Научная статья на тему 'Социальная представленность патриотизма: методологический и общетеоретический аспекты'

Социальная представленность патриотизма: методологический и общетеоретический аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / КОСВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Максим Алексеевич

Структура любого социального явления содержит в себе область предпосылок и область проявления. Вместе с тем, нельзя отождествлять конкретное социальное явление со сферой его проявления, поскольку ряд социальных процессов протекает в латентной форме. Это определяет сложность анализа проблемы патриотизма, поскольку для исчерпывающего исследования данного феномена необходима опора на эмпирический материал. При этом достоверность эмпирических данных по патриотизму крайне проблематична в силу необходимости трактовки социальных мотивов и установок членов общества. В статье проводится анализ основных методологических затруднений, связанных с исследованием патриотизма. Рассматриваются общетеоретические аспекты проблемы, ставится вопрос о культуре, как основной области проявления патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная представленность патриотизма: методологический и общетеоретический аспекты»

УДК 316

Абрамов Максим Алексеевич

кандидат социологических наук, доцент,

доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права milena.555@mail .ru Maxim A/ Abramov

candidate of sociological Sciences, associate Professor of Humanities and natural Sciences, Essentuki Institute of management, business and law milena.555@mail .ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПАТРИОТИЗМА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

SOCIAL REPRESENTATION OF PATRIOTISM: METHODOLOGICAL AND GENERAL-THEORETICAL ASPECTS

Аннотация: Структура любого социального явления содержит в себе область предпосылок и область проявления. Вместе с тем, нельзя отождествлять конкретное социальное явление со сферой его проявления, поскольку ряд социальных процессов протекает в латентной форме. Это определяет сложность анализа проблемы патриотизма, поскольку для исчерпывающего исследования данного феномена необходима опора на эмпирический материал. При этом достоверность эмпирических данных по патриотизму крайне проблематична в силу необходимости трактовки социальных мотивов и установок членов общества.

В статье проводится анализ основных методологических затруднений, связанных с исследованием патриотизма. Рассматриваются общетеоретические аспекты проблемы, ставится вопрос о культуре, как основной области проявления патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, культура, общество, косвенное исследование патриотизма.

Annotation: The structure of any social phenomenon comprises area of prerequisites and area of manifestation. At the same time, it is impossible to identify the concrete social phenomenon with the sphere of his manifestation as a number of social processes proceeds in a latent form. It defines complexity of the analysis of a problem of patriotism as the support on empirical material is necessary for an exhaustive research of this phenomenon. At the same time reliability of empirical data on patriotism is extremely problematic owing to need of an interpretation of social motives and installations of members of society.

In article the analysis of the main methodological difficulties connected with a patriotism research is carried out. General-theoretical aspects problems are

considered, the question of culture as main area of manifestation of patriotism is raised.

Key words: patriotism, culture, society, indirect research of patriotism.

Сферами проявления патриотических установок являются культура и область социального действия. Что примечательно, для большинства членов общества наиболее употребимой является именно такая трактовка патриотизма, при которой он рассматривается на уровне сферы своего проявления - выражения мировоззренческих установок и поступков. Анализ проявленности патриотизма представляет собой важнейшую часть раскрытия его социальных характеристик, однако его проведение связано с постановкой и разрешением целого ряда серьезных проблем теоретико-методологического характера.

