УДК 378 ББК 74.480.24
Д.В. Изосимов
диагностика сформированности обобщенных умений у курсантов военного вуза на производственной практике
В статье рассмотрены вопросы диагностирования обобщенных умений, которые формируются в средних общеобразовательных организациях, а развиваются и совершенствуются в вузе. Выявлены функции диагностики, условия реализации, результативность диагностирования как критерий сформированности обобщенных (универсальных) умений. В разработанной модели представлены три идеи (А.В. Усовой, С.Г. Воровщикова, П.Я. Гальперина) для анализа сформи-рованности обобщенных умений, способов их диагностирования.
Ключевые слова: диагностика, диагностическая цель, общеучебные умения, обобщенные умения, универсальные умения, результаты действий по формированию обобщенных умений.
D.V. Izosimov
diagnostics of generalized skills development of military acamemy cadets on a field
The questions of diagnostics of generalized skills that formed in secondary education organizations, and developed and improved at the higher school are discussed. Diagnostic functions, the conditions of implementation, effectiveness of diagnostics as the criterion of completeness of generalized (universal) skills are identified. The developed model presents three ideas (A.V. Usova, S.G. Voroshilova, P.Y. Galperin) for analysis of formation of generalized skills, methods of their diagnosis.
Key words: diagnosis, diagnostic purpose, learning skills, generic skills, generic skills, the results of actions on formation of generalized skills.
Диагностика как компонент мониторинга обеспечивает обратную связь: от обучаемого к обучающему. В процессе этой связи информация о результатах обучения курсантов, испытывающих затруднения в овладении знаниями, умениями, способами владения ими, становится для преподавателя предметом изучения и анализа. Полученная информация позволяет оценить результаты освоения образовательной программы, осуществить коррекцию действий, внести изменения в методы и средства обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого [1].
Обратная связь, по мнению В.И. За-гвязинского, позволяет организовать о проверку, контроль, оценку результатов § учебной деятельности обучаемых, на° конец, выставить объективные отметки ^ [4]. Диагностика качества обучения име-с^ ет отношение к процедуре определения
результатов образовательного процесса, выявлению тенденций в улучшении достижений обучаемых (В.А. Сласте-нин). Основными задачами диагностики служат результаты деятельности (содержание, процессуальные средства) в соответствии с уровнем подготовки обучаемых (курсантов) [6]. Диагностика выполняет совокупность функций: образовательную, стимулирующую, аналити-ко-корректирующую, воспитательную, развивающую, контролирующую [3]. Контролирующая, как одна из вышеназванных функций диагностики, занимает важное место в образовательном процессе военного вуза [11].
С введением в образовательный процесс вуза стандартов третьего поколения, провозгласивших новые требования к профессиональной подготовке специалистов, привели к необходимости пересмотра форм контроля, фондов оце-
ночных средств. В Российскую высшую школу вошла, например, рейтинговая форма контроля, которая в большей мере реализует такие принципы организации проверки освоения образовательных программ, как всесторонность, систематичность. Воспитывающий характер контрольной функции диагностики становится ведущим в реализации принципа профессиональной направленности образовательного процесса военного вуза [7].
Контроль как обязательная составляющая диагностики по сути своей выполняет аналитико-диагностирующую функцию, устанавливая обратную связь между курсантом и преподавателем (офицером). В высшей школе система контроля включает совокупность таких видов и способов проверки, как: экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный контроль, тестовый контроль, рефераты, коллоквиумы, курсовые работы, лабораторные задания, контрольные работы, аналитические отчеты по учебным и производственным практикам. Современные стандарты [10] ориентируют преподавателей военного вуза на деятельность по формированию у курсантов профессиональных компетенций, которые являются критериями качества обучения. Отследить их сформированность можно с помощью совокупности показателей - знаний, умений, способов владения ими.
На производственной практике (штурманской)диагностируетсяиконтро-лируется сформированность общеучебных умении или учебно-познавательных действий. А.В. Усова анализирует общеучебные умения как умения, которые формируются в процессе обучения под руководством преподавателя, она классифицирует их на общие и обобщенные. Если общие умения (вычислительные, измерительные, графические) являются едиными для всех дисциплин или для определенного их цикла, то обобщенные умения могут быть сформированы на основе методологии учебного познания в одной какой-то дисциплине и успешно перенесены в другие [9].
