Научная статья на тему 'Понятийный аппарат проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов'

Понятийный аппарат проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
341
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИСТ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИСТА / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / CULTURE / ECONOMIST / COMPETITION / COMPETITIVENESS / FORMATION / PROFESSIONAL CULTURE / COMPETITIVE ATTITUDES / CULTURE OF COMPETITIVE ATTITUDES OF THE ECONOMIST / FORMATION OF CULTURE OF COMPETITIVE ATTITUDES OF FUTURE ECONOMISTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казаченок Юлия Викторовна

Анализируется современное состояние проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Рассматриваются исходные понятия для данной проблемы. Понятийный аппарат разделен на две группы: общие и конкретизирующие. К общим отнесены понятия: «культура», «экономист», «конкуренция», «конкурентоспособность», «отношения», «формирование», а к конкретизирующим «профессиональная культура», «конкурентные отношения», «культура конкурентных отношений экономиста», «формирование культуры конкурентных отношений будущих экономистов». Отмечается, что проблема формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов является актуальной, но недостаточно разработанной в научной теории и практике. К настоящему времени накоплен достаточный опыт для ее решения. В статье показано одно из возможных оснований для решения проблемы формирования культуры конкурентных отношений, которым является систематизация (т. е. структурирование и установления взаимосвязей) и корректная интерпретация сущностных характеристик исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Казаченок Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL APPARATUS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF COMPETITIVE ATTITUDES’ CULTURE FOR FUTURE ECONOMISTS

The paper discusses the problem of formation of competitive attitudesculture of future economists. The key concepts of the problem are considered. The concepts are divided into two groups: general concepts and concretizing concepts. The general concepts are: “culture”, “eco-nomist”, “competition”, “competitiveness”, “attitudes”, “formation”, and the concretizing concepts are: “professional culture”, “competitive attitudes”, “culture of competitive attitudes of the economist”, “formation of culture of competitive attitudes of future economists”. The problem of formation of competitive attitudesculture of the future economists is an important one but studied insufficiently. One of the possible ways to solve the problem is systematization (singling out elements and identifying the links between them) and interpretation of the intrinsic features of the investigated phenomenon.

Текст научной работы на тему «Понятийный аппарат проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов»

УДК 378.014 ББК Ч448.44

DOI: 10.14529/ped160109

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Ю.В. Казаченок

Южно-Уральский профессиональный институт, г. Челябинск

Анализируется современное состояние проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Рассматриваются исходные понятия для данной проблемы. Понятийный аппарат разделен на две группы: общие и конкретизирующие. К общим отнесены понятия: «культура», «экономист», «конкуренция», «конкурентоспособность», «отношения», «формирование», а к конкретизирующим - «профессиональная культура», «конкурентные отношения», «культура конкурентных отношений экономиста», «формирование культуры конкурентных отношений будущих экономистов».

Отмечается, что проблема формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов является актуальной, но недостаточно разработанной в научной теории и практике. К настоящему времени накоплен достаточный опыт для ее решения. В статье показано одно из возможных оснований для решения проблемы формирования культуры конкурентных отношений, которым является систематизация (т. е. структурирование и установления взаимосвязей) и корректная интерпретация сущностных характеристик исследуемого феномена.

Ключевые слова: культура, экономист, конкуренция, конкурентоспособность, отношения, формирование, профессиональная культура, конкурентные отношения, культура конкурентных отношений экономиста, формирование культуры конкурентных отношений будущих экономистов.

Актуальность. Современные экономисты и политики регулярно говорят о наличии нерешенных вопросов, которые стоят перед российской экономикой. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года также указывается, что текущий период характеризуется для российской экономики долговременными системными вызовами, первый из которых - усиление глобальной конкуренции [17]. В контексте этого подготовка высококвалифицированных экономистов, умеющих работать в условиях конкуренции и обладающих должным уровнем конкурентной культуры, становится актуальной задачей для высшего профессионального образования.

