довательский отдел, станцию трансплантации эмбрионов и является пионером в Европе в области пересадки эмбрионов, для чего используется примерно 300 малоценных животных. При помощи гормональных препаратов вызывается овуляция у коров и их осеменяют. Впоследствии производится вымывание эмбрионов. Эмбриотрансфер рассматривается на фирме как важнейший элемент трансфера семени и инновационных технологий в животноводство.
В Германии существует три класса сертификации коров: без ведения контроля продуктивности и родословной; с ежемесячным контролем продуктивности и качества молока, без родословной; с ведением ежемесячного контроля продуктивности, качества молока и родословной (61,4% коров). Виды сертификации коров: сертифицируется молоко независимым органом по сертификации; сертифицируются коровы независимым органом по сертификации - коровы помечаются жестяной меткой. Данные этих меток используются для сертификации семени и самого животного. Сертифицирует одна из трех фирм объединения Ма81етМ быков и коров: 87,3% - черно-пестрой голштинской породы, 7,2% - буро-пестрой, 5,5% - других пород. Стоимость сертифицированной коровы составляет примерно 1800-1900 Евро.
Эффективность генетического материала во многом гарантирует конкурентоспособность производителей молока. Сроки хозяйственного использования сертифицированных коров в Германии регламентируются их пожизненной продуктивностью на уровне 30-40 тыс. кг молока. Из-за ежегодной выбраковки около 50% коров ставится задача по увеличе-
нию сроков их использования, т.к. коровы с 56 отелом считаются самыми продуктивными.
Германия является крупным европейским экспортером племенного скота, в том числе и в Россию, в которую экспортировалось почти 55% именно германских племенных коров и нетелей, особенно в годы начала реализации приоритетного нацпроекта «Развитие АПК». Аукционы по продаже высокопродуктивных животных организует объединение Masterrind, создав соответствующую инфраструктуру, в том числе информатизировав ее. Предварительно собирается информация по продаваемым животным об их родословной и публикуется в интернете и в виде брошюр, которыми пользуются фермеры во время аукционов. Практически все животные раскупаются.
В заключение отметим, что внедрение в отечественную практику информатизации племенного животноводства как организационного социально-экономического и научно-технического процесса создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций на основе формирования и использования соответствующих информационных ресурсов по опыту Германии будет способствовать росту конкурентоспособности производителей молока.
Ссылка
1. Опыт изучен, материал собран автором при повышении квалификации в Академии DEULA-Nienburg (Германия) и посещении фирмы Masterrind GmbH. (г. Ферден) в рамках реализации ИОП в ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, позже обобщен и проанализирован.
6.3. Республика Беларусь
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНИТОРИНГА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
А.С. Сайганов, д.э.н., проф., зам дир. Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Необходимо подчеркнуть, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, высокая и устойчивая продуктивность земледелия возможна только при комплексном учете и целенаправленном регулировании всех факторов, необходимых для формирования высоких урожаев сельскохозяйственных культур, а также при обеспечении защиты земель от деградации почвенного покрова. В этой связи совершенствование мониторинга почв и
учет состояния их плодородия на современном этапе имеет решающее значение в развитии агропромышленного комплекса республики.
Согласно Кодексу о земле, статья 83 [1] «Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды», а в статье 1 того же кодекса подчеркивается, что «мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель, оценки и прогноза их изменений под воздействием антропоген-
ных и (или) природных факторов». В то же время в положении о порядке мониторинга земель и использования его данных формулировка эта уточнена: «Мониторинг земель есть система постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий». В этой связи на землях сельскохозяйственного назначения мониторинг осуществляется (в части наблюдений за изменением компонентного состава почвенного покрова и его состоянием, строением, составом и свойствами почв, за агрохимическими показателями почв и их загрязнением, состоянием мелиорированных земель) Государственным комитетом по имуществу, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством образования, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Национальной академией наук Беларуси и подчиненными им организациями.
Необходимо отметить, что структура земельного фонда Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2011 г. характеризуется следующими данными: всего земель сельскохозяйственного назначения насчитывается 8897,5 тыс. га (42,9%); иных - 97,1 (0,4%); неиспользуемых - 432,2 (2,1%); под застройкой - 344,0 (1,7%) и под улицами и иными местами общего пользования - 147,0 тыс. га (0,7%). В лесном хозяйстве находится 8566,7 тыс. га (41,3%); под болотами занято - 469,8 (2,5%); под дорогами и иными транспортными коммуникациями - 392,1 (1,9%) и под древесно-кустарниковой растительностью соответственно - 540,6 тыс. га (2,6%).
