Научная статья на тему 'Методологические и теоретические подходы организации нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи'

Методологические и теоретические подходы организации нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОД ДИЛЕММ И РЕФЛЕКСИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ / ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORAL AND ETHICAL EDUCATION / METHOD OF DILEMMAS AND REFLECTION / STIMULATION AND MOTIVATION / VOLUNTEER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Елена Игоревна

Статья посвящена проблеме нравственно-этического воспитания студентов колледжа. Проблема заключается в теоретическом и практическом обосновании успешности развития этого направления у студентов колледжа. Рассмотрены используемые методы и приёмы в нравственном воспитании студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND THEORETICAL APPROACHES TO MORAL AND ETHICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article is devoted to the problem of moral and ethical education of College students. The problem lies in the theoretical and practical justification of the success of the development of this direction in College students. The methods and techniques used in the moral education of students.

Текст научной работы на тему «Методологические и теоретические подходы организации нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи»

сфере, нами разрабатывались компьютерные тесты, дневники оценки состояния здоровья, комплексные тесты определения уровня физической подготовленности, а также в качестве эксперимента бинарная форма проведения зачёта, всё это нам кажется весьма перспективным.

Выводы:

1. Новая парадигма образования, требует новых подходов к организации образовательного процесса, и пересмотру подходов к оценке полученных знаний.

2. Формирование общекультурной компетенции ОК - 8 средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту представляется весьма реальным, для этого надо изменить немного процесс преподавания. Необходимо уметь манипулировать познавательной активностью студентов, в нужный момент её активируя и воспользоваться образовательными возможностями рефлексии.

3. Форма оценки уровня сформированности компетенций должна быть комплексная и одинаково эффективно оценивать и знания, и умения, и владения. Для выбора лучшей формы оценивания составляющих компетенции необходимо отбирать формы оценки исходя из специфики дисциплины. Представляется, что поиск адекватных механизмов оценки уровня сформированности компетенций с учётом специфики элективных дисциплин по физической культуре и спорту, ещё предстоит.

Литература:

1. Звягинцев М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики [Текст] / М.В. Звягинцев // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч.4. - С. 118 - 123.

2. Звягинцев М.В. Построение концепции, интегрированной личностно-ориентированной физической культуры [Текст] / М.В. Звягинцев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 2 (156) - 2018. - С. 58 - 63.

3. Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция (уровень бакалавриата).

Педагогика

УДК 371

аспирант Павлова Елена Игоревна

Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственно-этического воспитания студентов колледжа. Проблема заключается в теоретическом и практическом обосновании успешности развития этого направления у студентов колледжа.

Рассмотрены используемые методы и приёмы в нравственном воспитании студенческой молодёжи.

Ключевые слова: нравственно-этическое воспитание, метод дилемм и рефлексия, стимулирование и мотивация, волонтёрская деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of moral and ethical education of College students. The problem lies in the theoretical and practical justification of the success of the development of this direction in College students. The methods and techniques used in the moral education of students.

Keywords: moral and ethical education, method of dilemmas and reflection, stimulation and motivation, volunteer activity.

Введение. В настоящее время тема нравственно-этического воспитания актуальна как никогда. Сейчас молодёжи, живущей в мегаполисах, необходима в данном направлении помощь со стороны опытного педагога. В течение всего своего существования человечество накопило нормы и правила, поддерживающие определенные отношения в обществе, а так же гарантирующие его стабильность и безопасность для граждан. Они позволяют людям развиваться, достигать задуманного, не ущемляя прав рядом живущих.

Великий мыслитель Пифагор уже в VI веке до н.э. говорил: «Где нравы без просвещения и просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой». Он призывал: «Старайтесь прежде иметь добрые нравы, чем законы: нравы есть самые первые законы» [5, с. 441. Для передачи норм и правил поведения выработаны приемы, составляющие основу воспитания. В нравственном воспитании используются различные методы и приемы воспитательного воздействия, к которым относятся: требование, просьба, напоминание, поручение, распоряжение. В нравственном воспитании важное место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы.

Изложение основного материала статьи. В современной образовательной практике в процессе нравственно - этического воспитания студенческой молодёжи выделяют ведущие методологические подходы и методы организации воспитательной работы.

Рассмотрим их подробнее.