Учитывая, что актуальной для нас темой является решение проблемы формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов, изначально необходимо рассмотреть и упорядочить понятийный аппарат. Ведь именно понятия, которые использует исследователь, являются исходными положениями для рассуждений и поэтому требуют

осуществления их систематизации (структурирования и установления взаимосвязей) и корректной интерпретации сущностных особенностей исследуемого феномена.

Изучение состояния проблемы в научной литературе. Сложность и неоднозначность проблемы исследования привела нас к необходимости включения в структуру ее понятийного аппарата двух групп - это общие и конкретизированные понятия. К общим мы будем относить понятия: «культура», «экономист», «конкуренция», «конкурентоспособность», «отношения», «формирование», а к конкретизированным - «профессиональная культура», «конкурентные отношения», «культура конкурентных отношений экономиста», «формирование культуры конкурентных отношений будущих экономистов».

Анализ терминов начнем с важного для нашего исследования понятия - «культура». Наиболее общие трактовки мы встречаем в толковых словарях, где культура определяется как: 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [15, с. 313], 2) уровень или степень развития

какой-либо отрасли человеческой деятельности [13, с. 86]. Исходя из приведенных определений, а также более детального анализа термина «культура» [1-3, 9-11, 13-15, 19-23, 25] мы пришли к выводу, что среди ученых нет единого мнения в трактовке данного понятия. В настоящий момент в изучении культуры, как научного феномена, проявляются две тенденции. Первая, как мы уже указывали, представлена наиболее общими трактовками [1-3, 10, 21-23] и выражается в стремлении интегрировать различные стороны культуры, представить ее целостным образованием. Смысл второй тенденции состоит в исследовании отдельных сторон [9, 11, 14, 19, 20]: культура материальная, культура в образовании, культура в контексте трансформаций, культура в современных условиях, управленческая культура и т. д.

Наше исследование мы проводим в рамках педагогической науки и будем придерживаться определения, данного в педагогическом словаре: «культура» - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. [9, с. 68].

Профессиональная культура как самостоятельный феномен, изучению которого посвящены работы многих отечественных ученых (Е.А. Гнатышина и Г.Г. Серкова [19], Л.Н. Максимова [11], О.Л. Москаленко [14] и др.), также имеет многообразие направлений исследования и, как следствие, неоднозначность трактовок этого понятия.

Мы считаем что термины «культура» и «профессиональная культура» неразрывно связаны и относятся друг к другу как общее к частному. Анализ литературы позволил нам выявить ряд существенных признаков «профессиональной культуры»:

- она является интегративной характеристикой личности специалиста;

- характеризует уровень социально-профессионального развития, способ реализации знаний, умений и навыков;

- позволяет решать профессиональные задачи на уровне современных достижений экономической науки и опыта, испытывать удовлетворенность и самореализованность в избранной профессиональной сфере;

- характеризует совокупность ценностных ориентаций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности;

- обеспечивает создание новых социально-значимых ценностей.

Соглашаясь в некоторых аспектах с современными учеными, профессиональную культуру в нашем исследовании мы будем понимать как личностную характеристику специалиста, включающую совокупность знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, обеспечивающих эффективность его профессиональной деятельности, а также продуктивно-творческое преобразование профессиональной среды через освоение и создание социально-значимых ценностей.

Далее рассмотрим, как определяется понятие «экономист». С.И. Ожегов дает следующую трактовку: «экономист - это специалист в области экономики, экономической науки. Где экономика рассматривается как совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе» [15, с. 907].

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (с присвоением квалификации «академический бакалавр») областью профессиональной деятельности экономистов являются: экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, образовательные организации системы высшего образования, среднего профессионального образования, среднего общего образования, дополнительного образования [12].

