Научная статья на тему 'Методологические основания исследования проблемы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством)'

Методологические основания исследования проблемы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенин Е. И.

В статье рассматривается комплекс теоретико-методологических (исследовательских) подходов, позволяющих сделать исследование феномена «региональное кластерное взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством)» разносторонним. Методология позволяет изучить и осмыслить аспекты достижения цели, решения конкретной задачи, использовать совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения нашей исследовательской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васенин Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основания исследования проблемы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством)»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ (ПРОИЗВОДСТВОМ)

© Васенин Е.И.*

Пермский государственный автотранспортный колледж, г. Пермь

В статье рассматривается комплекс теоретико-методологических (исследовательских) подходов, позволяющих сделать исследование феномена «региональное кластерное взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством)» разносторонним. Методология позволяет изучить и осмыслить аспекты достижения цели, решения конкретной задачи, использовать совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения нашей исследовательской действительности.

Ключевые слова: метод, принцип исследования, региональное кластерное взаимодействия колледжей с бизнес-структурами, профессиональное образование, комплексный подход.

Различные аспекты взаимодействие профессионального образования с бизнесом (производством), как следует из материалов предыдущих параграфов, являлись предметом исследований многих специалистов. Это предопределяло применение ими разнообразных методологических оснований к изучению данного феномена.

При этом А.М. Новиков отмечает, что методологические основания, их «роль и место в структуре методологического знания изучены совершенно недостаточно» [9, с. 132], хотя перед каждым исследователем определенных социальных, образовательных или личностных процессов стоит задача определения методологических оснований, на основе которых эти процессы изучаются.

Решение задач нашего изыскания также определяет необходимость выбора собственных методологических оснований, соответствующих проблеме исследования, с позиций которых и будет осуществляться авторское познание.

В связи с этим, изначально дадим определение некоторых связанных с вышесказанным дефиниций.

Так, «методология» (от греч. methodos - «путь исследования, теория» и logos - «учение») - это «научные основы теории (идеи, принципы) и методы исследования какой-либо проблемы или решения практической задачи» [2, с. 272]. Или синонимично, как «учение о научных методах познания» [1, с. 70].

* Директор, кандидат педагогических наук.

В связи с этим понятием С.Л. Рубинштейн писал: «Вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни» [16, с. 3].

А «исследование» - это «научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний» [1, с. 14]. Либо синонимично, как «вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучать и оценивать сущность, особенности и тенденции развития явлений, искать возможности использования полученных знаний» [1, с. 15].

Выбор методологических оснований исследования проблемы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) осуществлялся с опорой на публикации М.А. Данилова [3], В.И. Загвязинского [4, 13], В.В. Краевского[5, 14]. А также на некоторые работы О.С. Анисимова [6], Ю.В. Громыко [7], В.С. Безруковой [8], А.М. Новикова [9, 23], Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина [10], В.И. Слободчикова [11], П.Г. Щедровицкого[12].

Из них следует, что к методологическим основаниям в контексте нашего исследования следует отнести [13, с. 39]:

1. учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике (например, для определения проблемы исследования регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) и др.);

2. исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3. учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

К методологическим основаниям следует отнести «... также систему деятельности по получению ... знаний и обоснованию программ; логики и методов, оценки качества специально-педагогических исследований» [14, с. 24].

Методологические основания включают в себя «характеристику компонентов нашего исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач, в том числе о временной структуре» [17, с. 31], тем самым образуя логическую структуру изыскания.

Внешними по отношению к этой логической структуре являются следующие характеристики исследовательской деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Применительно к нашим исследовательским задачам с опорой на [17] мы выделяем общеизвестные уровни используемой методологии изыскания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

«Содержание философского уровня использования методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. В нем методологические функции выполняет вся система философского знания. Философский уровень использования методологических оснований позволяет определить общую стратегию исследования, осуществить выбор средств научного познания» [19 , с. 23].

Философские знания ведут к раскрытию диалектики феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)», вскрытию и разрешению противоречий, свойственных изучаемому феномену, взаимосвязи его количественных и качественных изменений.

