УДК 005.58:631.12.05
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОКА
И.Г. ПОЧТОВАЯ, кандидат экономических наук Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
METHODOLOGICAL BASE INDUSTRY MONITORING SYSTEM QUALITY AND SAFETY OF MILK
I.G. POCHTOVAYA, Candidate of Economics The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial implex of NAS of Belarus»
На основе анализа отечественной практики мониторинга качества и безопасности молока в статье отражены ее недостатки, заключающиеся в отсутствии возможности получения полной и достоверной информации о свойствах сырья. Представлены предложения по формированию отраслевой системы оценки и мониторинга качества и безопасности молока, в основу которых положена комплексная оценка его свойств, а также факторов, обусловливающих их формирование.
Based on an analysis of national practices of monitoring the quality and safety of milk reflects its disadvantages which consists in the absence of possibility to obtain complete and accurate information about the properties of materials are opened in the article. To define proposals for forming industries system of monitoring the quality and safety of milk, which is based on a comprehensive assessment of its properties, as well as factors contributing to their formation.
Введение. Актуальным направлением совершенствования современного механизма управления качеством молока является организация системы научно обоснованного мониторинга, которая призвана сформировать основу для комплексного и всестороннего анализа потребительских, технологических свойств и безопасности молока. Целесообразность формирования отраслевой системы мониторинга качества вызвана необходимостью постоянного обновления информации о потребительских и технологических свойствах молока и доминирующих факторах их формирования, что должно обеспечить эффективное и своевременное их регулирование.
Основная часть. Мониторинг относится к одному из основных элементов управления качеством продукции. При этом если в функциональном смысле - это процесс, предполагающий проведение наблюдений, исследований, измерений, осуществляемых с установленной периодичностью, то с точки зрения практического применения - это многоцелевая информационная система.
Основными целями проведения мониторинга качества и безопасности продукции являются:
- оценка фактической ситуации;
- получение достоверной и своевременной информации;
- наблюдение за факторами, влияющими на качество продукции и процесс его обеспечения;
- формирование информационной базы;
- предотвращение критической ситуации;
- разработка концепции дальнейшего регулирования качества и безопасности продукции.
Следует отметить, что значимость мониторинга для обеспечения производства качественной и безопасной продукции состоит в том, что он направлен не просто на получение необходимой информации об объекте, а взаимосвязанной с организационно-экономическими, технологическими и другими факторами и условиями производства, что позволяет провести системный анализ и получить достоверные результаты.
Основными субъектами, осуществляющими функции мониторинга качества и безопасности молока-сырья в Беларуси, являются: сельскохозяйственные организации, перерабатывающие предприятия, государство (органы контроля и надзора).
В условиях хозяйства обычно проводится мониторинг таких параметров молока, как жирность, механическая загрязненность, температура, плотность (по результатам анализов, выполненных своими лабораториями). Мониторинг безопасности молока проводится на основании результатов исследований, выполненных районными (областными) ведомственными лабораториями на договорной основе наряду с производственными лабораториями перерабатывающих предприятий. Кроме того, организовано постоянное наблюдение за процессом производства как в целом, так и в разрезе отдельных технологических операций. То есть целью мониторинга на данном уровне является получение информации о текущем состоянии ситуации для обеспечения производства молока, отвечающего установленным требованиям,
предотвращения причин снижения его качества, своевременного принятия эффективных управленческих решений.
Перерабатывающие предприятия, как правило, осуществляют мониторинг качества и безопасности молока-сырья по двум направлениям - его свойства и ветеринарно-санитарные условия производства. Цель мониторинга, проводимого на данном уровне, - формирование информационной базы о сырьевой зоне, обеспечение стабильности закупок сырья требуемого качества.
Функции мониторинга качества и безопасности молока на государственном уровне выполняют Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Объектами мониторинга являются как сырье, так и условия его производства.
Показатели, по которым организовано проведение мониторинга качества и безопасности молока-сырья, содержатся в санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», СТБ 1598-2006 «Молоко коровье. Требования при закупках», РДУ-99 - Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде, а также в Ветеринарно-санитарных правилах для молочнотоварных ферм организаций, осуществляющих деятельность по производству молока, санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих производство молока» [1, 2, 3, 4].
В настоящее время общедоступными результатами мониторинга качества молока, производимого сельскохозяйственными организациями республики, которые представлены на сайте Минсельхозпрода, являются:
• объем и удельный вес молока в разрезе сортов (экстра, высший, первый, второй);
• объем молока, не соответствующего установленным требованиям (до 2014 г.);
• содержание жира;
• содержание белка;
• удельный вес охлажденного молока.
