УДК 377.36
ББК Ч447.47 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08
Васенин Евгений Ильич,
кандидат педагогических наук, директор, Пермский государственный автотранспортный колледж; 614056, г. Пермь, ул. И. Франко, д. 39; е-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ (ПРОИЗВОДСТВОМ) В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система; региональное кластерное взаимодействие; колледж; бизнес-структура; коллаборация; гармонизация; профессиональная подготовка.
АННОТАЦИЯ. Представлены концептуальные положения системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, которые включают ее ведущие идеи, основные закономерности и базовые принципы.
Vasenin Evgeny Ilyich,
Doctor of Pedagogy, Director of Perm State Auto Transport College, Perm.
CONCEPTUAL COMPONENTS OF THE SYSTEM OF REGIONAL CLUSTER COOPERATION OF COLLEGES WITH BUSINESS STRUCTURES (PRODUCTION) IN THE PROVISION OF HARMONIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE PERSONNEL
KEY WORDS: system; regional cluster interaction; college; business structure; collaboration; harmonization; vocational training.
ABSTRACT. The article describes the conceptual components of the system of regional cluster interaction of colleges with business structures (production) in ensuring harmonization of vocational training which include leading ideas, main regularities and basic principles.
Проведенный нами анализ теоретико-методологических и нормативно-эмпирических оснований системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров позволяет сформулировать ведущие идеи системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.
Первое концептуальное положение состоит в том, что «взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» представляет собой сложный полисубъектный социокультурный феномен социальной жизни общества, обусловленный существованием, деятельностью и отношениями колледжей, бизнес-структур (производства) и иных социальных субъектов, обладающих определенными ценностными ориентациями и исполняющими определенные социальные роли.
Рассмотрение этого феномена под разными углами зрения позволяют вычленить следующие три базовых модуса этого феномена:
- «взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» как социальное действие;
- «взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» как взаимодействие социальных субъектов;
- «взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» как социокультурный феномен.
Второе концептуальное положение заключается в том, что в настоящее время совершенно очевидна смена парадигмы мирового развития, которая предполагает обновление не только способа производства, но и всего социокультурного уклада. Адаптируясь к новым вызовам и тенденциям развития, мир ускоренно двигается в сторону информационного общества, главной особенностью которого является не столько доминирование информации (как ошибочно понимается многими), сколько сетевая логика ее использования.
В настоящее время, характеризующееся гиперконкурентной средой и высочайшим уровнем неопределенности, развивается кластерно-сетевой способ координации связей при взаимодействии колледжей с бизнес-структурами (производством). Он представляет собой гибридную конструкцию, в значительной степени синтезирует их функции, устраняя их системные недостатки. В европейской и американской литературе такое кластерно-сетевое взаимодей-
© Васенин Е. И., 2014
ствия еще именуется коллаборацией (collaboration) (непрерывное согласование), а в азиатской - «координацией связей без иерархии» (coordination without hierarchy).
Третье концептуальное положение. Кластерные образования постепенно станут главным структурообразующим звеном во взаимодействии колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, выполняя в определенной мере ту организующую роль, которую раньше выполняли отрасли, но, несомненно, по-новому и более эффективно.
Под системой регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров с опорой на определения В. П. Беспалько [2] в исследовании понимается совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что они образуют дифференцированную кластерную целостность, предназначенную для организованного целенаправленного и преднамеренного социально-педагогического влияния в регионе на гармонизацию профессиональной подготовки кадров.
Такая система выступает новым матричным элементом современного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров с точки зрения институциональных основ его организации и его новым универсальным способом. Они становятся основными узлами генерации и передачи знаний, информации, профессиональной подготовки кадров.
Четвертое концептуальное положение. Участники (субъекты) системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров вступают в коллаборативные отношения, под которыми понимается «процесс формальных и неформальных согласований между автономными акторами, в ходе которого создаются совместные правила и структуры, регулирующие взаимодействия и способы деятельности участников или решаются объединяющие их задачи; причем эти нормы и правила разделяются всеми участниками, принося им взаимные выигрыши».
