Научная статья на тему 'Патриотическое самоопределение российской молодежи: экспликация понятия и специфика социологического исследования'

Патриотическое самоопределение российской молодежи: экспликация понятия и специфика социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
302
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / РОДИНА / СОЛИДАРНОСТЬ / PATRIOTIC SELF-DETERMINATION / PATRIOTISM / SELF-DETERMINATION / YOUTH / VALUES / HOMELAND / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальсагова Хава Иссаевна

В данной статье с позиций социологической постановки проблемы и попытки ее концептуализации на уровне уточнения методологических параметров анализируется патриотическое самоопределение российской молодежи. Для современной российской реальности данная проблема интересна и важна по ряду причин, связанных с вызовами глобализации и тенденциями в сфере международных отношений, а также внутренними проблемами российского общества, испытывающего острый дефицит солидарности, необходимой для решения социально значимых задач. В этой связи актуализируется проблема ресурсного потенциала патриотизма и его использования в единении российского народа и повышении его солидарной активности. Обращение к молодежи как субъекту патриотического самоопределения предполагает в качестве методологически перспективных использование положений концепции социального развития молодежи, интерпретирующей самоопределение как субъектную форму воспроизводства, а саму молодежь как субъект общественного воспроизводства, от выбора которой в пространстве жизненного самоопределения, в том числе и в области патриотизма, зависит общественная динамика. Предложенное в работе понимание патриотического самоопределения выделяет в качестве важного методологического основания исследования данного явления в молодежной среде аксиологический подход, в котором ценностная сущность патриотизма сочетается с субъективными смыслами и механизмами самого процесса самоопределения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the methodological parameters, patriotic self-determination of the Russian youth are analyzed from the standpoint of sociological statement of the problem and the attempt of its conceptualization For modern Russian reality, this problem is interesting and important due to a number of reasons related to the challenges of globalization and the trends in international relations, as well as the internal problems of Russian society with an acute shortage of solidarity necessary for solving socially significant tasks. In this regard, the problem of the resource potential of patriotism and its use in uniting the Russian people and increasing of solidarity activity is actualized. The consideration of the youth as a subject of patriotic self-determination presupposes as methodologically promising concept the use of the social development of youth concept, interpreting self-determination as a subjective form of reproduction, and the youth itself as a subject of social reproduction; social dynamics depends from the choice of which in the life self-determination, including patriotism, The proposed understanding of patriotic selfdetermination highlights the axiological approach as an important methodological basis for study this phenomenon in the youth environment, in which the value essence of patriotism is combined with the subjective meanings and mechanisms of the self-determination process.

Текст научной работы на тему «Патриотическое самоопределение российской молодежи: экспликация понятия и специфика социологического исследования»

УДК 316.4

DOI 10.23683/2227-8656.2017.6.16

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ И СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

PATRIOTIC SELF-DETERMINATION OF THE RUSSIAN YOUTH: THE EXPLICATION OF THE CONCEPT AND THE SPECIFICS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Мальсагова Хава Иссаевна

Соискатель,

Адыгейский государственный

университет,

г. Майкоп,

e-mail: malsagovakh@gmail.com

В данной статье с позиций социологической постановки проблемы и попытки ее концептуализации на уровне уточнения методологических параметров анализируется патриотическое самоопределение российской молодежи. Для современной российской реальности данная проблема интересна и важна по ряду причин, связанных с вызовами глобализации и тенденциями в сфере международных отношений, а также внутренними проблемами российского общества, испытывающего острый дефицит солидарности, необходимой для решения социально значимых задач. В этой связи актуализируется проблема ресурсного потенциала патриотизма и его использования в единении российского народа и повышении его солидарной ак-

