УДК 316.7
Асланов Яков Андреевич
аспирант. Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]
Методологические
ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Yakov A. Aslanov
graduate student. Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University [email protected]
Methodological
GUIDELINES FOR THE STUDY OF THE FORMATION OF PATRIOTISM IN STUDENTS
Аннотация. В статье рассматриваются различные методические подходы, подходящие для исследования процесса формирования патриотизма у студенческой молодежи. Автор указывает на необходимость комплексного исследования явления патриотизма и предлагает свой методологический конструкт для этого. В статье дается теоретическое определение сущности патриотизма как социального явления, а также основных сфер жизни общества, внутренние процессы которых затрагивают проблему формирования патриотизма. Автор приводит аргументы в пользу ценности преподавания в вузах гуманитарных дисциплин, развивающих методологические способности учащихся по осмыслению окружающей социальной реальности и повышающих уровень патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, студенческая молодежь, социализация, социальная активность, методология, технологии формирования, гражданская идентичность, современное российское общество, образование.
Annotation. In the article various methodical approaches suitable for research of process of formation of patriotism in students are considered. The author indicates the need of complex research of the phenomenon of patriotism and offers the methodological construct for this purpose. The article gives theoretical definition of essence of patriotism as a social phenomenon and of the main spheres of life of society which internal processes touch on a patriotism formation issue. The author adduces arguments in favor of teaching value of the humanitarian disciplines developing methodological abilities of pupils on judgment of surrounding social reality and increasing patriotism level in higher education institutions.
Keywords: patriotism, students, socialization, social activity, methodology, technologies of formation, civil identity, modern Russian society, education.
Патриотическая идентичность граждан, которые проходят социализацию и этапы социокультурного становления посредством института образования, очень важна для современного государства, претендующего на стабильное будущее. Немаловажно также знать реальную ситуацию по данному вопросу, а также понимать причины и последствия действительного положения дел. В связи с этим, логично обращение внимания к современному студенту не только как к абстрактной социальной группе, но во взаимосвязи с системными изменениями современного общества.
Всякое исследование, связанное с комплексным изучением определенного явления, нуждается в применении широкого спектра методологических приемов, позволяющих произвести раскрытие проблемы. Проблематика патриотизма в среде студенческой молодежи требует, с одной стороны, определения специфики патриотизма как социального явления, с другой стороны, определения осо-
бенностей развития патриотических настроений в конкретно взятой среде студенческой молодежи. Таким образом, для глубокого исследования проблемы необходимо произвести ее исследование на двух уровнях. Первый уровень - это комплексное исследование проблематики патриотизма. Второй уровень исследования предполагает детализацию полученного знания применительно к проблеме формирования социального сознания студенческой молодежи.
Для раскрытия проблемы формирования патриотизма в среде студенческой молодежи научную значимость имеет построение модели исследуемого объекта. Поскольку речь идет о социальном явлении, необходимо теоретическое определение сущности патриотизма как социального явления, а также основных сфер жизни общества, внутренние процессы которых затрагивают проблему формирования патриотизма. Для правильного построения такой социальной модели
41
необходима выработка адекватной методологии исследования проблемы, что требует как обращения к основным социологическим методам, так и использования результатов существующих исследований, посвященных проблематике патриотизма, а также смежным вопросам. Следует отметить, что существуют два возможных способа построения модели исследуемого объекта -динамический и идеально-статический. Для идеального рассмотрения проблемы характерны универсальность и абстрактность, позволяющие применять полученные данные независимо от специфики конкретного общества. Динамическое рассмотрение проблемы позволяет рассмотреть вопрос формирования патриотизма процессуально в приложении к основным действующим факторам, характерным для конкретного общества. Очевидно, что динамическая модель представляет собой расширенный вариант идеальной модели исследуемого объекта, учитывающий специфику протекающих в обществе процессов и их воздействие на состояние исследуемого явления. Иными словами, идеально -статическая модель имеет методологическое значение и способствует общему раскрытию специфики исследуемого вопроса, в то время как динамическая модель имеет практическое приложение, поскольку раскрывает реально действующие тенденции и способствует выработке адекватной методологии воздействия на складывающуюся ситуацию, а также позволяет производить прогнозирование будущего состояния общества и отслеживание основных факторов, негативно сказывающихся на его состоянии.
Таким образом, первоначальное раскрытие проблемы патриотизма в среде студенческой молодежи предполагает постановку вопроса о методологических основаниях исследования, а также построение общей модели рассматриваемого явления и ее приложение на динамическом уровне к специфике конкретно взятого общества. Исследование тематики патриотизма в среде студенческой молодежи предполагает также выделение основных специфических факторов, свойственных для рассматриваемой социальной группы и определяющих характер возникновения и формирования патриотических настроений.