Сфера проявления патриотизма представляет интерес сразу в нескольких отношениях. Во-первых, именно на уровне области проявления патриотизма реализуется его роль в регуляции общественных процессов. Соответственно, в зависимости от того, какие формы в конкретных социально-исторических условиях приобретает проявление патриотических установок членов общества, можно судить о его роли, степени функциональной эффективности и общем значении для социальной структуры. Следующим значимым аспектом проводимого анализа является то, что исследование тематики патриотизма предполагает не только общетеоретическое рассмотрение того, каким образом он может проявляться в обществе, но также и постановку вопроса о текущем состоянии патриотизма в конкретной социальной системе. И в этом отношении необходимым элементом теоретической разработки является оценка степени развития патриотизма в обществе на основании доступного фактического материала. Однако именно на этом уровне актуализируется проблема, связанная с необходимостью определения основных «маркеров» представленности патриотизма в обществе. Проблема заключается в том, что патриотизм, будучи одной из социально одобряемых форм мировоззрения, представляет собой не только глубинную форму отношения человека к окружающей социокультурной данности, но также и способ позиционирования личности в социальной среде. По этой причине в ряде случаев можно судить о том, что трансляция патриотических установок, и, в частности, мотивирование конкретных личных действий и решений патриотической ориентированностью может представлять собой не столько выражение действительных устремлений конкретного человека, но являться результатом имитации социально одобряемого образа мысли. Таким образом, анализ уровня патриотизма в обществе, основанный на высказываниях отдельных членов социальной структуры (как в рамках социальной деятельности, в том числе на уровне развитой в настоящее время сетевой коммуникации, так и на уровне опросных данных) с неизбежностью связан с возникновением статистических погрешностей. Отчасти это все равно

характеризует степень представленности патриотизма в обществе, поскольку даже момент трансляции патриотических установок членами общества, не принимающими их в полной мере, представляет собой одну из форм проявления патриотизма, как социального принципа и парадигмы мышления. Вместе с тем сохраняется проблематичность определения уровня патриотизма в обществе и, в частности, критериев выделения фактического материала, способствующего прояснению данного вопроса.

В этом отношении одним из перспективных направлений исследовательской деятельности является рассмотрение

институционализированных объединений патриотического характера и их удельной роли в системе социальных отношений. Также достаточно большое значение имеет выявление статусной определенности патриотизма в современном обществе, что может быть частично определено на уровне анализа содержания индивидуальных информационных сообщений, посредством опросов, статистического рассмотрения степени участия членов общества в различного рода мероприятиях, имеющих добровольный и одновременно социально значимый характер. Вместе с тем, общий обзор данных направлений теоретической разработки свидетельствует о том, что исследование патриотизма на уровне сферы проявления имеет существенные ограничения. Отчасти это связано с тем, что одни и те же формы социального действия могут быть обоснованы различными мотивами - от стремления к социальному одобрению до искренней заинтересованности в благополучии окружающей социальной системы. И в этом отношении правомерна постановка вопроса о том, каким образом возможно определение текущей ситуации с максимальной точностью.

В этом отношении одним из важных источников информации о характере патриотических установок в обществе является анализ негативных факторов, непосредственно противоречащих патриотическому сознанию. В частности, такие явления как коррупция, организованная преступность, асоциальное поведение, выражение экстремистских взглядов представляют собой формы социальной активности, свидетельствующие об отсутствии либо незначительной степени развитости у конкретного члена общества патриотического сознания. Фактически, речь идет о косвенном анализе ситуации, основанном на систематическом рассмотрении исследуемого объекта. Вместе с тем, поскольку патриотизм представляет собой один из социально сберегающих интегрирующих принципов общества, степень распространения деструктивных тенденций представляет собой существенный показатель эффективности распространения патриотических установок.

Еще одним значимым источником косвенной информации о характере распространения патриотических установок в обществе является анализ культуры на предмет доминирующих идейных течений, получающих свое выражение на уровне живописи, музыки, литературы, кинематографа. Отдельного внимания в данном отношении заслуживает современная сетевая

коммуникация, в частности, степень частоты упоминаний вопросов, относящихся к сфере политического сознания, либо отражающих общую заинтересованность членов общества в благополучии социальной системы. Следует отметить, что патриотизм представляет собой не только текущую данность - наличие патриотических установок в среде общества определяется действием механизмов трансляции конструктивных элементов социального мировоззрения, что представлено на уровне широкого спектра социальных механизмов. И в этом отношении одним из перспективных направлений исследования является анализ интенсивности (и общей эффективности) механизмов патриотического воспитания в современном обществе. Отдельного внимания в данном отношении заслуживает проблема патриотического самосознания в обществе, что может быть реализовано на уровне формирования специальных опросов, направленных на раскрытие наиболее распространенных в среде населения способов трактовки патриотизма. Это связано с тем, что определение личной позиции в качестве патриотичексой далеко не всегда свидетельствует о действительном наличии у участника общественных отношений патриотического мировоззрения. В настоящее время одной из серьезных проблем становится развитие национализма и ксенофобии, при этом многие представители националистического движения позиционируют себя в качестве патриотов. Что существенно, данная тенденция влечет за собой, с одной стороны, широкую трансляцию псевдопатриотических установок, с другой -дискредитацию патриотизма, как формы мировоззрения, связанную с возникновением широкого ряда патриотически мотивированных деструктивных явлений [1].

