Научная статья на тему 'Развитие региональной системы образовательных услуг: концептуальные основы и системное построение'

Развитие региональной системы образовательных услуг: концептуальные основы и системное построение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ / A REGIONAL SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES / A CLUSTER APPROACH TO ITS FORMATION / CONCEPTUAL IDEAS AND SYSTEM ARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославцева Наталья Васильевна

В статье рассматривается кластерный подход, позволяющий сформулировать концептуальные основы развития региональной системы образовательных услуг. Обосновывается гносеологическая позиция исследователя, сформулированы основные принципы развития системы образовательных услуг в Западной Сибири. Определена динамическая структура региональной системы образовательных услуг (категориальный аппарат, методологические подходы, базовые принципы, законы развития, концептуальные идеи, теоретические предпосылки, диалектические противоречия, этапы и прогнозы развития, комплексная модель). Предложены три этапа ее развития (возникновение генетических предпосылок развития, появление перспективных кластеров, становление приоритетных кластеров).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES DEVELOPMENT: A CONCEPTUAL FRAMEWORK AND THE SYSTEM ARRANGEMENT

The article deals with scientific approaches that allow to formulate conceptual bases for the regional system of educational services development on the basis of the cluster approach to its construction. The epistemological position of the study is substantiated, its logical sequence is formulated, the basic principles of the research approach and the development of the educational services system in Western Siberia are formulated. The dynamic structure of the regional system of educational services is defined (categorical apparatus, methodological approaches, basic principles, development laws, conceptual ideas, theoretical preconditions, dialectical contradictions, stages and development forecasts, integrated model). Three consecutive stages in the development of the educational services system (the emergence of genetic preconditions for development, the emergence of promising clusters, the formation of priority clusters) are proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной системы образовательных услуг: концептуальные основы и системное построение»

5. Зудилова Л. В. Моделирование педагогического сопровождения социализации студентов // Среднее профессиональное образование. 2009. № 2. С. 42-44.

6. Маракушина И. Г. Педагогические технологии позитивного использования социальных сетей // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. №1(1). С. 223-224.

7. Мудрик А. В. Исследование трансформации механизмов социализации: проект и первые результаты //Вест-

ник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. 2014. № 4 (35). С. 44-51.

8. Мурзагалина Л. В. Процессуальная модель профессиональной социализации будущего врача //Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 94-96.

9. Салихова Р. М. Социальное становление подростков в современных условиях //Фэн-наука. 2013. № 3 (18). С. 19-21.

УДК/UDC 373(571.1) Н. В. Ярославцева

N. Yaroslavtseva

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

REGIONAL SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES DEVELOPMENT: A CONCEPTUAL FRAMEWORK AND THE SYSTEM ARRANGEMENT

В статье рассматривается кластерный подход, позволяющий сформулировать концептуальные основы развития региональной системы образовательных услуг. Обосновывается гносеологическая позиция исследователя, сформулированы основные принципы развития системы образовательных услуг в Западной Сибири. Определена динамическая структура региональной системы образовательных услуг (категориальный аппарат, методологические подходы, базовые принципы, законы развития, концептуальные идеи, теоретические предпосылки, диалектические противоречия, этапы и прогнозы развития, комплексная модель). Предложены три этапа ее развития (возникновение генетических предпосылок развития, появление перспективных кластеров, становление приоритетных кластеров).

The article deals with scientific approaches that allow to formulate conceptual bases for the regional system of educational services development on the basis of the cluster approach to its construction. The epistemological position of the study is substantiated, its logical sequence is formulated, the basic principles of the research approach and the development of the educational services system in Western Siberia are formulated. The dynamic structure of the regional system of educational services is defined (categorical apparatus, methodological approaches, basic principles, development laws, conceptual ideas, theoretical preconditions, dialectical contradictions, stages and develop-

ment forecasts, integrated model). Three consecutive stages in the development of the educational services system (the emergence of genetic preconditions for development, the emergence of promising clusters, the formation of priority clusters) are proposed.

Ключевые слова: региональная система образовательных услуг, кластерный подход к ее формированию, концептуальные идеи и системное построение.

Keywords: a regional system of educational services; a cluster approach to its formation, conceptual ideas and system arrangement.

