УДК 378.147
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Тараненко И.А.
Аннотация
В статье рассматриваются методологические подходы, на основе которых строится система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. Приводятся положения системно-деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов, в свете которых дается характеристика системы.
Ключевые слова: деловая коммуникация экономистов, ценностные ориентации, система, методологический подход.
METHODOLOGICAL FOUNDATION OF BUILDING THE SYSTEM OF PREPARING PROSPECTIVE ECONOMISTS FOR VALUE-ORIENTED BUSINESS COMMUNICATION
Taranenko I.A.
Abstract
The article deals with methodological approaches to building the system of preparing prospective economists for value-oriented business communication. The author gives the provisions of the system-activity approach, competency approach and axiological approach, as well as describes the basic characteristics of the system in respect to these approaches.
Keywords: business communication of economists, value orientations, system, methodological approach.
Деловую коммуникацию экономистов можно определить как деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности. Для эффективного выполнения любого вида деятельности, в том числе и участия в деловой коммуникации, необходимы ценностные ориентиры, определенные по-
веденческие установки, а также высокий уровень мотивации и саморегуляции. Внешними ориентирами поведения человека являются, как известно, принятые в обществе нормы и правила. В деловой коммуникации нормы и правила задаются деловым этикетом и деловой этикой. Стоит, однако, отметить, что одно только знание
норм и правил не является полностью достаточным для успешного делового взаимодействия. Необходимо, чтобы нормы были эмоционально присвоены субъектом и воспринимались им не только как должное, но и позитивно, со знаком «+» [1], то есть нормы должны стать для субъекта ценностями.
Нами была разработана система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации (ЦОДК), методологические основания построения которой мы намерены описать в настоящей статье.
Методологические основания построения системы вытекают из выбора методологических подходов. Методологическим подходом в науке называется «логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее направленность научного исследования, ограничивающее ее, как правило, одним аспектом (в крайнем случае несколькими взаимосвязанными направлениями)» [2]. Поскольку применение нескольких подходов позволяет рассмотреть изучаемое явление с нескольких сторон, мы будем использовать три взаимодополняющих подхода: си-стемно-деятельностный, компетентност-ный и аксиологический. Выбор данных подходов обусловлен следующим:
- системно-деятельностный подход может помочь в исследовании системных свойств процесса подготовки будущих экономистов к ЦОДК, а также рассмотреть его с позиции категории деятельности;
- компетентностный подход необходим для выявления содержательного наполнения результата подготовки будущих экономистов к ЦОДК;
- аксиологический подход позволяет выявить механизмы формирования ценностей у студентов.
Проанализируем каждый из выбранных подходов в приложении к системе подготовки будущих экономистов к ЦОДК.
Системно-деятельностный подход
представляет собой комплексную ориентацию исследователя, позволяющую рассмотреть изучаемое явление в двух аспектах -системном и деятельностном.
Системный подход разрабатывался А.Н. Аверьяновым, В.Г. Афанасьевым, И.В. Блау-бергом, Э.Г. Юдиным. Применительно к педагогике системным подходом занимались В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Слас-тенин, В.А. Якунин и др. Основы деятель-ностного подхода были заложены А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Н. Сага-товским, В.Н. Шадриковым, Э.Г. Юдиным.
Системный подход позволяет выделить системные свойства исследуемого явления, элемент (минимальный компонент системы), компонент (функционально замкнутую часть системы, состоящую из элементов), связи и системообразующие факторы.
Системно-деятельностный подход дает возможность описать и спроектировать изучаемый процесс не только как систему, но и с позиции категории деятельности. Психологический энциклопедический словарь дает следующее определение деятельности: «Деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей. От поведения деятельность отличается своей продуктивностью и структурной организованностью - она имеет мотив, цель, предмет и средства реализации» [3]. Деятель-ностный подход позволяет определить цель, объект, субъект, методы, средства и результат педагогической деятельности. Кроме того, деятельностный подход необходим для выявления этапов подготовки будущих экономистов к ЦОДК.
Таким образом, в контексте применения системно-деятельностного подхода процесс подготовки будущих экономистов к ЦОДК можно охарактеризовать следующим образом:
- он является подсистемой профессио-
нальной подготовки будущих экономистов в организации высшего образования и обладает следующими системными свойствами: целью и результатом системы, внешним системообразующим фактором, а также ее эмерджентным свойством является компетенция ЦОДК экономиста; элементом процесса является педагогическая задача, а компонентами - подсистемы учебного процесса (содержательно-нормативная, организационно-процессная, ценностно-ориен-тационная и контрольно-диагностическая подсистемы);прямые и обратные связи, связи управления, соуправления и самоуправления являются внутренними системообразующими факторами;
- подготовка будущих экономистов к ЦОДК осуществляется через прохождение ими трех этапов: ознакомительно-теоретического, репродуктивно-имитационного и продуктивно-творческого;
- студент является одновременно и объектом, и субъектом процесса подготовки к ЦОДК;
- средствами подготовки будущих экономистов к ЦОДК являются учебные пособия, аутентичный материал, видео- и аудиозаписи, а методами - имитационные упражнения, ролевая игра, дискуссия, презентация, видеотренинг, метод конкретных ситуаций.
Компетентностный подход является на современном этапе ведущей образовательной парадигмой, в терминах компетенций представлены результаты подготовки в ФГОС 3+ ВО.
