Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке управленческих и инженерных кадров в Тамбовской области'

К вопросу о подготовке управленческих и инженерных кадров в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КАДРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / MANAGEMENT / STAFF / ORGANIZATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомин Михаил Александрович, Злобина Наталья Васильевна

Анализируется система подготовки и переподготовки управленческих и инженерных кадров, развитие которой обосновывается как стратегическая задача социально-экономического развития Тамбовской области. Установлено, что задача подготовки кадров присутствует в соответствующих нормативно-правовых актах. Однако в них не приведены конкретные требования к кадровым потокам Тамбовской области: направления подготовки и уровень квалификации, а также количественные показатели. Выявлено, что в Тамбовской области отраслями, вносящими существенный вклад в экономику, являются: сельское хозяйство, промышленность, строительство и торговля. Учитывая структуру занятости в регионе, можно сказать, что целесообразно сохранить весь спектр направлений, по которым обучаются студенты. Разработаны и рекомендованы следующие мероприятия подготовки управленческих и инженерных кадров: создание и развитие организационно-технологической инфраструктуры; повышение эффективности подсистемы обучения и подготовки кадров; создание площадки для организации взаимодействия между инновационными фирмами и организациями и учреждениями профессионального образования; развитие системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационных фирм и организаций в профессиональных образовательных заведениях области; развитие в Тамбовской области системы непрерывного образования. При этом основными направлениями государственной научной, научно-технической и инновационной политики области, связанными с подготовкой и переподготовкой кадров, являются: подготовка и переподготовка научных кадров в высших учебных заведениях и научных организациях; создание сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PREPARATION OF MANAGERIAL AND THE ENGINEERING STAFF IN THE TAMBOV REGION

The system of preparation and retraining of a managerial and engineering staff which development is proved as a strategic task of social and economic development of the Tambov region is analyzed. It is established that the task of training the staff is present at the corresponding regulatory legal acts. However specific requirements to personnel flows of the Tambov region aren't provided in these acts: ways of preparation and skill level, and also quantitative indices. It is revealed that in the Tambov region the industries making an essential contribution to economy are: agricultural industry, industry, construction and trade. Considering the level of employment in the region, one may say, that it is reasonable to keep all range of the facilities in which students study. The following events of preparation of a managerial and engineering personnel are developed and recommended: creation and development of organizational and technological infrastructure; increase in efficiency of a subsystem of education and training; creation of the platform for the organization of interaction between innovative firms and the organizations and organizations of professional education; development of system of targeted preparation, retraining and advanced training of a personnel for innovative firms and the organizations in professional educational institutions of region; development in the Tambov region systems of life-long education. At the same time the main directions of the governmentally-scientific, scientifically-technical and innovative policies of region connected with preparation and retraining of personnel are: preparation and retraining of a scientific personnel in higher educational institutions and the scientific organizations; creation of network of educational and scientific and industrial practice complexes.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке управленческих и инженерных кадров в Тамбовской области»

УДК 65.018 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-51-59

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИСТОМИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: istominm@list.ru

ЗЛОБИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econa@admin.tstu.ru

Анализируется система подготовки и переподготовки управленческих и инженерных кадров, развитие которой обосновывается как стратегическая задача социально-экономического развития Тамбовской области. Установлено, что задача подготовки кадров присутствует в соответствующих нормативно-правовых актах. Однако в них не приведены конкретные требования к кадровым потокам Тамбовской области: направления подготовки и уровень квалификации, а также количественные показатели. Выявлено, что в Тамбовской области отраслями, вносящими существенный вклад в экономику, являются: сельское хозяйство, промышленность, строительство и торговля. Учитывая структуру занятости в регионе, можно сказать, что целесообразно сохранить весь спектр направлений, по которым обучаются студенты. Разработаны и рекомендованы следующие мероприятия подготовки управленческих и инженерных кадров: создание и развитие организационно-технологической инфраструктуры; повышение эффективности подсистемы обучения и подготовки кадров; создание площадки для организации взаимодействия между инновационными фирмами и организациями и учреждениями профессионального образования; развитие системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационных фирм и организаций в профессиональных образовательных заведениях области; развитие в Тамбовской области системы непрерывного образования. При этом основными направлениями государственной научной, научно-технической и инновационной политики области, связанными с подготовкой и переподготовкой кадров, являются: подготовка и переподготовка научных кадров в высших учебных заведениях и научных организациях; создание сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов.