Общность и уникальность системы образования в Западной Сибири позволяет предположить, что внутри нее развитие системы образовательных услуг может осуществляться в единстве теоретических подходов и концептуальных оснований, обеспечивающих общее движение к целевым ориентирам. Построение концепции развития региональной системы образовательных услуг представляется нам проблемой исследования, которая в силу своего значения требует внимания не только к содержанию, но и методологическим подходам и научным основам.

В самом широком философском смысле как часть научной картины мира концепции представляются нам определенными взглядами, объединяющими факты, гипотезы, проблемы, законы, принципы и теории, относящиеся к предмету познания. Концепция — это тео-

ретический конструкт, основанный на ведущем способе познания, структурирующий научную картину мира в определенной предметной области. С позиции общенаучного системного подхода концепция есть определенный ракурс изучения, создания и преобразования педагогических систем и процессов, во многом играющий роль системообразующего фактора [1]. Системный подход не только не отрицает существование нескольких концепций одновременно, но и определяет полисистемность как неотъемлемое свойство педагогических явлений. Авторская концепция развития региональной системы образовательных услуг представляет собой только одну из попыток познания данного процесса.

Общенаучный системный подход образует гносеологическую позицию, позволяющую нам раскрывать существенные свойства, закономерности и связи такого явления, как развитие региональной системы образовательных услуг Позиции общенаучного системного подхода, сформулированные, в частности, И. В. Блаубергом и Э. Г Юдиным [2], М. С. Каганом [3] и другими учеными, дают возможность представить процесс развития как абстракцию, «вспомогательную реальность», обладающую свойствами изучаемой реальности.

Методология системного педагогического исследования рекомендует определенную последовательность действий, допуская при этом возможность их адаптации к условиям и специфике объекта.

Первым исследовательским шагом является определение угла зрения, под которым изучается явление. Это, безусловно, необходимо в связи со сложностью и полисистемностью педагогических явлений. Действительно, образовательные услуги могут рассматриваться и с точки зрения получения экономической прибыли, и с точки зрения государственного регулирования формирующегося нового образовательного сектора, и с точки зрения процессов развития отдельных производств, а также во многих других аспектах. Справедливо и то, что только синтез множества аспект-ных изучений системы, да еще и взятый в трех проекциях: предметной, функциональной и исторической, — с позиций общенаучного системного подхода образует полный взгляд на педагогическое явление.

Поскольку основную проблему образует дисбаланс между экономико-политическими и педагогическими смыслами категории «образовательные услуги», для системного построе-

ния концепции мы используем педагогический личностно ориентированный подход, который позволяет уточнить собственный угол зрения на развитие региональной системы образовательных услуг в Западной Сибири, выдвинуть его основные идеи. Теории личностно ориентированного подхода Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, В. И. Слободчикова, И. С. Якиманской и других ученых дают нам возможность рассматривать развитие региональной системы образовательных услуг через удовлетворение потребностей личности в развитии и самореализации в динамично меняющемся социокультурном пространстве региона. «... Личностно ориентированное образование, — как пишет В. В. Сериков, — не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций образовательного процесса» [4, с. 22]. Идеи концепции в русле личностно ориентированной педагогики связаны с целенаправленным и опережающим развитием, а также созданием условий полноценного удовлетворения социального заказа образованию. Два других целевых ориентира развития региональной системы образовательных услуг — опережающее развитие сферы образовательных услуг, при котором она становится точкой инновационного роста для систем образования в Западной Сибири, а также восполнение дефицитных потенциалов развития образования в регионе.

Принимая личностно ориентированный подход в качестве методологического, мы учитываем в концепции развития системы образовательных услуг Западной Сибири и его основные принципы:

— самоактуализации;

— индивидуальности;

— субъектности;

— успеха.

