УДК 631.15:658.562:63-021.66
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА
П. В. РАСТОРГУЕВ, кандидат экономических наук, доцент Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF AGRICULTURAL PRODUCTS BASED ON PROGRAM-TARGET METHOD
P.V. RASTORGUEV, Candidate of Economics, associate professor The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial implex of NAS of Belarus»
Процесс формирования эффективного системного управления качеством сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь в рыночных условиях предполагает разработку соответствующих программных документов. В статье определены и рассмотрены особенности применения программно-целевого метода формирования системного управления качеством сельскохозяйственной продукции, а также методологические подходы к эффективной реализации программно-целевого метода управления качеством на современном этапе развития АПК.
The process of formation an effective quality management system for agricultural products in the Republic of Belarus in the market conditions involves the development of relevant program documents. Features of the application program-target method of formation a quality management system for agricultural products as well as methodological approaches to the effective implementation of the program-target method of quality management under current conditions of development of agroindustrial complex are discussed in this article.
Введение. Формирование эффективного системного управления качеством сельскохозяйственной продукции в республике в рыночных условиях целесообразно реализовать с помощью разработки соответствующих программных документов. В данном контексте на базе отдельной программы требуется конкретизация роли, задач и функций как государства в целом, так и отдельных государственных органов управления АПК в области создания эффективного механизма управ-
ления производством сельскохозяйственной продукции высокого качества, безопасной для жизни и здоровья людей.
Данная программа может быть разработана как в рамках государственной программы «Качество» (как это было до 2010 г.) [1-4], так и в виде отдельного программного документа с целью решения задач, поставленных в отраслевой программе, которой в настоящее время является Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы [5].
В частности, по опыту формирования и реализации текущей программы развития села она может войти в перечень государственных программ развития агропромышленного комплекса, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающих выполнение показателей Государственной программы развития села на новый период с 2016 г.
Основная часть. В качестве особенностей применения программно-целевого метода формирования системного управления качеством сельскохозяйственной продукции на современном этапе были выделены следующие:
активное участие Республики Беларусь в процессах региональной экономической интеграции как с Российской Федерацией, так и с другими странами ближнего зарубежья (ЕЭП, СНГ, ЕАЭС). Это предполагает необходимость согласования планов мероприятий с международными обязательствами Беларуси в рамках данных интеграционных формирований, анализа межгосударственных программ с целью избежания дублирования уже принятых к реализации мер в области обеспечения качества и безопасности агропромышленной продукции;
необходимость корректировки допущенного в последние годы дисбаланса развития отдельных элементов механизма управления качеством продукции АПК. В частности, под влиянием интеграционных процессов основное внимание уделялось вопросам технического нормирования и оценки соответствия продукции АПК в ущерб остальным направлениям, обеспечивающим ее высокое качество;
значительное повышение в последние годы роли информационного обеспечения в решении проблем как устойчивого производства продукции высокого качества, так и подтверждения ее соответствия нормативным требованиям с целью успешного продвижения на рынке сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов;
необходимость активизации работы по формированию системного управления качеством агропромышленной продукции не только на перерабатывающих предприятиях, но и в сельскохозяйственных организациях республики.
Одной из главных задач на стадии разработки программы и формирования плана мероприятий является определение основных подходов к составлению плана, приемов, способов, а также последовательности данной работы, т. е. методика разработки программ.
Как правомерно отмечается специалистами, при применении программно-целевого метода планирования возникает достаточно много проблем, связанных с отсутствием четкого понимания принципов разработки данных документов [6]. При решении этой проблемы следует опираться на Положение «О порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ», действующее в республике [7]. В то же время анализ содержания данного документа указывает на необходимость уточнения методологических аспектов процесса разработки, так как основной задачей Положения являлось установление единых подходов и последовательности подготовки и реализации государственных программных документов, а не изложение подробных рекомендаций по их разработке.