Философская диалектика обуславливает направленность, руководящие идеи исследования и его наиболее общие законы (диалектического синтеза, перехода количественных изменений в качественные, диалектической противоположности) и принципы. Она выступает в качестве категориальной структуры мышления, ориентирует относительно общей природы объекта исследования и является определяющим при объяснении сущности педагогических явлений и процессов.

Всеобщие законы диалектики с трех различных сторон характеризуют исследуемый феномен следующим образом:

а) закон диалектической противоречивости - является источником, импульсом развития регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством); он дает ответ на вопрос: почему совершается взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)?

б) закон перехода количества в качество - механизмом возникновения новых качеств, характеризующих региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством); он дает ответ на вопрос: как происходит региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)?

в) закон диалектического синтеза - определяет характер и форму регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством); он дает ответ на вопрос: каковы характер и форма кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством)?

В результате взаимодействия этих законов возникает диалектическая система связей и переходов, в которых каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю систему регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством).

Из диалектики, как всеобщего метода научного познания, вытекают соответствующие ему принципы объективности, детерминизма, развития и

взаимодействия, которые являются исключительно важными в нашем исследовании.

«Принцип» - это «руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и т.д.» [22, с. 615].

Принципы объективности и детерминированности регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) находят сою реализацию в использовании объективной информации, научной корректности и соответствии реальности в выборе критериев и показателей, отражающих состояние исследуемого феномена, в вычленение и учет его существенных количественных и качественных характеристик, признание всей сложности и противоречивости исследуемого феномена, в исследовании его движущих сил и условий, в выявлении причинно-следственных связей являющихся основой для распознания наиболее существенных сторон исследуемого феномена.

Принцип изучения регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в его развитии проявляется в анализе изменений, происходящих в исследуемом феномене.

Принцип сущностного анализа регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-струкутрами (производством) проявляется в выделении наряду с общими характеристиками, присущими любому взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством), специфических характеристик, которыми обладает именно кластерное взаимодействие, в выделении факторов и условий, придающих позитивную направленность исследуемого феномена.

Принцип единства логического и исторического в исследовании регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) проявляется в сочетании изучения истории проблемы исследования и прогнозирования ее развития.

Принцип концептуального единства в исследовании регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) предполагает использование определенной авторской концепции, базирующейся на существующих теориях и концепциях.

Принцип целостности и всесторонности в исследовании регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) осуществляется через освещение многообразных связей изучаемого феномена, как внутри, так и во вне.

Таким образом, философско-методологические основания позволяют осуществить переход от объекта как непосредственно наблюдаемой реальности к собственно объекту исследования.

Второй уровень - общенаучная методология - «представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин» [18, с. 123].

Третий уровень - конкретно-научная методология - «совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях» [18, с. 123].

Общенаучный уровень (теория систем, теория деятельности, теория управления и др.) и конкретно-научный уровень (идеи, теории, концепции и закономерности педагогики и др.) - позволяет определить генезис, сущность, закономерности, другие аспекты исследуемого феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» с педагогических позиций. А так же привлечь идеи, понятия, законы и принципы из других наук, предметом которых является человек, его деятельность, социальные системы.

При этом важно подчеркнуть, что другие науки о человеке, давая сведения для объяснения педагогических явлений, все же, не позволяют получить обобщенные педагогические выводы для нашего педагогического изыскания. Такие выводы, как результат исследования делаются только педагогикой как научной дисциплины.

В современной педагогической практике используется большое разнообразие теоретико-методологических (исследовательских) подходов при исследовании педагогических явлений на данных уровнях использования методологии изыскания.

Следует отметить, что в данном случае категория «теоретико-методологический (исследовательский) подход» выступает в двух значениях.

«В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение. Например, системный подход, деятельностный подход и др.

Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования. Например, логический подход, историографический подход, комплексный подход, качественный и количественный подходы, другие» [9, с. 126-132].

Поскольку исследуемый феномен «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» исключительно сложен, то целесообразно обратиться к комплексу теоретико-методологических (исследовательских) подходов.