Khava I. Malsagova

Applicant, Adygei State University, Maikop,

e-mail: malsagovakh@gmail.com

In the article the methodological parameters, patriotic self-determination of the Russian youth are analyzed from the standpoint of sociological statement of the problem and the attempt of its conceptualization For modern Russian reality, this problem is interesting and important due to a number of reasons related to the challenges of globalization and the trends in international relations, as well as the internal problems of Russian society with an acute shortage of solidarity necessary for solving socially significant tasks. In this regard, the problem of the resource potential of patriotism and its use in uniting the Russian people and increasing of solidarity activity is actualized. The consideration of the youth as a subject of patriotic self-determination presupposes as methodologically promising concept the use of the social development of

тивности. Обращение к молодежи как субъекту патриотического самоопределения предполагает в качестве методологически перспективных использование положений концепции социального развития молодежи, интерпретирующей самоопределение как субъектную форму воспроизводства, а саму молодежь - как субъект общественного воспроизводства, от выбора которой в пространстве жизненного самоопределения, в том числе и в области патриотизма, зависит общественная динамика. Предложенное в работе понимание патриотического самоопределения выделяет в качестве важного методологического основания исследования данного явления в молодежной среде аксиологический подход, в котором ценностная сущность патриотизма сочетается с субъективными смыслами и механизмами самого процесса самоопределения.

Ключевые слова: патриотическое самоопределение, патриотизм, самоопределение, молодежь, ценности, Родина, солидарность.

youth concept, interpreting self-determination as a subjective form of reproduction, and the youth itself as a subject of social reproduction; social dynamics depends from the choice of which in the life self-determination, including patriotism, The proposed understanding of patriotic self-determination highlights the axiological approach as an important methodological basis for study this phenomenon in the youth environment, in which the value essence of patriotism is combined with the subjective meanings and mechanisms of the self-determination process.

Keywords: patriotic self-determination, patriotism, self-determination, youth, values, Homeland, solidarity.

Введение: постановка проблемы

«О патриотизме обычно вспоминают в эпоху серьезных испытаний духовных и нравственных сил народа» - эти слова А.В. Лубского [1, с. 46] как нельзя лучше подходят для объяснения ситуации чрезмерного внимания к патриотизму на всех уровнях организации социальной жизни российского общества - управленческой, воспитательной, научной, образовательной, культурной. Именно сегодня в «условиях глобальных вызовов, связанных с международным терроризмом, антироссийской политикой определенных политических сил на Западе, их попытками ограничить национальный суверенитет России и понизить ее статус до уровня региональной державы» [2, с. 41] Российское государство и общество испытывают потребность в консолидации, повышении солидарной активности, а потому актуализируется проблема поиска ресурсов социальной консолидации солидаризации народа.

Таким ресурсным потенциалом, способным объединить российский полиэтничный народ в рамках общероссийской идентичности, обладает патриотизм, а потому актуализируется проблема его активного использования в воспитании молодежи, формировании у нее идентифи-

кационных маркеров и гражданских установок, повышении социальной активности.

Иными словами, патриотизм может стать мощным ресурсом социального самоопределения и консолидации многонационального российского народа, но он не должен носить стихийного, неорганизованного характера, связанного с какими-то экстремальными ситуациями, вызывающими патриотический бум (по аналогии с ситуацией присоединения Крыма к России). Исследователи говорят о том, что «на повестку дня выступает выработка формулы общероссийского патриотизма как ресурса социального самоопределения в российском обществе» [3, с. 3].

Мы же в своем исследовании на повестку дня выносим проблему патриотического самоопределения молодежи как значимого компонента социального самоопределения, базирующегося на ресурсном потенциале патриотизма. Мы полагаем, что патриотическое самоопределение российской молодежи, которое осуществляется в условиях многогранности самого понятия патриотизма и стихийного характера его формирования в молодежной среде посредством воздействия различных акторов социализации, может приобретать самые разнообразные формы -от конструктивных до деструктивных. Их социологический анализ позволит измерить характер, уровень и направленность патриотизма в молодежной среде, определить перспективы и социальные последствия его развития у молодых поколений в ближайшей перспективе. Но предварять такой анализ должен механизм теоретического самоопределения относительно исследуемого явления - патриотического самоопределения молодежи.

