Научная статья на тему 'Методологические основы подготовки бакалавров в сфере туризма: к проблеме трансформации традиционной образовательной парадигмы'

Методологические основы подготовки бакалавров в сфере туризма: к проблеме трансформации традиционной образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / PARADIGM / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SUBJECT-SUBJECT FORMS OF PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сариева А.И.

В статье анализируется состояние современной туристической индустрии в России. Обосновываются необходимость трансформации парадигмы образования, предлагается авторское понимание категории «парадигма». Рассматривается сущность культурологического, деятельностно-творческого подходов и утверждается, что данные подходы создают условия для развития творческого потенциала личности студентов. Автор делает вывод о том, что определение методологических подходов в качестве нормативных основ образовательного процесса позволяет трансформировать традиционную знаниевую парадигму профессиональной подготовки бакалавров в сфере туризма, переориентировав обозначенную подготовку в контексте максимально возможного развития творческого потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF TRAINING BACHELORS IN TOURISM: TO THE PROBLEM OF TRANSFORMING THE TRADITIONAL EDUCATIONAL PARADIGM

The article analyzes the state of the modern tourism industry in Russia. The necessity of transformation of education paradigm is studied. The author's understanding of the category “paradigm” is proposed. The article deals with the basics of cultural, activity-creative approaches and argues that these approaches create conditions for the development of the creative potential of the student's personality. The author concludes that the definition of the methodological approaches as a normative framework of the educational process allows to transform the traditional paradigm of knowledge-based training of bachelor students in the field of tourism, repurposing is signposted in the context of the preparation of the greatest possible development of creative potential of the students.

Текст научной работы на тему «Методологические основы подготовки бакалавров в сфере туризма: к проблеме трансформации традиционной образовательной парадигмы»

Библиографический список

1. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования. Барнаул, 2017.

2. Лотова И.П. Модель региональной системы трудоустройства выпускников вузов. Нижний Новгород, 2009.

3. Богданов Г.Ф. Актуальные проблемы профессиональной подготовки руководителей любительских хореографических коллективов. Культура образования и образование в сфере культуры. Москва, 2012.

4. Глазунова Л.А. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся. Available at: http:// festival.1september.ru/articles/610554/

5. Симбирских Е.С., Федоряка Н.И., Макова Н.Е., Брянских И.В. Производственная практика - этап формирования будущего современного специалиста. Available at: http://labourmarket.ru/conf11/reports/simbirskih_fedoryaka_makova.pdf

References

1. Polozhenie o praktike obuchayuschihsya, osvaivayuschih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya. Barnaul, 2017.

2. Lotova I.P. Model'regional'noj sistemy trudoustrojstva vypusknikov vuzov. Nizhnij Novgorod, 2009.

3. Bogdanov G.F. Aktual'nye problemy professional'noj podgotovki rukovoditelej lyubitel'skih horeograficheskih kollektivov. Kul'tura obrazovaniya i obrazovanie vsfere kul'tury. Moskva, 2012.

4. Glazunova L.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovatel'skoj kompetentnosti uchaschihsya. Available at: http:// festival.1september.ru/articles/610554/

5. Simbirskih E.S., Fedoryaka N.I., Makova N.E., Bryanskih I.V. Proizvodstvennaya praktika - 'etap formirovaniya buduschego sovremennogo specialista. Available at: http://labourmarket.ru/conf11/reports/simbirskih_fedoryaka_makova.pdf

Статья поступила в редакцию 18.05.17

УДК 378

Sarieva A.I., postgraduate, Karachaevo-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

METHODOLOGICAL BASES OF TRAINING BACHELORS IN TOURISM: TO THE PROBLEM OF TRANSFORMING THE TRADITIONAL EDUCATIONAL PARADIGM. The article analyzes the state of the modern tourism industry in Russia. The necessity of transformation of education paradigm is studied. The author's understanding of the category "paradigm" is proposed. The article deals with the basics of cultural, activity-creative approaches and argues that these approaches create conditions for the development of the creative potential of the student's personality. The author concludes that the definition of the methodological approaches as a normative framework of the educational process allows to transform the traditional paradigm of knowledge-based training of bachelor students in the field of tourism, repurposing is signposted in the context of the preparation of the greatest possible development of creative potential of the students.