Ключевые слова управление, кадры, организация, обучение

Важнейшим фактором реализации стратегических направлений развития региональной экономики является обеспечение их работы современными кадрами, обладающими необходимыми компетенциями и ценностными установками. В данной ситуации большую важность приобретает система подготовки и переподготовки управленческих и инженерных кадров, развитие которой в свою очередь является стратегической задачей. При этом цели и задачи в сфере образования должны быть отражены во всех значимых нормативно-правовых актах.

Проверим это утверждение на примере Тамбовской области. В Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 г. отмечено, что основная задача инновационной политики региона заключается в обеспечении непрерывного взаимодействия различных элементов и подсистем в рам-

ках инновационного процесса, а также в создании недостающих звеньев [1]. Для достижения результатов в указанных направлениях рекомендовано следующее:

- создание и развитие организационно-технологической инфраструктуры (подсистема трансфера новаций, бизнес-инкубаторы и центры коллективного пользования;

- повышение эффективности подсистемы обучения и подготовки кадров.

Второй пункт подразумевает реализацию следующих мероприятий:

- создание площадки для организации взаимодействия между инновационными фирмами и организациями и учреждениями профессионального образования с целью адаптации образовательных программ в зависимости от потребностей экономики области;

- развитие системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационных фирм и организаций в профессиональных образовательных заведениях области;

- развитие в Тамбовской области системы непрерывного образования;

- организация бизнес-тренингов для начинающих инноваторов с привлечением успешных предпринимателей с опытом реализации инновационных проектов;

- организация целевого дополнительного обучения инновационных менеджеров в ведущих вузах России и мира.

В законе о научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области отражены основные цели государственной научной, научно-технической и инновационной политики [2]. При этом основными направлениями государственной научной, научно-технической и инновационной политики области, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, являются:

- подготовка и переподготовка научных кадров в высших учебных заведениях и научных организациях;

- создание сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов.

В соответствии с Государственной программой Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 гг. разработана подпрограмма «Стимулирование инноваций» [3]. Одной из основных кадровых задач подпрограммы является развитие потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, популяризация инновационной деятельности. Это подразумевает следующее: обеспечение развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций за счет организации стажировок для работников инновационной сферы в ведущих российских и зарубежных научно-инновационных центрах, семинаров, тренингов; пропаганды и популяризации инновационной, изобретательской и научно-технической деятельности посредством оказания информационно-имиджевой поддержки промышленности в области, в том числе выпуск теле-, радиопрограмм, размещение материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и периодических изданиях.

Таким образом, задача подготовки кадров присутствует в соответствующих нормативно-правовых актах. Однако в них не приведены конкретные требования к кадровым потокам Тамбовской области: направления подготовки и уровень квалификации, а также количественные показатели.

С точки зрения организации образовательных процессов, большую роль играет государственное регулирование.

В целом по Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. При этом устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет (магистратура), высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Официальная система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования [4].

Современное развитие общественных, экономических, производственных и т. п. отношений накладывает существенный отпечаток на процесс образования. К примеру, студент обучается по определенному направлению, а после окончания учебного заведения могут измениться стандарты работы в отрасли. Тогда выпускнику необходимо переучиваться и переучиваться быстро. Данное утверждение частично подтверждается результатами исследований, проведенным Агентством стратегических инициатив совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО. Был разработан Атлас новых профессий, в котором отмечено, что целый ряд существующих профессий и компетенций не будут востребованы на рынке труда уже в момент окончания вуза будущими выпускниками [5].

