Научная статья на тему 'Методологические основания построения системы подготовки будущих экономистов к формированию ценностно-ориентированной деловой коммуникации'

Методологические основания построения системы подготовки будущих экономистов к формированию ценностно-ориентированной деловой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЭКОНОМИСТОВ / BUSINESS COMMUNICATION OF ECONOMISTS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / СИСТЕМА / SYSTEM / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараненко И. А.

В статье рассматриваются методологические подходы, на основе которых строится система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. Приводятся положения системно-деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов, в свете которых дается характеристика системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараненко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological foundation of building the system of preparing prospective economists for value-oriented business communication

The article deals with methodological approaches to building the system of preparing prospective economists for value-oriented business communication. The author gives the provisions of the system-activity approach, competency approach and axiological approach, as well as describes the basic characteristics of the system in respect to these approaches.

Текст научной работы на тему «Методологические основания построения системы подготовки будущих экономистов к формированию ценностно-ориентированной деловой коммуникации»

УДК 378.147

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Тараненко И.А.

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы, на основе которых строится система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. Приводятся положения системно-деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов, в свете которых дается характеристика системы.

Ключевые слова: деловая коммуникация экономистов, ценностные ориентации, система, методологический подход.

METHODOLOGICAL FOUNDATION OF BUILDING THE SYSTEM OF PREPARING PROSPECTIVE ECONOMISTS FOR VALUE-ORIENTED BUSINESS COMMUNICATION

Taranenko I.A.

Abstract

The article deals with methodological approaches to building the system of preparing prospective economists for value-oriented business communication. The author gives the provisions of the system-activity approach, competency approach and axiological approach, as well as describes the basic characteristics of the system in respect to these approaches.

Keywords: business communication of economists, value orientations, system, methodological approach.

Деловую коммуникацию экономистов можно определить как деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности. Для эффективного выполнения любого вида деятельности, в том числе и участия в деловой коммуникации, необходимы ценностные ориентиры, определенные по-

веденческие установки, а также высокий уровень мотивации и саморегуляции. Внешними ориентирами поведения человека являются, как известно, принятые в обществе нормы и правила. В деловой коммуникации нормы и правила задаются деловым этикетом и деловой этикой. Стоит, однако, отметить, что одно только знание

норм и правил не является полностью достаточным для успешного делового взаимодействия. Необходимо, чтобы нормы были эмоционально присвоены субъектом и воспринимались им не только как должное, но и позитивно, со знаком «+» [1], то есть нормы должны стать для субъекта ценностями.

Нами была разработана система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации (ЦОДК), методологические основания построения которой мы намерены описать в настоящей статье.

Методологические основания построения системы вытекают из выбора методологических подходов. Методологическим подходом в науке называется «логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее направленность научного исследования, ограничивающее ее, как правило, одним аспектом (в крайнем случае несколькими взаимосвязанными направлениями)» [2]. Поскольку применение нескольких подходов позволяет рассмотреть изучаемое явление с нескольких сторон, мы будем использовать три взаимодополняющих подхода: си-стемно-деятельностный, компетентност-ный и аксиологический. Выбор данных подходов обусловлен следующим:

- системно-деятельностный подход может помочь в исследовании системных свойств процесса подготовки будущих экономистов к ЦОДК, а также рассмотреть его с позиции категории деятельности;

- компетентностный подход необходим для выявления содержательного наполнения результата подготовки будущих экономистов к ЦОДК;

- аксиологический подход позволяет выявить механизмы формирования ценностей у студентов.

Проанализируем каждый из выбранных подходов в приложении к системе подготовки будущих экономистов к ЦОДК.

Системно-деятельностный подход

представляет собой комплексную ориентацию исследователя, позволяющую рассмотреть изучаемое явление в двух аспектах -системном и деятельностном.

Системный подход разрабатывался А.Н. Аверьяновым, В.Г. Афанасьевым, И.В. Блау-бергом, Э.Г. Юдиным. Применительно к педагогике системным подходом занимались В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Слас-тенин, В.А. Якунин и др. Основы деятель-ностного подхода были заложены А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Н. Сага-товским, В.Н. Шадриковым, Э.Г. Юдиным.

