Научная статья на тему 'Методологические основы построения системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов'

Методологические основы построения системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПОДХОД / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / METHODOLOGY / APPROACH / MODEL OF BUILDING A CULTURE OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE FUTURE ECONOMISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаченок Юлия Викторовна

В статье представлена схема модели формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Дана краткая характеристика структурных компонентов, указаны их цели и задачи. Рассмотрены системный и деятельностно-культурологический подходы в контексте исследуемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of constructing a system to form culture of competitive relations in the future economists

The article presents a circuit model creating a culture of competitive relations in the future economists. The structural components listed their goals and objectives briefly described. We consider the system and activity-cultural approaches in the context of the research problem.

Текст научной работы на тему «Методологические основы построения системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов»

УДК 378 ББК 74.480

Ю.В. Казаченок

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВы ПОСТРОЕНИЯ

системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов

В статье представлена схема модели формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Дана краткая характеристика структурных компонентов, указаны их цели и задачи. Рассмотрены системный и деятельностно-культурологический подходы в контексте исследуемой проблемы.

Ключевые слова: методология, подход, модель формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов.

Yu.V. Kazachenok

METHODOLOGICAL BASES OF CONSTRUCTING A SYSTEM TO FORM CULTURE OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE FUTURE ECONOMISTS

The article presents a circuit model creating a culture of competitive relations in the future economists. The structural components listed their goals and objectives briefly described. We consider the system and activity-cultural approaches in the context of the research problem.

Key words: methodology, approach, model of building a culture of competitive relations in the future economists.

Регулярные экономические изменения и процессы конкуренции, пронизывающие весь рынок труда, предъявляют высокие требования к подготовке экономистов. В контексте этого подготовка высококвалифицированных выпускников, умеющих работать в условиях конкуренции и обладающих должным уровнем конкурентной культуры, становится актуальной задачей для высшего профессионального образования [3].

Проблемой нашего исследования является формирование культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Анализ литературы показал, что, несмотря на исследовательский интерес ^ и накопленный опыт по данной тема-I тике, проблема изучена недостаточно. ^ Поэтому в данной статье мы представим го методологические основания и модель щ формирования культуры конкурентных <2 отношений у будущих экономистов, ко-

торые могут и должны послужить факторами, способствующими эффективному решению проблемы.

Начнем представлять проблему с методологических оснований. Методологию в педагогике рассматривают как «совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности» (В.П. Каши-рин, В.А. Сластенин [5, с. 147]). К методологическим основам в современной науке принято относить подходы.

Для того чтобы выяснить суть подхода, нам необходимо определить, что понимается под термином «подход» вообще. Изучая определения и философские концепции, Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева указывают, что в научных исследованиях «подход» рассматривается как сложное явление, представляющее собой комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических струк-

тур и механизмов в познании, практике, характеризующий конкурирующие между собой стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека. Мы, принимая точку зрения и соглашаясь с мнением авторов, видим методологическую роль подходов в представлении совокупности обобщенных научных положений по изучаемой теме, в характеристике различных направлений ее исследования и в организации деятельности самого исследователя [6, с. 41].

В отечественной и зарубежной педагогике накоплен достаточный опыт реализации самых различных подходов. Касательно нашего исследования, мы считаем целесообразным использовать несколько методологических подходов, а именно: системный и деятельностно-культурологический. Обоснуем свой выбор. Так как одной из главных целей нашего исследования является разработка системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов, то мы считаем логичным использовать системный подход, который поможет оптимально спроектировать педагогическую систему. Причинами, обусловливающими выбор деятельностно-культурологического подхода, являются следующие: во-первых, общеизвестно, что основным средством и решающим условием развития личности является деятельность. Этот факт влечет за собой необходимость реализации в нашем исследовании деятельностного подхода. Во-вторых, проблемой нашего исследования является формирование культуры. Соглашаясь с мнением В.П. Каширина и В.А. Сластенина, мы считаем, что «специфическим способом человеческой деятельности является культура. Культура предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных особенностей и результатов» [5, с. 153]. Поэтому в нашем исследовании речь пойдет о деятельностно-культурологическом подходе.

Остановимся на каждом их подходов. Системный подход является общенаучной методологической основой и ориентирует нас подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенную

структуру, иерархию, взаимосвязи и законы функционирования. Говоря об истории возникновения подхода, хотелось бы отметить, что общая теория систем была создана А.А. Богдановым (18731928) и продолжена австрийским ученым К.Л. фон Берталанфи (1901-1972). Основателями системного подхода считаются К.Л. фон Берталанфи, Дж. Ван Гиг,

A.А. Богданов, П. Друкер, Г. Саймон, Э.Г. Юдин и др. В рамках педагогики исследованиями системного подхода занимались: А.К. Кульбекова, С.К. Никулин,

B.А. Сластенин, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, В.А. Якунин и др.

