Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015
Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы
УДК 378.6:37
Н.Н. Давыдова, С.Л. Фоменко
Некоторые подходы к организации кластерной интеграции образовательных организаций
Аннотация. В статье представлены подходы к возможности интеграции образовательных организаций в педагогический (образовательный) кластер. Интеграция участников сетевого взаимодействия в условиях кластера рассматривается как многокомпонентная, структурированная и целесообразно организованная связь взаимодействующих субъектов, обеспечивающая расширение их сотрудничества с целью совместного, более полного использования ресурсов и получения дополнительного экстернального (внешнего) эффекта, приводящая к саморазвитию каждого участника взаимодействия. Представлена модель кластерной интеграции образовательных организаций в условиях педагогического (образовательного) кластера. Описана методология развития корпоративных интегрированных систем в сфере образования. Сформулированы основные этапы жизненного цикла кластерной интегрированной системы. Показано, что стабильность кластерных отношений обеспечивается мониторингом продуктивного развития участников интеграции
Ключевые слова:
интеграция образовательных организаций, педагогический (образовательный) кластер, синергетический эффект.
Keywords:
integration of educational institutions, pedagogical (educational) cluster, synergetic effect.
Abstract. The article presents the approaches to the possibilities of integrating the educaa tional institutions into the pedagogical (educational) cluster. Integration of the participants of network cooperation in terms of the cluster is considered as a multicomponent, structured and appropriately organized communication between the cooperating subjects, ensuring the extension of their cooperation in terms of joint, more maximized usage of the resources and getting the additional external effect, leading to self-development of each participant of cooperation. The algorithm of the development of a particular educational organization in the conditions of pedagogical (educational) cluster is presented. The basic principles of formation and functions of pedagogical (educational) cluster are presented. The basic stages of creation of pedagogical (educational) cluster are formulated It is shown that the stability of cluster relationships is provided by monitoring the productive development of the participants of cooperation.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ №14-16-66032 а.
Стратегия долгосрочного социально-
экономического развития страны предполагает рост ее конкурентоспособности, повышение качества человеческого капитала и динамики производительности труда, превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этих задач требует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, среди которых немаловажную роль играет кластерный подход, основывающийся на взаимопроникновении и пересечении хозяйственных интересов и технологических особенностей хозяйствующих субъектов [3,5,7,12]. В результате подобной интеграции возникают реальные и виртуальные системы, характеризующиеся разносторонними конкурентными преимуществами, сетевым взаимодействием и возможностью получения синергетического эффекта.
Известно, что сетевые партнерства на основе интеграции создают следующие факторы прогресса:
- отсутствие физических ограничений роста;
- быстрая диффузия и ассимиляция знания;
- создание нового знания и новых инструментов;
- обеспечение собственной идентичности сетевого партнерства;
- совместное управление коллективным знанием;
- максимальные возможности для усвоения наиболее инновационного ценного неявного (скрытого) знания (tacit knowledge), которое не формализуется и не может быть усвоено традиционным способом (трансляция, кодификация, оцифровка, сохранение) [13].
Эволюция интеграционных процессов в мире, закономерности развития конкретных региональных интеграционных объединений, процессы глобализации и регионализации являются взаимосвязанными научными проблемами, имеющими множество современных интерпретаций. Большой вклад в изучение теоретиче-
ских основ интеграции внесли Асаул А. Н., Афоничкин А. И., Бачурина С. С., Гранберг А. Г., Радыгин А. Д. и Эскин-даров М. А.. Особое внимание исследованиям принципов структурирования интегрированных комплексов уделяли Конина Н.Ю., Страхова Л. П., Храброва И. Ю. В работах Татаркина А. И. и Фельдмана А. Б. разработаны основы методов корпоративного управления. Среди зарубежных авторов нельзя не отметить базовые труды Акоффа Р., Ансоффа И., Боумэна К., Гохана П., Дойля П., Друкера П., Стрикленда А. Дж., Томпсона А. А., Эдвардса Б. и многих других, посвященные методологическим и практическим аспектам организационных изменений в организациях, проблемам комплексного управления взаимодействующими организациями и согласованию их интересов.