Второй исследовательский шаг обращен к определению структуры педагогического явления. Для нас он представляется самым сложным, поскольку речь идет не о статичном явлении, а о процессе. В системном построении концепции мы опираемся на следующие теоретические позиции:

— педагогические системы являются полиструктурными, причем все возможные структуры сводимы к двум группам — статичные (экстенсивные) и динамичные (интенсивные] (В. С. Ильин, А. М. Саранов и др.);

— статичные (экстенсивные) структуры представляют собой способ организации ком-

понентов различной природы и уровня сложности, при котором они в данный момент времени с необходимостью и достаточностью образуют востребованное системное свойство. Это есть результат развивающегося педагогического явления во времени (Т. В. Ильясова и др.). Статичную структуру формирует основание, взгляд на педагогический объект (Ю. А. Ко-наржевский, В. С. Леднев и др.). Описать статичную структуру процесса развития системы образовательных услуг — значит показать закономерную и последовательную смену ее состояний в пространстве и во времени (А. М. Саранов и др.), произвести несколько «сечений» педагогического явления под одним и тем же «углом зрения»;

— динамичные структуры объясняют сам процесс, разворачивающийся во времени и пространстве, при этом главными движущими силами являются изменения, сама система как развивающееся целое (В. С. Ильин, Ю. А. Конаржевский и др.). Динамичные структуры, раскрывающиеся с использованием средств диалектики, представляют собой описание логики процесса развития системы, его движущих сил, противоречий, этапов, целей и результатов, критериев, уровней его функционирования как выражения степени его целостности. Именно такая структура объясняется концепцией, т. е. совокупностью наших идей и представлений о процессе развития региональной системы образовательных услуг

Для разработки экстенсивных структур системы образовательных услуг в Западной Сибири мы применяем метод моделирования, где несколько моделей, представляющих собой фрагментарные срезы системы в новых качественных состояниях, составляют единый комплекс. Несмотря на то, что моделирование — следующая исследовательская задача, базовые характеристики модели также являются концептуальными основами развития системы. Для их формулировки мы используем кластерный подход к формированию и развитию педагогических систем.

Кластерный подход в отечественной педагогике — явление относительно новое, но уже доказавшее свою эффективность в конкурентном поле взаимодействия, в котором развивается современное образование. Образовательный кластер — не столько способ повысить конкурентоспособность отдельных субъектов, его участников, сколько способ организации взаимодействия между ними, предусматривающий в том числе и регулируемую вну-

треннюю конкуренцию. Опыт организации образовательных кластеров позволяет решать проблемы, равнозначные тем, что стоят перед системой образования Западной Сибири.

В общественные науки понятие «кластер» было введено в начале 90-х годов XX века М. Портером [6], который понимал под ним объединение территориально близких компаний одной отрасли для решения общих задач конкурентной борьбы. Кластер — одно из экономических понятий, активно используемых в современной педагогической теории и практике в связи с насыщением их экономическими отношениями (прежде всего конкуренцией), в том числе и становлением категории «образовательные услуги». Анализируя процесс адаптации понятия «кластер» в отечественной педагогике, Е. И. Соколова [7] приходит к выводу, что кластерный подход — это фактически один из вариантов применения общенаучного системного подхода к изучению и конструированию на праксиологическом уровне педагогических явлений, в которых сочетаются экономические и социальные смыслы.

История создания и развития Массачусет-ского кластера — это история образовательных и производственных организаций, находившихся относительно недавно в довольно трудном положении. Сегодня это самый крупный образовательный кластер в мире, внутри которого можно выделить самостоятельные отраслевые образовательно-технологические кластеры: биотехнологии, машино- и приборостроения, металлургии, автоматизации, робототехники, коммуникаций и пр.

В Российской Федерации показательным является опыт Республики Татарстан, в которой в соответствии с Программой социально-экономического развития на 2011-2015 годы создано 14 образовательных кластеров [8]. Задачи, решенные с использованием кластерного подхода, вполне сопоставимы по масштабу и содержанию с целевыми ориентирами развития региональной системы образовательных услуг в Западной Сибири. Образовательные кластеры, созданные в Республике Татарстан, позволили сделать систему образования одним из факторов социального и экономического развития региона. Сегодня с использованием кластерного подхода разработаны программы социально-экономического развития практически всех территорий Западной Сибири.