Поскольку в нашей статье мы ведем речь о культуре конкурентных отношений, возникает необходимость дать определение самого понятия «отношения». Как утверждают исследователи, данный термин имеет общий и

конкретный смысл. В общем смысле «отношения» рассматриваются как связь между двумя и более событиями, объектами и людьми [18, с. 582]. Более конкретные смысл может значительно варьироваться в работах различных авторов: 1) тот или иной характер поведения, обращения кого-либо с кем-либо, чем-либо; взгляд на что-либо, восприятие, понимание чего-либо [21, с. 719]; 2) взаимное общение, связь между кем-нибудь, чем-нибудь (людьми, обществами, странами) [22, с. 976];

3) причастность к чему-либо, связь с кем-либо, чем-либо, касательство, взаимная связь, зависимость разных величин, предметов, явлений, соотношение между чем-либо [21, с. 719];

4) взаимная связь разных величин, предметов, действий [15, с. 605]; такая связь между двумя переменными, при которой изменение одной сопровождается изменением другой; такая связь между суждениями, при которой истинность или ложность одного предполагает истинность или ложность другого; такая связь между событиями, при которой одно служит предпосылкой другого [18, с. 582].

В нашем исследовании, созвучно мнению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, будем считать, что отношения - это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения отражают в себе тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Как указывают данные авторы, положительный или отрицательный опыт отношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений» [9, с. 102].

Далее рассмотрим понятия «конкурент» и «конкуренция».

Общеизвестно, что труд занимает важное место в жизни человека, он является одним из факторов, влияющих на социальную стабильность и социальную безопасность каждого человека в отдельности, и, как результат, общества в целом. Ускорение темпов социально-экономического развития требует от каждого человека ориентации на завтрашний день, способности планировать и оценивать жизненные и профессиональные перспективы. Люди стремятся иметь работу, которая бы приносила моральное удовольствие, стабиль-

ный доход и уверенность в завтрашнем дне. В то же время, сегодня рынок труда диктует свои условия и специалистам приходится работать в условиях жесткой конкуренции [6, 26].

Несмотря на то, что термин «конкурент» и сама проблема конкуренции давно и плодотворно изучается различными науками, тем не менее, она имеет ряд нерешенных вопросов. В первую очередь это касается понятийного аппарата.

В этимологическом словаре М. Фасмера указано, что термин «конкурент» происходит от немецкого «Konkurrent», восходящего к латинскому concurrere - «сбегаться, сходиться; совпадать» и праиндоевропейскому kers -«бежать». В русский язык понятие «конкурент» пришло во времена Петра I [25].

В современных отечественных словарях понятие «конкурент» рассматривается следующим образом. Это: 1) лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке [4, с. 374]; 2) человек, который соперничает в чем-либо с собеседником, стремиться добиться тех же целей, получить какую-либо должность и т. д. [23, с. 486].

Термин «конкуренция», в свою очередь, трактуется как: 1) соперничество или борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще [2, с. 352]; 2) одна из форм взаимодействия двух или более субъектов, а также значительных по численности групп, носящая характер соперничества, борьбы за ограниченные ресурсы и стремления к более быстрому и эффективному достижению сходных целей [1, с. 68].

В большом толковом психологическом словаре конкуренция - это состояние взаимодействия между двумя и более единицами (которые могут быть людьми, группами, учреждениями, биологическими структурами и т. д.), при котором они находятся в состязательном преследовании одних и тех же целей и вещей [18, с. 366].

Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что в словарях понятия «конкурент» и «конкуренция» рассматриваются в контексте состязания, соперничества и борьбы между людьми или группами лиц.