На сегодняшний день в Тамбовской области представлены 26 общеобразовательных организаций среднего профессионального образования и 15 высших учебных заведений. В указанных образовательных учреждениях студенты получают профессиональное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Кроме известных образовательных учреждений региона присутствуют и другие возможности получения навыков в сфере управления:

1. «Школа губернаторского резерва» в Тамбовской области подразумевает создание на уровне администрации области стратегически значимого кадрового ресурса, способного обеспечить инновационное развитие реального сектора экономики региона.

2. Федеральная программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (20102015 гг.)» базового и перспективного уровней резерва управленческих кадров (Программа) реализуется в 2012-2014 гг. Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и направлена на подготовку резервистов к роли лидеров и реформаторов, развитие у слушателей управленческих компетенций и профессиональных навыков, необходимых для эффективной работы в системе государственного управления, приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах, формирование способности к непрерывному обучению и личностному развитию.

3. Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентская программа), обучение специалистов по которой ведется по трем уровням: образовательные программы профессиональной переподготовки типа «В» (550 учебных часов), обеспечивающие базовый уровень подготовки менеджеров, проектно-ориентированные программы профессиональной переподготовки типа «А», обеспечивающие более высокий уровень подготовки. Обучение специалистов ведется в вузах.

4. Бизнес-школа СКОЛКОВО предоставляет доступ студентам к самым необходимым теоретическим знаниям и кейсам из российской и международной практики, а также возможность отработать полученные знания для реализации бизнес-проектов, которые интегрированы в процесс обучения. В образовательный процесс включены тренинги, бизнес-симуляторы, стажировки в российских и международных корпорациях, специальные модули в рамках партнерства с ведущими мировыми бизнес-школами.

К проблеме подготовки управленческих и инженерных кадров можно подойти теоретически. Рассмотрим, как она анализируется в научных трудах различных авторов.

По мнению О. Г. Туровца, в современных условиях управленцы-производственники должны иметь системное представление, знания и опыт в области технологии, организации и управления производством в определенной отрасли экономики, иметь подготовку в области инженерной экономики и организации инновационной деятельности, уметь принимать экономически обоснованные решения производственного характера и организовывать работу коллектива в условиях жесткой конкуренции на рынках товаров и услуг [6].

В. Р. Дряхлова полагает, что значимую роль в формировании нового поколения управленцев мо-

жет сыграть реализация программ непрерывного профессионального образования, начиная с довузовской подготовки. В настоящее время специалисты все чаще признают, что подготовка профессионала-управленца должна начинаться не только с этапа его поступления в вуз. Она может формироваться и развиваться в особом образе организованной социальной среде, начиная с ранних этапов обучения и воспитания. Целью довузовской управленческой подготовки является не только повышение качества обучения с более глубоким и обстоятельным изучением профильных предметов и дисциплин общегуманитарного, правового, экономического и управленческого характера, использование современных компьютерных средств и технологий, но и ранняя профориентация, подготовка специалистов со средним, а затем и с высшим профессиональным образованием [7].

Отметим, что в данном подходе делается упор на формирование определенного мировоззрения у обучающихся, а не на привитии определенных навыков.

В. Р. Атоян и Н. В. Казакова утверждают, что одной из наиболее острых проблем в сфере инновационной деятельности сегодня является недостаток подготовленных кадров в сфере создания и коммерциализации технологий. Как показал мировой опыт, эта задача может решаться двумя путями:

а) подготовка специалистов с квалификацией «Инновационный менеджмент» в рамках высшего профессионального образования;

б) переподготовка и получение дополнительного высшего образования по данной специальности в рамках поствузовского обучения.

Примером новой образовательной технологии, позволяющей подготовить инициативных специалистов экономистов широкого профиля, обладающих обширным спектром рабочих навыков, может служить метод проблемно-ориентированного обучения. Данный метод основан на самообучение студентов под руководством преподавателя посредством рассмотрения и решения конкретных деловых ситуаций и изучения необходимых для этого материалов. Другой подход подразумевает, что образование тесно связано с научными исследованиями, нацеленными на разработку и практическое применение новейших технологий, имеющих высокий потенциал использования в сфере промышленности и услуг [8].