Все умения формируются в процессе познавательной деятельности, кото-
рая структурируется и выполняется на основе действий и операций (способов ее реализации). Если деятельность - это психологическое понятие, то действие и операция - дидактические. Психодидактический механизм выполнения действия является его ориентировочной основой. Понятие «ориентировочная основа действия» (ООД) внесено в науку (психологию) и исследовано П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной [3], которые выделили три ее типа.
Ориентировочная основа первого типа опирается на алгоритмические предписания по их выполнению. При этом никаких указаний по выполнению предписаний не дается. Ориентировочная основа второго типа содержит не только образцы действий, но и указания по их выполнению. Ориентировочная основа третьего типа предполагает выделение «опорных точек» для выполнения заданий (операций из которых состоит действие). На этом этапе преподаватель предлагает обучаемым самостоятельно составлять ориентировочную основу действия (ООД) на основе общих принципов построения процесса учебного познания: от простого к сложному, от эмпирических методов к теоретическим, а от них к практике. Третий тип ООД является более сложным по сравнению со вторым и первым, однако более продуктивным, потому что ориентирует обучающихся самостоятельно структурировать новые действия. При обучении по третьему типу ООД, в соответствии с исследованиями А.В. Усовой, процесс формирования обобщенных умений идет поэтапно: от мотивационной основы действий к ориентировочной, затем к исследовательской и контрольной [9].
На штурманской практике курсанты военного вуза выполняют практические задания по изучению структуры, содержания, принципа действия различных авиационных комплексов. Система используемых дидактических материалов ориентирована на развитие обобщенных познавательных умений. Состав дидактических материалов, на основе которых строится технология обучения, разработанная Е.В. Оспенниковой, включает
CÜ
о
IX
го
о £
X
ф
X
£ ф -О Ü X S
«ü
.о'
о
X
X
ф
Сй
н о ч о
ей Сй О со Q.S
о
м
о Го & I
О (Q
ГО 5 Ä ей
Ь £
о о
X X
ГО Ф S.O II Сй
m о
о о
DD
ci
положения (вопросы), способствующие формированию обобщенных экспериментальных умений [8]. Эти умения целесообразно формировать на основе: 1) обобщенной деятельностной модели (ОДМ) эксперимента как метода эмпирического познания; 2) обобщенной дея-тельностной модели по выполнению отдельных экспериментальных действий; 3) обобщенных экспериментальных действий и операций, таких как формулировка цели эксперимента, выдвижение и обоснование гипотезы эксперимента, планирование эксперимента, запись результатов наблюдений и измерений, оценка точности измерений (прямые, косвенные), выявление видов погрешностей, способов их учета, графическая интерпретация результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировка вывода по результатам эксперимента, оформление отчета). Этот обобщенный подход в формировании умений обладает возможностями для переноса их в другие дисциплины, поэтому и называется обобщенным.
С.Г. Воровщиков предлагает другую классификацию обобщенных умений [2]. В качестве основания для классификации он выбирает универсальные учебные действия, выделенные Федеральным государственным стандартом для средних общеобразовательных организаций, там они формируются, а в вузе развиваются. Исследователь выделяет три группы обобщенных умений: учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические.
Учебно-управленческие умения - это обобщенные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ деятельности курсантов в процессе выполнения на штурманской практике практических действий. Динамика развития учебно-управленческих умений отражает особенности процесса познания: перевод обучающихся из «режима внешнего управления» в «режим самоуправления». При этом информационная функция преподавателя уменьшается, а доля самостоятельности курсантов возрастает. Преподаватель имеет возможность при
плохой организации образовательного процесса включать в него инновационные способы обучения: курсант самостоятельно ставит учебную задачу, находит пути ее решения, организует свои действия на их реализацию, контролирует и оценивает условия, процесс и результаты своей деятельности.
Учебно-информационные умения группируются на основе генерализации и фундаментализации ведущих источников информации. К таким источникам С.Г. Воровщиков относит: умение работать с письменными и устными текстами, с реальными объектами, например, моделирование натуральных и виртуальных комплексов следует отметить, что моделирование позволяет курсантам понять и осознать принципы действия (работы) объекта, его структуру, взаимодействие с окружающей средой. Таким образом, учебно-информационные умения - это такие умения, которые способствуют успешной переработке информации с целью решения учебных задач.