Key words: paradigm, methodological approach, culture, creativity, communication, subject-subject forms of pedagogical interaction.

А.И. Сариева, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: klnp13@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: К ПРОБЛЕМЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье анализируется состояние современной туристической индустрии в России. Обосновываются необходимость трансформации парадигмы образования, предлагается авторское понимание категории «парадигма». Рассматривается сущность культурологического, деятельностно-творческого подходов и утверждается, что данные подходы создают условия для развития творческого потенциала личности студентов. Автор делает вывод о том, что определение методологических подходов в качестве нормативных основ образовательного процесса позволяет трансформировать традиционную знание-вую парадигму профессиональной подготовки бакалавров в сфере туризма, переориентировав обозначенную подготовку в контексте максимально возможного развития творческого потенциала студентов.

Ключевые слова: парадигма, методологический подход, культура, творчество, общение, субъект-субъектные формы педагогического взаимодействия.

К началу XXI столетия туристическая индустрия заняла одну из лидирующих позиций в международной экономической системе, оказывая существенное влияние на экономическое развитие отдельных стран и глобальную мировую экономику в целом. В контексте развития общемировой туристической индустрии современное качественное состояние соответствующей сферы деятельности в России не отвечает потребностям российского государства и общества в целом, а так же конкретным запросам граждан Российской Федерации. Существенное отставание отечественного туризма от ведущих туристических стран мира имеет комплексный причинный характер, но одна из наиболее значимых причин обозначенного отставания связана с дефицитом квалифицированных профессиональных кадров в данной сфере профессиональной деятельности. В связи с этим в настоящее время подготовка профессионалов в сфере туризма априори является актуальной. Общая успешность и результативность подготовки таких профессионалов напрямую обусловлена должным качеством образовательного процесса, методологической осно-

вы, в полной мере отвечающей современным тенденциям и перспективам развития педагогической науки и соответствующей образовательной практики. Теоретическое обоснование такой методологической основы требует обращения к категориальному значению понятия парадигмы.

По мнению отечественных исследователей, понятие парадигмы следует трактовать в качестве совокупности научных взглядов, убеждений, ценностей, признаваемых всем научным сообществом в течение определенного временного этапа. При этом парадигма в деятельностно-определяющем контексте представляет собой модель научной деятельности в виде системы теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, а в дескриптивном - фундаментальную теорию, направляющую массовое научное сознание в решении теоретических и практических проблем различного уровня сложности. В свою очередь, научная педагогическая парадигма представляет собой опирающуюся на ту или иную педагогическую теорию (теории) модель образовательного процесса, систему принципов

и установок, определенный стандарт, образец в решении разноплановых образовательных задач [1, с. 50].

С.В. Бобрышов отмечает, что в современной педагогической науке реально существует около двух десятков различных парадигм образования [1, с. 53.]. Тем не менее, все образовательные парадигмы можно классифицировать по двум основаниям: традиционные парадигмы, ориентированные преимущественно на простую трансляцию знаний, умений, навыков обучающимся и личностно-орентированные парадигмальные модели образования, функциональность которых обусловлена необходимостью развивать творческий потенциал личности человека как активного субъекта образовательного процесса.

