Научная статья на тему 'Модель развития системы образовательных услуг в Западной Сибири'

Модель развития системы образовательных услуг в Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / MODELING OF REGIONAL SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / COMPONENT COMPOSITION / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / DEVELOPMENT OF SYSTEM BASED ON THE CLUSTER APPROACH / DEVELOPMENT OF NEW BODIES / СОЗДАНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославцева Н.В.

В статье анализируются проблемы создания комплексной модели развития системы образовательных услуг в Западной Сибири. С позиций системного подхода предлагается логика моделирования, определение сущности модели и обосновывается её компонентный состав (целевой, содержательный, организационный, субъектный, процессуальный, результативнооценочный и управленческий компоненты). Представлено «дерево целей» развития системы образовательных услуг. Предложена логика проектирования системных изменений образовательных услуг, охарактеризованы основные виды ресурсов потенциальных субъектов образовательных кластеров в Западной Сибири. Анализируются функции самоуправления в таких кластерах. Представлены новообразования, вызванные к жизни функционированием системы развития образовательных услуг (диалоговые, исследовательские и нормотворческие площадки, семинары, ярмарки, ресурсные центры, маркетинговые и мониторинговые службы и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES IN WESTERN SIBERIA

The article analyzes problems of creating an integrated model of development of the system of educational services in Western Siberia. From the standpoint of system approach, the author reveals a logic simulation, determines the contents of the model and proves its component composition (target, content, organizational, subjective, procedural, effective evaluation and management components). The paper presents “a tree of objectives” of the system of educational services. The research helps to propose logics of projecting systemic changes in the educational services, to describe the main types of resource potential of subjects of the educational clusters in Western Siberia. The paper also analyzes functions of the government in such clusters. The work presents what new teaching bodies appeared as a result of work and development of the system of the educational services (dialog, research, and regulatory platforms, seminars, fairs, resource centers, marketing and monitoring service, etc.).

Текст научной работы на тему «Модель развития системы образовательных услуг в Западной Сибири»

References

1. Stepanskaya T.M. Hudozhestvennaya dinastiya Schetininyh. Ocherki istorii iskusstva Altaya. Barnaul, 2009.

2. Isakova L. Dinastiya - Schetininyh. Kul'tura Barnaula. 2008; 3.

3. Stepanskaya T.M. Pejzazh - nacional'nyjzhanr Rossii- vkollekcii Sergeya Hachaturyana: Katalog. Barnaul, Altapress, 2005.

4. Stepanskaya T.M. O hudozhestvennoj galeree S.G. Hachaturyana. Kul'turnoe nasledie Sibiri: sbornik Barnaul: Izdatel'stvo AGU, 2002; Vyp. 6-7, 2005.

5. Chernyaeva I.V., Stepanskaya 'E.V. Hudozhestvennaya 'ekspoziciya kak chast' informacionnoj sistemy v obrazovanii i nauki. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2013; 14: 159 - 166.

6. Kirilin A. Ego lyubvi hvatalo na vseh nas. Altajskaya pravda. 25 marta. 2008.

7. Russkaya ideya: sbornik statej. Moskva, 1997.

8. Stepanskaya T.M. Spodvizhniki: Al'bom. Barnaul, 2009.

9. Devyat'yarova I.G., Kravcov V.B., Sezeva N.I. Sokolov Nikolaj Ivanovich: Katalog: Grafika. Zhivopis'. Fotografii. Dokumenty. Vstupitel'naya stat'ya N.I. Sezeva. Novosibirsk, 2013.

10. Stepanskaya T.M. Chastnaya hudozhestvennaya kollekciya - kul'turnaya cennost'. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2013; 14: 178 - 180.

Статья поступила в редакцию 14.04.17

УДК 371.21

Yaroslavtseva N.V., Cand. of Science (Pedagogy), Director, Novosibirsk Institute for Monitoring and Development of Education

(Novosibirsk, Russia), E-mail: nvya.nimro@gmail.com

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES IN WESTERN SIBERIA. The article analyzes problems of creating an integrated model of development of the system of educational services in Western Siberia. From the standpoint of system approach, the author reveals a logic simulation, determines the contents of the model and proves its component composition (target, content, organizational, subjective, procedural, effective evaluation and management components). The paper presents "a tree of objectives" of the system of educational services. The research helps to propose logics of projecting systemic changes in the educational services, to describe the main types of resource potential of subjects of the educational clusters in Western Siberia. The paper also analyzes functions of the government in such clusters. The work presents what new teaching bodies appeared as a result of work and development of the system of the educational services (dialog, research, and regulatory platforms, seminars, fairs, resource centers, marketing and monitoring service, etc.).

