Научная статья на тему 'Методология исследования проблемы рефлексивного управления развитием колледжа малого города'

Методология исследования проблемы рефлексивного управления развитием колледжа малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ПРИНЦИПЫ / ЭТАПЫ / METHODOLOGY / INVESTIGATION / LOGICAL STRUCTURE / PRINCIPLES / STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харлов Михаил Аркадьевич

Раскрывается и обосновывается выбор методологических позиций к проводимому исследованию феномена «рефлексивного управления развитием колледжа малого города».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of investigating the problem of reflexive management of developing a town college

The choice of methodological positions for investigation of the phenomenon reflexive management of developing a town college is covered and substantiated.

Текст научной работы на тему «Методология исследования проблемы рефлексивного управления развитием колледжа малого города»

УДК 378.016 ББК Ч481.49

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОЛЛЕДЖА МАЛОГО ГОРОДА

М.А. Харлов

Шадринский политехнический колледж

METHODOLOGY OF INVESTIGATING THE PROBLEM OF REFLEXIVE MANAGEMENT OF DEVELOPING A TOWN COLLEGE

M. Kharlov Shadrinsk Polytechnic College

Раскрывается и обосновывается выбор методологических позиций к проводимому исследованию феномена «рефлексивного управления развитием колледжа малого города».

Ключевые слова: методология, исследование, логическая структура, принципы, этапы.

The choice of methodological positions for investigation of the phenomenon “reflexive management of developing a town college” is covered and substantiated.

Keywords: methodology, investigation, logical structure, principles, stages.

Исследованию проблемы рефлексивного управления образовательным учреждением в теории и практике посвящено много исследований, которые определяют сущность и характер этого процесса. Однако остается актуальным проблема повышения эффективности рефлексивного управления развитием колледжа малого города, решение которой позволит более эффективно прогнозировать и проектировать развитие таких образовательных учреждений в 929 малых городах России, в которых проживает половина всего городского населения страны [3, с. 3].

Несомненно, что теоретические основы рефлексивного управления развитием колледжа малого города в новых социальноэкономических условиях необходимо разрабатывать с учетом сформировавшегося опыта, современной теории и динамики образовательной практики, с ориентацией на определенные методологические позиции. Как следствие вышесказанного, решение задач исследования проблемы рефлексивного управления развитием колледжа малого города предполагает изначально выбор этих методологиче-

ских позиций, на основе которых мы будем осуществлять познание.

Изначально систематизируем авторское видение некоторых положений применительно к нашему исследованию.

Само «исследование» понимается нами как «научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний» [13, с. 14]. Либо синонимично как «вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучать и оценивать сущность, особенности и тенденции развития явлений, искать возможности использования полученных знаний» [13, с. 15].

А собственно методология (от греч. me-thodos - «путь исследования, теория» и logos -«учение») - как «научные основы теории (идеи, принципы) и методы исследования какой-либо проблемы или решения практической задачи» [16, с. 272]. Или синонимич-

но как «учение о научных методах познания» [13, с. 70].

Ведущими работами в определении системы наших методологических позиций выступают публикации М. А. Данилова [5], В.И. За-гвязинского [6], В.В. Краевского [11]. Интерес в этой связи представляют также некоторые позиции О. С. Анисимова [1], Ю.В. Громыко [4], В.С. Безруковой [2], А.М. Новикова [14], Л. С. Подымовой и В. А. Сластенина [17], В.И. Слободчикова [18], П.Г. Щедровицко-го [15].

Из них следует, что к методологическим основаниям в контексте нашего исследования следует отнести [7, с. 39]:

1. Учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике (например, для определения проблемы исследования и др.).

2. Исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл.

3. Учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В данном случае теория играет роль метода познания. Но в том смысле, что предшествующие теории являются методом для дальнейших исследований, в том числе для построения авторских теоретических положений.

К методологическим позициям следует отнести «... также систему деятельности по получению... знаний и обоснованию программ; логики и методов оценки качества специально-педагогических исследований»

[12, с. 24]. Такое понимание детерминирует предмет методологических позиций нашего научного изыскания - организацию деятельности научно-педагогического исследования проблемы повышения эффективности рефлексивного управления развитием колледжа малого города. Организовать же деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления (см. рисунок).