Современные отечественные исследователи, критикуя традиционную знаниевую парадигму образования, не отрицают значимость знания как необходимого компонента содержания образовательного процесса. Проблема в том, являются ли знания самоцелью в развитии обучающихся или одним из средств развития их личности [2]. Е.Н. Шиянов таким образом охарактеризовал обозначенную проблему: при знаниево ориентированном подходе в центре внимания находятся знания как духовный капитал человечества, накопленный в процессе развития цивилизации. Знания, безусловно, имеют социальную ценность, поэтому и знаниево ориентированное содержание образования имеет выраженную значимость. Такое содержание способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С данной точки зрения знаниево ориентированное содержание образования является безусловной необходимостью. Однако при знаниево ориентированном подходе к содержанию образования знания, по мнению исследователя, являются абсолютной ценностью и заслоняют собой личность человека. Это обусловливает идеологизацию и регламентацию научного ядра знаний, их академизм, ориентацию содержания образования на среднего обучающегося и другим отрицательным последствиям [3].

По мнению ряда исследователей, парадигмальный кризис современного отечественного образования обусловлен дефицитом культуры в образовании. В данном аспекте ведущая функция традиционного образования связана с его ориентацией не на культуру, а только на общественный опыт, интегрированный в образовательный процесс. Между тем, система образования является частью общественной системы. Она выполняет множество функций, но ведущей функцией, объединяющей все остальные в определённую целостность, является воспроизводство человека как субъекта культуры [4]. Поэтому в обозначенном плане дальнейшее развитие современного отечественного образования может характеризоваться постепенной сменой образовательных идеалов, переходом от знаниевой парадигмы к культуротворческой, от «человека образованного» к «человеку культуры».

Педагогическая парадигма как теоретическая система имеет методологическое значение. При этом под методологией науки понимают систему наиболее общих подходов и методов, составляющих основу для данной науки [5, с. 275]. В свою очередь методологический подход в педагогической науке трактуется в качестве определенной гносеологической целостности, представляющей собой исследовательскую установку по отношению к объектам и явлениям педагогической действительности. В наиболее общем значении методологический подход: 1) выстраивает модель авторского исследовательского понимания педагогических явлений, фактов и событий; 2) играет роль научно обоснованного эталона их (явлений, фактов, событий) целостного анализа (С.В. Бобрышов).

Методологический подход выполняет ряд базовых функций: научно-мировоззренческую, парадигмальную и инструментальную. Обозначенные функции проявляются в том, что подход: актуализирует аспекты научно-мировоззренческих установок на то или иное теоретическое и практическое понимание и преобразование педагогической действительности; структурирует общую стратегию теоретического и практического исследования педагогической действительности в соответствии с принятыми парадигматическими принципами; актуализирует разноплановые уровни методологического анализа педагогических явлений в соответствии с мировоззренческими убеждениями субъекта познания и преобразования педагогической реальности (С.В. Бобрышов).

Важно понимать, что ни один отдельно взятый подход не обеспечивает методологическую основу педагогического исследования и соответствующей образовательной практики. В связи с этим в изучении и преобразовании педагогической действительности всегда реализуется определенная совокупность мето-

дологических подходов. Рассмотрим систему методологических подходов к подготовке бакалавров в сфере туризма исходя из научно-нормативных требований личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

Одним из основополагающих методологических подходов к профессиональной подготовке бакалавров в области туризма является культурологический подход. Раскрытие его методологического значения требует обращения к базовой категории «культура». Культура является сложным, разноплановым междисциплинарным понятием, сущностное определение которого является весьма сложным. В научных исследованиях сформулировано несколько сотен определений культуры. Такая множественность обусловлена тем, что в каждом определении акцент делается только на отдельных характеристиках того, что исследователи называют «культурой». Поэтому по причине масштабности и сложности данного феномена ни одно из его определений априори не может быть однозначно исчерпывающим [6].

В самом общем виде этимология категории культуры трактуется двойственно. В первом значении, культура (от лат. Cultura) - возделывание, воспитание, образование, развитие, во втором - культура происходит от слова «культ». В данном понимании культура предполагает ценностное отношение человека к различной социальной действительности. И первое, и второе понимание культуры отражают ее наиболее базовые сущностные характеристики. В первом значении актуализируется связь культуры с творческой деятельностью, во втором - в явлении культуры подчеркивается наличие определенных ценностей, чрезвычайно необходимых для отдельного человека и социума в целом [6].

