Научная статья на тему 'Прогнозирование развития системы образовательных услуг в регионах Западной Сибири'

Прогнозирование развития системы образовательных услуг в регионах Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / FORECASTING DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SERVICES / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / STIMULATING PRIVATE INITIATIVE IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославцева Н. В.

В статье анализируется развитие системы образовательных услуг в области дошкольного образования в регионах Западной Сибири. Выявляется соответствие запросам на образовательные услуги в системе дошкольного образования её современным возможностям. Подчёркивается важность стимулирования частью инициативы в области образовательных услуг в дошкольном образовании. Определены существующие на сегодняшний день продуктивные вариативные формы проявления негосударственных образовательных услуг в области дошкольного образования. Делаются выводы о том, что обеспечение доступности и индивидуализация образовательных услуг, повышение их качества становится трендом социального заказа в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE REGIONS OF WESTERN SIBERIA

The article analyzes the development of the system of educational services in the field of pre-school education in the regions of Western Siberia. The correspondence to requests for educational services in the system of preschool education is revealed with its modern possibilities. The importance of stimulating part of the initiative in the field of educational services in preschool education is underlined. The existing productive different forms of the manifestation of non-state educational services in the field of pre-school education are defined. Conclusions are drawn that ensuring accessibility and individualization of educational services, improving their quality becomes a trend of social order in this area.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития системы образовательных услуг в регионах Западной Сибири»

ную активность настраивающую организм, личность на будущую деятельность, как регулятор деятельности, как синтез свойств личности, целенаправленное выражение личности, включающее её убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, интеллектуальные и волевые качества, знания, умения, навыки, настроенность на определенное поведение.

Вопросы профессиональной готовности учителя изучаются в ряде педагогических исследований, в которых рассматриваются как общие ее аспекты (К.А. Дурай-Новакова, В.А. Сластенин и др.), так и отдельные стороны педагогической деятельности. Так, Е.Л. Белозерцев раскрывает «гарантированную» готовность учителя как интегральное образование, включающее в себя «определенные способности, направленные на достижение положительных результатов в воспитании учащихся». В качестве интегративных характеристик готовности также называются и качества личности, и потребности, и склонности. Отдельные диссертационные исследования посвящены формированию готовности будущих учителей к организации детского коллектива в условиях инклюзивного образования. Уделено внимание формированию готовности студентов педагогических вузов к работе с дошкольниками.

Библиографический список

При выполнении настоящего исследования мы исходили из понимания профессиональной готовности к инклюзивному обучению детей дошкольного возраста как способности к уверенно выполняемой и эффективной профессиональной деятельности, которая представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, характеризующих в первую очередь моти-вационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности.

Из проведённого анализа научной литературы видно, что различие в понимании сущности готовности человека к деятельности объясняется спецификой теоретических концепций авторов, которые предлагают либо функциональный (состояния), либо личностный (свойства) уровень рассмотрения профессиональной готовности личности.

Профессиональная готовность к инклюзивному обучению физической культуре ребёнка дошкольного возраста определена нами, как интегративное личностное образование, представляющее собой профессиональную потребность и способность к созданию условий, ведущих к успешным и динамическим изменениям индивидуальных способностей ребёнка дошкольного возраста в процессе формирования его физической культуры.

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

2. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры: учебное пособие. М-во образования и науки РФ, М-во образования и молодежной политики Ставропольского края, ф-л Ставропольского гос. пед. ин-та в г. Ессентуки; Под общей ред. Р.Р. Магомедова. Казань, 2017.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989.

4. Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одаренности. Проблемы способностей. Москва, 1962.

5. Сластенин В.А., Можар E.H. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. Москва, 1991.

6. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996; 81: 27 - 32.

References

1. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

2. Fizicheskaya kul'tura i sport s 'elementami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie. M-vo obrazovaniya i nauki RF, M-vo obrazovaniya i molodezhnoj politiki Stavropol'skogo kraya, f-l Stavropol'skogo gos. ped. in-ta v g. Essentuki; Pod obschej red. R.R. Magomedova. Kazan', 2017.

3. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva, 1989.

4. Anan'ev B.G. O sootnoshenii sposobnostii odarennosti. Problemy sposobnostej. Moskva, 1962.

5. Slastenin V.A., Mozhar E.H. Diagnostika professional'nojprigodnostimolodezhi kpedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva, 1991.

6. Vilenskij M.Ya. Fizicheskaya kul'tura v gumanitarnom obrazovatel'nom prostranstve vuza. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1996; 81: 27 - 32.

