Научная статья на тему 'Совершенствование системы обеспечения качества продукции в условиях интеграции продовольственных рынков стран ЕврАзЭС'

Совершенствование системы обеспечения качества продукции в условиях интеграции продовольственных рынков стран ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Расторгуев П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обеспечения качества продукции в условиях интеграции продовольственных рынков стран ЕврАзЭС»

Республика БЕЛАРУСЬ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ СТРАН ЕВРАЗЭС

П.В. Расторгуев, к.э.н., доц., зав. сектором Института системных исследований в АПК НАН Беларуси

Интеграция продовольственных рынков в рамках международных экономических сообществ предполагает создание соответствующего правового механизма регулирования данного процесса, в том числе и в отношении качества и безопасности аграрной продукции с учетом международных требований к их обеспечению. В данном случае нормативная правовая база, как правило, обеспечивается:

- посредством заключения соответствующих договоров, соглашений между государствами-участниками внешнеторговых отношений;

- утверждением и разработкой на уровне государств единых международных нормативных правовых актов;

- гармонизацией отечественных технических нормативных правовых актов с требованиями соответствующих документов, действующих на территории фактических торговых партнеров на внешнем рынке.

Так, одним из основных импортеров белорусской аграрной продукции являются страны ЕврАзЭС и, прежде всего, Российская Федерация. Например, в 2008 г. объем экспорта живых животных и продуктов животного происхождения в Российскую Федерацию из Беларуси составил 1419,4 млн долл. США, что составило более 90% всего объема белорусского экспорта данной группы продукции.

Поэтому эффективная система правового обеспечения международной торговли с Россией является обязательным условием ее успешного развития.

Вместе с тем, в последнее время между странами возникает достаточно много конфликтных ситуаций, связанных, как правило, с вопросами обеспечения безопасности продукции аграрного происхождения. Актуальность гармонизации требований к обеспечению безопасности данной продукции в Беларуси с требованиями в Российской Федерации стали причиной начала разработки технического регламента «Молоко и молочная продукция. Безопасность» в нашей республике.

Основной задачей его разработки является установление требований безопасности к молоку и молочной продукции и их производству на основе Директивы 86/363/ЕЕС, Директивы 89/398/ЕЭС, Директивы 2006/125/ЕС, Директивы 2006/141/ЕС, САС/РОР 21-1979, а также Федерального Закона Российской Федерации «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Реальная интеграция и создание общего аграрного рынка в рамках стран ЕврАзЭС требуют дальнейшей гармонизации национальных механизмов государственного надзора и контроля качества и безопасности аграрной продукции, ветеринарных и фитосанитарных требований и норм. Решение данного вопроса предполагает скоординированные действия национальных ветеринарных служб и государственных органов управления.

Недостаточная ясность в данных вопросах вызывает излишние противоречия, которые негативно сказываются на процессах формирования общего рынка.

Как показали исследования, в настоящее время основными направлениями решения данной проблемы являются следующие.

Разработка единого согласованного регламента инспекций и аттестации предприятий-экспортеров аграрной продукции в рамках ЕврАзЭС.

Безусловно, сами по себе инспекционные проверки не только должны иметь место, но и способствуют снятию разногласий по многим вопросам. Однако на практике отсутствие четкого и взаимно согласованного регламента инспекций может привести к обратному эффекту.

В данной ситуации целесообразно согласовать и утвердить единый и общепризнанный во всех государствах Сообщества механизм инспекционных проверок условий производства экспортируемой продукции, перечень требований, которые должны предъявляться предприятиям в соответствии с международными требованиями и рекомендациями МЭБ (Международное Эпизоотическое Бюро).

