Научная статья на тему 'Качество управления земельными ресурсами в Оренбургской области на современном этапе'

Качество управления земельными ресурсами в Оренбургской области на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / ПАЕВЫЕ ЗЕМЛИ / ПАХОТНЫЕ ЗЕМЛИ / ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ / РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAND RESOURCES MANAGEMENT / SHARED LANDS / ARABLE LANDS / LAND VALUATION / LAND REGISTRATION / LAND LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров Александр Алексеевич

В статье представлены результаты анализа качества управления земельными ресурсами Оренбургской области по разграничению государственной собственности на землю. Дана статистическая оценка работы по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли и юридического оформления границ земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счёт земельных долей. Обозначены факторы неудовлетворённости участников земельных отношений ходом регистрации прав собственности на земельные участки и определением кадастровой стоимости сельхозугодий. Автор приходит к выводу, что, несмотря на действие нормативного акта «Основы государственной политики использования земельного фонда на 2012-2017 годы», закрепившего систему управления земельными ресурсами, в Оренбургской области качество управления земельным фондом остаётся на низком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF LAND RESOURCES MANAGEMENT IN ORENBURG REGION TODAY

The article presents the results of analysis of land resources management in the differentiation of state ownership on land. The statistical evaluation of activities on recognition of the municipal ownership of unclaimed land shares and of legal registration of boundaries of farm lands allocated as land shares is suggested. The factors of dissatisfaction of the participants of land relations with the process of land ownership rights registration and determination of the cadastral value of farmland are indicated. The author comes to the conclusion that regardless of the existing regulatory act «Basic principles of state policy on the land resources use for the period of 2012-2017», securing the system of land resources management, the efficiency of land resources management in the Orenburg region remains at a low level.

Текст научной работы на тему «Качество управления земельными ресурсами в Оренбургской области на современном этапе»

гол. Комбикорм будет расходоваться в количестве 3,5 кг на гол., что на 93,4% больше действующего в хозяйстве рациона.

В результате решения модели получено, что стоимость рациона увеличится на 28% и составит 41,24 руб. Это в основном связано с увеличением потребления комбикорма, который является более дорогим. Зато в комбикормах для дойных коров микро- и макроэлементы, а также витамины сбалансированы таким образом, что корова не будет испытывать их недостатка в любой период содержания. Однако следует отметить, что вместе с увеличением стоимости расчётного рациона на 9,02 руб. увеличится удой от одной коровы и составит 14 кг в сут., что больше текущего на 3 кг. Расчёты показали, что с учётом цены реализации за 1 кг молока в 14,13 руб., а также субсидий за каждый килограмм реализованного молока хозяйство может получить в сутки дополнительно не менее 40 руб. при внедрении на предприятии предложенного рациона кормления дойных коров.

Результаты расчёта рациона в ОАО «АПК «Ильинка» Октябрьского района по экономико-математическим моделям свидетельствуют, что в хозяйстве применялся несбалансированный по кормовым единицам и микроэлементам рацион. Данная ситуация приводит к перерасходу корма и увеличению себестоимости производства молока. Оптимальная (рассчитанная) потребность молочных коров в кормах рациона отличается от той, которая используется на предприятии. Новый рацион при правильном переходе на него позволит повысить продуктивность животных и снизить себестоимость произведённой молочной фермой продукции. Так, итоговая стоимость оптимального рациона составит 80,71 руб. на 1 гол в сут., что на 6,40 руб. ниже применяемого в хозяйстве.

Выводы. Кормление является самым дорогим процессом при получении молока. При этом полноценное кормление — это обязательное условие повышения продуктивности животных, а недостаток какого-либо вида питательных веществ ведёт к снижению их продуктивности. Таким образом, чтобы повысить эффективность молочного

скотоводства, необходимо увеличивать количество высокопродуктивных коров отечественной и зарубежной селекции, акклиматизированных к нашим условиям, рационально организовывать воспроизводство стада, снизить расходы на кормление. Для этого необходимо ввести более сбалансированные рационы на основе собственного сырья, привлекать дотации для закупок дорогого комбикорма и организовать эффективную политику поддержания сбыта молока внутри Оренбургской области.

Литература

1. Косилов В.И. Рациональное использование генетических ресурсов красного степного скота для производства говядины при чистопородном разведении и спрещивании /

B.И. Косилов, С.И. Мироненко, А.А. Салихов, К.С. Литвинов. М., 2010. 452 с.

2. Абилова Е.В., Ломов В.Н. Повышение конкурентноспособности молочного животноводства на основе интенсификации кормопроизводства // АПК России. 2015. Т. 72. № 1. С. 57—59.

3. Тагиров Х.Х. Качественные показатели молочной продуктивности при скармливании коровам пробиотика «БИОГУМИТЕЛЬ-Г» / Х.Х. Тагиров, Ф.Ф. Вагапов, Н.Ш. Никулина, И.В. Миронова // Молочное и мясное скотоводство. 2014. № 8. С. 28-30.