В результате теоретико-методологического анализа [1; 2; 4; 5; 6 и др.] мы выяснили, что системными характеристиками любого исследуемого феномена (а в нашем случае это «формирование культуры конкурентных отношений будущих экономистов») являются: элемент, компонент, связи и системообразующие факторы. Далее рассмотрим эти характеристики применительно к нашей проблеме исследования.

Во-первых, следует отметить, что формирование культуры конкурентных отношений будущих экономистов является структурным компонентом системы профессиональной подготовки экономистов в вузе; во-вторых, данный феномен обладает характеристиками, присущими любой педагогической системе, такими как: открытость, гибкость, управляемость, непрерывное развитие, вариативность и др.; в-третьих, учитывая, что исследуемый феномен является компонентом системы профессиональной подготовки экономистов в вузе, то, соответственно, он обладает свойствами педагогической системы: 1) ее внутреннее содержание определяется логикой педагогического процесса и включает в себя мобилизационный, содержательно-координационный, процессно-моделирующий и контрольно-корректирующий компоненты; 2) структурным элементом является педагогическая задача, решение которой происходит на различных этапах и стадиях процесса; 3) системообразующими факторами процесса формирования

X

CQ ей

о О

-&0 _ ü .о m

I *

Ь 3

s ь

£

Кяо i

Ф ,s

S s Б

3

0

1

H

0 ><

.0

1 H X

Ф ^

£ X

о

z

n.

2 £

it о

X

ф

т го

со ГО

ъи Ш 2

культуры конкурентных отношений выступают цель и самоуправление. Внешним фактором является цель, а внутренним - самоуправление. Благодаря чему создается единство компонентов и эмергентность; 4) целостность системы обеспечивается наличием различно направленных связей: прямых, обратных, параллельных и т.д.

Итак, процесс формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов мы рассматриваем как педагогическую систему, характеризующуюся целостностью, структурностью и взаимосвязанностью элементов. Как указывалось ранее, мы приходим к необходимости дополнения системного подхода деятельностно-культурологическим.

Данный подход объединяет в себе положения деятельностного (В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) и культурологического (Г.И. Гайсина, А.Н. Галагузов, Ю.А. Исаева, Т.Е. Картанова, Н.В. Киселева, Т.Ф. Новикова, Л.М. Розова и др.) подходов. Предпосылки деятельностного подхода (англ. activity approach) складывались в отечественной науке в 20-е годы XX века. [1, с. 133-134]. Культурологический подход в отечественном наукозна-нии стал формироваться в 1970-1980-х годах изначально в философии (В.С. Би-блер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев и др.) [2, с. 4], но практически сразу он был заимствован педагогикой.

В педагогическом словаре деятель-ностный подход определяется: во-первых, как принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности; во-вторых, как теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев) [4, с. 36-37].

Культурологический подход в профессионально-образовательной деятельности понимается как интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, предопределяющий совокупность требований к отбору содержания и технологических процедур; созданию оптимальных педагоги-

ческих условий образовательного процесса в соответствии с концептуально-базовыми положениями, обеспечивающими формирование личности студента как субъекта культуры [2].

Учитывая мнения исследователей и свои научные представления, мы считаем, что деятельностно-культурологический подход в практической образовательной деятельности - это ориентация исследования на изучение явления как деятельности по освоению личностью культуры (этических знаний и умений), обеспечивающая создание культурных ценностей.

Формирование культуры конкурентных отношений у будущих экономистов было изучено нами в контексте деятельностно-культурологического подхода, в результате получены следующие характеристики:

• деятельностно-культурологический подход обусловливает выбор специфических методов, средств и форм педагогической деятельности; направлений реализации программы; организацию способов теоретической и практической деятельности; особенностей взаимодействия с внешней средой в целом и рынком труда в частности; возможностей совершенствования учебного процесса и процедур коррекции; повышения степени соответствия социальному заказу;

• его цель - сформированная культура конкурентных отношений у будущих экономистов;

• субъектами взаимодействия, обеспечивающего управление и соуправле-ние, выступают преподаватель и студент (либо преподаватель и группа студентов); субъектами взаимодействия, обеспечивающего соуправление и самоуправление, выступают студент и представители внешней среды (либо группа студентов и представители внешней среды);

• объектом является трансформирующаяся в профессиональном и культурном плане личность будущего экономиста;

• средствами формирования культуры конкурентных отношений являются материальные и духовные; методами - традиционные и интерактивные; результатом -сформированная культура конкурентных отношений будущего экономиста;

• результатом использования дея-тельностно-культурологического подхода является определение содержания понятия «культура конкурентных отношений», которое включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: когнитивный, ценностный, операциональный, личностно-рефлексивный - и имеет три уровня проявления: микро-, мезо- и макроуровень.

