Научная статья на тему 'Критерии и показатели оценки сформированности познавательной компетентности'

Критерии и показатели оценки сформированности познавательной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COGNITIVE COMPETENCE CRITERION / КРИТЕРИЙ / ДЕКЛАРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ / ДЕКЛАРАТИВТі БіЛіМ / DECLARATIVE KNOWLEDGE / ПРОЦЕДУРНОЕ ЗНАНИЕ / PROCEDURAL KNOWLEDGE / ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ / ABILITY TO WORK WITH INFORMATION TECHNOLOGY SKILLS / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / LOGIC SKILLS / ТА-НЫМДЫқ ЦүЗЫРЕТТіЛіК / РәСіМДіК БіЛіМ / ЛОГИ-КАЛЫқ іСКЕРЛіК / АқПАРАТПЕН ЖұМЫС ЖАСАУ іСКЕРЛіГі / ТЕХНОЛОГИЯЛЫқ іСКЕРЛіК-ТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рослякова С.В.

В статье представлена авторская точка зрения относительно критериев, на основании которых можно оценить степень сформированности познавательной компетентности. Предложены два критерия декларативный и процедурный, позволяющие, согласно сущности познавательной компетентности, оценивать знания, важные для ее осуществления, а также умения и способности применять эти знания на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and indicators of intellectual competence assessment

The article presents the author’s point of view regarding the criteria on which to assess the degree of formation of cognitive competence. Proposed two criteria the declarative and procedural, allowing, according to the essence of cognitive competence to assess knowledge, important for its implementation, as well as the skill and ability to apply this knowledge in practice.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели оценки сформированности познавательной компетентности»

69

Рослякова С.В.

Челябинский

государственный педагогический университет

Неггзгг свздер: та-нымдыц цузыретттк, критерий, декларативтг бтм, рэсгмдт бтм, логи-калыц гскерлгк, ацпаратпен жумыс жасау ¡скерлт, технологиялыц гскерлт-тер.

Ключевые слова: познавательная компетентность, критерий, декларативное знание, процедурное знание, логические умения, умения работать с информацией, технологические умения.

Keywords: cognitive competence criterion,

declarative knowledge , procedural knowledge , logic skills, ability to work with information technology skills.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ацдатпа:

Макалада калыптаскан танымдык кдбшеттЫк дэре-жесш багалауга болатын критерийлер туралы автордын кезкарасы бершген.Танымдык; кузыреттшшке сэйкес бЫм, дагды жэне бiлiмдi тэжiрибеде колдана алу кдбшет-тiлiктi багалаудыц ею критерийi ^сынылган-декларативт жэне рэсмдiк.

Аннотация:

В статье представлена авторская точка зрения относительно критериев, на основании которых можно оценить степень сформированности познавательной компетентности. Предложены два критерия - декларативный и процедурный, позволяющие, согласно сущности познавательной компетентности, оценивать знания, важные для ее осуществления, а также умения и способности применять эти знания на практике.

Annotatoin:

The article presents the author's point of view regarding the criteria on which to assess the degree of formation of cognitive competence. Proposed two criteria - the declarative and procedural, allowing , according to the essence of cognitive competence to assess knowledge, important for its implementation , as well as the skill and ability to apply this knowledge in practice.

Сегодня много говорят о компетентностях и компетенциях, о важности их формирования у студентов и школьников, написана не одна сотня научных трудов, посвященных представлению разного вида компетентностей, их сущности 5 и структуре, и всеми исследователями признается тот факт, < что наибольшую сложность представляет вопрос оценки О сформированности компетентности у человека. Это связано с многокомпонентой структурой компетентности как инте- О гративного образования личности, включающего мотива- § цию, способы деятельности, волевые качества и другие про- о явления. О

В настоящее время актуализируется проблема поиска ^ интегральных, или комплексных, критериев и показателей ^ для оценки сформированности компетентности. Наша область научного интереса - познавательная компетентность, е^ способы ее формирования у подростков, поэтому мы постараемся изложить свое видение критериального аппарата для оценки сформированности данного вида компетентности.

S

да о

PL РЗ

О

I-

о §

№ Е-

S

PL

О № Е-

Наши предшественники в качестве показателей познавательной компетентности предлагают рассматривать следующие: индивидуальный стиль познавательной деятельности, интеллектуальную самореализацию, внутреннюю мотивацию самосовершенствования в познавательной деятельности (Е.Р. Антоненко). К критериям относят: мотивацию учебно-познавательной деятельности, полноту выполнения задания, наличие учебно-важных качеств (Т.В. Осенчугова), знания в области организации самостоятельной познавательной деятельности, решение учебно-познавательных задач, общеучебные умения по организации познавательной деятельности, степень самостоятельности старшеклассников (М.Н. Комиссарова) и т.п.

Большинство исследователей выделяют огромное количество критериев и показателей, которые, с нашей точки зрения, в совокупности не гарантируют оценку наличия познавательной компетентности у обучающегося и вместе с тем представляют сложный интструментарий для оценивания. Учитывая продуктивность идеи выделения интегральных критериев и показателей оценки сфор-мированности познавательной компетентности, что связано с сложностью структуры компетентности, мы решили в данной статье представить собственную точку зрения на данный аспект проблемы.