Инспектирование предприятий и подтверждение (лишение) права поставки продукции на экспорт в страны Сообщества должны носить выборочный характер по следующим причинам, отдельные из которых изложены в п.7.3.6 Решения Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии «О единых правилах государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов», а именно:

- ухудшение эпизоотической обстановки в стране-экспортере по особо опасным болезням животных в соответствии с перечнем карантинных и особо опасных болезней животных;

- выявление в подконтрольных грузах страны-экспортера наличия химических или биологических веществ, запрещенных в установленном порядке;

- предоставление импортером недостоверных данных о показателях качества и безопасности продукции;

- несоответствие заявленного к ввозу объема подконтрольных грузов производственным мощностям заявленных предприятий.

Согласование ветеринарно-санитарных

требований стран-участников ЕврАзЭС.

Основой при этом должны служить ветеринарно-санитарные требования и нормы, принятые в странах ЕврАзЭС: как показывает анализ, нормативные документы, составляющие ветеринарносанитарное законодательство большинства стран Сообщества, во многом идентичны.

Очевидно, что принятие единых санитарноветеринарных норм в рамках Сообщества создаст соответствующую правовую основу и значительно облегчит гармонизацию нормативных документов для аттестаций, инспекционных проверок при проведении экспортно-импортных операций.

При разработке документа следует учитывать международный опыт в области ветеринарных требований, а также то, что они должны быть равнозначными как для отечественной, так и для импортируемой продукции.

Создание механизма взаимного признания сертифицированных в национальных системах стандартизации систем менеджмента качества и обеспечения безопасности на основе принципов системыХАССП, ИСО 9000, ИСО 22000.

На современном этапе уровень доверия к надежности внедренных на наших предприятиях систем обеспечения безопасности продукции на основе анализа риска и критических контрольных точек еще невысок. Очевидно, для изменения данной ситуации необходима совместная работа национальных органов стандартизации стран ЕврАзЭС по координации действий в этом направлении, обмену опытом, а также проведение серьезного анализа причин низкой эффективности механизма внедрения и аудита систем обеспечения качества и безопасности в наших странах.

Решение данной задачи позволит повысить эффективность функционирования сертифицированных систем обеспечения качества и безопасности на предприятиях стран ЕврАзЭС, создаст условия для применения упрощенных схем аттестации соответствующих предприятий на возможность экспорта аграрной продукции внутри Сообщества.

Успешная реализация указанных выше направлений позволит создать эффективный механизм правового обеспечения безопасности аграрной продукции, а многие вопросы, связанные с качеством и безопасностью продукции АПК, реализуемой на рынке ЕврАзЭС, будут сняты.

В то же время при возникновении споров в отношении результатов контроля качества и безопасности продукции их решение должно носить правовой характер и быть основано на общепринятой международной практике разрешения такого рода конфликтов.

Правовым документом, определяющим порядок разрешения таких споров, должно быть Соглашение о порядке осуществления арбитражного контроля качества и безопасности пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья при проведении экспортно-импортных операций между странами.

Данное Соглашение должно представлять собой согласованную систему действий при решении проблемы расхождения результатов анализов качества и безопасности экспортируемой (импортируемой) продукции и сельскохозяйственного сырья.

Разработка соответствующего документа имеет наибольшую актуальность для урегулирования взаимоотношений Республики Беларусь и Российской Федерации.

Учитывая, что Соглашение должно распространяться на все организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, и выходит за рамки компетенции любого ведомства, данный документ должен быть согласован и подписан на уровне Совета Министров Республики Беларусь и компетентного органа Российской Федерации (например, Роспотребнадзора).

Основными разделами, которые должны быть включены в Соглашение, являются:

- область применения соглашения;

- условия предъявления претензий;

- порядок разрешения конфликтов;

- порядок определения лабораторий;

- требования к лабораториям для проведения арбитражного контроля;

- механизм и источники финансирования арбитражной деятельности.

Так, лаборатории для проведения арбитражного контроля должны соответствовать следующим основным требованиям:

- быть нотифицированными по конкретным направлениям исследований;

- быть независимыми от участников конфликтной ситуации;

- быть аккредитованными на техническую компетентность в отношении проведения испытаний продукции по установленной номенклатуре показателей безопасности;

- иметь аккредитацию на соответствие международному стандарту ИСО/ЕС 17025-1999 либо его национальному аналогу (в Беларуси - СТБ ИСО/мЭк 17025-2001 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», который представляет собой аутентичный текст данного стандарта).