4. Косилов В.И. Воспроизводительная функция чистопородных и помесных маток / В.И. Косилов, С.И. Мироненко, Е.А. Никонова, Д.А. Андриенко // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 5 (37).

C. 83-85.

5. Косилов В.И., Миронова И.В., Харламов А.В. Эффективность использования питательных веществ рационов бычками чёрно-пёстрой породы и её двух-трёхпородных помесей // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С. 125-128.

6. Миронова И.В., Косилов В.И. Переваримость коровами основных питательных веществ рационов коров чёрно-пёстрой породы при использовании в кормлении про-биотической добавки Ветоспорин-Актив // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С. 143-146.

7. Спешилова Н.В., Древина М.А., Абдулгазизов Р.Н. Формирование кормового рациона скота на основе оптимизационного моделирования // Сб. научных трудов по материалам междунар. научно-практич. конф. «Вопросы образования и науки в XXI веке». Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 134-140.

8. Официальный информационный сайт Министерства сельского хозяйства Оренбургской области [Электронный ресурс]. 2016. URL:// http://www.mcx.orb.ru (дата обращения 10.05.2016).

9. Спешилова Н.В., Косилов В.И., Андриенко ДА Производственный потенциал молочного скотоводства на Южном Урале // Вестник мясного скотоводства. 2014. № 3 (86). С. 69-75.

10. Экономико-математические методы и модели в принятии оптимальных решений: учебное пособие / Н.В. Спешилова [и др.]. Под общей редакцией Н.В. Спешиловой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Омега-Л»; Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2015. 396 с.

Качество управления земельными ресурсами в Оренбургской области на современном этапе

А.А. Майоров, к.э.н, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

Оренбургская область - это второе по размерам поле в Российской Федерации на площади более 6 млн га пахотных земель. На территории региона ежегодно выращивается 2 млн т зерновых культур. В настоящее время область входит в тройку самых засушливых регионов России. Вместе с тем Оренбуржье - регион-донор, главная стратегия

которого — импортозамещение. В сёлах Оренбуржья проживают и работают более 40% жителей. На душу населения в области приходится 6 га земли.

По объёму производства сельскохозяйственной продукции область занимает 4-е место в Приволжском федеральном округе и 14-е место в Российской Федерации, при этом региону удаётся сохранять динамику роста в агропромышленном комплексе [1].

В текущее время в Оренбургской области активизируется работа по разграничению государственной собственности на землю и государственной регистрации права собственности Оренбургской области на земельные участки. Одновременно в 2016 г. планируется проведение государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и земель водного фонда на всей территории Оренбуржья, а также изменение существующего порядка проведения государственной кадастровой оценки земель.

На начало 2016 г. было зарегистрировано право государственной собственности в регионе на 3335 земельных участков общей площадью более 24 тыс. га и на праве муниципальной собственности — 7248 земельных участков общей площадью более 51 тыс. га. На этот же период общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в регионе составляла 10928,6 тыс. га, в т.ч. сельскохозяйственные угодья — 10468,9 тыс. га. Площадь неиспользуемой, низкопродуктивной, ограниченно пахотнопригодной пашни составляет 1084,6 тыс.га. Главными причинами неиспользования земель являются: невостребованные земельные доли; низкая продуктивность плодородия почв; 42,8% пашни (2 млн га) характеризуется устойчивым отрицательным балансом гумуса, 34,6% пашни — низким содержанием подвижного фосфора, 10,6% пашни — низким содержанием подвижного калия и т.д. [2].

Работа по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в Оренбургской области проводится, однако количество невостребованных земельных долей в области на сегодня составляет около 64303 на площади 1,28 млн га. По предварительным подсчётам министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений и министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области, в настоящее время из земель государственной и муниципальной собственности государственную регистрацию прошли 1088,5 тыс. га, из них земель Российской Федерации — 1012,3 тыс. га, земель областной собственности — 24824 га, муниципальной собственности — 51394 га. [3, 4].

По данным этих же министерств [3,4], из земель, находящихся в ведении юридических лиц (301,2 тыс. га), оформлено в собственность около 250 тыс. га, т.е. 83%. Из 7210,2 тыс. га земель, находящихся в ведении граждан (сады, огороды, личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства и т.д.), в собственность оформлено 3,8 млн га, т.е. около 53% от их общей площади. Юридического оформления границ земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счёт земельных долей, требуют 44% площади паевых земель. Практически не ведётся регистрация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, переданных в ведение муниципальных образований и фонд перераспределения, это более 2 млн га. Всего по

состоянию на 1.04.2016 г. из земельного фонда Оренбургской области, составляющего 12370,2 тыс. га, государственную регистрацию прошли 5110,6 тыс. га, что составляет 41%.