Как показал анализ литературы [6-8 и др.], в современной образовательной практике реализуется следующий комплекс методологических подходов: аксиологический подход, системный подход, субъектный подход, деятельностный подход, средовой подход и др.

Деятельностный подход. Теоретические основы деятельностного подходы были разработаны Б. Г. Ананьевым, А. В. Брушлинским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. (в кн. А. В. Хуроского) [10] Реализация деятельностного подхода предполагает «коллективную коммуникацию» в процессе воспитания, активную деятельность студента в процессе достижения цели. Деятельностный подход предусматривает:

1) создание комфортной образовательно-воспитательной среды;

2) партнерские «субъект-субъектные» взаимоотношения студента с педагогами и сокурсниками;

3) коллективная ответсвенность субъектов воспитательного процесса.

В рамках деятельностного подхода мы связываем личность студента и его деятельность. Изменение в

характеристиках личности, ведет к изменению его дальнейшей деятельности. Особенности воспитательного процесса на основе деятельностного подхода в том, что необходимо создать (спроектировать, сконструировать) ситуацию воспитательной деятельности. Цель создание ситуации - объединение средств воспитания и обучения в единую систему, которая будет стимулировать к социально значимой деятельности студентов.

Аксиологический подход является основой теории ценностей. Опора на аксиологический подход предполагает формирование нравственно-этических ценностей студенческой молодежи, как в общественной сфере, так и в сфере его будущей профессиональной деятельности. Основные идеи аксиологического подхода раскрыты в работах С. Ф. Анисимова, Б. М. Бим-Бада, А. А. Бодалева, В. А. Сластенина и др. Сформированная система ценностей у молодежи будет выступать регулятором социального поведения, определять гуманистическую направленность деятельности.

Системный подход определяет взаимосвязь всех элементов, включенных в процесс нравственно-этического воспитания. Теоретическая основа системного подхода отражена в трудах В. Г. Афанасьева, В. П. Беспалько, А. Г Кузнецовой, Э. Г. Юдина и др. (в кн. А. Г. Кузнецовой) [9]. Нравственно-этическое воспитание объединяет в себе комплекс элементов: передача накопленного нравственного опыта молодому поколению, воспитательное влияние коллектива, формирование нравственных качеств и чувств, этического поведения. В педагогике системный подход дает возможность выделить и проанализировать каждый элемент, входящий в систему, сравнить их друг с другом, выделить сходства и различия.

Субъектный подход, разработанный учеными С. Л. Рубинштейном, К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским, В. В. Знаковым, З. И. Рябикиной, Л. А. Стахневой предусматривает рассмотрение личности с точки зрения не «пассивной рефлекторной машины», а сознательной, мыслящей личности, субъекта активной теоретической и практической деятельности. Л. С. Рубинштейн представлял основное свойство субъекта - активность. А. В. Брушлинский [2] отмечает, что «субъект не просто познает окружающий мир, он изменяет его, и изменяя его, он меняет и самого себя».

По мнению М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой можно выделить следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) [6].

Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства воспитуемых, подкрепляется упражнением. Сочетание убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Но в сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений не всегда удаётся сразу достигнуть поставленных педагогических целей, и в нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные отклонения от норм и требований общества.

Давайте посмотрим, на что нужно уделять внимание в воспитательной работе. Важная область педагогических знаний, необходимых в воспитании, знания о содержании принципов саморазвития и самовоспитания студентов - знание возрастных особенностей детей, периодов, в которые они особенно чувствительны к мнению окружающих и, значит, легче усваивают правила утверждения себя в обществе сверстников и взрослых. Эффективность нравственно-этического воспитания повышается, если родители и учителя осознают психологические законы и механизмы формирования личности, что дает им возможность воспитывать своего ребенка более уместными способами. Другая сфера знаний, необходимых для воспитательной работы - это основы организации общения педагогов, родителей и обучающихся, в ходе которого и происходят передача и усвоение норм и ценностей. От того, как организовано взаимодействие воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых друг с другом, во многом зависит формирование поведения обучающихся [1-5].

Самый эффективный метод воспитания - это воспитание своим примером. Молодёжь берёт пример в поведении, манере общения, системе ценностей людей, которые им нравятся или с которыми они часто сталкиваются в жизни. Склонность к подражанию сильно развита у молодых людей старшего подросткового возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Педагог, куратор может стать таким образцом для подражания. Он сможет воспитать у молодых людей понятия о нормах и правилах, действующих в современном обществе. Ведь человек не рождается с врождённой нравственностью.