В «Большом толковом словаре современного русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова под интеграцией понимается объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития
По мнению Е.Ф. Герштейна сущность интеграции проявляется через:
1) установление связей между разрозненными элементами системы;
2) углубление, усиление;
3) увеличение количества связей и установление новых;
4) появление новых интегративных (целостных) свойств в системе, согласование связей между предприятиями, изменение структуры системы [2].
Применительно к системе образования, по мнению В.С.Безруковой, интеграция может рассматриваться как:
- «высшая форма взаимосвязи» с нерасторжимостью различных компонентов, новые объективность, структура и функции объектов, вступающих в связь;
- «высшая форма выражения единства» всех составляющих, которые определяют содержание образования;
- создание крупных педагогических единиц за счёт объединения взаимосвязанных компонентов учебно-воспитательного процесса [1].
В формате корпоративного управления интеграция рассматривается как управление особой организационной системой, сформированной в результате специализации, кооперации и диверсификации хозяйствующих субъектов, представленных в виде корпоративных структур, причем выход на новые уровни развития участников взаимодействия требует гибкого реагирования на требования рынка [6,8]. Это предполагает мобилизацию ресурсов участников интеграции, развитие философии корпоративного поведения, основанного на соблюдении корпоративной этики, репутации, знаний.
Мы рассматриваем интеграцию как многокомпонентную, структурированную и целесообразно организованную, устойчивую связь участников сетевого взаимодействия, обеспечивающую расширение сотрудничества хозяйствующих субъектов, с целью совместного, более полного использования ресурсов и получения дополнительного экстернального (внешнего) эффекта, которая в результате должна привести к саморазвитию каждого участника взаимодействия.
Особое место в процессах корпоративного управления занимает сама развивающаяся в ходе взаимодействия
хозяйствующих объектов интегрированная система. Под интегрированной системой в работе понимается особая форма сетевого сотрудничества в отраслевых и географических форматах, основанного на соблюдении корпоративной этики и согласовании интересов хозяйствующих субъектов, направленных на максимально-полное использование имеющихся ресурсов и связей с целью получения синергетического эффекта.
Систематизируем возможные направления развития интеграционных процессов в сфере образования [4,9]:
- достижение корпоративной эффективности за счет рациональной политики управления, совершенствования внутрикорпоративных процессов;
- получение синергии путем обеспечения углубления специализации образовательных процессов. В случаях вертикальной интеграции улучшается координация при использовании недорогих высокоспециализированных активов, в случаях горизонтальной снижаются транзак-ционные расходы, в результате чего достигается эффект масштаба. Результатом модернизации технической базы, обновления образовательных программ является инновационная синергия.
- диверсификация или выбор направлений развития. При долговременном спаде спроса, например, на конкретные образовательные услуги, снижается конкурентоспособность участников взаимодействия. В результате диверсификации вполне возможно сконцентрировать внимание на выпуск новых образовательных услуг, в большей степени, востребованной рынком в конкретное время.
- рост мобильности управления за счет возрастания роли децентрализованного управления путем делегирования полномочий.
Таким образом, интеграцию образовательных организаций можно рассматривать как объединение усилий хозяйствующих объектов без потери автономности. Одним из вариантов подобных взаимодействий выступает кластерный подход, который представляет собой объединение хозяйствующих субъектов на ограниченной территории при содействии органов власти с выделением координирующего центра на условиях формальных и неформальных договоренностей, с целью установления устойчивых диверсифицированных экономических связей между организациями. В последние годы наблюдается активный рост разнообразных кластерных форм интеграции, при которых организационные и функциональные структуры не изменяются, но усиливается процесс совместного взаимодействия, что порождает благоприятные условия для развития корпоративных структур и экономики территорий их базирования. Тенденции расширения кластерной интеграции способствуют созданию среды распространения имеющихся в регионах «точек роста», получению синергетического эффекта в результате сотрудничества отдельных организаций по цепям взаимодействий. Эффективность кластерной интеграции доказана теоретически и подтверждена многочисленными зарубежными и отечественными примерами [10,11, 13,14,15,16] .