Key words: modeling of regional system of educational services, component composition, development of system based on the cluster approach, development of new bodies.

Н.В. Ярославцева, канд. пед. наук, дир. Новосибирского института мониторинга и развития образования,

г. Новосибирск, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В статье анализируются проблемы создания комплексной модели развития системы образовательных услуг в Западной Сибири. С позиций системного подхода предлагается логика моделирования, определение сущности модели и обосновывается её компонентный состав (целевой, содержательный, организационный, субъектный, процессуальный, результативно-оценочный и управленческий компоненты). Представлено «дерево целей» развития системы образовательных услуг. Предложена логика проектирования системных изменений образовательных услуг, охарактеризованы основные виды ресурсов потенциальных субъектов образовательных кластеров в Западной Сибири. Анализируются функции самоуправления в таких кластерах. Представлены новообразования, вызванные к жизни функционированием системы развития образовательных услуг (диалоговые, исследовательские и нормотворческие площадки, семинары, ярмарки, ресурсные центры, маркетинговые и мониторинговые службы и т. д.).

Ключевые слова: моделирование региональной системы, образовательные услуги, компонентный состав, кластерный подход, создание новообразований.

С позиций общенаучного системного подхода моделирование статичных структур - это ещё один из способов представления процесса развития через закономерную смену состояний системы в пространстве и во времени (Т.В. Ильясова, Ю.А. Ко-наржевский, В.С. Леднев, А.М. Саранов и др.).

Для изучения региональной системы образовательных услуг нами использовано моделирование, которое «...воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [1, с. 12]. Моделирование - фактически единственный из методов, позволяющих упростить систему, сделать ее доступной для осмысления и в то же время не противоречащей принципам системного подхода.

Теоретическую основу создания комплексной модели региональной системы образовательных услуг создают разработки моделирования как метода системного анализа (В.Г. Афанасьев, В.А. Веников, Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин и Е.П. Никитин, И.Б. Новик, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Ф.И. Перегудов и Ф.П. Тарасенко, В.А. Штоф и др.), а также как относительно формализованного метода педагогического исследования, напротив, обеспечивающего получение синтетического знания о педагогическом системном явлении на праксеологическом уровне (В.И. Загвязинский и РА. Атаханов, А.Т. Куракин и Л.И. Новикова, А.А. Остапенко, М.В. Ядровская и др.). В этих двух

проекцияхразработкиметодологииможноопределитьисходныепара-метры моделирования.

Во-первых, комплексная модель региональной системы образовательных услуг есть её искусственное графическое, схематическое и словесно-логическое описание, позволяющее применять методы системного анализа и синтеза к статичным структурам, развивающимся во времени и пространстве. Инертность модели [2] определяется целями системного анализа, а именно: необходимостью изучения, воссоздания в образовательной среде региона системы образовательных услуг в новом качестве, а затем управления её дальнейшим развитием. Модели образовательных систем носят характер образца и имеют нормативный характер для практической педагогической деятельности.

Во-вторых, моделирование - это метод, связанный с упрощением системного явления, т. е. моделируемая нами система должна с полной точностью воспроизводить только те свойства и связи системы, которые необходимы для решения задач исследования; с определенной степенью приближения имитировать свойства и связи системы, оказывающие существенное влияние на ее функционирование и развитие; игнорировать остальные связи и системы, но при этом иметь в виду их существование и, в случае надобности, расширять на них модель (М.В. Ядровская [3] и др.). Необходимую простоту и конструктивность модели гарантирует принцип необходимости и достаточности.

В-третьих, мы, безусловно, учитываем многомерность педагогической реальности, полиструктурность педагогических систем (И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин, М.С. Каган, А.М. Саранов и др.), множественность моделей одного и того же изучаемого явления, а потому формируем комплексную модель, подразумевая здесь под комплексом необходимое число моделей, раскрывающих все существенные связи и явления системы. Считаем, что таких проекций необходимо как минимум три. Структурная и функциональная модель будут представлены в данной статье, формирование третьей - модели управления развитием региональной системы образовательных услуг в Западной Сибири - задача отдельного исследования.