Огромную роль играют СМИ в формировании мировоззрения, ценностных ориентировках и нравственных убеждениях. Поэтому СМИ являются нравственным воспитательным средством, которое формирует и развивают личность. Всё большую популярность сегодня получает волонтёрская деятельность, которая выполняет функцию нравственного воспитания. Систематическая работа волонтёрского движения, проводимая в колледже должна влиять на формирование нравственных качеств у студентов таких как: милосердие, отзывчивость, толерантность. С этой целью у студентов Гжельского колледжа был проведён социологический опрос «Как я отношусь к волонтерскому движению». В опросе приняли участие 100 человек, учащиеся 1-2 курса в возрасте 16-17 лет (табл. 1).

Таблица 1

Как я отношусь к волонтерскому движению

Вопросы Ответы Ответы в %

1 курс 2 курс

Укажите Ваш пол (подчеркнуть) женский 65 65

мужской 35 35

Укажите Ваш возраст (подчеркнуть) 16 74

17 26 100

Как Вы относитесь к волонтерской деятельности (подчеркнуть) положительно 100 100

отрицательно - -

Затрудняюсь ответить - -

Знаете ли Вы о волонтерских движениях в России (подчеркнуть) Да, знаю хорошо 55 90

Да, не так подробно 40 10

Нет, но что-то слышал 5 -

В результате опроса было выявлено, что студенческая молодёжь положительно относится к вопросу о волонтёрской деятельности. По вопросу знания о волонтёрской деятельности в России - 55% (1 курс), 90% (2 курс) респондентов из всех опрошенных знают хорошо, 40% (1курс), 10%(2 курс) респондентов из опрошенных знают не так подробно и только 5%(1 курс) не знают, но слышали об этом. На основании этих данных можно сказать, что многие молодые люди информированы о волонтёрском движении и это действительно так, поскольку в гжельском колледже ведётся работа по волонтёрскому движению.

Студенты колледжа оказывают помощь детям реабилитационного центра г. Куровское. Студенты осознают свою полезность и нужность в данной деятельности. Участвуя в волонтёрском движении они выражают свою активную общественную позицию. Многие студенты сдают кровь, понимая что это нужно для человека, которому необходима такая помощь.

Принимая участие в волонтёрском движении мы убеждены в том, что студенты станут честными, добрыми, милосердными и готовыми помочь в трудную минуту. А общество нуждается в высоко нравственных людях. Учреждение гжельского СПО готовит не только специалистов определённой сферы деятельности, но и формирует у них гражданские качества и занимается нравственно-этическим воспитанием. Это отражено в содержании внеурочных воспитательных мероприятиях. Главная роль отводится куратору на которого ложится ведущая роль в процессе воспитания нравственной личности студента и формировании коллектива.

Выводы. Научно-обоснованное отношение к процессу нравственно-этического воспитания состоит в обучении студентов умения видеть, подчеркивать и эффективно использовать в повседневной практике нравственный аспект любого вида деятельности.

В современных условиях реализуются различные формы работы со студенческой молодежью: волонтерские или добровольческие отряды и организации; молодежные клубы (спортивного или творческого характера); мастер-класс, беседы, тематические вечера, практические занятия; благотворительные акции.

Наиболее продуктивным оказывается сочетание классических и инновационных методов и форм в нравственно-этическом воспитании студенческой молодежи.

Литература:

1. Воронкова Г. Н. Воспитание личности в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации / Ом. гос. пед. ин-т им. Горького - Омск: ОГПИ, 2015. 132 с.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта // Человек. - 2002. - № 3. - С. 88-92.

3. Жукова Н. М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. / Н.М. Жукова - М.: МГАУ, 2015. 104 с.

4. Лаптев И. Г. Студенческая молодёжь как объект духовно-нравственного воспитания // Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (58). С. 104-108.

5. Павлова В.Д., Константинова М.Г. Воспитание нравственно-этических ценностей у студентов через волонтёрскую деятельность // Научно-методический журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - С. 160-164. - URL http://e-koncept.ru/2017/770739/htm

6. Первушина О.В., Погодаев С.М., Поползин К.Е., Тимуш В.Ф., Шаховалов Н.Н. Контекстный подход в системе подготовки магистранта по направлению "Народная художественная культура" // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 55-57.