Очевидно, что все эти тенденции необходимо адаптировать к практике подготовки инженерных и управленческих кадров в Тамбовской области.

С точки зрения количественных показателей подготовки управленческих и инженерных кадров

целесообразно рассмотреть данные о количестве деление контингента учащихся по направлениям обучающихся в регионе. Проанализируем распре- подготовки (табл. 1, 2).

Таблица 1

Распределение численности студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в профессиональных образовательных организациях по укрупненным группам направлений подготовки, % [9]

Направление подготовки Учебный год

2013-2014 2014-2015

Транспортные средства 24 26

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 24 23

Металлургия, машиностроение и металлообработка 13 10

Сельское и рыбное хозяйство 11 11

Сфера обслуживания 10 10

Не указанные в таблице направления подготовке обладают долей менее 5 % в общем количестве

Таблица 2

Распределение численности студентов по программам подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях по укрупненным группам направлений подготовки (по информации на начало учебного года), % [9]

Направление подготовки Учебный год

2013-2014 2014-2015

Транспортные средства 21 21

Экономика и управление 12 10

Сфера обслуживания 9 11

Информатика и вычислительная техника 9 8

Строительство и архитектура 13 12

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 8 8

Архитектура и строительство 8 8

Не указанные в таблице направления подготовке обладают долей менее 5 % в общем количестве

Если говорить о высшем профессиональном образовании, то по всем формам обучения в вузах Тамбовской области в 2014 г. обучалось 37788 человек. В этой сфере реализуется многоуровневая система подготовки по 24 направлениям. Наибольшее количество студентов обучается по таким направлениям, как экономика и управление - 31 %; гуманитарные и социальные науки - 24 %; техника и технологии - 18 %;

образование и педагогика - 8 %, сельское хозяйство -8 %, естественные науки и математика - 5 % [9].

Как видно из таблиц, наибольшей популярностью пользуется направление «Транспортные средства».

Далее рассмотрим динамику численности студентов в образовательных учреждениях (рис.

1, 2, 3).

Рис. 1. Численность студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования [10]

Как мы видим из рисунка 1 , наблюдается ежегодное снижение численности студентов государственных вузов (с 39741 чел. в 2010/2011 учебном году до 29767 чел. в 2014/2015 учебном

году). При этом скорость уменьшения численности студентов снижается, но остается выше скорости убывания численности студентов по всем образовательным учреждениям региона.

4000 3 500

Рис. 2. Численность студентов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (с филиалами) [10]

Численность студентов негосударственных вызов увеличилась с 2449 чел. в 2010/2011 учебном году до 3339 чел. в 2014/2015 учебном году.

Численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, существенно не изменялась в рассматрива-

емый период и составила в среднем 15000 чел. ежегодно.

Таким образом существует тенденция по снижения численности студентов в Тамбовской области. И наиболее ярко она проявляется в государственных вузах региона.

Рис. 3. Численность студентов государственных образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования [10]

Далее рассмотрим отраслевую структуру экономики региона на предмет выявления ведущих отраслей экономики.

Из таблицы 3, 4 видно, что наибольшие темпы роста демонстрирует сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, однако в долевом отношении этот вид деятельности уступает оптовой и розничной торговли.

При этом в последние годы наблюдается положительная динамика роста в целом ВРП. Так, в 2013 г. уровень ВРП Тамбовской области составил 235859,7 млн руб., что на 9,2 % больше чем в 2012 г.

С точки зрения прибыльности видов экономической деятельности, рассмотрим показатели

сальдированного финансового результата организаций (табл. 5, 6).

Так, наибольший удельный вес имеет сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, однако темпы роста данного вида экономической деятельности значительно ниже по другим видам деятельности.