Поэтому, говоря о методике разработки отраслевой программы «Качество», необходимо в первую очередь ясно представлять те основополагающие принципы и отправные моменты, которые должны учитываться при ее разработке, и ориентация на которые одновременно может служить определенной экспертной оценкой реалистичности и эффективности того плана мероприятий, который намечается реализовать.
С этой целью в ходе исследования определены основополагающие подходы эффективной реализации программно-целевого метода управления качеством сельскохозяйственной продукции (рисунок), соблюдение которых позволяет обеспечить системный подход к решению поставленной проблемы.
Рис. Основополагающие подходы эффективной реализации программно-целевого метода управления качеством сельскохозяйственной продукции
Одним из основополагающих является принцип комплексности планируемых мероприятий, который нужно максимально учитывать. Его сущность заключается в обеспечении взаимосвязи отдельных мероприятий, их общей целенаправленности для получения максималь-
ного эффекта с целью обеспечения качества и безопасности продукции.
Например, можно разработать действенную систему стимулирования качества сельскохозяйственного сырья, поступающего на перерабатывающие предприятия: скорректировать закупочные цены и предусмотреть их существенный рост при улучшении качества продукции; разработать эффективную систему материального поощрения сельскохозяйственных организаций, стабильно поставляющих высококачественное сырье и т. д. Реализация данных мероприятий даст определенный эффект. Однако следует учитывать и тот очевидный факт, что часть сельскохозяйственных предприятий будет не в состоянии полностью обеспечить соблюдение современных требований к технологиям производства продукции высокого качества. Это может быть связано как с финансовыми трудностями, так и с отсутствием современной нормативно-технологической документации, внутрихозяйственной системы стимулирования качества труда и продукции, системы контроля за качеством и т.д. Отсюда возникает необходимость учитывать все факторы, от которых зависит успешное выполнение планируемых мероприятий.
Другой принцип, который тесно связан как с ограничением финансовых возможностей в сельском хозяйстве, так и с объективной необходимостью определения первоочередных для решения задач, - это принцип приоритетности.
Исходя из данного принципа, необходимо адекватно оценивать имеющиеся ресурсы для реализации планируемых мероприятий, выбирать наиболее актуальные задачи в области формирования и улучшения качества, которые требуют первоочередного решения. Так, особенностью современного периода является то, что в качестве приоритетных могут выступать задачи, связанные с формированием в сельскохозяйственных организациях системного подхода к проблеме обеспечения качества и безопасности продукции.
Следующим отправным моментом при разработке программы «Качество» является соблюдение принципа реалистичности выполнения запланированных мероприятий. Сущность его в том, что все запланированные мероприятия должны быть выполнены. Несмотря на то, что, безусловно, изначально планируется выполнение всех пунктов программы, многие из мероприятий, как показывает анализ, так и остаются нереализованными. Принцип реалистичности выполнения запланированных мероприятий в обязательном порядке касается и сроков их
реализации. В связи с этим необходимо, чтобы каждый пункт программы был тщательно взвешен, а предполагаемый объем работ сопоставлен с выделяемыми ресурсами.
Комплекс мероприятий может быть по своему объему небольшой, так как решение всех проблем обеспечения качества в течение одного программного цикла является невозможным как по субъективным (дефицит ресурсов и т.д.), так и по объективным причинам (развитие НТП, появление новых знаний, рисков производства опасной продукции и т.д.). Основной задачей должно быть обеспечение устойчивого поступательного движения с определенными положительными результатами. Ее решение позволит в перспективе гарантировать комплексное решение проблемы обеспечения производства агропромышленной продукции высокого качества, конкурентоспособной на мировом рынке.
Для того, чтобы планировать в программе реальные задачи, следует также учитывать и тот момент, что для каждого намеченного мероприятия должен быть заранее продуман конкретный механизм его осуществления. Так, если планируется «Контроль качества продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах производства, переработки и реализации» (пример мероприятия из последней отраслевой программы «Качество» Минсельхозпрода на 2007-2010 годы), то следует обозначить, что именно планируется реализовать в рамках данного мероприятия, так как предлагаемая формулировка представляет собой не конкретное мероприятие по улучшению механизма контроля, а только констатацию одной из функций системы обеспечения качества продукции АПК.
