выдвигает соответствующие требования к профессиональному уровню специалистов, работающих в данной сфере. Современная система подготовки в недостаточной степени ориентирована на формирование готовности к деятельности будущих государственных гражданских служащих в условиях инновационного управления. В связи с этим возникает необходимость во внедрении новой системы подготовки специалистов, направленной на повышение их профессионализма и конкурентоспособности.

Значимость модернизации профессиональной подготовки специалистов сферы государственного управления актуализирует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс в высшей школе педагогической концепции формирования готовности будущих специ-

алистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

Разработка авторской концепции является особой формой научного понимания исследуемой проблемы и выступает необходимым условием выполнения фундаментального научного исследования по педагогическим наукам.

Теоретические основы

В современной педагогической науке проблемой изучения методологии построения педагогических концепций занимались Е.В. Бережная, Т.А. Дмитриева, В.В. Краевский, Н.С. Пу-рышева, В.А. Рыжко, Л.Ф. Спирин, Р.В. Гурина, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, А.М. Новиков, В.Э. Штейнберг и другие. Опираясь на научные труды авторитетных ученых, приходим к пониманию разнообразных подходов к трактовке изучаемой дефиниции.

Концепцию как педагогический феномен исследователи рассматривают:

- как ведущую идею, способ интерпретации явления или процесса [1, с. 14];

- как систему принципов, раскрывающих смысл, содержание, организационные и методические основы учебного процесса, а также характерные признаки деятельности педагога и обучающихся в процессе его осуществления [2, с. 345];

- как способ познания явлений и процессов, основной замысел в структуре теории [3];

- как систему суждений, основополагающих идей об исследуемом явлении [4];

- как знание, представляющее собой синтез социологического, культурологического, познавательно-оценочного и практического аспектов [5];

- как целостную систему знания, имеющую внутреннюю дифференциацию, характеризующуюся многообразной структурой логически зависимых друг от друга элементов [1, с. 16].

В переводе с латинского сonceptio трактуется как «понимание», «система». По мнению В.А. Рыжко, концепция создает смысловое содержание научной теории, является структурой научного познания, несет социокультурное значение, показывает не только субъект-объектные отношения, но и демонстрирует взаимосвязь между субъектами [5].

В свою очередь, Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева трактуют дефиницию «концепция» как целевую, динамичную систему основных знаний о конкретном педагогическом явлении или процессе, раскрывающую сущностные характеристики педагогических феноменов, содержание, специфику [6].

Отметим, что вышеизложенные подходы к пониманию педагогической концепции демонстрируют характерные свойства изучаемого феномена и дают основания для определения основных требований к ее разработке. К ним мы отнесли, во-первых, существование основополагающей научной идеи, во-вторых, системность изложения концептуальных положений, в-третьих, обоснованность и взаимообусловленность концептуальных положений развитием науки и социума, в-четвертых, взаимосвязь теоретических наработок и практической деятельности.

В рамках представленной научной работы интерес вызывают положения исследователей о структуре педагогических концепций, позиционирующих современные тенденции системы высшего образования.

Опираясь на исследования В.В. Краевского и Е.В. Бережной, Е.М. Харланова видит структуру педагогической концепции как совокупность ценностно-целевых ориентиров, теоретико-содер-

жательного наполнения и нормативной модели реализации концепции, раскрывающей поэтапно три ее научные грани (социокультурную, логико-гносеологическую и практическую) [7, с. 107].

Исследователь приходит к заключению о том, что ценностно-целевые ориентиры как первый структурный компонент концепции раскрывают социокультурный аспект и включают основополагающие ценностные установки, обосновывающие главную идею, цель, разработку понятийного поля диссертационного исследования.

Теоретико-содержательное наполнение, являясь следующим структурным компонентом концепции, реализует логико-гносеологический аспект, включающий методологические подходы, важнейшие закономерности, основополагающие принципы, теоретические модели.

Нормативная модель является третьим компонентом и позиционирует практический аспект концепции. Как считает Е.М. Харланова, два первых компонента педагогической концепции выполняют научно-теоретическую функцию, третий компонент - конструктивно-технологическую, что, по мнению ученого, позволяет выделить в педагогической концепции научно-теоретический и практический блоки.

Обобщая приведенные выше научные наработки, исследователь понимает педагогическую концепцию как совокупность представлений о каком-либо педагогическом феномене, объединенную основополагающей идеей во взаимодействии социокультурного, логико-гносеологического и практического аспектов, осуществляющую научно-теоретическую и конструктивно-технологическую функции [7, с. 107].