Системный подход позволяет выделить системные свойства исследуемого явления, элемент (минимальный компонент системы), компонент (функционально замкнутую часть системы, состоящую из элементов), связи и системообразующие факторы.

Системно-деятельностный подход дает возможность описать и спроектировать изучаемый процесс не только как систему, но и с позиции категории деятельности. Психологический энциклопедический словарь дает следующее определение деятельности: «Деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей. От поведения деятельность отличается своей продуктивностью и структурной организованностью - она имеет мотив, цель, предмет и средства реализации» [3]. Деятель-ностный подход позволяет определить цель, объект, субъект, методы, средства и результат педагогической деятельности. Кроме того, деятельностный подход необходим для выявления этапов подготовки будущих экономистов к ЦОДК.

Таким образом, в контексте применения системно-деятельностного подхода процесс подготовки будущих экономистов к ЦОДК можно охарактеризовать следующим образом:

- он является подсистемой профессио-

нальной подготовки будущих экономистов в организации высшего образования и обладает следующими системными свойствами: целью и результатом системы, внешним системообразующим фактором, а также ее эмерджентным свойством является компетенция ЦОДК экономиста; элементом процесса является педагогическая задача, а компонентами - подсистемы учебного процесса (содержательно-нормативная, организационно-процессная, ценностно-ориен-тационная и контрольно-диагностическая подсистемы);прямые и обратные связи, связи управления, соуправления и самоуправления являются внутренними системообразующими факторами;

- подготовка будущих экономистов к ЦОДК осуществляется через прохождение ими трех этапов: ознакомительно-теоретического, репродуктивно-имитационного и продуктивно-творческого;

- студент является одновременно и объектом, и субъектом процесса подготовки к ЦОДК;

- средствами подготовки будущих экономистов к ЦОДК являются учебные пособия, аутентичный материал, видео- и аудиозаписи, а методами - имитационные упражнения, ролевая игра, дискуссия, презентация, видеотренинг, метод конкретных ситуаций.

Компетентностный подход является на современном этапе ведущей образовательной парадигмой, в терминах компетенций представлены результаты подготовки в ФГОС 3+ ВО.

Основоположниками компетентностно-го подхода считают Д. МакКлелланда и С. и Л. Спенсеров. Статья Д. Мак Клелланда «Тестирование: компетенции против интеллекта», вышедшая в 1973 г., стала началом «движения компетенций» [4]. С. и Л. Спенсеры одними из первых дали определение компетенции. Согласно данному определению «компетенция» - это «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в

работе или в других ситуациях» [5, с. 9]. В качестве критерия может служить, например, объем продаж в долларах. С. и Л. Спенсеры выделяют пять типов базовых качеств: мотивы, психофизиологические особенности, Я-концепцию, знания в определенных содержательных областях, навыки.

В отечественной педагогике понятиям «компетентность» и «компетенция» посвящено большое количество исследований. Компетентностным подходом занимались В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Д.А. Махотин, Н.А. Ро-тотаева, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов и др. Существуют различные точки зрения на то, что представляют собой эти два понятия, однако, несмотря на отсутствие единства, большинство авторов подчеркивают практическую направленность компетентостного подхода. Наиболее употребляемые в определениях слова -«эффективность», «успешность», «результат», «готовность».

Таким образом, под «компетенцией» мы понимаем результат подготовки выпускника вуза, включающий знания, умения, навыки, мотивы, ценностные ориентации и личностные качества, обеспечивающие эффективное выполнение определенного вида деятельности. В компетенции ЦОДК экономиста мы считаем целесообразным выделить следующие компоненты: когнитивный, деятельно-стно-поведенческий, ценностный.