Таким образом, спустя почти 14 лет с момента вступления в силу ФЗ РФ от 24 июня 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и идентичного ему областного закона около 70% земельного фонда области не имеет государственной регистрации. Препятствием в этом процессе является неудовлетворённость участников земельных отношений рядом факторов, а именно:

— неэффективностью системы управления земельными ресурсами;

— состоянием развития инфраструктуры земельного рынка;

— волокитой в оформлении паевых земель и земельных участков граждан;

— судебной практикой в сфере земельных отношений, растущей незащищённостью прав граждан на землю;

— недоверием к подрядным организациям по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения и методике кадастровой оценки земель данной категории;

— несоразмерно высоким для сельских жителей (с низким уровнем доходов) исчислением земельного налога и стоимостью земельных участков при сделках с ними;

— диспропорцией и необоснованным исчислением земельных платежей. Например, несмотря на то, что качество почвенных разновидностей на территории области за последние годы не улучшилось, нормативная урожайность не выросла, кадастровая стоимость сельхозугодий в Красногвардейском районе возросла в 4,4, в Кваркенском — в 8,7, в Ясненском — в 34,5 раза и т.д.

Следует сказать, что, несмотря на действие нормативного акта «Основы государственной политики использования земельного фонда на 2012—2017 годы» [5], закрепившего систему управления земельными ресурсами, в Оренбургской области качество управления земельными ресурсами оставляет желать лучшего.

Земля в ряде территорий зарастает сорняками, переуплотняется, загрязняется промышленными отходами, региональные мероприятия по мониторингу земель отстают в развитии. Так, 612 тыс. га земель характеризуются как низко продуктивные земли, 724 тыс. га — ограниченно пахотнопригод-ные. Землепользователи не используют эти земли или используют их не по назначению, что ведёт к снижению объёмов производства сельскохозяйственной продукции.

В рамках областного Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и соответствующего указа губернатора Оренбургской области правомочным субъектом по принудительному изъятию в судебном порядке у собственников

участков земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трёх и более лет названо министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области. Ему делегировано право продажи с публичных торгов изъятых земельных участков. В министерстве создана комиссия по выявлению неиспользуемых или используемых не по назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения и изъятию их у недобросовестных владельцев. Как следствие, актуализирована областная нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в Оренбургской области. Приняты региональные законы: «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области»; «О предоставлении в безвозмездное пользование гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области или муниципальной собственности на территории Оренбургской области»; «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам в аренду без проведения торгов».

Последний из названных законов определяет критерии, при соблюдении которых юридическое лицо может рассчитывать на получение участка без проведения торгов, например для реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также проектов по созданию (развитию) индустриального парка.

Одновременно с принятием областных законов правительством Оренбургской области принято постановление, которое определяет порядок расчёта размера арендной платы, выкупной стоимости, платы за установление сервитута, за увеличение площади участка при перераспределении. Также внесены изменения в Закон Оренбургской области «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей», определяющий порядок предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Принятие и совершенствование законодательной базы крайне востребовано текущей ситуацией. Так например, в области насчитывается 327638 земельных долей на площади 6801,5 тыс. га (6,8 млн га). При этом землеустроительные работы проведены только по 241362 долям на площади 4,87 млн га, или 72,3% от общей площади паевых земель области. Из них 56% числятся как на праве общей долевой собственности.

Реализация принятых областных законов призвана стимулировать работу соответствующих служб

по разграничению государственной собственности на землю и государственной регистрации права собственности Оренбургской области на земельные участки, мотивировать сельское население области к юридическому оформлению земельных паёв сельскохозяйственного назначения, особенно в центральных и западных районах региона. Там высокая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения, положенная в основу налогооблагаемой базы, арендной и выкупной цены земельных участков существенно тормозит этот процесс.

В этих же целях необходимо использовать административный ресурс региональной власти, инициируя внесение законотворческих инициатив федеральным органам о включении в государственную программу мероприятий по возмещению затрат (сельскохозяйственным организациям всех форм собственности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства) на кадастровые работы при оформлении земельных участков, приобретаемых в собственность из муниципальной собственности, образованной в свою очередь из невостребованных земель.

Таким образом, изучение вопроса показало, что для улучшения управления качеством земельных ресурсов в Оренбургской области необходимо навести порядок в вопросах земельных отношений с целью эффективного использования земельных ресурсов и пахотных земель в частности. Эта задача стоит перед областным правительством, министерствами сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области, главами муниципальных образований, управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и его территориальными органами, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, экологическим советом при правительстве области и иными структурами, призванными осуществлять нормативно-правовое регулирование, охрану земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их использованием и стоять на страже земельного законодательства.

Литература

1. Булгакова Е. Ориентиры развития // Экономика региона. Оренбуржье. 2015. С. 8.

2. Материалы заседания Совета старейшин при губернаторе Оренбургской области от 18 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: // http://www.orenburg-gov.ru/Info/Associations/ sovet-stareyshin-pri-gubernatore-orenburgskoy-oblasti/.

3. Нормативно-правовые акты, документы. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL: // http:// mpr.orb.ru.

4. Министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL://http:// mcx.orb.ru

5. Распоряжение Правительства РФ № 297-р от 3 марта 2012 г. «Основы государственной политики использования земельного фонда на 2012—2017 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.