Итак, анализ сферы проявления патриотизма, как основания для изучения его представленности на уровне социальной системы свидетельствует о том, что, с одной стороны, существует ряд методологических затруднений, определяющих возникновение статистических погрешностей при анализе текущей ситуации, с другой стороны - при использовании системного подхода и комплексного анализа основных аспектов проявления (и формирования) патриотизма степень достоверности и точности приобретаемых данных существенным образом возрастает. Вместе с тем, проведенный обзор продемонстрировал недостаточность эмпирического анализа уровня патриотизма в обществе и, в частности, актуализировал проблему отражения системных взаимосвязей в рамках текущей социальной структуры, связанных с тематикой патриотизма.

Другим важным аспектом рассмотрения сферы проявления патриотизма является то, что он представляет собой значимую регулятивную функцию общества, и в этом отношении ряд социальных процессов оказывается детерминирован уровнем развитости конструктивных патриотических установок в обществе. Исследование функциональной определенности патриотизма в обществе представляет существенный теоретический интерес не только как основание актуализации проблемы, но

также и как средство определения косвенных показателей характера текущей ситуации. Кроме того, определение роли патриотизма в общественной регуляции позволяет определить, в том числе, и его прикладное значение для решения конкретных социальных задач.

Проведенный обзор позволяет прийти к значимому выводу: патриотизм представляет собой форму социального мировоззрения, одновременно с этим его ценностная и деятельностная ориентированность определяют роль патриотических установок в формировании специфического типа социальной активности, основанной на любви к своей стране (Родине) и стремлении к ее благополучию. Таким образом, как на уровне ценностных императивов, так и на уровне принимаемых моделей социальной активности патриотизм выступает в качестве регулятора общественных отношений. В ряде случаев на базе общих патриотических установок формируются специфические социальные объединения, направленные на коллективное осуществление социально значимых действий. Это свидетельствует о том, что в отдельных случаях патриотизм выходит на уровень институционализации, что является весьма значимой социальной тенденцией. Следует отметить, что поддержка и формирование институционализированных патриотических объединений является одной из важных форм воздействия на складывающуюся ситуацию. Вместе с тем, деятельность патриотических организаций не исчерпывает структурный аспект проблемы патриотизма. Как уже было показано выше, патриотизм, как мировоззрение, имеет два значимых источника, на которые он опирается - социальные установки, транслируемые на уровне культуры и личный социальный опыт членов общества. Речь в данном случае идет о том, что осознание общественной структуры, к которой непосредственно относит себя конкретный человек, опирается на его личный опыт включенности в структуру общественных отношений [3]. И в этом смысле в зависимости от характера этого опыта могут возникнуть как конструктивные, так и отрицательные по своему значению социальные установки. Вместе с тем, характер социального опыта членов общества напрямую определяется структурой и характером общественных отношений. Еще одной, в равной степени существенной детерминантой развития конструктивных форм общественного сознания является представленность на уровне культуры соответствующих мировоззренческих установок, их воспроизводство и трансляция. Это связано с тем, что в процессе социализации человек сначала проходит этап некритического принятия информации об окружающей его социокультурной данности, и лишь в дальнейшем приобретает способность к критическому ее осмыслению. Таким образом, проблема развития текущей представленности патриотизма, в конечном счете, сводится к двум основным аспектам - уровню, характеру и содержанию культуры с одной стороны, а также структуре и состоянию общества (и, соответственно, социальных взаимодействий) с другой. Анализ социокультурного аспекта связан с рассмотрением специфики процессов трансляции социальных установок, определением текущего состояния и содержания культуры, рассмотрением

механизмов социальной коммуникации и особенностей современного информационного пространства.