Следует отметить, что данный правовой документ должен содержать только принципиальные вопросы, либо необходимо изначально формировать целый пакет Соглашений, количество которых будет соответствовать группам пищевых продуктов, являющихся объектом экспортно-импортных операций. В то же время Соглашения могут быть подписаны только по наиболее важным видам продукции, в частности, по молочной и мясной.

Нецелесообразность решения всех вопросов в одном документе обусловлена:

- особенностями контроля показателей безопасности;

- различными методиками отбора проб;

- отличием номенклатуры контролируемых показателей и т.д.

В частности, выбор и подготовка лабораторий является достаточно сложным организационнотехническим процессом, включающим в себя необходимость гармонизации методик испытаний продукции и нотификации как минимум трех лабораторий: двух - расположенных в странах, подписывающих Соглашение, и арбитражной лаборатории, расположенной в третьей стране.

На первой стадии создания системы арбитражного контроля необходимо:

- официальное признание на государственном уровне соответствующих стран необходимости решения данной проблемы (в виде меморандума, декларации о намерениях и т.д.);

- определение видов пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья, для которых будет создаваться система межгосударственного арбитражного контроля;

- создание межгосударственной рабочей комиссии, в компетенцию которой будет входить выбор соответствующих лабораторий, разработка предложений по их техническому оснащению, выбор арбитражной лаборатории в третьей стране и т.д.

Совершенствование системы обеспечения качества и безопасности аграрной продукции в ЕврАзЭС по указанным направлениям будет способствовать дальнейшему повышению уровня интеграции продовольственных рынков стран Сообщества, устранению нетарифных барьеров в торговле между нашими государствами.

Источники

1. Внешняя торговля Республики Беларусь. Стат. сборник. - Минск: Национальный статистический комитет Респ. Беларусь, 2009. - С.77.

2. Единые правила государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов [Электронный ресурс]. - Киев, 2003. - Режим доступа: ИНрУ/тБИр.

т1п8к.Ьу/уе1егепаг/8ргау/8МО-регеуо2ка-]|уо1п-gruzov2003.htm. - Дата доступа: 28.10.2008.

3. Расторгуев, П. Тенденции и проблемы обеспечения качества аграрной продукции во внешней торговле Беларуси со странами ЕврАзЭС / П.Расторгуев // Аг-рар. экономика. - 2009. - № 3. - С.28-34.

4. Технический регламент Республики Беларусь «Моло-

ко и молочная продукция. Безопасность» // Госстандарт РБ [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.tnpa.bv/tnpa/TnpaFiles/pdf/TR тоїоко

_1_то1осЬ|пау_рго<^ик181у.р<^?РНР8Е88Ю=1<^3598сс21 6с12cf02c336b0408460fe. - Дата доступа 25.09.2009.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВНО-ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГРОДНОХЛЕБОПРОДУКТ»

Д.И. Мелещеня, науч. сотр., Е. В. Седнев, науч. сотр. Института системных исследований в АПК НАН Беларуси

На современном этапе развития экономики республики Беларусь кооперация является одной из прогрессивных форм хозяйственной деятельности, способствующей эффективному ведению производства, привлечению инвестиций и удовлетворению потребностей всех участников кооперативно-интеграционных структур.

На каждом этапе развития экономики и в каждом конкретном случае могут иметь место свои модели и схемы функционирования кооперативноинтеграционных структур. Можно выделить следующие основные закономерности построения одной из крупнейших многоотраслевых кооперативноинтеграционных структур в республике - производственного холдинга ОАО «Гроднохлебопродукт»:

1. Предприятием-интегратором, принявшим на себя все обязанности по организации и налаживанию нормального функционирования холдинга, выступило ОАО «Гроднохлебопродукт». К нему в период 20012008 гг. были присоединены либо безвозмездно переданы, а в последствии выкуплены акционерным обществом, ряд сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Гродненской области.