В-четвертых, комплексная модель региональной системы образовательных услуг, как и большинство педагогических моделей, является фрагментарной (В.В. Краевский и Е.В. Бережно-ва [4]), т. е. демонстрирует состояние системы в определённой точке пространства и времени. Иными словами, комплексная модель региональной системы образовательных услуг - это идеальное представление о ней в итоговом виде в конце опытно-экспериментальной работы.

В-пятых, мы учитываем такие свойства педагогических систем, как открытость и социальность, поэтому предполагаем, что комплексная модель системы образовательных услуг должна моделироваться внутри находящейся в постоянном развитии социокультурной среды региона [5] с учётом его особенностей, характерных для Западной Сибири.

Структурная модель региональной системы образовательных услуг представляет собой прогнозируемое обобщенное графическое и словесно-логическое описание компонентов региональной системы образовательных услуг, взятых в единстве внутренних связей и отношений, а также их качественную характеристику в тот момент времени, когда на основе разработанной концепции будут выполнены все экспериментальные преобразования системы, а сама она приобретет новое качество, связанное с приближением к целевым ориентирам.

В модели воспроизводятся структурные компоненты, с которыми в опытно-экспериментальной работе связано основное организационное, преобразующее и управляющее внешнее влияние: целевой, содержательный, организационный, субъектный,

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цэдваыэдоишшвы;

1. Формирование сбалансированного социального заказа образованию,

2. Опережающее развитие сферы образовательных услуг.

3. Эффективнее использование имеющихся и восполнение дефицитных ресурсов развития образования.

Приоритеты социально-экономического развития территорий Западной Сибири

Особенности развития образования в Западной Сибири

Концепция развития системы образовательных услуг в Западной Сибири

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Опережающий социальный заказ, Hg выполняющийся р региональной

системе образования

Образовательные программы — Образовательные технологии — Образовательные отношения —

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Форматы управления развитием

образовательных услуг:

Самоуправление кластеров —

Госуда рстве нно-об щественное управление развитием системы

СУБЪЕКТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Субъекты социокультурного пространства региона, участвующие и формировании социального заказа образованию:

- государственные институты;

- общественные институты;

- социальные и социально-профессиональные группы:

- этнокультурные группы Субъекты, участвующие

в формировании кластеров образовательных услуг:

- производство;

- социокультурные организации;

- научно-исследовательские организации;

- образовательные организации

образовательные услуги:

- физические лица;

- юридические лица

Субъекты, управляющие развитием системы образовательных услуг:

- гогсударственные органы управления образованием; -общественные органы управление образованием;

- региональные институты развития образования

РЕЗУЛЬТА ТИВНО- ОЦЕНО ЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Планируемые результаты развития системы образовательных услуг:

Удовлетворение социального — заказа

Соответствие системы приоритетам социально-экономического

развития региона Способность содействовать — развитию регионального образования

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Государствен н о-йбществен н ы й диалог

Проектирование и программирование развития

- тематическая подпрограмма для региональных программ развития образования:

- создание благоприятного нормативно-правового поля;

- программы продвижения перспективных кластеров

на рынке образовательных услуг

РЕСУРСНЫЙ КОМПОНЕНТ

Государственная поддержка перспективных кластеров:

- административный;

- нормотворческий;

- финансовый

Ресурс региональных институтов развития образования:

- научно-исследовательский;

- научно-методический;

- управленческий;

- информационно-коммуникационный;

- маркетинговый

Объединяемый ресурс кластеров:

- научно-исследовательский;

- кадровый;

- образовательно-технологический;

- материальный

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

L

Этапы и диалектические противоречия, определяющие развитие

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК

Противоречив между потенциальными и реальными возможностями системы образовательных услуг

ЭТАП И Н НОВАЦИО Н Н ЫХ"ТОЧ ЕК РОСТА'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L Противоречие между

социальным заказом и возможностями eso исполнения ЭТАП СИСТЕМНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Противоречив между качеством перспективных кластеров и остальной системой образовательных услуг

L

Рис.1.Структурнаямодельсистемыобразовательныхуслуг

ресурсный, процессуальный, результативно-оценочный и управленческий.

