Научная статья на тему 'Система формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов и педагические условия ее эффективного функционирования'

Система формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов и педагические условия ее эффективного функционирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MODEL OF BUILDING A CULTURE OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE FUTURE ECONOMISTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаченок Юлия Викторовна

В статье представлена схема модели системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Дана краткая характеристика структурных компонентов, указаны их цели. Рассмотрены педагогические условия эффективного функционирования разработанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаченок Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of forming competitive relations culture of the future economists and pedagogical conditions of its effective functioning

А basic model of creating a culture of competitive relations in the future economists is presented. The structural components are briefly described their goals and objectives are listed. Pedagogical conditions of effective functioning of the developed system are considered.

Текст научной работы на тему «Система формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов и педагические условия ее эффективного функционирования»

7. Potapova M.V. Modern tools of tracking competence and universal educational actions of students. Herald of the Chelyabinsk state pedagogical University, 2014. №2. P. 181-193. [in Russian].

8. Teslenko V.I. Modern means of estimation of results of training: textbook.. Krasnoyarsk: KSPU RNO, 2004. P. 195. [in Russian].

9. Usov A.V. Problems of the theory and practice of teaching at school. Chelyabinsk: izd-vo Chelyabinskogo go-sudarstvennogo pedagogicaheskogo universiteta, 2000. P. 221. [in Russian].

10. Federal state educational standard of higher professional education (FSES HPE) in the direction of training (specialty) 161002 "Flight operation and application of dealerships" (qualification degree "specialty"). The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 January 2011 № 65. [in Russian].

11. Shapovalov A.A. A andB of pedagogical science. Barnaul, 2003. P. 112. [in Russian].

Сведения об авторе:

Изосимов Дмитрий Владимирович,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: izosimov1978@mail.ru

Information about the author: Izosimov Dmitry Vladimirovich,

Postgraduate student,

Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: izosimov1978@mail.ru

УДК 378.014 ББК 74.480

Ю.В. Казаченок система формирования культуры

конкурентных отношений у будущих экономистов и педагические условия ее эффективного функционирования

В статье представлена схема модели системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Дана краткая характеристика структурных компонентов, указаны их цели. Рассмотрены педагогические условия эффективного функционирования разработанной системы.

Ключевые слова: модель системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов, педагогические условия.

Yu.V. Kazachenok

system of forming competitive relations culture of the future economists and pedagogical conditions of its effective functioning

А basic model of creating a culture of competitive relations in the future economists is presented. The structural components are briefly described their goals and objectives are listed. Pedagogical conditions of effective functioning of the developed system are considered.

Key words: model of building a culture of competitive relations in the future economists, pedagogical conditions.

о

I-

о

о

X

о m

>> SÎ

ю

у

х m Ф о 3 а. о s х X I- о о s

-û I

Е ^

SE-&

Ф о 0.1->.о

* X х со о s

_Û ф

tf

* ф

к к

is

й О m с

S Ö Ü£ s °

-8-Ф

го s

Ф I—т

I- ч

о Ф

S С

О s

го

о

X

ф

т го

со ГО

ъи 03 2

Проблемой нашего исследования является формирование культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, в современном мире процессы конкуренции носит всеобщий и бесконечный характер, погружают выпускников вуза в ситуацию социального отбора, в ситуацию конкурентных отношений. При этом соблюдение этических норм поведения и профессиональной деятельности в условиях конкуренции обусловливает важность формирования культуры конкурентных отношений как одной из составляющей конкурентоспособности. Во-вторых, на сегодняшний день одной из приоритетных задач образования является удовлетворение потребности экономики Российской Федерации в высококвалифицированных кадрах [6], подготовка которых может и должна стать базой для интенсивного развития экономики, стабильного повышения благосостояния российских граждан и укрепления позиций России в мировом сообществе.

В то же время анализ литературы показал, что, несмотря на исследовательский интерес и накопленный опыт по данной тематике, проблема изучена недостаточно. Поэтому в данной статье мы представим систему формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов и педагические условия ее эффективного формирования которые могут и должны послужить факторами, способствующими эффективному решению проблемы [4].