Под критерием понимают «признак, на основании которого проводится оценка или классификация чего-либо» (М.Н. Скат-кин). Он должен характеризоваться простотой - должен иметь простейшие способы измерения; адекватностью тому явлению, измерителем которого он является [4]. Под критерием оценки сформированности познавательной компетентности мы понимаем признак, присущий компетентности именно в познавательной деятельности, что в нашем понимании согласуется с представлением о компетентности вообще и компетентности в познавательной деятельности в частности.

В нашем исследовании, согласно представлению о компетентности как «знании в действии» (А.Г. Асмолов) [1], критерии взяты общие, присущие для любой компетентности, а показатели отобраны на основе пред-

ставления о содержании компетентности в конкретном виде деятельности, в частности познавательной.

Определение «знание в действии» позволило нам выделить декларативный и процедурный критерий. Декларативный критерий позволит оценивать знания, важные для осуществления познавательной деятельности, процедурный критерий - умения и способности применять эти знания на практике.

В декларативном критерии, оценивающем наличие знаний для осуществления познавательной деятельности, мы выделяем, вслед за А.В. Хуторским [8], С.Г. Воровщико-вым [3], два направления знания - «знать что» и «знать как». Относительно познавательной деятельности подросток должен знать методологию, цели, ценности познания, а также техники и технологии познавательной деятельности, прежде всего эффективного осуществления этой деятельности (табл. 1).

Выбранный нами декларативный критерий согласуется с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к основной образовательной программе основной школы, где определена ориентация на познавательное развитие школьников, т.е. формирование научной картины мира, овладение методологией познания.

В рамках процедурного критерия мы выделили несколько комплексных умений, отражающих способность подростка к осуществлению результативной самостоятельной познавательной деятельности: логические умения, умения работать с информацией, технологические умения.

Логические умения

Логические умения - это важнейший компонент мыслительной деятельности, без которого невозможно познание. К ним относят сравнение, обобщение, классификацию, анализ, синтез и др. Данные умения лежат в основе эффективных способов учебной и познавательной деятельности и обеспечивают поступательное движение от незнания к знанию. В теории учебной деятельности эти умения входят в группу общеучебных умений, изучению и классификации которых

ш

посвящены работы многих известных ученых: Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Талызиной, С.Г. Воровщикова, Н.А. Лошкаревой, В.Ф. Пала-марчука, Д.В. Татьянченко, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил отметить, что логические умения: а) в педагогике именуются как «учебно-логические»; б) к их числу относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем; в) их классифицируют на умения формальной логики(анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение),соответствующие основным методам и формам мышления, и на умения диалектической логики, изучающей творческое мышление (постановка и решение проблем), которые охватывают процесс движения мысли в его диалектических противоположностях [5]; г) обеспечивают в учении четкую структуру процесса постановки и решения учебных и познавательных задач; д) группы учебно-логических умений взаимодействуют и взаимодополняют продуктивность использования друг друга, тем самым обусловливая эффективное познание.

Согласно классификации учебно-логических умений С.Г. Воровщиков и Д.В. Та-тьянченко, представим показатели и признаки сформированности логических умений в структуре процедурного критерия познавательной компетентности подростков [5] (см. табл. 2).

Вместе с тем логические умения в рамках познавательной компетентности связаны с другими группами умений, прежде всего информационными, которые в нашей работе именуются, по определенным причинам, умениями работать с информацией.

Умение работать с информацией

Еще во второй половине ХХ века в связи с увеличением потока информации и, как следствие, объёма учебного материала, который должны усвоить школьники, учёными была осознана необходимость формирования у школьников умений рационально и эффективно работать с информацией (Ю.К. Ба-

банский, Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук и др.), умений научной организации труда (К.В. Бардин, И.П. Раченко и др.).

В научной литературе умения работать с информацией чаще все называют учебно-информационные и связывают с умением пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний: учебниками, книгами, энциклопедиями, справочниками, словарями, а также умением быстрого нахождения, эффективной переработки и грамотного хранения информации (В.А. Сластенин, С.Г. Воровщикова и Т.В. Шамардиной).

Во втором десятилетии XXI века учебно-информационные умения стали рассматривать шире, включая умения использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Они отражают не только готовность школьника работать с различными источниками информации, но и способность использовать ИКТ; характеризуются уровнем знаний, умений и навыков, позволяющих оперативно ориентироваться в информационном пространстве; опытом поиска, оценки, использования и хранения информации, полученной с помощью технических средств, компьютерных технологий. Причем, исследователи стараются сместить акцент на использование технических средств и ИКТ.

Кроме того, нередко информационные умения, рассматриваются исследователями только как умение использовать технические средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации (В.Л. Акуленко, Е.Г. Пьяных, Л.В. Сергеева, А.А. Темербекова и др.).