Научный интерес в контексте нашего исследования вызывает структура педагогической концепции, предложенная Е.В. Яковлевым. Автор научных трудов по изучаемой проблематике выстраивает логику педагогической концепции и наполняет ее фундаментальными положениями, понятийным аппаратом, теоретическим и методологическим обоснованием, ядром концепции, содержательной и смысловой демонстрацией, педагогическими условиями продуктивной деятельности изучаемого явления [6, с. 91].

Некоторые исследователи представляют структуру педагогической концепции в виде совокупности методологического, теоретико-педагогического и технологического компонентов. В рамках первого компонента представлена общая методология, второй компонент подразумевает цель, основные задачи, совокупность принципов, векторы развития, прогнозируемые результаты. Технологический компонент представляет необходимые условия и технологию

реализации педагогической концепции в практической деятельности [8, с. 16].

По мнению Н.С. Пурышевой и Р.В. Гуриной, существует прямая зависимость выстраивания концепции от специфических особенностей изучаемого объекта. Исследователи в качестве основных блоков педагогической концепции выделяют: проблемный, включающий в себя миссию, цели, задачи, основные факторы, требования к изучаемому объекту; базисный, содержащий предпосылки, источники, совокупность норм и постулатов, моделей, характеризующих объект; содержательный, состоящий из основных идей, подходов, принципов, моделей, основных концептуальных позиций, научной новизны; практический, представленный методами и средствами построения процесса, механизмами его реализации, собственно диагностикой и диагностическим инструментарием [1, с. 18].

Результаты и их обсуждение

Нами была разработана авторская концепция формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

Поскольку процесс формирования готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности является основой эффективности профессионального становления и самореализации личности, его теоретическое и технологическое обеспечение является основной идеей обозначенной концепции.

Миссия концепции заключается в модернизации системы профессиональной подготовки. С нашей точки зрения, это возможно в результате разработки и внедрения педагогической модели формирования готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности.

Целью разработанной концепции является научно-теоретическое, методологическое обоснование и методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

Разработанная в предложенном исследовании концепция представлена как единство цели, сущности, структуры, содержания и результата ее реализации и синтезирует научно-теоретические и практические достижения высшего образования в сфере государственного управления, позиционирует авторские изыскания в указанной сфере и выступает фундаментом принятия новых концептов в формировании профессиональной готовности будущих специалистов

государственного управления к инновационной деятельности.

Опираясь на представленные исследования, рассмотрим сущность педагогической концепции формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

В нашем исследовании методологической основой процесса формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности являются следующие методологические подходы: акмеологический, аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный.

Акмеологический подход позволяет рассматривать личность будущего специалиста сферы государственного управления как субъекта профессионального совершенствования для достижения вершин профессионального мастерства.

Аксиологический подход предполагает обеспечение процесса профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления определенными условиями, способствующими становлению у будущих специалистов общечеловеческих, социальных, профессиональных и индивидуальных ценностей.

Системный подход обеспечивает или способствует организации формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности как целостного педагогического процесса, характеризующегося структурностью, иерархичностью и взаимозависимостью с образовательной и профессиональной средой, а также позволяет выделить компоненты профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления и их структурно-функциональные связи.

Деятельностный подход позволяет рассматривать деятельность как основополагающий источник формирования личности и важнейшее условие ее развития. Данный подход обеспечивает организацию деятельности преподавателей и будущих специалистов, способствует выявлению эффективных педагогических условий формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

Компетентностный подход отражает требования как к содержанию образования, так и к поведенческой составляющей обучающихся, демонстрирует результат профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного как комплекс показателей их профессиональной готовности к инновационной деятельности.

С учетом положений обозначенных подходов мы выявили следующие закономерности формирования профессиональной готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности:

- закономерность общественной и личной обусловленности формирования профессиональной готовности у будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности;

- закономерность взаимосвязи степени мотивации будущих специалистов, их нравственно-ценностных ориентаций и способности осуществлять основные направления инновационной деятельности;

- закономерность целостности, системности и взаимосвязи мотивационно-ценностного, интеллектуально-информационного, процессуально-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов;

- закономерность использования различных видов, форм и методов самостоятельной работы в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности;

- закономерность эффективности.

Отметим, что под «закономерностями формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности» мы понимаем устойчивую и объективную взаимосвязь между компонентами готовности будущих специалистов к инновационной деятельности и внешними социальными и педагогическими системами, оказывающими влияние на степень эффективности процесса формирования изучаемой готовности.

Выявленные закономерности позволяют сформулировать принципы формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления, соответствующие вышеперечисленным закономерностям.