Достижение основной цели исследования, связанной с построением системы и выявлением педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у студентов-экономистов культуры конкурентных отношений, потребовало определения методологических основ, позволяющих сформулировать сущностные характеристики

исследуемого процесса. Выполненный нами анализ, привел нас к следующим заключениям. В разработанной педагогической системе важно учитывать превалирующие особенности контингента (психолого-педагогические детерминанты), для которого она создана, включающие: во-первых, особенности студенческого возраста и, во-вторых, особенности экономической деятельности и экономического поведения. Систему формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов целесообразно выстраивать на основе взаимодополняющих подходов - системного и деятельностно-культурологического. С учетом положений системного подхода, предусматривающего исследование явления как системы, нами были сформулированы положения, значимые для разработки авторской концепции: 1) формирование культуры конкурентных отношений будущих экономистов является структурным компонентом системы профессиональной подготовки экономистов в вузе; 2) данный феномен обладает характеристиками, присущими любой педагогической системе, такими как: открытость, гибкость, управляемость, непрерывное развитие, вариативность и т.п.; 3) исследуемый феномен является компонентом системы профессиональной подготовки экономистов в вузе и обладает свойствами педагогической системы: ее внутреннее содержание определяется логикой педагогического процесса и включает в себя мобилизационный, содержательно-координационный, процессно-моделирующий и контрольно-корректирующий компоненты; структурным элементом является педагогическая задача, решение которой происходит на различных этапах и стадиях процесса; системообразующими факторами процесса формирования культуры конкурентных отношений выступают цель и самоуправление. Внешним фактором яв-

ляется цель, а внутренним - самоуправление. Благодаря чему создается единство компонентов и эмерджентность; целостность системы обеспечивается наличием различно направленных связей: прямых, обратных, параллельных и т.д. В контексте деятельностно-культурологического подхода изучение формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов позволило получить следующие характеристики: данный подход обусловливает выбор специфических методов, средств и форм педагогической деятельности; направлений реализации программы; организацию способов теоретической и практической деятельности; особенностей взаимодействия с внешней средой, в целом, и рынком труда, в частности; возможностей совершенствования учебного процесса и процедур коррекции; повышения степени соответствия социальному заказу; его цель - сформированная культура конкурентных отношений у будущих экономистов; субъектами взаимодействия, обеспечивающего управление и соуправле-ние, выступают преподаватель и студент (либо преподаватель и группа студентов); субъектами взаимодействия, обеспечивающего соуправление и самоуправление, выступают студент и представители внешней среды (либо группа студентов и представители внешней среды); объектом является трансформирующаяся в профессиональном и культурном плане личность будущего экономиста; средствами формирования культуры конкурентных отношений являются материальные (наглядные материалы, ТСО, финансовая документация, учебные пособия, сетевые ресурсы, карточки-задания, экспертные карты и др.) и духовные (нормы морали, личностные и профессиональные ценности и др.); методами - педагогические (беседа, экскурсии, демонстрации, пример и др.) и экономические (анализ финансовой отчетности,

SWOT-анализ, бизнес-тренинг и др.); результатом - сформированная культура конкурентных отношений будущего экономиста; результатом использования деятельностно-культурологического подхода является определение содержания понятия «культура конкурентных отношений», которое включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: когнитивный, ценностный, операциональный, личностный и имеет три уровня проявления: микро-, мезо- и макроуровень.

Учитывая данные, полученные в ходе реализации подходов, нами была разработана система формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов, которая включает мобилизационный, содержательно-координационный, процессно-моделирующий, контрольно-корректирующий компоненты.

Цель мобилизационного компонента -сформировать мотив освоения культуры конкурентных отношений. Данный компонент обеспечивает решение основной задачи - возникновение, становление и развитие у будущих экономистов мотивов формирования культуры конкурентных отношений.

Следующим компонентом системы формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов является содержательно-координационный. Основная цель данного компонента - организовать и содержательно наполнить процесс формирования культуры конкурентных отношений. Этот компонент отражает: содержание учебной и профессиональной деятельности, которое предстоит усвоить студентам в процессе формирования культуры конкурентных отношений, а также особенности организации взаимодействия преподавателя -студентов, студентов - представителей внешней среды. Содержательная сторона образовательного процесса, представленная в данном компоненте, включает комплексную программу.