Кроме того, на основании системного и деятельностно-культурологического подходов, а также в соответствии с данными, полученными в ходе реализации педагогического эксперимента, мы создали модель формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. С нашей точки зрения, процесс формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов включает следующие компоненты: 1) мобилизационный,

2) содержательно-координационный,

3) процессно-моделирующий, 4) контрольно-корректирующий. Нумерация перечисленных компонентов не фиксирует их последовательность в реализации процесса формирования культуры конкурентных отношений, поэтому в схеме модели будет указан порядок перехода от одного компонента к другому.

Центральным элементом системы является понятие «культура конкурентных отношений», которое, как мы указывали, включает в себя четыре компонента: когнитивный, операциональный, ценностный и личностно-рефлексивный.

Цель мобилизационного компонента -сформировать мотив освоения культуры конкурентных отношений. Данный компонент обеспечивает решение основной задачи - возникновение, становление и развитие у будущих экономистов мотивов формирования культуры конкурентных отношений. Следующим компонентом системы формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов является содержательно-координационный. Основная цель данного компонента - организовать и содержательно наполнить процесс формирования культуры конкурентных отношений. Этот компонент отражает: содержание учебной и профессиональной деятельно-

сти, которое предстоит усвоить студентам в процессе формирования культуры конкурентных отношений, а также особенности организации взаимодействия преподавателя - студентов, студентов -представителей внешней среды. Дидактическую составляющую системы формирования культуры конкурентных отношений отображает процессно-моделирующий компонент. Цель данного компонента - в процессе реализации выбранных методов, форм и средств сформировать знания, умения, профессионально важные качества и ценностные ориентации, составляющие культуру конкурентных отношений. Четвертый компонент контрольно-корректирующий. Он включает в себя контрольные, диагностические и коррекционные мероприятия. Базовую часть компонента составляет диагностика: первичная, промежуточная (в процессе реализации программы формирования культуры конкурентных отношений) и итоговая. Цель его - оценить степень сформированности культуры конкурентных отношений, откорректировать недостатки.

Графическое изображение модели формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов представлено на рисунке 1 (см. с. 48).

Итак, в качестве выводов отметим следующее. Несмотря на то, что в настоящее время в теории и практике педагогических исследований накоплен достаточный опыт формирования профессиональной культуры и формирования конкурентоспособности, исследуемая нами проблема, актуальность которой была подтверждена в ходе научно-педагогического анализа, разработана недостаточно. Обобщение результатов исследований, представленных в литературе, а также собственные научные представления позволяют утверждать, что:

• проблема формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов, несмотря на свою актуальность, является слабо разработанной;

• на сегодняшний день сформирован достаточный научный потенциал для ее решения;

X

СО ей

о о

-&о

_ !а£

т £ *

Б 3

х

Б

3

о

X

н

о ><

.0 X

н

X

ф

£ X

о

ъ

о

X

си т го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

го ^

со

Рис. 1. Модель формирования культуры конкурентных отношений

у будущих экономистов

• данная проблема может быть решена посредством реализации методологически обоснованной системы формиро-

вания культуры конкурентных отношений у будущих экономистов, представленной нами в данной статье.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. -3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

2. Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / А.Н. Галагузов. - М., 2011. - 362 с.

3. Казаченок, Ю.В. Понятийный аппарат проблемы формирования культуры конкурентных отношений убудущих экономистов [Текст] / Ю.В. Казаченок // ВестникЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8. - № 1. - С. 66-73.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.П. Каширин, В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

6. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения [Текст]/ Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

References

1. The large psychological dictionary. Ed. bB.G. Meshcheryakov and V.P. Zinchenko. SPb.: PRIME-EVROZNAK, 2006. P. 672. [in Russian].

2. Galaguzov A.N. Cultural approach in the training of experts of social sphere. Dis. ... doctor of sciences (Education). M., 2011. P. 362. [in Russian].

3. Kazachenok Y.V. The Conceptual Apparatus of the Problem of Formation of Competitive Attitudes'Culture for Future Economists. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences, 2016. №. 1 (8). P. 66-73. [in Russian].

4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Teaching Dictionary. M.: Izdatelskii tsentr'Akademia", 2005. P. 176. [in Russian].

5. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psychology and Pedagogy. M., Akademia, 2003. P. 480. [in Russian].

6. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical concept: methodological aspects of building. M.: VLADOS, 2006. P. 239. [in Russian].

Сведения об авторе: Казаченок Юлия Викторовна,

преподаватель, кафедра менеджмента, Русско-Британский институт управления, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: yvk174@mail.ru

Information about the author: Kazachenok Yulia Victorovna,

Lecturer, Department of Management, Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia. E-mail: yvk174@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.