Относительно новый кластерный подход в педагогике еще находится в стадии глубокой

разработки и противоречивых позиций сущности и принципов кластерного объединения. Следует констатировать наличие множества диссертационных исследований, в особенности кандидатских, где кластер — не методологическая позиция, а, скорее, дань моде. Важную характеристику образовательного кластера выделили Е. М. Терешин и В. М. Володин [9]. Кластер как объединение взаимодействующих субъектов образовательной отрасли, по их мнению, создает локальные зоны с определенными преференциями, многократно усиливающие имеющийся у них ресурс за счет совместного использования. Внутри кластера есть частные интересы субъектов, но удовлетворяются они только тогда, когда достигается общая цель. При таком отношении кластер, как мы считаем, на самом деле становится новым уровнем взаимодействия. Ю. А. Ахенбах [10], в свою очередь, считает атрибутивным признаком кластера взаимозависимость и взаимодополняемость участников в достижении поставленной цели, которая связана с повышением конкурентоспособности как кластера, так и каждого участника. Автор указывает на необходимость географической близости субъектов, которая, на наш взгляд, уже отпала в связи с развитием коммуникаций и появлением практики отдаленных кластеров. Отметим как важную для нашего исследования позицию Л. С. Маркова [11], уверенного в том, что атрибутивные признаки кластерного объединения — отсутствие государственного или иного давления, добровольность и осознанность объединения организаций, которые во многом обусловлены историческими факторами и особенностями окружающей социокультурной среды.

В целом, основываясь на перечисленных и ряде других исследований в области кластерного подхода в современной педагогике, выделим пять принципов развития системы образовательных услуг в Западной Сибири:

— добровольность объединения, обусловленного совпадением интересов развития субъектов образовательного кластера;

— взаимозависимость и взаимодополняемость субъектов кластера в достижении общих целей, связанных с опережающим развитием и выполнением социального заказа образования, и в достижении частных целей, связанных с повышением конкурентоспособности каждого субъекта кластера;

— создание зон совместного использования объединяемых ресурсов: кадрового, научно-методического, административного

и управленческого, коммерческого, материального, информационного и пр.;

— организация взаимодействия на основе возможностей современных коммуникационных систем, информационно-образовательного и рыночного пространства;

— выдвижение центральной организации, обладающей наибольшим конкурентным преимуществом в реализации главной цели — опережающего развития и выполнения социального заказа образованию.

По нашему мнению, такими организациями могут стать институты развития образования субъектов Западной Сибири. Это положение как одна из концептуальных идей, естественно, требует экспериментального доказательства.

Определение динамической структуры такого системного явления, как развитие региональной системы образовательных услуг, в силу своей сложности требует обращения к современным теориям диалектики и опыту формирования образовательных (педагогических) концепций.

Диалектика есть теория развития, которая изначально создавалась и использовалась для объяснения процессов развития через изучение всеобщих связей, взаимовлияния, обусловливающего развитие систем. Современная диалектика, развиваясь практически параллельно общенаучному системному подходу, на наш взгляд, не только не имеет с ним существенных противоречий, но и расширяет гносеологические позиции подхода в отношении развивающихся явлений. В теориях Я. А. Бер-мана, В. И. Ленина, А. С. Казенного, В. Я. Огнева, Е. Ф. Солопова и других авторов описаны и раскрыты универсальные диалектические законы развития, среди которых при разработке концепции необходимо учитывать:

— закон единства и борьбы противоположностей, заключающийся в том, что в процессе развития постоянно устанавливается баланс противоположных по своему характеру явлений. Следуя данному закону, мы направляем процесс развития региональной системы образовательных услуг на противоположные и во многом противоречащие друг другу целевые ориентиры: социально-личностные и социально-групповые (развитие и удовлетворение социального заказа образования), государственно-политические (появление точки опережающего развития образования в целом), экономические (восполнение дефицитных потенциалов развития образования). Здесь используется противоречивый характер самого

феномена образовательных услуг, который «не позволит» системе находиться в равновесии. Таким образом, первая из концептуальных идей развития системы образовательных услуг в Западной Сибири заключается в использовании единства и противоречий между экономико-политическими и педагогическими смыслами образовательных услуг;

— закон отрицания отрицания, согласно которому любой качественно новый уровень развития региональной системы образовательных услуг, отрицающий ее предыдущее состояние, не является конечным. Уже в момент своего возникновения он несет предпосылки противоречий, постепенно приводящих к формированию нового состояния. Используя данный закон, мы формулируем идею опережающего развития социального заказа образованию, при котором постоянное изменение системы образовательных услуг обеспечивается тем, что он принципиально не может быть удовлетворен в полном объеме;