Достаточно исчерпывающая классификация таких теоретико-методологических (исследовательских) подходов дана в работах [23, 18]. Исходя из нее и дополнений, учитывающих специфику нашего исследования, мы остановим свой выбор на комплексе следующих теоретико-методологических (исследовательских) подходах, применительно к нашему изысканию (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс теоретико-методологических (исследовательских) подходов к исследованию феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)»

Наименование методологического подхода Предмет приложения методологического подхода к исследуемой проблеме

Историко-генетический подход Генезис

Проблемно-ориентированный подход Проблемы, обуславливающие цели

Системный подход Структура и взаимосвязи

Институциональный подход Институализация

Гуманистический (личностный, личностно-ори-ентированный) подход Личность

Деятельностный подход Деятельность

Полисубъектный (диалогический) подход Отношения, взаимодействия

Синергетический Целостность и саморазвитие

Культурологический (культуросообразный) подход Социокультурные требования

Интегративный подход Гармонизация, упорядочение функционирования частей целого

Представим их краткое содержание и потенциальные возможности для решения задач нашего изыскания.

Историко-генетический подход необходим для научно обоснованного использования опыта прошлого при решении насущных задач модернизации современного образования. С позиций этого подхода феномен «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» рассматривается в плане его исторического развития и его исследования. С тем, чтобы определится в современном его понимании для задач нашего изыскания.

С позиций проблемно-ориентированного похода осуществляется вычленение проблем регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством), которые обусловят постановку целей педагогической практики. И как правильно отмечает В.С. Кабаков: «Это позволяет выработать решение об осуществлении радикальных нововведений и создать условия для их эффективной реализации» [20, с. 28].

С позиций системного подхода обеспечивается процесс познания и развития феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» в системной целостности, сложности его системной организованности, во всем многообразии присущих ему связей и зависимостей.

Исследуемый феномен будет рассматриваться в рамках данного подхода, как социально обусловленная целостность (открытая социально-педагогическая система) взаимодействующих на основе сотрудничества между собой: участников регионального кластера, окружающей среды с ее духовными и материальными ценностями, образовательного процесса.

С позиций институционального подхода под исследуемым феноменом «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» будет пониматься устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных определенными полномочиями и материальными средствами для осуществления определенных норм и принципов, социальных функций и ролей.

В отличие от системного подхода институциональная характеристика исследуемого феномена нацеливает на изучение его как определенной устойчивой и динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения, воспитания, профессиональной подготовки и производства. В то время как системный подход требует обращать внимание не на организацию, а на строение, структуру исследуемого феномена в связи с выполняемыми им (и его подсистемами) теми или иными функциями. Кроме этого, поскольку интересы социальных общностей в рамках исследуемого феномена полностью не совпадают, а их взаимодействие, как правило, насыщено противоречиями, институциональный подход предполагает изучение не только его организации, но и форм совместной деятельности различных групп и слоев. Институциональный подход направлен на определение характера, содержания, способа проявления этих противоречий и поиск путей их разрешения.

Гуманистический (личностный, личностно-ориентированный) подход в исследуемом феномене утверждает представление о сущности человека как личности; ориентирует организацию профессионального образовательного процесса в рамках регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) на личность студента как цель, результат и критерий эффективности; требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение; использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности студента в рамках индивидуальной траектории.

Деятельностный подход рассматривает исследуемый феномен через активную предметную деятельность, активные способы познания и преобразования мира, активное общение субъектов регионального кластерного взаимодействия. Он реализуется через создание условий для свободного выбора вида деятельности, достижения позитивного результата совместной деятельности в рамках регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством).

С позиций полисубъектного (диалогический) подхода обосновывается организация исследуемого феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» как опыт деятельности равноправных субъектов. А личность обретает свое «человеческое» содержание в общении и взаимодействии с другими. Личность рассматривается как

система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

С позиций синергетического подхода региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) должно исходить из того, что каждый его компонент, включая каждого участника, рассматривается как сложная саморазвивающаяся система. «Именно синергетика является основой для решения вопросов, касающихся перспектив развития сложноорганизованных систем в современном мире» [21, с. 32].

Нелинейность регионального кластерного взаимодействия предполагает многовариантность, альтернативность путей развития, выбор из различных альтернатив, неожиданность изменений. Поэтому необходим постоянный поиск новых свежих решений, как для старых, так и для новых проблем. А сам исследуемый феномен исходит из способности к постоянной эволюции (изменениям структуры и содержания) за счет активного взаимодействия с внешней средой и другими системами под влиянием объективных и субъективных факторов.