Патриотическое самоопределение: экспликация понятия

Следует заметить, что в социологии понятие «патриотическое самоопределение» не заняло еще своей ниши и нуждается в понятийной экспликации. Собственно, отсутствуют концептуальные разработки в данном направлении и в других отраслях социально-гуманитарного знания, хотя попытки ввести это понятие в методологический научный инструментарий имеются, в частности, в философско-педагогическом аспекте, определяющем патриотическое самоопределение в качестве важнейшего элемента образовательного и воспитательного процесса [4]. Для педагогики такой подход к патриотическому самоопределению вполне объясним, но его ограниченность образовательным пространством не позволяет раскрыть всю многогранность и ресурсную масштабность с точки зрения явления, не ограниченного институциональными акторами и инструментальными практиками.

Именно социологический подход к патриотическому самоопределению позволит раскрыть всю многосложную и противоречивую природу данного понятия и явления, его детерминированность внутренними (субъективными) факторами при безусловной зависимости от внешних (объективных), поскольку актором патриотического самоопределения является сам индивид как субъект данного процесса, осуществляющий в поливариантном пространстве самоопределения выбор, формирующий его субъектность, его отношение к тем или иным явлениям и процессам в социальной реальности, по отношению которых он определился.

Поскольку в социологическом поле исследования понятие патриотического самоопределения не представлено как концептуально выдержанное и методологически верифицированное, нам предстоит осуществить такую попытку, обоснованность которой нам видится в наличии концептуально разработанного в социологии понятия «самоопределение», выступающего базовым по отношению к понятию «патриотическое самоопределение».

Иначе говоря, наличие методологических оснований в исследовании понятия самоопределения в социологии раскрывает перед нами перспективы социологической концептуализации понятия «патриотическое самоопределение».

Надо сказать, что самоопределение в социологии включено в широкий тематический контекст - данное понятие используется учеными в области изучения траекторий молодежи в различных сферах - экономической, профессиональной, политической, духовной. За точку отсчета берется сущностное основание самоопределения - осуществляемый индивидом выбор из имеющихся альтернатив, вариантов в соответствии с личными предпочтениями, представлениями о себе и том явлении, относительно которого стоит задача самоопределения. Вторым важным сущностным основанием самоопределения является субъект-ность индивида, который именно в этом акте выбора, определения себя в отношении конкретного явления формирует и проявляет свою субъ-ектность.

Указанные аспекты процесса самоопределения находят свое выражение в методологических границах концепции социального развития молодежи, интерпретирующей самоопределение как субъектную форму воспроизводства [5, с. 17]. Этот подход стал основой для понимания П.П. Красноруцким самоопределения как «процесса поиска и выбора индивидуальной жизненной траектории в конкретной сфере жизнедеятельности, обусловленного как внутренними, личностными

факторами (ценностные приоритеты, способности и возможности, жизненные цели и мировоззренческие установки), так и внешними (сложившаяся система ценностей, традиций, экономических и стратификационных отношений в обществе, характер межгенерационных отношений и функциональность каналов мобильности и т. п.)» [6, с. 14].

Достаточно близкой позиции придерживаются и другие исследователи, рассматривающие самоопределение как осуществляемый субъектом поиск своего способа жизнедеятельности в границах сложившейся системы жизненных смыслов, принципов, ценностей, возможностей, способностей и ожиданий, а также особенностей отношения к миру и человеческому сообществу [7, с. 51]. И здесь, как видим, субъектность и выбор выступают ключевыми маркерами процесса самоопределения, который, по сути, и детерминирует процесс становления субъектности индивида, включающегося в систему социальных отношений по мере того, как происходят жизненный поиск и выбор в тех или иных областях общественной жизни.