Результаты мониторинга, проводимого в республике с 1970 г., указывают на положительную тенденцию в изменении агрохимических свойств почв. В то же время возникли и определенные проблемы. Так, например, за последние годы в 70 районах произошло частичное подкисление пахотных почв, в 47 - отмечается отрицательный баланс фосфора, 69 районах - гумуса. Лишь на 56% пашни достигнут оптимальный уровень обеспеченности
калием. На отдельных участках сельскохозяйственных земель, примыкающих к промышленным центрам и крупным животноводческим комплексам, выявлено значительное повышение содержания тяжелых металлов. Кроме того, природные условия и особенности использования земель в сельскохозяйственных целях обусловили появление на территории Беларуси эродированных почв, которые занимают более 10% сельскохозяйственных земель. В этой связи средние недоборы урожая на эродированных землях составляют: для многолетних трав - 18%, зерновых культур -28, пропашных - 40%. Наряду с этим, за последние 10 лет в 36 районах республики снизилась кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, что по нашим расчетам уменьшило кадастровую стоимость земель на 47 млн долл. США и привело к снижению ежегодных сборов налогов на 240 тыс. долл.
Проведенные исследования показывают, что в современных условиях данных, содержащихся в земельном кадастре, недостаточно для принятия эффективных управленческих решений в сфере землепользования. Поэтому для выявления и изучения различных процессов, которым подвержены сельскохозяйственные земли, требуется дополнительная информация. При этом необходимо выходить на новый уровень ведения мониторинга земель с использованием геоинформационных систем.
В этих целях для объективного контроля за состоянием и использованием земель предлагается ввести паспорт земельного участка, являющийся официальным документом о состоянии плодородия почв земельного участка, который на законодательной основе должен выдаваться собственнику, владельцу, пользователю, в том числе арендатору сельскохозяйственных земель. В нем должны содержаться основные показатели, наиболее полно характеризующие состояние земли: площадь, кадастровый номер участка, номер свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сведения о правах, местоположении, категория и вид земель, целевое назначение участка, кадастровую стоимость, количество содержащегося гумуса, азота, фосфора, калия, подверженности участка эрозионным процессам, графические данные и т.д.
Ведение данного документа позволит реализовать право землевладельцев и землепользователей получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике его изменения. Паспорт будет являться документом, обосновывающим получение субси-
дий в случае надлежащего состояния земель и лишение их в случае снижения показателей плодородия. Полагаем, что размеры таких субсидий должны быть достаточно весомыми, аналогичными субсидиям, получаемым фермерами в развитых странах. Только в этом случае производственный, экономический и экологический эффект от такого стимулирования будет соразмерен с финансовыми вложениями в эффективное использование земли.
Следует подчеркнуть, что паспорт земельного участка должен выдаваться на основании информации, содержащейся в кадастровой геоинформационной системе хранения и обработки данных. Основными пользователями должны являться Государственный комитет по имуществу, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Национальная академия наук Беларуси и подчиненные им организации.
В данном направлении уже сделаны определенные шаги, так, Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 27 утверждено «Положение об информационно-аналитическом центре мониторинга земель Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» [2]. Основными задачами такого центра являются сбор, хранение, обработка, анализ данных и предоставление обобщенной информации, получаемой в результате проведения мониторинга земель для обеспечения информационных потребностей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц и граждан. К сожалению, активного развития данная структура пока не получила.
Кроме того, назрела объективная необходимость совершенствовать и методы мониторинга земель, которые следует вести в на-
правлении механизации и автоматизации про-боотбора, точного определения места отбора с помощью новейших навигационных технологий GPS (ГЛОНАСС), оптимального сочетания наземных исследований и дистанционного зондирования земли. Данный процесс может быть реализован на основании мобильного комплекса, состоящего из пробоотборника-анализатора, GPS-приемника, бортового компьютера, программного обеспечения, обеспеченный соответствующими методиками отбора проб, обработки и анализа данных, что является наиболее перспективной технологией проведения обследований.
Таким образом, в Республике Беларусь в целях осуществления на более высоком качественном уровне мониторинга земель сельскохозяйственного назначения требуется, во-первых, довести до логического конца работу по созданию единой кадастровой геоинформационной системы хранения и обработки данных; во-вторых, ввести паспорт земельного участка, как официальный документ о состоянии плодородия почв земельного участка и, в-третьих, необходимо продолжить дальнейшее совершенствование методов мониторинга земель.
Источники
1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
2. Об утверждении Положения об информационно-аналитическом центре мониторинга земель Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь / Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2007 г. № 27 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»
С.В. Макрак, науч. сотр. Института системных исследований в АПК НАН РБ
Одним из условий, сдерживающих производство конкурентоспособной продукции в сельском хозяйстве, является отсутствие научно обоснованных подходов к выявлению направлений, способствующих снижению материалоемкости сельскохозяйственной продукции. В этой связи разработан механизм формирования эффективной системы управления
материалоемкостью сельскохозяйственной продукции по уровням иерархии и направления его реализации. В основу формирования системы управления материалоемкостью на макроуровне положено программно-целевое управление как инструмент регулирования взаимоотношений государства и сельскохозяйственных организаций через стратегическое и