— закон перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, что появление системы в новом качестве определяется накоплением критической массы изменений в ее ведущих количественных параметрах. Применяя закон, требуется, прежде всего, определиться с тем качеством региональной системы образовательных услуг, на которое ориентировано ее развитие. Качественные изменения мы планируем рассматривать через приближение к целевым ориентирам развития (развитие и удовлетворение социального заказа образования, появление точки опережающего развития образования в целом, восполнение дефицитных потенциалов развития образования). Третья концептуальная идея, таким образом, заключается в наращивании объема и изменении количественных показателей в качественные.

Раскрытие динамической структуры, кроме законов диалектики, требует обращения к опыту концептуальных разработок в педагогической теории и практике, выполненных в русле общенаучного системного подхода. Авторские подходы к построению педагогических концепций позволят, на наш взгляд, в дальнейшем полнее использовать методологический опыт системного подхода в разработке процессов развития. В исследованиях последних лет концепции развития педагогических систем раскрывались:

— через принципы и другие закономерности, предпосылки и условия, целенаправленные педагогические воздействия на развива-

ющуюся систему (И. И. Барахович, Ж. М. Со-роко и др.);

— принципы развития и их обоснование, модели и технологии развития (И. Ф.Габидул-лин, И. В. Абанкина, С. Г Косарецкий и Б. В. Куприянов и др.);

— методологические подходы, категориально-понятийный аппарат, главные авторские идеи, принципы и закономерности развития, движущие силы развития (механизмы, противоречия и пр.) (Г Ш. Азитова, Е. И. Васенин, В. Т. Кудрявцев, Л. Л. Лашкова и др.);

— варианты использования методологических подходов, механизмы развития, технологии развития (Л. И. Анищева и др.).

В динамическую структуру региональной системы образовательных услуг, как нам кажется, следует включить:

— категориально-понятийный аппарат, образуемый базовой категорией «образовательные услуги», с помощью которого описывается процесс развития региональной системы образовательных услуг;

— методологические подходы к разработке процесса развития системы образовательных услуг в Западной Сибири;

— базовые принципы и законы развития;

— концептуальные идеи, определяющие целенаправленную педагогическую и организационно-управленческую деятельность;

— теоретические предпосылки, формирующие теоретическую базу разработки концепции и позволяющие прогнозировать оптимальные способы реализации авторских идей на практике;

— диалектические противоречия, движущие развитием, этапы и прогнозы качественных состояний системы;

— комплексную модель, объединяющую представления о состоянии системы на каждом этапе развития (смена статичных структур).

Сформулированные нами концептуальные основы развития региональной системы образования представлены на рисунке.

Напомним основные направления исследований образовательных услуг и теории, на которых строится данная концепция:

— маркетинговое направление: теории В. М. Ананишнева, С. Г Борисовой, У. Г Зин-нурова, Н. С. Мушкетовой, А. П. Панкрухина, Н. А. Спирина и Н. К. Шеметова, других авторов. Теоретическую основу здесь составляют теории в области формирования и развития образовательных отношений, управления специфическим рынком образовательных услуг;

методологические подходы

ОБЩЕНАУЧНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

ЛИЧНОСТНО ОРИЕН ТИРОВАННЫЙ] ПОДХОД

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

/

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

принципы развития

- самоактуапиэация;

- индивидуальность и свободный выбор:

- субъектность;

- принцип успеха

- добровольность;

- взаимодополнительность и взаимозависимость;

- объединение ресурсов;

- взаимодействие на основе современных коммуникаций;

- выдвижение и инициатива центральной организации

способы реализации

Т

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон отрицания отрицаний;

- закон перехода количественных изменений в качественные

I I

Создание на базе региональных институтов развития образования государственной диалоговой нормотворческой и научно-исследовательской

площадки в области развития региональной системы образовательных услуг

Целенаправленное изменение социального заказа образованию и придание ему опережающего характера Расчет и прогнозирование образовательных кластеров, управление созданием образовательных программ и технологий