Основоположниками компетентностно-го подхода считают Д. МакКлелланда и С. и Л. Спенсеров. Статья Д. Мак Клелланда «Тестирование: компетенции против интеллекта», вышедшая в 1973 г., стала началом «движения компетенций» [4]. С. и Л. Спенсеры одними из первых дали определение компетенции. Согласно данному определению «компетенция» - это «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в
работе или в других ситуациях» [5, с. 9]. В качестве критерия может служить, например, объем продаж в долларах. С. и Л. Спенсеры выделяют пять типов базовых качеств: мотивы, психофизиологические особенности, Я-концепцию, знания в определенных содержательных областях, навыки.
В отечественной педагогике понятиям «компетентность» и «компетенция» посвящено большое количество исследований. Компетентностным подходом занимались В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Д.А. Махотин, Н.А. Ро-тотаева, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов и др. Существуют различные точки зрения на то, что представляют собой эти два понятия, однако, несмотря на отсутствие единства, большинство авторов подчеркивают практическую направленность компетентостного подхода. Наиболее употребляемые в определениях слова -«эффективность», «успешность», «результат», «готовность».
Таким образом, под «компетенцией» мы понимаем результат подготовки выпускника вуза, включающий знания, умения, навыки, мотивы, ценностные ориентации и личностные качества, обеспечивающие эффективное выполнение определенного вида деятельности. В компетенции ЦОДК экономиста мы считаем целесообразным выделить следующие компоненты: когнитивный, деятельно-стно-поведенческий, ценностный.
Когнитивный компонент включает в себя знания правил, принципов, тактик, применяемых в деловой коммуникации. Деятельностно-поведенческий компонент включает в себя умения и навыки, необходимые для участия в разных формах деловой коммуникации. Ценностный компонент придает компетенции деловой коммуникации значимый для профессиональной деятельности экономиста личностный смысл и включает в себя, на наш взгляд, следующие ценности:
- гуманистические: приоритет «человека» над всеми остальными ценностями, со-
хранение жизни и здоровья, качество жизни, добро, честность, человеческое достоинство, справедливость, благородство, независимость, самоактуализация;
- профессиональные: экономическая безопасность и экономическое благополучие общества, получение высокой прибыли, высокое материальное положение, конкурентоспособность, кооперация, карьера, профессиональный успех, профессиональный рост, деловая культура, правила делового этикета, деловая этика;
- патриотические: любовь к Родине, экономическое развитие России, выбор страной своего пути, гражданский мир, законность и порядок, сохранение национальной самобытности, языка, культуры.
Итак, приведем положения, сформулированные на основе компетентностного подхода:
- компетенция ЦОДК экономиста представляет собой результат подготовки в вузе, обеспечивающий эффективное деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности с учетом гуманистических, профессиональных и патриотических ценностей;
- структура компетенции ценностно-ориентированной деловой коммуникации экономиста включает когнитивный, дея-тельностно-поведенческий и ценностный компоненты.
Аксиологический подход. Разработкой аксиологического подхода занимались И.И. Докучаев, А.Г. Здравомыслов, Г. Риккерт, Н С. Розов, М. Рокич, В.П. Тугаринов, М.С. Яницкий и др. Применительно к педагогике данный подход прорабатывался Б.С. Гер-шунским, А.В. Кирьяковой, Н.Б. Крыловой, И.С. Ломакиной, З.И. Равкиным, А.А. Ручкой, В.А. Сластениным.
Аксиологическая функция образования заключается в формировании вектора развития и саморазвития личности. Автор теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьякова считает процесс цен-
ностной ориентации восхождением личности от потребностей к ценностям и выделяет в данном процессе 3 фазы:
1) присвоение ценностей общества личностью, формирование «образа мира»;
2) преобразование личности на основе присвоения ценностей, формирование образа «Я»;
3) проектирование, самопроектирование, формирование «образа будущего», выстраивание собственной шкалы ценностей.
Автор также выявляет ценностные механизмы, функционирующие на всех уровнях развития процесса ориентации. Это поиск, оценка, выбор и проекция (цель) [6].
Крайне важно отметить, что ценностно-детерминированный педагогический процесс должен быть личностно-ориентиро-ванным, так как ценностные ориентации взаимосвязаны с интересами и потребностями личности [7].
Таким образом, применительно к системе подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации положения на основе аксиологического подхода могут быть сформулированы следующим образом:
- ориентация будущих экономистов в мире гуманистических, профессиональных и патриотических ценностей проходит три фазы: формирование «экономической картины мира», формирование образа «Я профессиональное», формирование образа будущей профессиональной деятельности;
- механизмами ценностной ориентации являются поиск, оценка, выбор и проекция;
- ориентирующая функция преподавателя заключается в формировании вектора развития и саморазвития личности.
Итак, с помощью системно-деятельно-стного, компетентностного и аксиологического подходов мы охарактеризовали методологические основания построения системы подготовки будущих экономистов к ЦОДК.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М.: Академия, 2003. 192 с.
2. Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию: филос. анализ / Э.П. Семенюк. Львов: Вища школа, 1978. 175 с.
3. Психологический энциклопедический словарь / Под ред. М. И. Еникеева. М.: Проспект, 2009. 560 с.
4. Стуф А. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / А. Стуф, Р. Мартенс (Перевод с англ. Е.Орел). [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/chto-est-kompetenciya-konstruktivistskiy-podhod-kak-vyhod-iz-zameshatelstva.
5. Спенсер Л.М. Компетенции на работе: Монография / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер М.: HIPPO, 2005. 384 с.
6. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996. 190 с.
7. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореферат дис. докт. пед. наук. Л., 1991. 36 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ТАРАНЕНКО Инна Александровна, магистр педагогики, старший преподаватель английского языка для экономических направлений, ВИ-ШРМИ, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток.
Е- mail: [email protected]