К принципам формирования профессиональной готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности мы отнесли:

- принцип актуальности и востребованности, характеризующий многовекторную востребованность специалистов системы государственного управления, способных к инновационной деятельности, и актуальность подготовки студентов к использованию инновационных подходов и технологий в своей профессии;

- принцип интеракции, демонстрирующий главенствующую роль взаимодействия и эффективной коммуникации участников образовательного процесса, их личностной и групповой совместной деятельности в формировании про-

фессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности;

- принцип индивидуально-личностного развития, заключающийся в некой гармонизации процессов социального развития будущего специалиста системы государственного управления и его индивидуализации;

- принцип партнерства и сотрудничества, отражающийся в содержании работы педагога и обучающихся на всех ступенях и этапах формирования профессиональной готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности;

- принцип структурной целостности, устанавливающий целостность изучаемого объекта, взаимосвязь и взаимообусловленность его структурных компонентов;

- принцип технологичности, выражающийся в том, что формирование профессиональной готовности будущих государственных служащих обеспечивается комплексом педагогических технологий;

- принцип проблемности и креативности формирования готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, базирующийся на конструировании и решении проблемных заданий, нестандартных ситуаций, путем использования инновационных подходов, методик, инновационного инструментария;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения, характеризующийся широким спектром используемых методов и форм подготовки к инновационной деятельности;

- принцип обратной связи, направленный на создание постоянной и продуктивной обратной связи.

Вышеизложенные закономерности и принципы являются фундаментальной основой конструирования и содержательного наполнения авторской концепции формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

На основе анализа научной литературы и результатов авторских научных исследований [9-11] представлена понятийно-категориальная идентификация и структурно-содержательная разработка дефиниций, а именно:

- уточнено понятие «готовность к профессиональной деятельности», которое мы понимаем как состояние личности, имеющее целостную структуру, характеризующееся определенными психологическими особенностями и сформированными качествами, выражающееся в способности выполнения человеком профессиональных функций;

- конкретизировано понятие «профессиональная деятельность будущего специалиста в

сфере ГМУ». Мы понимаем эту научную категорию как особый вид трудовой деятельности, имеющий строгую нормативную регламентацию, основной целью которой является выполнение служащим функций государства, путем принятия социально значимых решений и осознания высокой степени ответственности за результаты своей работы;

— определен термин «будущий специалист в сфере ГМУ» - это личность, обладающая системой компетенций и личностных качеств, выступающих индикаторами профессионализма в сфере государственного управления, которая способна к их успешному использованию для выполнения функций государства и организации эффективного взаимодействия между гражданами и государством;

— сформулировано понятие «инновационная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ». Мы понимаем это как вид профессиональной деятельности, предполагающий наличие у специалистов высокого уровня профессиональной подготовки, интеллектуальной наполненности, креативного мышления, способности к использованию в своей работе принципиально новых подходов, методов и инструментов управления;

— дана авторская формулировка научной категории «профессиональная готовность будущего специалиста в сфере ГМУ к инновационной деятельности». Мы понимаем этот феномен как состояние личности, выражающееся в способности выполнения служащим функций государства, принятия социально значимых решений, характеризующееся целостной структурой, включающей мотивационно-ценностный, интеллектуально-информационный, процессуально-деятельностный, рефлексивно-аналитический компоненты, и предполагающее умение использовать принципиально новые подходы, методы и инструменты управления.

Также мы можем констатировать, что понятийное поле концепции формирования готовности будущего специалиста сферы государственного управления к инновационной деятельности определяет комплекс когнитивных (возможности системы профессиональной подготовки в отношении формирования компонентов готовности к инновационной деятельности), организационно-методических (педагогические условия обеспечения продуктивности изучаемого процесса) и социальных (взаимодействие субъектов систем образования, аппарата госуправления, определяющих решение поставленных задач) явлений, определяющих реализацию поставленной цели исследования.

Содержание понятийного поля авторской концепции формирования готовности будущих

специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности основывается на совокупности ведущих нижеперечисленных положений.

1. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности как совокупности знаний (общих и специальных), умений и навыков профессиональной деятельности, моделей поведения, социальных норм, ценностных установок, личностных качеств является целенаправленным и системным, соответствующим социальному заказу и потребностям будущего специалиста в сфере государственного управления.

2. Профессиональная готовность к инновационной деятельности, связанная со спецификой работы служащих сферы государственного управления, выступает результатом умственного, практического и личностного опыта образовательной и профессиональной деятельности, сложной комбинацией результатов освоения содержания профессионального обучения, процессов развития и самовыражения личности.

3. Ориентированность высшего образования на формирование профессиональной готовности к инновационной деятельности обеспечивает переход ее мотивационно-ценностного, интеллектуально-информационного, процессуально-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов на новый уровень функционирования, в процессе которого изменяется степень выраженности каждого. Возникновение нового качественного уровня сформированности готовности к инновационной деятельности обеспечивается совокупностью взаимодействия субъектов образовательного процесса учреждений высшего образования, саморазвития личности и является стимулом профессионального роста специалистов сферы государственного управления.