Формирование перспективных кластеров образовательных услуг вокруг институтов развития образования

Расширение специализаций, создание удаленных кластеров

Теории в области формирования и развития образовательных отношений

Теории в области работы с социальным заказом образованию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теории в области управления современными образовательными системами

Теории в области образовательных программ и образовательных технологий

Теории в области формирования и развития образовательных кластеров, управления ими

основные идеи развития

—Г"

Использование

единства и противоречий мемаду экономико-политическими и педагогическими смыслами образовательных услуг

Опережающее развитие социального заказа образованию

Наращивание критического объема и качества

в количественных параметрах {образовательные программы, образовательные технологии, образовательные отношения) для достижения новых качественных состояний системы Применение возможностей региональных институтов развития образования

теоретические предпосылки I

—г

категориально-понятийныи

аппарат категории "образовательные услуги"

комплексная модель системы образовательных услуг

этапы, движущие силы (противоречия,!

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАП ИННОВАЦИОННЫХ ЭТАП СИСТЕМНОЙ

ПРЕДПОСЫЛОК "ТОЧЕК РОСТА" МОДЕРНИЗАЦИИ

Противоречие между Противоречие между Противоречие между

потенциальными и реальными социальным заказом и качеством перспективных кластеров и

возможностями системы возможностями его остальной системой образовательных

образовательных услуг исполнения услуг

Рис. Концептуальные основы развития региональной системы образования

— гуманистическое направление и теории развития человеческого капитала: М. ГАвер-кина, Н. В. Сорокиной и М. С. Михайлова, Д. А. Гайнанова, Л. И. Миграновой и Л. Д. Сай-фуллиной, Н. Ю. Ермоленко, И. Г Ершовой,

A. В. Николаева, В. В. Скорябина, Ю. Н. Царего-родцева и других авторов; социальное направление: теории Т. Ю. Калошиной, С. В. Коплик, М. С. Перминовой, А. В. Тимошина, В. Г Чумака, Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриева и А. Л. Арефьева и пр.; теории изучения и управления социальным заказом образования: П. Г Дан-занова, А. В. Золотаревой и Ю. В. Сухановой, Е. Л. Рудневой, Р. Г Тер-Григорьянц и др. Данная группа теоретических основ концепции условно может быть названа теориями в области работы с социальным заказом образованию;

— менеджмент образовательных услуг: теории С. И. Берлина и Х. Ш. Хуако, Ю. А. Золотаревой, Г. М. Золотаревой и В. Л. Пархоменко, М. А. Катанаевой, О. А. Шушериной и В. И. Быв-шевым и пр.; теории в области управления образовательными системами В. Н. Аверкина, Д. А. Новикова, Л. А. Шипилиной и др. Назовем группу перечисленных работ теориями в области управления образовательными системами;

— педагогическое направление: теории О. М. Горелик, Е. Б. Карпова, М. А. Лукашенко и др.; теории в области разработки педагогических технологий: В. П. Беспалько, В. В. Гузеева,

B. В. Пикана, Г К. Селевко и др. С учетом тех задач, которые они выполняют в концепции, назовем эту группу теориями в области формирования и управления образовательными программами и образовательными технологиями;

— теории в области формирования и развития образовательных кластеров, управления ими: Ю. А. Ахенбах, Е. И. Васенина, Л. С. Маркова, Д. Ю. Трушникова, А. Ю. Уварова, О. Н. Черных и др.

Естественно, перечень авторов вышеуказанных педагогических теорий далеко не полный, тем не менее вместе с принципами развития региональной системы образовательных услуг он позволяет определить основные способы реализации базовых идей концепции. Четвертая концептуальная идея заключается в использовании потенциальных возможностей региональных институтов развития образования, вокруг которых группируются способы реализации трех предыдущих идей.