Следует отметить, что данная информация формируется на основе результатов оценки качества молока, проводимой перерабатывающими предприятиями, что, как показали исследования, не всегда гаранти-
рует ее достоверность и объективность [5, 6, 7]. Такая информация должна быть представлена на основе результатов анализов, проведенных специализированными независимыми аттестованными лабораториями с целью исключения фальсификации данных и создания тем самым условий для проведения объективного мониторинга качества.
Как показывает мировая практика, эффективным способом решения проблемы объективности оценки качества молока является ее проведение в независимых от заинтересованных сторон лабораториях, создание которых целесообразно и для Беларуси. До создания таких лабораторий нами предлагается организовать контроль достоверности оценки качества сырья с привлечением представителей органов, осуществляющих функции ветеринарно-санитарного надзора. Для этого целесообразно обеспечить проведение периодических контрольных анализов лабораториями Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства здравоохранения, Центров стандартизации, метрологии и сертификации.
Преимущество определения качества сырья в независимых лабораториях заключается в том, что это позволяет решать следующие задачи:
- получение объективных данных, необходимых для оплаты сырья;
- обеспечение достоверности информации о качестве сырья;
- возможность проведения комплексного мониторинга качества и безопасности молока;
- исключение возможных разногласий между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями при оценке молока.
В свою очередь, мониторинг безопасности молока проводится как в рамках плана мониторинга запрещенных веществ, остаточного количества ветеринарных препаратов и других химических соединений в продукции животного происхождения, так и других контрольно-надзорных мероприятий государственных органов и их структурных подразделений. Такая информация в отличие от сведений относительно качества молока не является общедоступной.
Таким образом, можно отметить, что существующая система мониторинга как качества, так и безопасности молока-сырья не позволяет получить полную и достоверную информацию: мониторинг безопасности проводится по результатам оценки лабораторий ветеринарной и санитарной служб; информация о качестве формируется главным об-
разом по данным перерабатывающих предприятий. Это обусловливает отсутствие централизованного (обобщенного) анализа результатов.
Отчетность о качестве сырья в разрезе областей в республике также носит разобщенный характер. В связи с этим нами предлагается оптимизировать учет качества на основе единых форм статистической отчетности, позволяющих провести комплексный анализ молока, а также обеспечивающих сопоставимость результатов. Типовой лист бланка учета и отчетности по качеству молока должен содержать показатели, установленные в СТБ 1598-2006 (в натуральном и процентном выражении), данные об объеме молока, подлежащего возврату (число случаев возврата и его причины, перечень хозяйств с неоднократным возвратом молока).
Осуществление мониторинга качества молока на республиканском уровне нами предлагается возложить на Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. В контексте многоотраслевой оценки безопасности молока обработку и систематизацию результатов мониторинга нами предлагается также закрепить за названным Департаментом. Это позволит сформировать централизованную систему мониторинга качества и безопасности молока и сосредоточить соответствующие функции в рамках одного ведомства. В целях эффективной реализации данного предложения целесообразно законодательное закрепление функции мониторинга качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, в том числе молока, за данным Департаментом (Законы «О ветеринарной деятельности», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов») [8], [9].
В данном контексте нами разработаны предложения по формированию отраслевой системы мониторинга качества и безопасности молока. В частности, разработана система принципов, соблюдение которых обеспечивает эффективность мониторинга:
комплексность анализа как качественных параметров, так и показателей безопасности продукции с целью формирования целостной информационной базы;
своевременность проведения испытаний продукции с целью получения актуальной информации;
непрерывность оценки продукции на основе соблюдения установленной периодичности контроля и проведения соответствующих исследований;
достоверность информации, полученной в результате проведения анализов на основе современного метрологического обеспечения;
объективность проведения исследований продукции, а также оценки и анализа полученных результатов.
Также нами определены и систематизированы задачи аналитического, организационного и экономического характера, на решение которых направлено проведение мониторинга качества и безопасности молока (рисунок 1).
Такая систематизация задач мониторинга позволяет рассматривать его не только как организационный, но и как экономический элемент регулирования качества, предусматривающий формирование многоцелевой информационной системы.
Рисунок 1 - Классификация задач системы мониторинга качества и безопасности молока Примечание - Рисунок составлен автором на основании собственных исследований.