Статья поступила в редакцию 02.08.18

УДК 37.078

Yaroslavtseva N.V., Cand. of Science (Pedagogy), Director of Novosibirsk Institute for Monitoring and Development of Education

(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORECASTING THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE REGIONS OF WESTERN SIBERIA. The article analyzes the development of the system of educational services in the field of pre-school education in the regions of Western Siberia. The correspondence to requests for educational services in the system of preschool education is revealed with its modern possibilities. The importance of stimulating part of the initiative in the field of educational services in preschool education is underlined. The existing productive different forms of the manifestation of non-state educational services in the field of pre-school education are defined. Conclusions are drawn that ensuring accessibility and individualization of educational services, improving their quality becomes a trend of social order in this area.

Key words: educational services, forecasting development of educational services, stimulating private initiative in education.

Н.В. Ярославцева, канд. пед. наук, директор Новосибирского института мониторинга и развития образования,

г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В статье анализируется развитие системы образовательных услуг в области дошкольного образования в регионах Западной Сибири. Выявляется соответствие запросам на образовательные услуги в системе дошкольного образования её современным возможностям. Подчёркивается важность стимулирования частью инициативы в области образовательных услуг в дошкольном образовании. Определены существующие на сегодняшний день продуктивные вариативные формы проявления негосударственных образовательных услуг в области дошкольного образования. Делаются выводы о том, что обеспечение доступности и индивидуализация образовательных услуг, повышение их качества становится трендом социального заказа в этой сфере.

Ключевые слова: образовательные услуги, прогнозирование развития образовательных услуг, стимулирование частной инициативы в сфере образования.

Прогнозирование развития системы образовательных услуг становится возможным только при условии стабильности государственной политики в области образования и реакции на нее на региональном уровне. С её решением связан вопрос о принятии концепции развития системы образовательных услуг в Западной Сибири, а также модели управления этим процессом. В исследованиях по проблемам развития образовательных услуг прогнозирование применяется довольно часто, однако, отметим, что прогнозируются только экономические, рыночные параметры: спрос, перспективные предложения, затраты, доход и пр., которые нас практически не интересуют. Существенной особенностью выполненного прогнозирования является констатация возможных изменений, обусловленных принятием (не принятием) концепции. Для нас важна:

- оценка предпосылок развития системы образовательных услуг в Западной Сибири, из которых неисследованным является соотношение спроса и предложения. Для анализа использовалась трендовая модель на примере самого проблемного уровня - дошкольного образования;

- оценка возможных вариантов реакции системы образовательных услуг на принятие разработанной нами концепции.

Аналитика в области общих показателей развития образования в Омской [1], Новосибирской [2], Томской [3], Кемеровской областей [4] и в Алтайском крае [5], даёт возможность установить, что опережающий спрос на образование сохраняется, при этом, в современных условиях, он может быть выражен не только в дефицитах объема, но также и других параметров - качества, обеспечения и доступности. Новые измерения опережающего спроса приводят к парадоксу, суть которого в том, что экстенсивное перепроизводство образовательных услуг, целью которого является быстрое получение прибыли (при отчуждении услуги от образовательных организаций, конкуренции на специфическом рынке, маркетинговых усилиях и пр. экономических реалиях) растет одновременно с дефицитами объема и не погашает их.

Отчеты территориальных органов государственной службы статистики и региональных Министерств (Департаментов) образования, в своей преамбуле указывают на изменение демографической ситуации, которая, сегодня определяет спрос в дошкольном и общем образовании, а в ближайшие пять лет, при сохранении тенденции сокращения государственных заданий, будетдостаточноостро проявляться ивпрофессиональном образовании. Общая численность населения младше трудоспо-собногорозйнста(Я -18оет),нйсновной/1,нлляющегопапотрсби-телем дошкольного и общего образования, везде имеет положительную динамику (рис. 1).

Наннльлый псрив,т деоографичавкпоизюснений, вявве время, привел к дефициту доступного дошкольного образова-оия.унтйснернекотоннговйизаавалось приоритетноН знданей развития системы образования в Западной Сибири. Так, в 2013 г. дссттпнонть дсшколянлго oOмaалвaннлврегинлах оцснивалнсу

в диапазоне от 65,3% (Омская область [1]) до 98,6% (Кемеровская область [4]), а уже к 2016 г. он был полностью устранен. Примечательно то, что в этот период, признавая обеспечение доступности дошкольного образования приоритетом, региональные власти, в полной мере, использовали возможности системы образовательных услуг, стимулируя ее развитие в необходимом направлении, за счёт:

- предоставления негосударственным дошкольным образовательным учреждениям, обладающим лицензией на осуществление образовательной деятельности налоговых льгот (пример - Закон Кемеровской области «О налоговых льготах негосударственным дошкольным образовательным учреждениям» [11]);

- организации частно-государственного партнерства в дошкольном образовании;

- выделение субсидий на возмещение затрат (в т. ч. на оплату труда и организацию образовательного процесса).