Учебно-логические умения формируются вследствие мыслительных процессов благодаря таким видам мышления, как наглядно-действительное, наглядно-образное, логическое. Решение учебных задач на основе логического мышления выражается в рассуждениях и умозаключениях. Как правило логическое мышление сопровождает организованный поисковый процесс по разрешению противоречий при выполнении проблемных заданий. Поэтому для формирования учебно-логических умений на всех этапах обучения целесообразно использовать проблемные ситуации. Благодаря им информация структурируется, обобщается, систематизируется на основе следующих учебно-логических умений: 1) анализ и синтез; 2) сравнение; 3) обобщение и классификация; 4) определение понятий; 5) доказательства [5].
Таким образом, используя два подхода (А.В. Усовой и С.Г. Воровщикова) в процессе классификации обобщенных умений, нами разработана модель диагностирования результатов их сформи-рованности (рис. 1). Как отмечалось ранее, вышеназванные обобщенные
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
УМЕНИЯ
3
ф а 0) см о см с
-с ф
0
55 С Ф
1
i
С
Идеи А.В. Усовой TJ
Достижение диагностической цели-
IE
Идеи С.Г. Воровщикова
2Z
Достижение диагностической цели (идеи П.Я. Гальперина)
Ж
Показатели ♦
Ж
Ориентированная основа действия (ООД)
Опорные точки действия
— действие по узнаванию;
— действия алгоритмизации; -действия эвристические;
— действия творчества
I тип: наличие алгоритмов по выполнению;
II тип: наличие указаний по выполнению
действий ;
II тип: самостоятельное конструирование действий;
• Мотива ционная;
• Ориентировочная;
• Исполнительская;
• Контрольная
Результаты действий но формированию обобщенных (универсальных) умений
учебио-уп равле нческн х
- развитие самостоятельности:
- перевод из системы внешнего управлений п самоуправление;
- обеспечение планирования организации контроля, регулирования, анализа деятельности
учебно-информационных
нахождение информации;
- переработка информации;
- использование информации;
- формулирование выводов
Показатели Функции Условия формирования
1 i +
технологичность измерения; - наблюдаемость и фиксиру-емостц - однозначность в понимании; - целостность понимания; -образовательная; - стимулирующая; - аналитико-корректирующая; - упитывающая; - развивающая; -контролирующая — анализ структуры; — выделение операций: — определение последовательности выполнения операций; — выбор системы упражнений; — организация выполнения
учебно-логических
— формирование мыслительных процессов (видов мышления);
разрешение противоречий в процессе выполнения проблемных задач;
- структурирование информации
м$
й. ■ —V
Шт
.' Р ..
шш
■ hf! "•¿г" -
е ■
V
'ШШ
: U \.
ШШ
в
X
о О- К Я х
я ... а
511 & 1
о Ч К 5
■ ш S к CL to: Щ
« « = С О М о.
;? S f • . « •
Г* Р*>
X
т
л
X
о —
э
я %
=-
о
о г ю
U
9
К £
о о.
а ж
_ 5
л сх
i i
и ri >■. X
t> о
в я
н н
о о
Ю ID
if ва с- —
S я
! i
ju
1Й и
О £
■1> Я it
к =
я
3
-S- Ж
0>
К
О И)
= =
д е ш ю у Э 3 в о *
С я
b и
1 s
М &
К 15
3 о
Cl х
_ с. «з с о
>8 < и о о я
>5 • ■ • • "
н
И
в
Е
Л
н
ы
Е
Д
Е
И
И
я
Рис. 1. Модель диагностирования результатов сформированности обобщенных умений
СЛ
сл
Диагностика сформированности обобщенных умений у курсантов военного вуза на производственной практике
умения формируются в средних общеобразовательных организациях на всех уровнях обучения (дошкольном, начальном, основном, среднем). В высшей школе они активно используются и развиваются. В вузе нормативные требования к учебной профессиональной деятельности изменяются за счет услож-
ненной учебной информации, а также форм мышления, таких как анализ, классификация, сравнение, обобщение [6]. Дальнейшее совершенствование обобщенных умений должно осуществляться в условиях формирования профессиональных компетенций на основе преемственных связей.
Библиографический список
1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2006. - 287 с.