Синергия «открывает новые возможности сборки эволюционного целого из частей, формирование сложных структур из относительно простых» [3, с. 23]
Пятое концептуальное положение. Процесс распространения кластерно-сете-
вых коммуникаций сопровождается становлением новой культуры социальных взаимодействий между участниками (субъектами) системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством), когда они уходят от иерархической субординации и стремятся к отношениям на равных. Это размывает суверенные иерархии изнутри и ведет к принципиальному изменению статуса и положения государства в сфере профессиональной подготовки кадров [1].
Шестое концептуальное положение. Как следствие, эффективные системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров «не являются иерархичными структурами, а представляют собой матрицы подвижных и перекрывающихся (overlapping) взаимосвязей между индивидами, фирмами и иными организациями». Их участники действуют на принципах общности (commonalities) и взаимодополняемости (complementarities) -так что их партнерская близость «повышает частоту и значимость их взаимодействий по линии не только кооперации, но и конкуренции» [5, с. 227].
Седьмое концептуальное положение. Экстраполируя результаты исследований [4], мы предлагаем рассматривать систему регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) как сложную динамическую систему, комплексно описанную в трех измерениях:
- как особое объединение с определенным территориальным охватом (geographic dimension);
- как особую сетевую организацию, имеющую определенную специализацию и основанную на интерактивных инновациях (activity dimension);
- как особый деловой проект - кластерная инициатива (cluster initiative или business environment dimension).
Восьмое концептуальное положение. Преобразование системы взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров на кластерно-сетевой основе ее построения сопровождается важными изменениями.
Во-первых, обеспечение гармонизации профессиональной подготовки кадров преобразуется в нелинейное, предполагающее фрактальные скачки, а также ветвление векторов развития. Это, с одной стороны, порождает ситуацию непредсказуемости и глобальной нестабильности, а с другой -открывает новые возможности ее развития,
в том числе в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.
Во-вторых, процессы функционирования и развития взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) переориентируются на эффекты разнообразия. Это ориентирует систему регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров на ее перманентное всеохватывающее обновление (innovation-led growth).
В-третьих, не свойственные профессиональному образованию механизмы конкуренции, объективно привнесенные рыночным социально-экономическим укладом, преобразуются в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в механизмы гармонизации в режиме колла-борации.
В-четвертых, система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров обретает способность динамичного саморазвития без значимого участия иерархичного центра посредством сетевого коллективного самоуправления (collaborative governance).
Девятое концептуальное положение. Как известно, конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в процессе, который изучается, то есть установление закономерности. Она может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Если она существует всегда при определенных условиях, оказывается постоянно, то здесь очевидная закономерность.
«Закономерность педагогическая» -«объективно существующая устойчивая связь педагогических явлений, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие [9].
Закономерности носят повторяющийся характер, что дает возможность прогнозировать их возникновение в будущем.
Например, И. М. Айтуганов, Ю. А. Дьячков, Е. А. Корчагин, Е. Л. Матухин и другие выделяют в качестве закономерности следующее: «Активность есть основа взаимодействующих сторон... Чем сложнее организация субъекта взаимодействия, тем разнообразнее формы активности» [1, с. 102].
Т. В. Миролюбова, Т. В. Карлина,
Т. Ю. Ковалева, выполняя исследование закономерностей и факторов региональных кластеров [8], так и не смогли их выделить вовсе.
Анализ вышеназванных научных позиций, а также научных взглядов по вопросам закономерностей Ю. К. Бабанского, В. С. Гер-шунского, В. И. Загвязинского, В. В. Краевско-го, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Т. И. Ша-мовой, Е. Н. Шиянова и других авторов заставил нас переосмыслить их и выделить иные, более обоснованные закономерности системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.
Мы их подразделили на группу общесистемных закономерностей, характеризующих любые сложные системы и группу специфических закономерностей, характеризующих особенности системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.
Группа общесистемных закономерностей системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров включает в себя следующие закономерности.
1. Закономерности взаимодействия части и целого системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров:
- целостность (зависимость каждого элемента системы, его свойств и отношений в системе от его места, функций и т. д.);
- эмерджентность (возникновение в системе новых интегративных качеств, не свойственных ее компонентам);
- аддитивность (свойства целого полностью определяются свойствами частей системы);
- синергизм (возникновение мультипликативного эффекта при однонаправленных действиях элементов системы);
- прогрессирующая изоляция и прогрессирующая систематизация (поскольку абсолютная целостность и абсолютная аддатив-ность невозможны, то реальная система находятся где-то в промежуточной точке на оси целостность - аддитивность);
- изоморфизм и изофункционализм (сходство объектов по форме и строению, по их свойствам).