В продолжение этого разработан алгоритм мониторинга качества и безопасности молока, основные элементы которого в зависимости от характера деятельности и цели проведения систематизированы в блоки (предварительных условий, сбора информации, аналитический и стратегический) (рисунок 2).
Блок предварительных условий Разработка критериев проведения мониторинга (необходимый и достаточный перечень показателей качества и безопасности) Разработка методов оценки качества и безопасности продукции Определение периодичности проведения мониторинга Разработка единых форм отчетности
Установление субъектов, ответственных за проведение мониторинга (в том числе перечень аккредитованных на проведение соответствующих испытаний лабораторий)
Определение порядка хранения и предоставления информации
Блок сбора информации Осуществление процедур наблюдения, измерения, оценки объектов контроля на предмет соответствия установленным требованиям Фиксирование результатов в соответствии с предусмотренным порядком Формирование комплексной информационной базы качества и безопасности молока
Аналитический блок Анализ результатов мониторинга Оценка фактической ситуации
Определение достаточности и полноты проведения мониторинга Определение недостатков системы обеспечения производства качественной продукции
Стратегический блок Использование результатов при разработке концепции дальнейшего регулирования качества и безопасности продукции
Выработка и принятие решений по совершенствованию организационно-управленческих и экономических элементов системы управления качеством
Рисунок 2 - Алгоритм мониторинга качества и безопасности молока Примечание - Рисунок составлен автором на основании собственных исследований.
Реализация элементов первого блока (предварительных условий) предусматривает осуществление мер организационного характера, направленных на формирование необходимых условий для проведения мониторинга качества и безопасности молока, учета и хранения соответствующей информации. Данный блок является основополагающим,
поэтому полнота и правильность разработанных на этом этапе мероприятий предопределяют эффективность осуществления функций мониторинга на последующих, а также влияют на степень достижения поставленной цели.
Второй блок (сбора информации) предполагает непосредственно проведение мониторинга и систематизацию его результатов. Аналитический блок направлен на выполнение анализа и оценку полученных результатов относительно качества и безопасности молока, а также на определение достаточности (эффективности) разработанных ранее и осуществляемых мероприятий мониторинга. Последний блок (стратегический) включает принятие решений по дальнейшему регулированию качества на основе полученных данных.
Такая последовательность мероприятий по проведению мониторинга качества и безопасности молока предусматривает планомерность и завершенность данного процесса.
Заключение. Таким образом, создание отраслевой системы мониторинга качества и безопасности молока предполагает отслеживание не только соответствующих показателей продукции, но и факторов их формирования на разных этапах производства. Это обеспечивает возможность проведения комплексного анализа качества и безопасности молока, позволяет получить полную и достоверную оценку сырья в зависимости от направления его использования (ассортимента производимой продукции), гарантирует прослеживаемость процесса производства молока с точки зрения обеспечения качества. Кроме того, практическая значимость создания отраслевой системы мониторинга заключается в возможности проведения всестороннего анализа условий формирования качества молока и процесса его обеспечения как на уровне отдельной организации, так и республики в целом.
Список литературы
1. Молоко коровье. Требования при закупках: СТБ 1598-2006. - Введ. 01.08.06. -Минск: Госстандарт, 2006. - 12 с.
2. Ветеринарно-санитарные правила определения содержания вредных веществ и их остатков в живых животных и продукции животного происхождения: постановление М-ва сел. хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь, 3 нояб. 2010 г., № 69 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
3. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов»: постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 9 июня 2009 г., N° 63 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.
центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
4. Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99): ГН 10-117-99. - Введ. 26.04.1999. - Минск: М-во здравоохранения Респ. Беларусь, 1999. - 10 с.
5. Волчков, В. Гигиена класса экстра / В. Волчков // Рэспублжа [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.respublika.info/4902/ludi_dela/article35964. - Дата доступа: 15.11.2010.
6. Киреенко, А. На базе ОАО «Молочный Мир» подведены итоги работы молочной промышленности Беларуси за 6 месяцев 2007 года / А. Киреенко // Пищевая промышленность. - 2007. - № 7. - С. 7-9.
7. Молоко раздора // Народная газета [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://ng.by/m/issues?art_id=32908. - Дата доступа: 04.08.2010.
8. О ветеринарной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 2 июля 2010 г., N° 161-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
9. О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека: Закон Респ. Беларусь, 29 июня 2003 г., № 217-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 111. - 2/1051.
Информация об авторе
Почтовая Ирина Григорьевна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора качества Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) +375-172121551. E-mail: pochira@rambler.ru.
Материал поступил в редакцию 11.03.2014 г.