Процесс построения логической структуры нашего исследования, как видно из схемы, состоит из двух этапов. Первый этап - этап индукции - восхождение от конкретного к абстрактному, для определения центрального системообразующего элемента авторской теории: концепции, системы положений и подходов и т. д. Второй - этап дедукции -обобщения, выводы.

Следует пояснить, что термин «концепция» используется в двух смыслах. Во-первых, «как ведущая идея, основная мысль чего-либо». Во-вторых, как синоним теории (в узком смысле этого слова) [14, с. 164].

Вся совокупность отдельных результатов

Обобщение первого порядка

Обобщение второго порядка

Центральный системообразующий элемент: концепция, методологический подход, система положений и т. д.

Концептуальные положения Принципы. Условия. Модели. Механизмы. Требования. Процедуры.

Схема процесса построения логической структуры педагогического исследования феномена «рефлексивное управление развитием колледжа малого города»

Мы используем этот термин в обоих смыслах: в первом значении, когда говорим о концепции как о короткой ёмкой формулировке; во втором значении, когда говорим о том, что концепция (как краткая формулировка) разворачивается, развивается в совокупности концептуальных положений, принципов, факторов, условий, механизмов и т. д. - т. е. концепция как синоним теории.

Логическая структура нашего исследования включает в себя следующие необходимые компоненты: цель, объект, предмет, формы, средства, методы и др.

Средства и методы являются важнейшими составляющими компонентами логической структуры. При этом следует отметить, что «публикаций достаточно много, но систематически раскрывающих средства и методы исследовательской деятельности, практически нет. Материал о них разбросан по разным источникам» [14, с. 71]. Поэтому важно определить их авторское понимание.

«Метод» (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) понимается нами как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод - регулятивная норма или правило; определенный путь, способ, прием решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера [16, с. 266].

Таким образом, в нашем исследовании:

- во-первых, метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;

- во-вторых, метод - совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Методы нашего исследования делятся на теоретические (методы-последовательные действия: выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы; методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др.) и эмпирические (методы-познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и др.; методы-операции: наблюдение, опрос, тестирование и т. д.).

Применительно к нашим исследовательским задачам мы выделяем общеизвестные уровни используемой методологии изыскания: философский, общенаучный, конкретнонаучный (общепедагогические идеи, теории,

концепции; положения отдельных дисциплин педагогики; другие положения, относящиеся непосредственно к рефлексивному управлению развитием колледжа в условиях малого города).

Философский уровень позволяет определить общую стратегию исследования, осуществить выбор средств научного познания [9, с. 23]. В этой связи нами будут применяться законы диалектики, философские принципы и положения гносеологии. Они в нашем исследовании:

1) обуславливают направленность идеи исследования и его наиболее общие принципы;

2) выступают в качестве категориальной структуры исследовательского мышления;

3) являются определяющими при объяснении сущности педагогических явлений и процессов.

Следовательно, философский уровень методологии ведет к раскрытию диалектики феномена рефлексивного управления развитием колледжа малого города, вскрытию и разрешению противоречий, свойственных изучаемому предмету, взаимосвязи количественных и качественных изменений перехода к более высоким стадиям развития.

Общенаучный уровень для объективного изучения феномена рефлексивного управления развитием колледжа малого города, его сущности, генезиса, закономерностей проектирования, управления функционированием и развитием обуславливает полинаучный подход, привлечение идей, понятий, законов (закономерностей) и принципов из других наук, предметом которых является человек, его деятельность, социальные системы. При этом важно понимание того, что другие науки о человеке, давая сведения для объяснения педагогических явлений, все же не позволяют получить обобщенные педагогические выводы. Такие знания выводятся только педагогикой как научной дисциплиной.

Педагогическая практика свидетельствует об использовании большого разнообразия теоретико-методологических подходов в современных научных исследованиях к различным компонентам образовательных систем, конкретным педагогическим ситуациям.