2. Закономерности иерархической упорядоченности системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров:
- коммуникативность (любая система не изолирована от других систем, она связана множеством связей с окружающей средой);
- иерархичность (любая система является иерархическим образованием).
3. Энтропийная закономерность системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров:
- система может перейти от одного устойчивого порядка (критического уровня организации) к другому, только изменив свою степень открытости.
4. Закономерности развития системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров:
- историчность (система не может быть неизменной, она имеет жизненный цикл);
- рост и развитие (любая система претерпевает количественные и качественные изменения);
- неравномерность развития и рассогласование функций элементов системы (чем сложнее система, тем более неравномерно развиваются ее части);
- внутрисистемная и межсистемная конвергенция (схождение, сближение, взаимовлияние, взаимопроникновение между системами или между разными элементами внутри системы);
- эквифинальность (способность системы достигать определенного состояния, которое не зависит ни от времени, ни от ее начальных условий, а определяется исключительно ее параметрами).
5. Другие общесистемные закономерности системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров:
- полисистемность (любой объект окружающего мира принадлежит одновременно многим системам);
- противодействие внешнему возмущению;
- устойчивость всей системы зависит от наиболее слабых мест.
Сформулированные нами закономерности представляют собой авторскую попытку выделить из известных закономерностей несколько наиболее характерных в контексте нашего изыскания. Кроме того, приведенные нами закономерности системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров дают возможность выводить другие зако-
номерности и являются источником новых знаний.
Десятое концептуальное положение. Исходя из того что в закономерностях «заложено указание на общие педагогические ориентиры разработки принципов» [6, с. 134], представим далее базовые принципы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.
Анализ результатов ряда научных исследований [1; 7] образовательной практики в контексте нашего изыскания показывает, что до настоящего времени не сложилось единого мнения в отношении принципов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. Ранее выявленные принципы не систематизированы. Да и таких исследований крайне мало. Например, Ю. А. Кустов, М. В. Оборин, В. А. Гусев [7, с. 63] выделяют прежде всего принципы преемственности, профессиональной направленности, политехнизма, интеграции и другие. А И. М. Айтуганов, Ю. А. Дьячков, Е. А. Корчагин, Е. Л. Матухин и другие [1, с. 105] выдвигают принципы целостности, коммуникативности, структурированности, управляемости и целенаправленности, развития и другие.
Для целей нашего исследования мы используем авторскую интерпретацию систематизированных базовых принципов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров: группа мировоззренческих принципов, группа принципов организации сложных социально-педагогических систем, группа принципов синергии, группа принципов организации субъектности.
Выделенные базовые принципы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров предполагают возможность появления новых принципов по мере накопления научного знания.
Сформулированные ведущие идеи, основные закономерности и базовые принципы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров позволяют подойти в дальнейшем к ее концептуальному моделированию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айтуганов И. М. и др. Концепция, подходы, факторы и условия взаимосвязи профессионального образования с производством: монография. Казань : Казан. Гос. архитектурно-строительный ун-т, 2008.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 1977.
3. Буланычев В. А., Серков Л. А. Синергетическое моделирование образовательных процессов. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН ; АМБ, 2007.
4. Голодова А. А. Кластерный подход к организации региональной системы непрерывного профессионального образования / / Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 4. С. 42-48.
5. Катуков Д. Д., Малыгин В. Е., Смородинская Н. В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. М. : Институт экономики РАН, 2012.
6. Краевский В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары : Чуваш. ун-т, 2001.
7. Кустов Ю., Оборин М. В., Гусев В. А. Социальное партенерство в профессиональном образовании: учебное пособие. Тальятти : ТГУ, 2009.
8. Миролюбова Т. В., Карлина Т. В., Ковалева Т. Ю. Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров : монография. Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013.
9. Педагогический электронный словарь. URL: http: //www.vslovare.ru/slovo/zakomernost.
Статью рекомендует д-р пед. наук. В. И. Кондрух.