Рассмотрев термины «отношения» и «конкуренция» далее нам необходимо сфор-

мулировать определение «конкурентных отношений». Последнее, в свою очередь, вызывает активный научный интерес у российских ученых. Чтобы обосновать собственную точку зрения, нами были проанализированы выводы о содержательном наполнении термина «конкурентные отношения» таких исследователей как: В.А. Горбачев [5], А.С. Касаткин [7], И.А. Кашкирова [8], В.С. Осипов [16], Ф.Р. Туктаров [24], С.Н. Ярошенко [27] и др. Обобщив существующие точки зрения, мы выделили сущностные характеристики понятия, необходимые для того, чтобы отграничить его от близких по смыслу и сформулировать наше авторское понимание конкурентных отношений. Итак, перейдем к сущностным характеристикам. Согласно нашему исследованию, конкурентные отношения:

- это взаимодействие субъектов, нацеленное на обеспечение наилучшего положения в экономической системе;

- это отношения по поводу соперничества в достижении наилучших результатов с оптимальными затратами, они (отношения) направлены на усиление позиций участников;

- данные отношения как специфический институт включают в себя: применение конкурентных правил, конкурентных норм поведения, добровольно принятых кодексов конкурентного поведения;

- в последнее десятилетие складываются специфические формы конкурентных отношений, ориентированные на сотрудничество и партнерство;

- сведение конкурентных отношений только к борьбе не позволяет раскрывать природу развития, так как одна борьба приводит к разрушению. Сущность конкуренции -единство борьбы и сотрудничества.

Исходя из вышеизложенного, мы трактуем конкурентные отношения как форму проявления конкуренции, представляющую собой результат взаимодействия субъектов, построенного на основе соперничества и сотрудничества по обеспечению их наилучшего положения в экономической системе.

Следуя заявленной в начале статьи логике, наша задача сводится к определению понятия «культура конкурентных отношений». Учитывая существующие точки зрения современных ученых и научные данные, представленные в литературе, а также собственные научные воззрения, в нашем исследовании бу-

дем считать, что культура конкурентных отношений - это вид профессиональной культуры, обеспечивающей достижение экономических целей рациональными и этически приемлемыми средствами через эффективное сотрудничество и добросовестное соперничество в условиях конкуренции.

Культура конкурентных отношений, являясь важнейшим личностным новообразованием экономиста, не возникает самостоятельно, а требует целенаправленных действий субъектов образовательного процесса вуза по ее формированию.

Под формированием культуры конкурентных отношений будущих экономистов мы будем понимать совокупность положительных изменений личности, включающую в себя как процесс, так и результат становления личности профессионала в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного, особым образом организованного педагогического процесса подготовки будущих экономистов в вузе.

Заключение. Подводя итоги анализа современного состояния исследований проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов, можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что в настоящее время в теории и практике педагогических исследований накоплен достаточный опыт формирования профессиональной культуры и формирования конкурентоспособности, исследуемая нами проблема, актуальность которой была подтверждена в ходе научно-педагогического анализа, разработана недостаточно. Таким образом, обобщение данных, представленных в литературе, а также собственные научные воззрения позволяют утверждать, что:

- во-первых, проблема формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов является актуальной, но недостаточно разработанной;

- во-вторых, к настоящему времени накоплен достаточный научный опыт для ее решения;

- в-третьих, данная проблема может быть решена через реализацию системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов, разработка которой невозможна без структурированного понятийного аппарата, представленного нами в данной статье.

Литература

1. Большая энциклопедия: в 62 т. - М.: ТЕРРА, 2006. - Т. 23. - 592 с.

2. Большой академический словарь русского языка: в 16 т. - СПб.: Наука РАН, 2007. -Т. 8. - 256 с.

3. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Но-ринт, 2003. - 1536 с.

4. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - 7-е изд., доп. и перераб. -М. : Ин-т новой экономики, 2008. - 1472 с.

5. Горбачев, В.А. Правовое регулирование конкурентных отношений на товарных рынках стран Европейского Союза и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.А. Горбачев. - М.: Моск. гос. ин-т между-нар. отношений, 2010. - 30 с.

6. Казаченок, Ю.В. Конкурентоспособность выпускника вуза как социальный фактор формирования жизненного опыта безопасного существования личности / Ю.В. Казаченок // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием: в 2 ч. / сост. и общ. ред. В.В. Гафнер. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - Ч. 1. - 212 с.