Когнитивный компонент включает в себя знания правил, принципов, тактик, применяемых в деловой коммуникации. Деятельностно-поведенческий компонент включает в себя умения и навыки, необходимые для участия в разных формах деловой коммуникации. Ценностный компонент придает компетенции деловой коммуникации значимый для профессиональной деятельности экономиста личностный смысл и включает в себя, на наш взгляд, следующие ценности:

- гуманистические: приоритет «человека» над всеми остальными ценностями, со-

хранение жизни и здоровья, качество жизни, добро, честность, человеческое достоинство, справедливость, благородство, независимость, самоактуализация;

- профессиональные: экономическая безопасность и экономическое благополучие общества, получение высокой прибыли, высокое материальное положение, конкурентоспособность, кооперация, карьера, профессиональный успех, профессиональный рост, деловая культура, правила делового этикета, деловая этика;

- патриотические: любовь к Родине, экономическое развитие России, выбор страной своего пути, гражданский мир, законность и порядок, сохранение национальной самобытности, языка, культуры.

Итак, приведем положения, сформулированные на основе компетентностного подхода:

- компетенция ЦОДК экономиста представляет собой результат подготовки в вузе, обеспечивающий эффективное деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности с учетом гуманистических, профессиональных и патриотических ценностей;

- структура компетенции ценностно-ориентированной деловой коммуникации экономиста включает когнитивный, дея-тельностно-поведенческий и ценностный компоненты.

Аксиологический подход. Разработкой аксиологического подхода занимались И.И. Докучаев, А.Г. Здравомыслов, Г. Риккерт, Н С. Розов, М. Рокич, В.П. Тугаринов, М.С. Яницкий и др. Применительно к педагогике данный подход прорабатывался Б.С. Гер-шунским, А.В. Кирьяковой, Н.Б. Крыловой, И.С. Ломакиной, З.И. Равкиным, А.А. Ручкой, В.А. Сластениным.

Аксиологическая функция образования заключается в формировании вектора развития и саморазвития личности. Автор теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьякова считает процесс цен-

ностной ориентации восхождением личности от потребностей к ценностям и выделяет в данном процессе 3 фазы:

1) присвоение ценностей общества личностью, формирование «образа мира»;

2) преобразование личности на основе присвоения ценностей, формирование образа «Я»;

3) проектирование, самопроектирование, формирование «образа будущего», выстраивание собственной шкалы ценностей.

Автор также выявляет ценностные механизмы, функционирующие на всех уровнях развития процесса ориентации. Это поиск, оценка, выбор и проекция (цель) [6].

Крайне важно отметить, что ценностно-детерминированный педагогический процесс должен быть личностно-ориентиро-ванным, так как ценностные ориентации взаимосвязаны с интересами и потребностями личности [7].

Таким образом, применительно к системе подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации положения на основе аксиологического подхода могут быть сформулированы следующим образом:

- ориентация будущих экономистов в мире гуманистических, профессиональных и патриотических ценностей проходит три фазы: формирование «экономической картины мира», формирование образа «Я профессиональное», формирование образа будущей профессиональной деятельности;

- механизмами ценностной ориентации являются поиск, оценка, выбор и проекция;

- ориентирующая функция преподавателя заключается в формировании вектора развития и саморазвития личности.

Итак, с помощью системно-деятельно-стного, компетентностного и аксиологического подходов мы охарактеризовали методологические основания построения системы подготовки будущих экономистов к ЦОДК.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М.: Академия, 2003. 192 с.

2. Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию: филос. анализ / Э.П. Семенюк. Львов: Вища школа, 1978. 175 с.

3. Психологический энциклопедический словарь / Под ред. М. И. Еникеева. М.: Проспект, 2009. 560 с.

4. Стуф А. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / А. Стуф, Р. Мартенс (Перевод с англ. Е.Орел). [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/chto-est-kompetenciya-konstruktivistskiy-podhod-kak-vyhod-iz-zameshatelstva.

5. Спенсер Л.М. Компетенции на работе: Монография / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер М.: HIPPO, 2005. 384 с.

6. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996. 190 с.

7. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореферат дис. докт. пед. наук. Л., 1991. 36 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ТАРАНЕНКО Инна Александровна, магистр педагогики, старший преподаватель английского языка для экономических направлений, ВИ-ШРМИ, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток.

Е- mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.