Второе понимание культуры является аксиологическим. В данном значении сущность культуры проявляется в наличии жизненно необходимых ценностей и идеалов, которые являются нормативной основой, регулирующей поведение и деятельность людей. При этом ценностный идеал в этическом значении является определенным универсальным стандартом. Данный стандарт представляет: абсолютное моральное представление о благе и человеческом долге; представление о совершенстве в отношениях между людьми; абсолютный образец нравственной личности [7, с. 233].

Связь культуры с творческой деятельностью актуализирует следующий методологический подход к профессиональной подготовке бакалавров в сфере туризма: таковым является де-ятельностно-творческий подход. В этой связи обратимся к понятию творчества.

Анализ категории творчества должен учитывать неоднозначность научной трактовки соотношения этого явления с явлением деятельности. Как полагают некоторые отечественные ученые (В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев и др.), деятельность и творчество в феноменологическом аспекте принципиально отличаются [8; 9]. Представители этой точки зрения аргументируют свою позицию следующим образом: основным признаком деятельности является потенциальное совпадение первоначально поставленной цели полученному результату. Тогда как для творчества характерно противоположное: несоответствие цели и результата. Творчество в отличие от деятельности, по мнению исследователей, характеризуется порождением «побочного продукта», являющимся в итоге творческим результатом.

Другие исследователи считают деятельность и творчество едиными явлениями. По их мнению, творчество является качественным показателем развития деятельности, а основным механизмом творчества является т. н. надситуативная активность личности, при которой человек в качестве субъекта деятельности способен выходить за рамки требований ситуации, формулировать цели, избыточные с точки зрения исходной задачи [10, с.11].

Придерживаясь точки зрения единства творчества и деятельности, будем полагать, что при одних условиях деятельность может носить репродуктивный характер, при других - продуктивный, творческий.

Обратимся теперь к сущностным характеристикам явления творчества. Практически все исследователи подчеркивают самую значимую его черту - новизну полученного результата. Так, например, Л.С. Выготский полагал, что творчество представляет собой деятельность, в ходе которой человек создает что-то новое, при этом не имеет значения, будет ли это новой вещью объективного мира или развитием сущностных сил человеческой личности. При этом результатом творчества могут быть новые материальные предметы культуры и духовные ценности, связанные с развитием личности человека [11].

Г.В. Никитин и В.Н. Романенко рассматривают феномен творчества в контексте диалектического единства ситуационного и нормативного поведения личности:

I. Ситуационное поведение, имеющее преобразующее значение, обусловлено такими личностными качествами как воображение, фантазия, умение рассматривать проблему в нестандартном аспекте.

II. Нормативное поведение обусловливается знаниями, традициями, стандартными приемами деятельности.

Исследователи полагают, что творчество возникает на точке перехода одного типа поведения в другое. Важно отметить, что системная целостность ситуационного и нормативного поведения личности в методологическом плане детерминирована диалектическим единством философских категорий «свобода» и «необходимость». При этом ситуационное (собственно творческое) поведение является функцией внутренней свободы личности, а нормативное - функцией необходимости ориентироваться на внешние социальные требования к творческой деятельности (социальные потребности, социальный опыт, требования к качеству продукта творчества и т. д.). По мнению отечественных исследователей, «чистое творчество», то есть деятельность, ориентированная на абсолютизацию свободы и минимизацию необходимости, в социальном плане абсолютно бессмысленно.

Создание условий для учебного творчества в процессе подготовки бакалавров в сфере туризма требует особой организации педагогического общения в системе «преподаватель - студент». Такое общение должно осуществляться в рамках методологических требований диалогического (полисубъектного) подхода.