Следует подчеркнуть, что кластерный подход сегодня, прежде всего, рассматривается как новая управленческая технология, позволяющая повысить конку-
рентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом. Преимущества кластерного подхода состоят в сочетании диверсифицированности, функциональной согласованности и юридической независимости субъектов взаимодействия, а также заинтересованности регионов в образовании подобных интегрированных систем и оказания разного рода помощи в организации и стимулировании развития участников кластера со стороны государственных органов власти и других структур: образовательных, финансовых, муниципальных. В этом случае согласование бизнес-интересов в интегрированных системах позволит участникам взаимодействия получить синергетический эффект, который проявится:
- в эффективном использовании ресурсов и гибком маневрировании;
- в возможности большего привлечения и мобилизации ресурсов;
- усилении обмена знаниями между участниками взаимодействия;
- обеспечении взаимного доступа участников к квалифицированной рабочей силе
- в снижении издержек;
- в общем повышении конкурентоспособности;
- в стабильности и авторитете участников интеграции [6,10,11] .
Следует учесть, что уровень конкурентоспособности субъектов, объединенных в формате кластерного взаимодействия выше, чем у локальных субъектов, вследствие аккумулирования ресурсов и снижения издержек, установления устойчивых позиций взаимодействий, активного вовлечения инфраструктуры: сервиса, консультационных услуг, снабженческо-сбытовых каналов, позволяющих расширить диапазон позиционирования и полностью использовать имеющийся потенциал субъектов взаимодействия, и, наконец, ускорения разработки и внедрения инновационных продуктов за счет обеспечения государственной поддержки развития развивающейся кластерной интеграционной системы. Важно, что интегрируемые в кластер хозяйствующие субъекты, обладают общим свойством: способностью к совместному обучению и, следовательно, к реальной коэволюции [8,14] .
Применительно к процессам кластерного взаимодействия в сфере образования выделим понятие кластерной педагогической интегрированной системы как особой формы взаимодействия образовательных организаций, базирующихся в педагогическом кластере. Данная структура позволяет адаптировать внутренние процессы хозяйствующих субъектов к региональным условиям, приспособить особенности участников сетевого взаимодействия к внешним условиям и изменениям в рыночной образовательной среде. Кроме того, эту систему важно рассматривать и как своеобразную коммуникационную площадку, в рамках которой ведется обсуждение проблем развития сферы образования региона образовательными, правительственными и научными кругами, так как именно достижение баланса интересов между участниками интеграционных взаимодействий является принципиальным условием, обеспечивающим устойчивость и конкурентоспособность корпоративных кластерных структур. Сами
подходы к управлению кластерной интегрированной системой целесообразно формировать в зависимости от стадий развития ее жизненного цикла с определением критериев согласования интересов, что позволит одновременно стабилизировать развитие субъектов взаимодействия.
Переходя к моделированию кластерной интегрированной системы уместно отметить, что основная концентрация ресурсов в условиях экономики знаний происходит за счет увеличения информационного потока, циркулирующего между субъектами взаимодействия, а сложность кластерной интегрированной системы, определяется числом связей между этими субъектами. Поэтому кластерная интегрированная система, количество участников которой может быть достаточно большим, с точки зрения разработки ее модели представляется чрезвычайно сложной системой, с большим количеством внутренних перекрестных связей, активно взаимодействующей с внешней средой.
Эту систему можно рассматривать как специально создаваемую форму расширения образовательного пространства субъектов взаимодействия, в котором отрабатываются новые типы деятельности и формы взаимоотношений, происходит обмен образовательными ресурсами для обеспечения целостности, открытости и возможности саморазвития участников взаимодействия. То есть основное функциональное предназначение кластерной интегрированной системы состоит в создании совокупности условий и механизмов для обеспечения самоорганизации и саморазвития субъектов кластерной интеграции.