Поскольку производимое исследование имеет прикладной характер, помимо рассмотренных выше аспектов необходимо произвести также детализацию знания в отношении сложившейся социальной ситуации, определить основные формы, которые принимает патриотизм в среде современной студенческой молодежи, а также охарактеризовать круг проблем, связанных с современным состоянием социального сознания учащихся.
Рассмотрим основные методологические подходы, применение которых способствует раскрытию рассматриваемой проблематики. Очевидным является социальный характер патриотизма, как явления. В связи с этим, перспективным является применение общей социологической методологии, связанной с раскрытием общей включенности исследуемого объекта в систему социальных отношений и связей, исследованием основных факторов разви-
тия патриотизма, а также определением количественных и качественных характеристик рассматриваемого явления в приложении к условиям конкретного общества. Сложность проблемы, ее взаимосвязь с широким рядом социальных явлений обуславливает актуальность применения системного подхода, на уровне которого становится возможным комплексное многоуровневое исследование [1].
К числу актуальных методологических подходов относится исторический подход, на уровне которого возможно рассмотрение динамики развития проблемы с опорой на эмпирический материал. С учетом же того, что патриотизм представляет собой форму социального сознания, существенную роль в исследовании приобретает раскрытие внутренних механизмов, определяющих процесс социализации членов общества. При этом, речь идет не только о непосредственных механизмах социализации, но также и об основных факторах, определяющих ее направленность и эффективность. В связи с этим, в рамках исследования оправдано применение институционального подхода [2]. Это связано как с тем, что процесс социализации реализуется на уровне основных социальных институтов, так и с тем, что условия существования членов общества напрямую определяются эффективностью функции общественных институтов [3]. При этом, данные условия выступают в качестве важнейшего определяющего фактора развития социального сознания.
Отдельного внимания заслуживает феноменологический метод, раскрывающий различие между сферой проявления социальных тенденций и их сущностью, а также проливающий свет на проблему направленности сознания отдельных членов общества. При этом, постановка вопроса об интересах (и, соответственно, моменте целеполагания) отдельных людей и различных социальных структур способствует углубленному раскрытию исследуемой проблематики, поскольку отражает на аксиологическом уровне как индивидуальный, так и общий уровни проблемы.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на соотносительный характер патриотического отношения. Патриотизм как форма сознания, невозможен безотносительно к своему объекту, выступающему в качестве основания социального самоопределения личности [4]. Это проистекает из выявленной в рамках исследования концептуальной многомерности понятия «патриотизм», связанной с многозначностью трактовки понятия «отечество». Вместе с тем, на институциональном уровне тематика патриотизма наиболее сильно перекликается со сферой приложения институтов государства и политической власти, на уровне которых реализуется определенность общественной структуры. В этой связи, в качестве отправной точки нами будет взят политический характер проблемы, что особенно ценно в силу того, что основными возможностями по формированию патриотических тенденций социального сознания обладает именно государство. Следует, однако, проводить грань между государством и обществом: определенность
42
социальной структуры, реализованная на уровне политической власти, не означает, что общество можно редуцировать к политической системе. Соответственно, и патриотизм как социальное отношение распространяется на все сферы общественной жизни, а не только лишь на сферу приложения института политики [4].
Следует обратить внимание на важный аспект исследуемой тематики. Развитие общества предполагает наличие различий между его идеальной моделью и наличной данностью. Это различие представляет собой фундаментальное разделение между идеальной сферой и существующим положением дел. Внутренние интенции развития общества, векторы направленности социальных процессов, социальные и культурные ценности, структура общественных отношений - все это существует на идеальном уровне и реализуется в повседневной практике социальных процессов. Социальное самосознание как одна из важнейших функций общественного развития предполагает формирование идеальной модели общественной структуры и приложение ее к существующей системе отношений, что непосредственно определяет процессы изменения социальной структуры, обогащение культуры, возникновение новых устойчивых форм взаимодействия [5]. При этом, существование общественных идеалов имеет двоякую определенность: идеальный, всеобщий характер ценностных установок и их соотнесенность с существующей сферой социальных явлений. Усмотрение в существующей системе отношений оснований развертывания идеальной структуры, отвечающей ценностной ориентированности субъекта, отражает диалектический, сложный характер патриотизма как явления. С одной стороны, его ценностная определенность относится к идеальной сфере. С другой, сфера его приложения относится к области социальной практики. В данном случае расхождение между идеалом и существующим положением дел представляет собой основание активной деятельности. Здесь также речь идет о символическом отношении: для того, чтобы в социальной среде формировались конструктивные деятельные установки, необходимо осознание членами общества хотя бы частичной реализации на уровне социальной практики их идеальной направленности.