Выделение целевого компонента в модели безусловно и обязательно, поскольку для педагогических систем он является системообразующим. Целевой компонент модели включает в себя целевые ориентиры развития, которые на отдельных его этапах образуют «дерево целей» и задачные блоки, формируют ориентировочную основу организационных и управляющих действий, обеспечивают программирование развития региональной системы образовательных услуг. А.М. Новиков и Д.А. Новиков [6] с позиций формальной теории управления образовательными системами выделяют целеполагание и определение критериев (показателей, индикаторов) достижения цели как один из первых шагов в проектировании и создании собственно образовательной системы. Существенные отличия в постановке целей имеют дидактические, воспитательные модели и модели организационные, управленческие, к которым относится разрабатываемая нами структурная модель.

Опыт моделирования образовательных систем высокого уровня в их динамике (С.А. Беляков, Е.К. Дворянкина, И.В. Сер-гиенко и др.) дает возможность понять, что необходима не одна, а несколько целей, ориентирующих все группы организационных и управляющих воздействий. Е.К. Дворянкина [7] выделяет логику построения «дерева целей». Ключевым требованием к целям является наличие технологии, позволяющей их достигать на данном уровне развития педагогической системы.

На оперативном уровне цели развития региональной системы образовательных услуг, как нам кажется, должны быть различными, трансформироваться на каждом этапе и в итоге приводить к достижению целевых ориентиров, составляющих стратегический (концептуальный) уровень целеполагания. В рамках диалектического подхода мы строим «дерево целей» в привязке к основному противоречию (рис. 2.).

Этап формирования предпосылок объединяет организационную и управленческую работу, необходимую для актуализации противоречия между потенциальными и реальными возможностями образовательных услуг. Это противоречие будет актуально и достаточно остро для того, чтобы определять развитие системы образовательных услуг в том случае, если:

- социальный заказ, сформированный в процессе общественного диалога, будет нацелен на перспективу социально-экономического развития региона, в процессе воздействия на целевые аудитории появится опережающий спрос на образовательные услуги, в том числе дефицитные или же пока не существующие;

- будут выполнены, опубликованы и преданы огласке потенциальные возможности системы образовательных услуг с учетом возможных кластерных объединений и государственной поддержки, имеющихся в регионе ресурсов и потенциально сильных сторон социально-экономического развития;

- обострится дефицит между спросом и предложением образовательных услуг, будет устранено равновесие на рынке образовательных услуг при стимулировании активности образовательных организаций.

Следующий этап - формирования «точек роста», по замыслу, имеет целью обострить противоречие между активно развивающимися приоритетными кластерами образовательных услуг и остальной сферой образовательных услуг. Сразу отметим, что такое противоречие возможно только в том случае, если все преимущества первых связаны с тем, что они использовали предложенный вариант кластерного объединения, а последние никак не ущемлены в своих правах и обладают возможностью конкурировать. Как видно, это в некоторой степени противоречит государственной практике создания инновационных точек роста. Актуализация противоречия, как думается, будет обусловлена решением следующих задач:

- расширением пакета образовательных услуг, усилением качества и применением современных образовательных технологий, в полной мере реализующих ресурсы кластера и государственную поддержку;

- созданием возможностей постоянного обмена опытом, стимулирующим развитие организаций, оказывающих образовательные услуги;

- управлением конкуренцией на рынке образовательных услуг, оценкой и сравнением их качества.

Наконец, целью этапа системной модернизации является максимальное использование возможностей развития, накопленных перспективными кластерами, которое возможно при

обострении противоречия между качеством и состоянием перспективных кластеров и остальных субъектов, оказывающих образовательные услуги. Считаем, что это возможно в том случае, если:

- кластеры сохранят открытый характер и будут стремиться к расширению, возникнут потенциальные возможности формирования сетей и удаленных кластеров;

- социальный заказ на образовательные услуги будет развиваться в сторону социальности и сохранит свой опережающий характер;

- система образовательных услуг будет полностью интегрирована в образовательную систему региона, будет находиться с ней в едином управлении.