Категория «исследовательский подход» выступает в двух значениях. «В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение. Например, системный подход, деятельностный подход,

целостный подход и др. Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования. Например, содержательный подход, логический подход, исторический подход, комплексный подход, качественный и количественный подходы, другие» [14, с. 126-132].

В контексте проблемы нашего исследования нами используются следующие подходы [13, с. 94-106].

На начальной стадии исследования - историко-генетический подход.

Далее, поскольку образовательные системы относятся к социальным системам, то используются основные законы, принципы и идеи теории систем. Системный подход представляет собой совокупность методологических понятий и принципов, которые обеспечивают интеграцию знаний специальных наук при сохранении их самостоятельности и специфичности, а их фактические данные и теория объединяются вокруг общего основания -системных методов исследования [8].

Системный подход дает возможность проникнуть в механизм процесса рефлексивного управления развитием колледжа в условиях малого колледжа как объекта исследования, составить схему взаимодействия и связей составляющих его частей, рассмотрения его как целостного явления.

Системный подход согласованно применяется с рассмотрением многообразных видов деятельности, осуществляемых субъектами образовательного процесса (системнодеятельностный) подход. Это позволяет целостно исследовать данные виды деятельности, различающиеся по объектам, средствам и результатам.

При осуществлении исследования рефлексивного управления развитием колледжа малого города обязательным дополнением системного подхода является комплексный подход.

По мнению Ю.А. Конаржевского, применительно к исследованию нашей проблемы комплексный подход предполагает [10, с. 51]:

1. Субординацию и координацию целей рефлексивного управления развитием колледжа малого города, в том числе обеспечение процессов развития и функционирования.

2. Осуществление разработки теоретических основ рефлексивного управления развитием колледжа малого города с использованием средств и методов комплекса наук: теории управления, квалиметрии, психологии, социологии и т. д.

3. Единство процессов обучения, воспитания и развития.

4. Учет влияния всех факторов, определяющих развитие колледжа.

5. Полидисциплинарную компетентность субъектов рефлексивного управления развитием колледжа малого города.

Конкретно-научный уровень методологии нашего исследования представлен следующими положениями и идеями:

1. Обусловленность педагогического процесса потребностью и возрастающими возможностями общества в формировании всесторонней, гармонично развитой личности.

2. Обусловленность педагогического процесса сопутствующими условиями.

3. Зависимость эффективности функционирования педагогического процесса от согласованности действий всех субъектов.

4. Взаимосвязь всех компонентов образовательной системы.

5. Теория оптимизации педагогического процесса.

6. Положение о единстве обучения и психического развития личности и ведущей роли обучения.

7. Положение о том, что личность обучаемого является целью всей педагогической деятельности, мерой эффективности и качества такой деятельности.

8. Идея гуманизации.

9. Теория управления и кибернетики.

10. Положение о ведущей роли управляющих систем.

11. Идея о целевом подходе в обучении.

12. Положение об обязательном учете непрерывных изменений и развития составных частей феномена с целью обеспечения его требуемой эффективности.

13. Требование преемственности и учета накопленного опыта и традиций, достижении педагогической науки.

14. Идея самоорганизации развивающейся, адаптивной образовательной системы.

15. Концепция профессионального становления личности.

16. Понимание исследуемого явления как такого социального феномена, который, с одной стороны, зависит от развития производства, научно-технического процесса, а с другой - от изменений во всей системе образования, науки, культуры.

17. Рассмотрение исследуемого феномена в виде специфического социального института и особой системы социальных связей и

отношений, взаимодействующей определенным (противоречивым) образом с другими социальными институтами и системами общественной жизни.

Одним из важнейших компонентов методологии нашего исследования наряду с названными подходами и методами являются принципы проведения изыскания.

«Принцип» в данном случае понимается нами как «руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и т. д.» [19, с. 615].

Современная наука руководствуется тремя основными общенаучными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности. Ими будем руководствоваться и мы в нашем исследовании.

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в исследовании. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его.

То есть имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие). Особенно важным являются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке статистических законов, или соотношения нечетких множеств, или соотношения интервальных величин и т. д.