Общение является межпредметной категорией, так как изучается целым рядом гуманитарных дисциплин: философией, со-

Библиографический список

циологией, педагогической, общей и социальной психологией и др. науками. Каждая из наук рассматривает общение в контексте специфики своей области знаний. Наиболее распространённым и разработанным является подход к общению как к одному из видов деятельности. Некоторые исследователи рассматривают общение в качестве деятельностной формы обеспечения других видов деятельности. В исследованиях отечественных авторов выявлены следующие специфические отличительные особенности диалогического педагогического общения в контексте его личностно-развивающих возможностей: равенство позиций преподавателя и студентов, при котором происходит взаимное влияние друг на друга, формируется способность встать на позицию друг друга; отсутствие оценок личности студентов, принятие их такими, какие они есть (если речь не идет о негативном поведении), уважение и доверие к студентам; формирование у преподавателя и студентов близких установок относительно одной и той же коммуникативной ситуации, позволяющих развивать механизм взаимной идентификации; положительный эмоциональный климат педагогического общения, искренность эмоциональных проявлений, взаимное проникновение преподавателя и студентов в мир чувств и переживаний друг друга и др. [12].

Результатом такого развивающего общения-диалога является возникновение субъектных позиций участников образовательного процесса. В целом определение методологических подходов в качестве нормативных основ образовательного процесса позволяет трансформировать традиционную знаниевую парадигму профессиональной подготовки бакалавров в сфере туризма, переориентировав обозначенную подготовку в контексте максимально возможного развития творческого потенциала студентов.

1. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь, 2006.

2. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Москва, 2000.

3. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ставрополь, 2007.

4. Клушина Н.П. Новицкая А.В. Формирование общекультурной компетентности аспирантов в системе многоуровневого образования: монография. Ставрополь, 2013.

5. Российская социологическая энциклопедия. Москва, 1998.

6. Дворникова Е.И. Культурная идентичность и толерантность личности: монография. Ставрополь, 2007.

7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. Москва, 1998.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург, 1999.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества. Тенденции развития психологической науки. Москва, 1988: 21 - 25.

10. Краткий психологический словарь. Москва: Политиздат, 1985

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1969.

12. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: учебное пособие. Ленинград, 1991.

References

1. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol', 2006.

2. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie vnovoj 'epohe. Moskva, 2000.

3. Shiyanov E.N. Pedagogika: obschaya teoriya obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Stavropol', 2007.

4. Klushina N.P. Novickaya A.V. Formirovanie obschekul'turnoj kompetentnosti aspirantov v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya: monografiya. Stavropol', 2013.

5. Rossijskaya sociologicheskaya 'enciklopediya. Moskva, 1998.

6. Dvornikova E.I. Kul'turnaya identichnost'i tolerantnost'lichnosti: monografiya. Stavropol', 2007.

7. Gusejnov A.A., Apresyan R.G. 'Etika: uchebnik. Moskva, 1998.

8. Druzhinin V.N. Psihologiya obschih sposobnostej. Sankt-Peterburg, 1999.

9. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva. Tendencii razvitiya psihologicheskoj nauki. Moskva, 1988: 21 - 25.

10. Kratkijpsihologicheskijslovar'. Moskva: Politizdat, 1985

11. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva, 1969.

12. Emel'yanov Yu.N. Obuchenie paritetnomu dialogu: uchebnoe posobie. Leningrad, 1991.

Статья поступила в редакцию 09.06.17

УДК 79::371.398

Medvedenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: medvedenko-vera@mail.ru

Tumashova G.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: medvedenko-vera@mail.ru

Tumashov M.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: medvedenko-vera@mail.ru

USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS OF THE CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS. The article considers the specifics of the use of gaming technologies in the educational process of the children's art school under the pre-profes-sional education program "The Art of Theater". As the basis for the authors own methodology, the researchers refers to the game strategy "mimicry" (in the terminology of R. Kayua), the most productive for theatrical pedagogy. Game technology in the children's art school in the areas of theatrical art develops into a holistic education that encompasses the learning process and is united by a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.