Комплексно, меры стимулирования системы образовательных услуг в дошкольном образовании отражены в программных решениях, например, в приоритетном проекте-маяке Администрации Томской области «Детский сад - каждому ребёнку» (2014 г.), в дорожной карте Администрации Кемеровской области «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» (2012 г.), подпрограмме «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» (2014 г.) и др.

Стимулирование частной инициативы в области образовательных услуг не только позволило расширить негосударственный сектор и, в конечном итоге, добиться наличия адекватного объема дошкольного образования, но и обеспечило определенный импульс в формировании инноваций и создании вариативных форм, в большей степени отвечающих разнообразным потребностям населения. В частности, продуктивными решениями являлись:

- создание дошкольных отделений и групп предшкольной подготовки в организациях общего образования;

- формирование семейных дошкольных групп - структурных подразделений дошкольных муниципальных образовательных организаций;

- образование групп кратковременного пребывания детей;

- сргауиглция центроасанннго развиюся детей;

- использование возможностей некоммерческих организа-COЙ,oкозывнл)щиx8рpaзйнaтнлуннlненлтги■

Ряд организационных решений, предпринятых региональными органами исполнительной власти, вообще выходит за рамкилбрюзовнтелыновслттл18ы,и могут водфиниматься нами только как экстренные меры. К таким решениям, например, нюнно от^^(^теющльсйафу^1^и1^а|-^а^т^нлт1^отры по уходу и присмотру за детьми, которые не обладают лицензией на осу-щессвллние даатовьнoоти , или развитие про-

600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

108,6 %

r/SS/ t/SS/

г/ss/

t/s//—

t/s//

t/s//

t/s//

t/s//

t/SSS—

t/s// t/s// t/s// t/s//

'SS//-

t/s// t/s// t/s//

'S/S/

111,5 %

•SS/S.

mssss. mssss. mssss.

'S/SS—

mssss. mssss. mssss. mssss.

'S/SS.—

mssss.

mssss.

mssss.

mssss.

'/SS/r

mssss.

mssss.

mssss.

mssss.

mssss. mssss. mssss. mssss.

104,4 %

105,9 %

SSSSJ—

f/s/j f/s/j f/s/j

s/SSs

f/s/j f/s/j f/s/j

s/SSs

'S/SS.

t/s// t/s// t/s// t/s//

'S/SS—

t/s//

t/s//

t/s//

t/s//

t/s//—

t/s//

t/s//

t/s//

t/s//

t/SSS—

t/s// t/s// t/s// t/s//

'SS//-

t/s// t/s// t/s//

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'S/S/

106,5 %

'S/SS.

mssss.

'S/SS— 'S/SS.

mssss. mssss. mssss.

'S/SS.—

mssss. mssss. mssss. mssss.

'S/SS —

mssss.

mssss.

mssss.

mssss.

~ssss~

mssss.

mssss.

mssss.

mssss.

Омская обл.

Новосибирская обл.

Томская обл.

Кемеровская обл.

Алтайский край

2014 Л 2015 112016 ?? 2017

Сну.Ь. Численностьнаселениямладш е трудоспособноговозраста (составлено по [6; 7; 8; 9; 10])

Алтайский край

Омская обл.

3200.

Новосибирская обл.

2013-2014 гг. -

период интенсивного роста

Кемеровская обл.

Томская обл.

2013 г. •2014 г. 2015 г. •2016 г. •2017 г.

Рис. 2. Количество мест в негосударственном секторе дошкольного образования, включая государственно-частное партнерство

фессий нянь, гувернеров и домашних воспитателей, создание социально-игровых комнат в общежитиях и социальных центрах. Действительно, такие меры несколько снижают социальную остроту проблемы, но не решают актуальных педагогических задач дошкольного образования (прогнозируемое, востребованное изменение личности в образовательном процессе), особенно в условиях достаточно сложных требований к данному уровню.

Вариативные формы, изначально, предполагающие временное использование дополнительной инфраструктуры, которой у системы образования не хватало, доказали свою способность к индивидуализации образовательной услуги и гибкости в отличие от традиционных форматов дошкольного образования, поэтому, они не были упразднены и после «ввода в строй» необходимого числа мест, но их возможности, во многом, остаются латентными. В период с 2016 по 2018 гг. вариативные формы используются для решения проблемы переполненности дошкольных образовательных организаций, однако, далее, при развитии конкуренции с формальной структурой дошкольного образования, они, как и негосударственный сектор в целом, могут выступать инициатором повышения качества образовательных услуг и вариации образовательных программ.