4. Обеспечение эффективности формирования профессиональной готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности основывается на внедрении в систему высшего образования концептуальной модели становления и развития изучаемого феномена. Реализация модели формирования профессиональной готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности основана на интеграции акмеологическо-го, аксиологического, системного, деятельност-ного, компетентностного подходов.

5. Образовательная деятельность университетов при соблюдении ряда педагогических условий (наполнение содержания предметов цикла профессиональной подготовки тематикой, направленной на повышение мотивации к

достижениям в профессии и подготовку специалистов к инновационной деятельности; расширение спектра возможностей студентов в отношении формирования их готовности к инновационной деятельности средствами контекстного обучения; разработка специального курса «Основы использования инноваций в сфере государственного управления», организация социального партнерства университета с учреждениями государственной власти) может представлять собой одну из эффективных возможностей практической реализации концепции.

Изложенные идеи о сущности, структуре и подходах к формированию готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности являются основанием для разработки педагогического сопровождения этого процесса, выраженного в концептуальной модели, научно-методическом обеспечении, диагностическом инструментарии оценки эффективности экспериментальной работы.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в статье сформулирована актуальность, цель, ведущая идея, назначение, закономерности, принципы концепции формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

Теоретическая и методологическая стратегия, составившая основу процесса формирования готовности будущего специалиста сферы государственного управления к инновационной деятельности, разработана на основе акмеоло-гического, аксиологического, системного, дея-тельностного и компетентностного подходов.

С учетом положений вышеперечисленных методологических подходов нами выявлены закономерности и принципы формирования профессиональной готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности.

На основе анализа научной литературы и результатов авторских научных исследований сформулировано понятийное поле авторской концепции.

Разработанная концепция формирования готовности будущих специалистов сферы государ-

ственного управления к инновационной деятельности обусловила необходимость конструирования педагогической модели реализации этого процесса в условиях высшей школы, чему будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Список литературы

1. Пурышева Н.С., Гурина Р.В. Структура образовательной концепции в педагогических исследованиях // Образование и наука. 2006. № 4. С. 12-20.

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.

3. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование). М.: Рос. пед. агентство, 1997. 173 с.

4. Аменд А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. 152 с.

5. Рыжко В.А. Концепция как форма научного познания: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Киев, 1989. 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Яковлев Е.В., Яковлева О.Н. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.

7. Харланова Е.М. Педагогическая концепция с позиций постнеклассической науки: структура, функции, методы // Вестник Челябинского педагогического университета. Педагогические науки. 2017. № 3. С. 107-112.

8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Изд. 4-е. М.: URSS: ЛЕ-НАНД, 2017. 270 с.

9. Провоторова Н.В. Предикторы формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 3 (92). С. 277-281.

10. Провоторова Н.В. Анализ современной практики формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2021. Т. 40. № 3. С. 347-357.

11. Провоторова Н.В. Критериальный аппарат готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. Филологические науки. 2021. № 7 (160). С. 70-75.

THE CONCEPT OF FORMING THE READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR INNOVATION: THEORETICAL ASPECT

N.V. Provotorova

Lugansk State Pedagogical University

The article is devoted to the study of the theoretical foundations of the concept of formation of readiness of future specialists in the field of public administration for innovation. The purpose of the article: to consider the essence of the pedagogical concept of the formation of this type of readiness, represented by a system of key definitions, basic ideas, patterns,

principles, leading provisions. The publication examines the existing approaches to understanding the pedagogical concept, its structure, and gives the main definitions proposed by modern scientists who have studied this phenomenon. The main attention is paid to the substantiation of the developed concept of forming the readiness of future specialists in the field of public administration for innovation. The idea, mission, and purpose of the concept are formulated. Attention is focused on the fact that the proposed concept is based on a set of methodological approaches (acmeological, axiological, systemic, activity, competence), which allowed us to identify a number of patterns of formation of professional readiness of future specialists in the field of public administration for innovation and their corresponding principles. Conceptual and categorical identification and structural and substantive development of definitions based on the totality of the leading provisions described in the article are presented. In conclusion, it is emphasized that the pedagogical concept presented in the article is the basis of a conceptual model for the formation of the readiness of future specialists in the field of public administration for innovation.

Keywords: future specialists in the field of public administration, professional readiness for innovation, pedagogical concept, the structure of the pedagogical concept, the concept of formation of professional readiness for innovation, patterns and principles of formation of professional readiness for innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.