Среди важных условий и механизмов управления развитием кластерной интегрированной системы следует выделить:
- преобразование общих целей работы педагогического (образовательного) кластера в цели и задачи субъектов взаимодействия;
- позиционирование деятельности субъектов взаимодействия относительно поставленных целей;
- определение состояния субъекта взаимодействия относительно поставленным перед ним кластером целей и задач;
- определение возможностей приведения состояния субъектов взаимодействия в соответствие с поставленными целями и задачами путем изменения условий и механизмов ресурсного обеспечения осуществляемой ими деятельности;
- формирование и принятие коллективных управленческих решений [4].
Опираясь на ключевые идеи и основания для построения модели кластерной интегрированной системы, а также на выделенные ранее особенности и принципы организации сетевого взаимодействия, описание разработанной модели можно осуществить через широкую совокупность элементов, включающих предназначение и цель создания кластерной интеграционной системы, основные принципы ее развития, функции, содержание деятельности и технологии создания и распространение в массовой практике коллективных образовательных программ на основе системного научно-консультационного
#
I
а Е
Участники взаимодействия: образовательные организации системы высшего и общего образования, органы управления разных уровней, иные заинтересованные организации и
структуры
Цель создания: реализация непрерывной подготовки педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия в интересах обеспечения содержательного и структурно-функционального единства образовательного пространства Уральского региона, создания многообразия алгоритмов обучения, развития инновационных форм повышения квалификации педагогических работников в условиях кластерной интеграции.
Принципы: взаимодействия, непрерывности, системности, автономности, интеграции,
сотрудничества, развития, инновационности, совместимости, коллегиальности, ориентации на потребности Уральского региона, достижения соответствующего ФГОС нового поколения качества образовательных услуг, финансовой самостоятельность,
открытости
Функции: экономическая, социальная, маркетинговая, правовая, педагогическая, координации деятельности, корпоративная, прогностическая, информационная
Содержание деятельности Модернизация образовательного процесса и совершенствование управления процессом образования за счет:
- изменения организационной структуры образовательной системы, перераспределение полномочий (обязанностей) между её элементами,
- совместного планирования заинтересованными социальными партнерами направлений взаимодействия в подготовке специалистов
- развития самостоятельности образовательных организаций,
- формирования новых институтов сферы образования, предоставляющих широкий выбор образовательных программ и услуг,
- устойчивого развития материально-технической базы учебных заведений на долгосрочной основе,
- перехода к открытому образованию;
Повышение качества подготовки обучающихся на всех уровнях образования путем:
- внедрения новых образовательных технологий,
- разработки новых и модернизации действующих учебных планов и основных образовательных программ (в том числе школьных), адаптированных в соответствии с запросами потребителей,
- создания условий для тесного взаимодействия научно-педагогических кадров высших учебных заведений с участниками кластерной интеграции,
- активного проведения профориентационной работы со школьниками,
- привлечения и закрепления в организациях - участниках кластерной интеграции представителей профессорско-преподавательского состава соответствующей квалификации;
Развитие кадрового потенциала кластерной интегрированной системы за счет:
- открытия новых специальностей и специализаций по заказу работодателя;
- переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников,
- разработки новых и модернизации действующих образовательных программ для системы дополнительного образования.
Формы взаимодействия: совместная коллективная распределенная деятельность участников кластера в рамках сетевых образовательных программ, сетевых интернет-конференций, Круглых столов, подиумных дискуссий и семинаров, интернет-обсуждение наиболее значимых проблемных вопросов.