В контексте проводимого анализа важным показателем является распределение численности занятых по видам экономической деятельности. Отметим, что по подавляющему (в среднем по региону - 99 %) большинству видов экономической деятельности среднее значение роста численности занятых замедляется.

Таблица 3

Среднегодовое значение индекса физического объема валовой добавленной стоимости видов экономической деятельности по Тамбовской области [11]

Виды экономической деятельности Среднегодовое значение индекса физического объема (в расчете за период 2010-2013 гг.)

Всего по области 107

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 121

Добыча полезных ископаемых 115

Строительство 113

Операции с недвижимым имуществом 108

Транспорт и связь 107

Гостиницы и рестораны 107

Оптовая и розничная торговля и ремонт 106

Предоставление прочих услуг 106

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обрабатывающие производства 105

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 100

Таблица 4

Среднегодовое значение доли вида экономической деятельности в структуре валового регионального продукта в Тамбовской области [12]

Виды экономической деятельности Среднегодовое значение доли вида экономической деятельности в структуре валового регионального продукта (в расчете за период 2010-2013 гг.)

Оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств 21

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16

Строительство 13

Обрабатывающие производства 13

Транспорт и связь 11

Все остальные менее 10%

Таблица 5

Темпы роста сальдированного финансового результата организаций по ведущим видам экономической деятельности [13]

Виды экономической деятельности Среднегодовое значение темпов роста сальдированного финансового результата организаций (в расчете за период 2010-2013 гг.)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 139

Обрабатывающие производства 285

Строительство 152

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 562

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 126

Прочее 148

Таблица 6

Структура сальдированного финансового результата организаций по ведущим видам экономической деятельности [13]

Виды экономической деятельности Среднегодовые значения доли вида экономической деятельности в общем объеме сальдированного финансового результата организаций и предприятий Тамбовской области (в расчете за период 2010-2013 гг.)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 43

Обрабатывающие производства 31

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22

Все остальное менее 5 %

В структуре занятости наибольший удельный как сельское хозяйство имеет очень низкое значе-вес имеют обрабатывающие производства. Тогда ние среднегодовой доли занятых (табл. 7).

Таблица 7

Структура занятости по видам экономической деятельности в Тамбовской области [14]

Виды экономической деятельности Среднегодовое значение доли вида экономической деятельности в общей структуре занятости (в расчете за период 2010-2014 гг.)

Обрабатывающие производства 18

Образование 12

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение 10

Остальное менее 10

На основе проведенного анализа было выявлено, что в Тамбовской области отраслями, вносящими существенный вклад в экономику, являются: сельское хозяйство, промышленность, строительство и торговля. Учитывая структуру занятости в регионе, можно сказать, что целесообразно сохранить весь спектр направлений, по которым обучаются студенты.

При этом у каждого жителя региона есть возможность трудоустраиваться в организации из различных отраслей экономики. Для этого целесообразно сформировать такие центры подготовки кадров, которые позволят привить необходимые навыки и компетенции в минимально короткие сроки.

Литература

1. Инвестиционный паспорт Тамбовской области // Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/strategija_razvitija.html

2. Закон о научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области (В редакции Законов Тамбовской области от 23.06.2006 г. № 59-З; от 18.12.2008 г. № 477-З; от 01.07.2009 г. № 545-З; от 03.12.2010 г. № 717-З; от 25.07.2012 г. № 179-З) URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 116012603&rd k=&backlink=1

3. Подпрограмма «Стимулирование инноваций» в рамках Государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 гг. URL: http://pravo.-gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=116036804&rdk=&back link=1

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/document-/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d 8881ba35fb291/

5. Московская школа управления «Сколково» / Атлас новых профессий. URL: http://www.skolkovo.ru-

/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SE DeC_Atlas.pdf

6. Туровец О. Г. Подготовка управленческих кадров для производства: проблемы и пути решения // Организатор производства. Воронеж, 2009. Т. 41. № 2 С. 107-109. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12987006