Исходя из указанных методологических оснований, можно предложить следующее понимание патриотического самоопределения. Патриотическое самоопределение - это реализуемый на основе сложившихся знаний, ценностей, представлений, установок о патриотизме выбор индивидуального способа жизнедеятельности, отражающего отношение индивида к своему Отечеству и народу. Соответственно, если речь идет о патриотическом самоопределении молодежи, то под данным явлением понимается реализуемый на основе сложившихся у молодежи знаний, ценностей, представлений, установок о патриотизме выбор способа жизнедеятельности, который является индикатором ее отношения к Отечеству и народу.

Такая трактовка патриотического самоопределения базируется, как уже было показано, на концептуальных положениях теории субъектно-сти и теории социального развития молодежи, которая, в свою очередь, стала основанием широко известного всем социологам воспроизводственного подхода к исследованию молодежи и рисков в ходе становления ее субъектности, а также концептуальных представлениях о патриотизме, сложившихся в пространстве социологической рефлексии.

Теоретическое пространство исследования патриотизма как пространство концептуализации патриотического самоопределения российской молодежи

Понятие патриотического самоопределения как двусложное и включающее в себя разнопорядковые явления - самоопределение и патриотизм - определяет важность обращения к теоретическим подхо-

дам, сложившимся в социологии в отношении к патриотизму. Это позволит в итоге выделить наиболее перспективные для изучения патриотического самоопределения российской молодежи в условиях современных российских социально-экономических и политических реалий, достаточно противоречиво отражающих тенденции патриотизации молодежи страны, не имеющей четких представлений ни о патриотизме, который ассоциируется преимущественно с любовью к Родине, ни о его роли в реализации полных неопределенности с точки зрения вектора общественно-политических трансформаций стратегических планов Российского государства. Молодежь для осуществления самостоятельного и осознанного выбора из имеющихся альтернатив в понимании и восприятии патриотизма должна иметь представления об этом явлении, как и те, кто реализует функции в области патриотического воспитания, разработки программных государственных проектов и концепций.

Социологический подход к патриотизму интересен тем, что в его рамках аккумулировались самые разнообразные аспекты и представления, сущностные проявления данного явления, получившие разработку в других научных дисциплинах. Самым распространенным в социологии стал аксиологический подход к патриотизму, в котором нашло выражение ценностное отношение индивида к Родине, выступающее основанием самого существования и жизнедеятельности социума как социокультурного целого, поскольку, если отталкиваться от концептуальных позиций И.В. Цветковой [8, с. 47], патриотизм включает в себя ряд ценностей, ориентированных на поддержание социального порядка в социуме, его защиту в случае угрозы родине и готовности к жертвам ради нее; на формирование духовного пространства и уважительного отношения к культуре и традициям своего народа, его культурных достижений, к его настоящему и прошлому; на формирование социальной солидарности, рост социальной активности и консолидации, а также поддержку государственной политики, реализуемой в интересах государства и общества.

Стоит согласиться с тем, что патриотизм, независимо от его восприятия и интерпретации в различные периоды российской истории, продолжает сохраняться как ценность, традиционная для российского социокультурного мира и российской ментальности [9, с. 69]. Но при этом наполнение этой ценности с точки зрения восприятия ее обществом и отношения к патриотизму динамично, что мы и наблюдаем, когда сравниваем патриотические установки молодых и старших поколений россиян [10, с. 16]. Очевидно, что с позиций исследования патриотического самоопределения, основанного на сложившихся ценностных и ми-

ровоззренческих установках индивида, аксиологический подход к патриотизму представляется весьма значимым. А к нему достаточно гармонично подходит ресурсный подход, который используется в социологии для осмысления перспектив формирования базовых интегративных ценностей в обществе, перспектив его влияния на повышение культуры самоорганизации общества, повышение его активности [11, с. 19].

Аксиологический подход используется как определяющий также в исследовании патриотического сознания молодежи, и в этом отношении российские ученые приходят к выводу о том, что из фундаментальной черты мировоззрения российских граждан патриотизм трансформировался в одну из многочисленных ценностей инструментального порядка [12].

Популярным в социологии является также конструктивистский подход к изучению патриотизма, который в рамках этого подхода ассоциируется с продуктом искусственного конструирования реальности на основе деятельности специальных акторов, каковыми в России всегда были представители политического управления.