Содержательный компонент модели составляют собственно образовательные услуги, накопление которых, согласно законам диалектики, задает условия качественного изменения системы от этапа к этапу. Поскольку анализ сущности, содержания и требования категории «образовательные услуги» нами уже выполнен, останавливаться на характеристике содержательного компонента нет смысла.

Организационный компонент, по нашему мнению, должен объединить основные организационные формы, позволяющие организовать развитие региональной системы образовательных услуг и управление им. Таких форм, как мы считаем, три: государственно-общественный диалог, а также программирование и проектирование развития.

Развитие государственно-общественного диалога в области социального заказа и в целом региональной системы образовательных услуг - актуальная проблема не только педагогической науки и практики, но и общественного развития, связанная с реализацией социальности образования и его функций активно влиять на состояние общества, быть фактором общественного строительства Она более чем характерна для Западной Сибири, где государственно-общественный диалог находится в стадии раннего становления. Тем не менее уверены, что в русле предложенной нами концепции эта организационная форма является определяющей возможность реализации. Современные аспекты проблемы диалога вокруг социального заказа образованию в полной мере выявлены М.В. Захарченко, Т.Ю. Калошиной, Е.А. Лаврухиной, Г.Н. Скударевой и Г.Г. Шишовой, Н.Л. Ха-нанашвили и О.В. Зыковым и другими авторами. Несмотря на то что авторы признают её не решенной до конца, в их работах подчеркиваются предпосылки и успешные диалоговые практики, которые возникают по мере удаления от сугубо рыночных отношений, но ослабевают при попытках прямого и непосредственного государственного управления образованием. Диалоговые формы управления образованием, напротив, не только инструмент демократизации общества, но и атрибут новой философии образования [8]. Думается, что в Западной Сибири участниками диалога могут стать не только государственные и общественные институты, образовательные организации и потребители, но также этнокультурные, социальные и социально-профессиональные группы, религиозные организации, иностранные акторы и прочие субъекты социокультурного пространства региона, достаточно быстро набирающие «вес» и «влияние».

Программирование, вслед за Ю.Т. Глазуновым, Ю.В. Громыко, А.А. Поляковым, А.В. Соломатиным и А.С. Васильевой, С.Б. Смирновым и др., мы расцениваем как инструмент развития образовательных систем, характеристиками которого являются:

- организация взаимодействия различных субъектов во времени и пространстве;

- накопление, подготовка, распределение и планирование расхода ресурса, необходимого для достижения актуальных, динамично меняющихся целей развития;

- распределенное комплексное содержание организационной, управляющей, маркетинговой, обеспечивающей и практической педагогической деятельности, выполняемое в четко определенные сроки;

- интеграция в программы развития систем более высокого уровня, в нашем случае - в программы развития региональных систем образования, социокультурного развития регионов. В развитии региональной системы образовательных услуг программирование выполняет собственные функции: методологическую, методическую, организационную и собственно моделирующую.

Непосредственное формирование кластеров и собственно образовательных услуг, как предполагается, будет осуществляться методом проектов целостного образа (замысла) фор-

целевой компонент модели

целевые ориентиры (стратегический уровень целеполагания)

I t

Формирование сбалансированного социального заказа образованию

Опережающее развитие сферы образовательных услуг

Эффективное использование имеющихся и восполнение дефицитных ресурсов развития _образования_

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДПОСЫЛОК.

цель развития (оперативный уровень целеполагания)

Осознаваемое в обществе, в образовательной среде региона острое противоречие между потенциальными и реальными _возможностями системы образовательных услуг_

задачи развития (тактический уровень целеполагания)

1

Рассчитать перспективный социальный заказа, сформировать общественное мнение и опережающий спрос

Разработать и предложить варианты перспективных кластеров образовательных услуг

Инвентаризировать имеющийся ресурс развития, предложить кластерные объединения субъектам социокультурного пространства

ЭТАП ИННОВАЦИОННЫХ ТОЧЕК РОСТА"

цель развития (оперативный уровень целеполагания)

Влияющее на государственное управление развитием образования, на систему образования региона противоречие между социальным заказом и возможностями системы образования его исполнить без создания образовательных услуг "Г

л

задачи развития (тактический уровень целеполагания)

Создать пакет образовательных услуг, стремящийся к удовлетворению потребителя при постоянном расширении социального заказа