Следовательно, формулировки мероприятий должны выглядеть более четко. В связи с этим следует учитывать необходимость соблюдения конкретики наименований мероприятий. Целесообразно избегать формулировок типа «дальнейшее увеличение», «повсеместное применение», «совершенствование на всех уровнях», «осуществление на всех уровнях» и т.д. Данные формулировки необходимы для определения прежде всего общих задач в области улучшения качества и обеспечения безопасности продукции, разработки основных направлений политики в области качества и т.д. В то же время, когда речь идет о конкретном плане мероприятий, необходимо формулировать максимально точно очерченные задачи. В этом случае как государственным органам управления АПК, так и предприятиям отрасли будет легче не только контролировать, но и оценивать степень их выполнения.
Следующим обязательным условием, которое необходимо учитывать при формировании и реализации программы «Качество», является создание действенной системы контроля за выполнением запланированных мероприятий и определение лиц, ответственных за их реализацию. Контроль должен носить периодический характер. Что касается ответственных за внедрение, то в разрабатываемых ранее программах, очевидно, из-за несовершенства применяемых типовых форм для составления программ «Качество» точная информация об этом часто отсутствовала. Указывались названия предприятий, облисполкомы, Минсельхозпрод или просто предприятия и организации. В этом плане необходимо четко определять объект внедрения планируемых мероприятий; должностных лиц, ответственных за внедрение на данных предприятиях, объединениях, сельскохозяйственных организациях. Целесообразно также определить специалистов комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию, которые будут контролировать выполнение поставленных задач, а при необходимости и лично участвовать, особенно если это касается мероприятий, которые должен осуществлять непосредственно сам комитет, либо совместно с заинтересованными организациями. Так называемая «персонификация» ответственности в целях проведения контроля хода выполнения конкретных мероприятий значительно облегчит работу, а также позволит оперативно реагировать на ситуацию и вовремя принимать соответствующие меры.
Существенным моментом, с точки зрения понимания значимости мероприятий, является объективная оценка ожидаемых результатов от их внедрения. Как показал анализ, в отраслевых программах наиболее распространенным ожидаемым результатом являлось повышение качества и конкурентоспособности продукции без какой-либо конкретики, в то время как данный результат является результатом целого комплекса мероприятий, и следует четко определять, за счет чего и как она будет решаться в каждом случае. Это позволит определить, с какой целью проводится данное мероприятие, и какие задачи оно решит в области качества и конкурентоспособности продукции. Наличие такой информации не только обязательно, но и является одним из основных, если не главным, отправным моментом при составлении плана мероприятий и проведении их определенного отбора в условиях недостатка финансовых средств. Следует учитывать, что не все конечные результаты можно оценить конкретными цифрами, точными показателями качества продукции, которые будут достигнуты. Не всегда мож-
но их оценить и относительными показателями, которые отражаются такими формулировками, как «улучшение качества продукции или ее конкурентоспособности» на определенный процент, «повышение экспортного потенциала» на конкретную цифру и т.д. Для того, чтобы выразить эффект с помощью относительных показателей, также необходимо проводить экспертную оценку. Несмотря на то, что для этого не всегда имеются благоприятные условия и возможности, следует отдавать приоритет более конкретным показателям эффективности ожидаемых результатов. В то же время допустимы и необходимы и более общие оценки. Это может быть, например, и формирование более благоприятной информационной среды с целью улучшения качества продукции, когда речь идет о распространении какой-либо нормативно-технической или технологической документации, или создание предпосылок для улучшения качества с помощью внедрения системы стимулирования качества труда и продукции и т.д. Главное, чтобы эти оценки присутствовали, были реальными, и чтобы с их помощью можно было оценить результативность затраченных ресурсов.