7. Касаткин, А. С. Влияние конкурентных отношений на точность оценки фитомассы и годичного прироста деревьев в сосняках: автореф. дис. ... канд. с.-х. наук /А.С. Касаткин Алексей Сергеевич. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2009. - 23 с.

8. Кашкирова, И.А. Формирование конкурентных отношений в потребительском комплексе как подсистемы региональной экономики: автореф. дис. ... канд. эконом. наук / И.А. Кашкирова. - Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2009. - 26 с.

9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / М.Г. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пиров. - 2-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 176 с.

10. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2007. - 944 с.

11. Максимова, Л.Н. Профессиональная культура в российском контексте социальных трансформация: автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Л.Н. Максимова. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т им. Гагарина Ю.А., 2013. - 35 с.

12. Министерство образования и науки

Российской Федерации, Приказ от 21 декабря 2009 г. № 747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр")». - ИПр://м>м>м>^агаМ. ru/products/ipo/prime/doc/97653/.

13. Мокиенко, В.М. Толковый словарь языка Совдепии: ок. 10 000 слов и выражений / В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АСТ: Астрель, 2005. - 505 с.

14. Москаленко, О.Л. Профессиональная культура сотрудника береговой охраны Федеральной службы безопасности и ее развитие в современных условиях: социально-философский анализ: автореф. дис. . канд. филос. наук / О. Л. Москаленко. - М. : Пограничная академия ФСБ РФ, 2015. - 20 с.

15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

16. Осипов, В.С. Теория и методология конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов: автореф. ... дис. д-ра эконом. наук. - М.: Институт экономики РАН, 2013. - 46 с. - http://inecon.org/docs/ Osipov_abstract.pdf.

17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/.

18. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1: (А-О): пер. с англ. / А. Ребер. - М. : Вече: АСТ, 2000. - 592 с.

19. Серкова, Г.Г. Профессионально-управленческая культура руководителя образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов и учреждений доп. проф. образования / Г. Г. Серкова, Е. А. Гнатышина. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. - 156 с.

20. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 368 с.

21. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 2: К-О / под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. -М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. -736 с.

22. Толковый словарь русского языка /

под ред. Б.М. Волина, Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1938. - 1039 с.

23. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: АСТ, 2003. -1582 с.

24. Туктаров, Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Ф.Р. Туктаров - Ростов н/Д.: Юж. федер. ун-т, 2007. - 46 с. - http://dlib.rsl.ru/load. ркр?рат=/Ы01003000000/Ы0100339 7000/ rsl01003397429/rsl01003397429.pdf.

25. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. - http:// arbitr.msk-arbitr.ru/fasmer/p392.htm.

26. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Н.О. Яковлева. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т. - 48 с.

27. Ярошенко, С.Н. Ценностные основы становления и развития конкурентоспособности студентов вуза: теоретико-методологический аспект: моногр. / С.Н. Ярошенко. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. -151 с.

Казаченок Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Южно-Уральский профессиональный институт, г. Челябинск, yuliya-2005@mail.ru.

Поступила в редакцию 30 ноября 2015 г.

DOI: 10.14529/ped160109

THE CONCEPTUAL APPARATUS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF COMPETITIVE ATTITUDES' CULTURE FOR FUTURE ECONOMISTS

J.V. Kazachenok, yuliya-2005@mail.ru

South-Ural Professional College, Chelyabinsk, Russian Federation

The paper discusses the problem of formation of competitive attitudes' culture of future economists. The key concepts of the problem are considered. The concepts are divided into two groups: general concepts and concretizing concepts. The general concepts are: "culture", "economist", "competition", "competitiveness", "attitudes", "formation", and the concretizing concepts are: "professional culture", "competitive attitudes", "culture of competitive attitudes of the economist", "formation of culture of competitive attitudes of future economists".

The problem of formation of competitive attitudes' culture of the future economists is an important one but studied insufficiently. One of the possible ways to solve the problem is syste-matization (singling out elements and identifying the links between them) and interpretation of the intrinsic features of the investigated phenomenon.