Сформировать и развить перспективные кластеры образовательных услуг, стимулирующие развитие образовательных организаций

1

Обеспечить за счет государственной поддержки и объединения собственных ресурсов субъектов социокультурного пространства функционирование перспективных кластеров

ЭТАП СИСТЕМНОЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ

цель развития (оперативный уровень целеполагания)

Принимаемое субъектами социокультурного пространства как условие дальнейшего развитие противоречие между качеством перспективных кластеров и остальной системой образовательныхуслуг

задачи развития (тактический уровень целеполагания)

Усилить социальную составляющую сферы образовательных услуг Обеспечить полную интеграцию образовательных услуг в региональную систему образования

Расширить спектр образовательных услуг

Создать объединения и удаленные кластеры образовательных услуг

Перераспределить ресурсы, накопленных перспективными

кластерами внутри образовательных организаций

Рис. 2. Дерево целей

мируемой педагогической реальности, объединяющей в нашем случае ранее не существующие в задуманном качестве образовательные программы, технологии и отношения (В.П. Беспалько, Н.Я. Карпушин, Е.Б. Куркин, РВ. Синюткина, А.А. Синюткина и М.В. Синюткин и др.).

Логика проектирования, заложенная в модель, предполагает следование от модульных к локальным, а затем системным изменениям образовательных услуг. Так, в первую очередь мы предполагаем проектировать образовательные услуги, соответствующие опережающему социальному заказу. Следуя терминологии Л.И. Гурье [9] - это модульные изменения, в большей степени проявляющиеся на личностно-деятельностном уровне организации региональной системы образовательных услуг. Затем предметом проектирования становятся кластеры, способные за счет имеющегося ресурса (прежде всего образовательных технологий) не только оказывать, но и самостоятельно развивать востребованные образовательные услуги. Проектирование кластера внутри системы образовательных услуг есть изменение локального характера, проявляющееся в основном на организационно-дидактическом уровне. Набрав критическую массу, они обеспечивают системные изменения.

Развитие региональной системы образовательных услуг на основе кластерного подхода предполагает наличие мотивированных участников процесса, потенциальных субъектов образовательных отношений, перечень которых, как мы полагаем на основе анализа особенностей развития образования в Западной Сибири, выходит далеко за классическую триаду «поставщик-продавец-потребитель». Здесь уместно обратиться к определению образовательного кластера, которое дал, например, Д.Ю. Трушников. «Образовательный кластер, - пишет ученый, - это специально организованная культурно-образовательная система, иерархически выстроенная совокупность взаимосвязанных образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных, конструкторских, технологических, производственных учреждений региона [10, с. 8]. Полагаем, что рассчитать потенциальных субъектов кластера образовательных услуг вне привычного круга, «найти их выгоду», доказать им преимущества участия в реализации различных образовательных проектов есть отдельная задача опытно-экспериментальной работы, с решением которой связано моделирование субъектного компонента.

Ещё один компонент - ресурсный - отражает рассчитанную потребность в ресурсах, потребных для реализации проектов и программ. Под ресурсами в нашей работе мы понимаем имеющиеся, возникающие в процессе или целенаправленно формируемые факторы, способствующие достижению целей развития региональной системы образовательных услуг. Во многом в российской действительности ресурсный расчет, баланс между наличием и потребностью полностью определяет возможности педагогических преобразований.

Исследование возможностей потенциальных субъектов кластеров дает нам возможность выделить основные виды ресурсов, которыми они, как правило, обладают: кадровый; образовательно-технологический; материальный; научно-исследовательский.

Одним из условий развития региональной системы образовательных услуг является государственная поддержка, которая, кроме обычно дефицитных материальных и финансовых ресурсов, может предоставлять в распоряжение кластеров:

- административный ресурс - возможность использовать права и обязанности органов государственной власти в интересах развития системы, но в границах правового поля;

- нормотворческий ресурс - возможность расширять правовое поле развития системы образовательных услуг.