Патриотизм представляет собой форму социального сознания, отражающую причастность конкретного члена общественных отношений социальной системе в целом, и характеризующееся ценностной ориентированностью на сохранение и развитие общественной структуры. В этой связи, можно судить о том, что на уровне патриотизма реализуется соединение двух важнейших уровней социального развития - индивидуальное самосознание членов общества и внутренняя определенность самой по себе социальной системы, выраженная на уровне культуры и политической организации. Это свидетельствует о том, что патриотизм как явление предполагает отражение на индивидуальном уровне результатов самоопределения общественной структуры. Иными словами, от эффек-
тивности осознания общества как целостной системы зависит адекватность мировоззренческих форм, рассматриваемых участниками общественных отношений в качестве патриотических или воспринимаемых в качестве негативных [6].
Основываясь на полученной теоретикометодологической определенности феномена патриотизма, можно прийти к следующим выводам. Патриотизм представляет собой синтетическую форму социального сознания на стыке индивидуальной и всеобщей форм социальной рефлексии. В связи с тем, что в данном случае реализуется объединение единичного и общесоциального уровней, можно сделать вывод о наличии критериев адекватности патриотического сознания общесоциальным ценностным установкам. Таким образом, можно произвести выделение адекватных форм патриотизма и определение широкого спектра отклонений социального самоопределения, характеризующихся наличием различного рода расхождений между самоопределением отдельных членов общества и общесоциальной системой ценностных установок, отражающих устройство общества и его ориентированность на дальнейшее развитие. Уже на этом уровне становится ясно, что рефлексия над социальным устройством и ее оформление в систему знаний представляет собой одно из важнейших оснований формирования патриотизма, как адекватной системы отношений и установок, реализованной на уровне индивидуального сознания. Это свидетельствует о том, что проблематика социального познания занимает одно из ведущих мест в исследовании проблемы патриотизма. Причем, речь идет как об уровне развития рефлексивной методологии на уровне индивидуального сознания, так и о характере идеологических конструкций, транслируемых на широком уровне в рамках межличностной коммуникации, образовательной деятельности и посредством СМИ. Здесь прослеживается важный аспект проблемы: облик общества в сознании отдельных людей носит, в первую очередь, идеально -теоретический характер, вместе с тем, наличие в широких слоях населения определенных представлений о специфике социальной организации и перспективах развития общества является важнейшим основанием, определяющим направленность процессов, протекающих в нем. По этой причине для государства как регулятора социальных отношений идеология выступает в качестве важнейшего рычага воздействия на направленность социальных процессов. В ходе исследования нами была определена специфика определенности патриотизма в его отношении к проблеме социального сознания, а также построена идеальная модель данного явления, отражающая место и специфику патриотизма в социальном сознании на общесоциальном и индивидуальном уровнях.
Таким образом, постановка вопроса о патриотизме в современном обществе оказывается непосредственно связана с раскрытием современной специфики трансформирующегося общества [7], что предполагает раскрытие таких условий формирования современных социальных процессов, как
43
характер коммуникации, уровень развития социальных институтов, формирование транстерриториальных институциональных организаций и высокий темп диалога культур. Детальное исследование данного круга проблем в приложении к тематике социализации, а также к вопросам об индивидуальном и общесоциальном уровнях социального самосознания способствует раскрытию специфики современных процессов формирования патриотизма.
Рассмотрим, каковы основные теоретические и методологические аспекты, отражение которых необходимо для понимания особенностей развития патриотизма в среде современной студенческой молодежи. Ранее нами была рассмотрена специфика социализации студенческой молодежи и проведен общий обзор теоретикометодологических проблем и подходов, на уровне которых возможно адекватное раскрытие тематики патриотизма в современном обществе. На основании полученных результатов можно прийти к выводу о том, что современная студенческая молодежь выступает в качестве одной из наиболее уязвимых для современных деструктивных процессов социальных групп [8]. В этой связи, анализ условий формирования патриотизма (или, напротив, нарушения данного процесса) в среде студенческой молодежи требует раскрытия следующего круга проблем:
1. Ориентированность студенческой молодежи на внешнюю информационную продукцию, и, как следствие - подверженность представителей данной социальной группы внешним негативным воздействиям.
2. Самоопределение представителей студенческой молодежи.
3. Факторы искажения социального сознания представителей студенческой молодежи.
4. Политическое сознание современной студенческой молодежи.
5. Мониторинг состояния социального сознания студенческой молодежи (с упором на проблематику патриотизма) как важнейшее методологическое основание сохранения стабильности общества.
Проблема ориентированности современной студенческой молодежи на потребление в больших объемах иностранной информационной продукции непосредственно связана с современным состоянием общества, что определяется двумя важнейшими тенденциями: к смещению социальной деятельности в сторону потребления и с тенденцией возникновения и развития информационного пространства (в частности, сети Интернет) [9]. Что касается студенческой молодежи, то здесь можно судить о существенном из-
Литература:
1. Богданов АЛ. Тектология (Всеобщая организационная наука). М. : Экономика, 1989. Книга 1. 304 с.