7. Дряхлова В. Р. Довузовская подготовка управленческих кадров // ВЛАСТЬ. г. Москва, 2009. С. 95-98.URL: http://elibrary.ru/download/14862496.pdf

8. Атоян В. Р., Казакова Н. В. Подготовка управленческих кадров для инновационной сферы России: учет зарубежного опыта // Инновации. 2005. С. 76-80. URL: http://elibrary.ru/download/36997201.pdf

9. Инвестиционный паспорт Тамбовской области URL: http://www.invest-tambovregion.ru/obrazovanie.html

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. // Социальная сфера URL: http://tmb.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/tmb/ru/statistics/sphere/

11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области // Индексы физического валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности по Тамбовской области (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году). URL: http://tmb.gks.ru/wps-/wcm/connect/rosstat_ts/tmb/resources/73b9c0004e68d54d b3dbbb067d885716/ind_vpr_06022015.pdf

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области // Объем и динамика валового регионального продукта. http://tmb.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmb/resource s/7934a0004e899f5c9659977904886701/ob_dinamika_06 022015.pdf

13. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области / Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности по Тамбовской области. URL: http ://tmb. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmb -/resource.pdf

14. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области / Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого

предпринимательства) по видам экономической деятельности. URL: http://tmb.gks.ru/wps/wcm/connect-/rosstat_ts/tmb/resources/f91e52804c876cce98c49b915ce0 328a/osn_pok-sfr.pdf

References

1. Investicionnyj pasport Tambovskoj oblasti [Investment Passport of the Tambov region] // Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Tam-bovskoj oblasti na period do 2020 g. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/strategija-_razvitija.html

2. Zakon o nauchno-tekhnicheskoj politike, nauchnoj i innovacionnoj deyatel'nosti v Tambovskoj oblasti [Act on Science and Technology Policy, research and innovation activities in the Tambov region] (V redakcii Zakonov Tambovskoj oblasti ot 23.06.2006 g. № 59-Z; ot 18.12.2008 g. № 477-Z; ot 01.07.2009 g. № 545-Z; ot 03.12.2010 g. № 717-Z; ot 25.07.2012 g. № 179-Z) URL: http://pravo.gov.-ru/proxy/ips/?docbody=&nd=116012603&rdk=&backlink= 1

3. Podprogramma «Stimulirovanie innovacij» v ramkah Gosudarstvennoj programmy Tambovskoj oblasti «Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika» na 2014-2020 gg [Sub-program «Promoting innovation» in the framework of the State program of the Tambov region «Eco-nomic development and innovative economy» for 20142020]. URL: http://pravo.-gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=-116036804&rdk=&backlink= 1

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ [About Education in the Russian Federation: the fader. Law of 29.12.2012, № 273-FZ] (red. ot 30.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons-_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba3 5fb291/

5. Moskovskaya shkola upravleniya «Skolkovo» [Moscow Management School «Skolkovo»] / Atlas novyh professij. URL: http://www.skolkovo.ru-/public/media/docu-ments/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf

6. Turovec O. G. Podgotovka upravlencheskih kadrov dlya proizvodstva: problemy i puti resheniya [Management Training for production: problems and solutions] // Organizator proizvodstva. Voronezh, 2009. T. 41. № 2. S. 107-109. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12987006

7. Dryahlova V. R. Dovuzovskaya podgotovka uprav-lencheskih kadrov [Management Training] // VLAST'. g. Moskva, 2009. S. 95-98. URL: http://elibrary.ru/down-load/14862496.pdf

8. Atoyan V. R., Kazakova N. V. Podgotovka uprav-lencheskih kadrov dlya innovacionnoj sfery Rossii: uchet zarubezhnogo opyta [Management Training for Russian innovation sphere: accounting of foreign experience] // Innovacii. 2005. S. 76-80. URL: http://elibrary.ru/download-/36997201.pdf