Виды взаимодействия: постановка актуальных проблем для участников взаимодействия, обмен знаниями и идеями, проектирование содержания образовательных программ, групповая рефлексия разных видов образовательной деятельности в рамках работы творческих групп кластера
Результат: самоорганизация и саморазвитие субъектов взаимодействия в интересах
создания многообразия алгоритмов образовательной деятельности, развития инновационных форм повышения квалификации педагогических работников в условиях кластерной интеграции
О
г>
I
О
0)
I
е
м
х
О
I
с з
м
о;
р
С з
Ф
С т
с я
п
р
о ф
то
п
п
к с
л о
а:
О о л
п
3 о-
то р а:
ох
р к
с О м
то р
то т
0) с з , то а: .с
т с Сс
п
о- ТО
т О,
с г
о о г
■С
г, т с
Ой ■с то п
в ол о т их к олле то
то Я: т
с т
С 0)
0) о
Ой о
о р г бра
о О
а: с з С5 (и О а о
-С 3
с то л
с
0-
с I
п т ох
о
м р
г
I О г С5
О С з
м С5
О -С
I с
С т Сс -
у
о р
с г ■с с п т
С! I с ко Ой п то о, г О г с ■с то п Д: О г О о бра о з о а о т ель о- о г )
Ф
Рис.1. Организационно-педагогическая модель кластерной интегрированной системы образовательных организаций
Уральского региона
сопровождения деятельности субъектов кластерного взаимодействия (рис. 1).
Создаваемый в Институте менеджмента и права ФГБОУ ВПО УРГПУ на основе представленной выше модели педагогический образовательный кластер объединяет в настоящее время ряд общеобразовательных организаций Свердловской и Курганской областей и ряд учреждений высшего образования, в том числе Уральский государственный педагогический университет, Курганский государственный университет, Московский социально-педагогический университет (Россия), Ошский гуманитарно - педагогический институт (Республика Кыргызстан). Институт менеджмента и права ФГБОУ ВО УрГПУ выступает в качестве ядра кластерной интеграции, выполняя функции координатора сетевого взаимодействия, и является научно-образовательной платформой для обеспечения взаимодействия участников.
На первом этапе формируется собственно кластерная интегрированная система. В качестве «ядра кластерной интегрированной системы» выступает Институт менеджмента и права ФГБОУ ВО УрГПУ, который выполняет функции координатора сетевого взаимодействия, и одновременно выступает научно-образовательной платформой для обеспечения взаимодействия участников. Одновременно путем делегирования представителей всех субъектов взаимодействия формируется Координационный совет педагогического (образовательного) кластера, который призван оперативно решая возникающие по ходу взаимодействия проблемы и противоречия, обеспечить устойчивое функционирование и системное развитие субъектов взаимодействия в рамках педагогического (образовательного) кластера. В этот период особенно важно обеспечить доступ к информированию участников взаимодействия в режиме online. При координации действий в интересах формирования общих целей создаваемой кластерной интегрированной системы, своевременная информация имеет большое значение, как для вуза-координатора и Координационного совета, так и для самих субъектов взаимодействия. Деятельность Координационного совета педагогического (образовательного) кластера особо регулируется соглашениями между участниками кластерной интеграции. К основным функциям Координационного совета отнесем:
• участие в реализации инвестиционной, инновационной и образовательной политики в педагогическом (образовательном) кластере;
• участие в подготовке соглашений о сотрудничестве с субъектами кластерного взаимодействия;
• содействие развитию взаимовыгодного сотрудничества с организациями других регионов;
• создание нормативно-правовой базы, регламентирующей интеграционное развитие взаимодействующих структур в формате педагогического (образовательного) кластера.