о

H

о

о

X

о m

г

ю

х

го са о

х

о

s ^

X

>

X ^ Ф о 0.1->о

* X х ш о s

* ¡2 _Û ф

tf * ф

s m

Й О

ей с

S "

i g

s °

-8-ф

ГО S

I- ч

о Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S С

О s

го

о> о

Ю.В. Казаченок

0

3 х

с *

сл

1

о §

№ О П)

О «

О

3

го

№ £

о № О

а

ш

П)

о

П)

с -с №

О §

№ О

С го

о с 3

п

3

а>

О

9>

ь

ел

Табл. 1. Программа формирования культуры конкурентных отношений

у будущих экономистов

Наименование блока Значение блока Тематическое содержание блока

Иллюстративно-ориентирующий ориентирован на формирование у студентов первичных или актуализацию имеющихся (бытовых) представлений, о содержании культуры конкурентных отношений понятие профессиональной культуры и культуры конкурентных отношений; значение культуры конкурентных отношений для деятельности профессионала (экономиста в частности); виды профессиональных ценностей; образцы добросовестной конкуренции

Ин форма цион н о-теорети-ческий направлен на освоение теоретико-методологических основ и структурирование усваиваемой информации понятие культуры; способы овладения культурой конкурентных отношений; показатели эффективности проявления усвоенных образцов культурного поведения и др.

Ознакомительно-практический направлен на усвоение будущими экономистами различных приемов и способов деятельности, формирование частных умений, применение усвоенного на практике упражнения, способствующие формированию культуры конкурентных отношений; отработка проекций поведения адекватного сформированной культуре поведения и др.

Комплексно-практический нацелен на формирование комплексных способов действий, на расширение опыта выполнения полного цикла проектной деятельности, проявление творчества определение конкурентной стратегии в общении; управление конкурентной стратегией и др.

Рефлексивный включает в себя процесс наблюдения за своей и чужой деятельностью, проведение самоанализа, переосмысление анализ и оценивание образцов проявления культуры конкурентных отношений; осознание и регуляция деятельности, воспроизведение образцов деятельности на основе сформированных установок и ценностных ориентаций и т.п.

Дидактическую составляющую системы формирования культуры конкурентных отношений отображает процессно-моделирующий компонент. Цель данного компонента: в процессе реализации выбранных методов, форм и средств, сформировать знания, умения,

профессионально важные качества и ценностные ориентации, составляющие культуру конкурентных отношений. В ходе исследования нами были выявлены четыре стадии формирования культуры конкурентных отношений.

Табл. 2. Стадии процесса формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов

Наименование стадии Функциональное значение стадии Содержание стадии Результат стадии

1. Установо-чно-ориента-ционного информирования 1. Стимулирующая. 2. Ориентировочная. 3. Мотивирующая Студент получает сведения о видах конкуренции, принципах современного бизнеса, основных рисках. Осознает необходимость формирования культуры конкурентных отношений. Рефлексирует Усвоение первичной информации, сформированный мотив

2. Обогащения ориентировочной основы действий 1. Информационная, 2. Обучающая, 3. Воспитывающая Студент осуществляет знакомство с шаблонами поведения, формирует умения взаимодействовать в условиях конкуренции. Получает информацию о содержании компонентов культуры конкурентных отношений, формирует представления о ее характеристиках Апробация выполнения отдельных действий, начальная стадия формирования умений взаимодействовать в условиях конкуренции

3. Апробации и закрепления 1.Обучающая. 2. Воспитывающая. 3. Развива-ющая, 4. Формиру-ющая Студент отрабатывает умения и навыки конкурентных отношений на разных уровнях. Обогащает свою систему ценностей. Рефлексирует Отработанные умения и навыки конкурентных отношений

4. Интерналь-ной стабилизации 1. Стабилизационная. 2. Развивающая. 3. Стимулирующая Непосредственное профессиональное взаимодействие в бизнес-среде, где студент самостоятельно демонстрирует усвоенные знания и сформированный уровень культуры конкурентных отношений Эффективное конкурентное взаимодействие, владение составляющими культуры конкурентных отношений

ш О

н

о

о

X

о т

ю

х

го ей о

X

о

X

Четвертый - компонент контрольно-корректирующий. Он включает в себя контрольные, диагностические и коррекци-онные мероприятия. Базовую часть компонента составляет диагностика: первичная, промежуточная (в процессе реализации программы формирования культуры конкурентных отношений) и итоговая. Цель его - оценить степень сформиро-ванности культуры конкурентных отношений, откорректировать недостатки.