Институты развития образования в Западной Сибири являются бюджетными образовательными организациями, учредителями которых выступают областные отраслевые ор-

ганы исполнительной власти и, естественно, действуют в интересах этих органов. Анализируя уставные документы и электронные ресурсы институтов развития образования Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края, мы пришли к выводу, что они обладают правом вести все необходимые виды деятельности, связанные с организацией кластеров образовательных услуг, имеют для этого достаточную степень свободы и опыт. Предмет деятельности данных организаций в настоящий момент активно трансформируется под современные реалии, но все еще жестко ограничен. Деятельность организаций ограничена самим государством, но при этом значительно ограничен и их коммерческий интерес. Это значит, что первым способом реализации идей должна стать организация государственной диалоговой, нормотвор-ческой и научно-исследовательской площадки в области развития системы образовательных услуг. Именно государственная площадка, на наш взгляд, способна разработать такое содержание системы образовательных услуг, которое будет стремиться к балансу политико-экономических и социальных смыслов образовательной услуги, сочетать интересы государства, личности и общества.

Наличие площадки, таким образом, позволит применить способ целенаправленного изменения социального заказа образованию и задания ему опережающего характера, соответствующего стратегиям социально-экономического развития региона. Думается, для этого необходимы современные программы социологических исследований, менеджмента образовательных услуг и управления соответствующими рынками с широким использованием рекламных, РЯ- и маркетинговых технологий, технологий социального проектирования. Такие возможности как раз и составляют одну из сторон конкурентного преимущества региональных институтов развития образования, которые должны увеличиваться кратно при объединении в кластер.

В силу своей свободы от высочайшей конкуренции вузов за абитуриента, наличия традиционных связей, объединяющих всю образовательную инфраструктуру области, потенциала в использовании административного ресурса областных правительств и многого другого институты развития образования обладают конкурентным преимуществом, необходимым для создания кластера и способным усилить возможности всех его участников. Формирова-

ние государственной диалоговой, нормотвор-ческой и научно-исследовательской площадки в области развития системы образовательных услуг опирается:

— на кадровый, научно-методический, информационный, административный и материальный ресурс институтов развития образования;

— их систему коммуникаций, охватывающую Западную Сибирь и включенную в федеральный уровень организации образования;

— включенность институтов в региональный уровень организации образования, определяющую как внимательное отношение с их стороны к региональным приоритетам, так и доверие к ним со стороны субъектов регионального образовательного пространства.

Перечисленные и другие виды ресурса, а также опыт, накопленный институтами развития образования, позволяют анализировать и прогнозировать кластерные объединения в различных вариантах, обосновывать и формировать опережающий социальный заказ образованию, выделять в нем сектор образовательных услуг, осуществлять управление разработкой образовательных программ и образовательных технологий, создавать партнерства науки, производства, бизнеса и образования. Иными словами, возникает возможность использовать третий способ реализации концептуальных идей — расчет и прогнозирование образовательных кластеров, управление созданием образовательных программ и технологий.

Мы уже выявляли такую особенность развития образования в Западной Сибири, как формирующаяся специализация, связанная не только с приоритетами социально-экономического развития, но и с характером научно-образовательного потенциала. В наибольшей степени это проявляется в Алтайском крае (агропромышленное, биотехнологическое, фармацевтическое и другие направления), Кемеровской области (угледобывающее и перерабатывающее направления). Широкой специализацией обладает Томская область, но уникальными, на наш взгляд, здесь являются ядерное и высокотехнологичное направления, приборостроение. В Новосибирской области проявляются такие направления специализации, как электротехника, промышленное и транспортное машиностроение, транспорт и логистика. В Омской области — нефтехимическое и нефтеперерабатывающее направление специализации. Говоря о направлении спе-

циализации, мы имеем в виду изменение характеристик всех уровней образования человека, включая дополнительное, их уникальное развитие и приближение к процессам социокультурного развития региона, которое обеспечивает личностную и профессиональную реализацию человека на территории проживания. Кроме того, следует упомянуть, что для всех территорий традиционно высоким является интерес к дополнительному образованию и развитию детей, реализации их индивидуальных особенностей и потребностей в образовании. Вместе с традиционным направлением специализации образуют возможность (способ) создания вокруг региональных институтов образования перспективных кластеров.

В дальнейшем, по мере становления перспективных кластеров, концепция предполагает расширение их специализации за счет захвата других направлений социально-экономического развития региона, объединения территориальных кластеров со сходными специализациями в удаленные кластеры, организацию широкого взаимодействия региональных институтов развития образования.