С позиций культурологического подхода исследование феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» осуществляется с ориентацией на современные социальные и культурные требования. А человека рассматривается как уникальный мир культуры, а его профессиональное образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой современных культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культур. Культурологический подход предполагает три взаимосвязанных аспекта исследования: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий, которые необходимо учитывать.

С позиций интегративного подхода исследование феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)» осуществляется на уровне системных внутрипредметных отношений, анализа и синтеза отдельных процессуальных и функциональные составляющих этого взаимодействия. Он выполняет ряд педагогических функций: методолого-мировоззренческую, побуждающую, культуротворче-скую, логико-развивающую, координационно-проектировочную. Как системное явление, интегративный подход при исследовании феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-струкутрами (производством)» проявляется во внутренних связях между его элементами. Сущность интегративного подхода в контексте нашего исследования состоит в ведущей идеи интегрированного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами

(производством)», которое обеспечивает гармонизацию профессиональной подготовки кадров.

Обобщая рассмотрение комплекса теоретико-методологических (исследовательских) подходов используемых нами при исследовании феномена «региональное кластерное взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством)», можно сделать следующий промежуточный вывод. Данный комплекс позволяет сделать изыскание разносторонним, изучить и осмыслить исследуемый феномен в самых разных аспектах.

Важнейшими компонентами методологии нашего изыскания, кроме названных подходов, являются принципы проведения исследования на данном уровне использования методологии.

Как известно, «современная наука руководствуется тремя основными общенаучными принципами познания: принципами детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности» [23, с. 66].

При этом новое научное знание соотносится [23, с. 72]:

- с объективной реальностью - принцип детерминизма;

- с предшествующей системой научного знания - принцип соответствия;

- с познающим субъектом - исследователем - принцип дополнительности («без субъекта нет объекта»).

Ими будем руководствоваться и мы в нашем исследовании.

В связи этим А.М. Новиков пишет: «Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в исследовании. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его.

То есть имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие). Особенно важным являются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке статистических законов или соотношения нечетких множеств, или соотношения интервальных величин и т.д.» [23, с. 66-67].

Этот принцип утверждает обязательную причинную обусловленность всех явлений в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством), закономерность многообразия связей и отношений между ними. В этом не только заключено объективное обоснование возможности вскрытия любого фактора, определяющего развитие исследуемого нами феномена, но и в определенной мере намечается методологическая основа для осуществления этой возможности. В исследуемой системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) каждое педагогическое явление возникает как результат действия других конкретных явлений, как следствие каких-то

причин. Поэтому причинно-следственная связь в исследуемом процессе является необходимой.

Принцип соответствия означает преемственность научных теорий.

Новые теоретические построения в нашем исследовании, связанные с положениями кластеризации в экономической науке, не соотносящимися с традиционными педагогическими понятиями, будут весьма полезны для нашего исследования. В этой связи, например, для нашего исследования представляет интерес системно-эволюционная теория Н Лумана, позволяющая рассматривать исследуемый феномен как аутопойетический. Аутопойетизм -это самовоспроизводство в изменении, в развитии.

Принцип дополнительности предполагает для нашего исследования:

1. предметом изыскания является не реальность в «чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и эмпирических средств и методов исследования;

2. правомерность и равноправие различных научных описаний феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством).

Кроме общенаучных принципов исследования, существует достаточно большое число конкретно-научных принципов, среди которых мы выбрали те, которые обусловлены целью и задачами нашего изыскания. А именно:

- целенаправленность;

- системность;

- обусловленность исследовательских функций целям исследования;

- функциональность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- объективность;

- соблюдение правовых норм;

- научность;

- взаимодействие;

- комплексность;

- простота;

- специфичность;

- оперативность;

- адаптивность;

- эффективность;

- замкнутость исследовательских функций.

Следует особо подчеркнуть, что все принципы нашего изыскания взаимосвязаны между собой и в ходе проведения исследовательской работы они используются в комплексе.

Четвертый уровень - технологическая методология - «составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом

уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер» [18, с. 123].