7. Пифагоровы законы и нравственные правила. Афоризмы Эпиктета. - М.,СПб. - 2000 - 384 с.

8. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

9. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: моногр. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с.

10. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с.

11. Фишман Б.Е., Фишбейн М.Х., Буховцева О.В. К вопросу об оценке адаптированности студентов к социокультурной среде вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 19-21.

12. Шаломова Е.В. Нравственное воспитание как важное условие превенции аддиктивного поведения подростков // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 154-157

Педагогика

УДК:378.1

кандидат педагогический наук, доцент Павозкова Ольга Евгеньевна

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат психологических наук, доцент Маракушина Ирина Геннадьевна Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Старостина Елена Николаевна Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С СУБЪЕКТАМИ СФЕРЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. В статье представлены характеристики, проблемы, возможности взаимодействия вуза с субъектами сферы труда при реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Ключевые слова: взаимодействие, субъекты сферы труда, основная профессиональная образовательная программа, педагогическое образование.

Annotation. The article presents the characteristics, problems, opportunities of interaction of the University with the subjects of the sphere of labor in the implementation of the basic professional educational program in the direction of training "Pedagogical education".

Keywords: interaction, subjects of labor sphere, basic professional educational program, pedagogical education.

Введение. Взаимодействие вуза с субъектами сферы труда в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы осуществляется давно, но в современных условиях приобретает новые черты. Они обусловлены, с одной стороны, требованиями нормативного характера, которые отражены в «Законе об образовании в Российской Федерации», в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (ФГОС 3, 3+, 3++), с другой стороны, связаны со стремлением повысить качество образования.

Прежде всего, необходимо отметить, что взаимодействие - это процесс взаимного влияния, изменения. Система высшего образования и сфера труда, в данном случае система дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования, взаимодействие с субъектами которой мы и рассматриваем, безусловно, влияют друг на друга, но происходит это с разной степенью эффективности. Анализ сущностных характеристик, проблем, рисков, возможностей такого взаимодействия и составляет предмет нашего исследования.

В качестве участников взаимодействия со стороны вуза в данном случае выступают сотрудники, ответственные за реализацию соответствующей ОПОП. Для обозначения участников этого взаимодействия со стороны сферы труда (системы образования) в литературе используются разные термины: субъекты сферы труда; работодатели; руководители и работники организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы. Отметим при этом, что мы имеем в виду взаимодействие с широким кругом специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей будущей профессиональной деятельности выпускников.

Изложение основного материала статьи. Значение взаимодействия вуза и субъектов сферы труда сложно переоценить. Оно является мощным фактором обеспечения и совершенствования качества подготовки специалистов, развития основной профессиональной образовательной программы.

В то же время, организация взаимодействия сопровождается определенными проблемами. Исследователи отмечают тенденцию, связанную с замкнутостью вузов на академических вопросах [1]. Думается, что внимание к академическим вопросам совершенно объективное явление для науки, но открытость в среду - это необходимое условие развития любой системы. Особенно важно это для системы педагогического образования.

В свою очередь, соответствующая сфера труда - система дошкольного, общего, дополнительного образования - загружена своей работой, возможности развития в контакте с наукой и системой высшего образования не всегда осознаются и используются, в любом случае, требуют времени и усилий.

Таким образом, взаимодействие с субъектами сферы труда, с работодателями обладает большими возможностями, но реализуются они далеко не автоматически, требуют осмысления возникающих проблем.

Изменения, происходящие в организации взаимодействия вуза с субъектами сферы труда, представляется целесообразным проанализировать на основе концепции развивающего и развивающегося педагогического взаимодействия Н.Ф.Радионовой [3]. В соответствии с данной концепцией взаимодействие рассматривается как развивающаяся целостность, в которой в единстве выступают субъект-субъектное и субъект-объектное взаимодействие, практическое и духовное, предметное и межличностное. Соответственно, ситуация взаимодействия характеризуется определенным типом взаимосвязи, содержанием обмена, способом обмена.

Тип взаимосвязи определяется характером субъектной позиции. Отметим, что инициативу во взаимодействии могут проявлять обе стороны, но сфера труда может это делать, а вуз должен, обязан ее проявлять и на определенном этапе выполнять функции ведущего. Развитие же типа взаимосвязи должно происходить в логике построения отношений сотрудничества, партнерских отношений, которые позволяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.