В последнее время социологическое поле патриотизма заполняется работами, в которых анализу подвергаются такие понятия, как гражданственность и гражданский патриотизм, с которыми связываются перспективы формирования в России гражданской идентичности [13]. Патриотизм в России всегда был идеологически окрашенным явлением, и стоит ли удивляться, что столь активно эксплуатируется и на уровне политики, и на уровне научных изысканий понятие гражданского патриотизма, для которого, конечно же, в России еще не создано социокультурных условий.

Важно с точки зрения проблемы патриотического самоопределения молодежи обратиться к проблеме двойного механизма формирования патриотических установок в молодежной среде: 1) искусственного конструирования любви к большой Родине, которое осуществляется институциональными акторами и зачастую связано с идеологическими концептами; 2) механизма внутренней самоорганизации в рамках самоопределения народа, социальных групп, индивида к малой родине [14, с. 14]. Именно второй механизм срабатывает в рамках внутреннего самоопределения в процессе поиска и выбора альтернатив в пространстве патриотизма, его восприятия и отношения к нему, и важно, чтобы эти установки не расходились с конструируемыми на уровне реализации первого механизма патриотизации молодежи.

Выводы

Безусловно, на уровне данной статьи можно было только обрисовать контуры обширного исследовательского пространства, в котором раскрываются разнообразные аспекты патриотического самоопределе-

ГУМАНИТАРИИ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA 2017 Том 6 № 6_2017 Vol. 6 N 6

ния молодежи, которая должна сделать выбор, а значит, этот выбор должен быть хорошо знаком, понятен, личностно значим, что отсылает нас к проблеме стихийной социализации и достаточно грубой патриотизации всего населения страны и молодого, прежде всего, с целью решения стоящих перед властью в данный период времени задач. Такой инструментальный подход к патриотизму опасен вырождением данного явления в чисто идеологический конструкт [15], лишенный деятельностного содержания как отражения включенности патриотизма в структуру жизненных ценностей и восприятия окружающего мира и себя в нем.

Молодежь должна знать, что она выбирает и с какой целью. Общество должно понимать смысл сделанного молодежью выбора и последствия этого выбора. Только тогда, когда будут расставлены акценты и понятны смысла, патриотический выбор станет основанием для формирования гражданской ответственности и причастности к судьбе страны на основе осознанного самоопределения в области патриотизма. В этом видится нам ценность социологических разработок и последующих замеров в области патриотического самоопределения молодежи, в котором пространство хаотических смыслов патриотизма, наблюдаемых в современной российской реальности, не позволяет выйти на уровень солидарной активности с единым восприятием ценностей и смыслов патриотизма как оснований для патриотических практик.

Литература References

1. Лубский A.B. Гражданский патрио- 1. Lubskiy A.V. Grazhdanskiy patriotizm: тизм: о совместимости патриотизма и o sovmestimosti patriotizma i grazhdanstven-гражданственности в российском обще- nosti v rossiyskom obshchestve // Gumani-стве // Гуманитарий Юга России. 2017. tariy Yuga Rossii. 2017. T. 23, № 1. P. 42Т. 23, № 1. С. 42-59. 59.

2. ВолковЮ.Г. Солидарная активность 2. Volkov Yu.G. Solidarnaya aktivnost' v в российском обществе: креативные rossiyskom obshchestve: kreativnye praktiki практики // Социологические исследова- // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 2. ния. 2017. № 2. С. 41-48. P. 41-48.

3. Дубровин В.Л. Патриотизм как ре- 3. Dubrovin V.L. Patriotizm kak resurs сурс социального самоопределения в рос- sotsial'nogo samoopredeleniya v rossiyskom сийском обществе : автореф. дис. ... канд. obshchestve: avtoreferat dis. ... kand. sotsiol. социол. наук. Ростов н/Д., 2015. 39 с. nauk. Rostov n/D., 2015. 39 p.