Одной из концептуальных идей развития региональной системы образовательных услуг является использование потенциальных возможностей региональных институтов развития образования, которые, в той или иной степени, обладают всеми перечисленными видами ресурса: кадровым, образовательно-технологическим, материальным, а кроме того:

- собственным научно-исследовательским ресурсом, который «специализирован» на исследованиях педагогических систем регионального уровня, прогнозировании и моделировании образовательных систем и технологий;

- научно-методическим ресурсом, позволяющим в едином ключе осуществлять разработку и вести сопровождение образовательных услуг, сертифицировать их и осуществлять непрерывный мониторинг качества;

- управленческим ресурсом, основанным на опыте управления образовательными системами регионального уровня, имеющихся технологиях управления и сложившихся за время работы связях с образовательными организациями разного уровня;

- информационно-коммуникационным и маркетинговым ресурсом, объединяющим возможности влияния на рынок образовательных услуг, целевые группы потребителей в интересах развития системы.

Разумеется, мы не претендуем на полноту перечня ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и решения запланированных задач, однако считаем выделенные виды ресурса основными. В практической деятельности они для удобства могут группироваться иначе, а именно как:

- производственные, культурные и социальные ресурсы региона, которые могут быть использованы в развитии региональной системы образовательных услуг;

- научно-исследовательские ресурсы, принадлежащие фундаментальным и отраслевым научно-исследовательским организациям, собственно образовательным организациям и региональным институтам развития образования;

- образовательные ресурсы.

Процессуальный компонент комплексной модели развития региональной системы образовательных услуг объясняет взаимодействие субъектов социокультурного пространства Западной Сибири, его распределение во времени и пространстве. Описание процесса развития - отдельная и масштабная исследовательская задача, на которой мы сейчас не будем останавливаться, в модели он раскрывается через этапы: формирования предпосылок, инновационных «точек роста» и системной модернизации, а также через противоречия, которые движут развитием на каждом из этапов.

Результативно-оценочный компонент модели, в свою очередь, связан с целями, которые поставлены нами для каждого из этапов (Дерево целей - рис. 2.). Обеспечивая процессу управляемость, он должен раскрываться через разветвленный оценочный аппарат, включающий критерии и показатели развития, инструменты оценки и методы интерпретации данных. В модели оценочный аппарат представлен через его основу - критерии, позволяющие оценить приближение к целевым ориентирам развития региональной системы образовательных услуг.

Наконец, управленческий компонент вводит в процесс развития региональной системы образовательных услуг элемент целенаправленности, активности и регулируемости за счёт задания управленческих функций системы. Его включение в модель обусловлено процессом формирования практики образовательных услуг, которая, будучи регулируемой только рыночными механизмами, неизбежно теряет педагогическое содержание. В то же время попытки государственного управления сферой образовательных услуг принижают экономические смыслы этого явления и также не дают необходимого импульса в развитии. Именно поэтому мы предполагаем наличие и эффективность взаимодействия двух управленческих институтов: самоуправления кластеров образовательных услуг и государственно-общественного управления процессом развития региональной системы образовательных услуг. Предполагаем, что функции управления, которые присущи сфере образовательных услуг как организационной системе (В.Н. Бурков [11], Д.А. Новиков [12] и др.), могут быть поделены между этими двумя институтами.

Самоуправление кластеров в разрабатываемой нами модели, кроме полностью процессного управления (Л.И. Васильева [13], Н.Н. Матвеева [14] и др.), приобретает в комплексной модели:

- функцию принятия решения, заключающуюся в окончательном выборе варианта действий на основе предоставленных расчетов и прогнозов;

- функцию организации, реализуемую через создание и поддержание оптимальной структуры, распределение полномочий и ответственности;

- функцию коррекции, заключающуюся в праве и обязанности принимать решения в случае значительного отклонения процесса развития от программы.

Региональные институты развития образования, через которые функциональными связями объединяются субъекты социокультурного пространства, заинтересованные в развитии образовательных услуг. Модель предполагает создание на практике ряда новообразований:

- государственных диалоговых, нормотворческих и исследовательских площадок в области социального заказа и разви-

тия системы образовательных услуг в целом (рабочие группы, постоянные семинары, советы, форумы и др.);

- площадок взаимодействия потенциальных субъектов кластеров образовательных услуг (ярмарки, выставки, встречи, ресурсные центры, переговорные площадки и пр.);

- маркетинговых служб, чей функционал связан с организацией образовательных отношений и продвижением образовательных услуг на рынке;

Библиографический список

- лабораторий мониторинга системы образовательных услуг, выполняющих двойную функцию. С одной стороны, им может быть делегирована функция мониторинга системы образовательных услуг, а с другой - они, по замыслу, обеспечивают стандартизацию и сертификацию услуг, поддерживают их качество.

