Как видно, поставленные задачи во многом имеют амбициозный характер, но являются вполне реальными. Достижение намеченных параметров позволит обеспечить среднеевропейский уровень интенсивности производства сельскохозяйственной продукции, а по некоторым показателям превзойти.
Необходимо отметить, что в новой Программе впервые ставится вопрос о развитии сельских территорий, что соответствует принятым в мире концепциям устойчивого развития. Предусмотрены специальные разделы по улучшению экологии, безопасности жизнедеятельности. В частности, намечается разработка (по образцу ЕС) регламентов использования сельскохозяйственных земель, обеспечивающих сохранение почвенного плодородия, предотвращение водной и
ветровой эрозии, смыва минеральных удобрений в водоемы и грунтовые воды, осуществление локального внесения удобрений.
Таким образом, реализация Государственной программы развития сельских территорий на 20112015 гг. позволит сделать сельское хозяйство Беларуси в основном экспортноориентированным, то есть непосредственно объектом агробизнеса.
Источники
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.
2. Возрождение и развитие села. Мониторинг - 2008 / Гусаков В.Г. [и др.]. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. - 172 с.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
П.В. Расторгуев, к.э.н., доц., зав. сектором Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
В настоящее время обеспечение производства качественного и безопасного продовольствия является приоритетным направлением государственной аграрной политики и стратегической задачей социально-экономического развития Республики Беларусь. Система обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продукции выступает важнейшим элементом, гарантирующим производство конкурентоспособных продуктов питания, направленным на обеспечение продовольственной безопасности Беларуси, а также способствующим равноправной интеграции республики в международные торговые отношения, которые во многом обусловливают формирование национальной политики регулирования качества и безопасности продукции. Как показали исследования, основными направлениями совершенствования аграрной политики Беларуси в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции являются следующие.
Формирование комплексной национальной системы правового регулирования качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. К одной из первоочередных задач по совершенствованию правового обеспечения качества следует отнести пересмотр и уточнение действующих в данной области законов с целью устранения несоответствий и дополнения ряда положений. В частности, необходимо на законодательном уровне уточнить статус санитарных правил и норм. В настоящее время ветеринарно-санитарные требования и правила производства продукции АПК регламентируются подзаконными актами - Постановлениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Учитывая важную роль данных требований для обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, возникает необходимость принять их в качестве отдельного закона, который будет регулировать общие вопросы обеспечения санитарно-гигиенических условий производства на протяжении всей пищевой цепи. Это будет отвечать международной практике решения данного вопроса: в ЕС аналогичные требования содержатся в регламентах 852/2004/ЕС, 853/2004/ЕС.
Требует уточнения перечень органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации. Так, на законодательном уровне не отражены требования к метрологическому обеспе-
чению качества и безопасности продукции, к лабораторному контролю, как это принято в Европейском союзе (882/2004/ЕС).
Совершенствование системы нормативного регулирования качества и безопасности продукции. В соответствии с международной практикой, в отечественной системе технического нормирования безопасности сырья и продукции также предусмотрено разделение функций оценки риска (Минздрав) и управления риском (Минсельхозпрод, Госстандарт). В то же время Минздрав, кроме установления нормативов содержания вредных веществ в продукции, проводит контроль их содержания, а также санитарных условий производства. Это противоречит мировой практике, в соответствии с которой функциями оценки риска занята специальная служба, которая, как правило, контролирующих функций не выполняет.
Для обеспечения доступа отечественной продукции АПК на внешний рынок необходима гармонизация документов, определяющих требования к безопасности сельскохозяйственного сырья и продукции с современными международными требованиями. Как показал анализ, отдельные критерии оценки безопасности продукции, установленные в Беларуси, являются более жесткими по сравнению с европейскими требованиями. При этом номенклатура контролируемых показателей безопасности продукции, как правило, значительно меньше.
В свою очередь эффективная реализация технических регламентов предусматривает создание соответствующей правовой и организационно-методической базы, включающей: определение органов государственного управления, ответственных за разработку, внедрение и контроль соблюдения требований технических регламентов; формирование базы нормативных документов, обеспечивающей соблюдение требований технических регламентов; разработка методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований технических регламентов в организациях, метрологическому обеспечению и др.
Формирование эффективной системы контроля качества и безопасности продукции и процессов ее производства. С целью обеспечения эффективного функционирования системы контроля продуктов питания одной из важнейших задач является организация скоординированной работы всех государственных учреждений. Одним из существенных недостатков отечественной системы контроля
качества и безопасности аграрной продукции является разобщенность действий государственных органов управления, имеющих соответствующие полномочия. В этой связи необходимо на законодательном уровне определить функции каждого из учреждений, чтобы избежать их дублирования и обеспечить согласованность действий.