Важным условием успешной реализации программно-целевого метода планирования является правовая защита (правовое обеспечение) плана мероприятий в широком смысле этого слова. Это не означает, что под каждый пункт плана государственные органы управления АПК, организации отрасли должны заранее заключать контракты или издавать приказы о реализации того или иного комплекса мероприятий. Также необязательно требовать от руководителей предприятий, на которых будут внедряться те или иные мероприятия программы, письменного подтверждения о том, что он будет выполнен. В то же время, когда идет речь особенно о проведении каких-то широкомасштабных работ в сельскохозяйственных организациях, например, о внедрении интенсивных передовых технологий с целью обеспечения высокого качества продукции, внедрении новых сортов, необходимо согласование этих мероприятий с руководителями хозяйств, представление их мнения по данному вопросу. В противном случае, если в последующем хозяйство, например, вполне обоснованно заявит об отсутствии для этого финансовых или соответствующих технических средств, то данный пункт программы выполнен не будет.
К основополагающим подходам эффективной реализации программно-целевого метода следует также отнести финансовое обеспечение или, другими словами, финансовое сопровождение отраслевой программы «Качество», что является, как правило, одним из наиболее
сложных для решения вопросов. Поэтому он требует самого пристального внимания со стороны разработчиков программы, так как подавляющее большинство мероприятий по улучшению качества требует соответствующих финансовых затрат. В связи с этим важной задачей разработчиков плана мероприятий является максимально точное определение объемов финансирования, а также источников поступления денежных средств, за счет которых будет реализован каждый пункт программы.
При этом недостаточно указать в графе плана мероприятий «Предполагаемый источник финансирования» простой список каналов поступления как, например, «бюджет, кредиты, собственные средства предприятия». Необходимо более точно определить, сколько и какая доля в финансировании данного мероприятия приходится на каждый источник поступления средств.
Заключение. Как показали результаты исследований, формирование системного управления качеством сельскохозяйственной продукции на основе программно-целевого метода планирования предполагает определение основополагающих принципов и подходов, которые должны учитываться при разработке соответствующих программных документов. В ходе исследований к ним были отнесены следующие: принцип комплексности системы планируемых мероприятий; принцип приоритетности;
принцип реалистичности выполнения запланированных мероприятий;
конкретный механизм осуществления мероприятий программы; четкая формулировка наименований мероприятий; контроль выполнения запланированных мероприятий и определение лиц, ответственных за их реализацию;
оценка ожидаемых результатов от внедрения планируемых мероприятий;
правовое и финансовое обеспечение программы. Соблюдение данных основополагающих подходов при реализации программно-целевого метода управления качеством сельскохозяйственной продукции позволит обеспечить обоснованный, системный характер процесса планирования комплекса мероприятий, высокую эффективность их реализации.
Список литературы
1. О государственной программе «Качество»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 сент. 1998 г. № 1380: в ред. постановления Совмина от 02.08.2006 № 990 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.
2. О государственной программе «Качество» на 2001-2003 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 дек. 2000 г. № 2032 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. - Минск, 1998.
3. Об утверждении государственной программы «Качество» на 2004-2006 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 мая 2004 г. № 546: в ред. постановления Совмина от 02.08.2006 № 990 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ре-сурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.
4. Об утверждении государственной программы «Качество» на 2007-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 авг 2007 г. № 1082: в ред. постановления Сов-мина от 11.11.2010 № 1667 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.
5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 11.04.2011, № 136 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
6. Яницкая, С. Программно-целевой метод бюджетного планирования. Проблемы приме-нения / С. Яницкая // Финансы. Учет. Аудит. - 2013. - № 1. - С. 30-32.
7. Об утверждении положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 марта 2009 г. № 404: в ред. постановления Совмина от 07.03.2013 № 152 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
Информация об авторах
Расторгуев Петр Владиславович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором качества Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 398-24-94. E-mail: rastorgouev-pv@rambler.ru.
Материал поступил в редакцию 7.10.2014 г.