Научная статья на тему 'Порядок разработки программы «Материалоемкость сельскохозяйственной продукции»'

Порядок разработки программы «Материалоемкость сельскохозяйственной продукции» Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
139
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок разработки программы «Материалоемкость сельскохозяйственной продукции»»

дий в случае надлежащего состояния земель и лишение их в случае снижения показателей плодородия. Полагаем, что размеры таких субсидий должны быть достаточно весомыми, аналогичными субсидиям, получаемым фермерами в развитых странах. Только в этом случае производственный, экономический и экологический эффект от такого стимулирования будет соразмерен с финансовыми вложениями в эффективное использование земли.

Следует подчеркнуть, что паспорт земельного участка должен выдаваться на основании информации, содержащейся в кадастровой геоинформационной системе хранения и обработки данных. Основными пользователями должны являться Государственный комитет по имуществу, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Национальная академия наук Беларуси и подчиненные им организации.

В данном направлении уже сделаны определенные шаги, так, Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 27 утверждено «Положение об информационно-аналитическом центре мониторинга земель Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» [2]. Основными задачами такого центра являются сбор, хранение, обработка, анализ данных и предоставление обобщенной информации, получаемой в результате проведения мониторинга земель для обеспечения информационных потребностей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц и граждан. К сожалению, активного развития данная структура пока не получила.

Кроме того, назрела объективная необходимость совершенствовать и методы мониторинга земель, которые следует вести в на-

правлении механизации и автоматизации про-боотбора, точного определения места отбора с помощью новейших навигационных технологий GPS (ГЛОНАСС), оптимального сочетания наземных исследований и дистанционного зондирования земли. Данный процесс может быть реализован на основании мобильного комплекса, состоящего из пробоотборника-анализатора, GPS-приемника, бортового компьютера, программного обеспечения, обеспеченный соответствующими методиками отбора проб, обработки и анализа данных, что является наиболее перспективной технологией проведения обследований.

Таким образом, в Республике Беларусь в целях осуществления на более высоком качественном уровне мониторинга земель сельскохозяйственного назначения требуется, во-первых, довести до логического конца работу по созданию единой кадастровой геоинформационной системы хранения и обработки данных; во-вторых, ввести паспорт земельного участка, как официальный документ о состоянии плодородия почв земельного участка и, в-третьих, необходимо продолжить дальнейшее совершенствование методов мониторинга земель.

Источники

1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

2. Об утверждении Положения об информационно-аналитическом центре мониторинга земель Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь / Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2007 г. № 27 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

С.В. Макрак, науч. сотр. Института системных исследований в АПК НАН РБ

Одним из условий, сдерживающих производство конкурентоспособной продукции в сельском хозяйстве, является отсутствие научно обоснованных подходов к выявлению направлений, способствующих снижению материалоемкости сельскохозяйственной продукции. В этой связи разработан механизм формирования эффективной системы управления

материалоемкостью сельскохозяйственной продукции по уровням иерархии и направления его реализации. В основу формирования системы управления материалоемкостью на макроуровне положено программно-целевое управление как инструмент регулирования взаимоотношений государства и сельскохозяйственных организаций через стратегическое и

тактическое планирование. Предложены порядок и последовательность разработки программы «Материалоемкость», где в пределах заданных государством институциональных рамок предусматривается согласованность вовлеченных в производственный процесс материальных ресурсов по номенклатуре при производстве конкретных видов сельскохозяйственной продукции в конкретных сельскохозяйственных организациях и в целом по району. При этом сельскохозяйственные организации принимают решения относительно технологии производства, учетной политики для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач. В этой связи за основу устойчивого развития сельского производства нами принято материально-техническое и финансовое обеспечение агропромышленного комплекса. Выделено и конкретизировано, что особенностью устойчивого развития является создание условий мотивации и стимулирования ресурсосберегающего производства; доступность сельских товаропроизводителей к материально-техническим, кредитным, инвестиционным, информационным видам ресурсов; обеспечение паритета в межотраслевом обмене [1, 2].

При разработке программы «Материалоемкость» нами учтено, что стратегическое планирование носит долговременный характер и связано с:

- интенсивным развитием научно-исследовательских работ и наукоемких производств;

- модернизацией производства на базе использования эффективных технологий и высокопроизводительной системы машин;

- масштабным применением новых видов материальных ресурсов, в том числе разработкой и применением альтернативных и новых видов топлива и энергии;

- организацией всего процесса производства по принципу комплексного использования материальных ресурсов.

Стратегическая направленность программы «Материалоемкость» состоит в том, что достижение поставленной цели увязано с реализацией тактической направленности по времени и ресурсам. Тактические планы разрабатываются на среднесрочный период и пересматриваются по мере перехода сельскохозяйственной организации на более высокий уровень развития. Как тактическое направление снижения материалоемкости предлагается противозатратный механизм регулирования материалоемкостью. Программа осуществляется поэтапно (в данном случае на примере производства зерна).

1. Расчет уровней материалоемкости зерна на основании нормативного расхода материальных ресурсов в зависимости от балла плодородия почвы и обусловленного им дифференцированного уровня урожайности от 40 до 50 ц/га. Ключевым элементом программы становится необходимость разработки нормативов материалоемкости как обособленных от системы нормативов материальных ресурсов показателей. Нормативы материалоемкости в натуральном выражении остаются стабильными при неизменных факторах производства: технические средства, технология и организация производства. Нормативы в стоимостном выражении корректируются при изменении тарифов за услуги, стоимости материальных ресурсов и других экономических показателей.