Напомним, что в момент становления кластерной интегрированной системы, образовательные организации, вошедшие в педагогический (образовательный) кластер, еще не обладают достаточно устойчивыми связями и недостаточно конкурентоспособны. В этой
связи в этот период особое внимание Координационного совета направлено на определение прорывных точек взаимодействия. На данном этапе развитие каждого субъекта кластерного взаимодействия обеспечивается в контексте операционной стратегии. Так как интеграция в это период базируется на операционных аспектах, то эффективность деятельности корпоративных структур отразится, прежде всего, на росте качества образовательных услуг и снижении издержек. Реализовав направления совместного развития на этапе «становления» жизненного цикла кластерной интегрированной системы, субъекты сетевого взаимодействия переходят на стадию «развития» для формирования устойчивых интегрированных взаимосвязей в более широком формате: включая ценообразование в сфере оказания образовательных услуг, управление трудовыми ресурсами в масштабах кластера, проведение согласованной инвестиционной политики и т.д., что способствует обеспечению дальнейшего развития позиций субъектов взаимодействия. На этапе «развития» предполагается, что субъекты кластерной интеграционной системы уже обладают достаточными средствами и связями для расширения своей доли на рынке образовательных услуг на основе взаимовыгодного сотрудничества. Поскольку формат кластерной интегрированной системы предусматривает участие хозяйствующих субъектов не только из сферы образования, то важно сформировать механизм согласования интересов всех участников взаимодействия. Роль в этот период Координационного совета заключается в гармонизации интересов всех субъектов взаимодействия, координации их развития, активном участии в разработке и реализации инвестиционной и инновационной политики субъектов взаимодействия, что создает дополнительные возможности для укрепления конкурентных позиций образовательных организаций. После того, как определены точки роста и установлены основные взаимосвязи, субъекты взаимодействия уже обладают устойчивыми позициями и в состоянии развиваться самостоятельно. В этот период участники сетевого взаимодействия переходят на стадию жизненного цикла кластерной интегрированной системы «зрелость» и самостоятельно в контексте деловой стратегии развивают хозяйственные отношения в рамках кластера. На этом этапе достигнутые результаты в формате интеграции ориентируют субъекты взаимодействия на дальнейшее «самоорганизующее» развитие. Одним из важнейших шагов в оптимизации деятельности субъектов в формате кластерной интегрированной системы в этот период становится совершенствование модели согласования интересов субъектов интеграции, которые начинают воспринимать себя как полноценные партнеры.
Следует отметить, что на начальных стадиях формирования и развития кластерной интегрированной системы взаимодействие субъектов в этой системе будет более контролируемо, так как устойчивого согласования позиций участников взаимодействия в этот период не наблюдается, а потребность во взаимодействии имеет место. Когда же субъекты перейдут к стадии самооргани-
зации будет обеспечена устойчивость взаимодействия, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве.
К основным сложностям формирования педагогического (образовательного) кластера сегодня можно отнести проблемы с координацией деятельности органов исполнительной власти и образовательных организаций в области кластерной политики и ограничение набора инструментов финансовой поддержки кластерных проектов в сфере образования со стороны органов региональной власти.
Литература
1. Безрукова В. С. Проективная педагогика. М.: Деловая книга. 1996. 344 с.
2. Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: Теория и практика развития: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. Минск, 1993. 353 с.
3. Гнатышина Е.А. Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода // Образование и наука. 2011. № 10. с. 40
4. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г., Фоменко С.Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана, 2014. № 5. с. 36-46
5. Золотарева Н.М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики России // Образование и наука. 2014. № 5. с. 14-21
6. Игошев Б.М., Давыдова Н.Н., Симонова А. А., Фоменко С.Л. Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагоги-
ческого образования // Педагогическое образование в России, 2014, № 10, с. 72-77
7. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / под ред. Ю.П. Анискина. М: Издательство «Омега — Л», 2007. 411 с.
8. Мокроносов А.Г., Вершинин А. А. Формирование модели опережающего развития кадрового потенциала территории // Образование и наука. 2014. № 8. с. 19-28
9. Петухова Т.П. Университет и школы: образовательный кластер // Высш. образование в России. 2010. № 7. С. 113-121.
10. Преемственность образовательных программ как основа непрерывности образования/ В.С. Сенашенко, В.А. Кузнецова, Н.А. Вострикова // Вестник высшей школы. 2009. № 9. С. 6-15.
11. Проскурина Т.Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегия // Образовательные технологии 2011.№ 3. с. 53-63
12. Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1.с. 26-43
13. СапирЕ.В. Региональные сетевые партнерства — инструмент интеграции в глобальную инновационную среду // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 3. С. 70.
14. Силкина Н.В., Ваганова Н. О. Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 4. с. 30-38
15. Arjen Vos. East European Qualifications Frameworks Lead Reforms in Education. // Obrazovanie i nauka [The Education and science journal]. 2014. no.6. p. 149-157
16. Enright M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link, no. 5, July/August, 1992.— pp. 24-25.