менении характера социальной деятельности представителей данной социальной группы. Это связано с тем, что современная молодежь все в большей степени переводит основные формы коммуникации на уровень онлайн-общения и связи с помощью различных гаджетов. В результате, социальная жизнь смещается в область информационного пространства сети Интернет (это проявляется, в частности, на уровне реализации ряда важнейших социальных функций в рамках социальных сетей и других онлайн-проектов). В результате, удовлетворение ряда социальных потребностей реализуется уже не в рамках непосредственной коммуникации, а с задействованием различного рода информационных ресурсов. При этом, важно не столько то, в какой форме протекает коммуникация, сколько то, что выход коммуникативных процессов на уровень информационного пространства приводит к стиранию территориальных ограничений. Как следствие, процессы распространения мировоззренческих установок проходят в крайне интенсивной форме, что способствует повышенной динамике изменения социального мировоззрения. Еще одной стороной проблемы становится то, что современное Интернет-
пространство еще не имеет достаточно развитых принципов фильтрации деструктивного (в социальном плане) контента. Кроме того, особенностью информационного пространства является высокий уровень тиражируемое™ информации, ввиду чего негативные высказывания либо сообщения (вплоть до фальсифицированных новостей) становятся достоянием широкой аудитории. По этой причине можно судить о том, что современное общество пребывает в состоянии информационной незащищенности от негативных внешних воздействий. При этом, в ближайшее время достаточно сложно судить о возможности ограничения информационного потока и введения эффективной цензуры в рамках Интернет-пространства [10]. Значительно более перспективным видится привитие членам общества внутренних фильтров на уровне социальных установок и рефлексивных методов, позволяющих на индивидуальном уровне противостоять внешнему информационному потоку. Также, перспективным является формирование качественной информационной продукции, направленной на развитие патриотических настроений в среде молодежи и активное ее распространение посредством СМИ, а также в сети Интернет. Это свидетельствует о ценности преподавания в вузах гуманитарных дисциплин, развивающих методологические способности учащихся по осмыслению окружающей социальной реальности, а также приводящих к ознакомлению студентов с наиболее значимыми продуктами культуры и повышения уровня патриотичности в среде студенческой молодежи.
Literature:
1. Bogdanov A.A. Tectology. (The universal organizational science). M. : Economy, 1989. Book 1. 304 p.
44
2. Парсонс Т. Система современных обществ. М. : Аспект Пресс, 1998. 270 с.
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. 873 с.
4. Мазур МЛ. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания / М.А. Мазур, Я.А. Ванюкова // Психопедагогика в правоохранительных органах . 2010. № 4 (43).
5. Барков ФА. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области / Ф.А. Барков, А. В. Сериков, В.В. Черноус // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.
6. Сериков А.В. Факторы социальной напряженности в Ростовской области (анализ результатов социологического исследования). // Социальногуманитарные знания. 2011. № 7. С. 34-39.
7. Путоеиное В.И. Влияние глобализации на состояние патриотизма и его развитие в современном российском обществе // Известия ВГПУ . 2006. № 4.
8. Черноус В.В. Общественная активность молодежи Ростовской области (по результатам социологического исследования) / В. В. Черноус, А.В. Сериков // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 52-61.
9. Хузяхметоеа В.Ф. Особенности социализации молодежи в культурном пространстве современной России : социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10.
10. Гайдарееа И.Н. Информационная составляющая национальной безопасности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2007. № 1.
2. Parsons T. The system of modern societies. M. : Aspect Press, 1998. 270 p.
3. Merton R. Social theory and social structure. M., 2006. 873 p.
4. Masur M.A. Evolution of concepts of patriotism and patriotic education / M.A. Masur, Ya.A. Vanyukova // Psycho-pedagogics in law enforcement agencies. 2010. № 4 (43).
5. Barkov F.A. Patriotic consciousness of youth of the Rostov region / F.A. Barkov, A.V. Serikov, V.V. Cher-nous // Humanist of the South of Russia. 2013. № 2. P. 58-76.
6. Serikov A.V. Factors of social tension in the Rostov region (the analysis of results of social research) // Social and humanitarian knowledge. 2011. № 7. P. 34-39.
7. Lutovinov V.I. Influence of globalization on the state of patriotism and its development in modern Russian society // VGPU News. 2006. № 4.
8. Chernous V.V. Public activity of youth of the Rostov region (by results of social research) / V.V. Chernous, A.V. Serikov // Social and humanitarian knowledge. 2012. № 7. P. 52-61.
9. Khuzyakhmetova V.F. Features of socialization of youth in cultural space of modern Russia : sociological analysis // Theory and practice of social development. 2013. № 10.
10. Gaidareva I.N. Information component of a national security // Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural science. 2007. № 1.
45