Функциональная проекция, таким образом, дополняет комплексную модель процесса развития региональной системы образовательных услуг в Западной Сибири.

1. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010; 1 (3); Т. 2: 10 - 22.

2. Новиков А.М., Новиков Д.А., Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. Москва: Высшая школа, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ядровская М.В. Модели и моделирование в педагогике: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2014.

4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. Москва: Академия, 2008.

5. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем. Москва: Гардарики, 2006.

6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Москва: Эгвес, 2004.

7. Дворянкина Е.А. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов профессионально-педагогической деятельности. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

8. Гершунский Б.С. Философия образования дляXXI века. Москва: Педагогическое общество России, 2002.

9. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. Казань: Издательствво Казанского государственного технологического университета. Казань, 2004.

10. Трушников Д.Ю. Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011. 43 с.

11. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять организациями. Москва: Синтег, 2004.

12. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. Москва: Физматлит, 2007.

13. Васильева Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006. 144 с.

14. Матвеева Н.Н. Процессный подход в управлении качеством образовательного процесса как средство повышения качества образовательных результатов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара, 2009.

References

1. Dahin A.N. Modelirovanie v pedagogike. Ideiiidealy. 2010; 1 (3); T. 2: 10 - 22.

2. Novikov A.M., Novikov D.A., Peregudov F.I., Tarasenko F.P. Vvedenie vsistemnyjanaliz. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

3. Yadrovskaya M.V. Modeliimodelirovanie vpedagogike: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr DGTU, 2014.

4. Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'e'tap. Moskva: Akademiya, 2008.

5. Lur'e L.I. Modelirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem. Moskva: Gardariki, 2006.

6. Novikov A.M., Novikov D.A. Obrazovatel'nyjproekt (metodologiya obrazovatel'nojdeyatel'nosti). Moskva: 'Egves, 2004.

7. Dvoryankina E.A. Modelirovanie obrazovatel'noj sistemy vuza po razvitiyu studentov kak sub'ektov professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

8. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.

9. Gur'e L.I. Proektirovanie pedagogicheskih sistem. Kazan': Izdatel'stvvo Kazanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Kazan', 2004.

10. Trushnikov D.Yu. Proektirovanie sistemy vospitaniya v universitetskom komplekse na osnove klasternogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011. 43 s.

11. Burkov V.N., Novikov D.A. Kak upravlyat' organizaciyami. Moskva: Sinteg, 2004.

12. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizacionnymisistemami. Moskva: Fizmatlit, 2007.

13. Vasil'eva L.I. Processnaya model' obespecheniya kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti v vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006. 144 s.

14. Matveeva N.N. Processnyj podhod v upravlenii kachestvom obrazovatel'nogo processa kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovatel'nyh rezul'tatov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.04.17

УДК 378

Yasinskaya O.L., sound engineer, Educational Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Russian State Herzen

Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: vikol91@mail.ru

TEACHING TO USE MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES TO MUSIC AND NON-MUSIC STUDENTS. Intensive development of musical computer technologies has led to their extensive use in various kinds of musical activity. This direction is actively developed in the system of teaching modern musicians. Modern music and computer tools allow diversifying and enriching the options for musicians to perform the material in real time. The article is dedicated to the main aspects of the problem that are studies by modern critics and to finding the dependence between the structure of music and its impact on the emotional state of the listener. The article analyzes the way of usage of the modern musical computer technologies in the process of interpenetration and interaction of computer science and musical creativity.

Key words: electronic musical instrument, music computer technologies, information technology in music, musical creativity, musical culture, musical education.

О.Л. Ясинская, звукорежиссёр учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vikol91@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ И НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Интенсивное развитие музыкально-компьютерных технологий привело к их использованию их в различных видах современного музыкального творчества. Это направление находит активное развитие в системе подготовки музыкантов и студентов немузыкальных специальностей. Современный музыкально-компьютерный инструментарий позволяет разнообразить и обогатить варианты исполняемого музыкального и, в целом, художественного материала в реальном времени. Статья посвя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.