4. Аралова Е.В., Положенцева И.В. 4. Aralova E.V., Polozhentseva I.V. Философские вопросы самопознания и Filosofskie voprosy samopoznaniya i faktory факторы патриотического самоопределе- patrioticheskogo samoopredeleniya mo-ния молодежи: педагогический аспект // lodezhi: pedagogicheskiy aspekt // Vlast'. Власть. 2017. № 10. С. 100-104. 2017. № 10. P. 100-104.

5. ЧупровВ.И., ЗубокЮ.А., ПевцоваЕ.А. 5. Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Pevtsova Молодежь и кризис: диалектика неопреде- E.A. Molodezh' i krizis: dialektika neopre-ленности и определенности в социальном delennosti i opredelennosti v sotsial'nom развитии. М. : Русское слово - РС, 2009. 237 с. razvitii. M.: Russkoe slovo - RS, 2009. 237 p.

6. Красноруцкий П.П. Духовное самоопределение российской молодежи в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2013. 37 с.

7. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодежи: структура и детерминация // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 50-55.

8. Цветкова И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 45-51.

9. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67-74.

10. Куликов С.П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 38 с.

11. Асланов Я.А. Формирование патриотизма в процессе социализации российской студенческой молодежи (на примере Ростовской области) : автореф. дис. . канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 38 с.

12. Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.

13. Ореховская Н.А. Патриотизм - основа национальной безопасности России // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 79-82.

14. Насибова И.Н. Молодежный туризм как агент формирования патриотизма в молодежной среде российского общества: социализационный потенциал и оценка его эффективности : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 39 с.

15. Верещагина А.В. Ресурсный потенциал патриотизма и особенности его реализации в современной России // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2017. № 1 (60). С. 21-31.

Поступила в редакцию

6. Krasnorutskiy P.P. Dukhovnoe samoo-predelenie rossiyskoy molodezhi v usloviyakh globalizatsii. Avtoreferat dis. ... kand. sots. nauk. Rostov n/D., 2013. 37 p.

7. Zhuravlev A.L., Kupreychenko A.B. Ekonomicheskoe samoopredelenie molodezhi: struktura i determinatsiya // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 2007. № 1. P. 50-55.

8. Tsvetkova I.V. Pokolencheskie razlichiya v dinamike patrioticheskikh tsen-nostey (na primere g. Tol'yatti) // Sotsiolog-icheskie issledovaniya. 2014. № 3. P. 45-51.

9. Khaliy I. A. Patriotizm v Rossii: opyt tipologizatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 2. P. 67-74.

10. Kulikov S.P. Patriotizm v rossiyskom obshchestve: pokolencheskaya spetsifika, strategii regeneratsii i riski imitatsii: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Rostov n/D., 2016. 38 p.

11. Aslanov Ya.A. Formirovanie patriot-izma v protsesse sotsializatsii rossiyskoy stu-dencheskoy molodezhi (na primere Ros-tovskoy oblasti): avtoreferat dis. ... kand. sotsiol. nauk. Rostov n/D., 2016. 38 p.

12. Barkov F.A., Serikov A.V., Cher-nous V.V. Patrioticheskoe soznanie molodezhi Rostovskoy oblasti // Gumanitariy Yuga Rossii. 2013. № 2. P. 58-76.

13. Orekhovskaya N.A. Patriotizm - osno-va natsional'noy bezopasnosti Rossii // Ka-zanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2015. № 6. P. 79-82.

14. Nasibova I.N. Molodezhnyy turizm kak agent formirovaniya patriotizma v molodezh-noy srede rossiyskogo obshchestva: sotsi-alizatsionnyy potentsial i otsenka ego effek-tivnosti: avtoreferat dis. ... kand. sotsiol. nauk. Rostov n/D., 2016. 39 p.

15. Vereshchagina A.V. Resursnyy potent-sial patriotizma i osobennosti ego realizatsii v sovremennoy Rossii // POISK: Politika. Ob-shchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 2017. № 1 (60). P. 21-31.

2 октября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.