Этот уровень методологического основания обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависит организация педагогического исследования и его методика.

Ход проведения нашего изыскания организационно включал в себя следующие этапы: теоретико-поисковый, экспериментально-аналитический, оценочно-обобщающий. Такое разбиение хода изыскания на этапы, конечно же, имело условный характер. Поскольку в процессе исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с замыслом диссертационного исследования, и соответственно, возвращаться к началу исследования, корректировать их, и сам ход изыскания.

В соответствии с логикой нашего научного поиска была осуществлена разработка методики исследования феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством)». Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дало возможность с наибольшей достоверностью исследовать этот сложный феномен.

В данном случае под «методом» (от греч. шеШо^Б - путь исследования, теория, учение) нами понимается «способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод - регулятивная норма или правило; определенный путь, способ, прием решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.» [2, с. 266].

Таким образом, в нашем исследовании:

- во-первых, метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи нашего изыскания;

- во-вторых, метод - совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения нашей исследовательской действительности.

Ниже с опорой на классификацию А.М. Новикова [23, с. 77] в табл. 2 представлены методы исследования феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-струкутрами (производством)».

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

Педагогическая наука располагает и рядом других теоретико--методоло-гических инструментов для исследования, но мы ограничимся кратким анализом лишь упомянутых, как наиболее специфичных и широко употребляемых методологических оснований применительно для целей нашего исследования. Тем не менее, они дают возможность объективно оценивать картину, связанную с исследуемым феноменом.

Таблица 2

Методы исследования феномена «региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-струкутрами (производством)»

Теоретические Эмпи рические

Методы--операции Методы -действия Методы-операции Методы-действия

анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; конкретизация; обобщение; формализация; дедукция; индукция; идеализация; аналогия; моделирование; мысленный эксперимент; воображение диалектика (как метод); научные теории, проверенные практикой; доказательство; метод анализа систем знаний; дедуктивный метод; индуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; измерение; опрос (устный и письменный); экспертные оценки; тестирование методы отслеживания объекта (обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта); методы преобразования объекта (опытная работа, эксперимент); методы исследования объекта во времени (ретроспектива, прогнозирование)

Построенная далее на таком методологическом основании авторская концепция регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-струкутрами (производством) призваны сформировать современные представления о данном феномене, и выступают внутренне необходимым фактором развития отрасли среднего профессионального образования в целом.

Список литературы:

1. Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с.

2. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Сост. Г.М. Ро-манцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романце-ва. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

3. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований / М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1969. -№ 5. - С. 23-29.

4. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - Тюмень: ТГУ 1995. - 98 с.

5. Краевский В.В. Методология научного исследования: пособие для студ. и асп. гуманитар. ун-тов / В.В. Краевский. - СПб.: СПб.ГУП, 2001. -148 с.

6. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов. - М.: Наука, 1991. - 168 с.

7. Громыко Ю.В. Оргдеятельностные игры и развитие образования: технология прорыва в будущее / Ю.В. Громыко. - М.: Независимый методологический университет, 1992. - 191 с.

8. Безрукова В.С. Педагогика. Проектная педагогика / В.С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

9. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новикова. - М.: «Эг-вес», 2002. - 320 с.

10. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сла-стенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

11. Слободчиков В.И. Новое образование - путь к новому обществу / В.И. Слободчиков // Школьные технологии. - 1997. - № 3. - С. 3-6.

12. Педагогика и логика / Под ред. Г.П. Щедровицкого. - М.: Касталь, 1993. - 416 с.

13. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

14. Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. - Самара: СГПИ, 1994. - 164 с.

15. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания / П.В. Коп-нин. - М.: Наука, 1973. - 324 с.

16. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений / С.Л. Рубинштейн. - М.; СПб.: Питер, 2012. -288 с.

17. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. - 391 с.

18. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

19. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания / П.В. Копнин. - М.: Наука, 1973. - 324 с.

20. Кабаков В.С. Менеджмент: проблемы, программы, решения / В.С. Кабаков. - Л.: ЛГУ, 1990. - 111 с.

21. Князева Е.И. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е.И. Князева, С.П. Курдюмов // Высшее образование России. - 1994. - № 4. - С. 31-36.

22. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

23. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.