Этот принцип утверждает обязательную причинную обусловленность всех явлений в образовательной системе, закономерность многообразия связей и отношений между ними. В этом не только заключено объективное обоснование возможности вскрытия любого фактора, определяющего развитие исследуемого феномена, но и в определенной мере намечается методологическая основа для осуществления этой возможности. В исследуемой системе каждое педагогическое явление возникает как результат действия других конкретных явлений, как следствие каких-то причин. Поэтому причинно-следственная связь в исследуемом процессе является необходимой. При этом важно понимать, что причинноследственные связи заключают в себе при относительно постоянных условиях обязательную воспроизводимость не всех, а только наиболее качественных признаков образовательной системы, и надо уметь вычленить такие признаки.

Принцип соответствия означает преемственность научных теорий.

Новые теоретические построения в нашем исследовании, связанные с положениями новой управленческой парадигмы, не соотносящимися с традиционными педагогическими понятиями, будут весьма полезны для нашего исследования.

Принцип дополнительности предполагает для нашего исследования, что:

1) предметом познания является не реальность в «чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и эмпирических средств и способов исследования;

2) правомерны и равноправны различные научные описания феномена исследования.

Кроме этого, существует достаточно большое число конкретно-научных принципов исследования, среди которых мы выбрали те, которые обусловлены целями, методологическими подходами и методами нашего изыскания (см. таблицу).

Все принципы исследования взаимосвязаны между собой, и в ходе проведения исследовательской работы они используются в комплексе.

Педагогическая наука располагает и рядом других теоретико-методологических инструментов для исследования систем управления, коим является исследуемый нами феномен, но мы ограничимся кратким анализом лишь упомянутых как наиболее специфичных и широко употребляемых методологических подходов и принципов для подобных целей.

Построенные далее на таком методологическом основании авторская концепция и система рефлексивного управления развитием колледжа малого города призваны сформировать современные представления о данном феномене. Они выступают внутренне необходимым фактором развития отрасли среднего профессионального образования в целом.

Наше исследование организационно включает в себя следующие этапы: теоретикопоисковый, экспериментально-аналитический, оценочно-обобщающий. Естественно, что это разбиение на этапы имеет условный характер. В процессе проведения исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с замыслом диссертационного исследования и, соответственно, уточнять, корректировать и цели, и сам ход исследования.

Совокупность основных принципов исследования феномена рефлексивного управления развитием колледжа малого города

Наименование принципа исследования Краткая характеристика принципа исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целенаправленность Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам. Это осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет: установить границы исследования; использовать ресурсы по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов

Системность Исследуемый феномен рассматривается как единое явление и соответственно как целостная надсистема, подсистема, состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование осуществляется на всех иерархических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, на всех стадиях и этапах исследования

Обусловленность исследовательских функций целям исследования Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной зависимости от целей исследования

Функциональность Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы рефлексивного управления развитием колледжа малого города, обеспечивающий принятие эффективных решений для достижения целей и задач организации

Объективность Проникновение в сущность исследуемого феномена осуществляется так, чтобы не вносить при этом ничего, неприсущего данному феномену имманентно, в том числе свойства познающего субъекта. Исследование осуществляется на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением гипотезы, использованием соответствующих методов исследования, выбором критериев и показателей, отражающих состояние исследуемого феномена, адекватной оценкой исследовательских результатов

Соблюдение правовых норм Проведение изыскания и использование исследовательских результатов основываются на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актах

Развитие Обуславливает процессы изменения систем, их переход из одного состояния в другое. Определяет универсальную последовательность стадий, присущую исследуемому процессу: возникновение, становление, изменение и развитие. Принцип развития предусматривает непрерывный мониторинг качества. Его осуществление предполагает разработку эффективных методик и процедур измерения и оценки, которые предполагают рассматривать исследуемый феномен в виде ряда последовательных качественных и количественных изменений

Научность Исследование проводится на основе современных достижений науки и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами

Взаимодействие При исследовании обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами. «Взаимодействие - это способ связи элементов любой структуры, каждого образовательного компонента, явления и процесса. Такая существенная черта исследуемого феномена является предпосылкой его устойчивости и изменений

Комплексность Обязательно должна быть увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания

Окончание таблицы

Наименование принципа исследования Краткая характеристика принципа исследования

Преемственность Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспективной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта исследования. Это позволяет повысить вероятность получения новых результатов, минимизировать трудоемкость и затраты на проведение исследования

Оптимальность Предусматривается многовариативная проработка проведения исследовательской работы и выбор в соответствии с определенным критерием целесообразного для проводимого исследования варианта

Простота Используются легкодоступные, несложные и нетрудоемкие методы исследования, разработки и принятия исследовательских решений

Специфичность Имеет место обязательный учет при проведении исследования особенностей объекта

Оперативность Исследовательские операции выполняются быстро и эффективно; своевременно устраняются отклонения от установленного хода процесса познания

Адаптивность Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим на организацию исследовательских работ

Синергизм Предполагает процессы самоорганизации, саморазвития и активности управляемых систем. Раскрывает сущность жизнедеятельности открытых систем, заключающуюся в их активном взаимодействии с внешней средой, с системами более высокого порядка и самоорганизации и развития за счет этого. Учет факторов автономности управляемых объектов, многообразия трудно фиксируемых факторов в виде собственных потребностей, целей и интересов субъектов профессионального образования

Эффективность управления Достижение конечной цели оптимальным путем с наименьшими затратами

Замкнутость общих исследовательских функций Реализация общих исследовательских функций, включая предвидение (прогнозирование), планирование, организацию, координацию, мотивацию, выполнение работ, контроль, учет, анализ и регулирование исследовательской работы

Таким образом, методологические позиции нашего исследования включили в себя: основные характеристики (принципы, особенности, условия и другое), логическую структуру (объект, предмет, средства, методы и другое), временную структуру процесса осуществления исследования.

При этом процесс исследования строится по трем основным фазам: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза.

Это позволяет:

- во-первых, отсечь от методологических позиций традиционно приписываемые им излишние наслоения;

- во-вторых, найти общую логику исследования;

- в-третьих, рассматривать исследуемый феномен с единых позиций.

Обозначенные методологические позиции позволят нам на современном уровне по-новому взглянуть на рефлексивное управление развитием колледжа малого города, определить его теоретические основы и не только объяснить и разработать стратегию и тактику такого развития, но и обоснованно оптимизировать его практику.

Литература

1. Анисимов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. - М. : Наука, 1991. -168 с.

2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проектная педагогика / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

3. Бобр, П. Ф. Моделирование и развитие учреждений непрерывного профессионального образования в условиях малого города Крайнего Севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ П.Ф. Бобр. - М., 2005. - 185 с.

4. Громыко, Ю.В. Оргдеятельностные игры и развитие образования: технология прорыва в будущее /Ю.В. Громыко. - М. : Независимый методолог. ун-т, 1992. - 191 с.

5. Данилов, М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований / М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1969. - № 5. - С. 23-29.

6. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - Тюмень: ТГУ, 1995. - 98 с.

7. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1982. - 160 с.

8. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа /М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 280 с.

9. Копнин, П. В. Диалектика как логика и теория познания / П.В. Копнин. - М. : Наука, 1973. - 324 с.

10. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и

управления школой / Ю.А. Конаржевский. -М. : Педагогика, 1986. - 144 с.

11. Краевский, В. В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитар. ун-тов / В. В. Краевский. - СПб.: СПбГУП, 2001. - 148 с.

12. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. -Самара: СГПИ, 1994. - 164 с.

13. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учеб. / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с.

14. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новикова. - М. : Эгвес, 2002. - 320 с.

15. Педагогика и логика / под ред. Г.П. Щедровицкого. - М. : Касталь, 1993. -416 с.

16. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

17. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

18. Слободчиков, В.И. Новое образование -путь к новому обществу /В.И. Слободчиков // Школьные технологии. - 1997. - № 3. - С. 3-6.

19. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

Поступила в редакцию 19 августа 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.