Keywords: culture, economist, competition, competitiveness, formation, professional culture, competitive attitudes, culture of competitive attitudes of the economist, formation of culture of competitive attitudes offuture economists.

References

1. Bol'shaya entsiklopediya. V 62 tomakh. T. 23 [The Greater Encyclopedia. In 62 Volumes. Vol. 23]. Moscow, TERRA Publ., 2006. 592 p.

2. Bol'shoy akademicheskiy slovar' russkogo yazyka. V16 tomakh. T. 8 [The Big Academy Dictionary of Russian. In 16 Volumes. Vol. 8]. St. Petersburg, Nauka RAN Publ., 2007. 256 p.

3. Kuznetsov S.A. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [The Greater Explanatory Dictionary of Russian]. St. Petersburg, Norint Publ., 2003. 1536 p.

4. Azriliyan A.N. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [The Greater Economic Dictionary]. Moscow, Institut Novoy Ekonomiki Publ., 2008. 1472 p.

5. Gorbachev V.A. Pravovoe regulirovanie konkurentnykh otnosheniy na tovarnykh rynkakh stran Evropeyskogo Soyuza i Rossiyskoy Federatsii: sravnitel'no-pravovoy analiz. Avtoref. kand. diss. [Legal Regulation of Competitive Attitudes in the Commodity Markets of the Countries of the European Union and the Russian Federation. Abstract of Cand. Diss. (Law)]. Moscow, 2010. 30 p.

6. Kazachenok Yu.V. [Competitiveness of the Graduate of High School as a Social Factor of Formation of Life Experience of Safe Existence of the Person]. Pedagogika bezopasnosti: nauka i obrazo-vanie: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem: 1 ch. [Pedagogics of a Security: a Science and Formation: Materials of the All-Russia Scientific Conference with the International Participation: Part 1]. Ekaterinburg, 2012. 212 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kasatkin A.S. Vliyanie konkurentnykh otnosheniy na tochnost' otsenki fitomassy i godichnogo prirosta derev'ev v sosnyakakh. Avtoref. kand. diss. [Influence of Competitive Attitudes on Accuracy of an Assessment of Biomass and a Year Gain of Trees in Pine Forests. Abstract of Cand. Diss. (Agricultural)]. Ekaterinburg, 2009. 23 p.

8. Kashkirova I.A. Formirovanie konkurentnykh otnosheniy v potre-bitel'skom komplekse kakpod-sistemy regional'noy ekonomiki. Avtoref. kand. diss. [Formation of Competitive Attitudes in a Consumer Complex as Subsystems of Regional Economy. Abstract of Cand. Diss. (Economy)]. Cheboksary, 2009. 26 p.

9. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar' [The Pedagogical Dictionary]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 176 p.

10. Krysin L.P. Tolkovyy slovar' inoyazychnykh slov [Explanatory Dictionary of Speaking Another Language Words]. Moscow, EKSMO Publ., 2007. 944 p.

11. Maksimova L.N. Professional'naya kul'tura v rossiyskom kontekste sotsial'nykh transforma-tsiya. Avtoref. dokt. diss. [Professional Culture in the Russian Context Social Transformation. Abstract of Dokt. Diss. (Sociology)]. Saratov, 2013. 35 p.

12. PrikazMinisterstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 21 dekabrya 2009 g. № 747 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vys-shego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080100 Ekonomika (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr")" [Order of Ministry of Education and Sciences of the Russian Federation from December, 21st, 2009 №747 "About the Statement and Introduction in Action of the Federal State Educational Standard of the High Vocational Education in a Direction of Preparation 080100 Economy (Qualification (a Degree) "the Bachelor")"]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 97653/ (accessed 17.09.2015).

13. Mokienko V.M., Nikitina T.G. Tolkovyy slovar'yazyka Sovdepii: ok. 10 000 slov i vyrazheniy [Explanatory Dictionary of Language Land of Soviets: Approx. 10,000 Words and Expressions]. Moscow, Astrel' Publ., 2005. 505 p.