Графическое изображение модели системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих эко-

номистов представлено на рисунке 1.

В нашем исследовании, помимо общенаучных принципов (системности, связи теории с практикой и др.), мы также воплощали специфические принципы реализации модели формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов: принцип социальной центрированности; принцип непрерывной культурной преемственности; принцип интеграции профессиональных ценностей в корпоративную культуру вуза, бизнеса и страны; принцип рефлексивной связи с внешней средой.

X ^ Ф о 0.1->.о

* X X СО

0 ^

* ¡2 .0 ф

>,ф * ф

к к

и

й О ш с

я "

1 и

-8-ф го

I- Ч

О ф

^ с

О ^

го

Для эффективного функционирования разработанной системы нами был определен комплекс педагогических условий, при выборе которого мы исходили из: структурных особенностей и содержания разработанной системы; требований современного рынка труда; социального заказа и ФГОС ВО; требований современного вуза и специфических особенностей в подготовке будущих экономистов; достигнутых научных результатов в об-

ласти проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов; персонального опыта деятельности в исследуемом направлении. Учитывая вышеизложенное, мы выделили две группы педагогических условий: организационно-стимулирующие и пред-метно-деятельностные. Содержательное наполнение двух представленных групп педагогических условий отражено в таблице 3.

Табл. 3. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов

Организационно-стимулирующие условия Предметно-деятельностные условия

1. Использование модульно-рейтинговой технологии. 2. Активизация профессиональной мобильности студентов. 3. Обеспечение направленности на здоровый образ жизни 1. Знакомство с принципами клиентоориен-тированного бизнеса. 2. Активизация самопрезентационной деятельности студентов. 3. Организация процесса подготовки на основе использования техник тайм-менеджмента

Организационно-стимулирующие условия эффективного функционирования системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Назначение первой группы условий - способствовать эффективной организации исследуемого процесса и стимулировать познавательную активность студентов.

Использование модульно-рейтинговой технологии. Данное педагогическое условие повышает эффективность формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов за счет возможности погрузить студентов в конкурентную среду и еще в вузе обогатить опыт конкурентного взаимодействия. Реализуется данное условие с помощью подсчета индивидуального рейтинга как главного показателя успехов в обучении, а также дает возможность подсчета итогового суммарного рейтинга успешности учебного процесса в группе или вузе. Академический рейтинг обучающегося является показательно-стимулирующим элемен-о том модульно-рейтинговой системы и ¥ определяет место, которое студент зани-« мает среди одногруппников, однокурсни-^ ков и в вузе в целом. В исследовании мы 5 опираемся на мнение Т.В. Гуськовой и под

модульно-рейтинговой технологией мы понимаем педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанную на структурировании дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений студентов [2, с. 11].

2. Активизация профессиональной мобильности студентов. Главная цель второго педагогического условия - повысить эффективность системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов за счет развития способности гибкого реагирования на изменяющиеся условия образовательной и профессиональной среды. В настоящее время одержать победу в конкурентном взаимодействии может человек мобильный, то есть такой, который обладает определенными личными качествами, включающими готовность к изменениям в различных сферах (в том числе и в профессиональной), способность к ним адаптироваться, усваивать новые знания и уметь работать с большим объемом информации. Мы, соглашаясь с мнением Е.Ю. Самоделкина [7, с. 16], под профессиональной мобильностью будем понимать

й О ш с

я "

О)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-е-¡и го

Рис. 1. Модель системы формирования культуры конкурентных отношений

у будущих экономистов

<и Г-Г

I- ^

О <и

^ с

О ^

го

о

X

ф

т го

со ГО

ъи Ш 2

интегративное качество личности, ориентированное на специфику его профессиональной деятельности, объектов и средств труда, формируемое в процессе многоуровневого непрерывного образования в контексте реализуемой и предполагаемой профессиональной деятельности, основу которой составляет комплекс свойств и характеристик человека как личности и профессионала, определяющих готовность и способность оперативно и гибко реагировать на изменения на рынке труда, в сфере техники, технологий и экономических отношений, без нарушения устойчивости, бескризисно осуществлять горизонтальные и вертикальные переходы и смену профессионально-должностного статуса.