Важным направлением совершенствования системы обеспечения безопасности продукции является оптимизация системы контроля, предусматривающая совершенствование как периодичности, так и объектов его проведения. Например, для ряда вредных веществ достаточно контролировать их только в сырье, исключая соответствующий анализ готовой продукции. Это подтверждают результаты лабораторного контроля, проведенного в порядке государственного санитарного надзора за 20052009 гг. на содержание токсичных элементов, антибиотиков, пестицидов, микотоксинов в молоке и молочных продуктах. За этот период были проведены испытания 48841 пробы молока-сырья и 62533 проб готовых молочных продуктов. Из них превышение допустимого уровня вредных веществ было выявлено в 404 пробах сырого молока и только в 12 пробах готовых молочных продуктов. Таким образом, проведение соответствующего лабораторного контроля можно существенно ограничить за счет значительного его снижения в отношении готовых продуктов питания и повышения эффективности контроля показателей безопасности сельскохозяйственного сырья.
Создание системы ветеринарного обслуживания в соответствии с требованиями международных организаций и экспортеров продукции животного происхождения. Роль и значение продукции животноводства в формировании экспортного потенциала на протяжении последних лет неуклонно возрастают. Так, денежная выручка от экспорта живых животных и продуктов животного происхождения за последние 10 лет выросла более чем в 8 раз.
В настоящее время в подчинении Минсельхозпрода находится Белгосветцентр, который выполняет основную нагрузку в стране по диагностике заболеваний животных и исследованию продуктов питания по показателям безопасности. Областные, межрайонные ветеринарные лаборатории и диагностические отделы районных ветеринарных станций находятся в подчинении местных органов власти, что не отвечает требованию строгой подчиненности и ответственности всех служб центрального, регионального и местного уровней, которое предъявляется к национальной ветеринарной службе. Мировой опыт указывает на то, что наиболее эффективной системой является централизованная структура с наличием одной (или более, в зависимости от размеров страны и поголовья животных) центральной лаборатории с подчиненными ей филиалами в регионах.
По оценкам специалистов Европейской комиссии, в Беларуси отсутствует орган, который признается «компетентным». Необходимость создания организационной структуры, ответственной за координацию деятельности в области обеспечения безопасности продукции животного происхождения, обусловлена не только требованиями международных экспертов. Разобщенность национальной системы является также причиной возникновения спорных ситуаций, не всегда позволяет достоверно оценивать реальное положение дел, что влияет на эффективность принимаемых решений. Наиболее предпочтительным вариантом является его созда-
ние при Совете Министров. В то же время, как показывает мировой опыт, при создании соответствующих условий его независимости от ведомственного влияния, базой для его создания может стать одно из профильных ведомств.
Формирование отраслевой системы мониторинга качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. Сбор и анализ информации о качестве и безопасности продукции необходимы для достоверной оценки рисков и установления конкретных требований к продукции, что является одним из принципов Соглашения санитарных и фито-санитарных мер ВТО, а также для формирования эффективного механизма прослеживаемости аграрной продукции, что выступает в качестве важного элемента обеспечения ее безопасности. Выполнение данной работы является обязательным, так как требование о наличии программы мониторинга (постоянного контроля) определенных Европейским союзом вредных веществ в отношении животных и продукции животного происхождения выступает необходимым условием для всех третьих стран, экспортирующих продукцию в ЕС. Такая программа должна быть заранее предоставлена в Европейскую комиссию для предварительного одобрения.
В Беларуси с 2004 г. введена программа мониторинга вредных веществ, однако в результате различий в подходах к нормированию показателей безопасности продукции, перечень вредных веществ, за которыми осуществляется мониторинг в республике гораздо меньше, чем в ЕС. В этой связи целесообразно создание единой национальной системы лабораторного контроля безопасности продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка, что должно упорядочить количество контролируемых показателей и сделать систему мониторинга безопасности сельскохозяйственной продукции более простой и эффективной.
Формирование комплексного механизма стимулирования качества и экономической ответственности субъектов хозяйствования за результаты производственной деятельности. Механизм мотивации качества со стороны перерабатывающих предприятий, государственных закупочных организаций ограничивается, как правило, предлагаемой государственными органами управления АПК системой закупочных цен без использования дополнительных рычагов стимулирования, основными из которых должны быть: гибкая система авансирования в зависимости от качества поставляемой продукции; выплата премий, а также стимулирование производства сырья с конкретным уровнем свойств посредством дифференциации закупочных цен; льготное целевое кредитование совершенствования технологического процесса и улучшения качества сельскохозяйственного сырья и т.д.