В рамках познавательной компетентности, формируемой у школьников в учебном процессе, правильнее называть умения работать с информацией именно так, а не «информационные умения» («учебно-информационные умения»), чтобы исключить такую составляющую, как умения пользоваться ИКТ, которые являются средством переработки информации.

Как считает вице-президент Российской академии образования Д.И. Фельдштейн, современный школьник должен научиться добывать, владеть, программировать зна-

да

о р-

рз

О *

S

I-

о §

S

PL

о

Вестник «Oрлеу»-kst

5

да о

рь № О

I-

о §

№ Е-

5

РЬ

О № Е-

ния, «инъектировать» их в поиск и решение проблем [7]. Поэтому в настоящее время в связи с увеличением количества источников информации, её объёма и сложности, упрощением доступа к ней, появлением некачественной информации и не всегда доступной для детского восприятия, такое направление деятельности, как работа с информацией предполагает, с нашей точки зрения, формирование у школьников следующих групп умений: поиска, переработки и структурирования, передачи, приема, использования и представления информации.

Данные умения являются показателями для оценки сформированности познавательной компетентности. Представим их в таблице 3 и назовем признаки проявления в познавательной деятельности.

Умения работать с информацией имеют огромное значение для учебной и профессиональной деятельности, для существования и функционирования человека в современном мире, поскольку позволяют эффективно усваивать учебный материал и создавать условия для самообразования в настоящем и непрерывного образования в будущем. Их следует рассматривать: в широком (социальном) смысле - как способы жизнедеятельности, как умение оперативного реагирования на изменения в обществе и адекватного функционирования в нём; в узком (учебном) смысле - как условие эффективности и успешности в учебной и познавательной деятельности, проявляющееся в способности искать, перерабатывать, хранить, применять и презентовать информацию.

Технологические умения

Как правило в качестве третьей группы умений, используемых для оценки сформи-рованности познавательной деятельности школьников, в том числе и для оценки их познавательной компетентности (С.Г. Воровщи-ков, Т.В. Шамардина), исследователи указывают умения управлять своей деятельностью. Они именуют как учебно-управленческие, обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. В основе классификации умений положена структура управленческого цикла (целостная

совокупность сориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых последовательно, а иногда параллельно), логика самоуправления учебно-познавательной деятельностью учащегося [2; 3; 5].

В состав управленческого цикла, в том числе в педагогическом менеджменте, включают несколько функций: а) анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов; б) целеполагание и планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; в) организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; г) контроль, т.е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; д) регулирование, т.е. корректировка планов и процесса их реализации (Ю.К. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.).

В нашем исследовании относительно оценки сформированности познавательной компетентности важно не раздельное присутствие данных функций в учебной и познавательной деятельности подростков, а совокупное (в рамках целостного технологического процесса) их осуществление. При этом умения, которые позволяют эффективно реализовывать познавательную деятельность мы обозначили как технологические, учитывая при этом не декларативный их характер, а деятельностный.

Под технологическими умениями мы понимаем умения управлять совей познавательной и интеллектуальной деятельностью, владение стратегиями и способами учения и познания, демонстрации репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Данные умения связаны со способностью учащихся подросткового возраста самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, компетентности.

При этом, наша точка зрения относительно технологических умений опирается на классификацию общеучебных умений С.Г. Воровщикова и Д.Б. Татьянченко [5], в которой за основу технологических умений мы берем учебно-управленческие , а также

rn

учитывает предложения по классификации универсальных учебных действий в новом школьном стандарте, где выделены регулятивные учебные действия [6].К регулятивным действиям разработчики стандарта отнесли умения, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: а) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; б) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; в) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; г) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; д) коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; е) оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; ж) волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [6].

Представим группы технологических умений, лежащих в основе оценки сформи-рованности познавательной компетентности (табл. 4.).

Перечисленные технологические умения включают в себя все предшествующие группы умений-показателей сформирован-ности познавательной компетентности - логических и умений работать с информацией.

Подводя итог сказанному в статье, следует отметить, во-первых, что выделенные критерии - декларативный и процедурный, с нашей точки зрения, позволят адекватно оценить уровень сформированности позн-вательной компетентности; во-вторых, все умения как комплексное образование нужно отслеживать в таком виде познавательной деятельности, который позволит увидеть каждый из названных в умениях признаков. С на-

шей точки зрения, этим видом деятельности должна стать работа над проектом. Именно проектная деятельность предполагает максимальное раскрытие вышеназванных умений и возможность для исследователя отследить степень их сформированности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельност-ный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. -2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Воровщиков, С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. -№5.- http://www. eidos.ru/journal/2012/0829-5. htm.

3. Воровщиков, С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.

4. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1986. - 234 с.

5. Татьянченко, Д.В. Культура познания - познание культуры (Образовательная программа «Совершенствование методической культуры педагогов начальной школы по формированию учебно-логических умений») / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. - Челябинск : ООО «Брегет», 1998. - 216 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

7. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования, 2011. - № 6. - С. 8-22.

8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-65.

да

о р-

рз

О *

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

о §

S

PL

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.