3. Обеспечение направленности на здоровый образ жизни. Данное педагогическое условие способствует повышению эффективности функционирования разработанной нами системы за счет мотивации здорового образа жизни, регулярных занятий спортом и сохранения активной жизненной позиции в профессиональной сфере. Труд экономиста предполагает перманентное умственное напряжение, работу с большим объемом цифровой информации, малоактивную (в физическом плане) деятельность и, как правило, такой же образ жизни, приводящий к истощению ресурсов организма. Поэтому студентам экономических специальностей еще во время обучения в вузе необходимо осознавать ценность здорового образа жизни. Обобщая научные исследования по данной тематике, мы пришли к понимаю здоровья как важного социального качества, которое напрямую взаимосвязано, во-первых, со способностью конкурировать и выигрывать, во-вторых, с уровнем благосостояния и успешности современного человека. Очевидно, что здоровый специалист способен осуществлять и поддерживать конкурентные отношения более эффективно.

Предметно-деятельностные условия эффективного функционирования системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Цель второй группы педагогических условий - оптимизация исследуемого процесса за счет

обогащения студентов конкретными (предметными) знаниями и навыками.

Знакомство с принципами клиентоори-ентированного бизнеса. Данное условие повышает эффективность функционирования системы формирования культуры конкурентных отношений за счет обогащения будущих экономистов знаниями о ведении клиентоориентированного бизнеса, что может стать их существенным конкурентным преимуществом в профессиональной деятельности. В современном обществе конкуренция, которая пронизывает весь процесс жизнедеятельности человека, а также возрастание конкурентной борьбы между предприятиями приводит нас к пониманию важности лояльности клиентов, обладающих большим спектром выбора предлагаемых товаров и услуг. Клиентоориентированный бизнес и, как следствие, развитие клиен-тоориентированой культуры становятся важным элементом стратегии предприятий, обеспечивающим стабильность экономики и государства. Поскольку стратегию экономического развития предприятия чаще всего разрабатывают экономисты высшего и среднего звена, они в первую очередь должны быть знакомы с принципами клиентоориентированно-го бизнеса и клиентоориентированной культуры. Говоря о клиентоориентиро-ванной стратегии развития предприятия, мы, соглашаясь с мнением А.С. Жаровой [3, с. 3], считаем, что это элемент его общей стратегии, направленный на формирование наиболее эффективной системы взаимодействия между предприятием и его клиентами, а также на обеспечение его конкурентоспособности.

2. Активизация самопрезентационной деятельности студентов. В современных условиях глобализации, конкуренции и интенсификации социальных контактов способность эффективно выстраивать отношения в различных сферах жизнедеятельности, умело презентовать себя приобретает особое значение. Более того, современные исследователи указывают, что в условиях рыночной экономики способность профессионала эффективно презентовать свои личностные качества, квалификацию, достижения

являются значимыми факторами достижения профессионального успеха, определяют социальную и профессиональную конкурентоспособность личности. Соглашаясь с мнением создателя социальной психологии самопрезентации личности О.А. Пикулевой [5], самопрезентацию личности мы рассматриваем как социально-психологический феномен, постоянно проявляющийся в поведении человека, в ситуациях социального взаимодействия, особенности которого обусловлены совокупностью индивидуально-психологических, социально-диспозиционных и ситуационных факторов.

3. Организация процесса подготовки будущих экономистов на основе использования техник тайм-менеджмента. Данное педагогическое условие способствует повышению эффективности функционирования разработанной нами системы за счет использования техник рациональной организации времени и повышения эффективности его использования. Применение этих техник позволяет увеличить эффективность и продуктивность деятельности студента-экономиста, повышает его способность быстро адаптироваться и, из-за этого, обладать конкурентным преимуществом в сравнении с другими. Придерживаясь мнения А.Г. Архангельского [1], в нашем исследовании тайм-менеджмент (Ыте management) - это техника, позволяющая эффективно ор-

ганизовать время, а также действие, заключающееся в сознательном контроле, увеличении продуктивности и эффективности затраченного времени на какой-то конкретный вид деятельности.