2. Воровщиков, С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков // Эйдос: Интернет-журнал. - 2012. - № 5. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2012/0829-5.htm (Дата доступа 15.11.2015).
3. Гальперин, П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вестник МГУ. Сер. «Психолог». - 1970. - № 4. -С. 78-90.
4. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 175 с.
5. Оспенникова, Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе [Текст] / Е.В. Оспенникова. - М.: Беном. Лаборатория знаний, 2011. - 656 с.
6. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для спец. учреждений высш. професс. Образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2006. - 287 с.
7. Потапова, М.В. Современный инструментарий отслеживания сформированности компетенций и универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / М.В. Потапова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 181-193.
8. Тесленко, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / В.И. Тесленко. - Красноярск: РНО КГПУ, 2004. -195 с.
9. Усова, А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе [Текст] / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 161002 «Летная эксплуатация и применение автокомплексов» (квалификация, степень, специальность). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 65.
11. Шаповалов, А.А. Аз и буки педагогической науки [Текст] / А.А. Шаповалов. - Барнаул, 2003. - 112 с.
References
1. Borytko N.M. Diagnostic in teaching. M.: Akademiya, 2006. P. 287. [in Russian].
2. Voroshilov S.G. Advantages and disadvantages of the list of universal educational actions educational Federal state standard of General education. Eidos: Internet-magazine, 2012. №. 5. Mode of access: http:// www.eidos.ru/journal/2012/0829-5.htm (access date 15.11.2015) [in Russian].
3. Galperin P.Y., Talyzina N.F. Current state of the theory of gradual formation of mental actions. Vestn. Moscovskogogos. Universiteta, ser. "Psikholog", 1970. № 4. P. 78-90. [in Russian].
4. Zagvyazinsky V.I. The research activities of the teachers. M.: Akademiya, 2006. P. 175. [in Russian].
5. Ospennikova E.V. Use ofICT in physics teaching in the secondary school. M.: Benom. Laboratoria znanii, 2011. P. 656. [in Russian].
6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: textbook for the spec. institutions the high. profess. education. M.: Akademiya, 2006. P. 287. [in Russian].
7. Potapova M.V. Modern tools of tracking competence and universal educational actions of students. Herald of the Chelyabinsk state pedagogical University, 2014. №2. P. 181-193. [in Russian].
8. Teslenko V.I. Modern means of estimation of results of training: textbook.. Krasnoyarsk: KSPU RNO, 2004. P. 195. [in Russian].
9. Usov A.V. Problems of the theory and practice of teaching at school. Chelyabinsk: izd-vo Chelyabinskogo go-sudarstvennogo pedagogicaheskogo universiteta, 2000. P. 221. [in Russian].
10. Federal state educational standard of higher professional education (FSES HPE) in the direction of training (specialty) 161002 "Flight operation and application of dealerships" (qualification degree "specialty"). The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 January 2011 № 65. [in Russian].
11. Shapovalov A.A. A andB of pedagogical science. Barnaul, 2003. P. 112. [in Russian].
Сведения об авторе:
Изосимов Дмитрий Владимирович,
аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Izosimov Dmitry Vladimirovich,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378.014 ББК 74.480
Ю.В. Казаченок система формирования культуры
конкурентных отношений у будущих экономистов и педагические условия ее эффективного функционирования
В статье представлена схема модели системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Дана краткая характеристика структурных компонентов, указаны их цели. Рассмотрены педагогические условия эффективного функционирования разработанной системы.
Ключевые слова: модель системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов, педагогические условия.
Yu.V. Kazachenok
system of forming competitive relations culture of the future economists and pedagogical conditions of its effective functioning
А basic model of creating a culture of competitive relations in the future economists is presented. The structural components are briefly described their goals and objectives are listed. Pedagogical conditions of effective functioning of the developed system are considered.
Key words: model of building a culture of competitive relations in the future economists, pedagogical conditions.
CÙ
о
H
о
о
X
о m
>> SÎ
ю
у
х m Ф о 3 а. о s х X I- о о s
-û I
Е ^
SE-&
Ф о 0.1->.о
* X х со о s
_Û ф
s®
tf
* ф
к к
is
й О m с
S Ö Ü£ s °
-8-Ф
го s
Ф I—т
I- ч
о Ф
S С
О s
го