Рассмотрим подробнее обозначенные аспекты проблемы. Динамика и содержание культурных процессов представляют собой важнейший фактор формирования мировоззренческих установок членов общества. При этом речь идет о множестве различных по своему уровню каналов передачи информации - от непосредственной коммуникации до ознакомления с различного рода продуктами культуры. Одним из важнейших аспектов проблемы является уровень развития национальной культуры а также целостность социального мировоззрения. Современный уровень развития информационных технологий, а также уровень образования членов общества задают чрезвычайно интенсивный темп информационного обмена. Это определяет не только скорость протекания информационных процессов (в частности, обогащения и трансформации культуры), но также и момент многообразия культурных форм, связанный с интенсивностью процесса межкультурной коммуникации. Следствием интенсивного процесса межкультурной коммуникации становится возникновение феномена смешанного мировоззрения, характеризующегося эклектичностью и внутренней противоречивостью. Кроме того, трансляция внешних по отношению к культуре общества моделей поведения нарушает процесс социализации, в результате чего ценностные ориентиры членов общества зачастую приобретают деструктивный характер. Отдельного внимания заслуживает также и то, что ознакомление с информационной продукцией (просмотр телепередач, ознакомление с зарубежным кинематографом) представляет собой одну из разновидностей социального опыта, формирующего установки мировоззрения членов общества [2]. В частности, имеет место трансляция идеалов потребления, материальных ценностей, элементов социального статуса и т. д. Помимо этого приобщение к зарубежной информационной продукции имеет также идеологический характер, а в отдельных случаях инициирует процесс равнения на западные образцы. Эта тенденция, сама по себе, является дестабилизирующим фактором и в значительной мере нарушает процесс формирования патриотических установок в среде общества. Вместе с тем, имеет место и обратное отношение: наличие устойчивого патриотического мировоззрения способствует фильтрации идеологического содержимого воспринимаемой культурной продукции и способствует сохранению внутренней целостности общества.

Сказанное выше очередной раз актуализирует важность патриотизма и его конструктивного исследования, что, безусловно, связано с практически-прикладным характером проблемы. При этом следует учитывать, что основные факторы развития патриотизма представляют собой не изолированные друг от друга явления и тенденции, но тесно связанные условия протекания общественных процессов. В отдельных случаях реализуется момент взаимного определения эффективности протекания

конкретных социальных процессов и уровня развития патриотического сознания. В совокупности это свидетельствует о том, что исследование патриотизма должно опираться на динамическую социальную модель, отражающую основные аспекты взаимодействия элементов общественной структуры.

Литература:

1. Кочиева Л. Г. Патриотизм, национализм, экстремизм: сравнительный анализ [Текст] / Л. Г. Кочиева // Молодой ученый. - 2014. -№20. - С. 483-485.

2. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства: монография / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, Н. А. Романович. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 352 с.

3. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г. С. Батыгин, М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с.

Literature:

1. Kochieva L. G. Patriotism, nationalism, extremism: a comparative analysis [Text] / L. G. Kochiev // Young scientist. - 2014. - No. 20. - Pp. 483-485.

2. Chuprov V. I., Zubok Yu. A., R. N. A. Attitude towards social reality in the Russian society: socio-cultural mechanism for the formation and reproduction: monograph / V. I. Chuprov, Yu. a. Zubok, N. A. Romanovich. M.: Norma, INFRA-M, 2014. - 352 p.

3. Schütz A. the Semantic structure of everyday world: essays on phenomenological sociology / Comp. Alkhasov A. Y.; TRANS. from English. A. J. Alkhasov, N. Ya Malumanay; Scientific. translation ed. by G. S. Batygin, M.: Institute of Fund "Public opinion", 2003, 336p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.