Вообще, динамика изменения негосударственного сектора демонстрирует тот факт, что в решении проблемы дошкольного образования региональные власти, в большей степени, были озабочены социальной напряженностью, которую она создает, а также необходимостью отвечать на прямые претензии центральной власти (рис. 2).

Абсолютные значения, представленные на рисунке ..., взяты из ежегодных отчетов региональных министерств и департаментов образования, но поскольку методики подсчетов различаются, сравнивать регионы между собой не имеет смысла. Подчеркиваем, что на графике не отражены аудитории дошкольников, получающие образовательные услуги в государственных и муниципальных учреждениях общего образования, образовательных центрах, организациях культуры и спорта, а их процент весьма значителен. Не представлены также данные об оказании образовательных услуг дошкольного образования в некоммерческих организациях регионов и ведомственных организациях дошкольного образования (например, РЖД и, до недавнего времени, Министерства обороны Российской Федерации). Вместе с тем, совпадение динамических характеристик очевидно, и оно говорит об общей тенденции. В 2013 - 2014 гг., когда проблема

доступности дошкольного образования стояла наиболее остро, наблюдается период интенсивного роста негосударственного сектора и государственно-частного партнерства. В 2014 - 2015 г., когда во всех областях региона объявили о достижении показателя доступности в 100%, темы роста негосударственного сектора снизились, а далее, когда большинство региональных программ официально считается выполненными, рост почти останавливается.

Эти и другие данные, получены в процессе анализа ведомственных отчетов и программных документов, позволяют сделать два вывода. Во-первых, представленность частного сектора, частно-государственного партнерства и образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями общего образования (т. е. всего того, что попадает под определение «образовательные услуги»), по-прежнему, не высока. Сдерживающих факторов в этой области несколько, в свое время они были раскрыты группой исследователей под руководством О.Б. Савинской: административные препоны и высокий входной порог в систему образовательных услуг; долговременный характер инвестиций и отдаленные перспективы прибыли, отталкивающие потенциальных инвесторов; высокая стоимость образовательного процесса и, как следствие, финансовая нагрузка на родителей; недоверие к негосударственному сектору, которое еще предстоит преодолевать, а также многое другое [12]. В результате, дошкольное образование в формате образовательных услуг развивается только в узком сегменте. Вместе с тем, опыт решения проблемы доступности дошкольного образования в регионах Западной Сибири показал, что эти проблемы вполне преодолеваемы при наличие определенного посыла и поддержки со стороны государства. Огромный перекос в сторону формального дошкольного образования можно объяснить и инерцией самой образовательной системы, которая себя постепенно изживает.

Во-вторых, государство, по-прежнему, не учитывает всех возможностей системы образовательных услуг в решении проблем качества и доступности дошкольного образования, полноценного удовлетворения спроса, вне зависимости от того, кто будет их оказывать - государственные, муниципальные или негосударственные образовательные организации. Такую недооценку можно вполне считать региональной исторической традицией.

Эти выводы мы находим вполне справедливыми для остальных уровней образования. Переход в качественное измерение,

обращение к проблемам доступности и индивидуализация -главные направления трансформации спроса на образовательные услуги не только в дошкольном, но и в общем, профессиональном и дополнительном образовании. Вместе с тем, мы

Библиографический список

учитываем, что такая, казалось бы, объективная диагностика дает только общую картину, которая, естественно, не является полноценным исследованием социального заказа, однако формирует представление о его современных трендах.

1. Итоговый отчёт Министерства образования Омской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования в 2014, в 2015, в 2016 гг. Министерство образования Омской области. Available at: http://mobr.omskportal.ru/ru/ RegionalPublicAuthorities/executivelist/MOBR/nasha-shkola.html

2. Итоговый отчёт о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования в Новосибирской области за 2014 год. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Available at: https://minobr.nso.ru/ deyatelnost/Pages/statistic.aspx

3. Отчеты о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования. Департамент общего образования Томской области. Available at: https://edu.tomsk.gov.ru/Otcheti-i-dokladi-o-deyatelynosti

4. Итоговый отчёт департамента образования и науки Кемеровской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2013 год. Департамент образования и науки Кемеровской области. Available at: http://xn--42-6kcadhwnl3cfdx. xn--p1ai/department/#s_3

5. Итоговый отчёт Министерства образования и науки Алтайского края о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2016 год. Министерство образования и науки Алтайского края. Available at: http://www.educaltai.ru/education_ system/education-statistics/2017/