14. Moskalenko O.L. Professional'naya kul'tura sotrudnika beregovoy okhrany Federal'noy sluzhby bezopasnosti i ee razvitie v sovremennykh usloviyakh: sotsial'no-filosofskiy analiz. Avtoref. kand. diss. [Professional Culture of the Employee of a Coast Guard of Federal Security Service and its Progress in Modern Conditions: Social and Philosophical Analysis. Abstract of Cand. Diss. (Philosophy)]. Moscow, 2015. 20 p.

15. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologi-cheskikh vyrazheniy [Explanatory Dictionary of Russian: 80 000 Words and Phraseological Expressions]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p.

16. Osipov V.S. Teoriya i metodologiya konkurentnogo vzaimodeystviya khozyaystvuyushchikh sub"ektov. Avtoref. dokt. diss. [The Theory and Methodology of Competitive Interoperability of Managing Subjects. Abstract of Doct. Diss. (Economy)]. Moscow, 2013. 46 p.

17. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r "O Kontseptsii dolgosrochnogo so-tsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" [The Order of the Government of the Russian Federation from 17.11.2008 N 1662^ "About the Concept of Long-Term Social and Economic Progress of the Russian Federation for the Period till 2020"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/ (accessed 17.09.2015).

18. Reber A. Bol'shoy tolkovyy psikhologicheskiy slovar'. T. 1. [The Big Explanatory Psychological Dictionary. Vol. 1]. Moscow, Veche Publ., AST Publ., 2000. 592 p.

19. Serkova G.G., Gnatyshina E.A. Professional'no-upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya ob-razovatel'nogo uchrezhdeniya [Professional-administrative Culture of the Head of Educational Organization]. Chelyabinsk, Obrazovanie Publ., 2006. 156 p.

20. Mardakhaev L.V. Slovar'po sotsial'noy pedagogike [The Dictionary on Social Pedagogics]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 368 p.

21. Slovar' russkogo yazyka. V 4 tomakh. T. 2 [The Dictionary of Russian. In 4 Vol. Vol. 2]. Moscow, Poligrafresursy Publ., 1999. 736 p.

22. Volina B.M., Ushakova D.N. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [An Explanatory Dictionary of Russian]. Moscow, GIIiNS Publ., 1938. 1039 p.

23. Dmitriev D.V. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [An Explanatory Dictionary of Russian]. Moscow, AST Publ., 2003. 1582 p.

24. Tuktarov F.R. Konkurentosposobnost' lichnosti v sovremennom transformiruyushchemsya obshchestve: sotsial'nofilosofskiy analiz. Avtoref. dokt. diss. [Competitiveness of the Person in a Modern Transformed Society: Social and Philosophical Analysis. Abstract of Doct. Diss. (Philosophy)]. Rostov-on-Don, 2007. 46 p.

25. Fasmer M. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka [The Etymological Dictionary of Russian]. Available at: http://arbitr.msk-arbitr.ru/fasmer/p392.htm (accessed 17.09.2015).

26. Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie innovatsionnykh sistem. Avtoref. dokt. diss. [Pedagogical Designing Innovative Systems. Abstract of Doct. Diss. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2003. 48 p.

27. Yaroshenko S.N. Tsennostnye osnovy stanovleniya i razvitiya konkurentosposobnosti studen-tov vuza: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [Valuable Bases of Development and Progress of Competitiveness of Students of High School: Theoretical and Methodological Aspect]. Chelyabinsk, ChelSU Publ., 2009. 151 p.

Received 30 November 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Казаченок, Ю.В. Понятийный аппарат проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов / Ю.В. Казаченок // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8, № 1. - С. 66-73. БО!: 10.14529/реа160109

Kazachenok J.V. The Conceptual Apparatus of the Problem of Formation of Competitive Attitudes' Culture for Future Economists. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 66-73. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.