2. В структуре ОАО «Гроднохлебопродукт» есть как филиалы, так и унитарные предприятия, что обусловлено спецификой деятельности отдельных предприятий холдинга. Унитарные предприятия обладают большей самостоятельностью, имеют обособленный баланс, расчетный счет и сами рассчитываются по своим обязательствам. Общество оставляет в своей исключительной компетенции только главные ключевые вопросы управления унитарным предприятием. Филиал же не является юридическим лицом и полностью зависит от головной организации по всем вопросам.

3. Создание данной крупной интегрированной

структуры потребовало формирования соответствующей системы учета хозяйственной деятельности для каждого ее участника. Часть филиалов работает на внутрипроизводственном хозяйственном расчете.

Ежеквартально данные филиалы составляют и предоставляют головному предприятию бухгалтерский баланс с приложениями, отчет о прибылях и убытках, другие формы квартальной бухгалтерской отчетности. Другие филиалы не имеют отдельного баланса и составляют и предоставляют головному предприятию аналогичную бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета за отчетный месяц.

4. Для эффективной организации деятельности кооперативно-интеграционного объединения

должна действовать непрерывная технологическая цепь - от получения сырья до сбыта готовой продукции. Производственный холдинг ОАО «Гроднохлебопродукт» отвечает данному критерию эффективности и включает в себя производство, переработку и реа-

лизацию продукции по следующим основным видам деятельности: производство продукции растениеводства; заготовка и хранение зерна; производство комбикормовой продукции; производство мукомольнокрупяной продукции; выращивание сельскохозяйственных животных и птицы; производство молока и яиц, свинины, говядины и мяса птицы; переработка свинины и мяса птицы, реализация продукции через оптовую и розничную торговлю.

5. Создание кооперативно-интеграционных объединений должно иметь своей целью повышение основных целевых показателей, в ином случае смысла в объединении нет. Так, по итогам работы за 2008 г., темп роста валовой продукции сельского хозяйства в целом по холдингу ОАО «Гроднохлебопродукт» составил 125,2%. Убыточных предприятий в составе холдинга нет.

Общая выгода от создания и функционирования кооперативно-интеграционных объединений складывается на основе следующих составляющих:

1. Выгода от совместной хозяйственной деятельности. В процессе совместной хозяйственной деятельности складываются благоприятные условия для оперативного управления материально-денежными ресурсами внутри интегрированного образования, совершенствуется структура управления, существенно снижаются общехозяйственные издержки за счет оптимизации численности управленческого персонала и затрат на его содержание.

На анализируемом предприятии за период преобразований объем производства продукции существенно увеличился, а значения финансовых показателей улучшились. Так, за 2006-2008 гг. обеспечен рост производства комбикормов на 7,2% до 174,8 тыс. т в год, крупы - в 1,7 раза до 4,57 тыс. т в год, мукомольной продукции - на 16,1% до 44,88 тыс. т в год. Объем производства муки пшеничной увеличился на 80,7% до 26,85 тыс. т в год.

С начала создания кооперативно-интеграционной структуры ОАО «Гроднохлебопродукт» за счет наращивания производственных мощностей (строительство и реконструкция) поголовье свиней увеличилось на 20 тыс. гол. Ежегодное производство мяса свинины выросло почти в 2 раза и составило в 2008 г. 15,6 тыс. т. Удельный вес производимого комплексами мяса свинины составляет 20% от общего объема производства в области.

Производство мяса говядины увеличилось в 1,4 раза и составляет 3,5 тыс. т в год. Общий объем производства мяса птицы, свинины и КРС по ОАО «Гроднохлебопродукт» равен суммарному объему всех мясных ресурсов, выращенных в шести районах области.

В результате присоединения сельскохозяйственных организаций площадь сельскохозяйственных угодий увеличилась с 13,5 до 31,5 тыс. га, а пашни - с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.