Возвращаясь к системному построению концепции, определим третий исследовательский шаг в методологии исследования системного процесса, а именно: взаимодействие компонентов в выявленных структурах, их функциональные связи. Э. Г Юдин [12], разрабатывая универсальную методологию системных исследований, называл этот шаг исследованием основных принципов развития системы, обнаруживаемых ею как целостным организованным множеством.

Основные противоречия, определяющие по нашему замыслу процесс развития региональной системы образовательных услуг в Западной Сибири, соответствуют ее качественным состояниям по отношению к целевым ориентирам: формированию и выполнению социального заказа, заданию опережающего характера развития образования в Западной Сибири, восполнению дефицитных потенциалов развития образования.

Опираясь на собственное представление о процессе, мы предполагаем три последовательных этапа развития системы образовательных услуг Западной Сибири на основе выдвинутых нами концептуальных идей.

Первый этап связан с возникновением генетических предпосылок развития, а именно:

— в области формирования социального заказа, согласно замыслу, должно произойти

изучение и осмысление образовательных запросов субъектов социокультурного пространства региона, его моделирование в ближайшей и долгосрочной перспективах. Социальный заказ, сформулированный в категориях развития, станет предметом договора между субъектами и будет прописан в стратегических и программных документах социально-экономического развития;

— институты развития образования получат статус и функцию государственного управления развитием системы образовательных услуг, аккумулируют административный и общественный ресурсы;

— будут детально изучены возможности и просчитаны варианты кластерного объединения с наиболее перспективными возможностями, «возьмет старт» переговорный процесс между потенциальными участниками будущих кластеров;

— потенциальные возможности развития кластеров будут обнародованы и представлены общественности, и другие предпосылки.

Второй этап предполагает появление перспективных кластеров, которые по отношению к системе образовательных услуг будут играть роль инновационных точек роста. Предполагается, что перспективные кластеры обеспечат:

— наиболее благоприятные траектории личностной и профессиональной самореализации людей, проживающих на конкретной территории за счет образовательного потенциала;

— удовлетворение отдельных, наиболее активных запросов субъектов образовательного пространства;

— содействие приоритетным направлениям социально-экономического развития областей Западной Сибири;

— формирование ресурсов дальнейшего развития кластеров.

Вместе с тем приоритетные кластеры не только не должны выполнять весь социальный заказ, но, напротив, создавать дефицит на образовательные услуги более высокого качества и более востребованные.

Наконец, становление возможностей приоритетных кластеров, «перекрывающих» узкие цели, с которыми они создаются, при условии, что будет достигнуто высокое качество образования, вполне может создать противоречие между качеством перспективных кластеров

и остальной системой образовательных услуг. В этом случае приоритетные кластеры приобретают способности:

— расширять свою специализацию и занимать новые сегменты образовательного пространства;

— объединяться и создавать удаленные объединения;

— наращивать ресурсы образовательных организаций, которые включены в кластер;

— выступать в качестве опытных образцов.

С описанием этапов и противоречий в их

самых существенных характеристиках концепция развития системы образовательных услуг в Западной Сибири приобретает законченный вид.

1. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : моногр. Хабаровск : Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.

2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 271 с.

3. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 383 с.

4. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999. 272 с.

5. Ильясова Т. В. Системное исследование учебного процесса средней школы с включением технических средств обучения : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1979. 229 с.

6. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М. : Альпина Паблишер, 2016. 947 с.

7. Соколова Е. И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование XXI век. 20014. Вып. 2 (6). URL: http://ll21 .petrsu.ru/journal/article.php?id=2371 (дата обращения: 26.12.2016).

8. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-201 5 годы [Электронный ресурс] : закон Республики Татарстан от 22 апр. 2011 г. № 13-ЗРТ. URL: http:// ment.tatanstan.nu/pnoject_of_Pnognamme_of_the_ development_of_Tatarstan_for_2011-2015 (дата обращения: 26.12.2016).

9. Терешин Е. М., Володин В. М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономические науки. 2010. № 2 (63). С. 164-167.

10. Ахенбах Ю. А. Формирование и развитие научно-производственных кластеров в регионе: теория, методология, практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Тамбов, 2012. 43 с.

11. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода в экономике: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2014. 39 с.

12. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997. 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.