2. Определение перспективного уровня материалоемкости зерна, который обеспечивает максимальную эффективность производства в конкретной организации. Расчеты показывают, что при урожайности 42 ц/га и 44 ц/га минимальный уровень производственной себестоимости составляет 205-206 тыс. руб./т. Максимально возможный уровень прибыли (51 тыс. руб./га) обеспечивается при урожайности зерновых 44 ц/га. Однако вариантность планируемого уровня урожайности для хозяйств предопределяется: возможным уровнем урожайности, который можно получить на полях с определенным баллом плодородия почвы; внутренней потребностью хозяйства в зерне; объемом государственного заказа по реализации зерна; потребностью в денежных средствах для осуществления инвестиционной политики и возможностью их получения от продажи зерна.

Нормативные уровни материалоемкости зерна при различной урожайности зерновых позволяют рассчитать потребность в денежных средствах на приобретение материальных ресурсов на перспективу для разных уровней валового производства.

3. Обоснование перспективного уровня материалоемкости зерна в качестве индикативного показателя для хозяйств региона с аналогичным плодородием почвы. Расчет прогнозного уровня материалоемкости зерна предусматривает, что величина данного показателя при конкретной урожайности зерновых культур дифференцирована в зависимости от уровня плодородия почвы, который влияет на расход минеральных удобрений. Для групп хозяйств нами рассчитан нормативный уровень материальных затрат, перспективный уровень материалоемкости и определена структурная материалоемкость по основным ресурсам (се-

мена, минеральные удобрения, средства защиты растений, нефтепродукты). Прогнозный уровень материалоемкости нами рассматривается как оптимистический и корректируется с изменением факторов производства при фактическом составе машинотракторного парка.

4. Расчет потребности в материальных ресурсах по их видам, а также в денежных средствах для их приобретения. Так, потребность в денежных ресурсах для приобретения материальных ресурсов предопределяется структурной материалоемкостью зерна по пяти группам хозяйств в зависимости от плодородия почвы (от 22 до 34 баллов) и запланированным валовым сбором. Сводные показатели приведены в табл. 1.

Установлено, что для производства 1580 тыс. т зерна в Витебской области требуется минеральных удобрений на сумму 82,3 млрд руб. (94 тыс.т д.в.), семян - 44,5 (80 тыс. т), средств в защиты растений - 27,2,

нефтепродуктов - 48,5 (39 тыс. т усл. топлива).

Программа «Материалоемкость» является инструментом управления материальными ресурсами на макроуровне, которую целесообразно разрабатывать для каждого района. Практическая значимость программы обосновывается обязательным наличием в ней:

- нормативного уровня материалоемкости для каждого района (без учета амортизации, с учетом амортизации);

- обоснования урожайности в зависимости от плодородия почвы;

- поправочных коэффициентов к нормативной материалоемкости в зависимости от условий конкретного хозяйства;

- потребности сельскохозяйственных организаций в материальных ресурсах в зависимости от уровня урожайности;

- прогнозируемого уровня себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1 - Алгоритм расчета потребности в денежных средствах для приобретения материальных ресурсов в организациях Витебской области на основании структурной _материалоемкости зерна на 2015 г._

Группы хозяйств по плодородию почвы, балл Количество хозяйств в группе, ед. Средний балл плодородия по группе, балла Перспективная урожайность, ц/га Норматив материалоемкости на 2015 г. Структурная материалоемкость зерна, руб. на 1000 руб. валовой продукции по ресурсам

тыс. руб. на 1 т зерна руб. на 1000 руб. валовой продукции минеральные удобрения семена средства защиты растений нефте-продукты

до 22 (I группа) 28 20,0 35 191 666 126 136 43 130

22,1-26 (II группа) 81 24,0 43 175 610 164 102 54 108

26,1-30 (III группа) 106 27,7 49 177 617 180 96 60 102

30,1-34 (IV группа) 47 31,4 49 190 661 215 90 72 112

Свыше 34 (V группа) 5 34,8 57 172 598 237 66 79 88

По совокупности 267 26,9 47 180 627 181 98 60 107

Примечание. С изменением цен на ресурсы материалоемкость зерна необходимо корректировать.

Источники

1. Гусаков, В. Г. Механизм рыночной организации аграрного комплекса: оценка и перспективы/ В. Г. Гусаков. - Минск: Беларус. навука, 2011. -363 с.

2. Драгайцев, В.И. Рекомендации по организационно-экономическому механизму ресурсосбережения в сельском хозяйстве/ В.И.Драгайцев, К.И.Алексеев, Г.А.Мирошников, Н.И.Жуков, Ю.И.Новиков. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2008. - 48 с.

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПЛАНИРУЕМОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Т.С. Яскевич, студентка Белорусской государственной сельскохозяйственной академии

В целях предупреждения отрицательного воздействия на окружающую среду сельскохозяйственного производства осуществляется проведение мониторинга.

Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза измене-

ний ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами наблюдения являются: природная среда, отдельные компоненты природной среды и их реакция на антропогенные воздействия; источники воздействия (предприятия, транспорт и т.д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.д.) антропо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.