9. Investicionnyj pasport Tambovskoj oblasti [Investment Passport of the Tambov region] URL: http://www.invest-tambovregion.ru/obrazovanie.html

10. TerritoriaTnyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Tambovskoj oblasti. [The territorial body of the Federal State Statistics Service in Tambov region] // Social'naya sfera URL: http://tmb.gks.ru/wps/wcm-/connect/rosstat_ts/tmb/ru/statistics/sphere/

11. TerritoriaTnyj organ Federal'noj sluzhby gosudar-stvennoj statistiki po Tambovskoj oblasti [The territorial body of the Federal State Statistics Service in Tambov region] // Indeksy fizicheskogo valovoj dobavlennoj stoimosti po vidam ekonomicheskoj deyatel'nosti po Tambovskoj oblasti (v post-oyannyh cenah; v procentah k predydushchemu godu). URL: http://tmb.gks.ru/wps-/wcm/connect/rosstat_ts-/tmb/resou-rces/73b9c0004e68d54db3dbbb067d885716/ind_vpr_060220 15.pdf

12. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudar-stvennoj statistiki po Tambovskoj oblasti [The territorial body of the Federal State Statistics Service in Tambov region] // Ob"em i dinamika valovogo regional'nogo produkta. http://tmb.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmb-/resources-/7934a0004e899f5c9659977904886701/ob_dinamika_06022 015.pdf

13. Territorial'nyi organ federal'noj sluzhby gosudar-stvennoj statistiki po Tambovskoj oblasti [The territorial body of the Federal State Statistics Service in Tambov region] / Struktura valovoj dobavlennoj stoimosti po vidam ekonomich-eskoj deyatel'nosti po Tambovskoj oblasti. URL: http://tmb.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmb/resource.pdf

14. Territorial'nyi organ federal'noj sluzhby gosudar-stvennoj statistiki po Tambovskoj oblasti [The territorial body of the Federal State Statistics Service in Tambov region] / Sal'dirovannyj finansovyj rezul'tat (pribyl' minus ubytok) organ-izacij (bez sub"ektov malogo predprinimatel'stva) po vidam ekonomicheskoj deyatel'nosti. URL: http://tmb.gks.ru/wps/-wcm/connect-/rosstat_ts/tmb/re-sources/f91e52804c876cce98-c49b915ce0328a/osn_poksfr.pdf

* * *

TO THE QUESTION OF PREPARATION OF MANAGERIAL AND THE ENGINEERING STAFF IN THE TAMBOV REGION

ISTOMIN MIHAIL ALEKSANDROVICH Tambov State Technical University Tambov, the Russian Federation, e-mail: istominm@list.ru

ZLOBINA NATALYA VASILYEVNA Tambov State Technical University Tambov, the Russian Federation, e-mail: econa@admin.tstu.ru

The system of preparation and retraining of a managerial and engineering staff which development is proved as a strategic task of social and economic development of the Tambov region is analyzed. It is established that the task of training the staff is present at the corresponding regulatory legal acts. However specific requirements to personnel flows of the Tambov region aren't provided in these acts: ways of preparation and skill level, and also quantitative indices. It is revealed that in the Tambov region the industries making an essential contribution to economy are: agricultural industry, industry, construction and trade. Considering the level of employment in the region, one may say, that it is reasonable to keep all range of the facilities in which students study. The following events of preparation of a managerial and engineering personnel are developed and recommended: creation and development of organizational and technological infrastructure; increase in efficiency of a subsystem of education and training; creation of the platform for the organization of interaction between innovative firms and the organizations and organizations of professional education; development of system of targeted preparation, retraining and advanced training of a personnel for innovative firms and the organizations in professional educational institutions of region; development in the Tambov region systems of life-long education. At the same time the main directions of the governmentally-scientific, scientifically-technical and innovative policies of region connected with preparation and retraining of personnel are: preparation and retraining of a scientific personnel in higher educational institutions and the scientific organizations; creation of network of educational and scientific and industrial practice complexes.

Key words: management, staff, organization, training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.