Итак, в качестве выводов отметим следующее. Несмотря на то, что в настоящее время в теории и практике педагогических исследований накоплен достаточный опыт формирования профессиональной культуры и формирования конкурентоспособности, исследуемая нами проблема, актуальность которой была подтверждена в ходе научно-педагогического анализа, разработана недостаточно. Обобщение результатов исследований, представленных в литературе, а также собственные научные представления позволяют утверждать, что:

• проблема формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов, несмотря на свою актуальность, является слаборазработанной;

• на сегодняшний день сформирован достаточный научный потенциал для ее решения;

• данная проблема может быть решена посредством реализации методологически обоснованной системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов и педагогических условий ее эффективного функционирования, представленных нами в данной статье.

о

H

о

о

X

о m

Библиографический список

1. Архангельский, Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать [Текст] / Г.А. Архангельский. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 272 с.

2. Гуськова, Т.В. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии: на примере технического вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Пенза, 2008. - 23 с.

3. Жарова, А.С. Методы формирования клиентоориентированной стратегии развития предприятия [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2014. - 18 с.

4. Казаченок, Ю.В. Методологические основы построения системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов [Текст] / Ю.В. Казаченок // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - Челябинск: ЧГПУ, 2016. - № 3. - С. 44-49.

5. Пикулева, О.А. Социальная психология самопрезентации личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2014. - 45 с.

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» (15 апреля 2014 г.). -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/

г

ю

X т

х m

Ф о

3 а.

о s

х X

I- о

о s

-Û X

Е ^

SE-&

Ф о 0.1->.о

* X х со о s

ÏÈ _Û ф

lt

* ф

к к

is

й О m с

S Ö ф

s °

-8-ф

го s

ф I—т

I- ^

о Ф

S С

О s

го

7. Самоделкин, Е.Ю. Моделирование пед. ситуаций формирования профессиональной мобильности студентов в образовательном процессе вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2013. - 25 с.

References

1. Arkhangelsky G.A., Time Drive: How to have time to live and work. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2011. 272 p. [in Russian].

2. Guskova T.V. The organization of educational process in higher education with the use of module-rating technology: a case study of a technical college: Abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education) Penza, 2008. 23 p. [in Russian].

3. Zharov A.S. Methods of forming a customer-oriented enterprise development strategy: Abstract. Dis. ... Cand. Econ. Sciences. St. Petersburg, 2014. 18 p. [in Russian].

4. Kazachenok Yu.V. Methodological bases of construction of system of formation of culture of competitive relations in the future economists. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 3. P. 44-49. [in Russian].

5. Pikuleva O.A. Social psychology of self-identity: Abstract. Dis. ... Dr. Psychol. Sciences. St. Petersburg, 2014. P. 45. [in Russian].

6. Resolution of the Russian Government dated 15.04.2014 N 295 « On approval of the state program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013 - 2020» (15 April 2014). [available at] http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ [in Russian].

7. Samodelkin E.Y. Modeling pedagogical situations of formation of professional mobility of students in the educational process of the university: Abstarct. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Petrozavodsk, 2013. 25 p. [in Russian].

Сведения об авторе: Казаченок Юлия Викторовна,

преподаватель, кафедра менеджмента, Русско-Британский институт управления, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ. yvk174@mail.ru

Information about the author: Kazachenok Yulia Victorovna,

Lecturer, Department of Management, Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia. E-mail: yvk174@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480.267

Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина

сравнительный анализ организации самостоятельной работы в учебных заведениях россии и развитых стран запада

В статье ассматриваются особенности организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях России и развитых стран Запада. Выявляются отличия и сходство организации самостоятельной работы. Определяется роль учителя и обучаемых в данном учебном процессе.

Ключевые слова: самостоятельная работа, организация самостоятельной работы, содержание самостоятельной работы, средства и методы самостоятельной работы, оценка самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.