Важным направлением формирования эффективного механизма обеспечения качества и безопасности продукции является создание механизма экономической ответственности за результаты производственной деятельности. Так, в настоящее время основным методом наказания за несоблюдение ветеринарно-санитарных условий производства является наложение штрафных санкций и оформление предписаний по устранению выявленных недостатков. Как показала практика, данный способ является малоэффективным и недостаточным. Необходимо предусмотреть проведение контроля соблюдения предписаний и по его результатам принимать решение о способности (неспособ-
ности) субъекта хозяйствования обеспечить производство качественной и безопасной продукции. Предлагаемый подход не будет противоречить мировой практике. Например, в ЕС и других странах мира практика в области контроля и безопасности молочных продуктов такова: при обнаружении антибиотика молоко возвращается хозяйству. Государственной службой в течение 1-2 месяцев в зависимости от страны проводится усиленный контроль, а фермеру дается испытательный срок для устранения причин загрязнения. При повторном превышении норм по содержанию антибиотиков контракт между поставщиком и производителем расторгается.
Внедрение систем менеджмента качества и безопасности в сельском хозяйстве. В настоящее время практически все перерабатывающие предприятия внедрили системы менеджмента качества. Вместе с тем достаточно медленно идет процесс, а также отсутствуют методические рекомендации по внедрению аналогичных систем в сельском хозяйстве, что значительно сдерживает их использование. Основное внимание при реализации данного направления необходимо делать на качество и неформальный подход при формировании систем менеджмента, развитие методологии их внедрения и разработки, актуализацию документов, регламентирующих требования к системам и порядку их сертификации. Основная роль в решении данного вопроса должна принадлежать государству. К основным его функциям в настоящее время следует отнести:
- формирование методической базы по практическому применению систем и их принципов в отраслях сельского хозяйства;
- организация проведения обучающих курсов
для руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций;
- стимулирование внедрения принципов систем обеспечения качества и безопасности (оказание методической помощи организациям, обеспечение нормативно-правовой документацией, частичная компенсация затрат на разработку и внедрение системы и т.д.).
Реализация предлагаемых направлений совершенствования аграрной политики в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции в современных условиях направлена на реализацию системного подхода при решении поставленной проблемы и обеспечение формирование соответствующих организационно-экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Источники
1. Внешняя торговля Республики Беларусь: Статистический сборник / Национальный стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2010. - 386 с.
2. Методические рекомендации комплексной системы обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции в современных условиях / П.В Расторгуев [и др.]; Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси. - Минск, 2011. - 36 с.
3. Осторожно: антибиотики // Союз предприятий молочной отрасли [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.milkunion.bv/about-unio/pressa/ ~shownews/771. - Дата доступа: 18.03.2010.
4. Русинович, А. Проблемы и направления совершенствования организации ветеринарного обслуживания в Беларуси / А.Русинович, П.Расторгуев // Аграр. экономика. - 2011. - № 1. - С. 43-49.
7.2. Республика Казахстан
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ
В АПК КАЗАХСТАНА
Г.У. Акимбекова, д.э.н.
зав. отд. Казахского НИИ экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Одним из эффективных форм реализации национальных конкурентных преимуществ является формирование и развитие территориально-отраслевых кластеров. Создание отраслевого кластера имеет стратегическое значение для национальной экономики. В Проекте по диверсификации казахстанской экономики путем кластерного развития недобывающих отраслей промышленности, озвученном в Послании Президента народу Казахстана в 2006 г., приоритетными отраслями со стратегическим значением для развития АПК республики названы пищевая и хлопково-текстильная. «Главная задача - развитие перерабатывающего сектора сельского хозяйства, получение высококачественной продукции с высокой добавочной стоимостью, по ценам, сопоставимым с аналогичной продукцией стран-участниц ВТО. Речь идет о том, чтобы работать на конечный продукт, на конечного производителя готовой продукции, который будет хорошо рассчитываться с товаропроизводителями-селянами» - отметил Н.Назарбаев.
Изучение сложившихся теорий кластерного развития в различных странах, использование его в агропромышленном производстве с учетом особенностей отраслей, позволило нам сформулировать следующее определение: территориально-отрас-
левой кластер в АПК - это наиболее сложная форма агропромышленного взаимодействия, объединенная единым технологическим циклом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса - от производителя до потребителя с применением научных достижений, высоких технологий, где переплетаются интересы частных предприятий, сельскохозяйственных товаропроизводителей, государственных, финансовых, общественных и других организаций. В связи с этим мы считаем, что эффективность созданного кластера будет зависеть от уровня развития межотраслевых связей, форм взаимодействия предприятий, входящих в данное объединение, взаимовыгодных экономических отношений между партнерами.
Основными факторами, обосновывающими необходимость использования кластерной системы в АПК Казахстана являются низкая конкурентоспособность выпускаемой отечественной продукции и неразвитость инфраструктуры, что объясняется раздробленностью и малыми размерами форм хозяйствования, низким качеством сырья и уровнем используемых агротехнологий и т. д.
Несмотря на вышеперечисленные негативные позиции, развитие отраслей АПК республики