6. Распределение населения по возрастным группам. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и республике Алтай. Available at: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/altayRegionStat/population

7. Численность населения Кемеровской области на начало года. Территориальный орган службы государственной статистики по Кемеровской области. Available at: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/population/

8. Численность населения. Территориальный орган службы государственной статистики по Томской области. Available at: http:// tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/population/

9. Статистические данные и показатели. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Available at: https://minobr.nso.ru/deyatelnost/Pages/statistic.aspx

10. Численность населения Омской области и города Омска по полу и основным возрастным группам. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. Available at: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ ru/statistics/population/

11. О налоговых льготах негосударственным дошкольным образовательным учреждениям. Закон Кемеровской области от 19 июля 2011 года № 87-ОЗ. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/990311396

12. Савинская О.Б., Баллаева Е.А., Цимбаленко А.Б., Кочкина Е.В. Негосударственное дошкольное образование в России: Оценка программ господдержки, правового регулирования и перспектив развития. Москва: ЛексПраксис, 2013.

References

1. Itogovyj otchet Ministerstva obrazovaniya Omskoj oblasti o rezul'tatah analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya v 2014, v 2015, v 2016 gg. Ministerstvo obrazovaniya Omskoj oblasti. Available at: http://mobr.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/ executivelist/MOBR/nasha-shkola.html

2. Itogovyj otchet o rezul'tatah analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya v Novosibirskoj oblasti za 2014 god. Ministerstvo obrazovaniya, nauki i innovacionnoj politiki Novosibirskoj oblasti. Available at: https://minobr.nso.ru/deyatelnost/Pages/statistic.aspx

3. Otchety o rezul'tatah analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya. Departament obschego obrazovaniya Tomskoj oblasti. Available at: https://edu.tomsk.gov.ru/Otcheti-i-dokladi-o-deyatelynosti

4. Itogovyj otchet departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti o rezul'tatah analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2013 god. Departament obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti. Available at: http://xn--42-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/ department/#s_3

5. Itogovyj otchet Ministerstva obrazovaniya i nauki Altajskogo kraya o rezul'tatah analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2016 god. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Altajskogo kraya. Available at: http://www.educaltai.ru/education_system/education-statistics/2017/

6. Raspredelenie naseleniya po vozrastnym gruppam. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Altajskomu krayu i respublike Altaj. Available at: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/altayRegionStat/population

7. Chislennost' naseleniya Kemerovskoj oblasti na nachalo goda. Territorial'nyj organ sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Kemerovskoj oblasti. Available at: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/population/

8. Chislennost' naseleniya. Territorial'nyj organ sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Tomskoj oblasti. Available at: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/population/

9. Statisticheskie dannye i pokazateli. Ministerstvo obrazovaniya, nauki i innovacionnoj politiki Novosibirskoj oblasti. Available at: https://minobr. nso.ru/deyatelnost/Pages/statistic.aspx

10. Chislennost' naseleniya Omskoj oblasti i goroda Omska po polu i osnovnym vozrastnym gruppam. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Omskoj oblasti. Available at: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/population/

11. O nalogovyh l'gotah negosudarstvennym doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniyam. Zakon Kemerovskoj oblasti ot 19 iyulya 2011 goda № 87-Oz. 'Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj dokumentacii. Available at: http://docs.cntd.ru/document/990311396

12. Savinskaya O.B., Ballaeva E.A., Cimbalenko A.B., Kochkina E.V. Negosudarstvennoe doshkol'noe obrazovanie vRossii: Ocenka programm gospodderzhki, pravovogo regulirovaniya i perspektiv razvitiya. Moskva: LeksPraksis, 2013.

Статья поступила в редакцию 17.07.18

УДК 371

Amjad Abo-Mokh, postgraduate, Faculty of Education and Pedagogical Sciences, Novgorod State University (Veliky Novgorod,

Russia), E-mail: [email protected]

TEACHING METHODS, ASSESSMENT OF RESULTS AND THEIR IMPACT ON STUDENT ACHIEVEMENT. The main objective of the reform in the field of education in Israel is to improve student performance. To achieve this goal, maximum efforts must be made by both the school administration, the TPA and teachers. Teachers play a central role in assessing students and improving achievement. The main role of the teacher is to promote the maximum development of students. The teacher is a representative of the culture of his people and plays a leading role in the process of the child's entry into the world of adults. To achieve maximum results in the development of students from teachers requires continuous improvement of teaching methods and evaluation of results, which is happening in Israel in the process of implementation of educational reform.

Key word: teaching methods, assessment of results, student achievement, Israeli schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.